Артур Дулкарнаев

Читатель Игорь спрашивает: «Собираюсь развивать ИТ-бизнес. Планирую работать с иностранными компаниями, индивидуальными заказчиками и магазинами приложений App Store и Google Play. Какую форму бизнеса выбрать? Как оформить документы с точки зрения уплаты налогов и защиты своих прав?»

На вопрос отвечают налоговый юрист Артур Дулкарнаев, юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151 Алексей Башук, специалисты по комплаенсу и валютному контролю Тинькофф Бизнеса.

Вопросы, которые нужно решить в первую очередь

Конкретные советы сильно зависят от ситуации. Например, от того, планируете ли вы работать сами или с партнерами, будете ли нанимать сотрудников и какой среднегодовой доход вы прогнозируете. И это далеко не все факторы.

Мы не знаем особенностей вашего бизнеса и не сможем в одной статье разобрать все возможные варианты. Но мы расскажем, с чего начать и на что нужно обратить внимание. Прежде всего вам нужно решить следующие вопросы:

  1. Выбрать организационно-правовую форму ведения бизнеса.
  2. Определиться с налоговым режимом.
  3. Узнать, как получать оплату из-за рубежа.
  4. Подготовиться к возможным запросам от банка.
  5. Понять, как защитить интеллектуальную собственность.

Пройдем по каждому пункту.

Форма ведения бизнеса

В России — три основные формы ведения бизнеса: ООО, ИП и самозанятость. У нас выходила отдельная статья о том, чем они отличаются.

Что выбрать: ООО, ИП или самозанятость

В случае с ИТ-бизнесом рекомендации такие:

  • самозанятость — работаете один, у вас мало заказов, и доход за год не будет превышать 2,4 млн рублей;
  • ООО — у вас есть партнеры по бизнесу, вы планируете привлекать инвестиции и нанимать большой штат сотрудников;
  • ИП — во всех остальных случаях.
Гайд для тех, кто собирается открывать свой бизнес
В гайде: что выбрать — самозанятость, ИП или ООО, на какой системе налогообложения заплатите меньше налогов, как получать и выводить деньги
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь
с политикой конфиденциальности

Налоговые режимы

Выбор налогового режима зависит от формы вашего бизнеса. Больше всего вариантов у ИП, меньше — у самозанятого.

Как открыть ИП
Форма бизнесаНалоговые режимы
СамозанятостьНПД
ООООСН, УСН
ИПОСН, УСН, НПД, патент

НПД — налог на профессиональную деятельность. Этот спецрежим могут выбрать физлица и ИП.

На нем самая маленькая ставка: 4% — при работе с физлицами и 6% — при работе с юрлицами и ИП. На НПД не нужно вести отчетность и сдавать налоговую декларацию. Единственная обязанность — предоставлять чеки заказчикам, которые формируются через приложение «Мой налог». Что потом с ними делать, решают уже сами заказчики.

Главный минус этого спецрежима — его нельзя совмещать с другими.

ОСН — общая система налогообложения. Чаще всего на ОСН работают крупные компании. Они не попадают под критерии спецрежимов. Для небольшого бизнеса ОСН невыгодна: на уплату налогов может уходить большая часть выручки.

На ОСН самая сложная отчетность и больше всего налогов: налог на прибыль, добавленную стоимость и имущество.

УСН — упрощенная система налогообложения. Система подойдет:

  • если доход ИП или ООО меньше 150 млн рублей в год;
  • сотрудников в штате не больше 100.

Есть два вида УСН: «Доходы» и «Доходы минус расходы». Они отличаются способом начисления налога и ставкой. На «Доходах» максимальная ставка — 6%, а на УСН «Доходы минус расходы» — 15%. Регионы могут ее уменьшать.

Какую упрощенку выбрать

Например, в Татарстане налоговая ставка на УСН «Доходы» может быть 1%. Применять ее могут ИТ-компании, которые ведут бизнес в городах с численностью населения до 7000 человек. По сути, это жители Иннополиса. Чтобы воспользоваться льготой, даже не нужно быть резидентом особой экономической зоны с таким же названием.

На УСН нужно подавать налоговую декларацию и вести книгу учета расходов и доходов.

Патент. Это тоже спецрежим. ИП покупает патент для ведения определенной деятельности, например на разработку компьютерных программ. Он подойдет, если:

Патент для ИП
  • доход ИП не больше 60 млн рублей в год;
  • количество сотрудников не больше 15.

Стоимость патента определяют регионы. ИП может купить несколько патентов — по разным видам деятельности или в разных регионах. На этом налоговом режиме важно работать там, где был куплен патент. Ограничений по работе с зарубежными заказчиками нет.

Можно ли на патенте работать удаленно

На патенте самая простая отчетность: декларации нет, нужно только вести учет доходов.

Страховые взносы. Помимо самих налогов, на всех налоговых режимах, кроме НПД, нужно платить страховые взносы.

Форма бизнесаСтраховые взносы за себяСтраховые взносы за сотрудников
СамозанятостьДобровольныеНельзя нанимать сотрудников
ИПОбязательные: в 2021 году — 40 874 ₽Платятся отдельно
ОООУчредители могут не платить за себя, если они не оформлены как сотрудникиПлатятся отдельно

Льготы для ИТ-отрасли. Государство заинтересовано, чтобы ИТ-бизнес развивался в России, поэтому предлагает компаниям льготы. Например, можно уменьшить размер страховых взносов или налог на прибыль при соблюдении определенных условий. Как получить эти льготы и какие еще бывают — расскажем в отдельной статье.

Зарубежные платежи и валютный контроль

Расчеты с иностранными заказчиками — валютные операции, даже если они проходят в рублях. Рассчитываться наличными запрещено. У самозанятых, ИП и ООО разные правила для получения платежей из-за границы.

Самозанятые могут получать оплату от иностранных контрагентов сразу на свой счет, без предварительных проверок от банка. Но иногда сотрудники банка могут запросить информацию по платежу уже после перевода: например, спросить, за какую именно работу пришли деньги. В разных банках требования могут отличаться.

ИП и ООО. Чтобы получать переводы в иностранной валюте, нужен валютный счет: долларовый для оплаты в долларах, евровый — для евро и так далее.

Все валютные операции ИП и ООО проходят валютный контроль — по закону проверку проводят банки. Если есть нарушения, они обязаны их зафиксировать и сообщить в Центробанк. Потом информация попадает в налоговую, и она может оштрафовать нарушителей. При очень грубых нарушениях — на всю сумму сделки.

За что штрафуют при валютных операциях

Пока идет проверка, деньги лежат на транзитном счете и пользоваться ими не получится. Чтобы их перевели на валютный счет, обычно нужно предоставить в банк документы по переводу. Это могут быть, например, контракт, акты, инвойсы.

Если с документами все в порядке, банк одобрит платеж. Какие документы требуются и в каком виде их нужно передавать, уточняйте у своего банка. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут загружать их в личном кабинете или присылать в чат, в других банках процесс может быть другим.

Работа с валютой в Тинькофф Бизнесе

Есть несколько способов работы с иностранными контрагентами. Скорее всего, с индивидуальными заказчиками вы будете заключать контракты, а с магазинами приложений App Store и Google Play — сотрудничать по офертам. Процесс получения денег для контрактов и оферт отличается.

Как получать деньги при работе по контрактам и офертам

Еще важно знать общую сумму контракта, то есть сколько всего денег вы получили по нему за все время. Если сумма по контракту превысит определенное значение, его нужно поставить на учет в банке. Контракты бывают экспортными и импортными.

Экспортный — платят вам. Такой контракт нужно ставить на учет, когда сумма переводов от контрагента ожидается больше 6 млн рублей.

Импортный — платите вы. Если собираетесь переводить иностранцам за работу больше 3 млн рублей по контракту, нужно поставить на учет.

С офертами в целом то же самое, но важно учитывать, что оферты App Store и Google Play — это импорт. Все потому что, согласно условиям, сами компании оказывают услуги — по размещению программ на своих площадках.

Платежи по оферте: инструкции от Тинькофф Бизнеса

Следить за суммами по контрактам и офертам нужно самому ИП или компании.

Возможные запросы от банка

Есть компании, которые ищут способы не платить налоги или финансируют что-то нелегальное. Для этого незаконно выводят деньги из компании и обналичивают. Для борьбы с незаконным выводом денег есть закон 115-ФЗ, он регулирует правила для компаний в целях борьбы с отмыванием денег.

По закону банки должны выявлять сомнительные схемы. Для такой работы есть указания Центробанка и алгоритмы банков. Это отдельная и большая тема, о ней мы выпустили серию статей.

Правда, что банки проверяют всех по 115-фз?

Если вы только открываете бизнес, у нас несколько советов:

  1. Если у банка появились вопросы, оставайтесь с ним на связи. Возможно, нужно будет всего лишь ответить на пару вопросов в чате или прислать декларацию. На это уходит минут пять. Цель вопросов — убедиться, что все в порядке: бизнес реальный, сделки не фиктивные, предприниматель платит налоги.
  2. Если у вас счет в Тинькофф Бизнесе, есть возможность заранее снизить вероятность вопросов. Для этого расскажите о своем бизнесе в сервисе «Репутация»: это бесплатно и занимает немного времени. Чем подробнее рассказ, тем меньше у банка появится вопросов. Например, вы работаете с исполнителем-физлицом и часто переводите ему гонорар. У банка такие переводы могут вызвать вопросы, а если рассказать о цели переводов, их, скорее всего, не будет.

Вот что можно порекомендовать при работе с фрилансерами, которых ИТ-компании привлекают для работ:

  • если они самозанятые → при оплате их услуг со своего счета нужно делать пометку, что оплата идет самозанятому;
  • если они физлица без статуса самозанятых → заключать договоры, оплачивать их услуги также со счета вместе со своевременной уплатой НДФЛ.

В целом, рекомендуем оставаться с банком на связи и отвечать на вопросы.

Защита интеллектуальной собственности

Чтобы конкуренты не могли безнаказанно воспользоваться вашими разработками, нужно позаботиться о защите своих прав на компьютерные программы или мобильные приложения.

Любой код — объект авторского права. Это означает, что по умолчанию он принадлежит тому, кто его написал. Но на деле не все так просто, вот на что нужно обращать внимание.

Если вы работаете как ИП и что-то разрабатываете по своей инициативе, то тут все понятно: созданный вами код ваш и ничей больше. Вы сами можете решать, как им распоряжаться: например, продать или разрешить пользоваться им бесплатно. Еще можете создать лицензию, то есть написать правила и ограничения на использование вашей программы. Разместить ее можно на своем сайте или сделать отдельный договор для каждого покупателя — все зависит от того, как и кому вы продаете программу.

Если вы работаете на заказ, ваш заказчик попросит вас передать исключительное право на код ему. После подписания такого договора только заказчик сможет распоряжаться вашей программой, у вас это право исчезнет. Вы не сможете продавать этот код другим людям — это сможет делать только ваш заказчик. Важно: вы не сможете использовать проданный код в своих новых разработках, иначе это будет нарушать права вашего заказчика.

Если заказчиком кода выступаете вы и его для вас делают сотрудники, которые работают в штате или по гражданско-правовому договору, позаботьтесь о том, чтобы они передали исключительное право на разработку вам.

Если человек работает у вас в штате, трудовой договор должен устанавливать обязанность по разработке программ, а техническое задание — ставить задачу на разработку конкретного кода.

Если для вас работает внешний фрилансер, то с ним можно заключить договор авторского заказа, предусматривающий передачу исключительного права.

Оформление документов нужно для того, чтобы вы получили права, а разработчики не могли продать код кому-то еще. Если этого не сделать, то разработчик может сказать, что разрабатывал код у себя дома по вечерам, а вы тут ни при чем. Когда все документы сделаны и права у вас, то разработчик уже не сможет так сделать, а если сделает — попадет в суд и заплатит компенсацию.

Товарный знак. Представьте, что вы создали программу для мобильного приложения: помимо кода, придумали еще оригинальное название, логотип, дизайн. Оно стало популярно у пользователей. А потом кто-то из конкурентов создал похожее приложение с таким же названием.

В итоге люди ищут ваше приложение, а находят чужое. Трафик уходит, продажи падают. На этом история может не закончиться: другая компания может зарегистрировать это название на себя в Роспатенте и вообще запретить вам использовать название вашей программы. То, что вы придумали это название раньше, не поможет.

Чтобы такого не произошло, вы можете зарегистрировать название, логотип и дизайн как товарный знак. Тогда права на название будут принадлежать только вам. А если кто-то рискнет использовать такое же или похожее название, то у вас будут все основания для того, чтобы потребовать с конкурента компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей или заставить его удалить свое приложение.

Мы уже разбирали, зачем регистрировать название компании как товарный знак. Эти же советы будут полезны для компьютерных программ и мобильных приложений.

Зачем регистрировать название компании как товарный знак

Правда, нужно быть готовым к тому, что процесс регистрации товарного знака небыстрый: в среднем он занимает 5—7 месяцев. А если ошибиться в документах, то еще дольше. Поэтому, если не уверены в своих силах и не знаете всего процесса, лучше поручить это специалистам — юристам по интеллектуальной собственности или патентным поверенным.

Эксперты ответят на ваш вопрос

Эксперты Тинькофф отвечаю на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.

Еще по теме