Актуальное

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Учиться бесплатно →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Блоги компаний Редактор: Ирина Резникова

Как зарегистрировать собственный бренд одежды в России

Рассказываем, для чего нужна регистрация бренда одежды, как ее пройти и какие нюансы важно учесть

Ирина Резникова

Ирина Резникова

Патентный поверенный № 1947, старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум». В практике более 20 лет.

Бренд — это общее представление клиента о компании. Название, логотип, упаковка, слоган, цветовое оформление — сведения, которые помогают отличить одежду, которую производите вы, от всех остальных производителей на рынке.

Товарный знак — зарегистрированный элемент бренда. В качестве товарного знака производители одежды регистрируют слоган, хэштег, принт, название линейки одежды, этикетку.

В статье мы говорим о регистрации бренда одежды, но имеем в виду регистрацию элементов бренда как товарного знака.

Иногда бренд путают с интеллектуальной собственностью и считают, что право на него появляется у того, кто первый придумал, как на роман или картину. В бизнесе так не работает: чтобы закон защищал товарный знак, его нужно зарегистрировать. В России этим занимается Роспатент. Регистрировать товарные знаки могут только предприниматели или компании, у физлиц без статуса ИП такого права нет.

Если товарный знак не зарегистрирован, кто угодно сможет безнаказанно воспользоваться вашим брендом. Например, конкурент может выпустить линейку одежды с такой же упаковкой и логотипом.

Зачем регистрировать бренд

Регистрация бренда одежды дает производителю такие возможности:

Зачем регистрировать название компании как товарный знак
  1. Контролировать ввоз товаров через таможню. Можно добавить товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Тогда товар под вашим брендом нельзя будет перевезти через границу без вашего разрешения.
  2. Передавать права на бренд по лицензии или франшизе.
  3. Упоминать бренд без ограничений в СМИ, на баннерах и в других рекламных каналах.
  4. Продать бренд через договор отчуждения прав.
  5. Защитить домен. Если у вас товарный знак на латинице или легко на нее переводится, доменное имя тоже может быть частью бренда, как, например, Incanto.
  6. Оценить товарный знак, поставить его на баланс и увеличить активы бизнеса. Это может пригодиться, например, чтобы взять кредит на развитие.

Это очевидные плюсы регистрации бренда одежды. Но, кроме того, товарный знак дает тройную защиту:

Когда нужно зарегистрировать товарный знак
  1. Конкуренты не могут больше без последствий взять ваше название или логотип и использовать в своих целях.
  2. Вы не сомневаетесь, что ваш знак уникален: при регистрации все обозначения проходят обязательную проверку.
  3. Вы защищаетесь от патентных троллей. Так называют тех, кто регистрирует товарные знаки начинающего бизнеса на себя вперед собственника компании. А потом подает иск на него, чтобы взыскать деньги за применение товарного знака.

Главное, что предприниматель получает при регистрации бренда одежды, — это свобода и безопасность в продвижении и развитии бренда. С товарным знаком можно не переживать, что кто-то однажды заявит свои права на ваше название или логотип и запретит вам их использовать.

Товарный знак будет защищать ваш бренд 10 лет, а потом его можно будет продлить еще на столько же.

Что сделать до регистрации бренда одежды

Подать заявку на регистрацию товарного знака можно самостоятельно либо обратиться к патентному поверенному — это юрист, который помогает бизнесу с товарными знаками. Патентный поверенный берет на себя практически все этапы оформления товарного знака. С его помощью ошибок в документах будет меньше, а вероятность зарегистрировать товарный знак с первого раза — выше.

Как выбрать патентного поверенного и чем он полезен

Если решите работать с патентным поверенным, подготовительную часть работы он также возьмет на себя. Но можно попробовать обойтись и своими силами.

Прежде всего, рекомендуем изучить раздел с частыми вопросами на сайте Роспатента — там можно найти все детали по поводу патентного поиска, заполнения заявки и процедуры регистрации товарного знака в целом.

Ответы на частые вопросы на сайте Роспатента

Самое важное перед подачей заявки — выбрать класс МКТУ, проверить товарный знак на уникальность и охраноспособность и определиться с тем, что будет входить в товарный знак.

Обо всем по порядку.

Как выбрать класс МКТУ. Товарные знаки действуют в конкретных классах Международной классификации товаров и услуг — МКТУ. Всего 45 классов. При регистрации товарного знака выбирают, на какие классы он будет распространяться. За каждый класс нужно платить отдельно, то есть чем больше классов выбрать, тем дороже будет регистрация. Обычно получать свидетельство на все классы не нужно — достаточно тех, что соответствуют сфере вашей деятельности.

МКТУ на сайте Роспатента
Дизайнер одежды выпустил собственную линейку под названием «Секреты Анастасии» и зарегистрировал название и логотип бренда в 25-м классе МКТУ: одежда, обувь, головные уборы. Теперь никто из производителей одежды не сможет законно взять название и сделать нашивки на своих толстовках или выпустить платье под этим брендом. А вот пекарня вполне может так называться, и это будет законно: у нее другой вид деятельности.

Создатели брендов одежды чаще используют такие классы:

  • 25 «Одежда, обувь, головные уборы»;
  • 18 «Изделия из кожи и имитации из кожи, сумки, чемоданы, шкуры животных»;
  • 35 «Реклама» — советуем добавить этот класс, чтобы наносить товарный знак на рекламную продукцию.

Рекомендуем изучить классы и типы продукции, которая в них входит, чтобы выбрать подходящие, или проконсультироваться у патентного поверенного.

Ретейлер одежды Familia оформил регистрацию логотипа в двух классах МКТУ — 25-м и 35-м, — как и владелец бренда Incanto. А собственник товарного знака Ostin зарегистрировался в трех классах: 18, 25 и 35-м.

Как проверить уникальность. Если отправите заявку с неуникальным знаком, получите отказ в регистрации и потеряете время и деньги. Поэтому до подачи заявки рекомендуем убедиться, что ваше обозначение не напоминает другие бренды одежды, уже получившие свидетельство.

Что делать, если придумали название, а оно уже занято

Проверить это можно несколькими способами:

1. В поисковых системах. Вбейте в Гугле или Яндексе ваш бренд и посмотрите, нет ли похожих торговых марок одежды. Это поверхностная проверка, потому что невозможно найти в простом поиске все товарные знаки, относящиеся к одежде.

2. Бесплатно через онлайн-сервисы по проверке товарных знаков:

  • Сервис brand-search.ru. Умный поиск подбирает товарные знаки, наиболее близкие к вашему варианту. Можно сразу обозначить нужный класс МКТУ. Система проверяет знак по открытым и закрытым базам данных, доменам и фирменным наименованиям. В результате поиска вы получите итог с потенциальным процентом риска того, что заявку не одобрят. Если процент риска высокий, лучше скорректировать наименование.
  • Сайт WIPO. Это база брендов Всемирной организации интеллектуальной собственности. На сайте можно искать торговые марки, которые зарегистрированы по международной системе регистрации. Сайт выдает схожие словесные и изобразительные знаки.

3. Платно через сайт Федерального института промышленной собственности — ФИПС. Стоимость проверки одного слова — 4130 ₽ за один класс МКТУ. При поиске по нескольким похожим словам цена увеличивается на 10%. Срок выполнения — 20 дней. Есть и бесплатная версия поиска, но там можно посмотреть данные только за последние 2 месяца.

Проверка бренда на сайте ФИПС

Как проверить охраноспособность. Некоторые слова и изображения нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака. В гражданском кодексе этому посвящена целая статья. Рекомендуем изучить ее перед тем, как определиться с названием бренда или логотипом. Например, нельзя использовать такие элементы:

Причины для отказа в регистрации товарного знака — ст. 1483 ГК РФ
  • общепринятые слова и термины. К примеру, комфорт, мягкая ткань, теплый свитер, удобные джинсы и подобные;
  • слова и символы, которые оскорбляют других людей. Так кировской компании запретили регистрацию бренда «Шире хари»;
  • государственные символы или объекты культурного наследия. Например, нельзя добавить в бренд российский триколор или изображение Московского Кремля;
  • имена известных людей или персонажей произведений искусства без согласия владельцев. Нельзя назвать компанию «Джордж Мартин» или «Гарри Поттер».

Даже известные бренды сталкиваются с трудностями при регистрации названия.

Какие названия могут навредить компании
Итальянский бренд одежды «№ 21» судился с Роспатентом несколько лет, чтобы зарегистрировать одноименный товарный знак. Суд встал на сторону ведомства: экспертиза установила, что обозначение состоит из общепринятого символа «№» и цифр «21».

Что включить в товарный знак. Еще до подачи документов надо определиться, что конкретно вы хотите защитить: логотип, название или и то и другое одновременно. Обратите внимание: если захотите зарегистрировать нескольких товарных знаков, включить их в одну заявку не получится.

Обычно бренды регистрируют два вида товарных знаков сразу:

  • слоган или название бренда — словесный товарный знак;
  • логотип, например картинка + текст, — комбинированный товарный знак.

Это нужно, чтобы у конкурентов не было доступных вариантов, как использовать ваш бренд.

В портфеле «Боско» 18 товарных знаков. Среди них есть словесный товарный знак БОСКО и комбинированный товарный знак BOSCO DI CILIEGI. В комбинированном товарном знаке указано название, изображение и цветовое решение логотипа.
Комбинированный товарный знак BOSCO DI CILIEGI
Комбинированный товарный знак BOSCO DI CILIEGI
Другой пример — от «Снежной королевы». У бренда 68 товарных знаков. Название защищено словесным товарным знаком «Снежная королева».
Еще у бренда есть комбинированный товарный знак «Снежная королева Studio», который содержит и словесные элементы, включая название домена, и изобразительные, в том числе цветовое решение и оформление вывески.
Комбинированный товарный знак «Снежной королевы»
Комбинированный товарный знак «Снежной королевы»

Портфель товарных знаков помогает бренду надежнее защитить одежду от подделок и увеличить капитализацию компании за счет нематериальных активов.

Этапы регистрации бренда одежды

Кроме подготовительного этапа, о котором мы говорили выше, мы выделяем шесть этапов регистрации бренда одежды. Обычно на весь процесс уходит 6–8 месяцев. Но не переживайте, что кто-то может подать такой же знак за это время: с момента подачи заявки он закрепляется за вами. Никто не сможет подать заявку на такой же знак, пока идет проверка.

Как зарегистрировать товарный знак: подробный пошаговый план

Срок экспертизы можно сократить до 3–4 месяцев — для этого надо оплатить ускоренную регистрацию, чтобы вашу заявку проверили вне очереди. Это будет стоить 94 400 ₽.

Иногда в интернете пишут, что товарный знак можно получить за 2 месяца, но фактически это не так. За 2 месяца Роспатент успеет только провести экспертизу и вынести решение. Остальные процедуры — внесение в реестр товарных знаков, публикация в официальном бюллетене, отправка бумажного свидетельства — занимают еще минимум месяц. Поэтому решение о регистрации за 2 месяца получить можно, а вот свидетельство нет.

Этап 1. Заполните и подайте заявку. В заявлении подробно опишите товарный знак, даже если это просто слово.

Бланк заявки на сайте Роспатента

Заявку можно подать лично в Роспатенте или онлайн на сайте ведомства, на портале госуслуг или с помощью патентного бюро.

Подать заявку на сайте госуслуг

Рекомендуем подавать заявку через интернет — сможете сэкономить 30% на пошлинах.

Этап 2. Заплатите пошлину за регистрацию заявки и экспертизу. Размер пошлины зависит от количества классов МКТУ, которые вы выбрали. За регистрацию заявки надо заплатить 3500 ₽, за экспертизу — еще 11 500 ₽. Итого 15 000 ₽. Если будете подавать заявку онлайн, сумма со скидкой составит 10 500 ₽.

Если классов МКТУ будет больше пяти, потребуется доплатить.

Заполнить и сформировать квитанцию на можно на сайте Роспатента. После того как оплата поступит на счет организации, заявка перейдет на этап экспертизы.

Квитанция на сайте Роспатента

Этап 3. Получите результаты экспертизы после проверки. На этом этапе эксперты проверяют, нет ли похожих товарных знаков производителей одежды, обуви, магазинов и ателье. Также эксперты смотрят, соответствует ли товарный знак требованиям гражданского кодекса. Проверка занимает до 6 месяцев, обычно 3–4.

Этап 4. Отслеживайте запросы дополнительной информации. Эксперты могут запросить дополнительные сведения — как по формальной части заявки с данными о компании, так и по части, где описано обозначение товарного знака. От вашего ответа может зависеть решение эксперта, одобрить регистрацию или нет. Чтобы не допустить ошибку или сформулировать юридически грамотный ответ, рекомендуем привлечь патентного поверенного.

Этап 5. Заплатите пошлину за регистрацию и получите свидетельство. Если Роспатент принял решение о регистрации торгового знака, надо заплатить еще две пошлины: 16 000 ₽ за регистрацию и 2000 ₽ за выдачу свидетельства. Всего 18 000 ₽. Если подавали заявку в электронном виде, скидка 30% будет действовать и на эти пошлины — заплатите всего 12 600 ₽. Если классов МКТУ больше пяти, будет дороже.

Если вам не нужен бумажный оригинал, можно обойтись электронной формой. Откажитесь от бумажной формы документа и сэкономите еще 2000 ₽.

Что делать, если пришел отказ

На каждую третью заявку по регистрации товарного знака приходит отрицательный ответ. Если эксперты приняли решение, что товарный знак нельзя зарегистрировать, вам пришлют письмо с пояснениями по заявке. В такой ситуации есть возможность обоснованно ответить на претензии и замечания, и эксперт может поменять мнение.

Если в итоге Роспатент решил отказать в регистрации товарного знака, это можно оспорить — подать документы в Палату по патентным спорам, а потом пойти в Суд по интеллектуальным правам.

Компания «Блэк Фрайдэй», созданная для организации масштабной распродажи в рунете, хотела зарегистрировать фразу BlackFriday. Сначала Роспатент ей отказал. Одним из доводов было то, что выражение «черная пятница» — общепринятое. Но компания подала возражение в Палату по патентным спорам, и эксперты встали на ее сторону — знак был все-таки зарегистрирован.

Если отстоять свою точку зрения не удалось, можно доработать товарный знак и подать заявку заново.

Расчетный счет в Тинькофф Предложение Тинькофф

Расчетный счет в Тинькофф

  • До 4 месяцев бесплатного обслуживания
  • До 500 000 ₽ на сервисы партнеров
  • Бесплатная онлайн-бухгалтерия
Подробнее

Сейчас читают

Какую методологию выбрать для разработки проекта

Выбор методологии разработки бизнес-продукта зависит от бюджета, амбиций проекта, технических возможностей и опыта команды. В этой статье рассмотрели основные методологии ведения проектов и обозначили плюсы и минусы каждой

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности