Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Выгодно ли продавцам маркетплейсов вступать в клубы и сообщества, или лучше вести бизнес в одиночку


Делимся мнениями селлеров, основателей клубов и владельцев сообществ


Продавцы на маркетплейсах

Продавцы на маркетплейсах

Перед началом торговли на маркетплейсах у продавцов возникает много вопросов: например, где найти поставщика, какую схему продаж выбрать или как отгружать товар. Чтобы найти ответы, одни ищут наставника, который поможет и направит, другие вступают в бизнес-клубы или сообщества селлеров, третьи разбираются во всем самостоятельно и учатся на своих ошибках.

В статье разбираемся, как работают клубы и сообщества и нужно ли туда вступать. Для этого мы поговорили с продавцами, которые ведут бизнес на площадках самостоятельно, с владельцами и участниками клубов и сообществ.

Популярны ли клубы и сообщества среди продавцов

Мы провели опрос среди участников телеграм-канала «Бизнес-секреты: маркетплейсы». Вот что выяснили:

Клубы и сообщества продавцов на маркетплейсах

Какие бывают комьюнити для селлеров

Комьюнити бывают платными и бесплатными. При общении с экспертами мы заметили, что платные комьюнити чаще называют себя клубами, а бесплатные — сообществами. В статье будем делать так же.

Клубы. Чтобы вступить в них, продавцу нужно уплатить членский взнос. Сумму вносят единоразово на старте либо отдают каждый месяц или год. Как и сколько именно придется платить — зависит от правил клуба.

Сумма зависит от программы, которую предлагает клуб. Но не все открыто публикуют стоимость подписки, иногда ее нужно запрашивать дополнительно

Не во всех клубах достаточно просто заплатить за вступление — некоторые проводят дополнительные проверки. Например, просят продавца прислать скрины из личного кабинета и подтвердить обороты магазина на маркетплейсе.

«В нашем клубе есть ограничения по обороту в месяц. Например, для стандартного тарифа — 150 000 ₽, для тарифа PRO — от 800 000 ₽. Такие планки делят участников по опыту и профессиональным вопросам».

Николай Шапкин

Николай Шапкин

Предприниматель и основатель проектов MPExperts

Первые клубы стали появляться в пандемию, когда магазины в рознице закрывались и бизнес стал переходить в онлайн и на маркетплейсы. Основателями таких клубов становились сами предприниматели. Они рассказывают, что в то время практически не было информации, как строить бизнес на площадках. Владельцы бизнеса самостоятельно осваивали нишу и создавали клубы, где делились опытом с другими предпринимателями.

«Старый бизнес перестал приносить деньги в нужном объеме, и пришлось искать новые пути развития — мы решили продавать антисептики. Искали новый канал продаж и вышли на маркетплейсы.

Тогда еще не было школ по маркетплейсам и телеграм-каналов, было сложно найти информацию, как правильно оформить карточки и продвигать их, какие инструменты работают, а какие не стоит даже пробовать.

Однажды я попал на встречу продавцов в Москве. За несколько часов я получил информацию, которая помогла масштабировать бизнес в десять раз. Так я понял, что сила в окружении и обмене опытом, решил создать собственный клуб и помогать продавцам с выходом на маркетплейсы».

Иван Городилов

«Когда я начинал торговать на Amazon и Wildberries, сам столкнулся с проблемой — негде было искать актуальную информацию и единомышленников. Из-за этого было сложно расти и масштабировать бизнес. Тогда я решил организовывать встречи селлеров и продвигать профессиональное сообщество продавцов».

Николай Шапкин

Николай Шапкин

Предприниматель и основатель проектов MPExperts

Некоторые клубы создавали на базе онлайн-школ. Например, владелец бизнеса проводил курсы по обучению для селлеров, а потом приглашал выпускников вступать в клуб. То есть продавцы сначала получали знания, а после обучения могли обмениваться опытом.

«Наш клуб совсем молодой — ему полтора года. Мы основали его на базе нашей школы по маркетплейсам. В какой-то момент заметили, что маркетплейсы растут, а знания и информацию по ним брать неоткуда, нет проверенных источников».

Виктория Протопопова

Виктория Протопопова

Основательница бизнес-клуба «Заряд»

Клубы организовывают для участников различные мероприятия, например проводят офлайн-конференции в разных городах России и приглашают на них известных спикеров. Так у продавцов есть возможность общаться с ключевыми игроками рынка и следить за тенденциями.

Участники клуба могут самостоятельно выбирать, какие мероприятия хотели бы посетить. Внутри клуба бывают открытые встречи, которые доступны всем, и закрытые — только для тех, у кого есть особый статус, например Gold или Pro

«У нас в клубе три формата: онлайн, офлайн и живые zoom-встречи. У каждого участника есть расписание — можно посмотреть его в личном кабинете, а потом выбрать, на какие мероприятия хочется пойти.

Еще у нас бывают разные челленджи или темы месяца, где мы рассказываем много полезной информации. Например, у Wildberries поменялся алгоритм настройки рекламы — рассказываем об этом и приглашаем спикеров и лидеров рынка, которые смогут дать полезные советы продавцам».

Виктория Протопопова

Виктория Протопопова

Основательница бизнес-клуба «Заряд»

Сообщества. Это бесплатные каналы или публичные чаты, в которые может вступить любой желающий. Чаще всего их можно встретить в Телеграме.

Например, такой чат есть у Бизнес-секретов — он называется «Есть дело: маркетплейсы». В нем состоят продавцы маркетплейсов, поставщики и специалисты, которые предлагают разные услуги на площадках, например оформление или анализ карточек. Чтобы вступить в сообщество Бизнес-секретов, нужно пройти регистрацию в боте по ссылке справа.

В сообществе «Есть дело: маркетплейсы» есть отдельные чаты для каждой площадки, анонсы комьюнити и просто болталка

«Состою в сообществе „Есть дело: маркетплейсы“. Удобно, что есть разные чаты для каждой площадки — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркета. Можно задать любой вопрос, а опытные продавцы дадут совет.

Иногда даже просто листаю ленту и читаю, что пишут другие. Часто среди ответов попадаются полезные лайфхаки и инсайты, о которых сам даже не подумаешь».

Анна Казыева

Анна Казыева

Продавец домашнего текстиля

Сообщества, как и клубы, выросли из желания поделиться с другими информацией и узнать чужой опыт торговли на маркетплейсах.

«Мы создали чат и телеграм-канал для обмена опытом, когда информации о работе на Wildberries и Ozon практически не было. Сейчас чат и канал — открытые площадки, где продавцы могут узнать новости о бизнесе на маркетплейсах, обменяться опытом и получить ответы на вопросы».

Антон Гогин

Антон Гогин

Руководитель компании MPGO

В сообществах, так же как и в клубах, состоят опытные продавцы, которые готовы помочь советом и подсказать.

«Актив нашего чата на 85% состоит из участников, которые заходят задать вопрос. Обычно ответы нужны срочно, а ждать поддержку маркетплейсов слишком долго. В таких случаях можно спросить продавцов, которые уже через это проходили.

Многим достаточно совета, чтобы избежать часовых ожиданий ответов на обращения. Именно для этого мы и создали наше комьюнити».

Илья Бухарин

Илья Бухарин

Основатель «Клуба партнеров»

Что выбрать — клуб или сообщество, — зависит от цели продавца. В следующем разделе собрали мнения селлеров и узнали, зачем они вступают в клубы и сообщества.

Почему продавцы вступают в клубы и сообщества

Мы опросили продавцов и владельцев клубов и собрали четыре основные причины, по которым селлеры вступают в платные комьюнити:

  1. Недостаток информации.
  2. Возможность масштабировать бизнес.
  3. Возможность вырасти в оборотах и прибыли.
  4. Новое окружение и полезные знакомства.

Недостаток информации. Чаще всего опрошенные нами продавцы вступали в клуб, потому что в интернете не хватало информации о маркетплейсах. Они хотели найти комьюнити, в котором другие опытные коллеги делились бы опытом.

Возможность масштабировать бизнес. В платные клубы обычно идут уже опытные продавцы, которые хотят масштабировать бизнес и больше узнать о торговле на маркетплейсах.

«Я считаю, что в клуб нужно идти за более углубленными знаниями. Если хочется что-то попробовать, лучше для начала остановиться на бесплатных сообществах, а потом уже заходить в платный клуб».

Евгения Вернадская

Евгения Вернадская

Член клуба MPSellers

Возможность вырасти в оборотах. Продавцы не были готовы поделиться с нами точными результатами, которых они добились в клубе. Но при этом все участники говорили о росте бизнеса. Например, у одного продавца оборот вырос на 200%, а у другого — в четыре раза. Такие данные сложно сравнивать между собой, но мы сделали общий вывод: внутри платных клубов продавцы, по их словам, растут и постоянно масштабируются.

«Первая моя цель в клубе — общаться с топовыми селлерами и обмениваться с ними опытом. Сейчас я знаю всех ключевых игроков рынка и могу взять у них консультацию по любому вопросу.

Вторая цель — расширять и масштабировать бизнес. Я в клубе с первого дня и заметно выросла — сейчас у меня есть собственный фулфилмент-центр, где уже мои сотрудники помогают продавцам с торговлей на маркетплейсах».

Арина Лазарева

Арина Лазарева

Член клуба MPSellers

При этом опрос в телеграм-канале «Бизнес-секреты: маркетплейсы» говорит об обратном: 70% опрошенных ответили, что участие в клубе ничего не дало и оказалось бесполезным. Однако число ответивших небольшое, поэтому дать однозначный ответ сложно.

Лишь 6% опрошенных масштабировали бизнес благодаря клубам и сообществам, а 10% вышли на новые показатели

Получается, что невозможно предсказать, получится ли масштабировать бизнес и выйти на новые показатели при вступлении в клуб. Многое зависит от самого продавца: готов ли он расти и развиваться.

Новое окружение и полезные знакомства. Участники рассказывают, что клубы — это не только про опыт и обучение, но и про человеческие отношения. Некоторые становятся друзьями и за пределами клубов.

«Внутри клуба очень доверительные отношения. Мы все друг другу помогаем по разным вопросам. Необязательно даже спрашивать только про маркетплейсы, можно узнать о чем угодно.

Мы дружим и общаемся — можно сказать, что нашли своих, и часто встречаемся вне клуба. С другими встречаемся по рабочим моментам — обсуждаем партнерство и возможное развитие».

Анастасия Гречушкина

Анастасия Гречушкина

Член клуба MPSellers

«Я вступила в клуб, потому что появилась потребность в окружении, которое связано именно с маркетплейсами. Хотелось общаться с теми, кто говорит со мной на одном языке. Тогда я поняла, что мне интереснее проводить время с людьми, с кем много общих тем для обсуждений про бизнес.

Мне очень нравится, что мы можем путешествовать вместе, а заодно и обсуждать какие-то волнующие вопросы о маркетплейсах и делиться какими-то инсайтами, которые потом можно внедрить в процессы».

Евгения Вернадская

Евгения Вернадская

Член клуба MPSellers

Вот что еще полезного можно сделать внутри клуба, по словам продавцов и основателей:

  • первыми внедрять новые инструменты и успевать заработать раньше конкурентов;
  • получить новые знания от практиков рынка;
  • открыть для себя новую нишу и начать в ней продавать;
  • найти партнера и открыть новый бизнес;
  • найти новых поставщиков, покупать товар дешевле и отгружать больше;
  • получать скидки от партнерских сервисов — например, сервисов аналитики или поставщиков услуг;
  • найти сотрудников — например, дизайнеров или фотографов для создания карточек товаров. Другой участник может посоветовать кого-то проверенного, с кем уже давно работает и чьи карточки товаров поднимаются выше других в поиске.

Однако некоторые из этих вещей доступны и в бесплатных сообществах. Их владельцы тоже следят за нововведениями, помогают с разными вопросами и стремятся, чтобы продавец всегда мог получить актуальную информацию.

«Мы стараемся поддерживать активности в чате, помогаем советами и следим, чтобы новости в канале были актуальными.

Сейчас мы уже не только сообщество поставщиков, но и фулфилмент-центр, компания полного цикла по работе с Китаем, технологические партнеры Ozon и Яндекс Маркета».

Антон Гогин

Антон Гогин

Руководитель компании MPGO

Мы также опросили участников сообществ, почему они однажды присоединились к бесплатному комьюнити и остаются там. Большинство продавцов ответили, что вступали в сообщества в самом начале своего пути на маркетплейсах.

«Когда я вышла на площадку, сразу искала чат продавцов. Нашла сообщество в своем городе — это удобно, потому что у нас общие проблемы. Например, в Красноярске нет распределительного центра, поэтому мы отправляем заказы через пункты приема. Внутри чата мы обсуждаем, какие проблемы возникают, и учимся на чужих ошибках.

Сейчас мы продаем только по FBS, а недавно я решила, что хочу торговать и по FBO. Написала в чате, чтобы узнать, как лучше организовать работу. Несколько людей откликнулись — теперь планирую с ними поговорить подробнее, чтобы задать вопросы и уточнить все детали».

Оксана Гришанова

Оксана Гришанова

Владелица магазина деревянных игрушек Montessori Toys

«Я не участвую в платных клубах для продавцов и не планирую. Считаю, что в них нет для меня пользы. Обмен опытом можно получить в беседах и небольших чатах продавцов.

Например, я состою в сообществе продавцов Ozon. Участие в клубе бесплатное. Коллеги с радостью помогают новичкам и отвечают на сложные вопросы простым языком. Вместе мы можем обсудить нововведения на площадке, оценить работу акций и инструментов для продвижения».

Екатерина

Екатерина

Участник «Клуба партнеров»

Если кажется, что клуб вам не подходит, всегда можно начать с бесплатного сообщества, а позже перейти к платному формату. Вступить в сообщество проще: не нужно платить членский взнос и проходить проверки. Выйти из него тоже легко: достаточно покинуть чат или канал.

Почему некоторые продавцы отказываются вступать в клубы

Во время общения с продавцами мы заметили, что не все хотят вступать в клубы. Мы узнали, почему так, и делимся с вами ответами.

«Регулярно получаю предложения вступить в клубы или сообщества для селлеров, но пока не планирую этого делать. Для себя не вижу плюсов в таких комьюнити: коммуникация с разными предпринимателями у меня и так есть. Я всегда знаю, где обменяться опытом и узнать что-то новое.

Некоторые клубы ориентированы именно на Wildberries, а я продаю на Ozon. Информации по моей площадке мне достаточно, и для этого не обязательно быть членом комьюнити. У нашей компании есть стратегия развития, благодаря которой мы растем.

Однако я знаю людей, которые считают, что выросли именно за счет таких комьюнити. Отношусь к этому скептически, потому что тяжело понять, точно ли дело именно в клубах, или продавец сам стал прилагать усилия и растить свой бизнес».

Дмитрий Новосельцев

Дмитрий Новосельцев

Директор интернет-магазина сантехники SantehSmart

«Никогда не слышала о клубах. Но если бы и вступала в подобные комьюнити — только туда, где продавцы сами производят товар, а не просто перекупают его в Китае. Меня привлекают новые люди и возможности, которые могут быть созданы в клубе».

Марина Фролова

«Для меня очень важно, кто находится внутри клуба, — причем и основатель, и те люди, из-за которых я вступила в комьюнити. Но сейчас нигде не состою, а торговля на маркетплейсах все равно развивается. На мой взгляд, все зависит от человека: если он умеет действовать самостоятельно, в клубах просто нет необходимости. Например, мой бизнес вырос за последние полгода на 46%».

Анастасия Павлова

Анастасия Павлова

Владелица производства домашнего текстиля LeoHome

Из ответов видно, что клуб не волшебная таблетка для роста оборотов. Можно работать на маркетплейсах и масштабироваться своими силами. Это зависит от того, насколько предприниматель готов погружаться в рынок, правильно ли он выбирает товар, рассчитывает юнит-экономику, вовремя ли обновляет карточки товаров.

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 370 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Где найти подходящий клуб или сообщество продавцов

Если все же решили вступить в клуб или сообщество, их можно найти через отзывы, сайты, рекламу в телеграм-каналах и на офлайн-мероприятиях.

Отзывы или сарафанное радио. Клубы лучше искать по рекомендациям или отзывам в интернете. Если у вас есть знакомые, которые в них состоят, можно спросить у них совета. С бесплатными сообществами проще — можно вступить в них и побыть там какое-то время, чтобы присмотреться. Если не понравится — в любой момент уйти.

«Меня в клуб позвал вступить мой конкурент по нише. Самое интересное — сам он в этом клубе не состоит, но посещает мероприятия и в целом знаком с клубом».

Евгения Вернадская

Евгения Вернадская

Член клуба MPSellers

Сайты. На них рассказывают, что именно предлагает клуб или сообщество и чем они могут помочь продавцу. Для подтверждения успехов клубы прикладывают отзывы и результаты других продавцов — но проверить их на практике бывает сложно: не всегда указаны контакты тех, кто оставил отзывы.

На сайте MPSellers предлагают оставить контакты для связи и отправить заявку, а еще можно посмотреть небольшой ролик о самом клубе

Реклама в телеграм-каналах и соцсетях. Некоторые находят клуб или сообщество во время чтения каналов о маркетплейсах или в чатах. Например, когда мы искали экспертов для этой статьи, в комментариях под постом девушка нашла для себя сообщество по интересам и сразу вступила в него.

Мы разместили пост для поиска экспертов, а одна из участниц нашего телеграм-канала нашла для себя сообщество

Офлайн- и онлайн-мероприятия. Некоторые клубы и сообщества рекламируют себя на конференциях или становятся информационными партнерами мероприятий, на которые приходят селлеры.

Когда проходила конференция Tinkoff eCommerce, для партнеров выделили отдельную вкладку на лендинге. Так часто делают с разными мероприятиями, можно попробовать найти клуб, который был информационным партнером на каком-то из них

Тест: нужно ли вам вступать в комьюнити для продавцов?

Мы подготовили тест в виде схемы. Возможно, он поможет вам определиться с форматом.

Предлагаем пройти тест и узнать, какой формат комьюнити подойдет вам больше всего
Яна Мизгирева
Яна Мизгирева

А вы состоите в бизнес-клубах? Пишите в комментариях, что вам дают такие сообщества.


Больше по теме

Новости