Актуальное

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы от партнеров до 500 000 р.

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 р.

Подробнее →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Глоссарий Редактор: Павел Карпов

Издержки

Расходы бизнеса на создание товара, оказание услуги или выполнение работы

Издержки — это все затраты, которые несет бизнес при создании своего продукта. Это расходы на покупку сырья, транспортировку, переработку, хранение и продажу. Издержки напрямую влияют на себестоимость и отпускную цену продукции.

Зачем считать себестоимость и понимать юнит-экономику

Зачем рассчитывать издержки

Любой бизнес работает на получение прибыли. Подсчет издержек поможет установить правильную цену на товар. Если неправильно учесть расходы, цена может оказаться слишком низкой и бизнес не сможет зарабатывать. Если завысить цену, в условиях конкуренции товар может оказаться ненужным и бизнес снова не сможет получить прибыль.

Как посчитать маржинальность бизнеса

Также знание издержек позволяет не только рассчитывать доходность бизнеса здесь и сейчас, но и прогнозировать его развитие в будущем. Верные расчеты помогут запланировать прибыльность, выявить убыточные направления и найти точки роста.

Как построить финансовую модель

Еще расходы уменьшают размер налогов, если компания или ИП работает на УСН «Доходы минус расходы» или ОСН. Верный расчет и учет издержек позволит снизить налогооблагаемую базу.

Примеры расчета налоговой нагрузки

Виды издержек

Есть много классификаций издержек, но мы расскажем только о трех самых распространенных.

Переменные и постоянные издержки. Переменные издержки — это все затраты, которые зависят от объема производства. Чем больше продукции выпускает компания или ИП, тем выше эти расходы. К ним относятся такие затраты:

  • на покупку сырья, материалов и товаров для перепродажи;
  • на перевозку сырья и готовой продукции;
  • на электроэнергию, водоснабжение и топливо;
  • на услуги сторонних фирм;
  • на сдельную оплату труда.

Постоянные издержки не зависят от объемов производства. Они одинаковые, когда работа стоит и когда бизнес работает на пределе. К ним относят такие расходы:

  • на аренду;
  • на амортизацию;
  • на коммунальные затраты без счетчиков;
  • на банковское обслуживание, бухгалтерские услуги, аудит, юридические консультации;
  • на зарплату административно-управленческого персонала;
  • на проценты по кредитам.

Это деление условное. В учебниках зарплаты руководителей относят к постоянным издержкам, но на практике директору тоже могут перестать платить зарплату, если производство остановится.

Бухгалтерские и экономические. Эти виды издержек еще называют явными и неявными. Бухгалтерские издержки — это реально понесенные расходы, деньги, которые компания или ИП заплатили за что-то. Другими словами, это сумма постоянных и переменных издержек.

Экономические издержки включают в себя бухгалтерские, а также недополученную выгоду.

ИП торгует удобрениями. В ноябре он может их продать по 300 ₽ за кубометр, а в марте — по 500 ₽. Если продать удобрения в ноябре, 200 ₽ будут экономическими издержками — недополученной выгодой.

Точно рассчитать объем неявных издержек невозможно — они зависят от смекалки руководителя. Еще эти расходы не нужно нигде учитывать. Оценивать экономические издержки полезно прежде всего самому бизнесу, чтобы понимать, как можно вложить деньги выгоднее.

Как узнать рентабельность продаж

Контролируемые и неконтролируемые. Названия в этой классификации издержек говорят сами за себя: на размер одних бизнес может влиять, на размер других — нет.

Считается, что компания или ИП может управлять такими расходами:

  • на закупку сырья и материалов — покупать больше или меньше;
  • на зарплату и систему поощрений для сотрудников;
  • на налоговые платежи, если можно выбрать другую, более выгодную систему налогообложения.

А вот эти затраты изменить не получится:

  • выплата задолженности кредиторам;
  • аренда склада и офиса — можно поторговаться, но решение все равно принимает арендодатель;
  • налоги, сборы и страховые взносы, если выбрана оптимальная система налогообложения.

Чтобы оптимизировать расходы, стоит выявить издержки, на размер которых бизнес не может повлиять, и сфокусироваться на контролируемых издержках.

Как сократить издержки

Есть много способов уменьшить расходы:

Как сокращать издержки и оптимизировать бизнес в кризис
  • автоматизировать процессы;
  • урезать отдельные расходы;
  • перенести часть бизнес-процессов на аутсорс, например бухгалтерию;
  • избавиться от простоев;
  • проанализировать продукты и, возможно, изменить ассортимент;
  • пересмотреть маркетинговую стратегию;
  • воспользоваться мерами поддержки от государства, чтобы снизить налоговую нагрузку.

Главное, чтобы сокращение издержек не привело к ухудшению качества или спроса на продукты бизнеса. Поэтому иногда эффективнее не урезать, а наоборот, повысить отдельные статьи расходов, чтобы повысить эффективность бизнеса в целом.

Как оптимизировать коммерческие расходы

Что важно запомнить

  1. Издержки — это все расходы бизнеса.
  2. Чтобы управлять издержками, нужно хорошо понимать их структуру.
  3. Руководителю стоит анализировать не только реальные затраты бизнеса, но и недополученную выгоду.

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности