Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Издержки


Расходы бизнеса на создание товара, оказание услуги или выполнение работы


Расходы бизнеса на создание товара, оказание услуги или выполнение работы


Издержки — это все затраты, которые несет бизнес при создании своего продукта. Это расходы на покупку сырья, транспортировку, переработку, хранение и продажу. Издержки напрямую влияют на себестоимость и отпускную цену продукции.

Зачем рассчитывать издержки

Любой бизнес работает на получение прибыли. Подсчет издержек поможет установить правильную цену на товар. Если неправильно учесть расходы, цена может оказаться слишком низкой и бизнес не сможет зарабатывать. Если завысить цену, в условиях конкуренции товар может оказаться ненужным и бизнес снова не сможет получить прибыль.

Также знание издержек позволяет не только рассчитывать доходность бизнеса здесь и сейчас, но и прогнозировать его развитие в будущем. Верные расчеты помогут запланировать прибыльность, выявить убыточные направления и найти точки роста.

Еще расходы уменьшают размер налогов, если компания или ИП работает на УСН «Доходы минус расходы» или ОСН. Верный расчет и учет издержек позволит снизить налогооблагаемую базу.

Виды издержек

Есть много классификаций издержек, но мы расскажем только о трех самых распространенных.

Переменные и постоянные издержки. Переменные издержки — это все затраты, которые зависят от объема производства. Чем больше продукции выпускает компания или ИП, тем выше эти расходы. К ним относятся такие затраты:

  • на покупку сырья, материалов и товаров для перепродажи;
  • на перевозку сырья и готовой продукции;
  • на электроэнергию, водоснабжение и топливо;
  • на услуги сторонних фирм;
  • на сдельную оплату труда.

Постоянные издержки не зависят от объемов производства. Они одинаковые, когда работа стоит и когда бизнес работает на пределе. К ним относят такие расходы:

  • на аренду;
  • на амортизацию;
  • на коммунальные затраты без счетчиков;
  • на банковское обслуживание, бухгалтерские услуги, аудит, юридические консультации;
  • на зарплату административно-управленческого персонала;
  • на проценты по кредитам.

Размеры постоянных издержек могут меняться. Если бизнес работает плохо, можно сократить арендные площади и вместе с тем сократить расходы.

Прямые и косвенные. Прямые издержки предприятия — те, что закладывают в себестоимость конкретного продукта. Это сырье, комплектующие, упаковка товара, заработная плата сотрудникам, которые работают на производстве, и все, что можно отнести к затратам на продукт.

Косвенные издержки обычно не включают в себестоимость конкретного продукта, работы или услуги, они учитываются в расходах отдельно. Например, это затраты на аренду, маркетинг, административный персонал.

Производственные и непроизводственные. Разделение связано с тем, влияют ли издержки на процесс производства товаров, работ или услуг. Если нет, это непроизводственные издержки. Например, затраты на продажу готовой продукции, заработная плата административных сотрудников, аренда, страхование и другие.

В производственные издержки включают:

  • затраты на сырье и материалы — древесина для мебели, бумага для книги, ткань для постельного белья;
  • заработная плата работников — тех, кто непосредственно занимается производством продукции. Например, швея шьет белье или столяр делает мебель;
  • накладные расходы — сюда относят вспомогательные материалы, аренду оборудования, амортизацию и прочее.

Релевантные и нерелевантные. Релевантные издержки — те, что зависят от решений, которые принимает руководство. Обычно к ним относят:

  • будущие денежные потоки — то, что потратят в будущем в связи с принятым решением;
  • устранимые затраты — расходы, которых можно избежать, если решение не будет принято;
  • альтернативные расходы — то, что не удастся получить в результате внедрения управленческого решения;
  • инкрементальные затраты — то, что возникнет в результате расширения производства или изготовления новой партии продукта.

Нерелевантные издержки возникают вне зависимости от принятия решений. Их не учитывают при проведении управленческого анализа. К ним относят:

  • невозвратные — расходы, которые компания понесла в прошлом, и они не оказывают влияние на будущие денежные потоки, например затраты на рекламу нельзя вернуть;
  • обязательные — будущие расходы, которых невозможно избежать, например налоги;
  • неденежные — те, которые не влияют на денежные потоки, например амортизация;
  • общехозяйственные накладные расходы — общие и административные расходы, например расходы на программное обеспечение для управления компанией.

Компания думает о ликвидации и подсчитывает затраты. В таком случае к релевантным затратам можно отнести зарплату директора и уволенных работников, компенсации им, а к нерелевантным — аренду и коммунальные платежи.

Контролируемые и неконтролируемые. Названия в этой классификации издержек говорят сами за себя: на размер одних бизнес может влиять, на размер других — нет.

Считается, что компания или ИП может управлять такими расходами:

  • на закупку сырья и материалов — покупать больше или меньше;
  • на зарплату и систему поощрений для сотрудников;
  • на налоговые платежи, если можно выбрать другую, более выгодную систему налогообложения.

А вот эти затраты изменить не получится:

  • выплата задолженности кредиторам;
  • аренда склада и офиса — можно поторговаться, но решение все равно принимает арендодатель;
  • налоги, сборы и страховые взносы, если выбрана оптимальная система налогообложения.

Чтобы оптимизировать расходы, стоит выявить издержки, на размер которых бизнес не может повлиять, и сфокусироваться на контролируемых издержках.

Как сократить издержки

Есть много способов уменьшить расходы:

  • автоматизировать процессы;
  • урезать отдельные расходы;
  • перенести часть бизнес-процессов на аутсорс, например бухгалтерию;
  • избавиться от простоев;
  • проанализировать продукты и, возможно, изменить ассортимент;
  • пересмотреть маркетинговую стратегию;
  • воспользоваться мерами поддержки от государства, чтобы снизить налоговую нагрузку.

Главное, чтобы сокращение издержек не привело к ухудшению качества или спроса на продукты бизнеса. Поэтому иногда эффективнее не урезать, а наоборот, повысить отдельные статьи расходов, чтобы повысить эффективность бизнеса в целом.

Что важно запомнить

  1. Издержки — это все расходы бизнеса.
  2. Чтобы управлять издержками, нужно хорошо понимать их структуру.
  3. Руководителю стоит анализировать не только реальные затраты бизнеса, но и недополученную выгоду.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Роман Маслов

Очень содержательная и понятная статья. Спасибо!

Зубаир Гаджиев

Просто что за гигабайт эту статью сделал. Все четко и понятно без лишнего


Больше по теме

Финансовое планирование в стоматологической клинике: как вести успешный бизнес

Основатель сети стоматологических клиник рассказал, что учитывать при бюджетировании клиники, какие стратегии развития выбрать и как улыбка приносит прибыль

Новости