Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое стратегия контент-маркетинга и зачем она бизнесу


Бизнес может использовать контент, чтобы привлекать и удерживать клиентов. Например, запустить блог на сайте, вести соцсети, размещать партнерские статьи в профильных СМИ. Чтобы все эти действия работали на цели компании, нужна стратегия контент-маркетинга.

Компания «Юнг» помогает людям подбирать психологов и психотерапевтов. Чтобы привлекать аудиторию, «Юнг» запускает блог, в котором рассказывает о частых болях и проблемах потенциальных клиентов. Сначала они приходят в блог как читатели.

Постепенно люди начинают доверять «Юнгу»: они видят хороших психологов, которые могут помочь. Когда читатели решат найти психолога, они с большей вероятностью станут клиентами платформы «Юнг».

В статье разбираемся, зачем бизнесу стратегия контент-маркетинга, как ее построить, использовать и оценить эффективность.

Что такое контент-маркетинг

Контент-маркетинг — это продвижение товаров и услуг с помощью контента. То есть бизнес не просто запускает рекламу товара и ведет пользователей на сайт, а выстраивает долгосрочную стратегию, использует контент как маркетинговый актив. Он помогает привлечь человека на сайт или в соцсети, сделать его читателем, затем — покупателем и в итоге — постоянным клиентом.

Что такое контент-маркетинг и нужен ли он вашему бизнесу, можно узнать из другой статьи.

Что такое стратегия контент-маркетинга

Стратегия контент-маркетинга — это документ, в котором собраны основные составляющие работы с контентом: цели и бюджет, описание целевой аудитории, форматы и темы публикаций, площадки для публикации контента, способы продвижения и метрики, по которым измеряют результат.

Стратегия помогает определить, как достигать целей бизнеса с помощью контента.

«Не существует четкого правила, на какой срок должна разрабатываться контент-стратегия. Можно заложить цель на квартал, год или несколько лет. Все зависит от масштабности цели: например, вырастить трафик в два раза можно и за полгода, а на то, чтобы стать самым читаемым медиа в вашей сфере, понадобится пара лет.

Нет смысла писать стратегию на месяц или два, потому что за такой срок просто не получится реализовать что-то масштабное. На месяц-два, скорее, планируют отдельные задачи».

Елена Бычкова

Елена Бычкова

Руководитель контент-агентства Monk

Стратегию контент-маркетинга можно спутать с контент-планом, но это разные вещи. Контент-план — более узкое понятие, с его помощью планируют даты и темы публикаций на сайте, в соцсетях, в рассылках. Стратегия — это широкий документ, который описывает не только темы и форматы публикаций, но и цели, способы, бюджеты, гипотезы.

Зачем нужна стратегия контент-маркетинга

Стратегия решает несколько задач:

  • определить ожидания от контент-маркетинга;
  • понять, как ожидания сделать реальностью;
  • выстроить процессы — производство контента и его продвижение;
  • определиться с ресурсами — кто нужен в команду, какой бюджет закладывать на производство и распространение контента;
  • проверить гипотезы.

Определить ожидания. Прежде чем начать готовить контент, нужно понимать, что бизнес хочет получить от контент-маркетинга, иначе можно потратить деньги впустую.

Стоматологическая клиника «На зубок» решила продвигать услуги в интернете: написать десять статей о здоровье зубов на сайт, создать соцсети и ждать клиентов. Но что именно должно случиться, не определили. На сайт, статьи и соцсети потратили 200 000 ₽, новые клиенты вроде и приходили, но откуда — непонятно.

В итоге клиника потратила деньги, но не смогла отследить результат и понять, насколько эффективно сработал контент-маркетинг.

Понять, как ожидания сделать реальностью. То есть определить, какие действия и инструменты помогут прийти к цели.

Клиника «На зубок» решила, что за полгода хочет увеличить на 10% в месяц количество новых клиентов — с помощью сайта и соцсетей.

Следующий этап — продумать, как на эту аудиторию выйти. Не просто «написать на сайт десять статей и ждать новых клиентов», а «понять, какие темы будут интересны нашим клиентам, что они чаще всего смотрят и читают, как будут искать стоматологические услуги, где будем публиковать контент и как будем его продвигать».

Выстроить процессы. Контент-стратегия помогает прописать все этапы работы над контентом:

  • где брать фактуру — например, брать интервью у экспертов, общаться с клиентами, мониторить отзывы;
  • как согласовывать контент;
  • где хранится информация, как получить к ней доступ.

Если не прописать процессы, есть риск, что в работе будет путаница, а материалы не будут выходить вовремя.

В контент-стратегии «На зубок» прописывает, что отвечать за производство контента будет главред и трое авторов, специалист по рекламе займется продвижением. Вести работу будут в Телеграме, а сдавать тексты — в Гугл-документах. Рекламу будут настраивать в Яндекс Директе, а согласовывать все будет главред.

Определиться с ресурсами. Исходя из целей контент-маркетинга нужно решить, какие сотрудники понадобятся для работы и сколько денег компания готова потратить на создание контента.

Клиника решила, что хочет привлечь новых клиентов с помощью сайта и соцсетей за полгода. Чтобы готовить контент на сайт, понадобятся хотя бы двое авторов, еще нужен человек, который будет вести соцсети, и специалист по рекламе. Чтобы контролировать работу редакции и проверять материалы для публикации, понадобится главред. Нужно рассчитать их зарплату на полгода и заложить деньги на продвижение. Это будет бюджет стратегии контент-маркетинга.

Сформулировать гипотезы. Стратегия помогает определить гипотезы — и проверить их с помощью контент-маркетинга.

«На зубок» строит такую гипотезу: в поисковике люди ищут, что делать, если болит зуб. Мы можем написать несколько статей о кариесе и способах снять зубную боль, добиться, чтобы статьи вышли в топ выдачи в течение месяца. В статьях предложим услуги клиники. Дальше в течение месяца отследим, сколько лидов дала статья и сколько — контекстная реклама. В итоге сравним стоимость лидов и посмотрим, чем нам выгоднее пользоваться.

В одной стратегии можно проверить несколько гипотез.

«Главная задача, которую решает контент-стратегия, — делать контент не вслепую, а с определенной целью. Можно просто написать 10 статей и привлечь какой-то трафик на сайт. Но если вы не продаете рекламу, то что дадут эти визиты? Если есть стратегия, вы разрабатываете контент осознанно и понимаете, зачем создается каждая из этих 10 статей.

Например, недавно мы делали стратегию для компании, у которой одна из целей — изменить позиционирование продукта. И мы в стратегии описывали, чем старый продукт отличается от нового, через что транслировать новое позиционирование, каких материалов не хватает».

Елена Бычкова

Елена Бычкова

Руководитель контент-агентства Monk

А теперь разберем пошагово, как создать рабочую стратегию контент-маркетинга.

Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов

В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».

Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.

Вот что можно написать:

  1. Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
  2. Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
  3. Мнение о трендах и событиях вашего рынка.

После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.

Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.

Как составить стратегию контент-маркетинга — разбираемся на примерах

Конкретные шаги для составления стратегии будут зависеть от того, что есть в компании. Возможно, уже есть документ с исследованием конкурентов или описанием аудитории. В общем виде сформулировать стратегию можно за восемь шагов:

  • Поставить четкую цель.
  • Определить целевую аудиторию.
  • Изучить конкурентов.
  • Построить контент-воронку.
  • Выбрать каналы дистрибуции.
  • Определить содержание.
  • Определить форматы.
  • Определить метрики для оценки результата.
  • Проанализировать результаты.

Мы рассмотрим пример стратегий для двух разных бизнесов с разными продуктами:

  • стоматологическая клиника «На зубок». У нее понятный продукт и сформированный спрос: у людей регулярно болят зубы и они обращаются к стоматологам;
  • гостиница для комнатных растений «Плющ». У нее непонятный продукт и пока не сформировался устойчивый клиентский спрос. Люди не задумываются о том, что можно отдать растения в гостиницу и уехать загорать на море.

Теперь рассмотрим подробнее каждый шаг.

Шаг 1. Поставить четкую цель. Нужно понять, чего компания хочет от контент-маркетинга. Например, увеличить конверсию или LTV, повысить узнаваемость бренда или индекс лояльности клиентов.

Еще могут пригодиться контентные метрики — количество подписчиков в соцсетях или в рассылке, вовлечение в активности, новые лиды. Они не отражают профит напрямую, но могут быть дополнительными индикаторами, что контент-маркетинг приносит пользу бизнесу.

Цель должна быть четкой и измеримой. Чтобы поставить такую цель, можно пользоваться методикой СМАРТ.

❌ Размытая цель✔️ Четкая цель
Привлечь больше лидов с сайта и соцсетей
Привлечь в соцсетях и на сайте 50 лидов за три месяца
Сделать так, чтоб клиенты приносили больше прибыли
Увеличить LTV клиента на 20% за полгода — за счет продажи дополнительных услуг
Увеличить узнаваемость компании
Увеличить трафик по бренд-запросам на 10% за полгода

Шаг 2. Определить целевую аудиторию. Можно составить портрет целевой аудитории вашего продукта — чтобы понять, о чем ей интересно узнать.

«Важно описывать те качества аудитории, которые реально пригодятся в работе. Раньше были популярны портреты в стиле „женщина 30 лет, с собачкой, любит ходить в театр“. На деле это почти нереально использовать в работе. Вместо этого стоит узнать, как она пользуется продуктом, какая у нее предыстория, почему выбирает именно его. Мы используем для этого методологию Jobs To Be Done».

Елена Бычкова

Елена Бычкова

Руководитель контент-агентства Monk

Методология Jobs To Be Done означает, что у клиента есть задача, которую можно решить с помощью продукта. Если бизнес понимает задачи и проблемы клиента, можно использовать это в работе — готовить контент, который будет решать эти самые проблемы. Рассмотрим на примерах.

У клиентов клиники «На зубок» могут быть разные проблемы и задачи. Например, «решить проблему с зубной болью прямо сейчас» или «выглядеть лучше — и для этого сделать зубы ровными и белыми». В зависимости от задачи клиника будет предлагать разные решения.

Для клиентов гостиницы для комнатных растений «Плющ» может быть такой Jobs To Be Done: «уехать в отпуск и сохранить комнатные цветы в нормальном состоянии».

Важно узнать потребности и боли клиентов, чтобы потом рассказать, как можно решить их с помощью вашего продукта.

Шаг 3. Изучить конкурентов. Нужно посмотреть, как они привлекают и удерживают клиентов, на каких площадках публикуются и как общаются с аудиторией.

Найти конкурентов можно несколькими способами:

  1. Расспросить клиентов — задать вопросы вроде «Какие компании оказывают те же услуги, что и мы?» или «Какие компании рассматривали помимо нашей?».
  2. Проанализировать поисковые запросы. В сервисе Wordstat нужно ввести запросы, по которым пользователи ищут ваши услуги. Например, «стоматология Москва» или «отбеливание зубов Люберцы». Сервис покажет и другие похожие запросы. Нужно выделить 3—5 популярных запросов, вбить их в поисковике и посмотреть, какие сайты выдаются на первых страницах.
  3. Просмотреть блоги компаний на разных площадках. Например, в Дзене, на Хабре и VC.

У конкурентов нужно изучить все, что есть:

  • сайт — можно пройти весь путь покупателя, от главной до заявки или оплаты, посмотреть разделы меню, изучить, какой контент они публикуют;
  • отзывы — что пишут о компании клиенты, какие есть сложности с заказами, что клиентам нравится, а что, наоборот, отталкивает;
  • соцсети — сколько подписчиков, какой контент и как часто публикуют, есть ли контакты для связи, какие посты становятся самыми популярными, что люди пишут в комментариях;
  • email-рассылка — можно посмотреть, как мотивируют подписываться на рассылку, может быть, дают гайд или чек-лист за подписку, о чем присылают письма и как часто;
  • контекстная реклама — с помощью сервиса SpyWords можно посмотреть примеры объявлений, призывы к действию, трафик из рекламы.

Когда провели анализ, можно выделить удачные практики конкурентов или понять, как отстроиться от них. Например, если конкуренты используют официальный и спокойный тон в общении с клиентами в соцсетях, можно выбрать более дружелюбный и неформальный стиль общения — это поможет выделиться.

Еще можно посмотреть, о каких преимуществах продукта рассказывают конкуренты, и понять, как предложить клиенту что-то более полезное.

Как выявить tone of voice в соцсетях
Как выявить tone of voice в соцсетях

На основе анализа конкурентов компания выбирает свой tone of voice в соцсетях

На основе анализа конкурентов компания выбирает свой tone of voice в соцсетях

Шаг 4. Построить воронку продаж. Нужно понять, какой путь проходит клиент от контакта с бизнесом до оплаты. Например: увидел рекламу — перешел на страницу о продукте — положил в корзину — оформил заказ.

Если на каком-то этапе воронки количество людей резко уменьшается, можно проанализировать ее и понять, в чем проблема: скажем, привлекли нецелевые заявки по рекламе или у клиента есть сложности с оплатой и он уходит.

Как могут выглядеть воронки для наших компаний из примеров.

Пример воронки продаж
Пример воронки продаж

Так может выглядеть воронка для стоматологической клиники

Пример воронки продаж
Пример воронки продаж

Так может выглядеть воронка для стоматологической клиники

Так может выглядеть воронка для стоматологической клиники
Пример воронки продаж
Пример воронки продаж

А так — для гостиницы для комнатных растений

Пример воронки продаж
Пример воронки продаж

А так — для гостиницы для комнатных растений

А так — для гостиницы для комнатных растений

Шаг 5. Выбрать каналы дистрибуции. Когда изучили аудиторию и узнали, где она бывает и что читает, можно определиться с каналами, где будете публиковать контент. Например:

  • сайт;
  • соцсети;
  • тематические площадки — VC, Хабр;
  • email-рассылки;
  • профильные издания;
  • платная реклама.

Скорее всего, один бизнес будет использовать несколько каналов, чтобы повышать конверсию с помощью контента на каждом этапе воронки.

Этап воронкиЦель контентаЧто использовать
Первое касание
Привлечь как можно больше людей
Контекстная и таргетированная реклама, реклама в соцсетях, публикации на внешних площадках
Постоянный читатель
Вызвать доверие клиента
Сайт и соцсети — чтобы показывать отзывы, кейсы, экспертный контент
Продажа
Снять возражения
Email-рассылки, сайт

Рассмотрим на примерах.

Клиника «На зубок», скорее всего, выберет основным источником сайт — там можно настроить SEO и привлекать людей из поиска и контекстной рекламы. Еще подойдут соцсети — чтобы показывать врачей и формировать доверие к ним. Там же можно постить интересные факты о здоровье зубов и развлекать людей.

Гостиница «Плющ», скорее всего, выберет основным источником соцсети — там можно постить развлекательный и полезный контент для тех, кто увлекается комнатными растениями.

Когда определились с каналами, нужно посмотреть, какие есть форматы на этом канале и как они работают.

Шаг 6. Определить содержание. Темы для контента будут зависеть от проблем и болей клиента и от этапа воронки.

Клиника «На зубок» может рассказывать, как следить за зубами и не допускать развития кариеса, как выбрать зубную пасту и щетку, как работает отбеливание и почему это безопасно.

Гостиница для комнатных растений может писать о том, как за растениями ухаживать и как подготовить их к переезду, что делать, если растение не цветет или явно плохо себя чувствует.

Шаг 7. Определить форматы. Когда выяснили, в каких каналах бывают ваши потенциальные клиенты, нужно посмотреть, какие типы контента там есть.

Например:

  • текстовые форматы — статьи, обзоры, вопросы-ответы, новости. Текстовые форматы хорошо работают, если у продукта сформированный спрос и люди ищут его в поиске;
  • видеоформаты — обзоры, распаковки, вебинары на Youtube, на сайте и в соцсетях. Видео пригодится, если аудиторию нужно обучать, как пользоваться продуктом, или он визуально привлекательный;
  • подкасты — помогают выстроить эмоциональную связь со своей аудиторией и привлечь новую. Подкасты могут сработать, например, если у вас сложный продукт;
  • обучающие материалы — гайды, чек-листы, методички. Обычно их отправляют за подписку на рассылку. Так человек решает свою проблему, а бизнес получает новый контакт потенциального клиента.

Шаг 8. Определить метрики для оценки результата. Они будут зависеть от целей, которые поставил бизнес для контент-маркетинга.

В первую очередь нужно смотреть на метрики бизнеса:

  • конверсия — сколько человек сконтактировали с контентом и сколько из них в итоге купили;
  • LTV — сколько прибыли принес один клиент за все время взаимодействия с бизнесом;
  • лояльность к бренду — насколько клиенты привержены бренду и готовы покупать только его товары независимо от неудобств или цены;
  • узнаваемость — как много людей из целевой аудитории знают о компании и ее продуктах.

Еще могут пригодиться контентные метрики: дочитывания материалов, активность и вовлеченность в соцсетях, трафик из поисковых систем.

Таблица концертных метрик
Таблица концертных метрик

Контентные метрики можно собрать в таблицу — чтобы потом было удобно сравнить

Контентные метрики можно собрать в таблицу — чтобы потом было удобно сравнить

Прямые продажи с контент-маркетинга отследить сложно: обычно читатель контактирует с контентом несколько раз и только потом покупает. Может помочь сквозная аналитика.

Шаг 9. Проанализировать результаты. Через несколько месяцев можно оценить результаты контент-маркетинга и проверить, подтвердились ли гипотезы.

В клинике «На зубок» сформулировали гипотезу, что получать лиды из статей на сайте дешевле, чем из контекстной рекламы. В течение трех месяцев эту гипотезу тестировали: настраивали контекстную рекламу на услуги клиники и продвигали статьи в топ выдачи. В итоге гипотеза не подтвердилась: получать лиды из контекстной рекламы оказалось дешевле и проще.

Если гипотеза не сработала, нужно посмотреть, что именно стоит поменять в контенте или продвижении: поговорить с клиентами и найти актуальные запросы, изменить формат публикаций, настроить рекламу на другую аудиторию.

Главное в статье

  1. Стратегия контент-маркетинга помогает бизнесу привлекать новых клиентов и удерживать старых.
  2. Обычно в стратегии прописывают основные составляющие продвижения в интернете: цели, описание целевой аудитории, исследование конкурентов, площадки для публикации контента, способы продвижения, метрики, по которым измеряют результат.
  3. Чтобы создать стратегию контент-маркетинга, нужно поставить четкую цель: что бизнес хочет получить и в какие сроки.
  4. Далее нужно определить целевую аудиторию, ее боли, задачи и потребности. Это поможет создавать полезный контент и привлекать клиентов.
  5. Затем нужно изучить конкурентов — какие каналы они используют, как общаются с аудиторией, какие темы наиболее популярны, что аудитория пишет в комментариях.
  6. Построить воронку — прописать все шаги, которые проходит клиент от первого контакта до заявки или оплаты.
  7. Выбрать каналы дистрибуции — они будут зависеть от того, где бывает ваша целевая аудитория.
  8. Определить содержание — на основе проблем, болей и вопросов ваших клиентов.
  9. Определить форматы. Они могут различаться на разных этапах воронки. Например, при первых контактах это могут быть внешние площадки, а при продаже — email-рассылки.
  10. Определить метрики для оценки результата. Метрики могут быть бизнесовые — конверсия, LTV, лояльность к бренду, узнаваемость, а также контентные — дочитывания, вовлеченность в соцсетях, переходы по ссылкам.
  11. Проанализировать результаты контент-маркетинга и понять, подтвердились ли гипотезы, при необходимости доработать их.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

Что для вас самое сложное в контент-маркетинге? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации