Если неправильно установить цену на товар или услугу, можно потерять бизнес. Если цена будет слишком низкой, бизнес рискует не отбить себестоимость продукта и работать в убыток. Если слишком высокой — потерять спрос. Есть много факторов, которые влияют на установку цен: сезонность, наличие конкурентов, стоимость производства, условия рынка.
Мы пообщались с финансовым директором компании «Нескучные финансы» Еленой Гончаровой и узнали, как не продешевить. А основатель Академии Маркетинга и Продюсирования Сергей Харьков и маркетолог Т-Банк Бизнеса Юлия Федорович рассказали, как убедить покупателей купить именно ваш продукт, даже если он дороже аналогов.
Как устанавливать цены, чтобы не уйти в минус и не упустить клиентов
Начинающие предприниматели часто ставят цены с опорой на цены конкурентов — это ведет к убыткам.
Обычно выделяют три метода ценообразования:
- Метод наценки. Суть метода — рассчитать себестоимость товара или услуги и добавить к полученной сумме желаемую прибыль.
- Метод сравнения конкурентных цен. Для него нужно узнать цены у конкурентов и установить аналогичные.
- Метод оценки потребительской ценности. Суть метода — узнать у потенциальных клиентов, сколько они готовы отдать за продукт, и на основании их ответа установить конечную цену.
Рассказываем подробнее о том, как установить цену на товар или услуги, совместив все три метода.
Первым делом нужно посчитать издержки, то есть все расходы бизнеса на создание товара или оказание услуги. Издержки делятся на два вида: переменные и постоянные.
Показываем, как рассчитать издержки и конечную цену на примере бизнеса по производству соевых свечей.
Шаг 1. Рассчитать переменные издержки. Это все затраты, которые зависят от объема производства: чем больше компания продает товаров или оказывает услуг, тем они выше. Переменными издержками будут, например:
- себестоимость товаров или услуг;
- упаковка продукта;
- сдельная оплата труда.
Рассмотрим на примере. У Марии бизнес по производству соевых свечей. Сделаем расчет себестоимости. На изготовление одной свечи объемом 100 мл у нее расходуются:
Шаг 2. Рассчитать постоянные издержки. Они не зависят от объема производства. Например, если Мария изготовит больше свечей или бизнес не будет работать из-за праздников, они не изменятся. Постоянными издержками могут быть расходы:
- на аренду помещения;
- на банковское обслуживание, бухгалтерские услуги, юридические консультации;
- на оклад сотрудников;
- на процент по кредитам.
Ежемесячные постоянные издержки Марии:
Когда подсчитали общую сумму, нужно выяснить, сколько денег уходит на единицу продукта, например на одну свечу.
Мария изготавливает в месяц 300 свечей объемом 100 мл. Поэтому сумму постоянных издержек надо разделить на 300.
66 000 ₽ : 300 = 220 ₽.
Шаг 3. Сложить постоянные и переменные издержки. Чтобы оценить ежемесячные затраты в месяц на изготовление единицы продукта, нужно сложить постоянные и переменные издержки.
Себестоимость изготовления одной свечи: 189 ₽ + 220 ₽ = 409 ₽.
Чтобы оставаться в плюсе, цена на продукт должна быть не ниже этой суммы — даже если у конкурентов она ниже. Если сумма выходит слишком большой, нужно пересмотреть траты: возможно, сырье слишком дорогое или сотрудников больше, чем нужно.
Шаг 4. Определить розничную стоимость для потребителей. Есть два метода расчета: конкурентный и потребительский.
Конкурентный метод подходит тем, кто продает товары: часто у конкурентов они одинаковые или очень похожи.
Изучите цены у других продавцов: если они выше ваших издержек, поставьте такую же, как у них. Так вы останетесь в рынке и не придется объяснять клиентам, почему цена завышена.
Себестоимость изготовления одной свечи — 409 ₽. У конкурентов цены начинаются от 560 ₽ — можно назначить такую же, не терять деньги и оставаться в рынке.
Если у конкурентов свечи продаются по 400 ₽, метод не сработает: бизнес будет терять по 9 ₽ в месяц вместо того, чтобы получать прибыль.
Потребительский метод подходит тем, кто оказывает услуги, так как за хорошего мастера люди готовы доплачивать. А еще его используют, когда издержки выше рыночной цены или продукт особенный.
Узнайте, сколько вам готовы платить потребители. Есть два способа это сделать: спросить клиентов напрямую — например, сделать опрос — или заказать исследование потребительского поведения.
Если итоговая цена оказалась больше рыночной или той, на которую готовы клиенты, нужно грамотно преподнести товар, иначе спрос будет низким.
Как доносить до клиентов ценность товара или услуги
Чтобы продать дорогой товар, надо выявить ценности вашего продукта. Их нужно разместить в описании товара и — если возможно — показать с помощью фото или видео.
Есть четыре базовых инструмента, с помощью которых можно создать дополнительную ценность продукта. Это:
- упаковка;
- качественный сервис;
- система лояльности;
- имя бренда.
Упаковка. Упаковка товара должна показывать покупателю качество товаров, отражать ценности компании и ее покупателей.
Чтобы понять, на чем сделать акцент в упаковке, предпринимателю нужно изучить финансовые возможности своей аудитории.
На спрос и отношение к товару влияет даже цвет упаковки.
Качественный сервис. Люди готовы доплачивать за заботу, которую они получают во время оформления заказа. Например, если им помогают выбрать товар или услугу или дают возможность оформить заказ на сайте в два клика.
Как построить качественный сервис, рассказали в отдельной статье.
Система лояльности. Это набор бонусов, которые стимулируют клиентов покупать у вас, а не конкурентов. Например, можно начислять баллы за каждую покупку или возвращать часть стоимости продукта на карту.
Бренд. Это представление клиента о компании. Логотип, слоган, цветовое оформление — это элементы бренда.
Иногда люди готовы переплачивать за бренд. Например, когда уверены, что у него всегда качественные товары или услуги. Или когда бренд предлагает премиальные товары или услуги, которые помогают покупателю почувствовать себя особенным.
Создание бренда — это долгосрочная задача. За несколько месяцев сформировать бренд невозможно. Но если бизнес планирует развиваться и масштабироваться, ему придется этим заниматься.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik о том, почему не получал прибыль четыре года
- С какими сложностями сталкиваются предприниматели: шесть историй
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Как остановить текучку кадров и справиться с внутренним кризисом в компании. Опыт Фикуса
- «Переключение контекста — одна из самых дорогих операций в голове». Герман Гаврилов об основах управления
Что делать, если не получилось найти дополнительную ценность
Если не получилось придумать дополнительную ценность продукта, можно уйти в поднишу: например, продавать не просто свечи, а свечи для романтического вечера.
В супермаркете продают много видов картошки. Потребителю трудно понять, какую выбрать. Ему нужно помочь.
Кто-то посмотрит на цену, но не для всех она будет решающим фактором.
Кто-то возьмет картошку в сетке. Упаковка в сетку — это сервис, ведь покупателю не придется самостоятельно отбирать картошку в пакет и потом ее взвешивать.
А на некоторых упаковках с картошкой есть надписи: «Для жарки». Если человек собирается вечером жарить картошку, он в большинстве случаев возьмет именно этот вид картофеля. Поэтому можно сделать, например, три вида упаковки с картошкой: «Для жарки», «Для супов» и «Для запекания». Таким образом предприниматель ориентирует аудиторию на себя. Это и создает дополнительную ценность продукту.
Чтобы понять, в какую поднишу уйти, можно провести небольшое исследование.
Сценарии использования продукта надо прописать на упаковке товара. Например, в описании свечи можно написать: «Для идеального романтического вечера влюбленных». Кто-то не отнесет себя к этой аудитории и не купит такую свечу, но зато найдется нужная аудитория.
Что делать, если неверно рассчитали цену и нужно ее поднять
Если после перерасчета издержек, анализа конкурентов или потребителей вы поняли, что нужно повышать цены, об этом нужно правильно сообщить клиентам. Иначе можно разом потерять всех покупателей.
Рассказываем, что нужно сделать перед повышением цен.
Сообщить о повышении цен заранее. Можно сделать рассылку по базе клиентов и рассказать, с какой даты вы планируете повышение цен и на сколько. Хорошо, если получится сообщать о повышении цен за месяц или больше.
Рассказать о причинах повышения цен. Люди любят, когда им искренне рассказывают о причинах изменений в бизнесе, которые их затрагивают. Если у вас поднялись цены на расходники, можно об этом прямо сказать и показать доказательства.
Предложить остатки на складе по старой цене. Это укрепляет лояльность к бренду и дает дополнительные продажи. Но продавать остатки товара можно только в том случае, если вы уверены, что не уйдете в убыток после этого.
Главное в статье
- Важно самостоятельно рассчитывать цены на продукт, иначе можно работать в убыток и в итоге закрыть бизнес.
- Перед тем как устанавливать цены на товар или услугу, нужно просчитать все расходы на производство. Их называют издержками.
- После расчета издержек можно установить рыночную цену — как у конкурентов — или выше, если бизнес уверен, что клиенты готовы платить больше.
- Чтобы продавать продукты дороже конкурентов, нужно найти и описать дополнительные ценности товара или услуги.
- Донести ценность предложения можно разными способами. Например, красиво упаковать товар или сделать качественный сервис.
- Если нужно поднять цену из-за неправильного расчета, надо правильно сообщить об этом клиентам: рассказать заранее и объяснить причины. Если есть возможность, можно предложить им выкупить остатки.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
я благодарю вас