Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Страхи и боли предпринимателей: как их преодолеть?


У большинства основателей бизнеса есть различные страхи и боли ограничивающие рост компании, но не каждый знает как с ними бороться. Профессиональный ментор и коуч рассказал методах и лайфхаках


Эту статью написал участник сообщества

Александр Лебедев

Александр Лебедев

Директор ИП Лебедев АИ

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

У большинства основателей бизнеса есть различные страхи и боли ограничивающие рост компании, но не каждый знает как с ними бороться. Профессиональный ментор и коуч рассказал методах и лайфхаках


Эту статью написал участник сообщества

Александр Лебедев

Александр Лебедев

Директор ИП Лебедев АИ

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Чего же боятся и какие боли испытывают современные предприниматели?

По роду своей основной деятельности я много времени провожу с предпринимателями из различных сфер и регионах России. Одно из определений «предпринимателя» — лидер, готовый рисковать и проявлять инициативу, используя рыночные возможности. С этим определением я вполне согласен. Однако, несмотря на готовность рисковать и проявлять инициативу, предпринимателям также, как и всем людям, свойственно бояться и быть нерешительными. Как раз о страхах и болях предпринимателей поговорим в статье, на основе реальных примеров постараемся дать рабочие инструменты и методы борьбы с ними.

Самые распространенные страхи и барьеры

Среди страхов и барьеров для предпринимателей можно выделить десять основных:

  1. Барьер делегирования — «А кто, если не я», «Лучше меня это никто не сделает».
  2. Страх быть обманутым — «Как я могу доверить финансы и полномочия, ведь меня сразу обманут и украдут мои деньги? Украдут мою бизнес-идею и создадут свое».
  3. Страх потерять деньги — «Вдруг из-за неверного шага я попаду в кассовый разрыв, упадет рентабельность, и я потеряю бизнес».
  4. Страх упущенной выгоды — «Вот если бы …, то я бы получил ...»
  5. Барьер «контроля» — «Без моего личного контроля бизнес развалится, и никто ничего не сможет нормально сделать».
  6. «Синдром отличника» — «Я должен сделать идеально, все проверить, исправить, отладить и только потом смогу как-то быстро двигаться вперед. Пока модель не проверена и не отлажена нельзя масштабироваться», «Еще рано, надо «допилить».
  7. «Синдром самозванца» — «Я же не профессионал, куда мне до таких предпринимателей как...», «Я пока не научился.», «А что я могу, я всего лишь …»
  8. Страх «безделья» — «Если я все делегирую и бизнес будет работать без моего участия, то что буду делать я?», «Дома мне скучно и нечего делать, я бегу сразу на работу и нахожу себе дела».
  9. Страх «успеха» — «А вдруг я действительно этого добьюсь, что будет дальше?»
  10. Страх нового — «Я так привык и уже давно работаю», «По этому принципу еще мой дед работал и все было хорошо», «Ведь я добился всего, что есть у меня, поскольку делал это именно так».

Внимательно перечитайте еще раз все вышеперечисленные страхи, и ответьте лишь на один вопрос: есть ли хоть одно сходство с вами? Если да, то идем дальше.

Подсознание всему виной

Большинство современных психологов и экспертов считают, что большинство наших действий обусловлено нашим подсознанием. Есть даже такая метафора: наше сознание — как всадник, а наше подсознание — как лошадь. Если всадник хочет дойти до точки Б, а лошадь по каким-то причинам не хочет, то всаднику очень тяжело в итоге прийти в точку Б. Лошадь сопротивляется и тянет в другую сторону. В конце концов либо всадник сдается — меняет цель, либо тратит много энергии и времени — выгорает, чтобы выполнить свой план и дойти до пункта назначения. А уже когда цель достигнута, нет сил наслаждаться результатом.

И обратная ситуация, если лошадь и всадник хотят одного и того же, то результат будет достигнут намного быстрее. Яркий пример, когда после длительной прогулки направляешься домой, то лошадь ускоряется, она тоже хочет домой.

Какой вывод можно сделать? Чтобы быстрее и эффективнее добиться желаемого результата, предпринимателю необходимо побороть свои страхи и доказать своему подсознанию, что этот результат действительно полезен и важен, а главное — безопасен для подсознания. И как раз тут надо идти на ухищрения и договоренности со своим подсознанием.

Предлагаю вам ознакомиться с различными инструментами и практиками, которые мне удалось изучить за последние годы и проверить на личном опыте и опыте моих партнеров и заказчиков.

Инструменты для работы со страхами

Есть несколько инструментов, которые можно использовать.

Работа с психологом. Достаточно понятный и общеизвестный инструмент. Если что-то болит, то надо идти к врачу. Однако, здесь тоже не все так просто, и тому есть несколько причин. В России еще не развита культура регулярной работы с психологом, а многие считают психологов шарлатанами, ведь они берут деньги за воздух и разговоры!

Действительно такая точка зрения есть и имеет право на жизнь. Но недобросовестных исполнителей можно найти в каждой сфере, и даже, когда вы подбираете себе секретаря или менеджера по продажам, разве каждый, кто прошел собеседование и кого вы пригласили, потом оправдывает ваши надежды? Были ли с вами случаи, когда после собеседования вы приглашали сотрудника, договаривались на определенный день и время, а сотрудник не вышел? Были ли случаи, когда сотрудник выходил на работу, а через непродолжительное время, скажем неделю или месяц, вы увольняли сотрудника или разочаровывались в нем? Тут можно еще долго вести перечисление, но можно с большой долей вероятности утверждать, что такие случаи бывают и достаточно часто. Но это ведь не значит, что теперь мы должны работать без сотрудников и нет подходящего кандидата? Нет, он есть, просто это стандартная воронка найма и отбора лучшего кандидата. Подбор психолога — такая же задача, как и подбор квалифицированного и опытного менеджера по продажам.

Идти к психологу без конкретного запроса. Психолог — это не маг и не волшебник, он не читает ваши мысли и не знает всей вашей истории и проблем. Если Вы хотите, чтобы встречи с психологом прошли эффективнее, то к ним нужно готовиться. Обязательно сформулировать конкретный запрос на основе всего происходящего. Если это сделать сложно, то можно обратиться к профессиональному и опытному наставнику, ментору.

К примеру, мы с заказчиками всегда обсуждаем такие боли и задачи, формулируем задачу и запрос. И только потом я могу рекомендовать обратиться к психологу, а также подготовить фактуру, почему конкретно к этому запросу вы пришли и как это отражается в вашей жизни и бизнесе. Только при таком подходе можно повысить вероятность успеха и ускорить решение вопроса.

Проработать страхи самостоятельно. Порой это сделать достаточно непросто, требуется с одной стороны понимание и осознание данных страхов, а с другой стороны — готовность меняться и идти вперед. Я называю это состояние — «Лев готовится к прыжку».

Далее я предлагаю рассмотреть возможные варианты в разрезе страхов

Барьер делегирования

Согласно исследованию Gallup, только 10% руководителей чувствуют себя уверенно в делегировании задач. Например, компания Google успешно использует методику «20% времени на свои проекты», позволяя сотрудникам самостоятельно выбирать задачи для работы, что стимулирует проявление инициативы и развивает навыки делегирования.

Делегирование

Это в первую очередь правильная выстроенная организационная структура с разнесенными полномочиями и обязанностями, где для каждого сотрудника прописано ценностный конечный продукт. Каждый сотрудник находится на своем месте, а также знает что и как должен делать.

Нужно осознать, что сначала необходимо научиться делегировать — это такой же навык, как и управление автомобилем или ведение деловых переговоров. Потом нужно принять тот факт, что в любом случае вы столкнетесь с ямой делегирования. Подчеркиваю — в любом случае. Это период времени, когда результат, выполняемый тем, кому делегировали, хуже, чем был раньше, когда мы все делали сами, но период времени может быть небольшим, если все сделать правильно. И принятие этого факта поможет сделать шаг к передаче дел другим людям.

Что может помочь?

Матрица Эйзенхауэра. Важно делить задачи по типу: срочно и не срочно, важно и не важно. Часть делать самостоятельно, а часть делегировать. Это видно на рисунке ниже.

Матрица Эйзенхауэра с разделением задач по важности и срочности. Для начала важно научиться правильно распределять задачи внутри квадрантов. Собрать такую матрицу как на изображении выше можно в любом графическом редакторе, а также таких программах, как: Trello, YouGile, Yandex Tracker.

Квадрат делегирования. Подход заключается в том, что мы постепенно передаем дела. Квадраты управления включают следующие этапы.

Квадрат 1. Максимально простые задачи и максимально жесткий контроль.

Квадрат 2. Уменьшение контроля при той же простоте обязанностей и задач.

Квадрат 3. Добавление более сложных задач. Сотрудник сам их себе ставит, увеличивается контроль.

Квадрат 4. Сотруднику ставятся цели, а контроль уменьшается. Фактически это переход на попустительский управленческий стиль.

Использование систем управления задачами. Внедрите систему управления задачами, такую как Trello, Asana или Jira, чтобы отслеживать выполнение делегированных задач. Убедитесь, что каждая задача имеет ответственного исполнителя и четкий срок выполнения.

Фотография рабочего времени. Этот метод позволяет изучить распределение времени конкретного сотрудника. Для этого ведётся наблюдение, с измерением и документированием всех без исключения затрат времени на выполнение рабочих операций в течение рабочего дня. В советские годы такой метод назывался хронометраж. В современном мире есть множество средств автоматизации такого подсчета.

Рекомендуется делать свою фотографию рабочего времени не реже раза в квартал, замерять не менее 1 недели. Сгруппировать затраты времени по типу. Например, операционные задачи, личные, задачи финансового характера, а напротив — в столбце «Делегирование» — ставить галочку, возможно ли эту задачу делегировать в принципе.

В итоге все задачи с пометкой о возможности делегирования суммируются и подводится итог общего времени, которое можно высвободить, если эти задачи передать и распределить по сотрудникам. Важно понимать кому и как их передать. Для этого в таблице предназначен столбец о функционале сотрудников — на кого можно перевести задачу, если такой сотрудник есть в штате, а если нет, то кого нанять и на сколько часов занятости набирается объем задач.

Методов преодоления барьера делегирования достаточно. Однако, они не решат психологического аспекта сопротивления нашего мозга делегировать. Важно собрать все эти инструменты, их результаты и выводы в едином месте, желательно с отражением на бумаге, и посмотреть какую выгоду получим, если все-таки будем делегировать. Задача уговорить или, другими словами, «купить» наше подсознание, показав ему плюсы запуска процесса. На другой чаше весов могут быть потери и риски, но каковы они? Потери могут быть минимальны, желательно их тоже максимально обозначить и удостовериться в этом.

Такой процесс, конечно, тяжело запустить самостоятельно. Все будет намного проще, если рядом есть поддержка ментора или наставника.

Фотография рабочего времени — это один из реальных способов узнать, чем занимаются работники. Реальный пример одного из моих клиентов с расписанием времени по каждому дню

Страх быть обманутым

Согласно отчету PwC о преступлениях в сфере корпоративной собственности, около 47% компаний сталкиваются с финансовым мошенничеством каждый год. Так Airbnb использует систему обратной связи и рейтингов, которая помогает установить доверие между хозяевами и гостями, минимизируя риски мошенничества.

Часто подобный страх основан на травме прошлого, негативном опыте. Возможно, это детская травма, возможно уже в зрелом возрасте, причем, речь может идти как об обмане в личных отношениях, так и в бизнесе. Закрепляется опыт и подсознание получает подтверждение — «Посмотри, ведь нас уже обманывали, зачем нам теперь еще раз через такое проходить». К сожалению, самое сложное — разрушать стереотипы и неуспешный опыт.

Что может помочь?

«Искусство маленьких шагов». Зачастую, видя перед собой какую-то задачу, кажется, что обязательно что-то пойдет не так.

Предположим, необходимо нанять нового генерального директора — CEO. И возникают мысли, что новый сотрудник воспользуется ситуацией и обманет, сворует. Но если разбить эту большую задачу «выхода из операционки» и делегирования всего управленческого процесса одному человеку, можно реализовать идеальную организационную структуру, внедрив дополнительные инструменты контроля и проверки. К примеру, финансовую службу или визирование договоров, или инструменты регулярного менеджмента, оцифровки и отчетов, чтобы все процессы и финансы были максимально прозрачны.

Тем самым начинаются переговоры с собственным подсознанием, и вы делаете небольшие шаги, а через некоторое время принять решение о найме CEO будет намного проще.

Страх потерять деньги

Согласно исследованию Small Business Administration, около 20% небольших предприятий закрываются в течение их первого года работы, часто из-за финансовых проблем. Так Apple стратегически инвестирует в исследования и разработки новых продуктов, что помогает им диверсифицировать доходы и снизить риск потерь.

Такой страх есть у большинства людей. Ведь деньги — это и есть наша безопасность, на них мы покупаем продукты, оплачиваем жилье, содержим наших близких и родственников. Именно потребности в безопасности, еде и крове над головой — являются базовыми потребностями по пирамиде Маслоу.

В книге «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу выделял пять уровней человеческих потребностей:

  • Физиологические, связанные с биологической сущностью человека — сон, еда и прочее.
  • Потребность в безопасности и защите, стремление к стабильности, желание иметь крепкое здоровье.
  • Социальные потребности личности и желание взаимодействовать с другими людьми. Сюда относят потребность в любви и дружбе, стремление быть принятым обществом.
  • Потребность в уважении. К этой категории относят стремление к карьерному росту и престижу, желание демонстрировать благополучие и обладать так называемыми «социальными маркерами».
  • Духовные потребности личности ― познание, самопознание, развитие, поиск ответов на вопросы бытия и другое.

Предприниматели, как правило, меньше подвержены этому страху и готовы рисковать, здесь речь идет о суммах рисках, и какая для вас сумма является критичной? Среди моих заказчиков есть те, у кого болевой порог потерь ― это 100 000 ₽ , а есть и те, чей порог потерь 1 000 000 ₽. Постепенно болевой порог растет пропорционально личному доходу, но ждать такого роста можно очень долго.

Пирамида Маслоу — это схематическое изображение всех человеческих потребностей от простых и насущных до возвышенных. Пирамида может использоваться в различных жизненных сферах, например, в маркетинге, управлении персоналом, психологии или обычной жизни

Что может помочь?

Формирование дополнительного пассивного дохода. Его размер должен быть достаточным для жизни при потере этой суммы. Процесс непростой и требует затрат времени, а также инвестирования в разные каналы.

Сейчас доступна литература, курсы, различная другая информация об инвестировании, можно воспользоваться услугами финансовых советников или коучей, которые помогут разработать личную финансовую стратегию, суть которой в большинстве случаев сводится к пяти принципам:

  1. Необходимо в любом случае диверсифицировать свои доходы — не менее 4 источников.
  2. Ежемесячно выделять деньги на инвестирование в пассивные источники — не менее 10% от личного дохода.
  3. Разделять источники по степени риска и иметь в портфеле варианты из каждой группы .
  4. Желательно иметь: ликвидные деньги в рублях и валюте — доллары и юани, золото в натуральной величине, в том числе металлические счета, а также акции, облигации, ПИФы или недвижимость.
  5. Из вариантов с повышенным риском можно выбрать: инвестиции в краудфандинг, выдача займов под проценты другим бизнесам в частном порядке, покупка готовых франшиз или инвестиции в стартапы на первичных этапах.

Как показывает практика, как только собственник бизнеса в обязательном порядке ставит себе такие цели по каждому из вышеперечисленных направлений, сразу же расширяется кругозор и «видение» становится более глубоким и «далеким», а «аппетит приходит во время еды» и удивительно, но факт, появляется «вкус» к такому подходу в принятии управленческих решений, в текущем бизнесе появляется смелость и готовность.

Страх упущенной выгоды

Согласно исследованию Harvard Business Review, примерно 40% предпринимателей предпочитают избегать рисков, связанных с неопределенностью, даже если это может привести к упущенным возможностям. Например, компания Uber активно экспериментирует с новыми услугами и технологиями, что позволяет им оставаться на передовых позициях в индустрии и избегать упущенных возможностей.

Что может помочь?

Работа с психологом. Этот метод будет не лишним.

Планирование. Все идеальное — просто. Вероятно, это уже набило оскомину, но планирование должно лежать в основе любого бизнеса. Не тушение пожаров каждый день, а продумывание заранее хотя бы на 2-3 шага вперед.

Действительно, нас окружает внешняя макросреда, на которую мы не можем воздействовать: государство, политика, экономика, демография, природа, а также микросреда — конкуренты, сотрудники, поставщики, подрядчики. Часто возникают события, которые меняют правила игры, и ранее разработанный план становится совершенно не актуальным, но на то и план, чтобы вовремя осознать проблемы и предпринять корректирующие воздействия. Собрать антикризисную стратегическую сессию и разработать новый план. Тут мне полностью импонируют слова моего коллеги по цеху, известного спикера, Радислава Гандапаса.

«Руководителей крупнейших предприятий и владельцев бизнесов, лидеров своих компаний и команд, с которыми мне довелось поработать, объединяет всего два фактора. Первый — они всегда выстраивают стратегию. Это касается найма, разработки продукта, продвижения, нетворкинга, выстраивания личного бренда и других направлений, которые влияют на бизнес. Второй фактор — они грамотно используют «окно возможностей». Можно сказать, видят шансы и ловят удачу за хвост. Согласитесь, оказаться в нужном месте в нужное время и воспользоваться случаем — это полезный навык.

Именно комбинация стратегии и удачи приводит к успеху. Правильная стратегия может совпасть с полосой неудач и не дать результатов. А счастливый случай может пройти мимо, если неправильно выстроить стратегию».

Радислав Гандапас

Радислав Гандапас

Бизнес-тренер

Легко сказать — тяжело сделать. И тут снова приходит на помощь искусство маленьких шагов. Попробуйте сначала планировать день, потом неделю, а потом месяц, а потом год. Не надо спешить и планировать сразу на год вперед. Попробуйте сначала разработать показатели KPI для каждого отдела и направления работы компании и попытайтесь хотя бы пару месяцев исправно собирать данные и рассчитывать показатели, а потом уже на базе имеющейся информации составить план и факт по ним. При любых трудностях вы можете обратиться за помощью специалистов.

Финансовый анализ. Многие компании имеют многомиллионные обороты и даже близятся к миллиарду, но не имеют в штате аналитиков и финансовых специалистов. Обращаю внимание: бухгалтер, экономист, маркетолог или коммерческий специалист — это не финансовые аналитики.

Таких специалистов удобно привлекать либо на проект оцифровки и анализа, либо удаленно на постоянную работу — на поиск финансовых дыр, сбора аналитики, составления дашбордов, нахождения закономерностей и подсвечивания их вовремя руководителю для принятия управленческих решений.

Стоимость такого специалиста, конечно, зависит от конкретных требований, сложности сферы и компании, объема и наличия данных для аналитики, но можно ориентироваться на вилку 80 000 — 150 000 ₽. Это должен быть совокупный доход: оклад+KPI+бонус.

Барьер «контроля»

Согласно исследованию Deloitte, более 60% руководителей признают, что одним из основных вызовов в управлении бизнесом является баланс между контролем и доверием. Так компания Zappos применяет концепцию гибкой организационной структуры, в которой сотрудники имеют широкие полномочия и ответственность, что способствует эффективному управлению без чрезмерного контроля.

Классическая история, когда руководитель не хочет отпускать от себя контроль. Зачастую такая ситуация аналогична и в личной жизни. К примеру, когда пытаешься контролировать каждый шаг и поступок своего партнера, тебе необходимо знать все, что происходит вокруг и «держать руку на пульсе», принимать участие во всех активностях и согласовывать все решения. Любой страх, в том числе и этот, можно и нужно решать с психологами, но есть и другие подходы.

«Искусство маленьких шагов». Отлично подходит в этом случае.

Оцифровка. Имея дашборд и понятные показатели работы команды и компании, контролируем цифры и показатели, а не конкретные шаги и задачи. Если цифры в зеленой зоне — процент выполнения плана более 90%, то зачем вдаваться в конкретику и долго обсуждать каждую задачу или действие, что было сделано в рамках этого показателя? И наоборот, если процент выполнения плана менее 70% — это может быть уже красная зона, то требуется уже полное погружение. Правильная расстановка приоритетов.

Фокус. Фокусируем внимание на более важных и приоритетных задачах, показывая эффект от такого фокуса. Скажем, если основная боль здесь и сейчас в отсутствии продаж, то фокус должен быть именно на продажах, а распыляться на задачи контроля производственного подразделения, скорее всего, будет не эффективно. Смещаем акцент внимания и контролируем только важное и нужное. Сам по себе регулярный менеджмент — полезный и важный инструмент в любом бизнесе, вопрос только в его применении.

Купить опыт. Как показывает практика, тяжело научиться чему-то, не совершая никогда и ни в чем ошибок. Учатся на собственном опыте, а опыт — это в том числе трата времени и денег.

С моими заказчиками и партнерами решаем данную проблему через осознание того, что мы экспериментируем и нарабатываем опыт, отвечая на вопрос: «А что, если сделать так? (допустим, не контролировать)». Есть даже такой подход как «growth hacking» — поиск и применение уникальных связок через постоянное тестирование гипотез.

Growth hacking

Предприниматель уходит от барьера контроля сотрудников и задач, к контролю результатов и целей, а потом переходит на уровень выше.

Для погружения в тему рекомендую прочитать методологию HADI-циклов. Когда предприниматель начинает учиться пользоваться этой методологией и тестировать бесчисленное множество гипотез, устанавливается устойчивая связь и понимание, что кто-то должен тестировать гипотезу, а оценивать ее необходимо по результату. В случае положительного результата, гипотеза принимается на постоянной основе, а в случае отрицательного — мы снова разрабатываем новую гипотезу и продолжаем тесты. Предприниматель уходит от барьера контроля сотрудников и задач, к контролю результатов и целей, а потом переходит на уровень выше.

«Синдром отличника»

Согласно исследованию Stanford University, примерно 70% предпринимателей признают, что страх несовершенства может замедлить процесс развития бизнеса.

Например, Amazon активно использует методику «День 1», которая подразумевает постоянное стремление к инновациям и улучшениям, даже если текущие результаты удовлетворительны.

Одна из самых сложных ситуаций, ведь именно я и никто другой должен сделать это дело и должен сделать лучше всех. Перфекционизм хорош в меру. Невозможно везде и всегда быть лучшим и все делать самостоятельно. Но зачастую, получается так, что в компании именно собственник действительно лучше других многое умеет и знает. В первую очередь, это связано с тем, что, в начале пути компании финансов на поиск и найм высококвалифицированных сотрудников не хватает, приходится нанимать быстро и того, кто согласится, тем более сейчас рынок «сотрудника», а не рынок «работодателя».

Что может помочь?

Берите в команду людей, у которых вы сами бы хотели поучиться. Если попробуете разместить вакансию с зарплатными ожиданиями существенно больше, чем изначально планировали, и проведете серию собеседований, то вы увидите возможный потенциал таких кадров. Многие из них, возможно, будут лучше вас разбираться в некоторых вопросах, использование их знаний будет более эффективно, а возросшие затраты на персонал с легкостью окупятся если заранее продумать мотивационную схему оплаты труда.

Нетворкинг и работа над сильным окружением. Вступите в несколько бизнес-клубов, ходите на встречи с другими предпринимателями и известными людьми, присмотритесь к тому, как они ведут бизнес и что делают, и возможно, вы уже не будете себя чувствовать отличником или вообще такое желание пропадет.

«Синдром самозванца»

Согласно исследованию International Journal of Behavioral Science, около 70% людей периодически сомневаясь в своей компетентности. Так Шерил Сэндберг, генеральный директор Facebook*, открыто говорит о своем опыте борьбы с «синдром самозванца» и призывает женщин не бояться проявлять амбиции и занимать высокие посты.

На самом деле не всегда стоит искать что-то плохое, можно искать наоборот, что-то хорошее. Как недавно в своем канале написал Денис Кутергин, нужно радоваться, потому что:

  • значит вы точно чего-то добились;
  • значит в вашей жизни есть место крутым результатам;
  • эти результаты настолько значительны, что даже сложно их себе присваивать;
  • значит, как минимум, вы проживаете хорошую жизнь или просто удачливый человек.

«Во мне тоже живет самозванец, но я тревожусь из-за него только в одном случае: когда он долго меня не навещает. Значит что-то из пунктов выше стало выпадать!»

Денис Кутергин

Денис Кутергин

ИТ-предприниматель, сооснователь маркетплейса услуг YouDo

Действительно, это интересный подход, и я его частично разделяю. Стоит беспокоиться в том случае, если синдром мешает что-то делать дальше и двигаться вперед.

Кроме инструментов и подходов, описанных выше, представлю вам, с одной стороны, очень простой, но действенный вариант: необходимо пойти туда, где однозначно почувствуете себя умнее, сильнее, быстрее, лучше. К примеру, пойти в школу или институт и рассказать там о своем опыте детям и подросткам, которые еще не имеют такого богатого опыта, как у вас. В том числе можно пойти спикером на площадку Малого Бизнеса Москвы (МБМ) или МСП, где будут рады опыту человека из бизнеса.

Найдите ваших «коллег по цеху», кто только начинает делать шаги в вашей сфере и не обладает еще таким опытом, попробуйте помочь им, быть наставником или ментором, поделитесь с ними своими знаниями, и вы увидите, как жадно они будут принимать ваш опыт. Вы получите для себя опыт «поделиться» и осознание, что вы далеко не самозванец и добились уже многого. Чем больше вы будете подпитываться таким опытом, тем быстрее будет синдром уходить.

Это только часть страхов и болей, с которыми доводилось иметь дело.

Если моя статья наберет более 100 комментариев и запросов на продолжение, я обязательно выложу описание инструментов и методики борьбы с такими страхами как: страх «безделья», страх «успеха», страх нового.

* Соцсеть Facebook принадлежат компании Meta, её деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России.

Александр Лебедев
Александр Лебедев

Находите ли вы себя среди тех, о ком я писал выше? Есть ли у вас в бизнесе надрыв и выгорание? Пишите в комментариях. Я буду рад знакомству и готов разработать индивидуальную схему развития вашего бизнеса.

Станислав Твердохлеб
Станислав Твердохлеб

Александр, очень круто, что Вы собрали такую коллекцию, при это не являясь психологом. Это говорит, о Вашем сильной эмпатии и готовности выходить за рамки своей экспертизы, в интересах клиента.
Важно одно! Готов ли клиент признать, что какие-то из его страхов или иных ограничивающий убеждений — являются причиной ограничений в бизнесе. И готов ли он с этим что-то делать? Часто эти страхи находятся в теневой части бессознательного и предприниматель сначала упорно ищет решения в других «местах». Показателем, что пора заниматься именно убеждениями — когда с коучем все решили, инсайты словил, но почти ничего не сделал из намеченного.
В работе с убеждениями хорошо помогают специалисты по бессознательному. Как и психолога и любого другого профессионала, нужно искать по рекомендациям.

Александр Лебедев
Александр Лебедев

Станислав, доброе утро. Совершенно верно.
Как раз хотел показать и раскрыть глаза таким осознанным предпринимателям.
Работая с ними я часто слышу «а так можно было?», «а ларчик просто открывался»…

Сейчас все больше и больше становится более открытых ребят, готовых к изменениям. Им нужно просто показать направление.

Максим Белов
Максим Белов

Большое спасибо за статью!
Поймал себя на барьере контроля и барьере делегирования. Предположу, что эти барьеры очень типичны для узких B2B ниш. Например:
-Изготовление кабельных креплений
-Медицинское оборудование
-Информационная безопасность
-Изготовление серверных шкафов
-Дизайн выставочных стендов
Было бы здорово, если бы вы поделились какими-то кейсами из вашей практики на тему узких ниш в B2B :)

Александр Лебедев
Александр Лебедев

Максим, доброе утро. Спасибо да комментарий и вопрос.

Возможно, барьеры и страхи связаны не с конкретной нишей (сферой), а с личностью собственника, а также формирующей его средой.
Речь идет о воспитании, школе, институте, наличие возможностей с детства у родителей, формат выстраивания дружеских отношений, а также тех событий, которые случились с предпринимателем до текущего момента осознания.

К примеру, среди своих клиентов я заметил особенности таких болей, к примеру, в Приднестровье и Южно-Сахалинске это одно, а у Московских предпринимателей совершенно иное.

Никита Мешкорудный
Никита Мешкорудный

Радостно осознавать, что многие страхи и барьеры снижаются или исчезают полностью, по мере того, как делаешь какие-то действия для этого. В первую очередь — работаешь над со своим мышлением. Сильное окружение вокруг, работа с психологом/наставником и «искусство маленьких шагов» на самом деле даёт крутой и положительный результат. Оглянувшись на несколько лет назад, могу найти гораздо больше отклика в описанных здесь барьерах, чем на сегодняшний день.
Спасибо, Александр, за интересную и развернутую статью, обязательно ждем продолжения!


Больше по теме

Новости