Нетворкинг — создание и развитие полезных связей. Например, поиск единомышленников, наставников, партнеров или инвесторов, а иногда и сотрудников для компании.
Это отличный инструмент для развития бизнеса: чем больше знакомых в разных сферах, тем быстрее можно запускать проекты.
А еще нетворкинг упрощает жизнь и помогает осваивать новое. Скажем, вы никогда в жизни не ходили в горы и вдруг решили взять небольшую высоту. Отличной идеей будет завязать знакомства с увлеченными людьми: они подскажут, как по их опыту лучше готовиться к восхождению, в каких перчатках не окоченеют пальцы и что не стоит делать в горах, даже если предлагают шерпы. При идеальном раскладе новые знакомые предложат контакты надежной фирмы или пригласят с собой на восхождение — будет веселее, спокойнее и легче, а еще во время общения легко перенимать опыт и лайфхаки.
«Раньше нетворкинг воспринимался как обмен визитками. Сейчас все иначе — это построение отношений и связей на взаимовыгодных условиях.
То есть человек, который хочет заниматься нетворкингом, должен подумать о двух вещах. Первое — чем он может быть полезен другим людям. Второе — что нужно, чтобы стать таким, каким он хочет быть в бизнесе.
Например, если хочется равняться на известных предпринимателей из вашей сферы, можно попробовать найти их контакт и попросить консультацию или задать вопросы, как им удалось достичь таких результатов».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Разобрались с экспертом, где искать знакомства и как правильно заниматься нетворкингом, чтобы был результат.
Чек-лист «Как развить бизнес с помощью нетворкинга»
Основную информацию из статьи собрали в краткий гайд. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.
Что такое нетворкинг и стоит ли им заниматься
Нетворкинг поможет решить рабочие задачи и пригодится в обычной жизни. Он сработает, если вы ищете:
- Единомышленников. Например, начинающий селлер на маркетплейсе ищет других продавцов, с которыми можно обсудить последние обновления оферты и другие новости площадок.
- Наставника — человека, который будет помогать и подсказывать на новом этапе. Например, если нужно открыть магазин одежды, полезно обращаться к тому, кто уже это делал.
- Инвестора. На мероприятиях для бизнес-знакомств часто есть люди, готовые вложиться в интересный проект.
- Бизнес-партнера. Нетворкинг построен на общении, поэтому можно хорошо узнать собеседника. Люди с общими целями и взглядами часто запускают совместные проекты.
Иногда с помощью нетворкинга ищут сотрудников и контрагентов. Это неплохая идея, но есть нюанс: работа «по знакомству» не всегда идет хорошо, обычно в таком случае вы не знаете реальных навыков специалиста. Советуем использовать этот способ как дополнительный инструмент, а не основной и проверять навыки собеседника.
Многие предприниматели думают, что нетворкинг не подходит для интровертов. Это не так.
«Интровертам как раз и стоит заниматься нетворкингом. У экстравертов запроса на общение и расширение контактов в принципе не возникает. Они легко находят себе компанию или партнеров.
Интровертам сложнее выходить на контакт без определенного запроса. Советую подбирать инструмент нетворкинга под конкретную проблему — так будет проще и вы постепенно начнете обрастать контактами».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Разберем плюсы и минусы нетворкинга и что может пойти не так.
Что может пойти не так во время нетворкинга. Работа «по знакомству» — всегда риск. Специалист может оказаться выдающимся, а может — некомпетентным. Его могут хвалить и рекомендовать друзья, а на деле окажется, что у человека нет нужных вам знаний и навыков. С ним можно интересно общаться, но никак не работать.
😀 Вы познакомились со специалистом по настройке рекламы в соцсетях Алексеем, а он предложил нанять знакомого маркетолога Ивана. Маркетолог привел в компанию опытного бухгалтера Дмитрия. В итоге вы усилили команду за счет одного знакомства сразу тремя сотрудниками.
😢 Но может быть иначе: Иван не разбирается в рекламе, Дмитрий не умеет работать с первичными документами, а Алексей сливает весь бюджет и не показывает никаких результатов.
Это не повод отказываться от нетворкинга, а повод быть внимательнее. Чтобы избежать трудностей, смотрите примеры работ или отзывы на работу собеседника. Если их нет — стоит насторожиться и обдумать все дважды.
Чтобы вы не разочаровались в инструменте после первого же мероприятия, собрали для вас возможные негативные сценарии. Такое может случиться и расстроить вас, но это редкость:
- участник невежливо себя ведет — например, грубит на мероприятии. Часто на помощь в таких случаях приходят модераторы, но иногда придется выкручиваться самостоятельно;
- участник «охотится» за контактами — иногда на нетворкинг попадают люди, которые пришли познакомиться с известными предпринимателями и хотят извлечь из этого выгоду. Обычно они назойливые и пытаются втереться в доверие. Это быстро вскрывается, но оставляет неприятный осадок;
- участнику тяжело привлечь внимание — если на конференции или вебинаре соберется много человек, вы можете не добраться до интересного собеседника. В этом случае поможет дополнительная подготовка, например можно составить список людей, с кем вы точно хотели бы пообщаться на этой встрече;
- вокруг собрались участники из конкурентных компаний — люди не готовы знакомиться с теми, с кем может быть конфликт интересов;
- участник не поддерживает дальнейшую связь — вы познакомились с человеком, а это ни к чему не ведет. В нетворкинге важна не только первая встреча, но и поддержание отношений.
Если чувствуете, что встреча не задалась, уйдите с нее и попробуйте посетить другую.
Как перестать бояться нетворкинга
Страх перед нетворкингом может быть связан с социальной тревожностью, неуверенностью в себе, боязнью отказа и отсутствием опыта. Все это реально преодолеть с помощью практики, которую можно постепенно усложнять. Для этого начните с простых задач: задавайте вопросы спикерам, участвуйте в небольших групповых обсуждениях, знакомьтесь с людьми, которые готовы к взаимодействию — например, стоят у стенда компании на форуме. Постепенно вы поймете, какие приемы и фразы работают лучше, а каждый контакт будет подкреплять вашу уверенность в своих силах.
Иногда нетворкинг не оправдывает ожиданий, даже если вы хорошо подготовились. Чтобы вы не разочаровались в инструменте после первого же мероприятия, собрали для вас возможные негативные сценарии. Такое может случиться и расстроить вас, но это редкость:
- участник невежливо себя ведет — например, грубит на мероприятии. Часто на помощь в таких случаях приходят модераторы, но иногда придется выкручиваться самостоятельно;
- участник «охотится» за контактами — иногда на нетворкинг попадают люди, которые пришли познакомиться с известными предпринимателями и хотят извлечь из этого выгоду. Обычно они назойливые и пытаются втереться в доверие. Это быстро вскрывается, но оставляет неприятный осадок;
- участнику тяжело привлечь внимание — если на конференции или вебинаре соберется много человек, вы можете не добраться до интересного собеседника. В этом случае поможет дополнительная подготовка, например можно составить список людей, с кем вы точно хотели бы пообщаться на этой встрече;
- вокруг собрались участники из конкурентных компаний — люди не готовы знакомиться с теми, с кем может быть конфликт интересов;
- участник не поддерживает дальнейшую связь — вы познакомились с человеком, а это ни к чему не ведет. В нетворкинге важна не только первая встреча, но и поддержание отношений.
Если чувствуете, что встреча не задалась, уйдите с нее и попробуйте посетить другую. Нетворкинг — это навык, который можно развивать постоянно. Даже негативный опыт нетворкинга может принести пользу, если анализировать его и извлекать из него уроки.
С чего начать и как получить максимум от нетворкинга
В интернете нетворкинг делят на разные виды: оперативный, личный, стратегический, а еще подразделяют на позитивный, негативный и смешанный. Такая классификация не помогает налаживать связи и выбирать для себя формат.
Чтобы точнее определить, как предпринимателю взаимодействовать с людьми, нужно опираться на свой уровень нетворкинга. Всего их три. На каждом разные цели:
- первый, или начальный, уровень — завести максимум знакомств;
- второй, или средний, уровень — найти партнеров и целевые коммуникации;
- третий, или продвинутый, уровень — поддерживать знакомства и растить контакты в комфортном темпе.
Чтобы развить навыки нетворкинга и легко достигать целей общения, продвигайтесь поэтапно, от текущего уровня к следующему.
Первый уровень — завести максимум знакомств. Это уровень новичка, который только начинает заниматься нетворкингом и тренируется. Обычно у него еще нет понимания, что предстоит сделать, как найти новые знакомства и куда пойти. Для начала стоит ходить на любые мероприятия, которые кажутся хоть немного интересными.
Главная цель на старте — установить как можно большее количество контактов. Идеальный сценарий — знакомиться с кем-то новым каждый день. Это поможет развить навыки коммуникации, обрасти знакомствами и понять, чего на самом деле хочется получить от общения.
«Человек на первом уровне нетворкинга обычно общается со всеми подряд. Это даст результат в виде множества знакомств, что поможет расширить кругозор и постепенно сформировать конкретный запрос: захотите ли вы делать свой стартап или поймете, что пора выходить на зарубежный рынок.
Чтобы улучшить список, рекомендую сфокусироваться на нетворкинге внутри подходящего сообщества. Например, найти для себя клуб предпринимателей и искать нужные знакомства в нем».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Когда сформируется понимание запросов и потребностей, можно переходить на следующий этап и искать целевые знакомства.
Второй уровень — найти партнеров и целевые коммуникации. Предприниматель на этом уровне четко понимает, кого именно хочет найти для знакомства: клиентов, партнера, инвестора, сотрудников в команду. Он уже не станет встречаться со всеми подряд, а будет подбирать мероприятия и круг общения под собственные цели.
К этому времени бизнесмен уже получил 30—50 контактов. Теперь он может рассказать, чем готов помочь другим.
«Предпринимателю на этом уровне стоит искать консультации. Можно спрашивать что угодно — как привлечь инвестиции, к кому обратиться по специфическому вопросу или где найти наставника.
Когда есть опыт и поддержка других людей, находить нужные знакомства проще. Например, недавно основатель нашего сообщества познакомил меня с девушкой. В итоге мы стали партнерами и теперь вместе развиваем один проект. Нам повезло, с первой встречи сошлись по ценностям и видению бизнеса».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
На этом уровне предприниматели начинают отсеивать прошлые места для знакомства и ищут узкопрофильные мероприятия, которые закроют запрос. Например, начинают ходить на конференции с узконаправленными темами вместо общих. Если раньше посещали мероприятия для предпринимателей в целом, теперь ищут для своей сферы — ИТ, диджитал, дизайн.
Третий уровень — поддерживать знакомства. Предпринимателю больше не нужно искать новых людей. Знакомства и собеседники появляются сами по себе, не приходится специально искать контакты и мероприятия. Сеть связей растет с каждым днем — через старых знакомых, — контакт основывается на взаимопомощи. Остается поддерживать общение.
На этом уровне предприниматель строит личный бренд и часто публично выступает. У него развитые социальные сети, есть публикации в интернете, а круг общения измеряется тысячами людей.
Бизнесмен на третьем уровне думает о том, как распределить время между нетворкингом и остальными делами, какой поставить фильтр на общение и как сократить число входящих запросов.
«На третьем уровне знакомств становится слишком много и нужно их фильтровать. Можно делать это через личного менеджера.
Членство в клубе — тоже фильтр входящей коммуникации. Ты всегда знаешь, что если к тебе обращается участник сообщества — это не человек с улицы, а кто-то адекватный, с кем будет интересно и полезно пообщаться».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Чтобы было проще, собрали план действий на каждом уровне нетворкинга в таблицу.
Далее разберемся, какие форматы нетворкинга можно использовать.
Какие есть форматы нетворкинга
Знакомиться можно офлайн и онлайн. Какой метод выбрать, зависит от целей, задач и свободного времени. Собрали в таблицу доступные способы.
Разберем каждый формат подробнее и дадим советы, как его правильно использовать.
Random Coffee. Это специальная платформа для профессиональных и дружеских знакомств. Инструмент подойдет для тех, кто только начинает заниматься нетворкингом.
Вот как это работает:
- регистрируетесь в телеграм-боте и указываете информацию о себе: пол, возраст, профессию, что вас интересует, какой формат, онлайн или офлайн, больше подойдет;
- раз в неделю телеграм-бот присылает контакты собеседника для встречи;
- участники договариваются о времени и месте встречи;
- в конце недели оценивают друг друга, а телеграм-бот спрашивает, готовы ли на новую встречу.
Регистрация в боте платная. Тарифы от 1500 ₽ за 2 месяца.
Вебинары и групповой коучинг. Проходят онлайн или офлайн. Ищите мероприятия, на которых в конце проводят нетворкинг-сессии и дают участникам познакомиться. Например, прослушали лекцию о том, как найти поставщика, а в конце каждый рассказывает, в какой сфере работает, какой есть опыт поиска и с какими проблемами столкнулся.
На сессиях группового коучинга задумано, что участники познакомятся и расскажут о себе другим. Этот способ подойдет новичкам: на сессии будет модератор, который поможет сгладить трудные моменты и подскажет, как действовать.
Мастермайнды и мастер-классы. Мастермайнд — это групповой формат встреч, на которых участники делятся опытом и помогают друг другу с личными и профессиональными проблемами. Мастер-класс — это обучение в формате лекции и интерактивной части от специалистов разных сфер.
Оба мероприятия предполагают онлайн- или офлайн-формат. Если у вас уже есть эксперт, который вдохновляет, можно пойти к нему на мастермайнд или мастер-класс и там познакомиться с единомышленниками. Для таких мероприятий создают специальные чаты, где участники общаются между собой и знакомятся — так вы сможете найти новых знакомых.
«Мы внутри сообщества каждый месяц проводим прямые эфиры, мастермайнды и мастер-классы, где люди могут пообщаться и познакомиться в конце. Этот способ подойдет для человека, который находится на первом или втором уровне нетворкинга, если вы выбираете узконаправленные мероприятия — можно сразу получить много контактов, а потом перейти к персональному общению».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Сообщества, блоги и форумы. Найдите те, что подходят вашим интересам. Например, если работаете с маркетплейсами, ищите сообщества продавцов, которые уже вышли на площадки и могут рассказать, что нужно делать.
Искать сообщества можно в социальных сетях, мессенджерах или просто в интернете. Например, написать запрос «сообщества для стартаперов» или «форум поставщиков одежды».
В сообществах могут проводить нетворкинг-мероприятия, но если пока не готовы идти на встречу, можно общаться в чатах с другими участниками. Например, описать проблему и спросить совета, как лучше поступить. Обязательно найдется человек, который будет готов помочь.
«Ищите сообщества в вашей сфере. Спрашивайте знакомых или смотрите подборки мест и мероприятий в Google. Используйте открытые ресурсы, подавайте заявки, пробуйте и точно найдете то, что нужно».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
С чего можно начать нетворкинг
В сообществе Бизнес-секретов есть приложение для нетворкинга, в котором специалисты из разных сфер делятся опытом с новичками. Там можно найти единомышленников, обсудить последние новости и задать вопросы. Попасть туда можно с помощью бота Т-Банк Бизнес Комьюнити в Телеграме.
Социальные сети для поиска контактов и работы. Искать новых знакомых можно также в социальных сетях. Например, можно вступить в группы по интересам и общаться с участниками сообщества. Если интересует работа с китайским поставщиками, вводите в поиск «работа с Китаем» или «бизнес с Китаем».
При выборе ориентируйтесь на число подписчиков и активность внутри группы. Учитывайте, что даже группы с маленьким количеством участников могут быть очень активными, поэтому важно смотреть на оба параметра.
Если нужно решить вопрос срочно, попробуйте написать пост и разместить на своей страничке. Возможно, что кто-то уже знает нужного человека, а у вас будет плюс один новый контакт.
Офлайн-конференции. Это бесплатные и платные мероприятия на определенную тему с большим количеством участников. Сначала выступают спикеры, а после или в промежутках устраивают небольшие нетворкинг-сессии, чтобы участники познакомились.
Даже если таких сессий нет, все равно удастся познакомиться и пообщаться с другими участниками. Главное — быть активным.
Бизнес-завтраки и обеды. Офлайн-формат, когда участники встречаются в утреннее и обеденное время для лекции или обсуждения деловых вопросов на определенную тему. Мероприятия проходят в неформальной обстановке, например в кафе или арендованном конференц-зале. Считается, что при таком подходе атмосфера более дружелюбная и располагающая к знакомствам.
Выставки и ярмарки. Это специальные отраслевые мероприятия, где можно познакомиться с партнерами и инвесторами в нужной сфере. Например, можно сходить на выставку косметических средств или российские дни дизайна.
Интро, или представление. Это персональное представление одного человека другому по запросу. Способ подойдет предпринимателям, которые находятся на среднем или продвинутом уровне нетворкинга.
Вы приходите к подруге Анне и говорите, что ищете маркетолога в команду. Анна считает, что у нее есть знакомый, который подойдет под запрос. Она пишет знакомому и рассказывает о вас и вашей компании, то есть делает вам интро, или представляет вас другому человеку. После этого Анна дает вам контакт, и дальше вы общаетесь уже без ее участия.
Еще один пример: вы — начинающий предприниматель в поисках инвестора. Вы точно знаете, что ваш друг знаком с человеком, который финансирует подобные проекты. Попросите друга познакомить вас и представить, то есть сделать интро, перед тем, как сами пойдете к инвестору. Так знакомство будет более персонализированным и пройдет успешнее.
Перед тем как обратиться к человеку за интро, правильно сформулируйте запрос. Нужно прописать, кого вы ищете, какой цели хотите достичь и зачем вам это нужно. Так другому человеку будет проще сориентироваться и понять, какой контакт вам посоветовать.
Не стоит рассчитывать, что этот способ всегда будет работать. Поначалу могут попадаться неподходящие люди или человек не сможет помочь с задачей. Продолжайте поиски и попробуйте добавить другой инструмент.
Инструкция: как подготовиться к нетворкингу и что делать после
Перед каждым мероприятием стоит подготовиться, чтобы не потратить время и ресурсы зря.
До встречи поставьте цель и напишите самопрезентацию.
Поставить цель. Это поможет сфокусироваться на конкретных результатах, которых вы хотели бы достичь. Вот примеры хороших и неудачных целей.
Чтобы проще было поставить цель, внимательно изучите список участников и спикеров до начала мероприятия. Подумайте заранее, с кем бы вы хотели познакомиться и будут ли на мероприятии нужные люди. Например, вы хотите найти инвестора. Для этого нужно узнать, кто будет на мероприятии — можно запросить список спикеров у организаторов.
«Четко продумайте, с кем важно пообщаться для достижения цели. Представьте себе этих людей, а лучше выпишите конкретные имена и идите сразу к ним. Например, вам нужны стартаперы с опытом или инвесторы, чтобы получить консультацию и обратную связь.
Задавайте себе вопросы: где мне его найти? Будет ли этот человек полезен? Получу ли я то, что нужно, от знакомства с ним? А если нет, то какой человек нужен?»
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Когда собрали список потенциальных знакомств, продумайте вопросы и тему беседы. Чаще всего разговор получится сам по себе, но можно набросать небольшие этапы, как вы построите его. Например, сначала расскажете о себе, а потом спросите, чем занимается собеседник. На основе его ответа можно строить вопросы и больше узнавать о сфере деятельности его компании или, наоборот, рассказать о своей и чем вы можете быть друг другу полезны.
Возможно, первые несколько раз разговоры будут неловкими — это нормально. Это можно практиковать, и постепенно у вас будет получаться лучше устанавливать контакт.
Написать самопрезентацию. Расскажите другим о себе — чем занимаетесь, зачем пришли на нетворкинг, что вас интересует, чем можете помочь и что ищете на мероприятии. Подготовьтесь заранее, чтобы меньше нервничать в процессе.
«Помните, что идеальной самопрезентации с первого раза не получится. Вы будете оттачивать ее с каждым новым знакомством. Анализируйте, что людям нравится, на какие факты они реагируют и о чем расспрашивают больше. В следующий раз сделайте акцент на этом и перестройте самопрезентацию».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Приведем пример хорошей и плохой самопрезентации. Плохая самопрезентация — расплывчатая, без конкретики и не рассказывает о ваших целях. Хорошая — детальный рассказ о том, кто вы, чем занимаетесь, кого ищете и с чем можете помочь.
Что делать после нетворкинга. В конце проанализируйте, удалось ли достичь поставленной цели. Это поможет понять, было ли мероприятие успешным или стоит попробовать другой инструмент.
Отсортируйте и организуйте контакты сразу после встречи. Особенно если получилось поговорить с разными людьми. Сразу отберите и запишите в заметки, с кем хотелось бы пообщаться позднее и предложить конкретные шаги в бизнесе.
«Рекомендую сразу после встречи написать заметки о каждом человеке, с которым встретились. Это поможет систематизировать контакты и подвести итоги встречи: что это за люди, что нужно будет сделать дальше, на что договорились. Заодно не забудете, если что-то пообещали собеседникам».
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Вот что еще можно сделать после мероприятия:
- найдите новых знакомых в социальных сетях — если будут визитки, можно искать контакты по информации из них;
- напомните о себе — продолжайте общение после встречи, напишите первым и предложите сделать что-то вместе. Например, встретиться для обсуждения новых методов поставок или придумать коллаборацию в соцсетях;
- предложите помощь — постарайтесь запомнить запрос человека. Если позже поймете, что можете помочь, напишите и расскажите, как можно решить задачу;
- следите за обещаниями — если пообещали что-то человеку, обязательно сделайте это. К ответственным людям тянутся другие и хотят общаться, так вы сможете расширять список контактов.
Помните, что для построения деловых связей нужно время, и не торопите собеседника. Если вам не ответили, напомните через несколько дней, но не стоит писать каждый час.
Распространенные ошибки нетворкинга
Нетворкинг будет более эффективным, если избегать этих распространенных ошибок:
- Недостаточная подготовка. Перед появлением на мероприятии сформулируйте свою цель и подготовьте небольшую самопрезентацию — это поможет чувствовать себя увереннее и быстрее устанавливать контакт.
- Избыточный фокус на себе. Слишком сильный акцент на собственных интересах и достижениях, попытки выделиться любым способом, а также быстрый переход к активным продажам только оттолкнут собеседника.
- Неподходящий тон разговора. Помните о деловом этикете и культурных особенностях общения. Например, не стоит сразу переходить на ты, если это не оговорено заранее, или, напротив, общаться слишком формально с собеседниками с равным статусом.
- Навязывание контакта. При нетворкинге важно учитывать потребности собеседника. Если вы видите, что он уклоняется от разговора, то лучше оставить его в покое и попробовать установить контакт с кем-то другим.
- Отсутствие повторных контактов. Нетворкинг не выполнит свою функцию, если забыть о собеседнике до следующего мероприятия. Исправить это поможет follow-up — короткое письмо или сообщение, которое нужно отправить после знакомства. В сообщении напомните о себе и расскажите, чем можете быть полезны новому знакомому.
Материалы, которые помогут подготовиться к нетворкингу
Для успешного нетворкинга важно уметь общаться. У делового общения есть свои особенности, которые нужно учитывать. Важно помнить, что собеседники — не близкие люди, между вами есть дистанция. Предпринимателю придется научиться эффективно устанавливать контакты и не переходить личные границы.
Причем нужно вести себя в рамках делового общения не только во время разговора, но и после него — в интернете, когда поддерживаете дальнейшую связь. Сейчас онлайн-общение — это основной способ деловой коммуникации. Как эффективно общаться с партнерами и сотрудниками, рассказали в отдельной статье.
Что почитать про нетворкинг
Собрали подборку книг про нетворкинг и общение:
- «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги — советы о том, как себя вести, чтобы люди захотели с вами общаться;
- «Сначала скажите „нет“» Джима Кэмпа — принципы, которые помогут заключать сделки с пользой для себя;
- Книги по нетворкингу — подборка книг, которые помогут подготовиться к разным форматам и мероприятиям;
- 7 лучших книг для саморазвития — как стать интересным человеком, с которым было бы любопытно познакомиться;
- 5 лучших книг по переговорам — лайфхаки, которые помогут развивать бизнес с партнерами.
Не обязательно изучать их все. Выбирайте навыки, которые хотите подтянуть перед стартом, и прокачивайте именно их.
Главное
- Нетворкинг — это инструмент для поиска и построения деловых отношений.
- С его помощью можно решать бизнес-задачи: искать партнеров, инвесторов, поставщиков или сотрудников.
- Всего есть три уровня нетворкинга. Перед началом нужно определить, на каком вы уровне находитесь, а потом подбирать подходящий формат.
- Для нетворкинга можно использовать 9 форматов. Например, вступать в бизнес-сообщества, ходить на выставки или общаться в чатах предпринимателей.
- Чтобы подготовиться к нетворкингу, нужно поставить цель и написать самопрезентацию.
Как вы заводите полезные связи для своего бизнеса? Делитесь опытом в комментариях.