Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
ГлоссарийРедактор: Павел Карпов

Издержки

Расходы бизнеса на создание товара, оказание услуги или выполнение работы

Издержки — это все затраты, которые несет бизнес при создании своего продукта. Это расходы на покупку сырья, транспортировку, переработку, хранение и продажу. Издержки напрямую влияют на себестоимость и отпускную цену продукции.

Зачем рассчитывать издержки

Любой бизнес работает на получение прибыли. Подсчет издержек поможет установить правильную цену на товар. Если неправильно учесть расходы, цена может оказаться слишком низкой и бизнес не сможет зарабатывать. Если завысить цену, в условиях конкуренции товар может оказаться ненужным и бизнес снова не сможет получить прибыль.

Также знание издержек позволяет не только рассчитывать доходность бизнеса здесь и сейчас, но и прогнозировать его развитие в будущем. Верные расчеты помогут запланировать прибыльность, выявить убыточные направления и найти точки роста.

Еще расходы уменьшают размер налогов, если компания или ИП работает на УСН «Доходы минус расходы» или ОСН. Верный расчет и учет издержек позволит снизить налогооблагаемую базу.

Виды издержек

Есть много классификаций издержек, но мы расскажем только о трех самых распространенных.

Переменные и постоянные издержки. Переменные издержки — это все затраты, которые зависят от объема производства. Чем больше продукции выпускает компания или ИП, тем выше эти расходы. К ним относятся такие затраты:

  • на покупку сырья, материалов и товаров для перепродажи;
  • на перевозку сырья и готовой продукции;
  • на электроэнергию, водоснабжение и топливо;
  • на услуги сторонних фирм;
  • на сдельную оплату труда.

Постоянные издержки не зависят от объемов производства. Они одинаковые, когда работа стоит и когда бизнес работает на пределе. К ним относят такие расходы:

  • на аренду;
  • на амортизацию;
  • на коммунальные затраты без счетчиков;
  • на банковское обслуживание, бухгалтерские услуги, аудит, юридические консультации;
  • на зарплату административно-управленческого персонала;
  • на проценты по кредитам.

Это деление условное. В учебниках зарплаты руководителей относят к постоянным издержкам, но на практике директору тоже могут перестать платить зарплату, если производство остановится.

Бухгалтерские и экономические. Эти виды издержек еще называют явными и неявными. Бухгалтерские издержки — это реально понесенные расходы, деньги, которые компания или ИП заплатили за что-то. Другими словами, это сумма постоянных и переменных издержек.

Экономические издержки включают в себя бухгалтерские, а также недополученную выгоду.

ИП торгует удобрениями. В ноябре он может их продать по 300 ₽ за кубометр, а в марте — по 500 ₽. Если продать удобрения в ноябре, 200 ₽ будут экономическими издержками — недополученной выгодой.

Точно рассчитать объем неявных издержек невозможно — они зависят от смекалки руководителя. Еще эти расходы не нужно нигде учитывать. Оценивать экономические издержки полезно прежде всего самому бизнесу, чтобы понимать, как можно вложить деньги выгоднее.

Контролируемые и неконтролируемые. Названия в этой классификации издержек говорят сами за себя: на размер одних бизнес может влиять, на размер других — нет.

Считается, что компания или ИП может управлять такими расходами:

  • на закупку сырья и материалов — покупать больше или меньше;
  • на зарплату и систему поощрений для сотрудников;
  • на налоговые платежи, если можно выбрать другую, более выгодную систему налогообложения.

А вот эти затраты изменить не получится:

  • выплата задолженности кредиторам;
  • аренда склада и офиса — можно поторговаться, но решение все равно принимает арендодатель;
  • налоги, сборы и страховые взносы, если выбрана оптимальная система налогообложения.

Чтобы оптимизировать расходы, стоит выявить издержки, на размер которых бизнес не может повлиять, и сфокусироваться на контролируемых издержках.

Как сократить издержки

Есть много способов уменьшить расходы:

  • автоматизировать процессы;
  • урезать отдельные расходы;
  • перенести часть бизнес-процессов на аутсорс, например бухгалтерию;
  • избавиться от простоев;
  • проанализировать продукты и, возможно, изменить ассортимент;
  • пересмотреть маркетинговую стратегию;
  • воспользоваться мерами поддержки от государства, чтобы снизить налоговую нагрузку.

Главное, чтобы сокращение издержек не привело к ухудшению качества или спроса на продукты бизнеса. Поэтому иногда эффективнее не урезать, а наоборот, повысить отдельные статьи расходов, чтобы повысить эффективность бизнеса в целом.

Что важно запомнить

  1. Издержки — это все расходы бизнеса.
  2. Чтобы управлять издержками, нужно хорошо понимать их структуру.
  3. Руководителю стоит анализировать не только реальные затраты бизнеса, но и недополученную выгоду.

Сейчас читают

Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнесаЧитайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса
Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram