Делимся мнениями селлеров, основателей клубов и владельцев сообществ
Продавцы на маркетплейсах
Делимся мнениями селлеров, основателей клубов и владельцев сообществ
Продавцы на маркетплейсах
Перед началом торговли на маркетплейсах у продавцов возникает много вопросов: например, где найти поставщика, какую схему продаж выбрать или как отгружать товар. Чтобы найти ответы, одни ищут наставника, который поможет и направит, другие вступают в бизнес-клубы или сообщества селлеров, третьи разбираются во всем самостоятельно и учатся на своих ошибках.
В статье разбираемся, как работают клубы и сообщества и нужно ли туда вступать. Для этого мы поговорили с продавцами, которые ведут бизнес на площадках самостоятельно, с владельцами и участниками клубов и сообществ.
Популярны ли клубы и сообщества среди продавцов
Мы провели опрос среди участников телеграм-канала «Бизнес-секреты: маркетплейсы». Вот что выяснили:
Какие бывают комьюнити для селлеров
Комьюнити бывают платными и бесплатными. При общении с экспертами мы заметили, что платные комьюнити чаще называют себя клубами, а бесплатные — сообществами. В статье будем делать так же.
Клубы. Чтобы вступить в них, продавцу нужно уплатить членский взнос. Сумму вносят единоразово на старте либо отдают каждый месяц или год. Как и сколько именно придется платить — зависит от правил клуба.
Не во всех клубах достаточно просто заплатить за вступление — некоторые проводят дополнительные проверки. Например, просят продавца прислать скрины из личного кабинета и подтвердить обороты магазина на маркетплейсе.
Первые клубы стали появляться в пандемию, когда магазины в рознице закрывались и бизнес стал переходить в онлайн и на маркетплейсы. Основателями таких клубов становились сами предприниматели. Они рассказывают, что в то время практически не было информации, как строить бизнес на площадках. Владельцы бизнеса самостоятельно осваивали нишу и создавали клубы, где делились опытом с другими предпринимателями.
Некоторые клубы создавали на базе онлайн-школ. Например, владелец бизнеса проводил курсы по обучению для селлеров, а потом приглашал выпускников вступать в клуб. То есть продавцы сначала получали знания, а после обучения могли обмениваться опытом.
Клубы организовывают для участников различные мероприятия, например проводят офлайн-конференции в разных городах России и приглашают на них известных спикеров. Так у продавцов есть возможность общаться с ключевыми игроками рынка и следить за тенденциями.
Сообщества. Это бесплатные каналы или публичные чаты, в которые может вступить любой желающий. Чаще всего их можно встретить в Телеграме.
Например, такой чат есть у Бизнес-секретов — он называется «Есть дело: маркетплейсы». В нем состоят продавцы маркетплейсов, поставщики и специалисты, которые предлагают разные услуги на площадках, например оформление или анализ карточек. Чтобы вступить в сообщество Бизнес-секретов, нужно пройти регистрацию в боте по ссылке справа.
Сообщества, как и клубы, выросли из желания поделиться с другими информацией и узнать чужой опыт торговли на маркетплейсах.
В сообществах, так же как и в клубах, состоят опытные продавцы, которые готовы помочь советом и подсказать.
Что выбрать — клуб или сообщество, — зависит от цели продавца. В следующем разделе собрали мнения селлеров и узнали, зачем они вступают в клубы и сообщества.
Другие статьи про развитие бизнеса на маркетплейсах
Почему продавцы вступают в клубы и сообщества
Мы опросили продавцов и владельцев клубов и собрали четыре основные причины, по которым селлеры вступают в платные комьюнити:
- Недостаток информации.
- Возможность масштабировать бизнес.
- Возможность вырасти в оборотах и прибыли.
- Новое окружение и полезные знакомства.
Недостаток информации. Чаще всего опрошенные нами продавцы вступали в клуб, потому что в интернете не хватало информации о маркетплейсах. Они хотели найти комьюнити, в котором другие опытные коллеги делились бы опытом.
Возможность масштабировать бизнес. В платные клубы обычно идут уже опытные продавцы, которые хотят масштабировать бизнес и больше узнать о торговле на маркетплейсах.
Возможность вырасти в оборотах. Продавцы не были готовы поделиться с нами точными результатами, которых они добились в клубе. Но при этом все участники говорили о росте бизнеса. Например, у одного продавца оборот вырос на 200%, а у другого — в четыре раза. Такие данные сложно сравнивать между собой, но мы сделали общий вывод: внутри платных клубов продавцы, по их словам, растут и постоянно масштабируются.
При этом опрос в телеграм-канале «Бизнес-секреты: маркетплейсы» говорит об обратном: 70% опрошенных ответили, что участие в клубе ничего не дало и оказалось бесполезным. Однако число ответивших небольшое, поэтому дать однозначный ответ сложно.
Получается, что невозможно предсказать, получится ли масштабировать бизнес и выйти на новые показатели при вступлении в клуб. Многое зависит от самого продавца: готов ли он расти и развиваться.
Новое окружение и полезные знакомства. Участники рассказывают, что клубы — это не только про опыт и обучение, но и про человеческие отношения. Некоторые становятся друзьями и за пределами клубов.
Вот что еще полезного можно сделать внутри клуба, по словам продавцов и основателей:
- первыми внедрять новые инструменты и успевать заработать раньше конкурентов;
- получить новые знания от практиков рынка;
- открыть для себя новую нишу и начать в ней продавать;
- найти партнера и открыть новый бизнес;
- найти новых поставщиков, покупать товар дешевле и отгружать больше;
- получать скидки от партнерских сервисов — например, сервисов аналитики или поставщиков услуг;
- найти сотрудников — например, дизайнеров или фотографов для создания карточек товаров. Другой участник может посоветовать кого-то проверенного, с кем уже давно работает и чьи карточки товаров поднимаются выше других в поиске.
Однако некоторые из этих вещей доступны и в бесплатных сообществах. Их владельцы тоже следят за нововведениями, помогают с разными вопросами и стремятся, чтобы продавец всегда мог получить актуальную информацию.
Мы также опросили участников сообществ, почему они однажды присоединились к бесплатному комьюнити и остаются там. Большинство продавцов ответили, что вступали в сообщества в самом начале своего пути на маркетплейсах.
Если кажется, что клуб вам не подходит, всегда можно начать с бесплатного сообщества, а позже перейти к платному формату. Вступить в сообщество проще: не нужно платить членский взнос и проходить проверки. Выйти из него тоже легко: достаточно покинуть чат или канал.
Почему некоторые продавцы отказываются вступать в клубы
Во время общения с продавцами мы заметили, что не все хотят вступать в клубы. Мы узнали, почему так, и делимся с вами ответами.
Из ответов видно, что клуб не волшебная таблетка для роста оборотов. Можно работать на маркетплейсах и масштабироваться своими силами. Это зависит от того, насколько предприниматель готов погружаться в рынок, правильно ли он выбирает товар, рассчитывает юнит-экономику, вовремя ли обновляет карточки товаров.
Где найти подходящий клуб или сообщество продавцов
Если все же решили вступить в клуб или сообщество, их можно найти через отзывы, сайты, рекламу в телеграм-каналах и на офлайн-мероприятиях.
Отзывы или сарафанное радио. Клубы лучше искать по рекомендациям или отзывам в интернете. Если у вас есть знакомые, которые в них состоят, можно спросить у них совета. С бесплатными сообществами проще — можно вступить в них и побыть там какое-то время, чтобы присмотреться. Если не понравится — в любой момент уйти.
Сайты. На них рассказывают, что именно предлагает клуб или сообщество и чем они могут помочь продавцу. Для подтверждения успехов клубы прикладывают отзывы и результаты других продавцов — но проверить их на практике бывает сложно: не всегда указаны контакты тех, кто оставил отзывы.
Реклама в телеграм-каналах и соцсетях. Некоторые находят клуб или сообщество во время чтения каналов о маркетплейсах или в чатах. Например, когда мы искали экспертов для этой статьи, в комментариях под постом девушка нашла для себя сообщество по интересам и сразу вступила в него.
Офлайн- и онлайн-мероприятия. Некоторые клубы и сообщества рекламируют себя на конференциях или становятся информационными партнерами мероприятий, на которые приходят селлеры.
Тест: нужно ли вам вступать в комьюнити для продавцов?
Мы подготовили тест в виде схемы. Возможно, он поможет вам определиться с форматом.
А вы состоите в бизнес-клубах? Пишите в комментариях, что вам дают такие сообщества.