Расчетный счет для бизнеса. 2 месяца бесплатного обслуживания, вывод до 400 000 рублей без комиссии на дебетовую карту. Подробнее

Комплаенс Тинькофф Бизнеса
Засекреченные сотрудники.

Читатель Игорь спрашивает: «Я читал, что банки проверяют всех по 115 ФЗ. А на время проверки блокируют счет и не дают пользоваться деньгами. Расскажите, кого вы проверяете? Что будет на время проверки? Что будет после?»

Банки и правда всех проверяют, даже физлиц

В рамках 115-ФЗ банки проверяют все операции по счету компании, ИП и физлиц. Без исключений. Даже если деньги ушли, а через минуту поступили на счет другой компании, проверка все равно была.

Что ждать компании, рассказываем на примере Тинькофф Бизнеса. Как работает процесс в вашем банке, лучше уточняйте у него.

В большинстве случаев бизнес не замечает проверку

У проверки три этапа:

  1. Автоматический. Он проходит за секунды, бизнес о нем даже не знает.
  2. Ручной. Допустим, автоматическая проверка показывает, что с оплатой поставки что-то не то. Тогда подключается специалист и вручную просматривает сведения — например, какой компании ушли деньги. Если все в порядке, банк проводит платеж. Такая проверка занимает немного времени, и обычно бизнес ее тоже не замечает.
  3. Дополнительный запрос — как раз об этом этапе все говорят. Бывает, что после ручной проверки у специалиста все равно остаются вопросы. Тогда с бизнесом связываются: задают вопросы и просят прислать документы.

Еще раз: компания не замечает большую часть проверок. Но они есть.

Банк может запросить документы или только задать вопросы

Даже если у банка появились вопросы, не факт, что клиент об этом узнает. Возможно, комплаенс сам изучит информацию. Рассказываем о возможных вариантах.

Что может сделать банк, если появились вопросы в рамках 115-ФЗКак это влияет на компанию
Изучить операцию, которая вызвала подозрение, но без обращения к клиентуКлиент работает как обычно и не знает, что у банка появились вопросы
Сначала изучить операцию, потом задать уточняющие вопросы клиентуКлиент знает о вопросах, но от него нужна только информация. Он может ответить в чате или по телефону
Сначала изучить операцию, а потом запросить документы у клиента: например, договор на поставку или штатную ведомостьКлиент знает о вопросах и ему нужно будет собрать документы и отправить банку.


В Тинькофф документы не надо привозить, достаточно скана или фото, все можно отправить через личный кабинет или мобильное приложение

Банк не обязательно останавливает все платежи

Есть стереотип, что раз у банка появились вопрос, то всё: блокировка счета, компания сидит без денег и просто ждет окончания проверки. Это не так. Вариантов больше, и есть такие, что бизнес вообще не замечает проверки.

Возможные действия банка во время проверки в рамках 115-ФЗПоследствия для компании
Не ограничивает дистанционное обслуживаниеКомпания отвечает на вопросы банка, но работает со счетом как обычно
Временно приостанавливает конкретный переводКомпания пока не может перевести деньги партнеру, например оплатить поставку. Этот платеж вызвал вопросы, поэтому пока банк его не пропускает.


Остальные платежи уходят как обычно — можно платить кому угодно и за что угодно
Временно ограничивает все дистанционное обслуживаниеКомпания не может работать со счетом как обычно. Например, пока не может переводить деньги через личный кабинет и приложение

В большинстве случаев Тинькофф Бизнес приостанавливает только конкретный платеж, остальными деньгами бизнес может пользоваться как обычно: оплачивать поставки, аренду, выдавать зарплату — все, что нужно.

Даже если банк приостановил платежи, деньгами частично можно пользоваться

Общее правило такое: вы можете делать все, кроме перевода денег на свой счет или на счет другой компании или физлица.

❌ При ограниченном доступе нельзя✅ Можно
Переводить деньги себе или партнеру1. Заходить в личный кабинет.

2. Писать сообщения в чат.

3. Присылать документы в чат.

4. Платить налоги и взносы.

5. Переводить зарплату, если до этого уже платили со счета в Тинькофф Бизнесе, в том числе налоги и взносы за сотрудников.

6.Получать деньги от клиентов и партнеров.

После проверки банк не всегда рекомендует закрыть счет

Есть еще один миф — что любая проверка заканчивается плохо. Это не так. Вот что может быть.

Возможные действия банка по итогам проверки в рамках 115-ФЗПоследствия для компании
Не ограничивает дистанционное обслуживаниеКомпания работает со счетом как обычно
Рекомендует не платить конкретному контрагентуЕсли компания будет пытаться оплатить счет от этого контрагента, банк не пропустит платеж.
Если компания будет настаивать, банк порекомендует закрыть счет и перейти в другой банк
Рекомендует закрыть счет и перейти в другой банкКомпания может оставить счет в этом банке, но она не сможет платить или снимать деньги

Какой вариант выбрать, решает программа банка и сотрудники комплаенса, предугадать невозможно.

Если у вас счет в Тинькофф Бизнесе, вы можете получить консультацию специалиста по закону 115-ФЗ. Спрашивайте о чем угодно: мы ответим устно или в чате — как вам будет удобно. Это бесплатно.

Опишите свой кейс или задайте вопрос в чат, и персональный менеджер свяжет вас со специалистом по 115-ФЗ.

Еще по теме

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.