Читатель Игорь спрашивает: «Я читал, что банки проверяют всех по 115-ФЗ. А на время проверки блокируют счет и не дают пользоваться деньгами. Расскажите, кого вы проверяете? Что будет на время проверки? Что будет после?»
Чек-лист «Как бизнесу работать без блокировок по 115-ФЗ»
Собрали краткий гайд с информацией о том, как не нарушить 115-ФЗ и что делать, если у банка появились вопросы.
Банки и правда всех проверяют, даже физлиц
В рамках 115-ФЗ банки проверяют все операции по счету компании, ИП и физлиц. Без исключений. Даже если деньги ушли, а через минуту поступили на счет другой компании, проверка все равно была.
Что ждать компании, рассказываем на примере Т-Банк Бизнеса. Как работает процесс в вашем банке, лучше уточняйте у него.
В большинстве случаев бизнес не замечает проверку
У проверки три этапа:
- Автоматический. Программа за секунды анализирует все операции. Бизнес не замечает этот этап. Если обнаружили подозрительные операции, начинается следующий этап проверки.
- Ручной. Специалист вручную проверяет информацию — например, какой компании перевели деньги. Если у банка нет вопросов, он проводит платеж. Такая проверка требует минимум времени и часто проходит незамеченной для бизнеса. Если у специалиста возникли дополнительные вопросы, начинается следующий этап.
- Дополнительный запрос — как раз об этом этапе все говорят. Банк может позвонить, чтобы задать вопросы о бизнесе или запросить документы. Во время запроса документов банк может наложить временные ограничения. Скорость завершения этого этапа зависит от того, насколько оперативно клиент ответит или предоставит документы. Специалисты Т-Банк проверяют документы в течение одного дня.
Чтобы избежать этого этапа или пройти его быстрее, заранее ответьте на вопросы банка о бизнесе в сервисе «Репутация».
Еще раз: компания не замечает большую часть проверок. Но они есть.
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Банк может запросить документы или только задать вопросы
Даже если у банка появились вопросы, не факт, что клиент об этом узнает. Возможно, комплаенс сам изучит информацию. Рассказываем о возможных вариантах.
В Т-Банк достаточно скана или фото документов, лично их привозить не нужно. Документы можно отправить через личный кабинет или мобильное приложение.
Банк не обязательно останавливает все платежи
Есть стереотип, что раз у банка появились вопрос, то все: блокировка счета, компания сидит без денег и просто ждет окончания проверки. Это не так. Вариантов больше, и есть такие, что бизнес вообще не замечает проверки.
Т-Банк Бизнес очень редко ограничивает дистанционное обслуживание клиентов.
Даже если банк ограничил дистанционное обслуживание, деньгами частично можно пользоваться
Общее правило такое: вы можете делать все, кроме перевода денег на свой счет или на счет другой компании или физлица.
Если у вас счет в Т-Банк Бизнесе, во время проверки специалист по комплаенс-сопровождению бесплатно поможет собрать необходимые документы и ответит на все вопросы.
После проверки банк не всегда рекомендует закрыть счет
Есть еще один миф — что любая проверка заканчивается плохо. Это не так. В большинстве случаев после проверки компания может работать со счетом как раньше. Если специалисты банка увидят, что компания соблюдает не все рекомендации ЦБ, они могут дать советы. При этом компания работает в штатном режиме.
Специалисты банка проводят проверку на основании документов, которые предоставил клиент. В отдельных случаях, например если компания не соглашается на это или представленные документы не подтверждают законность сделок, банк может ограничить дистанционное обслуживание и рекомендовать закрыть счет. Тогда у компании не будет доступа ко многим возможностям мобильного приложения и личного кабинета.
После ограничения дистанционного обслуживания компания может в любое время предоставить новые документы и попросить специалистов банка пересмотреть решение. Если проверка пройдет успешно, то ограничения отменят и компания сможет полноценно пользоваться счетом.
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Вы сталкивались с проверкой по 115-ФЗ? Как быстро она прошла?