Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Разыгрываем 300 000 ₽ на запуск бизнеса. Участвовать
ПодробнееПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Кажется, что если налоговая зарегистрировала название компании, то с ним все в порядке. Но чтобы не нарушить чужие права и защитить собственные, потребуется еще один шаг — регистрация товарного знака. Расскажем, как он поможет.
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Кажется, что если налоговая зарегистрировала название компании, то с ним все в порядке. Но чтобы не нарушить чужие права и защитить собственные, потребуется еще один шаг — регистрация товарного знака. Расскажем, как он поможет.
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Когда учредитель регистрирует новую компанию, ее название вносят в единый государственный реестр юрлиц — ЕГРЮЛ.
Казалось бы, раз налоговая дала добро, то можно жить спокойно. Но в налоговой не проверяют, совпадает или нет название ООО с чужим товарным знаком. Товарные знаки регистрирует другая федеральная служба — Роспатент. Поэтому иногда оказывается, что компания нарушает чьи-то интеллектуальные права сразу после регистрации.
Давайте разберемся, почему название компании стоит регистрировать в качестве товарного знака.
Если фирменное наименование компании в точности копирует или очень сильно напоминает чужой товарный знак, его владелец может подать иск о защите товарного знака. Вот несколько примеров.
1. Хозяйка маникюрного салона «Золотая Пилка» в Санкт-Петербурге по решению суда должна выплатить 1 млн рублей компенсации и возместить судебные издержки владельцу товарного знака «ПИLКИ».
Дело в том, что чужой товарный знак нельзя использовать в рекламе, на сайте и в вывесках. И хотя словосочетание «Золотая Пилка» внешне и на слух отличается от товарного знака, суд признал их сходными до степени смешения, а владелицу салона — нарушителем.
Решение суда по делу № А56-85439/2017
2. Предприниматель заплатит 500 000 ₽ за использование названия конкурента в контекстной рекламе в «Яндекс-директе». Владелец цветочного интернет-магазина заказал рекламу со словами «Макси Флора», а это словосочетание оказалось не просто наименованием фирмы-конкурента, а зарегистрированным товарным знаком. Суд признал такую рекламу нарушением.
Постановление по делу № А28-10965/2016
3. С барбершопа в Новосибирске взыскали 300 000 ₽ за название «Брадо_брей54», сходное до степени смешения с товарным знаком «Брадобрей».
Владелец товарного знака вправе потребовать от компании-нарушителя:
После суда компании приходится менять название, а значит терять деньги, вложенные в продвижение бренда, и клиентов, которые привыкли к нему. Некоторые компании сохраняют названия, но им приходится выплачивать роялти владельцу товарного знака за использование названия в бизнесе.
Этих расходов можно избежать, если при выборе названия учитывать зарегистрированные товарные знаки, а сразу после регистрации компании в налоговой зарегистрировать в Роспатенте собственный товарный знак.
Если окажется, что доменное имя сайта похоже на чей-то товарный знак, владелец товарного знака может подать в суд, чтобы отобрать домен или запретить продавать на нем определенные товары или услуги. Так многие компании теряют деньги, вложенные в раскрутку сайта.
Суд будет защищать товарный знак, а не домен, даже если домен зарегистрирован намного раньше, чем товарный знак. Дело в том, что для государства домен — это всего лишь технический адрес, а не защищаемое законом право, как право на товарный знак.
Допустим, цветочный интернет-магазин lutik.ru работает пять лет, но не регистрирует название как товарный знак. Вдруг появляется компания с товарным знаком «Лютик-М» и подает в суд на ООО «Лютик». Позиция суда будет такой: компания «Лютик» давно могла зарегистрировать товарный знак, но не сделала этого. Скорее всего, интернет-магазин придется закрыть.
Компания «Мистер Джинс» несколько лет торговала джинсовой одеждой на сайте misterjeans.ru. А потом появилась другая компания — «Мастер Джинс» — и подала на магазин иск в суд с требованием компенсации за использование похожего названия.
Суды сначала отказали, но в конце концов все же признали названия сходными до степени смешения и запретили использовать домен misterjeans.ru, а еще взыскали компенсацию и расходы на нотариусов и пошлины.
Зарегистрированный товарный знак помогает убирать с рынка недобросовестных конкурентов. Например, одна компания решила скопировать бизнес другой и создала паблик под ее именем и с похожими товарами. Компания нарушает Гражданский кодекс: нельзя даже просто предлагать в интернете товары под чужим товарным знаком.
Все соцсети быстро реагируют на просьбы правообладателя заблокировать нарушителей товарного знака. Если кто-то решил воспользоваться вашим брендом во «ВКонтакте», «Инстаграме», «Фейсбуке» или на «Ютубе», пожалуйтесь на нарушение администрации соцсети. Она заблокирует страницу на время, а при повторных жалобах — навсегда.
Недобросовестной конкуренцией считается контекстная реклама по названию чужой компании. Если компания «Ромашка» рекламируется в «Яндекс-директе» по ключевикам с торговым знаком «Лютик», это незаконно. «Ромашке» грозит штраф от федеральной антимонопольной службы и компенсация за вред, нанесенный «Лютику».
Чтобы убрать такую рекламу, бывает достаточно написать конкуренту или пожаловаться в «Яндекс» и «Гугл». Если ни нарушитель, ни площадка не реагируют на требования правообладателя, можно идти в суд и взыскивать с компании-нарушителя компенсацию в несколько сотен тысяч рублей.
Есть только один случай, когда компании не нужно регистрировать название в качестве товарного знака: если она не планирует выделяться среди конкурентов.
Например, названия «Булочная» или «Ремонт обуви» Роспатент не зарегистрирует. Но и владелец «Булочной» вряд ли будет вкладывать деньги в рекламу и продвижение своего названия.
Во всех остальных случаях бизнесу нужно регистрировать название компании как товарный знак, чтобы стать единственным правообладателем названия и запретить использовать его всем остальным.
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности