Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Дайджест бухгалтера: актуальные новости и ответы на сложные вопросы

Посмотреть
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Контрактное производство: как бизнесу создавать товары и продукты без собственного цеха


Разобрались, как искать производство на аутсорсе и на что обратить внимание при выборе подрядчика


Юлия Бикеева

Юлия Бикеева

Основательница бренда здорового питания BIKKI

Анна Куц

Анна Куц

Основательница бренда одежды Skin of angel

Представьте предпринимателя, который захотел развивать собственную линейку косметики. У него есть идея, но нет бюджета, чтобы арендовать цех, купить оборудование для производства и нанять технологов. Он может не откладывать запуск проекта, а воспользоваться услугами производства на аутсорсе. Это позволит запустить дело, но при этом не тратить деньги на открытие своего цеха. Найти производство на аутсорсе можно для разных товаров: продуктов питания, детских игрушек, одежды, обуви, бытовой химии.

В статье разбираемся, как выбрать цех, который будет создавать продукты под маркой вашего бренда.

Что такое контрактное производство

Контрактное производство — это создание продукта на стороне: предприниматель договаривается с цехом или заводом, чтобы они разрабатывали товары под его брендом. Иногда это выгодно.

Предприниматель хочет запустить собственный бренд спортивной одежды. Он размышляет о двух сценариях: делать все самому или передать задачу на аутсорс.

В первом случае придется найти дизайнера, который сделает эскизы спортивных костюмов, конструктора, который создаст лекала, нанять швею, чтобы отшила первые образцы, а еще купить швейные машинки и арендовать помещение, где будут создавать одежду. По этому сценарию бизнесмен запустит собственное производство.

Другой вариант — когда предприниматель находит швейный цех в своем городе и договаривается, чтобы для него отшивали костюмы. Тогда остается лишь заказать эскизы у дизайнера либо сделать рисунки и техническое описание самому и разместить заказ на отшив. Это и есть контрактное производство.

Контрактное производство позволяет предпринимателям делегировать весь процесс создания продукта или поручить подрядчикам конкретную задачу. Например, предприниматель запускает линейку кремов для тела. Он может найти компанию, которая произведет крем по его рецептуре, либо ту, что возьмет на себя весь процесс запуска продукта: разработает формулу, придумает дизайн этикетки, сварит крем, расфасует по тюбикам. Предпринимателю останется только найти покупателей.

Московское производство косметики и медицинской продукции предлагает клиентам создать продукт с нуля. Предпринимателю остается презентовать идею и договориться об условиях работы. Источник

Плюсы работы с контрактным производством

У контрактного производства есть несколько преимуществ:

  • бизнес экономит на помещении, сотрудниках и оборудовании;
  • удобно тестировать идеи на старте без больших вложений;
  • остается больше времени на другие задачи.

Рассмотрим каждый плюс по отдельности.

Бизнес экономит на помещении, сотрудниках и оборудовании. Если предприниматель работает со сторонним производством, ему не придется тратить деньги, чтобы оборудовать помещение, нанимать работников, налаживать процессы в цеху.

Олег хочет продавать на маркетплейсах протеиновые батончики. Чтобы самому производить продукт, предстоит нанять технолога, который разработает рецепт снека, купить оборудование для готовки, найти помещение, которое будет соответствовать нормам СанПиН.

На каждом этапе придется вложить немало денег. Чтобы сэкономить, можно найти уже работающий чех и заказать у него партию.

Еще плюс для бюджета предпринимателя — в случае с контрактным производством нужно платить только за изготовленные товары. Если цех ничего не произвел, бизнес ничего не заплатит. На собственном производстве дела обстоят иначе: даже если у бренда не было заказов в этом месяце, все равно придется платить зарплаты сотрудникам и оплачивать аренду помещения.

У предпринимателя в разы уменьшается зона отвественности, если поручить весь процесс разработки производителю на стороне

Можно протестировать идею на старте без больших вложений. Со старта запускать собственный цех бывает рискованно. Предприниматель может потратить миллионы на оборудование, ремонт помещения, аренду, но если товар будет плохо продаваться, вложения в запуск своего производства не вернуть.

Контрактное производство позволяет бизнесу разработать небольшую партию товара, чтобы узнать, есть ли на него спрос.

Предприниматель планирует продавать одежду для дома. Он может найти швейный цех, где отошьют первые образцы одежды, и попробовать продать их на маркетплейсе или через соцсети. Если со временем убедится, что товар пользуется спросом, можно договориться с производством на аутсорсе о новой партии или попробовать открыть свой цех.

Если товары покупать не будут, бизнес потеряет меньше денег, чем если бы пришлось с нуля запускать производство.

Остается больше времени на другие задачи по бизнесу. Часто на старте у предпринимателей нет большой команды, чтобы распределять задачи равномерно. Обычно приходится самим выполнять все задачи по созданию продукта — контролировать производство, закупать сырье, искать клиентов. Но если делегировать часть задач сторонней команде, остается время для более приоритетных задач, с которыми справится только основатель бизнеса. Например, он сможет заняться развитием бренда и поиском инвесторов.

Контрактное производство создавало печенье BIKKI с нуля: технологи разрабатывали рецептуру, готовили печенье и фасовали в яркие упаковки. Это позволяло владелице бренда заниматься другими задачами в бизнесе, например отгружать партии выпечки на маркетплейсы
Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 324 читателя

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Чем рискует бизнес при работе с контрактным производством

У контрактного производства есть минусы:

  • нельзя контролировать работу в процессе производства;
  • формулу или рецепт продукта могут украсть;
  • нет гибкости в работе;
  • сложно экспериментировать.

Пройдемся по каждому минусу.

Нельзя контролировать работу в процессе. Предприниматель может проверить качество продукта только по факту, когда партию произведут. Не получится влиять на результат в процессе. К примеру, на своем производстве сумок предприниматель может следить, как отшивают аксессуар. Если замечает кривые строчки, то может вовремя дать правки — швея переделает сумку и не допустит подобного брака в дальнейшем.

Когда бизнес работает с контрактным производством, есть риск получить бракованную партию, но узнать об этом, только когда все будет готово. Производство переделает товар, но бизнес может потерять деньги: придется ждать, когда товары заменят, а на это время останавливать продажи. Например, если предприниматель продает на маркетплейсе, за это время карточка товара упадет вниз в результатах выдачи — потом ее будет сложно вернуть в топ.

«Мой бренд разрабатывает линейку продуктов для здорового питания, один из них — печенье без сахара и глютена. Когда делаешь его, очень важно соблюдать последовательность приготовления, поскольку выпечка без глютена, а значит, в ней нет клейкого элемента. Если отклониться от рецепта, к примеру первым в тесто добавить ингредиент, который по рецепту кладут в самом конце, печенье будет сильно крошиться.

В моей практике был случай: технологи на аутсорсе без согласования поменяли последовательность приготовления. В итоге вся партия печенья рассыпалась, а узнали мы об этом, только когда заказ приготовили».

Юлия Бикеева

Юлия Бикеева

Основательница бренда здорового питания BIKKI

Формулу, рецепт или лекала могут украсть. Контрактному производству придется сообщить формулу или рецепт товара, если разрабатывали их сами. А если разрабатывали сотрудники стороннего производства, они их и так знают. Есть риск, что цех может предложить ваши секреты производства другим клиентам. Подобным опытом поделились владелица бренда 4fresh Наталья Козлова в подкасте «Корпорация ЗОЖ».

Бренд самостоятельно закупал часть ингредиентов для приготовления продуктов и передавал их контрактному производству. Некоторые специи приходилось привозить из-за границы, поскольку в России они не продаются. У бизнеса была уникальная рецептура.

Однажды представители 4fresh в одном из магазинов с ЗОЖ-товарами увидели продукт, который повторял их рецепт. Изготовителем было контрактное производство, которое разрабатывало продукты для 4fresh.

Даже если в договоре прописано, что права на рецепт, формулу или лекало принадлежат заказчику, это не всегда спасает от кражи секретов производства. Если производитель поменяет процесс разработки продукта даже на 5—7%, по закону это уже считается другой формулой или рецептом. В таком случае сложно доказать свою правоту в суде.

Технолог производит какао по чужому уникальному рецепту. В составе напитка сухие ингредиенты: какао, кокосовое молоко, сахар, корица и черный перец. Если производитель заменит в составе кокосовое молоко на коровье, рецепт будет считаться новым, хотя он может полностью повторять большую часть ингредиентов и последовательность приготовления.

Нет гибкости в работе. Бывают ситуации, когда бизнесу нужно произвести большой объем партий, а производство не успевает это сделать.

Предприниматель продает скрабы на маркетплейсах, продукт вирусится в соцсетях, и больше людей хотят его купить. Но количество скрабов на складе ограничено.

Предприниматель срочно заказывает у контрактного производства партию объемом в несколько раз больше, чем обычно, но получает отказ: у завода свой план производства, и они не могут поменять его под клиента. Поэтому бизнесу придется либо потратить время на поиск нового производства, либо терять деньги из-за отсутствия скрабов.

Собственное производство позволяет бизнесу быть более гибким. К примеру, предприниматель мог бы нанять в свой цех дополнительных технологов или сместить фокус с разработки других продуктов на скрабы.

Сложно экспериментировать. На своем производстве бизнес может в любой момент создать новое изделие. Например, отшить образец джинсов для новой коллекции или разработать новую губную помаду. Контрактное производство не позволяет экспериментировать так часто, поскольку у цеха на аутсорсе есть план производства для других клиентов. Разработка нового изделия может затянуться на месяцы.

Где найти завод для контрактного производства

Производить товары можно в России или за границей.

Стоит выбирать российские цеха, если:

  • вы производите продукты питания, которые быстро портятся — сможете быстрее доставлять товары до покупателей, пока они свежие;
  • нужна партия до 1000 единиц — зарубежные заводы обычно не берут в работу такие маленькие объемы.

Искать завод за границей стоит, если:

  • там дешевле — например, в Китае, Вьетнаме, Киргизии произведут партию мягких игрушек от 1000 единиц дешевле, чем на контрактном производстве в России;
  • в России нет нужного производства — например, у нас не развито производство SPF-кремов, микрочипов или лечебных кормов для животных.

Надо учитывать: на старте сотрудничать с иностранными компаниями может быть сложнее и менее выгодно — нужно разбираться в законодательстве и менталитете другой страны, придется тратить деньги, чтобы оплатить поездки на производство и услуги переводчика. Для начинающих предпринимателей это дополнительные расходы. Поэтому прежде чем выбирать производство за границей, нужно тщательно просчитать потенциальные расходы — окупятся ли они.

«Выбирать зарубежное производство стоит, если в России нет нужной технологии. К примеру, некоторые технологии для изготовления спортивного белья недоступны у нас в стране. Допустим, отшить костюмы бесшовным методом можно только в Китае и Италии».

Анна Куц

Анна Куц

Основательница бренда одежды Skin of angel

Есть пять основных способов найти подрядчика:

  • выбрать из базы контрактных производств;
  • найти через поисковик;
  • найти через сервисы вроде Авито или YouDo;
  • искать по этикетке;
  • спросить рекомендации в предпринимательских чатах.

Все варианты подойдут для поиска как российских, так и заграничных подрядчиков. Разберем каждый способ.

Выбрать из базы контрактных производств. Есть сайты, где собирают информацию о контрактных производствах из разных отраслей. Там можно найти производителей продуктов питания, косметики или бытовой химии.

Подобрать цех или завод можно, например, на таких сайтах и сервисах:

На этих ресурсах указывают, какие товары может разработать производитель, и оставляют контакты для связи: номер телефона и адрес почты.

Базы помогают предпринимателям сэкономить время: можно сразу изучить информацию о производителе, найти контакты и сравнить с другими компаниями

Найти через поисковик. Этот способ позволяет найти производителя из нужной страны или города. Достаточно вбить запрос вроде «контрактное производство одежды Киргизия». Поисковик выдаст предложения от разных производителей.

Через поисковик можно найти сайт производителей, а еще выйти на телеграм-каналы. Там подрядчики публикуют примеры работ, отзывы заказчиков и прямые контакты для связи

Найти через Авито или YouDo. На этих сервисах контрактные производства часто размещают свои услуги и оставляют контакты. Чтобы найти цех, достаточно вбить запрос «контрактное производство + название продукта, который нужно выпускать».

Подобные объявления можно встретить на Авито, если искать производителя косметики

Искать по изготовителю продуктов. Например, предприниматель хочет продавать гранолу. Он может найти в магазине полку с гранолой и посмотреть на пачке этикетку, где указан изготовитель продукта. Контакты производителя можно найти через поисковик.

«В 2020 году я запускала бренд продуктов здорового питания. Чтобы найти производителя, смотрела изготовителя на упаковках продуктов ВкусВилла. После находила их сайт, связывалась и объясняла, чем я занимаюсь и что от них хочу. Далее мы договорились о личной встрече и об экскурсии по производству».

Юлия Бикеева

Юлия Бикеева

Основательница бренда здорового питания BIKKI

На пачке гранолы указали производителя «Орехпром». Достаточно вбить название компании в поисковик, чтобы найти нужный сайт. На нем компания предлагает услуги контрактного производства

Спросить рекомендации у знакомых или людей из вашей сферы. Если знаете владельцев брендов, которые выпускают нужный товар, спросите, на каком производстве они заказывают продукт. Если не захотят делиться контактами, можно самим найти производителя на этикетке их товара.

Еще узнать контакты подрядчиков можно в профильных чатах. Например, если состоите в группах для предпринимателей, задайте вопрос участникам.

В профильных чатах могут помочь найти контакты поставщика, но срабатывает этот способ не всегда. Иногда сообщения остаются без ответов, поскольку участники не знают производителей или не готовы делиться

Как выбрать контрактного производителя

Эксперты советуют выбирать несколько контрактных производств, чтобы сравнить цеха между собой. Так вы сможете выбрать наиболее подходящее производство, которое устроит по цене и условиям сотрудничества. Когда будете выбирать производство, обращайте внимание на такие моменты:

  • надежность;
  • минимальный заказ;
  • состояние цеха;
  • готовность идти на контакт;
  • качество тестовой партии.

Подробнее разберем каждый критерий.

Надежность. Первым делом нужно убедиться, что компания реальная, а не принадлежит мошенникам. Для этого можно воспользоваться бесплатным сервисом «Тинькофф Контрагенты». С его помощью можно проверить, работает ли компания на самом деле и как давно.

Допустим, предприниматель, который хочет продавать гранолу, решил сотрудничать с производством «Орехпром». В сервисе можно узнать, что компания действующая и существует на рынке больше 20 лет. А еще можно почитать факты о компании

Минимальный заказ. Узнайте, какой минимальный заказ готовы брать производители. Бывает, бренд хочет продать тестовую партию, например, из 300 шоколадных батончиков, но производство готово взять заказ минимум на 3000 единиц. Такой вариант может не подойти новичкам, которые пока не уверены, смогут ли распродать весь продукт.

Состояние цеха. Идеально, если получится лично съездить на производство и оценить обстановку. Как правило, владельцы цехов без проблем пускают потенциальных заказчиков и даже проводят экскурсию по производству. Если производитель запрещает приезжать, это тревожный звонок — значит, производство не уверено в своем качестве. Лучше не рисковать сотрудничать с ними.

Когда приедете на производство, нужно оценить:

  • чистоту в помещении. Может быть такое, что на косметическом производстве технологи ходят без сменной обуви, что нарушает санитарные нормы. А в швейном цеху рулоны белой ткани лежат на пыльном полу, тогда заказчику придется отстирывать готовую вещь;
  • запах еды. Бывает, у сотрудников производства нет отдельной зоны для перекусов, поэтому они разогревают еду и обедают в помещении, где производят товары. Если в цеху создают одежду или мягкие игрушки, запах может впитаться в ткань. Чтобы от него избавиться, придется каждый раз отвозить готовые изделия в химчистку.

Если по этим пунктам цех не подошел, продолжайте поиски.

Готовность руководства идти на контакт. Обычно руководство цеха заинтересовано в общении с потенциальными заказчиками. Производители подробно расскажут об условиях работы и выслушают ваши предложения. Если руководство неохотно разговаривает с вами, отказывается от встречи или из них приходится вытягивать ответы, лучше не сотрудничать с такими подрядчиками. Руководители — это люди, с которыми придется контактировать чаще всего. Если вам неприятно с ними взаимодействовать, в будущем могут быть проблемы. Например, может быть сложно обсуждать брак товара.

Качество тестовой партии. Закажите у производства тестовую партию или образец, прежде чем заказывать большую партию. Это позволит оценить качество работы специалистов цеха и убедиться, что они смогут без проблем изготавливать ваш продукт. Тестовый образец могут разработать бесплатно или платно — как договоритесь.

Когда товар разработают, внимательно рассмотрите его со всех сторон. К примеру, если сшили лосины, посмотрите, все ли аккуратно: не торчат ли нитки, ровные ли швы. Если все устроило, можно предложить сотрудничество.

«Для швейного цеха обязательно нужно сначала отшить только один образец, нельзя заказывать даже небольшую партию — нужно проверить, как работает цех.

Если пробный образец сделали плохо, нет смысла продолжать вести переговоры с производством. Если в предпартийном образце есть брак, скорее всего, производство испортит всю партию. К примеру, в швейных цехах пробные образцы всегда отшивают лучшие технологи. Они стараются сделать все идеально, чтобы заказчику понравилось и он захотел продолжить сотрудничество. Если у лучшего специалиста не получилось сделать хороший продукт, вероятно, и другие работают плохо.

Конечно, есть исключение: когда производитель допустил мелкие ошибки. Допустим, швея хорошо отшила футболку, но на внутренней стороне шов, который обработали не так, как вы просили. В таком случае можно попросить заменить шов. Главное, чтобы основные требования к технологии сборки были соблюдены и вещь была пошита аккуратно, это всегда видно визуально».

Анна Куц

Анна Куц

Основательница бренда одежды Skin of angell

Далее расскажем, как заключить договор с контрактным производством.

Что указать в договоре на контрактное производство

Не начинайте работать с подрядчиком без договора. Если договориться обо всем на словах, производитель может сорвать сроки, украсть формулу производства или взять ваше сырье, но так ничего и не произвести. Без документа доказать свою правоту в суде не выйдет, бизнес может потерять деньги.

В договоре на контрактное производство, помимо порядка оплаты, срока действия, требований к товару, нужно указать:

  • неустойку за невыполнение обязательств. Пропишите, какой процент должен возместить исполнитель, если ваш товар не будет готов в срок. Это позволит бизнесу возместить часть денег, которые можно потерять, если производитель сорвет сроки и бизнес не сможет продать товары;
  • ответственность подрядчика за бракованный товар. Можно прописать, чтобы подрядчик заменил некачественный товар и заплатил неустойку. Этот пункт позволяет бизнесу не потерять деньги, пока ждут замену брака;
  • кто обладает правами на формулу, лекала или рецептуру. Если создаете уникальный продукт, обязательно пропишите, что интеллектуальные права принадлежат вам. Это позволит оградить бренд от кражи секретов производства.

Если есть возможность, проконсультируйтесь с опытным юристом. Он поможет разобраться, какие пункты нужно добавить в вашем случае, это позволит обезопасить себя.

Когда стоит открывать свое производство

Представим: предприниматель запустил бизнес на контрактном производстве. Теперь он задумался о своем цехе. Рассказываем, по каким признакам эксперты понимают, есть ли смысл инвестировать в собственное производство.

Бизнес может обеспечить бесперебойные продажи. Чтобы окупить вложения в собственное производство, у бизнеса должны быть постоянные продажи. Если товары покупают редко или нерегулярно, открывать свое производство невыгодно.

Чтобы продать партию из 300 мягких игрушек, приходится тратить несколько месяцев — свой цех пока открывать рано. Хорошо, если 300 игрушек продаются за пару недель.

Предприниматель продает по 2000 колец в праздничные месяцы — на Новый год, 8 Марта и 14 Февраля. В остальные же месяцы — максимум 300 единиц. Открывать свое производство пока не стоит: оно будет простаивать большую часть года.

Контрактное производство не справляется с объемами. Бывает, у бизнеса начали постепенно увеличиваться продажи. Теперь предприниматель заказывает у производителя не 4000 единиц крема, а 10 000. Контрактное производство может не справляться с такими заказами, в этом случае бизнес может задуматься над запуском своего цеха, где получится производить нужный объем продукции.

Главное в статье

  1. Контрактное производство — это когда предприниматель поручает сторонней компании разрабатывать продукт под его маркой.
  2. У такого подхода несколько плюсов. Можно сэкономить — не придется платить зарплаты сотрудникам, покупать дорогое оборудование, арендовать и обустраивать собственный цех. Вместо этого предприниматель может сосредоточиться на других процессах в бизнесе, например работать над продвижением проекта.
  3. Минусы такие: есть риск, что уникальный рецепт или формулу могут украсть и сделать аналогичные продукты для других брендов. Еще предприниматель не может контролировать качество работы над продуктом в процессе, можно оценить его только по факту, когда продукт готов.
  4. Найти завод для контрактного производства можно такими способами: задать запрос в поисковике, спросить рекомендацию в предпринимательских чатах, изучить базы контрактных производителей.
  5. Когда выбираете подрядчика, учитывайте такие моменты: какой минимальный заказ он готов взять, можно ли лично посетить производство, можно ли договориться на определенные условия и какие отзывы оставляют заказчики.
Инга Карнаухова
Инга Карнаухова

Расскажите в комментариях, почему рассматриваете контрактный способ производства?


Больше по теме

Новости