Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Кирилл Фомичев, предприниматель и ментор: «За одни советы платил 800 000 ₽, а другие получал бесплатно»

Зачем бизнесмену нужен ментор и как его найти


Кирилл Фомичев

Кирилл Фомичев

Основатель агентства стратегического маркетинга «Точно»

Основатель агентства стратегического маркетинга «Точно» Кирилл Фомичев уже три года пользуется услугами менторов, а последние шесть месяцев и сам выступает ментором по вопросам маркетинга и инвестиций для предпринимателей. В колонке Кирилл рассказывает о своем опыте и рассуждает о том, чем бизнесу полезен ментор.

Ментор — это наставник, который помогает расширить кругозор, найти нужные контакты и выстроить бизнес-процессы

Вот с какими задачами, по моему опыту, ментор может помочь:

  1. Выстроить бизнес-процессы, избежав ошибок.
  2. Расширить круг контактов и нетворка.
  3. Получить экспертизу и взгляд со стороны, чтобы выявить возможные ошибки в работе бизнеса.
  4. Получить дополнительную мотивацию. Часто предприниматель и сам знает, что нужно делать, но только когда появляется ментор, начинает действовать в этом направлении, потому что теперь ему есть, перед кем отчитываться о результатах.

Я сотрудничал с разными менторами — одни помогали решать операционные задачи, а другие делились советами по прокачке софт-скиллов. А последние полгода я и сам выступаю ментором для чужого бизнеса.

Расскажу о своем опыте подробнее.

Заплатил за менторство и вырос в обороте на 30%

Менторство, как партнерство — это всегда про две стороны. Важно не просто найти ментора, который даст совет или поможет решить бизнес-задачу, но и понять, что ты можешь предложить ему взамен.

Например, у нас была задача масштабировать компанию «Точно». Мы помогаем бизнесам найти директора по маркетингу в штат или взять у нас в аренду для работы на аутсорсе. Довольно долго мы с партнером Алексеем Кривошеиным сами рулили большинством процессов. А люди, которых мы нанимали, не были автономными единицами: мы тратили много времени на их обучение, вместе с ними ездили на встречи с клиентами и помогали делать продажи. Выстроить из этого систему, сделать их самостоятельными никак не получалось.

Тогда мы купили консалтинг у компании, которая входила в топ-3 нашего рынка. Мы давно за ними наблюдали и видели, что у них все работает как надо.

Мы заплатили 800 000 ₽ за три месяца консалтинга. С помощью этих ребят мы сумели по-другому подойти к вопросу найма, выстраиванию бизнес-процессов и определению мотивации сотрудников. Бизнес заработал отдельно от нас.

Ключевой вопрос был — кого вообще нанимать, чтобы не мы подталкивали людей, а они автономно решали задачи.

Раньше при найме мы смотрели только на профессиональные навыки. В итоге благодаря менторам изменили подход и стали глубже разбираться в кандидатах, изучать их социальный капитал. А именно — спрашивали не только про хард-скиллы, но и про то, какие у них есть связи, каких клиентов, сотрудников, партнеров они могут привести за собой.

Еще менторы подсказали, что надо нанимать людей с горящими глазами. Теперь это наш принцип: мы не берем на работу человека, если у него не горят глаза — даже если его резюме нам подходит. Лучше возьмем того, кто уступает по профессиональным навыкам, но горит этой работой и хочет развиваться. Но при этом понимаем, что сможем дорастить его сами.

Мы вскоре смогли оценить результат от менторства. Когда изменили подход к найму сотрудников, на 30% выросли по обороту за 4 месяца. Нанимая правильных людей, мы стали быстрее, проще и лучше их продавать.

Ментор может помочь бесплатно, если случится химия

За менторство далеко не всегда нужно платить. Люди высокого статуса часто готовы стать наставниками, если их зажечь. У меня было несколько таких кейсов, один из них — с бизнесменом, соучредителем фонда «Друзья» Гором Нахапетяном.

Гор ведет в Сколково авторскую программу «Тандемократия», где рассказывает, как выстраивать партнерство. Я оплатил 9 дней программы. С 9:00 до 18:00 у нас были занятия, а после он нас водил — на каток, в джаз-клуб, в театры и музеи.

Гор много общался с нами, увидел, что мы с моим партнером Алексеем разделяем его подход о том, что партнерство — инструмент для масштабирования бизнеса. Ему это понравилось, и после завершения программы он продолжил помогать нам советами бесплатно.

Один час встречи с Гором — это 100 советов, которые можно применять. Он подсказывает, как задавать партнеру вопросы и договариваться, что важно узнать друг о друге. Благодаря этим советам мы с Алексеем стали каждые полгода пересматривать цели друг друга, задавать друг другу неудобные вопросы, и это позволило нам расти быстрее, чем раньше.

Мы ничего не платим Гору — но несем его идею про важность партнерства в массы. Везде рассказываем об этом инструменте, а ему это сильно отзывается с точки зрения ценностей. Гор тоже рассказывает о наших кейсах на своих выступлениях. Думаю, для него это больше социально-благотворительная история, чем материальная.

Такого менторства без химии не получится. Здесь все работает на уровне ощущений: свой человек или нет. Как говорит Гор: если хочешь обнять человека — идешь в партнерство, если нет — то нет.

Стал инвестором молодого стартапа после менторства

Уже полгода я сам выступаю ментором для предпринимателей, и это наполняет меня энергией. Я помогаю молодым ребятам расширить кругозор, найти полезные контакты или перестроить бизнес-процессы.

Например, благодаря такой работе основатель клуба ClubFirst Future Виктор Львов запартнерился с тем же Гором Нахапетяном. Теперь 1% от доходов клуб отправляет в фонд «Друзья» на благотворительность, весь клуб участвует в социальных проектах. А еще я познакомил членов клуба с Максимом Натаповым, основателем сети школ международного образования ONE! International School. Участники клуба ходят и преподают школьникам уроки предпринимательства.

А недавно у меня появился кейс, когда из ментора я стал инвестором. Ко мне пришел студент ВШЭ Дмитрий Пальчиков. Я сначала был его ментором, а потом проинвестировал в его проект CareerON — это платформа для связи студентов и компаний и организации виртуальной стажировки. Я поверил в Дмитрия и понимаю, что, даже если у него не получится этот проект, в будущем он обязательно сделает что-то очень крутое и надо держаться с ним рядом.

Так что при определенном раскладе ментор может стать не просто наставником на время, но и инвестором или даже партнером на будущее.

Благодаря моему футбольному прошлому я стал использовать не слово «менторство», а слово «тренерство», ведь при работе с предпринимателями задача обучить не является ключевой, важно понимать, какие есть навыки, компетенции у человека, которые ты как тренер футбольной команды можешь использовать на игровом поле, правильно расставляя позиции.

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение Тинькофф

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

А вы работали с ментором? Какие задачи в вашем бизнесе это помогло решить?


Больше по теме

Бренд — это больше чем логотип. Разбираем на примерах, что такое бренд, кому и зачем он нужен

Страх предпринимателя — это понимание, что вложения в бренд и продвижение продукта не приводят к ожидаемому эффекту и не находят отклика у целевой аудитории. Как это победить, рассказывает сооснователь IN-OUT.AGENCY

Новости