Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Методика OKR: как ставить цели для бизнеса и достигать высоких результатов


Как амбициозные цели помогают компании двигаться в верном направлении


Павел Стоянов

Павел Стоянов

Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф, автор телеграм-канала по методике OKR

Поделиться

Как амбициозные цели помогают компании двигаться в верном направлении


Павел Стоянов

Павел Стоянов

Бизнес-лидер по продуктам Тинькофф, автор телеграм-канала по методике OKR

Правильно поставленные цели помогают бизнесу наращивать обороты, масштабироваться и работать эффективнее. Среди методик работы с целями есть методика целей и ключевых результатов, или OKR. Компании Google и Intel с ее помощью пришли к выдающимся результатам, однако освоить ее непросто.

Рассказываем, как ставить цели по OKR и использовать их для роста бизнеса.

Кому нужна методика OKR

OKR, или Objectives and Key Results, — это методика, которая пришла в бизнес из ИТ-сектора.

В отличие от KPI или SMART, OKR предлагает ставить цели, которые на первый взгляд кажутся слишком амбициозными. В то же время она не диктует, как именно этих целей достигать. Это дает гибкость в работе и позволяет перейти от линейного мышления и оптимизации процессов к созданию новых процессов.

Метод OKR полезен:

  • крупным компаниям со сложной структурой;
  • среднему бизнесу, который прочно стоит на ногах;
  • стартапам и малым командам;
  • руководителям с малым управленческим опытом.

OKR не пригодится операционным сотрудникам и линейным менеджерам: им будет полезнее система KPI.

Крупным компаниям. В большой структуре сложно удержать фокус на целях компании и связи рядовых сотрудников с ними. Выстроенная система OKR помогает сохранить мотивацию сотрудников и показать, как результаты компании зависят от их вклада в дело. OKR также помогает синхронизировать работу нескольких команд, которые работают одновременно на нескольких проектах.

Среднему бизнесу. Устойчивый средний бизнес, который нашел оптимальную бизнес-модель, может годами стоять на месте. Работа с OKR поможет найти новое направление для роста компании.

Стартапам. С помощью OKR команда сможет сфокусироваться на конкретных целях и задачах в условиях ограниченных ресурсов.

Руководителям. Для руководителей с малым управленческим опытом работа с OKR — простой способ понять, двигается ли команда в нужном направлении и какая поддержка ей нужна. Для опытных управленцев это еще один мощный инструмент работы с распределением задач в команде.

«OKR — это фреймворк для постановки амбициозных целей. Ларри Пейдж, один из основателей Google, заявлял, что благодаря фреймворку OKR его компания выросла в десятки раз. Этот инструмент будет полезен лидерам команд, руководителям направлений и сотрудникам компаний. Например, все направление Тинькофф Бизнес работает по OKR».

Павел Стоянов

Павел Стоянов

Бизнес-лидер Тинькофф

Нужно помнить, что OKR — методика для постановки целей, а не для построения процессов в компании. Если вам нужно наладить процессы, начните с внедрения CRM и знакомства с методиками Agile и SCRUM.

Что такое OKR

Шаблон OKR состоит из двух кусочков: Objective, то есть великая цель, к которой стремится компания, и Key Result — измеримые параметры, по которым команда поймет, что приближается к цели и достигает ее. Для каждой из целей определяют от трех до пяти измеримых параметров.

Принцип OKR отражен в этой схеме: ставим большую цель и определяем ключевые результаты для нее

Как правило, компании ставят цели по шаблону OKR на квартал, но можно и на год.

Посмотрим на примере:

У ИП локальная кофейня в Москве. Подходящая цель по OKR для нее звучит так: «Стать самой популярной кофейней возле метро „Динамо“».

На основе этого владелец кофейни определяет ключевые результаты: первый — обслуживать тысячу клиентов в день. Но этой цели можно достичь, просто раздавая кофе бесплатно, а это повредит бизнесу.

Тогда он ставит второй Key Result — средний чек должен оставаться на прежнем уровне.

Теперь нужно убедиться, что люди возвращаются и популярность кофейни растет. Третий ключевой результат — увеличить число постоянных клиентов.

OKR кофейни на год будет выглядеть так:

ЦельКлючевые результаты
Стать самой популярной кофейней возле метро «Динамо»Повысить количество клиентов с 500 до 1000 в день

Сохранить средний чек на уровне 250 ₽

Увеличить количество постоянных клиентов с 300 до 1000 каждый месяц

В малом бизнесе одной цели на всю компанию бывает достаточно. В крупных проектах может быть до пяти целей на всю компанию и по одной цели со своими ключевыми результатами на каждую команду. Цели можно задавать и для конкретных сотрудников.

Как ставить цели по OKR

Цель в OKR должна быть масштабной и отражать бизнес-успехи компании. Например, открыть новый отдел продаж — это не цель. Вы можете открыть новый отдел в любой момент, но само по себе это никак не повлияет на результаты бизнеса.

Правильная цель по OKR:

  • амбициозна;
  • понятна;
  • согласована с целями других команд.

Остановимся на каждом из параметров подробнее.

Амбициозность. Если компания всегда достигает 100% поставленных целей, значит, они слишком простые. Команда, которая ставит перед собой амбициозные цели, продвинется дальше, чем ожидает. OKR предлагает ставить цели, достижение которых не гарантировано и которые вдохновляют на новые результаты.

Цели должны быть трудными, но не настолько, чтобы навредить или демотивировать. Их часто называют «растягивающими», проводя аналогию с обучением шпагату. Если человек не занимался гимнастикой, то он знает, что не сядет на шпагат через неделю, месяц и даже три. Но регулярные занятия, мониторинг результатов и разумные сроки позволят в конце концов добиться желаемого.

«Ключевой момент: когда ты ставишь цель по OKR, ты еще не знаешь, как именно ее выполнить. А если знаешь — это не амбициозная цель. Хорошая цель вызывает ощущение дискомфорта. Например, увеличить продажи в десять раз — это хорошая цель. Достичь ее будет непросто».

Павел Стоянов

Павел Стоянов

Бизнес-лидер Тинькофф

В методике OKR считается, что если 60—75% от задуманного воплотилось в жизнь, то команда достигла успеха.

Как ставить цели в первый раз

Если вы только начинаете работать с OKR, будьте осторожны с растягивающими целями: команда может решить, что раз цель недостижима, то и достигать ее не нужно. Вместо этого лучше начать постановки сложных, но достижимых целей, чтобы развить культуру, ориентированную на результат, — и уже после этого переходить к более сложным целям.

Подробнее об этой особенности целей написано в классических книгах по OKR:

Понятность. Хорошую цель легко запомнить и воспроизвести. У команды не должно возникать вопроса, ради чего они выполняют свою работу.

Владелец автомойки поставил перед командой цель: Обеспечить лучший опыт мытья машин 100% автовладельцев, чтобы увеличить число повторных клиентов.

Достичь ее не удается — непонятно, чего именно нужно достичь и какой в этом смысл для команды.

Тогда он скорректировал цель: «Нужно избавить город от грязных машин». Содержание труда от этого не поменялось — команде по-прежнему нужно мыть машины и привлекать новых клиентов. Но задача стала осязаемой — теперь сотрудники понимают, ради чего это делают.

Цель должна быть короткой, ясной и нескучной — такая цель будет лучше мотивировать команду.

Согласованность. Глобальная цель бизнеса должна соотноситься с тем, что требуется от разных команд, которые работают над ее выполнением. Нельзя поставить финансовому отделу цели, связанные с максимальной экономией, и тут же поручить маркетинговому отделу в несколько раз нарастить узнаваемость бренда.

В методике OKR постановка целей — двунаправленный процесс. Руководители ставят общую цель для всех команд, а команды определяют свои OKR в соответствии с глобальными целями организации. После этого руководители проверяют, сходятся ли эти цели с OKR компании и нет ли в них противоречий.

Как определять ключевые результаты

Ключевые результаты, или Key Results, помогают более точно описать цель. Для каждой цели определяется от двух до пяти ключевых результатов, которые показывают, что команда двигается к достижению цели.

Хороший Key Result:

  • соответствует цели;
  • измеряется в числах;
  • сфокусирован на бизнесе.

Вернемся к автомойке, которая хочет избавить город от грязных машин.

Владелец мойки может попытаться измерить достижение цели, стоя на перекрестке и отмечая число грязных машин. Но появление первой же грязной машины расстроит его и не поможет бизнесу.

Вместо этого он ставит несколько ключевых результатов для своей команды.

Пример целей и ключевых результатов по методике OKR для бизнеса

Если в конце срока руководитель увидит, что результаты достигнуты даже на 60—75%, он будет точно знать, что команда приблизилась к цели, а показатели близки к рекордным. Можно отметить усердие сотрудников премией, чтобы поставить еще более амбициозные цели на следующий год.

Даже если вы поставили хорошую амбициозную цель и подкрепили ее качественными ключевыми результатами, есть риск, что команда не справится — нужен грамотный контроль.

Как контролировать работу по OKR

При OKR команда сама решает, каким способом будет достигать своих ключевых результатов: дополнительные инструкции будут сдерживать творческие изыскания сотрудников. Но команде нужно помочь с контролем, без которого цели превратятся в предновогодние обещания.

Контроль ведут с оговоренной регулярностью: от одного раза в неделю до одного раза в месяц. Обычно это выглядит как часовая встреча. Лидер собирается вместе с командой и отмечает:

  • что сделано для выполнения каждого из ключевых результатов;
  • как каждое из действий повлияло на их выполнение;
  • что тормозит команду;
  • в каком состоянии находится ключевой результат сейчас;
  • что команда собирается сделать, чтобы улучшить результаты.

Вернемся к примеру с автомойкой.

Команда услышала цели, через две недели руководитель собрал ее на check-in.

За это время технический отдел провел анализ, сколько времени занимает каждый этап мойки машины, и начал разработку технического регламента, чтобы сократить время обслуживания с 15 до 8 минут без потери качества. Это все еще не 4 минуты, как установлено ключевым результатом, но это качественный прогресс, который приближает команду к выполнению цели. На внедрение понадобятся еще две недели.

В то же время отдел маркетинга вместе с финотделом придумал и внедрил новую тарифную сетку, которая привлекает большее количество клиентов. Из-за этого на линии копятся очереди, ведь скорость работы мойки еще не идеальна. Клиентов становится больше, но они недовольны, реже возвращаются, а средний чек падает.

На встрече этот момент прояснится: владелец попросит маркетинг скорректировать курс и напомнит, что гнаться нужно не только за количеством клиентов, но также и за их лояльностью и повышением среднего чека.

С помощью мониторинга можно понять, какие задачи приближают команду к выполнению целей, а от каких можно отказаться. Важно, чтобы на встрече команда держала фокус не на прикрытии проблем, а на способах достижения результата. Например, установить забор, чтобы клиенты не видели скопившуюся очередь, — плохая идея. Эта задача потратит время команды, но не приблизит ее к выполнению ключевых результатов.

Типичные ошибки при работе с OKR

Методика OKR требует дисциплины и корректной постановки целей. Есть четыре типичные ошибки, которые возникают при первом применении методики:

  • слабый контроль;
  • плохие цели;
  • плохие индикаторы;
  • непонимание OKR.

Слабый контроль. Это — самая большая ошибка. Цель, достижение которой никто не контролирует, не будет достигнута никогда. Еженедельные или ежемесячные встречи для обсуждения OKR — обязательная часть работы.

Плохие цели. Лидер мог забыть об амбициях или, наоборот, задрать планку слишком высоко. В первом случае команда быстро расслабится и ничего не будет делать в ожидании премий. Во втором — будет деморализована и бросит работу, понимая, что цель недостижима.

Плохие индикаторы. Если ключевые результаты неизмеримы, эффекта не будет. Индикатор, поставленный по принципу «сделано — не сделано», не принесет хороших результатов. Будет лучше, если показатель можно будет измерить в абсолютных числах или процентном выражении.

Непонимание OKR. Команда, работающая по методике OKR, должна понимать, зачем она вообще нужна и как работает. Задача лидера — это разъяснить.

В то же время и сам лидер должен использовать методику по назначению: не использовать OKR как обычную линейку и не требовать 100% выполнения показателей, которые были поставлены команде «на вырост», грозя сотрудникам лишением премии. Вместо этого нужно помочь команде найти способ превзойти собственные ожидания, пусть даже показатели будут выполнены лишь на 70%. Бизнес от этого только выиграет.

Что важно запомнить

  1. Цель должна быть амбициозной: вы не должны сразу знать, как ее достичь.
  2. У каждой цели должны быть ключевые показатели, измеряемые в числах.
  3. Без контроля все может развалиться.
  4. Хорошо поставленная цель не должна быть выполнена полностью в отведенное время. Хорошим результатом считается выполнение 60—75% ключевых результатов.
  5. Не достичь цели в OKR — это нормально. Главное — продолжать идти к ней.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

Развитие бизнеса

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме

Как селлеру с минимальными вложениями выйти на глобальный рынок. Разбор пяти рисков от Everink Tattoo
Как селлеру с минимальными вложениями выйти на глобальный рынок. Разбор пяти рисков от Everink Tattoo

Максим Артюшенков о том, когда нужен всего один глобальный фулфилмент, и о сложностях при выходе на рынки других стран