Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Хочу открыть ИТ-компанию. С чего начать?


Конкретные советы зависят от ситуации. Например, планируете ли вы работать сами или с партнерами, будете ли нанимать сотрудников и какой среднегодовой доход вы прогнозируете


Николай Андреев

Николай Андреев

Руководитель практики компьютерных игр, креативных индустрий и технологий ЮК «Центральный округ»

Алексей Башук

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Специалисты по комплаенсу и валютному контролю Тинькофф Бизнеса

Специалисты по комплаенсу и валютному контролю Тинькофф Бизнеса

Конкретные советы зависят от ситуации. Например, планируете ли вы работать сами или с партнерами, будете ли нанимать сотрудников и какой среднегодовой доход вы прогнозируете


Николай Андреев

Николай Андреев

Руководитель практики компьютерных игр, креативных индустрий и технологий ЮК «Центральный округ»

Алексей Башук

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Специалисты по комплаенсу и валютному контролю Тинькофф Бизнеса

Специалисты по комплаенсу и валютному контролю Тинькофф Бизнеса

Читатель Игорь спрашивает: «Собираюсь развивать ИТ-бизнес. Планирую работать с иностранными компаниями, индивидуальными заказчиками и магазинами приложений App Store и Google Play. Какую форму бизнеса выбрать? Как оформить документы с точки зрения уплаты налогов и защиты своих прав?»

Вопросы, которые нужно решить в первую очередь

В вопросе регистрации бизнеса нужно учитывать множество деталей. Например, планируете ли вы работать сами или с партнерами, будете ли нанимать сотрудников и какой среднегодовой доход вы прогнозируете. И это далеко не все факторы.

Мы не знаем особенностей вашего бизнеса и не сможем в одной статье разобрать все возможные варианты. Но мы расскажем, с чего начать и на что нужно обратить внимание. Прежде всего вам нужно решить следующие вопросы:

  1. Определиться с продуктом и оценить конкурентов.
  2. Выбрать форму ведения бизнеса.
  3. Определиться с налоговым режимом.
  4. Выбрать правильные коды ОКВЭД.
  5. Узнать, как получать оплату из-за рубежа.
  6. Подготовиться к возможным вопросам от банка.
  7. Понять, как защитить интеллектуальную собственность.

Если ваш бизнес зарегистрирован как ООО, вы можете пройти аккредитацию в Минцифры и получить льготы на ведение бизнеса. В отдельной статье разобрали, как попасть в реестр и какие есть условия для получения аккредитации и льгот.

Теперь пройдемся по каждому пункту.

Определиться с продуктом и оценить конкурентов

Разработка продукта требует много ресурсов. Поэтому, перед тем как начать вести бизнес, нужно оценить рынок и конкурентов. Можно воспользоваться данными рейтинговых агентств. Они сравнивают организации в определенной сфере по обороту, среднему чеку, количеству проектов. Более подробную информацию о конкурентах можно узнать в базах данных. Например, в реестре отечественного ПО или списке участников Сколково.

При анализе определите свой ценовой сегмент, посмотрите, что предлагают конкуренты, какое у них уникальное преимущество и в чем их можно обойти. Например, если на рынке много ИТ-продуктов премиум-класса, но не хватает бюджетных, вы можете заполнить эту нишу. Так вы получите конкурентное преимущество.

Выбрать форму ведения бизнеса

В России — три основные формы ведения бизнеса: ООО, ИП и самозанятость. У нас выходила отдельная статья о том, чем они отличаются.

При регистрации ИТ-бизнеса рекомендации такие:

  • самозанятость — работаете один, не являетесь посредником, у вас мало заказов, и доход за год не будет превышать 2,4 млн рублей;
  • ООО — у вас есть партнеры по бизнесу, вы планируете привлекать инвестиции и нанимать большой штат сотрудников;
  • ИП — во всех остальных случаях. Вы сможете нанимать сотрудников, но в качестве инвестиций вам будут доступны только займы.

Отталкивайтесь от нужд своего бизнеса. Если форма регистрации перестала вам подходить, вы можете ее изменить. Например, если раньше вы вели бизнес как ИП, но теперь планируете расширяться — можете в любой момент зарегистрировать юрлицо и открыть ИТ-компанию.

Определиться с налоговым режимом

Выбор налогового режима зависит от формы вашего бизнеса. Больше всего вариантов у ИП, меньше — у самозанятого.

Форма бизнесаНалоговые режимы
СамозанятостьНПД
ООООСН, УСН, АУСН
ИПОСН, УСН, НПД, патент, АУСН

НПД — налог на профессиональную деятельность. Этот спецрежим могут выбрать ИП и люди без статуса ИП.

На НПД самая маленькая ставка: 4% — при работе с людьми без статуса ИП и 6% — при работе с юрлицами и ИП. На НПД не нужно вести отчетность и сдавать налоговую декларацию. Единственная обязанность — предоставлять чеки заказчикам, которые формируются через приложение «Мой налог». Что потом с ними делать, решают уже сами заказчики.

Главный минус этого спецрежима — после превышения оборота в 2,4 млн рублей придется платить НДФЛ либо налоги по ОСН, если вы ИП. А еще его нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

ОСН — общая система налогообложения. Чаще всего на ОСН работают крупные компании. Они не подпадают под критерии спецрежимов. Для небольшого бизнеса ОСН невыгодна: на уплату налогов может уходить большая часть выручки.

На ОСН сложная отчетность и больше налогов: налог на прибыль и НДС.

УСН — упрощенная система налогообложения. Система подойдет:

  • если доход ИП или ООО меньше 265,8 млн рублей в 2024 году;
  • не больше 130 сотрудников в штате.

Есть два вида УСН: «Доходы» и «Доходы минус расходы». Они отличаются способом начисления налога и ставкой. При годовом заработке до 199,35 млн в 2024 году на «Доходах» максимальная ставка — 6%, а на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.

Например, в Татарстане налоговая ставка на УСН «Доходы» может быть 1%. Применять ее могут ИТ-компании, которые ведут бизнес в городах с численностью населения до 7000 человек. По сути, это бизнес, зарегистрированный в Иннополисе. Чтобы воспользоваться льготой, даже не нужно быть резидентом особой экономической зоны с таким же названием.

На УСН нужно подавать налоговую декларацию и вести книгу учета расходов и доходов.

АУСН — автоматизированная упрощенная система налогообложения. Это специальный режим, на котором налоговая считает обязательные платежи сама. Данные она берет из личного кабинета налогоплательщика, операций по онлайн-кассе и из банка, где у ООО или ИП расчетный счет.

Автоматизация позволяет экономить на бухгалтерских услугах. Однако налоговые ставки по АУСН выше, чем по УСН: 8% c «Доходов» и 20% для объекта «Доходы минус расходы». Есть и ограничения:

  • годовой лимит доходов — максимум 60 млн рублей;
  • предельное число сотрудников — 5 человек.

Зато бизнес на АУСН не платит страховые взносы за сотрудников, а ИП — и за себя.

Патент. Это тоже спецрежим. ИП покупает патент для ведения определенной деятельности, например на разработку компьютерных программ. Он подойдет, если:

  • доход ИП до 60 млн рублей в год;
  • количество сотрудников до 15.

Стоимость патента определяют регионы. ИП может купить несколько патентов — по разным видам деятельности или в разных регионах. На этом налоговом режиме важно работать там, где был куплен патент. Ограничений по работе с зарубежными заказчиками нет.

На патенте самая простая отчетность: декларации нет, нужно только вести учет доходов.

Страховые взносы. Помимо самих налогов, на всех налоговых режимах, кроме НПД и АУСН, нужно платить страховые взносы.

Форма бизнесаСтраховые взносы за себяСтраховые взносы за сотрудников
СамозанятостьДобровольныеНельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам
ИП (кроме НПД и АУСН)Обязательные: в 2024 году — 49 500 ₽Платятся отдельно
ОООНетПлатятся отдельно

Льготы для ИТ-компаний. Государство заинтересовано, чтобы ИТ-бизнес развивался в России, поэтому предлагает льготы компаниям — то есть бизнесу, зарегистрированному как ООО. Например, можно платить страховые взносы за сотрудников по пониженному тарифу или совсем не платить налог на прибыль и НДС при соблюдении определенных условий. Как получить эти льготы и какие они бывают — рассказали в отдельной статье.

ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Телеграм-канал: 3895 читателей

ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Выбрать коды ОКВЭД для ИТ-бизнеса

Коды ОКВЭД нужно указывать при регистрации компании — без нужных кодов вы не сможете претендовать на официальную аккредитацию Минцифры. Кодов ОКВЭД может быть несколько: один — основной, остальные — дополнительные.

Для ИТ-компаний подойдут такие коды ОКВЭД:

  • 62.01 — разработка, тестирование поддержка ПО;
  • 62.02 — консультативная деятельность и работа в отрасли ИТ-технологий: проектирование, планирование компьютерных систем;
  • 62.09 — деятельность, связанная с технологиями и вычислительной техникой. Например, для восстановления ПК после сбоев, настройки ПК, установки ПО и других работ. То есть для всего, что не связано с разработкой и тестированием ПО и с консультациями;
  • 62.02.1 — деятельность по планированию и проектированию компьютерных систем. Код может применяться для работы системного администратора;
  • 62.02.4 — деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации;
  • 62.02.13 — деятельность по сопровождению компьютерных систем;
  • 63.11.1 — деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Подойдет компаниям, которые проектируют, разрабатывают и реализуют базы данных.

Чтобы получить шанс на включение вашей ИТ-компании в реестр аккредитованных Минцифры, эти коды могут быть как основными, так и дополнительными.

Также на получение статуса ИТ-компании могут претендовать компании с кодами ОКВЭД 26.20.4, 26.30.16, 46.51.2, 47.91.2, 58.11, 58.13, 58.14, 58.19, 58.21, 58.29, 59.14, 60.10, 60.20, 63.1, 63.91, 71.20.1, 72.11, 72.19, 73.11, 73.12, 73.20.1, 74.90.9, 85.30, 85.41, 85.42, 95.11. Чтобы рассчитывать на аккредитацию Минцифры, вам нужно совмещать деятельность из первого и из второго списка.

Допустим, ваша основная деятельность — разработки в области биотехнологий с основным кодом 72.11. И одновременно с этим вы проектируете собственные базы данных для хранения результатов исследований.

Тогда, чтобы претендовать на аккредитацию, укажите код 63.11.1 как дополнительный.

Внимательно отнеситесь к выбору кодов ОКВЭД. Если указать их некорректно, могут возникнуть трудности. Например, можно получить штраф от налоговой или блокировку операций банком.

Узнать, как получать оплату из-за рубежа

Расчеты с иностранными заказчиками — валютные операции, даже если они проходят в рублях.

Рассчитываться наличными разрешено в некоторых случаях. Например, если работы не были выполнены. У самозанятых, ИП и ООО разные правила для получения платежей из-за границы.

Самозанятые могут получать оплату от иностранных контрагентов сразу на свой счет, без предварительных проверок от банка. Но иногда сотрудники банка могут запросить информацию по платежу уже после перевода: например, спросить, за какую именно работу пришли деньги. В разных банках требования могут отличаться.

ИП и ООО. Чтобы получать переводы в иностранной валюте, нужен валютный счет: долларовый для оплаты в долларах, евровый — для евро и так далее.

Все валютные операции ИП и ООО проходят валютный контроль — по закону проверку проводят банки. Если есть нарушения, они обязаны их зафиксировать и сообщить в Центробанк. Потом информация попадает в налоговую, и она может оштрафовать нарушителей. При очень грубых нарушениях — до 40% от суммы сделки.

Пока идет проверка, деньги лежат на транзитном счете и пользоваться ими не получится. Чтобы их перевели на валютный счет, обычно нужно предоставить в банк документы по переводу. Это могут быть, например, контракт, акты, инвойсы.

Если с документами все в порядке, банк одобрит платеж. Какие документы требуются и в каком виде их нужно передавать, уточняйте у своего банка. Например, клиенты Тинькофф Бизнеса могут загружать их в личном кабинете или присылать в чат, в других банках процесс может быть другим.

Есть несколько способов работы с иностранными контрагентами. Скорее всего, с индивидуальными заказчиками вы будете заключать контракты, а с магазинами приложений App Store и Google Play — сотрудничать по офертам. Процесс получения денег для контрактов и оферт отличается.

Еще важно знать общую сумму контракта, то есть сколько всего денег вы получили по нему за все время. Если сумма по контракту превысит определенное значение, его нужно поставить на учет в банке, то есть предоставить в банк сведения о нем. Контракты бывают экспортными и импортными:

  1. Экспортный — платят вам. Такой контракт нужно ставить на учет, когда сумма переводов от контрагента ожидается больше 10 млн рублей.
  2. Импортный — платите вы. Если собираетесь переводить иностранцам за работу больше 3 млн рублей по контракту, нужно поставить на учет.

С офертами в целом то же самое, но важно учитывать, что оферты App Store и Google Play — это импорт. Все потому что, согласно условиям, сами компании оказывают услуги — по размещению программ на своих площадках.

Следить за суммами по контрактам и офертам нужно самому ИП или компании.

Как избежать проверок от банка

Есть бизнесы, которые ищут способы не платить налоги или финансируют что-то нелегальное. Для этого незаконно выводят деньги и обналичивают. Для борьбы с незаконным выводом денег есть закон 115-ФЗ, он регулирует правила для компаний, ИП и физлиц в целях борьбы с отмыванием денег.

По закону банки должны выявлять сомнительные схемы. Для такой работы есть указания Центробанка и алгоритмы банков. Это отдельная и большая тема, о ней мы выпустили серию статей.

Если вы только открываете бизнес, у нас несколько советов:

  1. Если у вас счет в Тинькофф Бизнесе, есть возможность заранее снизить вероятность вопросов. Для этого используйте сервис «Репутация»: это бесплатно и занимает не много времени. Банк подсветит важные показатели, покажет их рекомендуемую оценку и даст подробные советы по ее повышению. А в анкете вы можете рассказать об особенностях своей бизнес-модели и предоставить ссылки на информацию о работе бизнеса в интернете. Тогда банк сможет найти ответы на возникшие вопросы в анкете вместо того, чтобы запрашивать документы.
  2. Если у банка появились вопросы, оставайтесь с ним на связи. Возможно, нужно будет всего лишь ответить на пару вопросов в чате или прислать декларацию. На это уходит минут пять. Цель вопросов — убедиться, что все в порядке: бизнес реальный, сделки не фиктивные, предприниматель или компания платит налоги. Многие проверки проходят без ограничений по счету, но помните, что иногда банк может приостановить операции, которые считает подозрительными.

Вот что можно порекомендовать при работе с фрилансерами, которых ИТ-бизнес привлекает для работ:

  • если они самозанятые → при оплате их услуг со своего счета нужно делать пометку, что оплата идет самозанятому;
  • если они физлица без статуса самозанятых → заключать договоры, оплачивать их услуги также со счета вместе со своевременной уплатой НДФЛ и страховых взносов.

В целом, рекомендуем оставаться с банком на связи и отвечать на вопросы.

Понять, как защитить интеллектуальную собственность

Чтобы конкуренты не могли безнаказанно воспользоваться вашими разработками, нужно позаботиться о защите своих прав на компьютерные программы или мобильные приложения.

Любой код — объект авторского права. Это означает, что по умолчанию он принадлежит тому, кто его написал. Но на деле не все так просто, вот на что нужно обращать внимание.

Если вы работаете как ИП и что-то разрабатываете по своей инициативе, то тут все понятно: созданный вами код ваш и ничей больше. Вы сами можете решать, как им распоряжаться: например, продать или разрешить пользоваться им бесплатно. Еще можете создать лицензию, то есть написать правила и ограничения на использование вашей программы. Разместить ее можно на своем сайте или сделать отдельный договор для каждого покупателя — все зависит от того, как и кому вы продаете программу.

Если вы работаете на заказ, ваш заказчик попросит вас передать исключительное право на код ему. После подписания такого договора только заказчик сможет распоряжаться вашей программой, у вас это право исчезнет. Вы не сможете продавать этот код другим людям — это сможет делать только ваш заказчик. Важно: вы не сможете использовать проданный код в своих новых разработках, иначе это будет нарушать права вашего заказчика.

Если заказчиком кода выступаете вы и его для вас делают сотрудники, которые работают в штате или по гражданско-правовому договору, позаботьтесь о том, чтобы они передали исключительное право на разработку вам.

Если человек работает у вас в штате, трудовой договор должен устанавливать обязанность по разработке программ, а техническое задание — ставить задачу на разработку конкретного кода.

Если для вас работает внешний фрилансер, то с ним можно заключить договор авторского заказа, предусматривающий передачу исключительного права.

Оформление документов нужно для того, чтобы вы получили права, а разработчики не могли продать код кому-то еще. Если этого не сделать, то разработчик может сказать, что создавал код у себя дома по вечерам, а вы тут ни при чем. Когда все документы сделаны и права у вас, то разработчик уже не сможет так сделать, а если сделает — попадет в суд и заплатит компенсацию.

Товарный знак. Представьте, что вы создали программу для мобильного приложения: помимо кода, придумали еще оригинальное название, логотип, дизайн. Оно стало популярно у пользователей. А потом кто-то из конкурентов создал похожее приложение с таким же названием.

В итоге люди ищут ваше приложение, а находят чужое. Трафик уходит, продажи падают. На этом история может не закончиться: другая компания может зарегистрировать это название на себя в Роспатенте и вообще запретить вам использовать название вашей программы. То, что вы придумали это название раньше, не поможет.

Чтобы такого не произошло, вы можете зарегистрировать название, логотип и дизайн как товарный знак. Тогда права на название будут принадлежать только вам. А если кто-то рискнет использовать такое же или похожее название, то у вас будут все основания для того, чтобы потребовать с конкурента компенсацию от 10 тысяч до 5 миллионов рублей или заставить его удалить свое приложение.

Мы уже разбирали, зачем регистрировать название компании как товарный знак. Эти же советы будут полезны для компьютерных программ и мобильных приложений.

Правда, нужно быть готовым к тому, что процесс регистрации товарного знака небыстрый: в среднем он занимает 5—7 месяцев. А если ошибиться в документах, то еще дольше. Поэтому, если не уверены в своих силах и не знаете всего процесса, лучше поручить это специалистам — юристам по интеллектуальной собственности или патентным поверенным.

Ксения Лурье
Ксения Лурье

Что, наш ваш взгляд, самое сложное в открытии ИТ-компании?


Больше по теме

Новости