Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как провести стратегическую сессию


Новые решения «старых проблем»


Эту статью написал участник сообщества

Константин Борисов

Константин Борисов

Основатель и глава Support Partners

Support Partners

Support Partners

HR-экосистема

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Новые решения «старых проблем»


Эту статью написал участник сообщества

Константин Борисов

Константин Борисов

Основатель и глава Support Partners

Support Partners

Support Partners

HR-экосистема

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Константин Борисов уже 20 лет создает и развивает сильные команды, помогая расти российскому бизнесу. В статье он поделился тем, как провести стратегическую сессию и зачем она нужна.

Что такое стратегическая сессия и зачем она нужна

Простыми словами — это мероприятие, в ходе которого команда участвует в управлении компанией, чтобы найти решения для достижения целей компании. Своей формой она напоминает масштабное совещание, но со своей структурой и смыслами.

Чем полезна стратегическая сессия. В результате встречи появляются новые решения «старых» проблем, руководство и коллеги лучше узнают друг друга.

Например, особое место стратсессия будет занимать в семейном бизнесе. У членов семьи — разные точки зрения на перспективы развития компании. Стратсессия выявляет вопросы, связанные с недопониманием и определением единой линии управления в дальнейшем.

Стратсессии проводятся один раз в квартал или один раз в полгода. Держать руку на пульсе — полезная привычка для руководителей.

Цель стратегических сессий. Это реагирование на возникающие вопросы со среднесрочной перспективой.

Например, чтобы выйти на новый рынок, компания решает выстроить стратегию увеличения продаж и оставить далеко позади своих конкурентов. Как правило, это перспективы на ближайшее будущее, не больше 2-3 лет.

Команда решает вопросы лучше, чем идеально спланированная стратегия, спущенная сверху. Вовлеченность мотивирует сотрудников разрабатывать новые идеи и воплощать в жизнь найденные решения.

Подготовка к проведению стратсессии, к примеру, сбор информации и проявление насущных проблем, сама по себе выявляет подводные камни происходящего в компании. Искусственно уменьшить выбор решения проблемы — отличительная особенность стратсессий. Это помогает быстрее и адекватнее принять решения.

Например, на сессии можно договориться о направлении развития компании, выстроить перспективу изменений команды для достижения целей, перераспределить роли.

Сценарий и результаты стратсессии будут зависеть от целей, заранее поставленных командой. И с этим надо определиться перед началом сессии.

Подготовка к стратсессии

Подготовка к стратегической сессии состоит из нескольких этапов.

Первый этап — формулирование целей владельцем бизнеса или руководством.

Второй этап — уточнение информации по результатам собеседований с персоналом компании, ее корректировка. Например, вопросы для руководителей могут звучать так: Какие изъяны в ведении бизнеса Вы видите? Для среднего звена: Как сотрудничают между собой отделы? Для инженерно-технического персонала подойдут такие вопросы: Каковы условия в организации? Как Вы относитесь к существующей системе мотивации? Подойдут вопросы на отвлеченные темы: С каким персонажем Вы ассоциируете компанию?

Третий этап — настрой на совместную работу. Например, можно воспользоваться моделью процесса коммуникации Келера PCM или 16 Personalities по Майерс. Эти результаты помогут и в дальнейшей работе команды.

Четвертый этап — раскрытие тем и вопросов для стратегической сессии, определение, что мешает работе. «Ведро под килем» — образное обозначение внутренних конфликтов команды, предрассудков менеджеров, недопонимания в коллективе, которые замедляют работу компании.

В конце участники получают «домашнее» задание по поиску необходимых данных для стратсессии, выдвигают гипотезы, составляют вопросы и вносят предложения.

Правила проведения

Само мероприятие предназначено для 15 и до 30 участников. Для проведения потребуется 4 человека.

Спонсор. Это собственник или первое лицо компании. Его роль: обозначать задачу, наблюдает процесс и подводит промежуточные итоги.

Куратор. Он отвечает за организацию сессии. Его роль: собирает идеи, организовывает сотрудников, предлагает решения и создает программу мероприятия.

Технический организатор. Это менеджер по персоналу или сотрудник административно-хозяйственного отдела. Его роль заниматься логистикой, снабжением и перекусами с кофе.

Модератор. Это опытный организатор подобных мероприятий. Его роль: контролирует обсуждение, четкое следование сценарию, создает атмосферу для мотивации обсуждения и общения.

Совместить роли не получится. Выбирать роли.— тоже. Каждый должен быть на своем месте. Тогда и отдача от стратсессии будет максимальной.

Как провести стратегическую сессию

Вот несколько правил, которые помогут провести стратегическую сессию:

  1. Выделять на проведение мероприятия стоит 1 или 2 дня, каждый день по 8 часов. Периодами от 90 до 105 минут с перерывами 20 минут.
  2. Лучше проходит вариант в выездом за город. Там реальнее добиться выполнения всех условий проведения.
  3. Вход без средств связи, чтобы ничего не отвлекало от сессии.
  4. Просторный зал, тишина и отсутствие препятствий для передвижения.

План стратсессии может быть такой:

  1. Представление модератора.
  2. Выступление руководителя компании.
  3. Геймплей для разминки.
  4. Мотивационное выступление лидера.
  5. «Проверка» домашних заданий.
  6. Дискуссии.
  7. Совместная работа.
  8. Представление выработанных решений.

По мнению Константина Борисова, стратегическую сессию как живой элемент бизнеса, в котором с интересом участвуют все сотрудники компании и находят нестандартные решения стратегических целей компании.

Стратегическая модель Лафли и Мартина
Стратегическая модель Остервальдера
Блоги компаний
Константин Борисов
Константин Борисов

Как вы проводите стратегическую сессию? Расскажите в комментариях.

Мария Б.

Руководство к действию — бери и делай! Спасибо!


Больше по теме