После ухода зарубежных брендов из страны покупатели стали обращать больше внимания на российские марки одежды. Теперь, когда на рынке освободилось место, самое время создавать свой продукт. В статье рассмотрели весь процесс создания собственного бренда одежды: подготовку бизнес-плана, разработку ассортимента, отшив коллекций и продвижение бренда.
С чего начать работу
Создание бренда одежды можно условно разделить на семь шагов.
Бренд можно развивать двумя способами: перепродавать под своим именем готовую одежду или отшивать коллекции самому. В статье разбираем второй вариант.
Шаг 1. Определить концепцию бренда
Первый этап в запуске — выбор концепции. От нее зависят дальнейшие шаги в бизнесе: выбор специалистов, пошив, способы продвижения.
Концепция — это образ, который запомнится клиентам. Его составляют, опираясь на потребности аудитории, ее интересы и ценности. На основе концепции бизнес строит свою индивидуальность: дизайн, крой одежды, способы рекламировать бренд.
Чтобы составить концепцию, нужно двигаться в такой последовательности:
- изучить потенциальных клиентов и конкурентов;
- определить отличительные особенности будущего бренда.
Изучить потенциальных клиентов и конкурентов. Знание о конкурентах и занятых нишах помогает создать востребованный продукт и выбрать прибыльную нишу. Например, если хотите открыть бренд женской одежды, нужно проверить:
- какие бренды женской одежды есть в городе;
- какого ценового сегмента;
- какие каналы продаж используют конкуренты.
Наверняка найдется ниша, в которой потребности клиентов еще не закрыты. Например, предприниматель Олег хочет создать бренд мужской одежды и продавать ее в своем городе. Он проанализировал цены и ассортимент конкурентов и понял, что ниша недорогой офисной одежды свободна. О том, как определить конкурентов и где найти информацию о них, мы рассказали в отдельной статье.
Когда изучите конкурентов, нужно проанализировать, кто ваш потенциальный клиент, или, по-другому, целевая аудитория. Это позволит точно понять, какую одежду покупатели ожидают увидеть на полках магазина и чего им не хватает в других брендах. Чтобы разобраться с потребностями потенциальных клиентов, нужно провести анализ. Как определить свою целевую аудиторию и провести исследование их интересов и спроса, мы рассказали в отдельной статье.
Определить отличительные особенности будущего бренда. Концепцию начинают разрабатывать, когда изучили рынок и конкурентов. Далее будущий владелец бренда придумывает, что будет выделять его на рынке и сделает узнаваемым. Для этого он создает:
- Миссию бренда.
- Элементы концепции: цвета, шрифты и название бренда.
Миссия бренда — это цель, для которой существует бизнес. Она мотивирует команду и помогает ставить цели. Чтобы понять миссию бренда, то есть идею, которая отражает пользу бизнеса, задайте себе вопросы: как ваш бизнес будет улучшать мир и чем он может быть полезен аудитории?
Это должно быть вашим конкурентным преимуществом. Например, миссией может быть сделать стильную одежду доступной или создать комфортную одежду для высоких девушек. Из миссии родятся понятные аудитории смыслы и крой одежды, который эти смыслы отразит.
«Сейчас одежда должна доносить смыслы, иначе футболка вашего бренда станет просто очередной футболкой. Одежда как средство для выживания уже утратила смысл. Сейчас она — способ самовыражения, средство сказать что-то вовне. И за это потенциальные клиенты готовы доплачивать. Как правило, компании, которые зациклены только на заработке, рано или поздно заканчивают свое существование».
Максим Димитров
Основатель бренда одежды Cave
На этом же этапе нужно определиться с названием бренда: оно должно быть коротким и запоминающимся. Но главное — в нем должен быть потенциал для расширения ассортимента.
«Важно оставить для названия пространство для роста. Например, есть магазин электроники „ХОЛОДИЛЬНИК.РУ“. Они начинали с холодильников, но давно стали продавать другую технику, а название осталось. И это может ограничивать их рост и развитие».
Максим Димитров
Основатель бренда одежды Cave
Собрали примеры удачных и не очень удачных названий.
Названия должны легко читаться, быть короткими и без сокращений, поэтому примеры во второй колонке не самые лучшие.
Всю информацию о концепции, в том числе миссию, ценности, сведения о целевой аудитории и фирменном стиле бренда, нужно собрать в отдельный документ — брендбук. Это поможет передать в дизайне идею и создать цельный образ бренда с самого начала. Не обязательно составлять подробный документ на старте. О том, что нужно продумать малому бизнесу, мы написали в отдельной статье.
Когда определите целевую аудиторию, изучите конкурентов и продумаете концепцию бренда, можете составлять бизнес-план. Это документ, в котором прописывают, каким будет проект — его идею, способы продвижения, нужные ресурсы для работы бизнеса, — и просчитывают, сколько денег понадобится на старте. Подробно про бизнес-план мы писали в другой статье.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Чтобы вести бизнес, нужно его зарегистрировать. Для этого будущему владельцу бизнеса предстоит:
- выбрать форму бизнеса;
- определиться с системой налогообложения;
- подобрать коды ОКВЭД;
- открыть расчетный счет;
- подключить онлайн-кассу;
- подключить эквайринг;
- зарегистрировать товарный знак.
Выбрать форму бизнеса. Подойдет ИП или ООО. ИП может вести бизнес только без партнера, поэтому такая форма подойдет тем, кто хочет начать бизнес в одиночку и без крупных инвестиций.
Зарегистрировать ИП можно лично в налоговой, МФЦ или онлайн — через портал налоговой службы или банк.
Если планируете открывать бизнес с партнером, можно работать только как ООО. Но тогда с отчетностью не получится справиться самому и нужно будет нанять бухгалтера в команду или на аутсорсе.
На старте советуем выбрать ИП: проще регистрация и отчетность.
Выбрать систему налогообложения. От режима зависит, какие налоги с доходов будет уплачивать бизнес и сколько отчетности сдавать. Подробно системы налогообложения мы разобрали в другой статье.
ИП и компании могут выбирать из нескольких налоговых режимов: ОСН, УСН, АУСН. У ИП выбор шире — можно работать еще и на патенте.
«На старте бизнеса советую работать на УСН „Доходы“. На этой системе предприниматели платят фиксированный процент, а именно 6% от дохода (поступивших на расчетный счет денег). Не нужно учитывать расходы, и это существенно упрощает налоговый учет, так что на первых этапах можно справиться даже самостоятельно.
А когда расходы вырастут вместе с бизнесом, можно сменить систему налогообложения на УСН „Доходы минус расходы“ и платить уже 15%. Но тут нужно вести более четкий учет расходов — не все расходы можно принимать к вычету».
Максим Димитров
Основатель бренда одежды Cave
Больше статей про системы налогообложения
Выбрать коды ОКВЭД. Они указывают, какую деятельность ведет бизнес. В заявлении на регистрацию ИП или ООО нужно указать минимум один код.
В качестве основного кода ОКВЭД подойдет один из следующих:
- 14.13 — производство прочей верхней одежды;
- 14.14 — производство нательного белья;
- 14.19 — производство прочей одежды и аксессуаров одежды.
Открыть расчетный счет. С ним бизнес может принимать и переводить безналичные платежи. Например, оплачивать работу швеи, производства или выплачивать сотрудникам зарплату. Работать без счета не получится, поэтому нужно подобрать банк с лучшими условиями для бизнеса. Как его выбрать, рассказали в отдельной статье.
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое выбивает чеки, хранит информацию обо всех платежах и автоматически передает ее в налоговую. Работать без кассы нельзя.
Арендовать устройство можно в банке — там же помогут его настроить и починить в случае неполадок.
Подключить эквайринг. Это услуга банка или платежного агрегатора. Она нужна, чтобы принимать безналичные платежи картой или по QR-коду. Если продаете одежду офлайн — нужен торговый эквайринг, а если торгуете онлайн — интернет-эквайринг. На маркетплейсах он вам не понадобится.
Подключить услугу можно в банке, в котором понравятся условия.
Зарегистрировать товарный знак. Советуем сделать это на старте. Так вы сможете закрепить название и логотип за бизнесом. То есть, по сути, это регистрация бренда и гарантия, что другой бизнес не начнет продавать одежду с тем же названием. О том, как зарегистрировать товарный знак, читайте в отдельной статье.
Шаг 3. Разработать ассортимент
Ассортимент одежды — самое главное в бренде. Каким он будет, зависит от желания продавца и потребностей целевой аудитории.
Перед тем как начать отшивать коллекцию, лучше проанализировать рынок:
- посмотреть, продается ли похожая одежда на маркетплейсах и в других магазинах, проверить цену на нее и объемы продаж;
- сверить свои идеи с фокус-группой с помощью сервисов для массовых опросов;
- провести интервью с потенциальными клиентами или знакомыми, входящими в ЦА, чтобы понять, есть ли у них потребность в одежде вашего бренда.
Если у вас нет партнера, который разбирается в рынке одежды, а вы сами не понимаете, какой ассортимент отшить, наймите консультанта по ассортименту. Такого специалиста можно найти на любом сайте для фрилансеров. Там же вы можете проверить отзывы на работу человека.
«За брендом должно быть видение. Хорошо, когда предприниматели начинают бизнес из своих болей. Например, если куртки на рынке слишком тонкие для зимы или если джинсы не сидят по фигуре. Когда это есть, можно создать востребованный продукт.
Еще один лайфхак — проще всего производить трикотаж. Это футболки, худи, пижамы и все, что отшивается из тянущейся ткани. Такие вещи легче сажать по фигуре, а значит, будет меньше отказов от покупателей».
Максим Димитров
Основатель бренда одежды Cave
Можно начать с небольшого количества простых вещей и постепенно расширять ассортимент. Например, создать бренд пижам или женских платьев. Когда станет понятно, что у аудитории есть спрос на продукты бизнеса, — расширять спрос.
Анастасия Миронова, создательница бренда IRNBY, начинала как фитнес-блогер. Она понимала, что на рынке нет красивой спортивной одежды, и начала свой бренд с нее. Когда легинсы и шорты начали хорошо продаваться, Анастасия расширила ассортимент. Сейчас это не только спортивная, но и повседневная одежда, обувь и аксессуары.
Вот как сейчас выглядит сайт бренда.
Как только у вас будет видение ассортимента, можно отшивать первые вещи.
Шаг 4. Пошить одежду
Пошив одежды состоит из нескольких этапов:
- Разработка моделей и лекал.
- Выбор производства или швеи.
- Проверка качества работы.
Разработка моделей и лекал. Чтобы создать вещь, нужны дизайнер и конструктор. Дизайнер покажет, как должна выглядеть модель, а конструктор построит лекала по нужным размерам. Найти этих людей можно на специальных порталах. Самый известный — Procapitalist.
Другой вариант — обратиться к контрактному производству. Это цех на аутсорсе, который может смоделировать коллекцию и отшить ее. Если обратиться к контрактному производству, искать дизайнера и конструктора не нужно, как правило, они делают всю работу под ключ. Особенно на зарубежных производствах во Вьетнаме или Таиланде.
Чтобы выбрать, какой вариант выгоднее, просчитайте стоимость услуг и доставку товара. Возможно, дешевле нанять дизайнера и конструктора, чем обращаться в цех на аутсорсе.
Выбор производства или швеи. Отшить вещь можно двумя способами: нанять в команду швею, которая по лекалам изготовит одежду, или обратиться к контрактному производству. В отдельной статье рассказали, в чем плюсы и недостатки последнего способа.
Вот несколько правил, которые помогут выбрать специалистов, которые пошьют коллекцию:
- ищите производства или швей на профильных выставках или на специализированных порталах вроде Procapitalist или BEE-online. Это снизит вероятность некачественного пошива, потому что участники заранее отбираются для выставок и перед публикацией;
- перед заключением договора зайдите в цех, если выбираете производство. Если кругом беспорядок, грязь, а за машинками сидят уставшие швеи — лучше найти других подрядчиков;
- просите отшить тестовый образец. По нему вы сможете понять, справится ли производство или швея с вашими требованиями по качеству пошива;
- проверьте опыт работы производства или швеи. Если подрядчик не привык работать с конкретной тканью или типом одежды, повышается вероятность ошибок.
Если планируете продавать большие партии сразу, нужно заключать договор с производством. Но если вы сначала хотите запустить небольшую коллекцию, выгоднее найти швею. Производства могут отказаться шить небольшую партию одежды, или она выйдет дороже оптового заказа.
«Если хотите продавать одежду через соцсети или интернет-магазин, можете начать с небольшого количества: по 10—20 штук на модель и цвет. Если планируете продавать на маркетплейсах — для первой коллекции нет смысла отшивать 10—20—50 вещей одного цвета. Это маленькая партия, которая не поможет протестировать спрос. Все индивидуально, но я бы советовал считать тысячами: 2 000—3 000 штук на цвет для футболок и 1 000 штук на цвет для худи и брюк».
Максим Димитров
Основатель бренда одежды Cave
Как организовать свой швейный цех и нанять швей — рассказали в статье.
Проверка качества. Когда партия одежды готова, важно визуально оценить ее качество и отсеять брак. Вот список самых частых проблем, на которые стоит обратить внимание:
- торчащие нитки;
- асимметрия изделия;
- грязь;
- горловина и манжеты отшиты с заломами;
- длина и ширина изделия не соответствуют размерам;
- необработанные края одежды;
- непрочные швы.
Одежду с браком нужно вернуть на производство, а остальную — отгрузить на склад. Как только первая партия вещей готова, ее можно продавать.
Шаг 5. Выбрать площадки для продаж
Одежду можно продавать в офлайн-магазинах и онлайн — на сайте и маркетплейсах. О том, как открыть магазин одежды, мы писали в отдельной статье. Здесь сосредоточимся на онлайн-продажах.
Есть два основных канала продаж: сайт и маркетплейсы. Рассмотрим каждый из них.
Продажа через сайт. Собственный сайт повышает узнаваемость бренда вдолгую. Бизнес может устанавливать цены, самостоятельно запускать акции и общаться с клиентами напрямую. Но нужно закладывать бюджет на продвижение сайта.
Чтобы создать и продвинуть сайт, может понадобиться помощь специалистов — разработчиков и маркетологов. Если нанимать их на старте дорого, простой сайт можно собрать самостоятельно в конструкторе, а как продвигать его, мы рассказали в отдельной статье.
Продажи на маркетплейсах. Маркетплейсы продвигают себя сами, поэтому бизнесу нужно только следить за популярностью карточек товаров. Но если вы хотите заниматься раскруткой бренда, лучше использовать собственные каналы продаж. На маркетплейсе сложнее выделиться из-за похожего дизайна карточек, плюс площадка ранжирует выдачу и есть риск затеряться среди конкурентов.
Если вы все же думаете выйти на маркетплейсы со своей одеждой, мы рассказали, как это сделать, в отдельных статьях:
Несмотря на то, что маркетплейсы — удобный канал продаж, эксперты советуют подключать его, когда бизнес стабильно отшивает большие партии одежды. Так что начинать лучше с других направлений.
«Маркетплейс — это про большие объемы, потому что конкуренция растет. Чтобы быть успешным на маркетплейсе, нужно значительное количество товара. Там нужны 1 000, 5 000, а лучше 10 000 одинаковых худи. Выходить на такие площадки, когда у бизнеса есть 500 худи, бессмысленно. Их быстро раскупают, а на маркетплейсе важно поддерживать наличие всех размеров.
Но при этом у нас интернет-магазин занимает все меньшую и меньшую нишу. Маркетплейсы завоевывают долю продаж. Самые большие — на Ozon, потому что площадка последние полтора года вкладывалась в фешен».
Максим Димитров
Основатель бренда одежды Cave
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Шаг 6. Получить сертификаты и сделать маркировку
Практически вся одежда подлежит обязательной сертификации ЕАС в одном из вариантов: сертификат соответствия или декларация о соответствии.
Если изготовить одежду с нарушением требований этих документов, бизнес ждут штрафы:
- для ИП, руководителя ООО и малых предприятий — от 25 000 до 35 000 ₽;
- для средних и крупных предприятий — от 300 000 до 500 000 ₽.
А если бизнес будет продавать одежду без необходимой документации, придется заплатить штраф:
- для должностных лиц и ИП — от 20 000 до 40 000 ₽;
- для малых предприятий — от 50 000 до 150 000 ₽;
- для средних и крупных предприятий — от 100 000 до 300 000 ₽.
Сертификат соответствия нужен, чтобы подтвердить, какой товар продает бизнес и его безопасность для клиентов. Сертификат нужно получить на такие товары:
- детская одежда;
- постельное белье;
- белье, купальники;
- чулочно-носочные изделия.
Декларация о соответствии — более простой и дешевый для оформления документ. Для большинства потребительских товаров нужна именно декларация. Например, для продажи:
- головных уборов и шарфов;
- свитеров;
- юбок и платьев;
- верхней одежды.
Чтобы получить сертификат или декларацию, нужно пройти несколько этапов. Подробнее об этом мы рассказали в отдельной статье. Если вы хотите сэкономить силы и время, можете обратиться в специальные организации, которые помогут оформить документы.
Сделать маркировку в «Честном знаке». Сейчас почти всю одежду нужно маркировать при производстве. О том, как это сделать, рассказали в отдельной статье.
Шаг 7. Продвигать бренд
Лучше всего работают три способа:
- сотрудничество с блогерами;
- контекстная реклама;
- продвижение в соцсетях.
Сотрудничество с блогерами. С блогерами и инфлюенсерами иногда получается долгосрочное партнерство. Обычно бренды отправляют на рекламу по бартеру конкретные вещи. Тем самым экономят на рекламе и получают лояльных бренду клиентов.
Контекстная реклама. Лучше всего продает контекстная реклама — реклама на основе поисковых запросов пользователей. А вот рекламные ссылки в поисковой выдаче уже перестают работать из-за особенностей поведения пользователей.
«Сейчас товарный поиск в Яндексе или Google становится неэффективным. Лет пять назад я искал, где купить джинсы, через поисковик. А сейчас я напрямую ищу вещи на маркетплейсах. Это вот такое изменение потребительского поведения, которое влияет и на рекламу. И поэтому аналог поисковой рекламы для товаров сейчас делают внутри маркетплейсов».
Максим Димитров
Основатель бренда одежды Cave
Продвижение в соцсетях. Раскручивать бренд через соцсети можно платно и бесплатно. Первое — это таргетированная реклама. Ее можно настраивать только на целевых пользователей во ВКонтакте. Бесплатный способ — это создание контента. Многие соцсети сейчас продвигают видеоконтент, и бренды этим пользуются.
Помимо этого, есть и другие варианты продвижения, которые работают вдолгую. О них мы рассказали в отдельной статье.
Главное
- Собственный бренд одежды можно запустить с помощью перепродажи товара или для отшива своих коллекций.
- Перед созданием бренда нужно проанализировать конкурентов, целевую аудиторию и просчитать бизнес-план. Это поможет принимать эффективные решения и предложить востребованный продукт.
- До отшива одежды определитесь с элементами брендинга: названием, логотипом, концепцией и ассортиментом. Лучше сразу зарегистрировать товарный знак, чтобы занять место на рынке.
- Уделите внимание выбору производства и проверьте отшитые партии на предмет брака.
- Продавать одежду можно в офлайн-магазинах или онлайн — на сайте или на маркетплейсах.
- Заранее сертифицируйте продукцию и следите за актуальностью документов — без них продавать одежду незаконно.
- Для продвижения бренда одежды лучше всего работает привлечение инфлюенсеров, контекстная и таргетированная реклама.
Как вы думаете, какие еще сложности могут возникнуть на старте? Поделитесь своими опасениями в комментариях.