Когда учредитель регистрирует новую компанию, ее название вносят в единый государственный реестр юрлиц — ЕГРЮЛ.
Казалось бы, раз налоговая дала добро, то можно жить спокойно. Но в налоговой не проверяют, совпадает или нет название ООО с чужим товарным знаком. Товарные знаки регистрирует другая федеральная служба — Роспатент. Поэтому иногда оказывается, что компания нарушает
Давайте разберемся, почему название компании стоит регистрировать в качестве товарного знака.
- Не получить иск от правообладателя такого же названия
- Защитить домен
- Запретить конкурентам использовать такое же название в бизнесе
- Когда товарный знак не нужен
✅ Не получить иск от правообладателя такого же названия
Если фирменное наименование компании в точности копирует или очень сильно напоминает чужой товарный знак, его владелец может подать иск о защите товарного знака. Вот несколько примеров.
1. Хозяйка маникюрного салона «Золотая Пилка» в Санкт-Петербурге по решению суда должна выплатить 1 млн рублей компенсации и возместить судебные издержки владельцу товарного знака «ПИLКИ».
Дело в том, что чужой товарный знак нельзя использовать в рекламе, на сайте и в вывесках. И хотя словосочетание «Золотая Пилка» внешне и на слух отличается от товарного знака, суд признал их сходными до степени смешения, а владелицу салона — нарушителем.
Решение суда по делу № А56-85439/2017
2. Предприниматель заплатит 500 000 ₽ за использование названия конкурента в контекстной рекламе в «Яндекс-директе». Владелец цветочного интернет-магазина заказал рекламу со словами «Макси Флора», а это словосочетание оказалось не просто наименованием фирмы-конкурента, а зарегистрированным товарным знаком. Суд признал такую рекламу нарушением.
Постановление по делу № А28-10965/2016
3. С барбершопа в Новосибирске взыскали 300 000 ₽ за название «Брадо_брей54», сходное до степени смешения с товарным знаком «Брадобрей».
Владелец товарного знака вправе потребовать от компании-нарушителя:
- компенсацию до 5 млн рублей, обычно 200—700 тысяч;
- убрать название из рекламы;
- запретить использовать товарный знак или поменять название компании.
После суда компании приходится менять название, а значит терять деньги, вложенные в продвижение бренда, и клиентов, которые привыкли к нему. Некоторые компании сохраняют названия, но им приходится выплачивать роялти владельцу товарного знака за использование названия в бизнесе.
Этих расходов можно избежать, если при выборе названия учитывать зарегистрированные товарные знаки, а сразу после регистрации компании в налоговой зарегистрировать в Роспатенте собственный товарный знак.
✅ Защитить домен
Если окажется, что доменное имя сайта похоже на
Суд будет защищать товарный знак, а не домен, даже если домен зарегистрирован намного раньше, чем товарный знак. Дело в том, что для государства домен — это всего лишь технический адрес, а не защищаемое законом право, как право на товарный знак.
Допустим, цветочный интернет-магазин lutik.ru работает пять лет, но не регистрирует название как товарный знак. Вдруг появляется компания с товарным знаком «
Компания «Мистер Джинс» несколько лет торговала джинсовой одеждой на сайте misterjeans.ru. А потом появилась другая компания — «Мастер Джинс» — и подала на магазин иск в суд с требованием компенсации за использование похожего названия.
Суды сначала отказали, но в конце концов все же признали названия сходными до степени смешения и запретили использовать домен misterjeans.ru, а еще взыскали компенсацию и расходы на нотариусов и пошлины.
✅ Запретить конкурентам использовать такое же название в бизнесе
Зарегистрированный товарный знак помогает убирать с рынка недобросовестных конкурентов. Например, одна компания решила скопировать бизнес другой и создала паблик под ее именем и с похожими товарами. Компания нарушает Гражданский кодекс: нельзя даже просто предлагать в интернете товары под чужим товарным знаком.
Все соцсети быстро реагируют на просьбы правообладателя заблокировать нарушителей товарного знака. Если
Недобросовестной конкуренцией считается контекстная реклама по названию чужой компании. Если компания «Ромашка» рекламируется в «Яндекс-директе» по ключевикам с торговым знаком «Лютик», это незаконно. «Ромашке» грозит штраф от федеральной антимонопольной службы и компенсация за вред, нанесенный «Лютику».
Чтобы убрать такую рекламу, бывает достаточно написать конкуренту или пожаловаться в «Яндекс» и «Гугл». Если ни нарушитель, ни площадка не реагируют на требования правообладателя, можно идти в суд и взыскивать с компании-нарушителя компенсацию в несколько сотен тысяч рублей.
Когда товарный знак не нужен
Есть только один случай, когда компании не нужно регистрировать название в качестве товарного знака: если она не планирует выделяться среди конкурентов.
Например, названия «Булочная» или «Ремонт обуви» Роспатент не зарегистрирует. Но и владелец «Булочной» вряд ли будет вкладывать деньги в рекламу и продвижение своего названия.
Во всех остальных случаях бизнесу нужно регистрировать название компании как товарный знак, чтобы стать единственным правообладателем названия и запретить использовать его всем остальным.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.