Реклама в интернете — инструмент продвижения бизнеса и повышения продаж. Согласно исследованию, больше половины жителей крупных городов в возрасте от 15 до 60 лет покупают товары и услуги в онлайне. Реклама помогает выделить продукт среди конкурентов и убедить покупателя сделать выбор в пользу вашего товара или услуги.
МегаФон и АО «МИЦ» изучили опыт 500 компаний из разных отраслей, которые используют интернет-рекламу. У 83% опрошенных она стала играть существенную роль в маркетинге компании, а 75% убеждены, что в будущем интернет-реклама заменит традиционные каналы.
53% респондентов отмечают три вида рекламы с высоким потенциалом — таргет в мессенджерах, email-маркетинг и контекст. А самыми эффективными каналами называют таргет в соцсетях, видеорекламу и рассылки СМС или в мессенджерах.
Может возникнуть вопрос: почему в перечисленных выше каналах нет SEO? Поисковая оптимизация — это не реклама, а инструмент продвижения сайта. Как это работает, писали в другой статье.
В статье рассказываем, какие есть виды рекламы в интернете, какие задачи решает каждый и из чего складывается стоимость продвижения.
Какие еще инструменты можно использовать для продвижения бизнеса в интернете
Собрали для вас подборку статей, в которых рассказываем о том, как продвигаться в интернете:
Зачем бизнесу рекламироваться в интернете
У рекламы в интернете есть плюсы и минусы. Разберем их подробнее.
Как бизнес может рекламироваться в интернете
Есть несколько видов рекламы в интернете, которую бизнес может использовать для продвижения:
- контекстная реклама;
- таргетированная реклама;
- нативная реклама;
- реклама у блогеров;
- видеореклама;
- email-рассылки;
- pop-up-окна;
- пуш-уведомления в браузере;
- аудиореклама.
Разобрались с экспертом, какие задачи бизнеса помогает решить каждый вид рекламы и для каких сфер подходит.
Контекстная реклама
Контекстная реклама — это текст, картинка или анимация, которую показывают в поисковых системах и на партнерских сайтах. Реклама учитывает интересы, цели и поведение пользователя.
Например, человек ищет в поиске, какие подгузники самые лучшие — первые три-пять строчек будут рекламой подгузников.
Основные форматы:
- баннерная реклама — одно или несколько изображений, можно запустить по всей Рекламной сети Яндекса;
- текстово-графическая — универсальные объявления, которые отображаются в поиске и на сайтах — партнерах Яндекса;
- графическая — одно изображение, клик по которому приведет клиента на сайт рекламодателя;
- видеореклама — короткие видеоролики, которые отображаются в видеохостингах Яндекса. Можно также увидеть при пролистывании страниц на сайтах-партнерах или во время прохождения игр в мобильных приложениях для получения внутриигровых наград;
- аудиореклама — небольшие аудиовставки, их можно найти в сервисах «Яндекс Музыка» и «Яндекс Радио».
Чтобы повысить эффективность, можно установить специальные условия показа и ограничить потенциальную аудиторию теми людьми, которые с большей долей вероятности заинтересуются.
Какие задачи решает. С помощью контекстной рекламы можно:
- прорекламировать товар или оффер среди аудитории, у которой сформирован спрос: выше шанс, что реклама вызовет отклик;
- повысить узнаваемость бренда: чем чаще человек видит рекламу, тем выше вероятность, что он запомнит бренд.
«Можно настроить рекламу на аудиторию, которая похожа на тех, кто посещает сайты конкурентов. Это логично — если эти люди похожи на них, значит, будут похожи и на вашу целевую аудиторию».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Для каких сфер бизнеса подходит. Эффективнее всего сработает, если на продукт есть спрос в поисковых системах. Также нужна страница, на которую будет идти трафик, — сайт, лендинг или сообщество в соцсетях.
Если продукт новый и его пока не ищут в поисковиках — попробовать контекстную рекламу все равно стоит. В этом случае вам нужно настроить показ на аудиторию со смежными интересами.
Например, вы сделали инновационный шлем для мотоциклистов, но про него пока никто не знает. Настройте показ на людей, которые интересуются мотокурсами.
Сколько в среднем стоит. Нет четкой суммы, сколько нужно потратить на рекламу, чтобы получить результат, — в разных сферах свои значения.
Запустить кампанию в Яндекс Директе можно от 300 ₽, но при таком подходе вы получите максимум несколько сотен просмотров и пару кликов. Их цена зависит от сферы бизнеса, вида объявления, площадки и постоянно меняется.
Настроить рекламу можно самостоятельно, а можно нанять отдельного специалиста. Тогда на его работу также нужно выделять деньги.
«Рекомендую рассчитывать бюджет так: выделять на рекламу столько, сколько планируете заплатить специалисту. Например, фрилансеры берут за настройку рекламы 25 000 ₽, тогда на саму рекламу нужно потратить как минимум столько же, а лучше больше. Если вы наймете специалиста за 25 000 ₽ и дадите ему на рекламу 5000 ₽, она не окупится».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Чтобы оценить эффективность, нужно смотреть, сколько людей пришло к вам после рекламы и какая часть из них сделала в итоге заказ. Это называется посчитать конверсию, про нее писали в отдельной статье.
Таргетированная реклама
Таргетированную рекламу показывают выбранной целевой аудитории — только тем пользователям, которые соответствуют характеристикам, заданным при настройке.
Чаще всего под таргетированной рекламой понимают то, что видят пользователи социальных сетей — Вконтакте или Одноклассников. Еще таргетинг есть в мессенджере «Телеграм» и в рекомендательной сети «Дзен».
Какие задачи решает. Таргетинг поможет повысить охват и установить контакт с той аудиторией, у которой пока нет потребности в продукте.
Человек интересуется мотоциклами и подписан на несколько пабликов. Можно настроить на него рекламу мотокурсов. Через некоторое время он может вспомнить, что видел рекламу, и пойти изучать информацию о мотошколе.
Также можно протестировать спрос на новый товар или услугу, о которой пока никто не знает. Вы можете настроить показ на тех пользователей, которые потенциально могут заинтересоваться продуктом, и посмотреть, будут ли отклики.
Для каких сфер бизнеса подходит. Тем бизнесам, чья аудитория есть в социальных сетях.
«Перед тем как выбрать, в какой социальной сети размещать рекламу, проверьте, что ваша целевая аудитория там есть. Далее определите, понимаете ли вы, как эту целевую аудиторию найти внутри сети. Например, какие у нее есть интересы, чем увлекаются эти люди.
Вы поняли, что ваша целевая аудитория состоит в определенных сообществах. Это хорошо, но мало. Некоторые люди годами не заходят во Вконтакте и не читают новостную ленту в соцсети. Чтобы таргетировать рекламу на нужных вам людей, можно в настройке указать, что нужны именно активные пользователи. Это те, кто лайкают, репостят, оставляют комментарии».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Таргетированная реклама подойдет практически любому бизнесу, который продает обычным людям, в том числе локальному, который работает в офлайне в рамках конкретного города или района. Есть даже специальный вид таргетинга — географический. При настройке можно выбрать радиус, где искать потенциальных клиентов.
Сложнее будет, если ваш бизнес в сфере B2B. Для эффективной рекламы нужна настройка на директоров и топ-менеджеров, таких людей не очень много и будет сложно понять в соцсети, занимает ли человек определенную должность или нет.
Сколько в среднем стоит. Модели оплаты, рекомендуемые бюджеты и показатели эффективности для таргетированной рекламы такие же, как и для контекстной.
На бюджет эксперт рекомендует выделять столько же, сколько будете платить таргетологу за ведение кампаний — в среднем его услуги стоят 30 000—40 000 ₽ в месяц. Основной показатель эффективности — конверсия.
Как настраивать таргет в социальных сетях
Собрали для вас подборку статей, как настраивать таргет в разных соцсетях:
Нативная реклама
С одной стороны, нативная реклама продает конкретный продукт, с другой — несет пользу. Обычно размещается в медиа, на сайтах и в блогах компаний, рассчитана на массовую аудиторию. Принимает ту же форму, что и остальной контент на площадке, но при этом никто не скрывает от пользователя, что он видит рекламу.
Вы продаете новую модель робота-пылесоса и выбрали в качестве формата спецпроект в СМИ. В этом случае:
— пользой будет подборка из 5 советов, как за час убрать частный дом;
— рекламой — информация о том, что с роботом-пылесосом уборка пройдет быстрее, а купить товар можно в вашем интернет-магазине за 10 000 ₽.
Какие задачи решает. Обычно нативную рекламу используют, чтобы создать определенный образ продукта или бренда. Также можно ненавязчиво продвигать товары или услуги.
Для каких сфер бизнеса не подходит. Нативную рекламу не стоит использовать, если продукт малоизвестный или в нем нет ничего уникального. Например, не стоит запускать спецпроект, чтобы продать нарезной батон.
Также специалисты не рекомендуют использовать такой формат для рекламы продукта с узкой целевой аудиторией. Как правило, блоги и медиа читают люди самых разных интересов, и найти среди них тех, кто заинтересуется покраской фигурок из игры WOW, сложно.
Сколько в среднем стоит. Цена зависит от аудитории медиа или блога, а также от формата. Например, в небольшом блоге о здоровом питании за статью с рекламой протеиновых батончиков возьмут 2000—3000 ₽, а в крупных и известных медиа размещение может стоить 500 000—600 000 ₽ за партнерский материал, который они будут продвигать по своим каналам дистрибуции.
Реклама у блогеров
Это объявления в блогах известных людей — в личных соцсетях, на YouTube или на сайтах.
Согласно опросам, 47% пользователей запоминают рекламу с блогерами, а из них 47% переходят по ссылкам из постов и роликов в соцсетях.
Есть разные форматы рекламы у блогеров:
- прямая реклама — не подстраивается под стиль блогера, человек лишь рассказывает о вашем товаре или услуге;
- интеграции — блогер хорошо знает свою аудиторию и точно понимает, о чем и в каком виде лучше рассказать. Например, стилист соберет модные образы из вещей в магазине или фуд-блогер приготовит новое блюдо с использованием нужного продукта;
- обзоры товаров или услуг — магазин может прислать блогеру продукт для обзора, а тот запишет видео или сделает пост в соцсетях и расскажет о преимуществах и недостатках продукта;
- продакт-плейсмент — размещение продукта на фото или в видео, но без прямых упоминаний о нем;
- конкурс — компания совместно с блогером проводит конкурс или розыгрыш среди подписчиков. Приз — продукт или услуги компании;
- takeover — когда блогер ведет страницу бренда в соцсетях;
- амбассадорство — длительное сотрудничество с блогером, когда он является лицом бренда и пользуется только этим продуктом или услугой.
Раньше у блогеров можно было заказать «нативную» рекламу, когда блогер рассказывает о товаре, которым якобы сам пользуется. Раньше это считалось не очень хорошим тоном, а сейчас так делать нельзя, потому что любую рекламу нужно маркировать. Из-за этого пропадает вся «нативность» такого размещения. Подробнее о новом законе рассказывали в отдельной статье.
Какие задачи решает. Зависит от выбранного формата. Например, прямая реклама или интеграция в контент будут работать на повышение узнаваемости компании, а обзор определенного товара — на продажи конкретного продукта.
Для каких сфер бизнеса подходит. Для любых, но нужно учитывать нюансы:
- аудитория блогера должна быть похожей на целевую аудиторию вашего бизнеса;
- перед размещением рекламы нужно проверить статистику блогера — некоторые накручивают подписчиков, в итоге вы покупаете рекламу на «мертвые души».
Если продукт локальный, можно поискать тех, кто ведет блоги в вашем городе или районе. Например, вы открыли кофейню → можно позвать местного блогера, который расскажет о вас в своей социальной сети.
Сколько в среднем стоит. Зависит от того, какая аудитория у блогера и сколько у него подписчиков. Чем их больше, тем дороже реклама. Например, интеграция в выпуске блогера-миллионника может стоить и миллион рублей, а местный городской блогер, скорее всего, возьмет за пост или ролик 2000—3000 ₽.
Дорогая реклама подразумевает широкую аудиторию у блогера. А чем больше подписчиков, тем сильнее могут расходиться их интересы — сложнее понять, вызовет ли ваш продукт интерес.
«Советую небольшим компаниями не брать дорогую рекламу у одного блогера. Лучше взять у нескольких недорогих и проследить их эффективность.
Например, если ваш бюджет 300 000 ₽, то найдите 10 блогеров, которые возьмут с вас по 30 000 ₽ за рекламу. Тогда, если одна из реклам не принесет результат, будет не так страшно, ведь остальные могут окупиться».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Стоимость также зависит от формата — видеоролик и пост в социальной сети будут стоить по-разному, потому что для производства нужны разные ресурсы.
Чтобы проверить эффективность, обычно блогеру дают уникальный промокод или реферальную ссылку. Все, кто придут и купят по промокоду или ссылке, будут аудиторией этого блогера.
Видеореклама
Хорошо снятая и спродюсированная видеореклама может стать вирусной и повысит узнаваемость бренда.
Вирусной стала реклама Тантум Верде Форте — компания пригласила известного исполнителя, и вместе они сочинили песню про товар, которую многие пели просто так.
Еще хорошо вирусится реклама с матерными словами и их обыгрыванием, но злоупотреблять таким приемом не стоит.
В соцсетях тоже можно встретить видеорекламу. Например, во Вконтакте ее публикуют в разделе «Клипы» и в Историях.
Какие задачи решает. С помощью видео можно:
- увеличить узнаваемость бренда;
- продать конкретный товар или услугу;
- объяснить покупателям особенности сложного продукта.
Последний пункт важный. Многие могут не покупать продукт просто потому, что ничего о нем не знают и не доверяют. Видео может наглядно рассказать, как товар или услуга помогут человеку.
«В соцсетях можно запустить видеоворонку — цикл из нескольких видеороликов, которые постепенно приводят к покупке и рассказывают о продукте.
Работает это так: запустили первый ролик на большую аудиторию, его посмотрели 50%. Далее второй запускаем на эти 50%. Кто посмотрит второй ролик, на них запускаем рекламу третьего.
В итоге с каждой итерацией рекламу будет видеть все более заинтересованная аудитория. Сколько будет роликов, зависит от бюджета».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Для каких сфер бизнеса подходит. Подходит для любых сфер, но возможности зависят от бюджета. Снять короткое рекламное видео для соцсетей может любая компания — и небольшая, и крупная, а на полноценный ролик со сценарием, актерами и съемочной командой деньги сможет найти только крупный бизнес.
Сколько в среднем стоит. Траты можно поделить на две части — непосредственно на съемку и на продвижение.
Первые траты зависят от того, как именно планируете снимать. Иногда можно сделать все самому и обойтись камерой в смартфоне. А если нужно качественное видео, потребуется гораздо больше денег: на оплату услуг сценариста, режиссера, продюсера, монтажера и других.
Вторые траты — это то, сколько вы заплатите, чтобы ваше видео увидели. Например, можно показывать ролики в Видеосети Яндекса — это сервисы «Яндекс Афиша», «Кинопоиск», «Яндекс Видео» и так далее.
Email-рассылки
Используют как способ взаимодействия с клиентами, который помогает повысить лояльность, сформировать доверие к продукту или обучить им пользоваться. Мы писали подробнее про email-маркетинг в отдельной статье.
Есть специальные проморассылки — с их помощью продают продукт, поэтому в письме обязательно пишут про специальное предложение или акцию, а также вставляют call to action — призыв к действию.
Какие задачи решает. Email-рассылки помогают выстраивать персональную коммуникацию с пользователями, которые уже имели контакт с брендом:
- предлагают продукт, который с большей долей вероятности заинтересует;
- рассказывают о новых товарах или услугах и мотивировать людей узнать подробнее;
- подводят человека к покупке и работать с возражениями, повышать конверсию.
Также у писем есть еще одна задача, которая напрямую к продажам не относится, но влияет на них, — поддержание коммуникации, чтобы человек не потерял доверие. Например, пользователь сделал заказ в интернет-магазине — ему можно отправить письмо с позициями из заказа, примерной датой доставки. Так клиент убедится, что его деньги дошли и заказ в работе. Иногда в такие транзакционные письма включают блок с рекомендуемыми товарами, например, если человек купил клетку для хомячка, ему предлагают набор кормушек и поилку.
«Важно следить, чтобы у покупателя не было перенасыщения письмами. Это частая ошибка начинающих предпринимателей, которые хотят получить больше продаж. В итоге подписчики получают слишком много писем и через некоторое время отписываются».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Максимальная эффективность рассылок достигается при использовании триггеров и сегментации.
Триггер — условие, при котором человек получает автоматическое письмо. Например, положил товар в корзину, но не оплатил заказ и ушел с сайта — через некоторое время получит письмо с призывом завершить покупку.
Сегментация — выделение группы подписчиков по критерию, чтобы подготовить для них персонализированное письмо. Например, вы отправили рассылку с новинками из каталога. Можно выделить в сегмент людей, которые перешли из письма на конкретный товар, и отправить им промокод на этот товар. Выше шанс, что ваши клиенты из этого сегмента что-нибудь купят. Или наоборот — отправить промокод на скидку тем, кто не перешел по ссылке в первом письме. Может быть, скидка простимулирует сделать покупку. Конкретные действия зависят от маркетинговой стратегии.
Для каких сфер бизнеса подходит. Хорошо подойдет для B2B-бизнеса и в сферах со сложным продуктом, но используется во всех сферах. Рекламу можно вставить внутри письма, а само письмо сделать полезным на актуальную для клиента тему.
Сколько в среднем стоит. Перед запуском рассылки нужно собрать базу подписчиков. По закону отправлять письма можно только тем людям, которые согласились их получать.
Если есть офлайн-точка, можно предлагать вашим клиентам после покупки оставить свои контакты. Если у вас только онлайн-бизнес, можно собирать базу в интернет-магазине или через ваши социальные сети. На сбор и обработку базы потребуются время и ресурсы.
Продвижение через рассылки стоит дорого — от 50 000 ₽ в месяц, если привлекать сторонних специалистов. Отдельно придется платить за сам почтовый сервис.
«У некоторых сервисов есть бесплатные тарифы до 1000 писем в месяц. Их удобно использовать в самом начале, пока собираете базу клиентов. Позднее, когда масштабируете бизнес, можно подключать и платные тарифы».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Рассылать письма с личной почты предпринимателю не имеет смысла. Такую рассылку почтовые клиенты посчитают спамом и заблокируют.
Pop-up-окна
Pop-up-окна — это элемент интерфейса, который отображается поверх страницы браузера с призывом пользователя к какому-то действию либо прямой рекламой. Обычно появляется при достижении определенного условия — клика на кнопке, времени на странице или уровня прокрутки.
Обычно используют на сайтах в двух форматах:
- hello board — перекрывает только часть экрана, появляется в любой части страницы, не блокирует функционал сайта и не мешает просмотру;
- page stop — всплывает по центру или закрывает большую часть страницы, пропустить обычно нельзя — нужно либо совершить действие, либо принудительно закрыть окно.
Не стоит злоупотреблять вторым форматом — это раздражает пользователей, они могут закрыть страницу и больше не возвращаться.
Какие задачи решает. Обычно такую рекламу используют, чтобы:
- собрать контакты аудитории, а потом настроить для них рассылку писем;
- сообщить об акции;
- удержать пользователя на сайте, предложив помощь;
- получить заявки.
Например, многие компании используют pop-up-окна, чтобы человек мог сразу оставить телефон и дождаться звонка от менеджера.
Для каких сфер бизнеса подходит. Для тех, у кого есть свой сайт или интернет-магазин, тогда с помощью pop-up-окон можно собирать базу данных клиентов, предлагать им подписываться на рассылки или социальные сети, а также делать специальные предложения.
Сколько в среднем стоит. Pop-up-окна для своего сайта можно создать самостоятельно с помощью специальных сервисов либо разработать персонализированные.
«В идеале — позаботиться о pop-up-окнах на этапе проектирования сайта. Обычно это отдельно прописывают в брифах для разработчика. Pop-up-окна отлично работают на увеличение конверсии.
Если сайт у вас уже есть, можно воспользоваться сторонними сервисами. Например, часто встречается Envybox и Marquiz, но есть и другие. Также можно нанять человека специально под эту задачу, чтобы не платить за сервис — обычно это стоит несколько тысяч рублей».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Сторонние сервисы работают по подписке — от 1000 ₽ в месяц, а вот сколько за разработку возьмет специалист — нужно уточнять у него.
Пуш-уведомления в браузере
Пуш-уведомления можно рассылать через браузер и мобильное приложение. Мобильные приложения есть не у всех компаний, поэтому поговорим про пуши в браузерах.
Обычно их используют в двух форматах:
- для возврата трафика на сайт, например показывают новости или рассказывают об акциях;
- в качестве рекламного места — когда один сайт продает другому слот в своих пушах.
Можно разработать кастомизированные пуши для сайта или воспользоваться специальными сервисами. Через них можно сгенерировать пуш-уведомления и выбрать, кому и в каких условиях присылать сообщения. Внутри таких сервисов есть аналитика, настройки отправки сообщений по интересам пользователей и удобная интеграция с сайтом.
Какие задачи решает. Для пуш-уведомлений так же, как и с email-рассылками, собирают общую базу, которую можно сегментировать по разным признакам. После этого можно отправлять сообщения выборочно по полу, возрасту или другим критериям.
«Можно присылать через пуш-уведомления новости компании или информацию про какие-либо акции в интернет-магазине. Этот вид рекламы удобен тем, что пользователь с высокой долей вероятности увидит ваше сообщение. Особенно если он подписался с настольного компьютера».
Влад Сувернев
Интернет-маркетолог, эксперт в области платного продвижения в интернете
Не стоит присылать пуши слишком часто, иначе от них отпишутся.
Для каких сфер бизнеса подходит. Для интернет-магазинов, чтобы вернуть покупателей или пригласить их к повторной покупке. И для СМИ, чтобы завлечь пользователя новой интересной статьей или подборкой. Можно использовать и в других сферах, но важно учитывать интересы целевой аудитории и правильно подбирать информацию, которую будете отправлять.
Сколько в среднем стоит. Вместе с работой маркетолога будет стоить примерно
Аудиореклама
Реклама в подкастах или при стриминге музыки в сервисах. Можно делать «нативные» интеграции, спецпроекты и размещение рекламы по типу таргетинга.
Какие задачи решает. Хорошо работает на повышение узнаваемости компании, а заодно увеличивает аудиторию потенциальных покупателей или клиентов. Через такую рекламу можно прорекламировать новую акцию в интернет-магазине или рассказать о бизнесе в целом.
Для каких сфер бизнеса подходит. Тем, у кого узнаваемый продукт с уникальной характеристикой, которую можно продвигать в рекламе. Обычно под нее выделяют определенный временной слот и нужно успеть рассказать аудитории о продукте за 15—30 секунд, чтобы это было понятно и логично.
Сколько в среднем стоит. Зависит от места размещения. Например, в Яндекс Музыке для аудиорекламы в 15 секунд можно заказать минимум 50 000 включений, а цена будет 200 ₽ за 1000 включений.
А если вы покупаете интеграцию в каком-нибудь подкасте, цена будет зависеть от количества прослушиваний и известности автора — почти как в случае с рекламой у блогеров.
Главное
- С помощью рекламы в интернете можно продвинуть бизнес, повысить продажи и узнаваемость бренда или компании, а еще увеличить аудиторию.
- Чаще всего используют контекстную рекламу и таргетированную. Первую показывают в поисковиках и на сайтах-партнерах, а вторую в социальных сетях.
- Люди в интернете доверяют блогерам — можно заказать рекламу продукта у них в разных форматах или позвать блогера вести вашу страничку в соцсетях.
- Крупные компании могут использовать нативную рекламу в известных медиа, снимать видеорекламу для ютуб-каналов и рекламироваться через аудио в Яндекс Музыке или во Вконтакте.
- Малый бизнес может рекламироваться через контекст, таргет, мобильную рекламу или у блогеров.
Какую рекламу в интернете считаете самой эффективной? Делитесь мнением в комментариях.