Ярмарка Мастеров — первый российский маркетплейс хендмейд-товаров. Платформа работает с 2006 года.
Сначала Ярмарка Мастеров была скорее клубом по интересам: рукодельники обменивались опытом, общались, шутили про свои увлечения и продавали товары внутри своего круга, но постепенно она стала полноценным маркетплейсом. Теперь здесь работают не только ремесленники со штучными товарами — на Ярмарку Мастеров могут выходить небольшие производства, фермерские хозяйства и оптовые продавцы товаров для творчества.
В 2022 году, когда зарубежные площадки хендмейд-товаров — в первую очередь Etsy — стали недоступны для российских продавцов, к Ярмарке Мастеров возник новый виток интереса. В декабре 2022 года на ней зарегистрировано 200 000 магазинов. Посещаемость — 8,5 млн уникальных пользователей в месяц.
В статье рассказываем, как устроена работа на хендмейд-маркетплейсе, какие товары могут быть интересны покупателям и как продавать на Ярмарке Мастеров.
С какими товарами выходить на Ярмарку Мастеров
Вот что можно продавать по правилам площадки:
- хендмейд-товары: украшения, посуда, одежда, сумки, блокноты, косметика ручной работы, предметы интерьера. Это не обязательно должен быть штучный хендмейд, который мастер делает в одиночку — локальные дизайнерские бренды точно так же могут выставлять свои товары;
- товары для творчества: нити, бусины, шерсть, фурнитура, пяльцы;
- фермерские продукты, например варенье, мед, сухофрукты или ремесленный шоколад;
- винтаж — изделия, которым больше 20 лет, фабричные и ручной работы;
- цифровые товары — исходники постеров, которые можно распечатать, выкройки, шаблоны для соцсетей.
Официально на маркетплейсе запрещено заниматься перепродажей и выдавать перекупленные вещи за авторские работы. Исключение — товары для творчества, их можно перепродавать.
За соблюдением правил следят модераторы, а еще любой посетитель сайта может пожаловаться на товар. Если авторство не очевидно, модераторы могут попросить прислать фото или видео процесса изготовления товаров.
По факту модераторы не успевают отсмотреть все, что предлагают продавцы, так что на маркетплейсе можно встретить товары с AliExpress. Но на платформе мало случайных покупателей, сюда целенаправленно приходят за необычными вещами, поэтому такой перепродавец столкнется с критикой со стороны клиентов, даже если модератор случайно пропустит его магазин.
«По сравнению с крупными площадками Ярмарка Мастеров проигрывает для старта. Там не построишь „легкий“ бизнес по схеме „купить-продать“. Но на Ярмарке могут выиграть ребята с собственной уникальной идеей или производственники полного цикла».
Дмитрий Ратников
Основатель кожевенной мастерской и магазина GINZO
Есть мнение, что Ярмарка Мастеров — это площадка с недорогим хендмейдом для аудитории, которая иногда покупает что-то «домашнее». Это предубеждение. Сейчас на маркетплейсе много современных дизайнерских товаров, которые привлекают молодую платежеспособную аудиторию.
Например, на Ярмарке можно купить модные предметы интерьера в сканди-стиле, которых не найти на Wildberries или Ozon.
По данным площадки на декабрь 2022 года, средний чек на Ярмарке Мастеров — 3500 ₽.
Стоит ли сочетать работу на Ярмарке Мастеров и на крупных маркетплейсах. Если вы только начали делать и продавать товары собственного производства, возможно, стоит работать только на Ярмарке — здесь более лояльные условия по срокам изготовления и отправки заказа. А вот когда логистика уже настроена, вы знаете как решать внештатные производственные ситуации и уже нашли помощников, можно выходить на мультитоварные маркетплейсы.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Особенности Ярмарки Мастеров
Ярмарка Мастеров — необычная платформа, которая выросла из клуба по интересам в полноценный маркетплейс, еще когда тема нишевых площадок не была популярна в России. Общение продавцов и покупателей и способы продвижения на ней тоже отличаются от крупных маркетплейсов. Перечислим самые заметные особенности площадки.
Лояльная аудитория. Покупатели на Ярмарке Мастеров часто обращают внимание, у кого именно они покупают товар. И, как мы писали в предыдущем пункте, иногда ближе узнают продавца за счет интервью или блога. Для них это не безликие магазины, поэтому и отношение в случае каких-то заминок с большим пониманием.
«По моему опыту на других площадках более токсичные клиенты: коробочка чуть-чуть помялась, и сразу начнется разбирательство. На Ярмарке более понимающие покупатели.
Я думаю, есть места, где люди привыкли оставлять только негативные отзывы — даже если возникли проблемы с курьером, претензии выскажут все равно продавцу. На Ярмарке Мастеров такого нет».
Дмитрий Ратников
Основатель кожевенной мастерской и магазина GINZO
Постоянная аудитория много общается. На Ярмарке Мастеров есть не только магазины. Можно писать публикации, оставлять комментарии, участвовать в розыгрышах, подписываться друг на друга. Платформа устроена, как социальная сеть.
На площадке можно вести блог. Ценность товаров ручной работы сложно донести в нескольких строках описания. Блог дает возможность постепенно рассказывать о своей мастерской, о том, как строится работа, как придумываются идеи.
Нужно закладывать в бизнес-план возврат товаров, которые были сделаны под заказ. Пользователи привыкли к легким возвратам и отменам на крупных маркетплейсах. Если раньше продавец продавал авторские работы через соцсети, на Ярмарке Мастеров для него может быть неприятной неожиданностью, что даже при уважении к мастерам и лояльности, о которой мы говорили, покупатель может просто не забрать товар.
Для производителей штучных авторских товаров такая ситуация может быть более убыточный, чем при перепродаже фабричного товара — если что-то сделано под заказ, неизвестно, найдется ли другой покупатель для этой вещи.
«Бывает, что заказывают на 10, 15, 20 тысяч, однажды даже на 55 тысяч, а потом не забирают покупки. Может быть, человек заказывал на эмоциях, или у него в жизни потом что-то поменялось.
Мы стали созваниваться с покупателями при обработке заказа и когда срок хранения подходит к концу — по моему опыту, если пообщаться голосом, клиент чувствует большую связь с продавцом, большую ответственность и реже не забирает заказ».
Дмитрий Ратников
Основатель кожевенной мастерской и магазина GINZO
Площадка занимается внешним SEO-продвижением. Ваши товары, вполне вероятно, могут выпасть в глобальном поиске Яндекса. А вот внутренние SEO-алгоритмы долго не поднимают новые товары — карточки нашего эксперта стали попадать в топ выдачи через полгода-год работы.
Неудобное приложение. По данным площадки, конверсия в заказы в приложении выше, чем на сайте. Но у приложения есть свои нюансы, в частности общее управление всеми уведомлениями. Отключить пуши о новостях на площадке и при этом оставить уведомления о статусе заказа не получится — приходят либо все уведомления, либо ничего.
ИП на НПД могут зарегистрироваться только как самозанятые без статуса ИП. Их юридический статус при этом не поменяется, но функционал и условия площадки будут отличаться от условий для ИП на других режимах и компаний.
Дальше в статье под самозанятыми мы будем иметь в виду как обычных людей, так и ИП на НПД. А под ИП — предпринимателей на других налоговых режимах. Подробнее про налоговые режимы мы расскажем позже.
Площадка не высылает клиенту чеки, если вы самозанятый. В этом случае Ярмарка Мастеров не участвует в расчетах между покупателем и продавцом. Если самозанятый подключил «Безопасную сделку» — то есть прием платежей онлайн, клиент получает уведомление от платежной системы с суммой заказа. Но чек для покупателя в любом случае нужно сформировать и отправить из приложения «Мой налог», где самозанятые фиксируют свои продажи.
ИП и компаниям не нужно вручную формировать чеки — при подключении «Безопасной сделки» платежная система принимает онлайн-платежи, интегрируется с вашей онлайн-кассой и отправляет чеки покупателям.
Схемы работы с площадкой
Разберем, где должны храниться товары, кто занимается доставкой и какую комиссию нужно будет платить.
Комиссия и тарифы на размещение товаров. Условия отличаются для самозанятых и для ИП и компаний.
ИП и компании обязаны подключить «Безопасную сделку» — сервис онлайн-оплаты. «Безопасная сделка» работает так: покупатель оплачивает заказ онлайн, без переписок с продавцом, и эти деньги «замораживаются» до того, как он получит заказ.
Если продавец не отправил товар вовремя или покупатель отказался от него при получении из-за ненадлежащего качества, деньги возвращаются на карту. Если сделка состоялась, платформа берет комиссию — 10% от суммы сделки, ее автоматически списывают при перечислении денег на расчетный счет продавца.
Размещение товаров на платформе для ИП и компаний бесплатное — в магазине можно выложить до 2000 готовых товаров и до 2000 цифровых товаров. Больше 4000 товаров размещать в магазине нельзя.
Самозанятые могут продавать без комиссии — онлайн-оплату они подключают по желанию. Теоретически можно договориться с покупателем в переписке и назвать номер карты для перевода оплаты. Но это не очень удобно и может оттолкнуть некоторых клиентов. Кому-то неловко писать в личные сообщения продавцу, а кто-то опасается отправлять деньги незнакомому человеку на карту — безопаснее, когда площадка выступает гарантом.
В отличие от ИП и компаний, у самозанятых есть тариф на размещение товаров — нужно вносить фиксированную плату за месяц. Сумма зависит от того, сколько товаров вы собираетесь выложить в магазине. Тариф самозанятые оплачивают в любом случае, а комиссию за оплату дополнительно к нему — в случае, если решили подключить «Безопасную сделку».
Три товара можно опубликовать в магазине бесплатно, но так можно только познакомиться с функционалом площадки, работать с тремя товарами смысла нет — они будут слишком редко попадаться покупателям на глаза, и в магазин не будет идти трафик.
Хранение и доставка. У Ярмарки Мастеров нет склада — продавец хранит товары у себя и отправляет клиенту сам.
С доставкой есть два варианта:
- подключить гарантированную доставку доступно, только если у вас подключена онлайн-оплата;
- отправлять заказы по договоренности.
При гарантированной доставке продавец подключает логистические службы в личном кабинете на платформе. Для компаний и ИП доступны Почта России и Boxberry, для самозанятых — еще и СДЭК. Стоимость доставки рассчитывается автоматически. Покупатель при заказе выбирает удобный для него вариант доставки и после оформления получает трек-номер для отслеживания — у площадки настроена интеграция с логистами.
При доставке по договоренности покупатель и продавец в переписке выбирают подходящий обоим способ доставки, а потом продавец сам отправляет клиенту трек-номер.
Как зарегистрировать бизнес для работы на Ярмарке Мастеров
На Ярмарке Мастеров могут продавать обычные люди без какого-либо статуса, самозанятые, ИП и ООО. Если вы пока не хотите открывать бизнес, рекомендуем как минимум стать самозанятым без статуса ИП — если человек систематически что-то продает, но не регистрирует свою деятельность и не платит налоги, можно получить штраф за незаконное предпринимательство и налоговые доначисления.
Самозанятые по закону могут продавать только товары собственного производства и не имеют права нанимать сотрудников по трудовым договорам. А еще у них есть ограничение по годовому доходу — 2,4 млн рублей.
Если хотите заниматься перепродажей товаров для творчества, найти помощников или у вашего бизнеса потенциально большие обороты, становитесь ИП.
ООО подойдет, если вы хотите открыть бизнес с партнерами — можно будет прописать доли участников, чтобы оформить партнерство по закону и в будущем не возникало споров при разделе бизнеса, если вы решите больше не работать вместе.
Компаниям и ИП при регистрации нужно выбрать коды ОКВЭД и налоговый режим.
Выбрать коды ОКВЭД. Код ОКВЭД обозначает вид деятельности, которым занимается предприниматель или компания.
Коды для производства зависят от того, что именно вы производите, например:
- 14.13.1 — производство верхней трикотажной или вязаной одежды;
- 32.40 — производство игрушек;
- 15.12 — производство изделий из кожи.
Если на Ярмарке Мастеров будете продавать товары собственного производства, нужно будет указать как минимум два вида деятельности — и продажа.
В качестве дополнительного кода можно указать 47.91.2 — розничная торговля через интернет. Если только перепродаете материалы для творчества и ничего не производите, это будет ваш основной код.
Выбрать налоговый режим. Для работы на Ярмарке Мастеров подходит упрощенная система налогообложения — УСН, налог на профессиональный доход — НПД — и патентная система налогообложения — ПСН.
Режим НПД — это та же самозанятость, но для людей со статусом ИП. Точно так же не получится перепродавать товары, нанимать сотрудников и получать доход больше 2,4 млн рублей в год, но когда человек получил статус ИП, можно использовать больше бизнес-инструментов, чем при обычной самозанятости, например открыть расчетный счет, подключить эквайринг, пользоваться картами для бизнеса, а не только личной картой.
На УСН ограничений меньше и можно заниматься перепродажей и нанимать сотрудников, но налоговая ставка выше, чем на НПД, а еще нужно будет платить и страховые взносы. В 2025 году это 53 658 ₽ в год.
Есть еще один вариант — можно работать на автоматизированной упрощенке, АУСН. На ней налоговая сама берет данные из личного кабинета и с расчетного счета исчисляет сумму налога к уплате. Пока система доступна в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан.
На ПСН — патенте — через интернет нельзя заниматься перепродажей, но можно продавать товары собственного производства. На этом режиме сумма налога не зависит от дохода, нужно вносить фиксированную плату за определенный срок — от 2 до 12 месяцев. Сумма будет отличаться в зависимости от региона.
Открыть расчетный счет и подключить онлайн-кассу. Предприниматель должен принимать деньги на расчетный счет, а не на личную карту и со счета расплачиваться с поставщиками.
В начале работы бизнесу по закону надо подключить онлайн-кассу, чтобы выдавать покупателям чеки и передавать данные о доходах в налоговую. Для расчетов в онлайне подходит облачная онлайн-касса, ее можно интегрировать с «Безопасной сделкой» — тогда при оплате клиенты будут автоматически получать фискальный чек на электронную почту или в СМС.
Подробнее о том, что нужно сделать на старте бизнеса, рассказывали в отдельных статьях:
Как начать продавать на Ярмарке Мастеров
Вот что нужно будет делать для начала работы:
- зарегистрироваться на сайте;
- создать магазин;
- оформить магазин;
- добавить документы — для ИП и компаний;
- заполнить договор и анкету продавца — для ИП и компаний;
- добавить товары.
Зарегистрироваться. У Ярмарки Мастеров нет отдельных порталов для продавцов и покупателей — зарегистрироваться и создать магазин можно сразу с главной страницы сайта.
По кнопке «Создать магазин» откроется окно регистрации — нужно будет указать почту, пароль, город и юридический статус.
Создать магазин. После подтверждения почты откроется новая форма: нужно будет указать ИНН, номер телефона и название магазина.
Оформить магазин. Оформление магазина можно добавить или изменить в профиле. Можно загрузить баннер, аватарку, фон магазина, направление хендмейда и указать день рождения, чтобы подписчики могли вас поздравить.
Добавить документы. Этот шаг актуален только для ИП и компаний. Потребуется загрузить страницы паспорта, ИНН, ОГРН или ОГРНИП и банковские реквизиты на вкладке «Документы» в меню «Настройки».
На этой же странице нужно выбрать тариф, ставку НДС, если бизнес на ОСН, и режим налогообложения. На упрощенной системе налогообложения или патенте деятельность не облагается НДС — нужно выбрать ставку 0%.
Тариф для всех ИП и компаний бесплатный, но он указывает, что вы будете продавать:
- Commerce — материалы для творчества или винтаж;
- Brand — товары собственного производства;
- Folk — товары народных художественных промыслов;
- Food — фермерские продукты.
Заполнить анкету и подписать договор. После того как вы добавите документы, вам на почту придет анкета продавца и договор с платежной системой. Нужно будет их заполнить и загрузить на сайт. После проверки анкеты и согласования приема платежей можно будет добавлять товары. Самозанятым заполнять анкету и подписывать договор не нужно — можно добавлять товары сразу после оформления магазина.
Добавить товары. По сравнению с другими маркетплейсами обязательных полей при добавлении товара не так много — фото, рубрика, подрубрика, название, цена.
На Ярмарке Мастеров есть необычное поле, актуальное именно для хендмейда. Можно указать статус товара:
- готовый товар, то есть продавец может отправить прямо сейчас;
- на заказ — продавец изготовит его за определенный срок;
- товар для примера. Если не планируете повторять изделие, но хотите показать покупателям свой стиль и уровень исполнения.
ИП и компании могут выставлять только готовые товары, а самозанятые — все варианты.
В первую очередь нужно добавить фото и указать рубрику каталога, в которой будет отображаться товар. Рекомендуем проработать визуальный контент, потому что товары с качественными фото могут попасть в рассылки и подборки от платформы.
Описание можно заполнить в свободной форме, но рекомендуем тщательно продумать, что здесь написать. Описание должно помогать принять решение о покупке.
«Частая ошибка в описании — рассказывать о товаре так, как бы вы продавали его себе в вашей обычной жизни, если при этом вы не относитесь к своей целевой аудитории. Нужно поставить себя на место вашего потенциального покупателя и описать то, что важно ему. Для этого иногда надо буквально познакомиться и пообщаться с людьми из вашей ЦА.
Советую использовать в описании слова, которые создают ассоциативные образы и обращаются к различным органам чувств. Например, „Крепкий коньяк, медово-желтый янтарь, теплая карамель — эта кожа играет разными красками“. Часто хендмейд-товары ищут именно из-за необычных визуальных и тактильных ощущений, и такие образы могут сработать».
Дмитрий Ратников
Основатель кожевенной мастерской и магазина GINZO
Как продвигаться на Ярмарке Мастеров
На Ярмарке Мастеров есть бесплатные и платные способы продвижения.
Бесплатный вариант — создавать контент внутри площадки, чтобы посетители читали его и переходили на автора.
Вот что можно использовать бесплатно.
Блоги. Выше мы рассказывали, что можно подробно рассказывать о буднях своего магазина. Если продавец делает ставку на личный бренд, это может быть смесь личного и профессионального блога.
В блогах можно устраивать конкурсы среди подписчиков или розыгрыши товаров и привлекать внимание к своему магазину.
Мастер-классы. Это могут быть уроки по вашему направлению творчества или просто что-то интересное и сезонное, например новогодний декор.
Публикации. Статьи на любые темы — например, дизайн, идеи для интерьера, рецепты.
Коллекции. Уже не текстовый, а визуальный контент. Это коллажи из 12 или 16 товаров, среди которых можно разместить только один свой товар, а остальные найти у других продавцов и указать на них ссылки — фото подгрузятся автоматически. Постоянные посетители сайта часто просматривают галерею коллекций, а администрация может выбрать чей-то коллаж для главной страницы — они сменяются каждый час.
Если вы добавите привлекательную фотографию своего товара в коллекцию, его могут заметить другие продавцы и тоже начнут добавлять в свои коллажи — так товар увидят больше потенциальных покупателей.
Кроме того, коллекции влияют на выдачу в каталоге — если кто-то составил коллекцию с вашим товаром, он поднимается выше.
Помимо бесплатного продвижения, связанного с контентом, самозанятые могут бесплатно поднимать в топ выдачи каталога до 5 товаров в день.
«Способов продвижения на Ярмарке Мастеров очень много. Думаю, сейчас многие предприниматели и компании сокращают рекламные бюджеты, поэтому очень важно иметь возможность использовать бесплатное промо: блоги, коллекции, мастер-классы. И это работает, ведь качественный контент бывает важнее бюджетов на продвижение».
Анастасия Иванова
Руководитель отдела маркетинга Ярмарки Мастеров
Платные способы. Вариантов тоже несколько:
- показы в рекламных зонах на сайте — например, в каталоге, на страницах публикаций и мастер-классов или в корзине покупателя;
- показы в топе выдачи — на первых строчках в каталоге;
- бренд-стори — возможность создать мини-лендинг, который больше напоминает свой сайт, чем типовой магазин;
- контекстная реклама;
- публикации в соцсетях — можно оплатить публикацию в группах Ярмарки Мастеров во Вконтакте, Одноклассниках или во внутренних сториз самой платформы;
- участие в «Программе привилегий» — только для самозанятых, ИП и компании участвовать не могут. Это программа лояльности для постоянных покупателей. Если подключиться к ней, придется платить как минимум 20% от каждой покупки. Плюс участия в программе привилегий — товары поднимаются в каталоге, и площадка сама занимается их продвижением, например включает в рассылки.
«Без денег на старте вас не увидят. Стартовый бюджет может быть всего
5-10-20 тысяч, но в любом случае советую вложиться и посмотреть, сколько покупателей это приведет.
По моему опыту в каталоге продают только первые страницы выдачи. Если к вам пришел клиент с третьей страницы, скорее всего, это специфический и въедливый покупатель, если ему было не лень долистать так далеко, и ему будет довольно сложно угодить.
Что касается контекстной рекламы, нужно учитывать важный момент: потенциальные клиенты могут попасть на вашу страницу, но потом перейти к конкурентам и заказать товар у них. Делайте все, чтобы удержать клиента в вашей карточке товара».
Дмитрий Ратников
Основатель кожевенной мастерской и магазина GINZO
Чтобы платное и бесплатное продвижение работало, нужно делать привлекательные фотографии и следить за оформлением карточек товаров и магазина в целом — тогда покупатель действительно может заинтересоваться товаром на рекламном месте, а когда перейдет в магазин — подписаться на него или полистать другие карточки.
Главное
- Ярмарка Мастеров — маркетплейс хендмейд-товаров. Кроме хендмейда на Ярмарке можно продавать материалы для творчества, фермерские продукты, цифровые товары, например выкройки, и винтаж.
- Модераторы следят, чтобы на площадке продавались только авторские товары. Покупатели или другие продавцы тоже могут подать жалобу, если заподозрят перепродажу. Перепродавать можно только материалы для творчества — например, нитки, бусины, стразы, спицы, пяльцы.
- Постоянные посетители общаются на Ярмарке Мастеров, как в социальных сетях — ведут блоги, оставляют комментарии, подписываются друг на друга. Для продавцов блоги служат дополнительным инструментом продвижения, чтобы рассказывать о своем товаре и о работе мастерской или производства.
- У Ярмарки Мастеров нет своего склада — продавцы хранят товары у себя и отправляют заказы сами.
- Для ИП и компаний комиссия площадки — 10%, это сбор сервиса онлайн-оплаты, чтобы покупатели могли оплатить товар сразу на сайте. Самозанятые могут работать без комиссии — договариваться об оплате в личной переписке и принимать оплату на карту. Но чтобы вызывать больше доверия у покупателей, они тоже могут подключить онлайн-оплату.
- Для самозанятых есть тарифы на размещение товаров — нужно оплачивать фиксированную сумму в месяц, размер зависит от количества товаров в магазине. ИП и компании могут добавить до 2000 товаров бесплатно.
- На Ярмарке Мастеров есть много бесплатных способов продвижения за счет контента — можно писать публикации на сайт, делать мастер-классы, создавать коллажи из фотографий своих и чужих товаров.
- Платное продвижение тоже есть — например, показы в топе выдачи или в рекламных зонах на сайте и публикации в соцсетях.
С каким товаром планируете выходить на Ярмарку Мастеров?
Добрый день!
ИП и компании могут выставлять только готовые товары, а самозанятые — все варианты (на заказ и для примера).
Это действительно так?
Я делаю гравировку на своих изделиях на заказ. Планирую перейти с самозанятого на ИП, но отсутствие возможности сделать «товар на заказ» для ИП поставило в тупик.
Элина, здравствуйте!
Уточним этот момент, с ответом вернемся позже.
Элина, здравствуйте. Да, это действительно так, ИП могут продавать только готовые товары.
Сколько времени занимает согласование документов с плат.системой?
Александра, здравствуйте.
Обычно срок составляет 7 дней.
У меня ИП,Я сама делаю украшения из натуральных камней,стекла лэмпворк,так же готовые броши брелки, продаю в санатории ,но хочется охватить больше аудитории. Интересует площадка ярмарка мастеров. Что нужно для входа и продвижения
Добрый день!
ЯМ не доступна уже сутки. Будет работать?
starinkinaem, добрый день! В официальном сообществе пишут, что работают над восстановлением работоспособности: https://vk.com/wall-28202415_373172
Отличное описание, благодарю! Нашла именно ту информацию, которая мне была необходима для понимания, как именно работает площадка и как создать свой «магазин». Что ж, планирую присоединиться. До встречи!