Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Типологии личности: что это, какие они бывают и почему бизнесу полезно в них разбираться

Василий и Иван — владельцы небольших рекламных агентств. Василий очень энергичный, умеет вдохновить и объединить людей в команду, легко находит специалистов под разные задачи — от разработки идей до их реализации. А Иван, наоборот, тревожный, боится делегировать обязанности и постоянно настроен на неудачу. Большую часть работы предприниматель делает сам, не доверяет команде, и сотрудники этим пользуются.

Разные предприниматели по-разному строят бизнес и взаимодействуют с другими людьми. Например, есть люди системы — отличные исполнители, профессионалы своего дела, но им трудно строить свой бизнес. У них всегда есть план и план на случай срыва плана, все под контролем, но трудно делегировать задачи, проще все сделать самому. Есть те, кому сложно организовать даже себя, но при этом полет их фантазии и креатив может быть полезен бизнесу.

Многие люди обладают похожими чертами характера и одинаково ведут себя в определенных ситуациях, поэтому психологи объединяют их в группы — различные типы личности. Знание этих типов можно использовать как инструмент в общении с другими людьми, в том числе и в бизнесе.

Существуют разные комплексные модели описания человеческого характера — их называют типологиями личности. В их основе лежит определенный критерий, например эмоция, поведение или система ценностей.

Понимание, к какому типу личности относится человек, позволит быстро определить, с кем и в каких условиях будет комфортнее работать, как быстро и эффективно находить общий язык с каждым сотрудником, партнером и клиентом. Например, одни люди легко идут на риск и находят выход в самых сложных ситуациях, а другие остро реагируют на критику и постоянно сомневаются в своих способностях. Одни могут продуктивно работать только в тишине и в одиночку, а другим хорошо работается в шумном офисе open space».

Алексей Богданов

Алексей Богданов

Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic

В статье разбираем четыре популярные типологии личности и рассказываем, как их можно использовать в бизнесе: при найме кандидатов, в продажах, в общении с сотрудниками и партнерами.

Как знание типов личности поможет в бизнесе

Знание базовых принципов типологий личности позволяет лучше понимать, как человек думает, какими качествами обладает, и дает возможность прогнозировать, как он себя поведет в той или иной ситуации.

Предприниматель открывает небольшую типографию и нанимает пять сотрудников. После собеседования он может решить: «Мне кажется, лучше посадить дизайнера и клиентских менеджеров в одном кабинете — так им будет веселее и все быстрее подружатся».

Разбираясь в типах личности, он может принять другое решение: «Дизайнера лучше посадить в отдельном кабинете. Такие, как он, лучше всего работают в одиночестве, когда их никто не дергает. Было бы большой ошибкой посадить его вместе с клиентскими менеджерами — у них в кабинете будут постоянные клиенты и телефонные звонки».

У бизнеса есть четыре основные потребности, в которых поможет знание типов личности:

  1. Управленческие.
  2. Маркетинговые.
  3. Технологические.
  4. Стратегические.

Управленческие. Предпринимателю нужно знать, кого нанять, какому сотруднику доверить определенную зону ответственности, чтобы работа шла эффективнее. Например, в рекламном агентстве нужны как креативные и творческие сотрудники, так и те, кто может системно и последовательно вести проект и общаться с клиентами. Понимание типов личности поможет быстрее решать управленческие задачи.

Маркетинговые. Можно повысить продажи, если учитывать типы личности своей ЦА, ее систему ценностей. Например, есть два обеспеченных мужчины 30 лет, они оба ходят в одно и то же кафе возле дома. Но первый приходит туда по утрам с ноутбуком, чтобы за завтраком решить рабочие вопросы, а второй любит приходить с коллегами на бизнес-ланч и с друзьями выпить коктейли по пятницам. Если сфокусироваться на одном типе посетителей, уйдет второй, хотя он тоже ЦА. Поэтому владелец кафе может поставить несколько одноместных столиков для тех, кто любит завтракать или работать в одиночестве, а также сделать акции для больших компаний — на обеды по будням и на бар по пятницам.

Технологические. Знание типов личности поможет решить, кому доверить задачу по систематизации процессов, а кому — по созданию и доработке всего нового. Например, клиентский сервис — тоже технологический процесс, который нужно постоянно совершенствовать. Эту задачу лучше поручить тем, кто лучше всего умеет общаться с клиентами, правильно слышать их запросы.

Стратегические. Понимание истинных, часто неочевидных, мотивов людей делает любые переговоры, включая собеседования, продажи, заключение сделок, более эффективными. Например, если владелец бизнеса знает особенности типов личности, он может получить лучшие условия по договору и наладить тесные партнерские связи.

Все четыре сферы связаны с коммуникацией, общением, переговорами с разными людьми.

Знание психотипов и их особенностей помогает:

  • лучше оценивать кандидатов на должности, сотрудников и партнеров. Например, определить, сможет ли сотрудник руководить отделом или лучше оставить его на позиции исполнителя, но поднять зарплату;
  • находить компромиссные решения и предотвращать конфликты. Зная ценности определенного типа людей, можно привести правильную аргументацию, никого не задеть и быстро решить проблему;
  • понимать, что мотивирует разных сотрудников лучше работать, какие у них есть страхи. Например, одни люди хотят на работе много общаться, посещать мероприятия, проводить время с коллегами еще и вне офиса, их главный страх — скучная монотонная работа и штрафы за опоздания. Для других претендентов на должность может быть важна стабильность и возможность сосредоточенно, в своем темпе работать над одним проектом, чтобы их не торопили и не перегружали большим количеством задач. Если еще на этапе собеседования понимать природу этих страхов и предложить человеку реализовать свои истинные мотивы, можно гораздо быстрее начать успешно работать.

Предпринимателю полезно знать и свой тип личности: это помогает объективно посмотреть на себя со стороны, увидеть свои достоинства и недостатки, управлять ими — превращать минусы в плюсы. Это важно не только при развитии компании, но и при создании личного бренда.

«Базовые знания типов личности помогут решить множество задач в создании и продвижении личного бренда, в бизнесе и карьере. Это одна из тех областей психологии, которая поможет существенно упростить решение не только рабочих задач, но и жизненных вопросов».

Алексей Богданов

Алексей Богданов

Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic

Есть много классификаций типов личности — научных и популярных. Не все из них можно применять в жизни без специальной подготовки в сфере психологии или HR. Каждая из них подходит для решения проблем в разных сферах жизни. Мы рассмотрим четыре типологии, которые можно использовать как прикладной инструмент, исходя из основных потребностей бизнеса:

  1. Психогеометрическая теория.
  2. Типология личности Юнга.
  3. Четыре типа темперамента.
  4. Концепция восьми психотипов, основанная на базовых эмоциях.

Расположим эти системы от простого к сложному и рассмотрим их взаимосвязь. Чистые психотипы встречаются редко, поэтому советуем рассматривать любую личность с разных сторон и с помощью разных теорий.

Психогеометрическая типология

Эту типологию в конце 1970-х годов предложила американский психолог и специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров Сьюзен Деллингер. В основе психогеометрии лежит пять типов личности, которым соответствуют простые геометрические фигуры:

  1. Квадрат.
  2. Треугольник.
  3. Прямоугольник.
  4. Круг.
  5. Зигзаг.

Человеку нужно выбрать фигуру, которую он больше всего соотносит с собой или которая первой привлекла его, когда он посмотрел на картинку. Затем он расставляет остальные фигуры в порядке меньшей привлекательности — пятой в списке будет фигура, которая нравится меньше всего.

Первая фигура определяет самые яркие черты характера и особенности поведения. Остальные типы могут проявляться иногда, а пятая фигура укажет на совсем не свойственные человеку характер и поведение.

«Главное преимущество психогеометрической типологии личности — ее простота. Она не дает суперточных результатов, но это простой и удобный инструмент, который можно использовать в жизни и бизнесе, например на собеседовании с кандидатом на должность».

Алексей Богданов

Алексей Богданов

Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic

Разберемся, как каждый из этих типов строит бизнес и проявляет себя в работе.

Треугольник. Это почти всегда руководители компании или основатели бизнеса. Предприниматель-треугольник проявляет лидерские качества во всем: быстро и эффективно принимает решения, умеет интуитивно оценивать ситуации и людей. Он умеет организовывать команду, раздавать поручения, ставить цели и идти к ним.

Сотрудники-треугольники — отличные руководители проектов: им можно ставить задачи и они самостоятельно с ними справятся, их не нужно контролировать.

Сильные и слабые стороны человека-треугольника
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— готов к риску и не боится принимать ответственность за свои действия;

— обладает высокой работоспособностью, во всем хочет добиться успеха
— может быть чересчур авторитарным и эгоистичным;

— не всегда учитывает мнение других людей и слушает их точку зрения;

— импульсивен, из-за чего может принимать необдуманные решения и допускать ошибки

Квадрат. Решают в компании технические задачи, которые требуют системности, скрупулезности, вдумчивости, внимательности, сконцентрированности. Это прекрасные бухгалтеры, аналитики, разработчики, программисты.

Предприниматели-квадраты склонны к консервативным взглядам и не любят изменения — это часто мешает им строить бизнес или приспосабливать его к меняющимся условиям. У них узкий круг друзей и знакомых, они предпочитают общаться с теми, кто разделяет их взгляды на жизнь и ведение бизнеса.

Сильные и слабые стороны человека-квадрата
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— умеет выполнять последовательные действия, выстраивать четкие алгоритмы, внимателен к деталям и ориентирован на факты;

— обладает аналитическим мышлением;

— работает сосредоточенно, полностью погружается в проект;

— организованный, пунктуальный, аккуратный, строго соблюдает правила поведения и инструкции;

— стремится к совершенству во всем, что делает
— стремится к стабильности и предсказуемости во всех сферах жизни, включая работу, избегает риска и неожиданностей;

— бывает жестким и категоричным, что может приводить к конфликтам с коллегами и подчиненными;

— самокритичен и не любит ошибаться

Прямоугольник. Эти люди всегда сомневаются, к любой ситуации примеряют разные варианты развития событий, думают: «Точно ли мы все учли? Точно ли нас не накажут за это?» Из-за сомнений они не могут четко ставить задачи — для этого им нужен лидер.

Прямоугольники — не про системность, им сложно ставить цели и идти к ним. Но они хороши в сферах, которые связаны с оценкой рисков, например юрист или налоговый консультант.

Сильные и слабые стороны человека-прямоугольника
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— любознателен, любит все новое, готов брать интересные задачи, разбираться в них;

— готов исследовать мир и принимать вызовы, которые ему выпадают;

— старается сохранить мир и гармонию в жизни и на работе, избегает конфликтов;

— легко заводит новые знакомства, в том числе и деловые, может имитировать поведение других людей, примерять на себя различные роли. Эта способность к смене ролей помогает ему подстроиться под обстановку
— может быть импульсивным, непоследовательным, рассеянным, непунктуальным;

— у него есть смелость, но добиваться успехов часто мешают низкая самооценка и неуверенность в себе;

— часто испытывает быстрые, резкие колебания настроения

Круг. Самое главное для них — чтобы все вокруг было хорошо и все остались довольны. Это отличные клиентские менеджеры и администраторы. Эмпатия для них — не пустой звук, как для людей-треугольников, они способны быстро почувствовать настроение и эмоции других людей. Именно коллеги-круги позволяют треугольникам вернуться на землю и понять: цели компании — это отлично, но у людей вокруг тоже есть свои потребности.

Не любят конкурировать, а любят спокойное, планомерное развитие. Хорошие старшие наставники, могут обучать молодые кадры.

Круги — очень социальные люди и часто занимаются общественной деятельностью, помогают другим и участвуют в благотворительных проектах.

Сильные и слабые стороны человека-круга
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— спокойный и доброжелательный, в приоритете — забота о других;

— может быть лидером в компании, объединять людей вокруг общих идей и целей. Не любит одиночество, ему лучше работается в коллективе;

— постоянно нуждается в общении и социальной среде;

— умеет уговаривать и убеждать других, что очень важно для успешных переговоров
— внешне может быть спокойным, но при этом внутренне — эмоционально чувствительным, его легко задеть и обидеть;

— часто сомневается в себе и своих способностях, ориентируется на мнение окружающих, может быть нерешительным;

— стремится угодить всем и не всегда способен принимать самостоятельные решения

Зигзаг. Это представители любых творческих профессий — дизайнеры, рекламщики, маркетологи, копирайтеры, иллюстраторы. Они предпочитают работать в одиночку и не любят бумажную работу.

В бизнесе им сложно соблюдать правила и договоры, учитывать сразу много задач. Они могут придумать идею, но нужно, чтобы кто-то все организовал. Зигзаг может создать отличный бизнес вместе с треугольником: зигзаг придумает что-нибудь новое, а треугольник организует команду и поставит всем задачи.

Сильные и слабые стороны человека-зигзага
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— стремится к знаниям и одержим своими идеями. Позитивно относится ко всему новому, полон энтузиазма;

— любит экспериментировать и искать новые способы решения проблем;

— не боится рисковать и идти против течения, что часто приводит к неожиданным и успешным результатам;

— обладает хорошей интуицией;

— может быть очень убедительным, умеет заинтересовать окружающих своими идеями и планами
— может быть проблема с концентрацией на одной задаче. Часто переключается с одного проекта на другой, что может привести к проблемам с их завершением;

— непрактичный, импульсивный, непостоянный в настроении и поведении;

— может быть безалаберным в финансовых вопросах
В компании у каждого типа личности — своя роль. Треугольники обычно владельцы бизнеса, начальники отделов или руководители проектов. Сотрудники-квадраты — это бухгалтеры и программисты, могут быть очень успешными в карьере благодаря своему упорству, трудолюбию и профессионализму. Круги могут найти общий язык с любым начальником, коллегой или клиентом. Люди-прямоугольники — отличные юристы, они все обдумают с разных сторон и просчитают все риски. Зигзаги отвечают в компании за креатив и творчество

На сайте агентства Mindrepublic можно пройти тест на психогеометрию. Просто перетащите пять геометрических фигур в пустые квадраты в произвольном порядке. После этого можно прочитать о качествах характера в порядке убывания — от существенных к незначительным.

Типология личности Юнга

В 1920 году швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг придумал разделение типов личностей по тому, куда направлена энергия и эмоции человека:

  • во внутренний мир — интроверты;
  • во внешний — экстраверты.

Интроверты. В жизни и работе фокусируются на внутреннем мире. Им сложно быть в центре внимания, гораздо комфортнее находиться наедине с собой, спокойно решать задачи, придумывать и создавать новое. Любят аналитические, монотонные задачи, где будет минимальный контакт с людьми. Они внимательны к деталям, умеют хорошо выявлять причинно-следственные связи, работать с таблицами и отчетами. Это отличные бухгалтеры, разработчики, дизайнеры.

Светлана ведет бухгалтерию других предпринимателей онлайн, в ее компании работают еще два бухгалтера и юрист. Она предпочитает общаться с сотрудниками в мессенджерах и по электронной почте, вести долгую переписку по любым вопросам, не любит живые совещания и телефонные разговоры. Пишет сотрудникам большие сложные ТЗ под каждую задачу. Светлана — типичный руководитель-интроверт.

Экстраверты. Это люди, ориентированные на внешний мир. Они полны энергии, открыты всему новому, не представляют жизни без общения. Хороши там, где есть публичность, общение с людьми, взаимодействие. Им легко понять других и выразить свои мысли, они отличные переговорщики, умеют убеждать, в любой коммуникации — как рыба в воде.

Работники-экстраверты любят задачи, где нужна коммуникация с другими участниками команды, брейнштормы, совещания, где каждый делится мыслями и вносит идеи.

В бизнесе экстраверты умеют найти подход к людям, управлять командой, вдохновлять на работу над общим проектом. Таким руководителям проще позвонить или пообщаться лично и быстро решить все вопросы, а не вести долгую переписку. Любят ставить задачи голосом.

Марина — владелица туристического агентства. Любит общаться с клиентами, в красках рассказывать им про новые страны и отели, часто ездит на конференции, чтобы познакомиться с коллегами из турсферы. В дружеских отношениях с двумя своими сотрудниками — они ходят вместе на обед и отмечают праздники. Марина — типичный представитель экстраверта в бизнесе.

Есть еще амбиверты — это люди, которые сочетают в себе черты интровертов и экстравертов. Им одинаково хорошо в окружении людей и в одиночестве. О том, что отличает амбивертов от других типов личности и как выстроить работу с ними, рассказали в отдельной статье.

Если пока не определили, к какому типу личности вы относитесь, предлагаем пройти тест.

«Деление людей на экстравертов и интровертов — очень широкая типология. В бизнесе она применима в одном — быстро определить, может ли человек работать с людьми, или ему комфортнее пребывать и действовать в одиночестве. Все очень просто. Экстраверты хотят быть в обществе — им нужно много общения, взаимодействовать с командой и клиентами, выплескивать эмоции. Интроверты любят вдумчиво и спокойно работать в одиночку. А еще интроверту-предпринимателю или руководителю компании может быть сложнее строить личный бренд и выступать лицом своего бизнеса».

Алексей Богданов

Алексей Богданов

Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic

  • Пример экстраверта — главная героиня фильма «Дневник Бриджит Джонс»
    1/2

    Яркий пример экстраверта из мирового кинематографа — главная героиня фильма «Дневник Бриджит Джонс». Ее эмоции видны всему миру, она смело и естественно делится чувствами и мыслями с окружающими людьми. Любит быть в центре внимания и выбирает работу, связанную с постоянным общением, — в издательстве и на телевидении. Источник фото

  • Пример интроверта — Марк Дарси из фильма «Дневник Бриджит Джонс»
    2/2

    Адвокат Марк Дарси — полная противоположность Бриджит, интроверт. Он никогда открыто не показывает своих чувств, однако внутри него кипят страсти, и он способен на многое ради своей возлюбленной. Источник фото

Четыре типа темперамента

Теорию о типах темперамента разработал древнегреческий врач и философ Гиппократ, а доработал русский физиолог Иван Павлов.

Именно от типа темперамента зависит степень эмоциональной возбудимости человека, скорость реагирования его мозга, характер и поведение. Люди могут осознанно использовать сильные стороны своего темперамента и развивать слабые.

Существует четыре типа темперамента:

  1. Холерический.
  2. Флегматический.
  3. Сангвинический.
  4. Меланхолический.

Прежде чем начать использовать теорию темпераментов по отношению к коллегам, эксперт советует определить свой собственный. Для этого можно пройти небольшой тест — он поможет понять, какие ценности вам близки и в каком направлении начать работать.

Сангвинический темперамент. Люди этого типа умеют быстро налаживать деловые контакты и располагают к себе, поэтому прекрасно проявляют себя в работе с клиентами и в переговорах.

Для них подходит бизнес, где нужно что-то покупать и продавать, постоянно взаимодействовать с людьми. Если не пошли продажи одного продукта или услуги, сангвиники не унывают и легко переключаются на другое дело, что особенно помогает в период кризисов.

Сильные и слабые стороны сангвиника
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— обычно веселый, общительный и оптимистично настроенный;

— в работе и жизни легко переключается с одного занятия на другое, хорошо адаптируется к изменяющимся условиям, уравновешенный;

— типичный представитель экстравертов, которые любят общение и яркие эмоции
— может не доводить до конца начатое дело: если он заскучает, просто переключается на что-то новое;

— может не сдержать обещания и нарушить сроки, поэтому его надо постоянно проверять и контролировать

Холерический темперамент. Уверенные и решительные люди. Целеустремленность и лидерские качества позволяют им успешно заниматься бизнесом и строить карьеру.

В бизнесе могут быть требовательными, порывистыми, строгими с сотрудниками, требовать от них полного погружения в задачу.

Сотрудники-холерики могут действовать на прорыв, работать 24/7, а потом быстро выгореть. Их нужно загружать работой, иначе они направят свою активность на коллектив.

Сильные и слабые стороны холерика
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— энергичный, работоспособный;

— может быстро переключиться с одной задачи на другую;

— умеет признавать свои ошибки
— вспыльчивый, раздражительный, нетерпеливый, с частыми перепадами настроения;

— легко идет на открытый конфликт, не любит проявление неуважения и несогласия со своим мнением

Флегматический темперамент. Способны к вдумчивой, монотонной и долгой работе, например связанной с финансами или высокими рисками. Не будут психовать и раздражаться, если что-то пошло не так. Главное — не торопить их, флегматики не переносят дефицита времени и жестких дедлайнов.

Скорее всего, в бизнесе будут использовать проверенные бизнес-модели и традиционные сферы, связанные с относительной стабильностью и рутиной.

Руководители-флегматики лояльны с подчиненными, могут войти в их положение, все объяснить спокойно, никогда не повышают голос.

Сильные и слабые стороны флегматика
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— высокая работоспособность;

— серьезно и вдумчиво подходит к любой задаче;

— сложно вывести из себя, стабильный, рассудительный и неэмоциональный
— ему тяжело дается адаптация к чему-то или кому-то новому;

— безынициативный и медлительный;

— может быть замкнутым и пассивным, не любит новых знакомств и большого количества общения. Это интроверты, живущие «внутри себя»

Меланхолический темперамент. Это люди с ярко выраженными творческими способностями. Им подойдут любые профессии, где нужно придумывать что-то новое, например писать сценарии или продумывать дизайн. Также могут добиться успехов в интеллектуальной и научной деятельности, так как умеют погрузиться в проблему и докопаться до истины.

Это интроверты. У них мало энергии, поэтому им тяжело строить бизнес и общаться с людьми. Если они и открывают свое дело, им помогают представители других типов темперамента.

Сильные и слабые стороны меланхолика
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— внимателен к деталям, умеет докопаться до сути вещей;

— наблюдательный и исполнительный
— обидчивый и неуверенный в себе;

— быстро утомляется, тяжело привыкает к новой обстановке

В чистом виде темпераменты практически не встречаются — в каждом человеке можно найти черты всех четырех темпераментов. Причем один из них, как правило, преобладает.

«Все, что касается характера человека, — темперамент и психотип — можно осознанно менять. Есть такое понятие „динамический стереотип“ — привычка реагировать на что-то одинаково, испытывать какую-то эмоцию чаще, чем другие. Например, у человека преобладают черты интроверта и меланхолика, но он хочет заниматься бизнесом. При этом не умеет и не любит общаться, вести переговоры, а в бизнесе это очень важно. Нужно дать себе отчет, что вам мешает в достижении целей, и начать с этим работать, вытащить проседающие вещи на поверхность. Например, записаться на курсы ораторского или актерского мастерства — это поможет быть увереннее на совещаниях и переговорах. В бизнесе и личном брендинге всегда есть момент личностного роста».

Алексей Богданов

Алексей Богданов

Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic

Теории четырех темпераментов и двух типов личности прекрасно дополняют друг друга: флегматики и меланхолики — интроверты, а сангвиники и холерики — экстраверты.

Есть условно сильные типы личности со стабильной нервной системой — сангвиники и флегматики и условно слабые с нестабильной нервной системой — холерики и меланхолики. Стабильная нервная система означает устойчивость психики человека. Благодаря ей сангвиники и флегматики легче справляются со стрессом и менее подвержены воздействию внешних факторов, чем меланхолики и холерики

Показываем типы темпераментов на примере героев фильма «Покровские ворота».

  • Пример сангвиника — Костик из фильма «Покровские ворота»
    1/4

    Сангвиник — Костик. Активный, подвижный, влюбчивый, дружелюбный. Обладает организаторскими способностями и легко находит общий язык со всеми жителями коммунальной квартиры на Покровских воротах. Большое количество девушек и то, в каком стиле он ведет с ними диалог по телефону, намекает на некоторую поверхностность и легкомысленность Костика. Источник фото

  • Пример холерика — Маргарита Павловна из фильма «Покровские ворота»
    2/4

    Холерик — Маргарита Павловна. Очень активная, энергичная, общительная, целеустремленная, но при этом вспыльчивая и раздражительная женщина. Нетерпелива и даже агрессивна к недостаткам других людей и тем чертам характера, которые она сама считает недостатками. Она хочет создавать правила и всех контролировать. Источник фото

  • Пример меланхолика — Лев Хоботов из фильма «Покровские ворота»
    3/4

    Меланхолик ­ — Лев Хоботов. Он эмоционален и раним, может бурно реагировать даже на самый небольшой раздражитель. В состоянии стресса впадает в истерику, что не раз происходило, когда он пасовал перед напором темперамента бывшей супруги — Маргариты Павловны. Он тонко чувствует мир, что позволяет ему глубоко разбираться не только в поэзии и литературе, но и в людях. Источник фото

  • Пример флегматика — Савва Игнатьевич из фильма «Покровские ворота»
    4/4

    Флегматик — Савва Игнатьевич. Почти всегда спокоен, невозмутим и уравновешен. Он обладает замедленной реакцией: ему нужно много времени, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Взявшись за дело, он всегда доведет его до конца. Источник фото

Концепция восьми психотипов, основанная на базовых эмоциях

Сейчас в бизнесе, переговорах, HR и просто для жизни используют концепцию психотипов в интерпретации психотерапевта Юрия Чекчурина. Он использовал теории психиатров Карла Леонгарда и Петра Ганушкина, которые выделили восемь основных эмоций в характере человека и присвоили каждой эмоции соответствующий психотип:

  1. Азарт — истероид.
  2. Радость — гипертим.
  3. Грусть — гипотим.
  4. Удивление, любопытство — шизоид.
  5. Страх — тревожный.
  6. Гнев — параноял.
  7. Неприятие, отвращение — эпилептоид.
  8. Удовлетворение — эмотив.

По тому, какая из этих эмоций наиболее ярко проявляется в реакциях человека, можно определить особенности его личности и поведения. Четыре эмоции из восьми — гнев, страх, грусть и отвращение — мы называем негативными, хотя их функции так же необходимы психике каждого человека, как и позитивные. Например, отвращение дает возможность выбора: что хорошо, допустимо, приемлемо, а что — нет. Страх несет функцию самосохранения, заставляет человека быть осторожным, просчитывать риски. Гнев заставляет двигаться к цели, а грусть позволяет человеку пережить утрату, принять то, что он не способен, но хотел бы изменить.

«Психотипы, которые пришли в бизнес-контекст из клинической психологии, не встречаются в повседневной жизни в чрезмерно выраженных проявлениях и тем более в чистом виде. В каждом из нас можно найти качества, присущие всем восьми психотипам. Однако каждый человек представляет из себя „коктейль“ различных психотипов, где в той или иной степени одни преобладают над другими. В итоге эта методология дает очень эффективный, наглядный и применимый к делу инструмент описания характера человека».

Алексей Богданов

Алексей Богданов

Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic

Азарт — истероид. У них есть внутренняя потребность бесконечно общаться. Они сильны в «длинных» продажах, например дорогой недвижимости, умеют презентовать продукт, особенно сложный, например брендинг. Им легко даются профессии, связанные с творчеством.

В бизнесе именно они способны продвинуть, реализовать, «продать» инвестору любой проект. Могут зажечь и раскрутить стартап. Но высокий эмоциональный накал истероида не может быть постоянным, за ним следует спад, срывы и истерики.

У владельца бизнеса с ярко выраженными чертами истероида все будет ярко и красиво, притягивать внимание, например яркие вывески, много рекламы в соцсетях.

Слабые и сильные стороны истероида
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— коммуникабельный, инициативный и целеустремленный;

— может быть лидером, потому что харизматичный и умеет вдохновлять других;

— на работу идет за удовольствием, которое заключается в нахождении в центре внимания
— постоянно переоценивает свои возможности, недооценивает ситуации и других людей;

— часто его слова не соответствуют действительности. Но речь не о лжи, а о сильнейшем искажении реальности: для него эта реальность сейчас именно такова, как он про нее рассказывает;

— может использовать других людей в своих целях, не задумываясь об «экологии» или их интересах;

— обидчивые люди с завышенной самооценкой. Поймать истероида на лжи — способ превратить его во врага. Это нужно иметь в виду для сохранения хорошего отношения с ним;

— хочет вызывать эмоции. Если у него не получается вызвать позитивные, он вызовет негативные — чтобы его заметили

Радость — гипертим. Очень активный образ жизни, все время в пути и постоянном движении. Гипертимы каждый день готовы браться за новый проект. Их гениальность заключается в быстрых продажах или первых контактах с клиентом при реализации сложных проектов, поиске контактов и знакомств с людьми. Из них получаются лучшие торговые представители.

Люди быстрого и простого успеха, которых убивает любая рутинная работа. Ведение первичной бухгалтерии — это действенный способ «убить» гипертима. Он просто не справится с этой работой, так как не способен долго концентрироваться на чем-то одном. Если поручить гипертиму организовать проект, он все превратит в тусовку.

Бизнес гипертим строит вокруг необходимости общения с большим количеством людей, сам будет постоянно общаться с клиентами и коллегами, подберет такой же коллектив.

Слабые и сильные стороны гипертима
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— инициативный, общительный, его отличное настроение не зависит от того, что происходит вокруг. Любая ошибка — это опыт, любая коммуникация — праздник;

— не помнит негатива и уверен, что у него все получится;

— открытый и дружелюбный;

— для него нет авторитетов, он одинаково дружит со всеми вне зависимости от статуса и социального положения
— при оценке любой ситуации крайне недооценивает опасность и переоценивает свои силы;

— неглубокий, быстро и поверхностно обучается, но так же быстро теряет все полученные знания;

— склонен навязывать свои цели, которых одновременно несколько и они крайне краткосрочны

Грусть — гипотим. Полная противоположность гипертиму. В его картине мире все ресурсы утрачены, все хорошее — в прошлом.

Идеальные подчиненные. У них нет собственных амбиций, но они скрупулезно и точно сделают все, что им поручат. Но только в рамках задачи, проявлять инициативу они неспособны. Могут быть хорошими бухгалтерами, разработчиками.

Их бизнес, вероятно, будет связан с делом, где есть забота о людях или животных.

Слабые и сильные стороны гипотима
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— общественные ценности для него всегда важнее личных. Может жертвовать своими ресурсами, деньгами, временем ради выполнения рабочих задач: «Надо — значит надо»;

— у него острый критический взгляд на мир;

— умеет создавать уют вокруг себя
— любит обесценивать любые результаты: «И что? А вот раньше» — одна из любимых фраз. Открыто не соглашается с любым другим восприятием действительности;

— быстро устает. В общении часто жалуется на жизнь, обсуждая ушедшие ресурсы — годы, деньги, утраченные радости, смерть, предательство, — и сожалеет об упущенных возможностях;

— убежден в несправедливости и несовершенстве мира;

— никогда не расскажет, чем его обидели, — вы сами должны обо всем догадаться и все исправить

Удивление, любопытство — шизоид. Это типичный зигзаг из тригонометрической типологии и интроверт, постоянно анализирует окружающую действительность. Единственный из всех психотипов, способный придумывать, творить, создавать, разрабатывать что-то новое. Это рекламщики, копирайтеры, дизайнеры, ученые, научные работники, люди искусства.

Шизоида нельзя заставлять работать по системе, он не способен действовать по алгоритмам, схемам, протоколам.

Бизнес они строят вокруг идеи или технологии, которую сами придумали.

Сильные и слабые стороны шизоида
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— у него глубокий ум, эрудиция, рассудительность, огромная продуктивность;

— может совмещать совершенно разные сферы деятельности;

— убежден, что в любой задаче нужно тщательно разобраться. Ему никогда не достаточно входящих данных, он готов бесконечно перепроверять, рассматривать ситуацию с разных точек зрения, систем описания, критериев оценки;

— может досконально разобраться в любой теме
— не терпит критики. Чтобы стать врагом шизоида, достаточно усомниться в его знаниях, подвергнуть критике работу и сообщить, что все, что он делает — никому не нужно;

— часто кажется замкнутым, неэмоциональным, избегает шумных компаний и большого числа контактов;

— убежден, что все люди точно такие же, как и он, и поэтому не понимают, в чем причина разного поведения, дискоммуникации. Но это его не сильно беспокоит

Страх — тревожный. Очень внимательный к мелочам человек, способен максимально учесть все возможные риски. Это отличные риск-менеджеры, юристы, корректоры. Они много раз перепроверят все детали, но делают все строго по инструкциям, не могут принимать самостоятельные решения.

Слабые и сильные стороны тревожного
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— прекрасный исполнитель, делает работу аккуратно, точно и всегда в срок;

— серьезный, рассудительный, надежный;

— помнит мельчайшие детали любых отношений и всегда благодарен за внимание. Умеет выстраивать долгосрочные связи в бизнесе и личной жизни
— зависит от мнения и позиции других и не имеет своей стратегии решения коммуникационных или иных задач. Для него проще принимать чужую инициативу;

— всегда находится в положении жертвы, постоянно сомневается и в себе, и в окружающих, преувеличивает угрозы и склонен к панике;

— боится ответственности

Гнев — параноял. Типичный треугольник из психогеометрической типологии. Образ жизни паранояла — это работа, движение к цели. Сделает успешным любой бизнес, так как по натуре он — прирожденный лидер, подчиненным гораздо легче двигаться в его фарватере.

Параноялы достигают больших успехов в индивидуальной работе. Идеальные агрегаторы крупных идей, которые они приспосабливают под решение своих задач.

Сильные и слабые стороны паранояла
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— энергичный, независимый, самостоятельный, целеустремленный;

— надежный в сотрудничестве, если ваши цели совпадают
— делит все вокруг на то, что ведет его к цели, и на все остальное, что является препятствием к ее достижению;

— в общении с сотрудниками — жесткое доминирование, директивы, приказы. Любит ставить жесткие дедлайны — все должно быть четко, быстро и по шагам;

— раздражительный и авторитарный, слабо чувствительный к чужим эмоциям. Может подавлять собеседника напористостью и категоричностью, нарушать чужие рамки, не обращая внимания на «экологию»;

— работа и дружба для него — это соратничество или союзничество, все остальные — враги или «топливо»;

— будет изучать только то, что поможет ему сейчас или в будущем для достижения целей

Неприятие, отвращение — эпилептоид. Квадрат из психогеометрической типологии, лучший заместитель директора или помощник руководителя. Также эпилептоиды — хорошие исполнители, разбираются во всех нюансах и деталях задачи, будут неумолимо достигать целей в рамках поставленных KPI.

В бизнесе создает внутренний и очень жесткий свод правил и заставляет всех их соблюдать. Постоянный контроль за всеми. Именно про эпилептоидов возникла поговорка: «Бей своих, чтобы чужие боялись». Любое маленькое нарушение сотрудника может перечеркнуть абсолютно все прошлые заслуги.

Сильные и слабые стороны эпилептоида
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— бережливый, педантичный, надежный;

— у него высокий уровень энергии;

— пунктуальный и последовательный;

— в работе отличается вниманием к деталям, может усовершенствовать процессы, контролировать выполнение задач и соблюдение правил, стандартов и норм;

— умеет принимать смелые решения в острых ситуациях
— раздражительный, вспыльчивый, нечувствительный к чужим эмоциям;

— не переносит неподчинения себе и ущемления собственных интересов. Для него важны статусные знакомства;

— способен вести длительные конфликты;

— двойные стандарты для него — норма. В общении будет постоянно упрекать вторую сторону в нарушении правил, несерьезности, при этом сам может эти правила не соблюдать. Сделать эпилептоида врагом можно, просто указав на несоблюдение им собственных правил

Удовлетворение — эмотив. Круг из психогеометрической типологии. Верные и преданные помощники руководителя, секретари, ассистенты, администраторы, клиентские менеджеры, могут успешно возглавлять направление по работе с людьми. Нужны в компании, чтобы всех собрать, успокоить, помирить.

Работа для эмотива сама по себе второстепенна, на первом месте семья. Не переносят высокой интенсивности — все должно быть размеренно. Работа на прорыв, подвиг, цель — это не про них.

В компании — идеальная позиция для совета директоров или GR.

В бизнесе они спокойны и взвешенны, ценят стабильность. Часто работают в семейном бизнесе. В их компаниях нет текучки кадров: люди приходят и остаются работать надолго.

Сильные и слабые стороны эмотива
🙂 Сильные стороны☹️ Слабые стороны
— добрый, спокойный, внимательный к окружающим людям;

— в работе добросовестный и самокритичный, обладает высоким чувством долга;

— может увидеть любую задачу и ситуацию со стороны, определить последствия шагов с точки зрения больших систем;

— предъявляет повышенные требования к себе, стремится стать лучше и преодолеть собственные недостатки. Испытывает неудобство, когда его хвалят;

— ненавидит интриги и сплетни
— мнительный, его легко обидеть;

— в конфликтных ситуациях он первый выбросит белый флаг и провалит соперничество. Ему проще отступить, не вмешиваться, сохранить хорошие отношения. Единственное, что он может отстаивать, — это интересы семьи;

— никогда не возьмет ответственность на себя;

— считает важным выполнять обещания, именно поэтому старается их не давать

Давайте попробуем собрать бинго своего психотипа. Для этого выберите карточку с описанием человека, который больше всего напоминает вас в работе или бизнесе. Но помните, что чистых психотипов практически не бывает и все классификации очень условны.

У каждого человека можно найти черты разных психотипов. Просто некоторые из них проявляются ярче, а другие — только в некоторых ситуациях

Если прочитали статью и не узнали себя в карточках, пройдите тест от агентства Mindrepublic — он поможет определить, черты какого или каких психотипов преобладают у вас.

В человеке могут поровну преобладать черты характера трех психотипов

«К одному человеку можно применить разные типологии как вместе, так и по отдельности. Любой характер можно описывать всеми этими способами: человек может быть одновременно экстравертом, сангвиником, параноялом и треугольником. Чем большим инструментарием обладает владелец бизнеса, тем проще ему будет понять, с каким типом личности он имеет дело, принимать решение, как с ним взаимодействовать, на какие позиции назначать, как вести переговоры, на что затачивать маркетинг.

Важно понимать, что у любой системы описания нет режима „включено“ или „выключено“. Это всегда шкала с широким диапазоном. Каждый тип темперамента проявляется в человеке в разной пропорции в зависимости от ситуации и жизненного контекста. Любая типология позволяет понять общую направленность человеческого характера и значительно упростить тем самым любое взаимодействие с ним».

Алексей Богданов

Алексей Богданов

Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic

Заключение

  1. Описать характер человека можно с помощью специального инструмента из психологии — типологии личностей. Понимание, к какому типу личности относится человек, позволит быстро определить, с кем и в каких условиях будет комфортнее работать, как быстро и эффективно находить общий язык с каждым сотрудником, партнером и клиентом.
  2. У бизнеса есть четыре основные потребности, в которых поможет знание типов личности: управленческие, маркетинговые, технологические и стратегические.
  3. В основе психогеометрической типологии — пять типов личности, которым соответствуют простые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Человек выбирает из них ту, которая нравится больше всего, — она определяет самые яркие черты характера и особенности поведения.
  4. Карл Густав Юнг делил всех людей на экстравертов и интровертов. У первых энергия и эмоции направлены во внешний мир, у вторых — во внутренний.
  5. Существует четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический. От них во многом зависят характер и поведение человека. Своим темпераментом можно управлять: использовать сильные стороны и развивать или менять слабые.
  6. Психологи выделяют восемь основных эмоций в характере человека, каждой из которых соответствует свой психотип: азарт — истероид, радость — гипертим, грусть — гипотим, удивление, любопытство — шизоид, страх — тревожный, гнев — параноял, неприятие, отвращение — эпилептоид, удовлетворение — эмотив. По тому, какая из этих эмоций наиболее ярко проявляется в реакциях человека, можно определить особенности его личности и поведения.
  7. К одному человеку можно применить разные типологии как вместе, так и по отдельности. Но чем больше типологий знает владелец бизнеса, тем проще ему будет понять, с каким типом личности он имеет дело, принимать решение, как с ним взаимодействовать, на какие позиции назначать, как вести переговоры.
  8. Каждый тип личности проявляется в человеке в разной пропорции в зависимости от ситуации и жизненного контекста. Любая типология позволяет понять общую направленность человеческого характера и значительно упростить тем самым любое взаимодействие с ним.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 132 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Сосновская
Елена Сосновская

А к каким типам личности в разных типологиях относитесь вы? Проходите тесты в статье и делитесь результатами в комментариях.


Больше по теме

Новости