Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как открыть строительный бизнес


Рассказываем, как выбрать направление, где искать опытного прораба и как не обанкротиться из-за рекламаций


Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

Поделиться

Рассказываем, как выбрать направление, где искать опытного прораба и как не обанкротиться из-за рекламаций


Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

Обычно строительный бизнес организовывают люди, которые уже знакомы с этой сферой. Например, работали на стройке или учились в профильном вузе. Но не обязательно иметь опыт работы и образование, чтобы начать подобное дело.

Если опыта нет, вести строительное дело поможет прораб. Он будет контролировать стройку, следить за качеством работы и поможет подобрать стройматериалы. Как искать такого исполнителя, рассказали в статье. Еще из нее вы узнаете, с чего начать строительный бизнес и как вести его законно.

Написать эту статью помог Алексей Грищенко, совладелец строительной компании «Финский домик» и эксперт крупного строительного форума Forumhouse.

Шаг 1. Выбрать направление

В строительном бизнесе много направлений. К примеру, среди популярных на старте можно выбрать такие:

  • выполнять отдельные строительные задачи: устанавливать заборы, кровлю крыши или заливать фундамент;
  • строить нежилые постройки: бани, гаражи, котельные;
  • строить жилые дома: модульные, каркасные, из бруса или газобетона.

Начинать стоит с одной услуги и постепенно расширять ассортимент. Например, если строите каркасные дома, не предлагайте клиентам вариант дома из газобетона. Сосредоточьтесь на одной технике и услуге. А когда станете в ней профессионалом, сможете подключать и другие направления.

Есть строительные компании, которые предлагают разные варианты домов. К примеру, каркасные дома и дома из газобетона. Но на старте точно не стоит заниматься разными направлениями. У домов отличаются технология строительства и материалы

Чтобы выбрать подходящее направление, нужно изучить, какие вообще существуют. А после прочитать о технологиях строительства в этих направлениях. Найти такую информацию можно, например, на профильных форумах вроде Forumhouse.

«Я вижу два способа поиска своей ниши. Первый — заниматься тем, что тебе больше всего нравится. Такой вариант подойдет опытным строителям.

Второй — мониторить рынок. Посмотрите, какие есть ниши в строительном бизнесе, и выберите ту, с которой видите возможность начать. Например, у вас есть знакомый прораб из этого направления или хватает денег, чтобы запустить дело.

Но не стоит делать выбор по такой схеме: увидел, что сейчас в моде модульные дома, и принялся их строить. Скорее всего, план не сработает без знания технологии и опытного прораба».

Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

Выбор направления поможет понять, каких рабочих искать, какие особенности с регистрацией бизнеса могут возникнуть, какое оборудование нужно купить. Когда определитесь с нишей, сможете составить примерный бизнес-план и рассчитать приблизительные затраты на запуск.

Шаг 2. Зарегистрировать бизнес

Чтобы вести бизнес официально, нужно его зарегистрировать. Делается это в несколько шагов:

  • выбрать форму ведения бизнеса;
  • выбрать коды ОКВЭД;
  • выбрать режим налогообложения;
  • открыть расчетный счет;
  • подключить онлайн-кассу.

Объясняем, что делать на каждом этапе.

Выбрать форму ведения бизнеса. Строительное дело можно вести тремя способами: как самозанятый, как ИП или ООО. Быть самозанятым проще всего, достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог». Но у такого статуса есть много ограничений. К примеру, нельзя зарабатывать больше 2,4 млн в год и нанимать сотрудников в штат.

На старте советуем регистрировать статус индивидуального предпринимателя. Он позволяет нанимать сотрудников, работать с ипотечными клиентами, брать большие заказы и платить меньше налогов, чем компании.

Но если хотите открыть бизнес с партнером, сможете работать только как ООО.

Что именно выбрать, зависит от особенностей вашего бизнеса. Сравнили три формы в таблице.

СамозанятыйИПООО
СотрудникиНельзя нанимать сотрудников по трудовому договору, только по ГПХМожно нанимать сотрудниковМожно нанимать сотрудников
Стоимость регистрацииБесплатнаяБесплатная
Но если регистрируетесь офлайн в налоговой, госпошлина — 800 ₽
Нужен уставный капитал от 10 000 ₽. Регистрация с помощью банка обычно бесплатная, а госпошлина за регистрацию офлайн в налоговой — 4000 ₽
Чем отвечает по долгамЛичным имуществомЛичным имуществомИмуществом компании и деньгами на расчетном счете. Если докажут, что компания обанкротилась из-за собственников, им придется расплачиваться личным имуществом
ПартнерыМожно вести дело только самомуПартнер может быть только наемным работникомУчастники компании могут принимать в долю партнеров
ОтчетностьНет отчетности, достаточно формировать чеки в приложении «Мой налог»Простая отчетность, можно первое время обойтись без бухгалтераСложная отчетность, нужен бухгалтер

Чтобы зарегистрировать ИП или компанию, можно обратиться в налоговую или банк. Если учредитель один, можно зарегистрировать ООО в банке. В таком случае не придется платить госпошлину. Для регистрации понадобится заявление и документы. Какие именно — уточнит сотрудник банка.

Если регистрируетесь в налоговой, понадобятся такие документы.

Для ИП:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • копия паспорта;
  • заявление о регистрации ИП.

Для ООО:

  • квитанция об уплате госпошлины;
  • устав;
  • заявление о регистрации компании;
  • решение или протокол общего собрания об учреждении ООО.

Подать документы в налоговую можно двумя способами: офлайн или дистанционно.

Инструкции по регистрации

Внутри — список документов и порядок действий.

Выбрать коды ОКВЭД. Эти коды показывают налоговой, какой деятельностью вы занимаетесь. Их нужно указать в заявлении на регистрацию ИП или ООО. Самозанятым коды ОКВЭД не нужны.

Коды ОКВЭД для строительного бизнеса находятся в классификаторе в группах 41, 42 и 43. Нужно выбрать один основной и сколько угодно дополнительных, главное — код должен состоять минимум из четырех цифр. К примеру, подойдут такие:

  • 41.10 — разработка строительных проектов;
  • 41.20 — строительство жилых и нежилых зданий;
  • 43.91 — производство кровельных работ.

Подобрать нужные коды можно самому. А если решите регистрировать бизнес с помощью банка, вам помогут его сотрудники.

Выбрать режим налогообложения. Когда зарегистрируете бизнес, вы по умолчанию попадете на общую систему налогообложения. ОСН — самый сложный режим: на нем много отчетности и большие налоги. Поэтому, если не планируете работать с крупными заказчиками, советуем перейти на другой налоговый режим.

Строительному бизнесу доступны такие налоговые режимы: НПД, УСН, АУСН и ПСН. Сравнили их в таблице.

РежимДля когоОграниченияСтавкаОсобенность
НДПСамозанятый, ИПНельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам

Лимит годовых доходов — 2,4 млн рублей
Если получаете деньги от человека без статуса ИП — 4%, если от ИП или компании — 6%Нет отчетности — достаточно формировать чеки в приложении «Мой налог». Если нет доходов, платить налог не надо
УСНИП, ОООКоличество сотрудников:

— на обычной ставке — до 100 человек;

— на повышенной — свыше 100 и до 130 человек.

Лимит годовых доходов:

— при обычной ставке — 188,55 млн рублей;

— свыше 188,5 до 251,4 млн рублей — повышенная ставка.

Если превысить 251,4 млн или нанять больше 130 сотрудников, придется перейти на ОСН
Объект налогообложения «Доходы»:

— обычная — 6%;
— повышенная — 8%.

Объект налогообложения «Доходы минус расходы»:

— обычная — 15%;
— повышенная — 20%.

Есть минимальный налог — 1% от годовых доходов, его платят, если налог, рассчитанный по обычным правилам, ниже минимального
Если нет доходов — компании ничего платить не надо. А ИП надо — фиксированные взносы
АУСНИП и ООО из Республики Татарстан, Москвы, Московской и Калужской областейКоличество сотрудников — до 5 человек в штате.

Лимит годовых доходов — 60 млн рублей
Объект налогообложения «Доходы» — ставка 8%.

Объект налогообложения «Доходы минус расходы» — ставка 20%.

Есть минимальный налог — 3% от дохода за месяц, если налог, рассчитанный по обычным правилам, ниже минимального
Не надо платить страховые взносы, а налог к уплате рассчитывается автоматически. Если нет доходов — ничего платить не надо
ПСНИП, но доступна не во всех регионах РоссииКоличество сотрудников — до 15 человек по ГПХ и трудовому договору.

Лимит годовых доходов — 60 млн рублей
Фиксированный налог. Зависит от региона, срока действия и количественного показателя. Например, численности сотрудников.

ИП покупает патент на одну деятельность на период от 1 до 12 месяцев. Срок вышел — нужно платить еще раз
Если нет доходов, стоимость патента не вернут.

Также ИП в любом случае платит фиксированные страховые взносы.

Патент покрывает один вид деятельности. если будете оказывать дополнительные услуги, отчитываться по ним придется на другой системе

Если есть возможность, проконсультируйтесь с бухгалтером, он подскажет, какой режим выгоднее для вашего бизнеса. Для тех, кто планирует самостоятельно выбрать налоговый режим, у нас есть готовая статья.

Открыть расчетный счет. Он нужен, например, чтобы безналично переводить деньги за стройматериалы, платить зарплату сотрудникам и уплачивать налоги. А еще без него не получится участвовать в тендерах.

Обычно расчетный счет открывают в том же банке, где регистируют ИП или ООО. Счет открывают в течение недели, а могут и быстрее.

Подключить онлайн-кассу. По закону, если будете продавать дома не другому бизнесу, а обычным людям, нужна онлайн-касса. Она передает в налоговую информацию обо всех платежах, которые вы получили.

Онлайн-кассу можно взять в аренду у банка. Ее сразу помогут подключить и настроить. А чтобы касса начала передавать информацию в налоговую, ее нужно зарегистрировать.

Шаг 3. Проверить, нужно ли вступить в СРО

До 2010 года владельцы бизнеса получали лицензию, чтобы вести строительную деятельность. Теперь подобные лицензии не нужны.

Если раньше за квалификацию строителей отвечало государство, теперь эта ответственность перешла на СРО. Это саморегулируемые организации строителей. Их задача — следить за качеством работы строительных компаний. Если построили дом, а через время в нем появилась трещина, СРО выплатит заказчику компенсацию.

Деньги на компенсацию берут из фонда. Его пополняют члены СРО, когда вступают в организацию, а еще они каждый год платят членские взносы. В каждом регионе есть свои организации, найти их можно через интернет. Чтобы вступить в СРО, обычно требуют собрать документы и оплатить взнос. Сумму и требования организации размещают на своем сайте.

Например, на сайте омской СРО можно найти целый раздел, где подробно объясняют, как стать членом организации

Вступать в СРО нужно не всем. Если вы занимаетесь строительством объектов на участке под индивидуальное жилищное строительство, например строите частные одноэтажные дома, никуда вступать не нужно.

Кто должен быть членом СРО, можно узнать из градостроительного кодекса. К примеру, в организации нужно вступать тем, кто занимается строительством и реконструкцией капитальных объектов или участвует в тендерах.

Владельцу небольшого строительного бизнеса достаточно лишь зарегистрировать дело. Никаких лицензий и дополнительных бумаг не нужно. Даже уведомление о планируемом строительстве в МФЦ подает владелец участка, а не предприниматель или компания.

Шаг 4. Нанять сотрудников

Это самый трудный этап: найти квалифицированных сотрудников непросто, особенно если нет знакомых из сферы. Разбираемся, где искать рабочих и без кого не обойтись на старте.

Кто нужен на старте. Изначально достаточно такой команды: прораб, рабочие и менеджер. О каждом по порядку.

Первым нанимают прораба. Это самый ответственный шаг: он будет напрямую влиять на бизнес. Прораб следит за качеством работы, организовывает стройку. Еще он может брать на себя задачи других сотрудников. К примеру, логиста или бригадира.

Как правило, у прорабов есть одна или несколько сформированных рабочих бригад. Этих людей он привлекает для работы с вашими проектами. Но если такой бригады нет, придется нанимать ее или собирать самому. Состав команды зависит от того, чем именно занимаетесь.

Рабочие «Финского домика» кладут фундамент. За работой следит прораб

Еще в команде нужен менеджер по работе с клиентами, он будет вести переговоры с покупателями. Часто менеджер совмещает в себе несколько ролей: и продажника, и маркетолога. На первых порах вы можете взять эту обязанность на себя.

Также есть сотрудники, которых на старте можно взять на аутсорсе. К примеру, проектировщик. Он разрабатывает точный план строительства, определяет, где в доме будут коммуникации, и делает чертежи. План нужен, чтобы понимать, что будете строить и какой результат получите. С его помощью сможете контролировать прораба и рабочих и проверять, следуют ли они проекту. А еще план поможет обезопасить себя от претензий заказчиков: они сразу будут знать, какой дом вы им построите.

Такие планы разрабатывает проектировщик

Со временем, когда бизнес расширится, сможете нанять и других сотрудников: юриста, бухгалтера, дизайнера.

Где искать сотрудников. В строительном бизнесе рабочих ищут несколькими способами. Вот они — от более предпочтительного к менее удачным:

  • через знакомых;
  • на профильных сервисах и форумах;
  • на онлайн-досках объявлений, сайтах по подбору персонала.

Самый надежный способ — искать рабочих и прораба через знакомых. Например, если вы уже работали с бригадой, то знаете, что они не срывают сроки, не завышают цены и выполняют работу качественно. Здорово, если есть возможность попросить рекомендацию у знакомых или коллег по цеху.

Если среди знакомых нужных рабочих нет, начните искать в интернете. Профессионалы часто размещаются на сайтах с услугами, к примеру Профи или Яндекс Услуги.

Еще искать сотрудников можно через профильные форумы. Например, первые заказчики нашли директора «Финского домика» на форуме Forumhouse.

На сайте Яндекс Услуг можно найти прорабов, работников бригады или целую бригаду. Искать исполнителей через подобные сервисы удобно: можно посмотреть отзывы прошлых клиентов и узнать, с чем человек уже работал. Источник

Самый ненадежный способ — искать сотрудников для строительного бизнеса через интернет или на сайтах вроде HeadHunter. Там нельзя посмотреть отзывы об их работе или изучить проекты, с которыми они работали. А проверить их способности можно только на деле.

Какое нужно образование. Профильное образование — преимущество, но не главный критерий в подборе строителей. Важнее, чтобы сотрудник знал технологию строительства и отвечал за качество работы.

Без высшего образования не обойтись, если планируете вступить в СРО. По условиям организации членом СРО может быть только тот бизнес, где есть минимум трое сотрудников с высшим строительным образованием.

Шаг 5. Купить базовое оборудование

Если вы ищете бригаду, чаще всего у нее будет базовый набор инструментов. Он может меняться в зависимости от того, что именно вы строите. К примеру, для строительства каркасных домов не обойтись без нейлера. С его помощью забивают гвоздями крепеж без применения физической силы.

Ручные инструменты — это универсальный набор, который пригодится на стройке. Им пользуются каждый день, поэтому стоит купить:

  • пилы;
  • молотки;
  • ножовки;
  • рубанки;
  • перфораторы;
  • нейлеры.

А вот дорогостоящее оборудование лучше брать в аренду. Иначе, когда оно сломается, придется платить за его обслуживание и ремонт, получается невыгодно.

Арендовать оборудование можно на Авито или у компаний, которые сдают инструменты в аренду.

Где хранить. Стройматериалы, инвентарь и оборудование можно хранить на строительной площадке или воспользоваться услугами временных складов. Арендовать склад на старте не обязательно. Вы можете это сделать, когда проектов станет больше и бюджет увеличится.

Шаг 6. Арендовать офис

Этот шаг не обязательный. Но есть заказчики, которые отказываются работать со строительным бизнесом, если нет офиса.

«Мне кажется, офис нужен тогда, когда у компании уже есть постоянный поток клиентов и сотрудники, которым нужно помещение. Например, проектировщик или бухгалтер.

Мы работаем с 2014 года. В Санкт-Петербурге у нас есть офис, а в Москве — нет. За это время была пара случаев, когда клиенты отказывались сотрудничать по этой причине. Есть люди, для которых офис — показатель серьезности компании. Но большинство на его отсутствие реагирует нормально».

Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

Если бюджет позволяет и вы все же решили со старта арендовать офис, вот что стоит учесть при его выборе.

Локация. Не обязательно снимать офис в центре города. Это дорого и не всегда удобно для клиентов: в часы пик можно застрять в пробке. Обычно если люди хотят построить загородный дом, у них есть машина. Поэтому до вашего офиса они смогут добраться без проблем.

Важно, чтобы сотрудники и клиенты могли быстро вас найти. Поэтому при выборе помещения обращайте внимание на расположение, чтобы навигатор без труда находил адрес.

Чтобы сотрудники и клиенты без машины могли доехать до офиса, снимайте помещение с удобной транспортной развязкой. Так большинство людей смогут доезжать до вас из разных частей города без пересадок. Важно, чтобы остановка общественного транспорта находилась насколько возможно близко к зданию офиса. Иначе клиенты могут отказаться от поездки в плохую погоду или прийти раздраженными.

Инфраструктура. В здании или рядом с офисом должна быть парковка, чтобы не приходилось долго искать место или парковаться в соседнем дворе.

Здорово, если в помещении есть возможность оборудовать кухню и зону отдыха для сотрудников. Но еще важно, чтобы у них была возможность перекусить вне работы. Поэтому выбирайте помещения, где рядом есть кафе и столовые.

Внешний вид. Впечатление о бизнесе может сложиться по его офису. Поэтому выбирайте помещение, где регулярно проводят уборку, с ремонтом и лифтом.

«Следите за деталями. Есть показательный пример: наш первый офис мы снимали в бизнес-центре. Там все было хорошо: локация, внешний вид, удобный офис. Но была, казалось бы, маленькая проблема — в туалете не было ремонта.

Эта деталь могла испортить клиенту впечатление о бизнесе: команда профессионалов, а офис снимают в помещении без нормальной уборной. Да и сотрудникам было неудобно».

Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

Подобрать офис можно на Авито, Циан или с помощью риелтора.

Шаг 7. Привлекать первых клиентов

Чтобы искать клиентов, советуем пользоваться сразу несколькими способами привлечения. Расскажем о каждом.

Сарафанное радио. Когда запустите бизнес, расскажите об этом друзьям и знакомым. Можно написать об этом в своих социальных сетях. Возможно, кому-то из знакомых как раз нужна подобная компания, они могут к вам обратиться.

Социальные сети. Заведите страницу в социальных сетях, чтобы заявить о себе аудитории. На ней можно публиковать примеры своих работ, планы строительства и информацию о бизнесе.

Так ведет страницу во Вконтакте компания «Финский домик». В разделе с услугами они разместили проекты домов, которые могут построить, и обозначили цену. А в постах они подробно рассказывают про каждый проект, а также делятся полезными новостями. Потенциальные клиенты сразу могут понять, подходит ли им стоимость и дома, которые предлагает команда

Некоторые строительные компании и ИП, помимо страницы во Вконтакте, создают канал на YouTube. Туда они загружают ролики, где показывают процесс стройки, рассказывают про компанию, тем самым привлекая к себе внимание.

Пока реальных проектов нет, можно публиковать планы домов. Рассказывать клиентам, что вы можете построить и с какими услугами работаете.

Таргетированная реклама. Чтобы привлечь внимание к своей странице во Вконтакте, можно запустить таргетированную рекламу. Ее можно настроить так, чтобы рекламные посты попадались людям, которые интересуются строительством или подписаны на конкурентов.

Опять же, пока готовых работ нет, можно рекламировать планы домов.

Собственный сайт. У большинства строительных компаний есть собственный сайт. Поэтому его стоит сделать на старте, чтобы наравне конкурировать с другими.

«Я считаю, что нужен полноценный сайт, как некий виртуальный офис. Если будете вести только соцсети, доверие клиентов к вам будет ниже.

Но это зависит от того, какую нишу вы заняли. Например, есть строительные бригады, которые берут на себя небольшие работы, им достаточно социальных сетей или профиля на Авито. Но если вы строите дома, сайт стоит сделать».

Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

В будущем на сайте можно разместить галерею с работами и настраивать контекстную рекламу, чтобы привлекать клиентов.

Лендинг. Если нет возможности создать собственный сайт, можно сделать лендинг в конструкторе. Мнение экспертов на этот счет разнится: кто-то советует на старте ограничиться лендингом, а некоторые — сразу советуют делать свой сайт.

Главный плюс лендинга — он делается быстрее и стоит дешевле, чем полноценный сайт. Его можно сверстать самостоятельно в специальных сервисах.

Личный бренд. Этот способ не поможет быстро привлечь клиентов, но он работает на долгосрочную перспективу. Владелец бизнеса может начать вести социальные сети или выступать экспертом на профильных онлайн-форумах. Если развивать этот канал, со временем люди станут больше о вас узнавать и доверять.

Как уменьшить риски, когда запустите строительный бизнес

В строительном бизнесе много рисков. Например, часто бывают неучтенные затраты, попадается неквалифицированная бригада. Чтобы решать много подобных проблем, нужны деньги. Собрали советы эксперта, как работать с деньгами, когда запустите бизнес.

Создать фонд для компенсаций. Бизнесмены должны быть готовы выплатить компенсацию клиенту. Например, если вовремя не сдали объект или некачественно выполнили работу и заказчик направил претензию — рекламацию.

«Не знаю ни одной компании, которая не сталкивалась с рекламацией. В этом случае обычно действуют двумя способами: отключают телефон и бегают от клиента или пытаются решить проблему, сохранив доверие и лицо компании. Если хотите работать долго, выбирайте второй способ.

Чтобы решить проблему с рекламацией, нужно, чтобы у вас был внутренний фонд. Его нужно регулярно пополнять.

К примеру, на каждом объекте включать в окончательную стоимость отчисления для „фонда рекламаций“. Пусть небольшое, по 20—30 тысяч рублей. С нескольких объектов наберется сумма, которая, возможно, пригодится однажды, когда будет крупная рекламация».

Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

Когда будете рассчитывать стоимость строительных работ, закладывайте в них рекламационные расходы. Это деньги, которые придется выплатить клиенту, если он обнаружит дефект в работе. Всегда учитывайте этот пункт. Можно открыть отдельный счет в банковском приложении, куда будете откладывать деньги на компенсации.

Создать резервный фонд. Он нужен, чтобы бизнес мог развиваться и масштабироваться. Многие бизнесмены рискуют, когда думают, что весь доход, что они получили с проекта, можно забрать себе в качестве зарплаты. С этой ошибкой часто сталкиваются новички.

«Мне однажды дали хороший совет. Даже если владелец бизнеса ИП и не оформлен как сотрудник, ему стоит самому себе назначить зарплату. Например, 100 000 ₽. И неважно, сколько вы заработали с объекта, забирайте себе только обозначенную сумму.

С остальных денег нужно пополнять резервный фонд и использовать их на развитие бизнеса.

Больше всего молодых строительных бизнесов разоряется именно из-за того, что есть большой финансовый поток „предоплат“ и их начинают тратить на себя, еще не заработав.

Жесткий финансовый контроль за денежным потоком позволит вам избежать ситуации, когда ваш бизнес превратится в „финансовую пирамиду“».

Алексей Грищенко

Алексей Грищенко

Совладелец строительной компании «Финский домик»

Резервный фонд удобно хранить на накопительном счету. В любой момент с него можно снять или перевести деньги. Вот на что могут пойти деньги резервного фонда:

  • на компенсации за дефекты или недостачу;
  • на маркетинг: таргетированная реклама, оплата работы маркетолога, наружная реклама, продвижение вашего сайта;
  • наем сотрудников;
  • аренда офиса и покупка в него разной техники и инвентаря;
  • собственное оборудование, которое всегда будет в вашем распоряжении;
  • аренда склада, чтобы не перевозить материалы из магазина сразу на стройку и хранить инструменты.

Вдумчиво распоряжаться деньгами. Не тратьте деньги, пока не закончите проект. Может случиться неприятная ситуация.

Бизнесмен посчитал, что расходы с определенного объекта составят 1 млн рублей, а с клиента он взял 2 млн. Проект еще не закончился, а предприниматель уже арендовал новый офис в центре города, купил в него оборудование, дорогую мебель. В итоге в процессе стройки выясняется, что одного миллиона не хватит, нужно полтора. А часть суммы бизнесмен уже потратил на личные расходы.

Такие неучтенные расходы часто случаются в строительном бизнесе и у новичков, и у опытных.

Главное в статье

  1. Строительный бизнес могут организовать люди без опыта и высшего образования. Главное — найти опытного прораба, который возьмет на себя всю производственную часть.
  2. Начинать бизнес нужно с выбора направления. Стоит сосредоточиться на одной услуге, отточить опыт и только потом расширяться.
  3. Строительное дело выгоднее вести как ИП: можно брать крупные заказы, нанимать сотрудников, и налоги небольшие.
  4. В строительстве не нужна лицензия, чтобы вести бизнес. В СРО также не надо вступать, если строите жилые и нежилые объекты не выше трех этажей.
  5. На старте нужен менеджер, прораб и бригада рабочих.
  6. Покупать нужно только ручные инструменты, которые нужны на стройке каждый день. Дорогое оборудование лучше брать в аренду.
  7. Снимать офис или нет — зависит от вашего бюджета и предпочтений. С клиентами можно встречаться в кафе или в коворкинге.
  8. Привлекать клиентов можно с помощью таргетированной рекламы и сарафанного радио.
  9. Создайте себе резервный фонд, куда будете откладывать деньги на развитие бизнеса и рекламацию. А еще не тратьте деньги, пока не достроите объект.
Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение Тинькофф

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее
Бизнес с нуля

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме