Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Зачем регистрировать название компании как товарный знак


Кажется, что если налоговая зарегистрировала название компании, то с ним все в порядке. Но чтобы не нарушить чужие права и защитить свои, нужен еще один шаг — регистрация товарного знака


Алексей Башук

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Кажется, что если налоговая зарегистрировала название компании, то с ним все в порядке. Но чтобы не нарушить чужие права и защитить свои, нужен еще один шаг — регистрация товарного знака


Алексей Башук

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Когда учредитель регистрирует новую компанию, ее название вносят в единый государственный реестр юрлиц — ЕГРЮЛ.

Казалось бы, раз налоговая дала добро, то можно жить спокойно. Но в налоговой не проверяют, совпадает или нет название ООО с чужим товарным знаком. Товарные знаки регистрирует другая федеральная служба — Роспатент. Поэтому иногда оказывается, что компания нарушает чьи-то интеллектуальные права сразу после регистрации.

Давайте разберемся, почему название компании стоит регистрировать в качестве товарного знака.

Что такое товарный знак

Товарный знак — символ, логотип, слово или все вместе, которые используют для обозначения продукта, работы, услуги или компании в целом. Товарный знак позволяет покупателям выделять предложения компании или ее саму среди остальных. После его регистрации конкурент не может открыть бизнес с таким же названием. Поэтому товарный знак нужен любому бизнесу со своим брендом.

О том, как зарегистрировать товарный знак и какие могут возникнуть сложности, мы подробно рассказали в отдельной статье.

Это страница из реестра Роспатента. Логотип Siberian — зарегистрированный товарный знак. Источник

Срок действия прав на товарный знак

Право на товарный знак действует 10 лет. Когда срок закончится, регистрацию можно продлить на следующие 10 лет при условии, что вы использовали знак постоянно.

Если правообладатель не пользуется знаком более трех лет, его охрану могут прекратить. Тогда любая заинтересованная в товарном знаке компания или ИП могут аннулировать право через суд. Такой мерой государство защищает добросовестный бизнес от тех, кому товарный знак нужен лишь для судов ради взыскания компенсации за его использование.

В чем отличие товарного знака от торговой марки

Торговая марка — обывательское название торгового знака, это синонимы. Но юридически торговых марок в России нет, только знаки — именно их регистрирует Роспатент.

Термин «торговая марка», или trade mark, пришел из-за рубежа, где это юридическое понятие в ходу. Чтобы торговая марка получила правовую защиту в России, ее нужно зарегистрировать как товарный знак в Роспатенте.

Как не получить иск от правообладателя такого же названия

Если фирменное наименование компании в точности копирует или очень сильно напоминает чужой товарный знак, его владелец может подать иск о защите прав. Вот несколько примеров.

Суд обязал владелицу салона заплатить 1 млн рублей за пилку

Хозяйка маникюрного салона «Золотая Пилка» в Санкт-Петербурге по решению суда должна выплатить 1 млн рублей компенсации и возместить судебные издержки владельцу товарного знака «ПИLКИ».

Чужой товарный знак нельзя использовать в рекламе, на сайте и в вывесках. И хотя словосочетание «Золотая Пилка» внешне и на слух отличается от товарного знака, суд признал их сходными до степени смешения, а владелицу салона — нарушителем.

Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 16.05.2018 № А56-85439/2017

Предприниматель заплатил 500 000 ₽ за использование названия конкурента в рекламе

Владелец цветочного интернет-магазина заказал рекламу со словами «Макси Флора» в контекстной рекламе в Яндекс Директе, а это словосочетание оказалось не просто наименованием фирмы-конкурента, а зарегистрированным товарным знаком. Суд признал такую рекламу нарушением и обязал предпринимателя выплатить потерпевшей стороне 500 000 ₽.

Постановление Арбитражного апелляционного суда г. Кирова от 14.07.2017 № А28-10965/2016

С барбершопа в Новосибирске взыскали 300 000 ₽ за схожесть названия с иркутским салоном

Суд решил, что название новосибирского барбершопа «Брадо_брей54» — сходное до степени смешения с товарным знаком «Брадобрей» из Иркутска.

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26.02.2018 № А45-147/2018

Владелец товарного знака вправе потребовать от компании-нарушителя:

  • компенсацию до 5 млн рублей, обычно 200—700 тысяч;
  • убрать название из рекламы;
  • перестать использовать товарный знак или поменять название компании.

После суда компании приходится менять название, а значит терять деньги, вложенные в продвижение бренда, и клиентов, которые привыкли к нему. Некоторые компании сохраняют названия, но им приходится выплачивать роялти владельцу товарного знака за использование названия в бизнесе.

Этих расходов можно избежать, если при выборе названия учитывать зарегистрированные товарные знаки, а сразу после постановки на учет компании в налоговой зарегистрировать в Роспатенте свой товарный знак.

Как защитить домен

Если окажется, что доменное имя сайта похоже на чей-то товарный знак, его владелец может подать в суд, чтобы отобрать домен или запретить продавать на нем определенные товары, работы или услуги. Так многие компании теряют деньги, вложенные в раскрутку сайта.

Суд защитит товарный знак, даже если домен зарегистрирован намного раньше. Для государства домен — это лишь технический адрес, а не защищаемое законом право на товарный знак.

Допустим, цветочный интернет-магазин lutik.ru работает пять лет, но не регистрирует название как товарный знак. Вдруг появляется компания с товарным знаком «Лютик-М» и подает в суд на ООО «Лютик». Позиция суда будет такой: компания «Лютик» давно могла зарегистрировать товарный знак, но не сделала этого. Скорее всего, интернет-магазин и домен придется переименовать.

Мастер выиграл суд у Мистера

Компания «Мистер Джинс» несколько лет торговала джинсовой одеждой на сайте misterjeans.ru. А потом появилась другая компания — «Мастер Джинс» — и подала на магазин иск в суд с требованием компенсации за использование похожего названия.

Суды сначала отказали, но в конце концов все же признали названия сходными до степени смешения и запретили использовать домен misterjeans.ru, а еще взыскали компенсацию и расходы на нотариусов и пошлины.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2017 № А40-3632/16-26-22

Как запретить конкурентам использовать такое же название в бизнесе

Зарегистрированный товарный знак помогает убирать с рынка недобросовестных конкурентов. Например, одна компания решила скопировать бизнес другой и создала паблик под ее именем и с похожими товарами. Компания нарушает Гражданский кодекс: нельзя даже просто предлагать в интернете товары под чужим товарным знаком.

Все соцсети быстро реагируют на просьбы правообладателя заблокировать нарушителей товарного знака. Если кто-то решил воспользоваться вашим брендом в соцсетях, пожалуйтесь на нарушение администрации соцсети. Она заблокирует страницу на время, а при повторных жалобах — навсегда.

Недобросовестной конкуренцией считается контекстная реклама по названию чужой компании. Если компания «Ромашка» рекламируется в Яндекс Директе по ключевикам с торговым знаком «Лютик», это незаконно. «Ромашке» грозит штраф от федеральной антимонопольной службы и компенсация за незаконное использование товарного знака.

Чтобы убрать такую рекламу, бывает достаточно написать конкуренту или пожаловаться в Яндекс. Если ни нарушитель, ни площадка не реагируют на требования правообладателя, можно идти в суд и взыскивать с компании-нарушителя компенсацию в несколько сотен тысяч рублей.

Когда товарный знак не нужен

Есть один случай, когда компании не нужно регистрировать название в качестве товарного знака: если она не планирует выделяться среди конкурентов.

Например, названия «Булочная» или «Ремонт обуви» Роспатент не зарегистрирует. Но и владелец «Булочной» вряд ли будет вкладывать деньги в рекламу и продвижение своего названия.

В остальных случаях бизнесу нужно регистрировать название компании как товарный знак, чтобы стать единственным правообладателем названия и запретить использовать его другим.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 829 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Безопасность бизнеса
Яна Сонина
Яна Сонина

Для какого бизнеса планируете регистрировать товарный знак?


Больше по теме

Чему бизнес может научиться на примерах из сериала «Слово пацана»

Кому пригодятся софт-скиллы, зачем нужны конкурентный анализ и юридическая грамотность, а также другие уроки на чужих ошибках