Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Бывают разные онлайн-кассы: стационарные, мобильные и облачные. Какую выбрать, зависит от специфики работы вашего интернет-магазина. В статье — какая онлайн-касса подойдет в разных ситуациях.
Эксперт по праву
Почти всем ИП и компаниям нужна онлайн-касса, если они работают с розничными покупателями — физлицами без статуса ИП. Льгот для онлайн-торговли нет.
В статье разбираемся, какая онлайн-касса подойдет для интернет-магазина.
Онлайн-касса — касса с фискальным накопителем. Фискальный накопитель хранит все операции и передает их в налоговую по интернету. Изменить информацию на накопителе нельзя, значит, и снизить налоги у предпринимателя или компании не получится. Так налоговая получает информацию о доходах бизнеса и понимает, сколько налогов он должен уплатить.
С 1 июля 2021 года онлайн-касса нужна почти всем ИП и компаниям, которые принимают оплату от физлиц. До этого у некоторых ИП были отсрочки, но они закончились.
Когда говорим «касса», представляем кассовый аппарат с кнопками, но в реальности все иначе. Онлайн-кассы бывают:
Выбор вида онлайн-кассы зависит от специфики бизнеса компании, которая ее использует.
Обратите внимание: интернет-эквайринг — это не онлайн-касса. Эквайринг — это возможность платить картой, но фискальный чек он не выдает и данные в налоговую не отправляет, а значит, не заменяет онлайн-кассу.
Если у вас не эквайринг от банка напрямую, а договор с платежным агрегатором, уточните, отправляет ли он фискальные чеки вашим покупателям, — у некоторых агрегаторов есть такая услуга. Если нет — нужно подключить онлайн-кассу.
Если не использовать онлайн-кассу при расчетах с покупателями, можно получить штраф для ИП или руководителя — от 25 до 50% от суммы каждого расчета, но не меньше 10 000 ₽; для организации — от 75 до 100%, но не меньше 30 000 ₽.
Если у вас интернет-магазин, можно обойтись без кассы в трех случаях:
Разберем каждую ситуацию подробнее.
НПД — налог на профессиональный доход. НПД можно применять только при продаже товаров собственного производства или оказании услуг своими силами. У ИП на НПД не может быть сотрудников, а доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год.
ИП делает сумки, кошельки и ремни из кожи и продает через интернет-магазин. Он может применять НПД, и онлайн-касса ему не нужна.
Но если он будет покупать сумки у других производителей и перепродавать на своем сайте или наймет для пошива изделий работника по трудовому договору, то придется зарегистрировать онлайн-кассу.
ИП на НПД, можно работать без онлайн-кассы, а чеки — оформлять через приложение «Мой налог».
Клиенты оплачивают покупки в стороннем пункте выдачи или курьеру-посреднику. В таком случае чек о покупке выдает курьер или работник пункта выдачи.
Интернет-магазин продает товары с оплатой на почте. Он может работать без онлайн-кассы. Покупатель оплатит посылку и получит чек в почтовом отделении.
Принимаете деньги через платежный агрегатор. С их помощью можно принимать платежи разными способами: не только картами, через Apple Pay, Google Play, но и через терминалы и различные платежные кошельки — WebMoney, ЮMoney. Часто они берут на себя обязанность по выдаче чека, в таком случае онлайн-касса будет не нужна. Уточните это при заключении договора.
Во всех остальных случаях онлайн-касса нужна.
Выбор онлайн-кассы зависит от того, в какой момент вы принимаете деньги от покупателей:
Оплата только на сайте. Подойдет только облачная онлайн-касса. Такая касса не сломается, будет работать круглосуточно, и ее просто подключить к любому сайту. Касса примет платеж и отправит покупателю чек в автоматическом режиме в любое время дня и ночи.
Оплата курьеру. Как мы писали выше, если доставкой занимается сторонняя компания и она же принимает оплату, то покупать кассу для таких расчетов не обязательно — обязанность выбивать чек будет лежать на курьерах.
А если у вас собственные курьеры, которые принимают оплату в момент доставки, нужно купить и зарегистрировать обычную онлайн-кассу.
Подойдут такие варианты:
Оплата в пункте выдаче. Если заказы выдаете в собственном офисе или пункте выдачи, можно выбрать обычную стационарную онлайн-кассу.
Какая именно онлайн-касса подойдет, зависит от схемы работы вашего магазина: возможно, вам понадобится сразу две онлайн-кассы.
Например, если в вашем магазине товар можно оплатить и на сайте, и вашему курьеру, и в офисе, нужно будет завести две кассы. Стационарную — для оплаты в пункте выдачи, и ее же подключить к приложению курьеров, и облачную — для тех, кто платит на сайте.
Со стационарной онлайн-кассой работа строится так же, как и в любом другом виде бизнеса — об этом написали отдельную статью.
Подробнее об облачной кассе расскажем дальше.
Онлайн-касса сразу после покупки должна прислать чек на электронную почту покупателя или в СМС. Клиент может оформить заказ на сайте когда угодно — днем или ночью. Значит, касса, так же как и сайт, должна работать круглосуточно, чтобы в любой момент принять платеж от клиента и отправить чек.
Обычные кассовые аппараты, которые используют в офлайне, не получится применить для интернет-торговли: они не умеют автоматически принимать платежи и отправлять чеки.
Для интернет-магазина подойдет только облачная онлайн-касса. Процесс такой: магазин берет в аренду кассу, которая подключена к серверу в дата-центре. Компания, которая предлагает такую услугу, отвечает за работу кассы: обеспечивает стабильное подключение к интернету и электричеству. Интернет-магазин фактически никак не взаимодействует с физической кассой, все происходит «в облаке».
Главные плюсы работы с облачными онлайн-кассами:
Подписку на облачную кассу можно оплачивать помесячно или сразу за более длительный период: чем дольше срок, тем ниже стоимость аренды за месяц.
Подробно о регистрации кассы мы рассказывали в отдельной статье, здесь кратко перечислим основные этапы.
Заключите договор с ОФД. Оператор фискальных данных — это компания-посредник между предпринимателем или компанией и налоговой. Чеки сначала поступают к ОФД, а он передает их налоговой. Начните работать с любым ОФД из официального реестра налоговой. Средняя стоимость — 3000 ₽ в год.
Если арендуете облачную кассу, уточните у поставщика, что входит в договор, — часто услуги ОФД уже включены. В этом случае не нужно заключать отдельный договор с ОФД и дополнительно оплачивать его услуги.
Оформите электронную подпись. Для регистрации кассы через интернет понадобится квалифицированная электронная подпись. Руководитель ООО или ИП может получить подпись бесплатно в налоговой. Если КЭП уже есть, оформлять новую не надо.
Зарегистрируйте кассу в налоговой. Для регистрации нужно подать заявление на сайте налоговой. Заполнить все сведения о кассе: адрес установки, адрес сайта, модель и номер ККТ и фискального накопителя. С этим обычно помогают компании, у которых берут в аренду облачную кассу. После регистрации получите карточку регистрации ККТ, она будет храниться в личном кабинете на сайте налоговой.
Рассказываем, какие документы нужны, какие сотрудники понадобятся на старте, как принимать пожертвования и другую помощь
Расскажем, как анализ операционных расходов поможет увидеть, где бизнес теряет деньги, и можно ли в существующих условиях заработать больше
Рассказываем, как правильно уволить сотрудника по сокращению штата и избежать ошибок. В статье — порядок увольнения и образцы документов