Участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать сведения о ней в Роскомнадзор.
Рассказываем, какие документы надо оформлять, где регистрировать рекламные объявления, кому и как подавать отчеты за размещенную рекламу и какие штрафы будут за нарушение правил маркировки рекламы.
В чем суть закона
Закон о рекламе призван раскрыть весь путь рекламы в интернете: от заказчика до публикации. Все это отражается в ЕРИР — едином реестре интернет-рекламы. Доступ к информации из реестра есть у участников рекламной цепочки, а также у ФАС, налоговой и Роскомнадзора.
Согласно закону, всю интернет-рекламу для показа в России нужно маркировать, а через 20 дней после показа отчитаться об этом. Делать это должны как российские, так и иностранные компании, которые рекламируются в РФ. Если рекламу показывают за пределами страны, маркировать и отчитываться по ней не нужно.
Турецкий интернет-магазин одежды хочет разместить рекламу для пользователей из России — ему нужно маркировать рекламу. Российский маркетплейс размещает интернет-рекламу с таргетом на покупателей из Беларуси, ее маркировать не надо.
Нужно маркировать рекламные посты в соцсетях, контекстную рекламу, баннеры на сайтах, видеоролики у блогеров.
Не нужно маркировать спецпроекты с медийными личностями, статьи, записи телевизионных и радиопередач, рассылки через e-mail, СМС или пуш-уведомления.
Что значит «промаркировать рекламу»
На маркированном объявлении есть отметка «Реклама», а также информация о рекламодателе или его сайте. Пример на иллюстрации ниже.
Также для каждого рекламного объявления нужно получить токен, он же ID — идентификационный код. По токену можно отследить всю цепочку размещения от рекламодателя до показов на рекламной площадке, эти данные собирает Роскомнадзор в ЕРИР.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Участники рекламного процесса
Типичная цепочка размещения рекламы:
- рекламодатель — тот, кто рассказывает о своих товарах, работах или услугах;
- рекламная система — компания, которая размещает объявление в интернете, например Яндекс Директ;
- рекламная площадка — сайты, где публикуется реклама;
- ОРД — оператор рекламных данных — компания, которая собирает и передает информацию о рекламе и всех участниках рекламного рынка в ЕРИР;
- ЕРИР — государственная система учета интернет-рекламы. В ней хранится информация о рекламных объявлениях, рекламодателях, посредниках, рекламных площадках и договорах между ними.
Действия при публикации рекламы
По каждому рекламному объявлению нужно обмениваться информацией с ОРД минимум дважды. Первый — до размещения рекламы, чтобы зарегистрировать объявление, второй — в течение месяца после запуска рекламы для передачи информации о показах.
До размещения рекламы. Перед публикацией рекламы нужно получить токен — идентификационный код. Для этого надо создать рекламное объявление — креатив — и отправить его оператору рекламных данных.
Вместе с креативом в ОРД нужно передать информацию о рекламодателе:
- ИНН;
- название компании, ФИО ее руководителя, ИП или физлица без статуса ИП;
- ОГРН или ОГРНИП;
- место нахождения.
ОРД зарегистрирует объявление в ЕРИР и выдаст токен. Присваивают его мгновенно, модерацию объявления не проходят.
Например, при размещении объявлений ИП через Яндекс Директ процесс может выглядеть так:
- ИП регистрируется в личном кабинете Яндекс Директа и указывает ИНН, ФИО и ОГРНИП.
- Создает рекламное объявление и отправляет его на модерацию.
- Яндекс Директ проверяет объявление и отправляет в ОРД с данными предпринимателя.
- ОРД присваивает объявлению токен и регистрирует в ЕРИР.
- Яндекс ставит на креативе пометку «Реклама», после чего запускает показ.
Передавать информацию в ОРД и получать токен обязаны все участники рекламной цепочки. Рекламодатель будет передавать сведения сам, если он размещает объявление напрямую на площадке. Если же в процессе участвует сеть или агентство, это могут делать они. Главное, подписать с ними договор о том, кто передает данные в ОРД, а также соглашение на обработку и передачу данных.
При этом важно, чтобы рекламодатель обладал исключительным правом на объект рекламы — то, что он рекламирует. Или же был производителем или продавцом этого объекта.
В течение месяца после показа рекламы нужно передать в ОРД отчет об этом. В нем надо указать:
- расходы по всей цепочке показа рекламы;
- договоры, акты;
- сроки рекламной кампании;
- статистику о показах с детализацией по каждой площадке и каждому объявлению.
Передавать данные о рекламе в ОРД должен любой из участников цепочки. Исключение — когда рекламодатель передал эту обязанность рекламной системе, агентству или площадке. Тогда сам рекламодатель может ничего не передавать в ОРД, если он — продавец или производитель объекта рекламы.
Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов
В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».
Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.
Вот что можно написать:
- Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
- Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
- Мнение о трендах и событиях вашего рынка.
После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.
Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.
Кто и какие данные передает в ЕРИР
ОРД должен передавать в единый реестр:
- информацию о рекламодателе;
- номера договоров и актов по всей цепочке размещения рекламы;
- детализацию по показам и тратам по каждому рекламному объявлению за отчетный месяц.
Доступ к данным ЕРИР есть у всех участников цепочки размещения рекламы, но каждый из них будет видеть только свой этап.
Рекламное агентство «Звездочка» заключило договор с заводом металлопроката. Звездочка увидит в ЕРИР договор с заводом и свои договоры с другими агентствами, системами и площадками. Завод же найдет в ЕРИР только договор со Звездочкой, а вот договоры агентства с другими рекламодателями — нет.
Вся цепочка от рекламодателя до показов доступна только рекламодателю и Роскомнадзору. По запросу данные ЕРИР могут передать налоговой и ФАС.
Что нужно делать рекламным площадкам
Если вы размещаете рекламу на своем сайте или в телеграм-канале, вы становитесь рекламораспространителем. Это значит, что вам или вашим рекламодателям нужно передавать информацию в ОРД. Кто будет этим заниматься — зависит от условий договора. Если будете передавать информацию сами, не забудьте заключить соглашение о праве обработки и передачи данных рекламодателя ОРД.
Например, у Андрея канал в Телеграме, раз в неделю он публикует рекламные объявления. Андрей должен регистрировать перед публикацией каждый рекламный пост в ОРД. Кроме него это может сделать рекламодатель или посредник.
Предположим, что по договору информацию передает Андрей. Тогда спустя 20 дней после размещения рекламы Андрею нужно передать в ОРД номер договора с рекламодателем, стоимость размещения, статистику показов и переходов.
Штрафы
За нарушения правил размещения интернет-рекламы установлены штрафы.
Что важно запомнить
- Новый закон касается только рекламы, которая показывается на территории России.
- Промаркировать — значит получить для креатива токен, а на само объявление добавить пометку «Реклама» и информацию о рекламодателе.
- Нужно маркировать рекламные посты в соцсетях, контекстную рекламу, баннеры на сайтах, видеоролики у блогеров. Не нужно маркировать спецпроекты с медийными личностями, статьи, записи телевизионных и радиопередач, рассылки через e-mail, СМС или пуш-уведомления.
- Участнику рекламной цепочки — ОРД, или оператору рекламных данных, нужно передавать личные данные рекламодателя, а также договоры, цены и статистику по каждому рекламному креативу.
- За нарушение законодательства о рекламе будет штраф. Его размер зависит от нарушения.
Как у вас настроен процесс маркировки? Маркируете сами или отдаете подрядчикам?
Здравствуйте.
Уточняем информацию. Ответим чуть позже.
Здравствуйте.
Есть норма, которая разрешает не маркировать рекламу, если соблюдается два условия: 1) компания рекламирует свои товары или услуги, 2) рекламу рассылают по электронной почте или в виде сообщений для групп пользователей. (
подп. а п. 1 Состава информации... — https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/3/doc_id/37181/release_id/71876/#art418863
)
Теоретически реклама себя в своих соцсетях подпадает под это условие, и ее маркировать не нужно.
Благодарю за разъяснение.
Добрый день, маркируется ли реклама вакансий в группе компании (в социальной сети)?
Здравствуйте.
Уточним детали и вернемся с ответом позже.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, что вы имеете ввиду под рекламой вакансий?
Если это публикация вакансий с целью найма на работу, то такое объявление не подпадает под определение рекламы. Маркировка не нужна.
Подробнее о рекламе в соцсетях рассказали в
статье — https://secrets.tinkoff.ru/novosti/shtraf-za-samoreklamu/
.
Добрый день. Нужно ли маркировать посты компании размещенные на сайте компании в разделе акции и скидки, с содержанием: акция 2+1 или бесплатный прием, если да, то как по закону, технически сделать это ---------
Через 20 календарных дней после показа рекламы
нужно передать в ОРД отчет о показах рекламы. В нем должны быть указаны:
расходы по всей цепочке показа рекламы; договоры, акты; сроки рекламной кампании; статистика о показах с детализацией по каждой площадке и каждому объявлению.
Здравствуйте.
В нашей
статье — https://secrets.tinkoff.ru/novosti/shtraf-za-samoreklamu/
мы разобрали, когда нужно маркировать посты на своем сайте и как это делать. Рекомендуем к прочтению 😉
Комментарий удален модератором
Алекс, здравствуйте.
Да, все давно работают. Тарифы у всех разные.
Требований нет, нужно маркировать любую рекламу, независимо от посещаемости.
Здравствуйте!
Подскажите
1)На сегодня (декабрь 2023) заработали ОРД ? они берут какую-то плату за свои услуги?
2) А есть ли требования к посещаемости рекламной площадки?
Под этот закон попадет любая рекламная площадка или имеющая определенную посещаемость ? Есть ли порог количество просмотров сайта в сутки или количество подписчиков в группе в соц.сети?
Вот такой конкретный пример : городской сайт с интернет-форумом (по строительной тематике) , размещает у себя баннер небольшого формата (100 на 200 пикселей) строительного магазина. Ценой 4000руб в месяц.
Подпадет ли он под этот закон?
На таком баннере даже физически нереально написать в уголке «Реклама» и инфо о рекламодателе разместить…
Спасибо!
Алекс, здравствуйте.
Да, работают. Тарифы у всех разные.
Требований нет. Нужно маркировать любую рекламу, независимо от посещаемости.
И еще подскажите пожалуйста, ситуация: директор строительного магазина ООО «Дом» оплачивает рекламный баннер магазина со своей личной Сберкарты на счет физ.лица — самозанятого владельца сайта. По новому закону кто будет являться заказчиком ООО или Физ лицо , чьи данные передавать регистратору? ООО «Дом» или директора как физ. лица? И законна ли такая оплата ? только со счета юр.лица можно теперь оплачивать рекламу в таком случае?
Алекс, здравствуйте.
Уточним детали и вернемся с ответом позже.
Алекс, заказчик — ООО, такая оплата законна. Для грамотного налогового учета уплаченной суммы пусть директор напишет заявление или служебную записку на возмещение этих расходов и приложит скан чека о перечислении денег со своей карты. А из кассы или со счета компании ему надо возместить эти расходы. В поле 24 платежного поручения укажите «Возмещение расходов работника, произведенных в интересах организации», а поле 20 оставьте пустым — возмещение расходов не является доходом работника (п. 1 ст. 41 НК РФ, Приложение 1 к Положению ЦБ от 29.06.2021 N 762-П, Письма Минфина от 08.04.2010 N 03-04-06/3-65, от 25.07.2006 N 03-05-01-04/219).
Добрый день, если я хочу запостить на стене вконтакте реферальную ссылку с рекомендацией оформить по ней карту банка, мне нужно делать токен и помечать запись как рекламную?
Георгий, здравствуйте. Да, по закону нужно.
Добрый день!
У меня 2 организации, аффилированные юрлица (2 отдельных юрлица с разными профилями деятельности).
1) У каждой организации есть свой сайт. На одном сайте есть баннер-ссылка на другой сайт — это реклама и нужна маркировка по закону?
2) Одна огранизация оказывает разного рода услуги. На одном сайте с одними услугами есть баннер-ссылка на другой мой сайт с другими услугами — это реклама и нужна маркировка по закону?
Т. е. я «рекламирую» по сути самого себя (в одном случае свою вторую фирму, во втором — свои разные услуги). Или всё же можно отнести эти случаи к подп. «а» п. 1 Состава информации из Распоряжения 1362-р?
Елена, добрый день! Да, нужно маркировать. Самореклама также подпадает под этот закон, подробнее разобрали вопрос здесь https://secrets.tinkoff.ru/trendy/shtraf-za-samoreklamu/
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, если реклама выходит на уличном экране (не в интернете), она должна иметь токен? Если должна, кто его получает — рекламодатель или рекламораспространитель (владелец экрана)?
holodykt, добрый день! Нет, закон касается только интернет-рекламы.
здравствуйте! У меня есть сайт аудиогидов, где я иногда рекомендую своих партнёров. Они мне не платят, как и я им. Мы рассказываем в своих социальных сетях о нашей коллаборации. Подскажите, это нужно маркировать? На сайте я указываю их название и адрес местонахождения между точками аудиогида. Ссылок на их сайты и социальные сети у меня на сайте нет. Буду благодарна за разъяснение!
Валерия, добрый день! По закону, любую интернет-рекламу нужно маркировать. В вашем случае составляется договор на сумму 0 ₽. Но если вы решите не маркировать и к вам будут вопросы от Роскомнадзора — мы не знаем, как он расценит вашу ситуацию.
Здравствуйте! Скажите, а если реклама российской кампании зарубежом идет через запрещенные в России соц сети и теоретически можно такой рекламой случайно зацепить российских граждан зарубежом, то стоит ли маркировать такую рекламу?
Наталия, добрый день! Если рекламу показывают за пределами страны, маркировать и отчитываться по ней не нужно. Даже если ее случайно увидят граждане РФ, которые находятся за границей, — это не имеет значения, ведь реклама распространялась на территории иностранного государства
Добрый день. Считается ли рекламой?
Я купила товар на озон и хочу поделится о нем в своем блоге подписчикам. И оставить на него ссылку.
За рекламу ни кто не платил и не просил. Куплен товар за собственные средства.
sentyy, добрый день! Мы не можем тут ответить однозначно. Теоретически такую публикацию могут признать рекламой, подробнее можно почитать здесь: https://secrets.tinkoff.ru/blogi-kompanij/kak-markirovat-reklamu-v-seti/
Добрый день.
Если есть иностранная компания, без регистрации в РФ и блогер в РФ, у которого данная компания хочет купить рекламу, как регистрировать и передавать данные о рекламодателе?
lexcharov, добрый день! Так же, как и обычно. Только когда вносите данные контрагента, нужно указать, что это иностранное юрлицо.
Добрый день!
Если видео интеграция промаркирована на площадке ютуб и после публикации решили выложить ролик на другую площадку ВК, то ее нужно еще раз маркировать?
lexcharov, да, нужно еще раз промаркировать, так как другая площадка
Добрый день. Если у компании есть своя группа в соц.сетях, в которой она выкладывает информацию только о своих товарах, подпадает ли она под дествие этого закона? Спасибо.