Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Аккредитация в Минцифры для ИТ-компаний: как получить и какие льготы дает бизнесу


Рассказываем, какие ИТ-компании могут претендовать на господдержку с июля 2022 года, и даем пошаговую инструкцию по получению аккредитации


Сергей Скрябин

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

Для компаний в сфере ИТ есть два реестра, которые курирует Минцифры: реестр аккредитованных ИТ-компаний и реестр разработчиков отечественного ПО. В статье речь пойдет только про первый.

Общая аккредитация дает ИТ-компаниям право на льготы по налогам, страховым взносам и найму иностранных специалистов, а также на льготную ипотеку и отсрочку от армии для сотрудников. Эта программа господдержки относится к широкому списку ИТ-компаний, в том числе включая разработчиков ПО.

С 14 июля 2022 года законодательно ограничили список получателей налоговых ИТ-льгот. Разбираем, как сейчас обстоят дела с реестром ИТ-компаний.

Составили чек-лист, который поможет ничего не забыть. В нем — главное о том, как попасть в реестр, и пошаговая инструкция по прохождению процедуры аккредитации.

Зачем проходить аккредитацию

Государственная аккредитация IT-компаний в Минцифры — это обязательное условие, чтобы получить льготы на ведение бизнеса. Аккредитация выдается бессрочно. Но в отдельных случаях после включения в реестр аккредитацию может аннулировать Минцифры, о чем мы подробно расскажем ниже.

Важно, что программа поддержки ИТ-отрасли не включает индивидуальных предпринимателей — льготы распространяются только на компании. Поэтому, если у вас уже есть бизнес в ИТ-сфере, но работаете как ИП, возможно, есть смысл зарегистрировать ООО. Тогда сможете воспользоваться налоговыми льготами.

Какие льготы может получить ИТ-компания в 2022–2023 годах

ИТ-компании, которые аккредитуются при Минцифры, могут претендовать на господдержку по пяти группам льгот и законодательных послаблений для бизнеса.

Налог на прибыль по льготным ставкам — 0% в федеральный бюджет и бюджет региона, где зарегистрирована компания.

Страховые взносы за сотрудников по пониженным тарифам — 6% на обязательное пенсионное страхование, 1,5% на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также 0,1% на обязательное медицинское страхование.

Чтобы получать льготы по налогу на прибыль и страховым взносам, одной аккредитации недостаточно. Еще нужно, чтобы ИТ-продукты приносили компании не меньше 70% доходов. Сейчас работает это так: компания проходит аккредитацию и начинает пользоваться льготами. А налоговая позже сама проверит долю выручки при подаче декларации.

Упрощенный наем иностранных специалистов — возможность трудоустраивать иностранных сотрудников без разрешения на работу или патента. Компаниям для найма иностранцев из визовых стран не нужно разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Льготная ипотека для сотрудников — кредит на покупку жилья со ставкой до 5% годовых. По состоянию на июль 2022 года в программе участвуют 52 российских банка, в том числе Тинькофф, Сбер, ВТБ, Альфа-Банк и другие.

Отсрочка от армии и мобилизации для ИТ-специалистов. Тут действуют разные правила для двух видов отсрочек:

  1. Если речь про срочную службу, отсрочка действует для сотрудников призывного возраста, которые работают в компании минимум 11 месяцев в течение года, предшествующего дате призыва.
  2. Если речь про мобилизацию, на отсрочку от призыва могут рассчитывать специалисты с высшим образованием по одному из 195 направлений вузовской подготовки. Специалисту нужно иметь диплом по специальности из списка и выполнять критически важную работу в компании.

До 1 июля 2022 года государство разрешало ИТ-бизнесу реорганизовывать компанию — дробить бизнес и регистрировать новую компанию под непрофильные услуги, чтобы получить налоговые льготы. Об этом было письмо налоговой службы. Сейчас требования к получателям налоговых ИТ-льгот ужесточили, и это послабление уже не работает.

Разъяснения Минцифры по поправкам в налоговом кодексе

Кто может попасть в реестр по новым правилам

Правительство 30 сентября 2022 года утвердило новый порядок аккредитации. По нему возобновили прием заявок на Госуслугах, который был приостановлен с августа. Новый порядок существенно отличается от того, который действовал до августа.

По новому порядку ввели три варианта аккредитации:

  • Общий порядок аккредитации.
  • Аккредитация для правообладателей продуктов из реестра отечественного ПО.
  • Аккредитации для стартапов.

Причем для всех вариантов аккредитации есть ряд общих требований. Рассмотрим сначала общие требования, а затем три порядка аккредитации для разных компаний.

Общие условия для получения аккредитации

Если ваша компания соответствует общим требованиям, можно выбрать один из трех вариантов аккредитации. На октябрь 2022 года действует шесть требований.

Основной код ОКВЭД из утвержденного перечня. В списке 31 код. Но к некоторым кодам ОКВЭД необходим дополнительный код.

Так, если основной ОКВЭД — 26.20.4, 46.51.2, 47.91.2, 58, 58.2, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91, 73.20.1, 85.30, 85.41, 85.42, то понадобится дополнительный код из профильных групп ИТ-деятельности. Это группы 62 — разработка компьютерного ПО или 63 — деятельность порталов поиска, баз данных, обработка данных.

Например, аккредитацию может получить школа программирования с кодом 85.30, которая параллельно разрабатывает онлайн-сервис и указала для этого дополнительный код ОКВЭД 62.01.

Если регистрируете новую компанию и планируете пользоваться ИТ-льготами, при регистрации бизнеса сразу укажите один из этих кодов ОКВЭД. Подтверждается нужный код ОКВЭД записью в ЕГРЮЛ. Если у компании нет ни одного из перечисленных кодов, нужно обратиться с заявлением в налоговую инспекцию и внести изменения в ЕГРЮЛ.

Информация об ИТ-деятельности есть на сайте компании. Это требование будут проверять, скорее всего, вручную при подаче заявки на аккредитацию.

Нет налоговых долгов. На момент подачи заявки у компании нет недоимок по налогам, сборам и страховым взносам больше 3000 ₽. А у руководителя ИТ-компании нет неснятой или непогашенной судимости.

Частная компания. Прямая или косвенная доля участия государства в ООО — меньше 50%.

ИТ-компания — не банк, не страховщик и не оператор связи.

Есть согласие на раскрытие налоговой тайны. Это необходимо, чтобы Минцифры могло проверить, соответствует ли компания условиям по выручке, доле госучастия и уровню зарплат сотрудников.

Согласие нужно заполнить до подачи заявки на аккредитацию и отправить его в налоговую. Это можно сделать через оператора электронного документооборота или личный кабинет на сайте налоговой службы.

Если компания уже получала аккредитацию по старым условиям, ей нужно было подписать согласие на раскрытие налоговой тайны до 1 ноября 2022 года. Если до этого срока компания не отправила согласие, придется аккредитовываться повторно.

Три варианта процедуры аккредитации

Общая тенденция — правила попадания в реестр стали строже. Например, по старым правилам не учитывалась средняя зарплата персонала.

Общий порядок аккредитации. Есть два дополнительных требования:

  1. Средняя зарплата сотрудников компании должна быть не ниже средней по стране или региону. По данным Росстата на июль 2022 года, средняя зарплата по стране — 62 200 ₽.
  2. Доход от ИT-деятельности в общем доходе выше 30%. Однако это правило применяется только для аккредитации. Для налоговых льгот лимит ИТ-дохода выше — 70%.

Аккредитации для правообладателей продуктов из реестра российского ПО. Здесь нет требований по минимальной зарплате для работников. Но есть другие условия:

  1. Годовой доход от 1 000 000 ₽. Учитывается весь доход за 2021 год. Если же компания зарегистрирована в 2022 году, в расчет берется весь доход с момента открытия.
  2. Профильный доход от ИТ-деятельности — выше 30% от общего дохода.
  3. Компания должна быть правообладателем ПО, включенного в реестр отечественного ПО, и получать доход от продажи прав на него.

Аккредитация для IT-стартапов. Условия:

  1. Средняя зарплата сотрудников — не ниже средней по стране или региону.
  2. Компания существует не более трех лет.
  3. Общий доход с момента регистрации — до 1 000 000 ₽.

Если регион ведет реестр стартапов, при подаче документов на аккредитацию стартап должен быть зарегистрирован в реестре. Пока такой реестр есть только в Москве, поэтому для других регионов это условие не действует.

Этот вариант подходит для молодых ИТ-компаний, у которых пока нет выручки или она небольшая.

Какие компании не получат ИТ-льготы: изменения в налоговом кодексе

Поправки в налоговом кодексе, принятые 14 июля 2022 года, ограничивают в том числе получателей ИТ-льгот. По новому закону господдержку не смогут получить:

  • компании, созданные после 1 июля 2022 года в результате реорганизации — например, при смене организационно-правовой формы, слиянии двух компаний или выделении подразделения в отдельный бизнес. Это значит, что если вы решили разделить или наоборот объединить бизнес, чтобы новая компания начала подходить требования аккредитации, попасть в реестр не получится;
  • компании с долей участия государства от 50% и больше;
  • государственные или муниципальные учреждения;
  • акционерные общества из распоряжения Правительства РФ № 91-р от 23 января 2003 года. Сюда входят компании, где государство на правах акционера участвует в голосованиях по выбору руководящих органов. К ним относятся, например, Аэрофлот, Газпром, Внешторгбанк и другие.

Эти категории компаний не смогут претендовать на налоговые ИТ-льготы, даже если у них будут нужные коды ОКВЭД и доля выручки от ИТ. Сотрудники компаний также лишатся права на отсрочку от армии и льготную ипотеку.

Также право на получение льгот по страховым взносам и налогу на прибыль теперь зависит от даты аккредитации в реестре Минцифры.

Если компания прошла аккредитацию до 1 июля и пользовалась льготами в первом и втором отчетном квартале 2022 года, налоговая господдержка сохраняется до конца нынешнего года — даже если, например, компания создана в результате реорганизации. Но если до конца года доход от ИТ-продуктов станет меньше 70% от общих доходов или у компании отзовут аккредитацию — автоматически аннулируется и льгота по налогу на прибыль и страховым взносам за весь этот год. Компанию обяжут внести недостающие платежи в полном объеме.

Если компания прошла аккредитацию после 1 июля, она вправе получить льготы по страховым взносам во втором полугодии 2022 года. С 2023 года компания должна соответствовать требованиям по норме прибыли от ИТ-деятельности от 70% и выше в течение всего календарного года.

Как получить аккредитацию ИТ-компании: пошаговая инструкция

С 10 октября 2022 года Минцифры возобновило прием заявлений на ИТ-аккредитацию на Госуслугах через аккаунт компании. Для аккредитации нужно собрать пакет документов, заполнить электронную форму и получить решение об аккредитации в личном кабинете. Госпошлину платить не нужно.

Шаг 1. Заполняем заявку на аккредитацию IT-компании. Подать заявление можно только через аккаунт компании. Заполнить заявку может руководитель компании или сотрудник с доверенностью. Форму заявления можно найти через поиск или меню личного кабинета.

Если ввести в поисковой строке «Аккредитация ИТ-компании», система предложит нужную услугу.

В появившейся подсказке нужно выбрать пункт «Получить аккредитацию»

Второй вариант — на главной странице личного кабинета выбрать пункт «Поддержка ИТ-отрасли», затем кликнуть на иконку с надписью «Аккредитация ИТ-компаний». После этого откроется меню, как на иллюстрации.

Через Госуслуги можно подать заявление на аккредитацию айти-компании, получить выписку из реестра или аннулировать аккредитацию

На первом этапе подачи заявки нужно проверить и подтвердить сведения о компании, которые автоматически подтягиваются из аккаунта компании на Госуслугах. При заполнении формы нужно подтвердить, что компания соответствует требованиям об уровне зарплат, уровне доходов и доле прибыли от ИТ-услуг.

К заявлению нужно приложить:

  • справку об отсутствии судимости у руководителя;
  • справку о доходах компании от ИТ-деятельности — это требование не касается заявлений от компании-стартапа;
  • квитанцию о том, что ФНС приняла согласие на раскрытие налоговой тайны.
Перечень документов для подачи заявления на ИТ-аккредитацию

Шаг 2. Получаем решение. Решение по аккредитации принимают в течение 15 рабочих дней.

Если заявление одобрят, в личный кабинет компании на Госуслугах придет уведомление. После получения аккредитации ничего делать не нужно. ИТ-компания может пользоваться льготами бессрочно, пока находится в реестре. Правда, ее может проверить налоговая — соблюдается ли требование о доле доходов от ИТ-услуг не меньше 70%.

Если же компании отказали в аккредитации, об этом также придет уведомление в аккаунте на Госуслугах. В некоторых случаях отказ Минцифры можно обжаловать.

Как обжаловать отказ или отзыв аккредитации

Минцифры может отказать или приостановить аккредитацию, если компания не будет соответствовать новым условиям. Также ведомство может аннулировать запись в реестре по заявлению самой компании — как на этапе рассмотрения заявки, так и действующей аккредитации.

Компания может обжаловать действия Минцифры, если в министерстве:

  • нарушили срок регистрации документов, необходимых для получения аккредитации;
  • не приняли заявление;
  • нарушили срок рассмотрения заявки;
  • отказали в аккредитации, если по документам компания отвечает всем условиям;
  • требуют дополнительные документы, не предусмотренные заявкой на аккредитацию;
  • требуют деньги за аккредитацию;
  • аннулируют действующую аккредитацию, если компания выполняет все условия участия в реестре.

Оспорить или обжаловать ошибки чиновников при проведении аккредитации можно в досудебном порядке тремя способами:

  • на Госуслугах — в разделе жалоб на госорганы;
  • по электронной почте accred@digital.gov.ru;
  • заказным письмом по адресу: г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, IQ-квартал. Получатель — Департамент развития отрасли информационных технологий Минцифры России.

Подготовку жалобы лучше доверить компетентному юристу, работающему с подобными обращениями.

Главное в статье

  1. Аккредитация ИТ-компаний дает право на льготы по налогам, страховым взносам, найму иностранных специалистов, льготной ипотеке и отсрочке от армии для сотрудников.
  2. Правительство 30 сентября 2022 года утвердило новый порядок аккредитации. По нему возобновили прием заявок на Госуслугах, который был приостановлен с августа. Новый порядок существенно отличается от того, который действовал раньше: теперь есть три варианта аккредитации для разных компаний.
  3. В целом процедура усложнилась. Например, появились требования к минимальному доходу от ИТ-деятельности, а также обязанность дать согласие на раскрытие налоговой тайны.
  4. Письмо налоговой с разрешением на дробление бизнеса сейчас не работает.
  5. Отказ или отзыв аккредитации можно обжаловать, если в Минцифры нарушили сроки или выдвинули дополнительные требования, которых нет в условиях аккредитации.
Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

Предложение Тинькофф

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно после регистрации откроем счет для бизнеса
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Алексей Горностаев

Спасибо за материал. Есть ли требования к числу сотрудников, обороту и возрасту компании?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
О требованиях рассказали в статье, они актуальные. Условия зависят от выбранного порядка аккредитации.

Артем Рубан

Добрый день. Спасибо за статью. Можете пояснить по количеству сотрудников для стартапов. Нет норм по числу сотрудников, но есть по средней зарплате, значит ли это что минимум 1 человек должен работать в компании для того что бы получить аккредитацию? Иначе ведь средняя зарплата будет ноль.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
В любой компании есть как минимум 1 сотрудник — директор, в связи с этим зарплата не будет нулевой.

Виктор Юхтенко

Для вновь созданной организации, за какой период должен быть исчислен средний заработок?
Обязательно ли быть зарегистрированным стартапом?
Где в Петербурге регистрируют стартапов?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Здравствуйте.
Уточним детали и позже вернемся с ответом.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Если компанию зарегистрировали в этом году, то расчет среднего заработка нужно вести с момента регистрации.
Регистрация и ведение реестра IT-стартапов сейчас есть только в Москве.
Если хотите зарегистрировать IT-компанию в Санкт-Петербурге, то стоит рассмотреть общий порядок аккредитации. О нем написали
в разделе о требованиях к IT-компаниям.


Больше по теме

Новости