От личностных качеств и ценностей владельцев и партнеров бизнеса зависит, как он будет развиваться. Если для вас важны системность и ориентация на результат, это будет важно и для команды. А вот если предприниматель действует спонтанно, живет в тревоге и хаосе, постоянно меняет мнение, сотрудники ситуацию не исправят, такой корабль с большой вероятностью пойдет на дно.
К сильному лидеру притягиваются сильные работники. Команду, которую объединяют одни ценности, не нужно усиленно мотивировать: людям интересно работать друг с другом. Если руководитель вдохновляет, сотрудники будут оставаться и развиваться вместе с ним.
Это особенно актуально для малого бизнеса, так как коллектив напрямую общается с предпринимателем.
«То, каких сотрудников подбирать в команду, зависит от ДНК бизнеса — ценностей, которые находятся в основе корпоративной культуры. Именно они определяют, как ведет себя руководитель, как сотрудники общаются друг с другом, какие виды взаимодействия приняты в компании, а какие порицаются.
ДНК определяет и рабочие процессы: будет ли компания ориентироваться на клиентов или на результат; насколько важна демонстрация достижений; к сотрудникам будут относиться мягко, как к членам семьи, или требовать от них наивысших результатов.
Главным носителем этой ДНК будет лидер — по его ценностям, как правило, и подбирается команда на начальном этапе. Людям с другими ценностями будет просто некомфортно работать».
Екатерина Румянцева
CEO, основательница Kalinka Ecosystem
Вспомните, когда последний раз вы смотрели на человека и думали, что он отличный лидер. В этот момент это абстрактное слово «лидер» превратилось в перечень конкретных качеств. Мы проанализировали популярные книги о менеджменте и опыт реальных предпринимателей и выделили 9 ключевых качеств лидера:
- не стесняется своих несовершенств;
- берет на себя ответственность за провалы;
- делает больше, чем требуется;
- видит потенциал сотрудников;
- не надеется на удачу;
- принимает взаимовыгодные решения;
- стремится, чтобы у команды горели глаза;
- управляет всем и всегда;
- управляет своей энергией.
В статье рассмотрели, что значит каждое качество на практике, и собрали примеры из жизни. Это поможет вам начать с себя и подать пример партнерам и команде.
Не стесняется своих несовершенств
Когда читаешь бизнес-литературу и смотришь фильмы об известных предпринимателях, кажется, что лидер — это супергерой, который решает все проблемы еще до их возникновения.
В реальности все работает иначе: предприниматели делают ошибки, в том числе такие, которые не могут решить. Стараться скрыть это от сотрудников и казаться им идеальным — значит вызвать их зависть, сплетни и обиду. Чтобы этого не допустить, нужно выстраивать открытую коммуникацию с командой. Сильный лидер открыто признает свою ошибку.
Как это работает в бизнесе. Часто руководители ошибаются, когда налаживают внутренние процессы или впервые нанимают на конкретную должность.
Владельцы сети бургерных «Краснодарский парень» искали управляющего в один из филиалов и выбрали кандидата, который лучше всех себя хвалил и «продавал». Когда дошло до работы, оказалось, что сотрудник не выполняет даже базовые требования: не пишет работникам план на день, не контролирует подчиненных, не готовит отчеты. В итоге все показатели вышли из нормы и заведение ушло в минус.
Руководитель может злиться, сетовать на бездарную молодежь, отказаться от найма управленца и делать все самостоятельно. Буквально показать команде, что работник был глупый, а вот он, владелец бизнеса, супергерой — и у него все получается. Но сильный лидер признает ошибку, уволит работника и сделает так, чтобы подобное не повторилось. А может даже открыто обратится за помощью к команде.
«Эта ситуация, конечно, нас расстроила, но со временем мы стали относиться к ошибкам менее эмоционально. Просто делаем выводы. Например, после увольнения проблемного управленца мы внесли корректировки в процесс отбора. Обсудили этот кейс со всей командой и приняли решение: на всех этапах быть строже к кандидатам».
Юрий Рой
Совладелец сети бургерных «Краснодарский парень»
Ошибка — это повод обсудить с командой, как ее решить и не допустить. Но такой разговор не получится, если руководитель не настроил доверительное общение с командой или если команда недостаточно опытная.
Берет на себя ответственность за провалы
Бывают руководители, которые перекладывают ответственность за происходящее на обстоятельства. Все получилось — это я молодец, что-то пошло не так — виновата команда. Лидеры, наоборот, разделяют ответственность за правильные решения с коллегами, а в случае проблем берут ответственность на себя.
Как это работает в бизнесе. На практике взять на себя ответственность за провалы гораздо сложнее. Особенно когда проект был успешным. Роман Кумар Виас закрыл самый быстрорастущий стартап в мире Refocus, потому что не закрыл раунд инвестиций. При этом, несмотря на негативные комментарии, предприниматель берет ответственность только на себя.
«Падение бизнеса — это не ошибка команды. Это моя ошибка в выборе бизнес-модели. Это я выбрал такую неустойчивую бизнес-модель в период венчурной зимы. Это я выбрал опираться на финансового партнера на развивающемся рынке, несмотря на то, что финансовая инфраструктура для этого не годится».
Роман Кумар Виас
Основатель Refocus
Делает больше, чем требуется
Сильный лидер осознает свое влияние на развитие бизнеса и стремится сделать как можно больше. Он избегает шаблонов — не действует «по инструкции» и «на автомате», а включается в проблемы и постоянно ищет способы улучшить продукт и процессы.
Как это работает в бизнесе. Сильный лидер думает, как изменить процессы и доработать продукт, чтобы сделать их лучше. Даже если это выходит за рамки его текущих задач и рабочего времени, он держит фокус на потребностях клиентов и работе команды и быстро реагирует на экстренные ситуации.
«В моей картине мира, если человек в шесть часов вечера закрыл ноутбук и принципиально больше не выходит на связь, потому что рабочее время закончилось, — это не руководитель.
Я не говорю о том, чтобы перерабатывать каждый день. Но если случилось что-то экстренное, форс-мажор, нужно включаться. Я сам живу по этим правилам — могу в 12 часов ночи или в отпуске взять телефон и включиться по какому-то рабочему вопросу. Да, в моменте мне это не нравится. Но я понимаю, что это в интересах бизнеса. А развитие бизнеса находится в моей зоне ответственности. Так что, даже если мне прямо сейчас хочется отдохнуть, надо на время отложить личные интересы».
Антон Самутин
CEO Out of Cloud
Помните главное: этот подход не должен вредить здоровью и личной жизни. Если приходится часто перерабатывать, постоянно находиться на связи с партнерами, решать экстренные проблемы — рассмотрите такие ситуации внимательнее. В одних случаях можно делегировать часть задач и разгрузить себя, в других — есть системная проблема, которую нужно починить.
Видит потенциал сотрудников
Лидер нанимает только тех, кто соответствует требованиям и культуре бизнеса. Эту планку не нужно снижать, потому что команда влияет на развитие бизнеса больше, чем руководитель. Представьте, что бизнес — это дом, который вы строите с командой. Помимо качественных материалов вам нужны мастера своего дела, иначе жить в таком доме будет небезопасно.
Как это работает в бизнесе. Создайте портрет идеального кандидата и не соглашайтесь на меньшее. Например, Таня Савельева, ex-CEO Яндекс SupportAI и EVA AI, считает, что сотрудник должен предлагать решения, брать на себя ответственность и строить план по выходу из кризиса. Задача лидера — найти таких сотрудников.
«Классно, когда каждый человек привносит в проект значимый вклад. Я была свидетелем того, как команда сокращалась вдвое и становилась вдвое эффективнее. Ребята, которые оставались, были очень проактивными и гибкими. Они быстро, безо всяких процессов, брали на себя зоны ответственности, которые освободились от тех, кто ушел».
Таня Савельева
Серийный CEO
Руководителю важно правильно распределять ответственность между сотрудниками и учитывать их сильные и слабые стороны. Тогда каждый будет делать свою часть работы и видеть вклад в достижение целей.
Не надеется на удачу
Сильный лидер постоянно ищет у себя недостатки и совершенствуется, а не надеется, что «и так сойдет». Успех — это постоянные тренировки предпринимательского мышления и навыков переговоров, поиск знаний в нужных областях.
Как это работает в бизнесе. Сейчас будет небольшое упражнение: представьте, что вы хотите запустить направление в незнакомой для себя сфере. Что вы сделаете в первую очередь?
Правильный ответ — пойдете учиться или наймете эксперта, если подобный бизнес уже существует. По крайней мере, так поступит сильный лидер.
Екатерина Зинченко запустила бренд нишевой парфюмерии, которую создают незрячие мастера.
У нее не было опыта в сфере. Чтобы узнать ее изнутри, разобраться в продукте и быть готовой к подводным камням, предпринимательница отправилась учиться в Грасский институт — Grasse Institute of Perfumery (GIP). А после сама стала преподавателем для незрячих парфюмеров.
Знания позволяют ей контролировать качество продукта и работу сотрудников.
Если не понимаете, как работает часть вашего бизнеса — скажем, маркетинг или бухгалтерия, выделите время в расписании, чтобы освоить азы. Необязательно получать профессию — посмотрите видеоролик, прочтите статью или пройдите мини-курс. Главное — постарайтесь сделать так, чтобы для вас не было «черных дыр».
Принимает взаимовыгодные решения
Способность к взаимовыгодному сотрудничеству позволяет построить отношения с партнерами, работниками и контрагентами.
Представьте себя в роли наемного работника. Перед вами два работодателя. Первый диктует условия: рабочий день с 8 до 17, офис в полутора часах езды по пробкам от вашего дома. Ничего плохого, все стандартно. Второй работодатель готов идти на компромисс — предоставить удаленные дни, сместить график на час или дать корпоративный ноутбук, если ваш «не тянет» рабочую программу. Наверняка вы охотнее выберете второго работодателя. Это же работает со всеми людьми, с которыми вам предстоит работать.
Как это работает в бизнесе. Сильный лидер умеет понимать потребности людей. Так ресторатору Араму Мнацаканову удалось удержать официантов в команде в пандемию, когда им выгоднее было уходить в курьеры. Он понял: линейному персоналу важны зарплата, приятный коллектив и мотивирующий пример. Получился win-win: работодатель предложил минимальные удобства и не пришлось искать новый персонал в нестабильное время.
«Чтобы сотрудники оставались с нами, мы делаем так, чтобы им нравилось их место работы. Для этого нужно, чтобы у них была хорошая команда, они были в прекрасных отношениях между собой, — тогда будет отличное настроение, когда они идут на работу. Такое настроение, будто они идут в прекрасное место и их ждет увлекательное приключение».
Арам Мнацаканов
Ресторатор
А вот пример поиска взаимной выгоды с клиентами. Владелец химчистки нашел решение экономить силы команды и избежать возражений клиентов. Он обязал сотрудников делать визуализацию изменений в обуви. Если нужно перекрасить ее часть, сначала мастер схематично закрашивает ее на фотографии. Это помогает сопоставить ожидания клиента и представления мастера. Посетитель может заранее понять, что ему не понравится итог или что его неверно поняли.
«Я пытаюсь предотвратить будущие проблемы. Если мы покрасим какую-то деталь, а клиент скажет, что представлял, будто покрасят другую, то пути назад не будет — только покупать новую обувь.
В итоге я провел очное собрание и объяснил, чем мы рискуем, причем мы все — это же не только моя прибыль, это и рабочие места с зарплатой. Со мной согласились, и пока проблем с нежеланием делать визуализацию не было».
Владелец химчистки
Стремится, чтобы у команды горели глаза
Сильный лидер умеет выстраивать доверительные отношения в коллективе, поднимать командный дух и делать так, чтобы люди любили свое место работы. Такого эффективного управления можно достичь через поддержку личных целей сотрудников и открытую коммуникацию с ними.
Как это работает в бизнесе. Чтобы у сотрудников была возможность развиваться, на работе должны быть подходящие условия в виде нужных программ или рабочего места. Но можно создать комфорт и другими способами, даже вне работы.
Например, Евгений Антонов, основатель фабрики «Мякиши», понял, что мотивировать сотрудников зарплатами и бесплатными обедами недостаточно. В компании появились штатный массажист и приходящий фитнес-тренер, а еще команда стала ходить вместе в походы и на сплавы. Каждый сотрудник нашел себе активность по душе.
«Я вижу, что сотрудникам интересно приходить на работу. А еще вижу, как горят глаза у тех, кто к нам устраивается, — они удивляются, что в компании много интересного кроме рабочего процесса. Мне кажется, это выделяет нас на фоне других работодателей и помогает быстрее закрывать вакансии».
Евгений Антонов
Основатель фабрики «Мякиши»
Секрет простой: прислушайтесь к тому, чего не хватает сотрудникам, постепенно вводите улучшения и наблюдайте за результатом. Необязательно нанимать массажиста — иногда команде просто не хватает общения или сложных задач.
Управляет всем и всегда
Даже если менеджер проводит нерабочее время с командой, он все равно отвечает за сотрудников. Найти подходящее место, чтобы выпить в пятницу, посадить нетрезвого сотрудника в такси и даже уладить ссору — задачи сильного лидера.
Как это работает в бизнесе. Предпринимателю приходится управлять процессами не только на работе, но и в жизни. Невозможно быть одинаково хорошим работодателем, мужем и родителем, какая-то сфера будет страдать. Но условный баланс между бизнесом, семьей и здоровьем держать нужно.
«Конечно, быть предпринимателем — часто означает идти на компромисс с семьей. Ты реже общаешься с близкими, друзьями. И поступаешься другими приоритетами, чтобы делать бизнес. На отдельных этапах развития компании такое часто бывает».
Максим Спиридонов
Основатель Нетологии, co-СЕО VillaCarte Group и бизнес-клуба Reforma
Главный совет — строить график так, чтобы он был гибок к изменениям. Если предпринимателю нужен отпуск или больничный, работа не должна останавливаться. И наоборот — если нужно запустить новый проект и какое-то время перерабатывать, близкие должны быть готовы к этому. Главное — потом честно наверстать упущенное.
Управляет своей энергией
Часто лидеру приходится решать сразу несколько задач, каждая из которых срочная. Если предприниматель не будет распределять свою энергию, то потратит ее на срочные мелочи, но не оставит сил на долгосрочные стратегические решения. Лидер не ищет бесконечный источник энергии, чтобы решить все задачи, а тратит силы только на самое важное.
Как это работает в бизнесе. Возьмем простой пример: в течение дня руководителю приходит много оповещений на смартфон. Тут клиент прислал отзыв, там поставщик отчитался об отправке товара, да вот еще десяток мелких вопросов от сотрудников. Если начать день с разбора сообщений — с виду легкой и приятной задачи, — ко второй половине дня силы закончатся. Если каждый день начинать с разбора сообщений, энергии на построение стратегии просто не будет. Когда понадобится выбрать вектор развития, он будет недостаточно продуманным и взвешенным.
«Старайтесь первым делом выбирать задачу с долгосрочным стратегическим эффектом, а не разбор сообщений.
Свежие сообщения ощущаются более важными, чем являются на самом деле, из-за чего утренняя проверка уведомлений может затянуться, а дальше совещания, обед и вечер. И все, большая часть когнитивного ресурса растрачена, к самым важным задачам мы приходим уже с забитой головой.
В этом заключается суровая ирония продуктивности — многие посвящают рутине самое продуктивное время, а важные задачи выполняют по остаточному принципу».
Максим Дорофеев
Корпоративный прокрастинолог
Энергию сжигают конфликтные сотрудники, с которыми приходится спорить из-за каждой задачи, и даже долгое обдумывание идей.
Вот семь способов сберечь энергию:
- избавляться от токсичных людей в коллективе;
- найти время для занятий, которые дают энергию;
- не тянуть с решением неприятных задач;
- держать в голове следующую цель, а не только текущую;
- быстро переходить к воплощению идей;
- помнить, что энергия расходуется на все, и беречь ее;
- не позволять теплым отношениям в команде сбавлять темп проекта.
Подробнее о каждом рассказали в отдельной статье.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
С чего начать развивать лидерство
Главный совет мы приберегли на конец: в первую очередь позаботьтесь о себе и своем самочувствии. Без здорового сна, физической нагрузки и правильного отдыха не получится развивать новые качества или привычки.
Вот что советуем сделать, если с силами все в порядке:
- Выберите два-три качества, которых вам сильнее всего не хватает в работе.
- Найдите людей, у которых эти качества развиты. Вдохновляйтесь ими и перенимайте их опыт. Например, читайте их интервью или пообщайтесь лично. Нетворкинг — отличный способ перенимать опыт и качества сильных руководителей.
- Изучайте книги, статьи, подкасты или видео по нужным качествам. Выписывайте интересные тезисы и пробуйте применить в работе. Не все подойдут для вас и вашего бизнеса. Кажется, что что-то ломается или просто не работает, — откатывайте изменение, делайте паузу и выбирайте новый тезис из списка.
Какое качество вы считаете самым важным для лидера? Расскажите почему.