Сегодня онлайн-общение — основной способ деловой коммуникации. Многие команды работают удаленно, а компании нанимают, повышают и увольняют сотрудников, даже никогда не встречаясь с ними в реальной жизни. Однако онлайн-общение не эквивалентно устному: здесь свои законы и рамки приличия.
Как не испортить отношения с партнерами и сотрудниками и общаться онлайн эффективно, рассказываем в статье.
Что такое цифровой этикет
Цифровой этикет — это правила общения в интернете. Их используют, когда переписываются с бизнес-партнерами в мессенджерах или во время планерок с командой в Zoom.
Цифровой этикет помогает собеседникам вести вежливый и уважительный диалог в интернете. Если нарушать эти правила, можно задеть человека. К примеру, если перейти в переписке с контрагентом на «ты» без его согласия.
Иногда несоблюдение онлайн-этикета мешает бизнесу достигать целей. Например, партнер может отказаться делать новые проекты с предпринимателем, который присылает сообщения вечером субботы, звонит без предупреждения и отправляет правки в голосовых сообщениях.
Зачем нужен цифровой этикет
Деловой и светский этикет помогает строить общение эффективно и безопасно. Мы знаем, что в деловой среде в начале встречи принято жать руки и представляться — это создает атмосферу доверия и помогает выстраивать рамки общения.
Цифровой этикет выполняет ту же функцию в онлайн-пространстве.
Цифровой этикет основан на тех же принципах, что и этикет в личном общении:
- соблюдение личных границ;
- экономия ресурсов;
- демонстрация уважения.
Личные границы. Цифровая коммуникация позволяет нам быть на связи абсолютно всегда. Некоторые злоупотребляют технологиями: если раньше мы бы трижды подумали, стоит ли звонить человеку после 20:00, то теперь многие готовы отправить рабочее сообщение даже ночью. Если вы не договорились с собеседником о том, насколько это поведение приемлемо, делать так не следует.
Экономия ресурсов. Общение онлайн позволяет экономить время: вопросы, для которых раньше пришлось бы организовывать долгую личную встречу, можно решить в переписке.
Чтобы лучше добиваться целей во время онлайн-общения, экономьте время собеседника: предупреждайте о звонках или договаривайтесь о них заранее, а если это возможно — не звоните, пришлите вместо этого письмо, которое удобно прочесть в свободное время.
По этим же причинам не стоит без предупреждения присылать голосовые сообщения. Человеку, которому отправили голосовое, может быть неудобно его слушать в тот момент, когда вы ждете от него обратной связи. Кроме того, пока человек не прослушает сообщение, он не сможет понять его цель и объем задач, которые нужно будет выполнить в связи с этим. Текстовое сообщение с четкой структурой поможет быстрее добиться цели коммуникации.
Демонстрация уважения. Обращайтесь к собеседнику так, как он вам представился: используйте форму имени или имя с отчеством. Сохраняйте необходимую дистанцию в общении, благодарите собеседника, если он выполнил вашу просьбу и ответил на вопрос.
Некоторые формулировки в устной речи звучат доброжелательно благодаря интонации и мимике, но на письме могут выглядеть как слишком строгие, неприветливые и даже агрессивные. Смягчайте их, чтобы ненароком не обидеть собеседника.
Нужно помнить, что деловое взаимодействие происходит для того, чтобы решить конкретную задачу, а для этого нужно демонстрировать, что вы подходите к собеседнику со всем уважением. В противном случае можно навредить цели коммуникации и в итоге самому себе.
Как понять, что уместно в онлайн-общении
Этикет в интернете может быть разным в зависимости от среды, в которой происходит общение, контекста ситуации и состава участников беседы. Переписка с чиновниками будет выглядеть иначе, чем чат с бизнес-партнером, с которым вы знакомы много лет. Вопрос в том, как понять, что именно уместно в конкретной ситуации.
Есть два универсальных способа понять, как стоит общаться с людьми в интернете.
Спрашивать и договариваться. При первом контакте с новым собеседником можно спросить, в какие часы ему писать и какие каналы связи лучше использовать.
Для коммуникаций внутри компании советуем завести свод правил, на который сотрудники смогут сослаться при необходимости. Всегда есть инструменты и способы объяснить, почему так будет эффективнее.
Например, команда общается в пяти мессенджерах и там потом ничего невозможно найти. Можно предложить сделать один чат и договориться, что вся информация по проекту лежит в нем. Главное — прийти к какой-то договоренности и понять, что в ее основе будет лежать общее удобство и взаимное уважение.
Начинать общение максимально нейтрально. Используйте асинхронные каналы коммуникации, например электронную почту, и формулировки, которые не воспримут как вторжение в личное пространство. Не все готовы начинать общение с чьих-то любимых стикеров: это может быть воспринято как фамильярность.
Слава — руководитель платформы по работе с блогерами. У него есть личный блог, где указан телефон для связи в мессенджерах. Сообщение в Телеграме будет воспринято как что-то само собой разумеющееся, даже если вас нет в листе контактов Славы.
Максим Петрович — руководитель венчурного фонда. Его контакты нигде не указаны, персоналу запрещено их передавать кому-либо, да и в офисе их знают не все. Если у вас оказался его личный номер телефона и вас предварительно не представили, будьте готовы к тому, что неожиданный звонок с незнакомого номера его не обрадует. Если вам очень нужно связаться с ним, лучше начать с более формальных способов: напишите письмо, позвоните на рабочий телефон или попробуйте связаться через других.
Если после первого контакта собеседник сокращает дистанцию — например, предлагает перейти на «ты», сопровождает сообщение смайлом или какой-то шуткой, значит, и вы в ответ можете сделать то же самое. Так постепенно формируются правила внутри персональной коммуникации.
Как установить личные границы в онлайн-общении
Даже если вы приняли на себя обязательство отвечать круглосуточно, это может стать серьезной проблемой в перспективе: цифровые коммуникации выматывают не меньше обычных. Есть несколько приемов, которые помогут поддерживать комфортное общение:
- определите основной канал связи;
- определите резервный канал связи;
- договоритесь о времени связи;
- настройте автоответ в нерабочее время.
Определите основной канал связи. Люди по-разному пользуются онлайн-сервисами: для одних рабочий канал — Телеграм, другие используют мессенджер только для мемов и друзей, а задачи по работе принимают исключительно по электронной почте, третьи готовы общаться по работе только в рабочем мессенджере, например в Пачке или TrueConf.
Решите, какой канал удобен именно вам, и поставьте в известность всех, кому нужно общаться с вами по работе. Остальных информируйте по мере необходимости.
Определите резервный канал связи. Сотрудники должны знать, как оповестить вас в случае форс-мажора. Как правило, запасным каналом связи в таком случае выступает телефон. В дополнение к этому оставьте инструкции на случай, если вы не отвечаете по телефону, но сообщение обязательно должно до вас дойти.
Договоритесь о времени связи. Помните о проблеме часовых поясов: если вы работаете в удаленной команде, границы вашего рабочего дня и рабочего дня собеседника могут не совпадать.
На помощь вам придут отложенные и беззвучные сообщения, отправку которых можно запланировать в удобное для собеседников время. Если это невозможно технически, то есть два варианта действий:
- договориться с собеседником, что вы можете написать ему в любое время, но отвечать он вам будет только тогда, когда удобно ему;
- соблюдать график собеседника. Чтобы не забыть отправить сообщение, установите напоминание на своем телефоне.
Предупредите собеседников о том, в течение какого времени от вас можно ожидать ответа. Для электронной почты нормальный срок — от суток до недели.
Настройте в почте автоответ в нерабочее время. Автоответ не должен приходить на все сообщения, но будет полезен, если вы в отпуске или письма приходят в выходные.
Иногда собеседникам нужно только подтверждение того, что сообщение получено: некоторые даже готовы позвонить по телефону и это уточнить. Чтобы вас не беспокоили с вопросом о получении письма, настройте автоответ. Там же можно указать, в течение какого времени вы ответите по существу.
Как заработать на маркетплейсах
- Как рассчитать цену товара, чтобы остаться «в рынке» и не уйти в минус
- Обзор на популярные сервисы аналитики для маркетплейсов: как использовать и какой выбрать
- 8 элементов продающей карточки товара
- «Выйдете на оборот в миллион рублей через месяц». Стоит ли верить онлайн-курсам по маркетплейсам
- 7 способов увеличить продажи с помощью товара-локомотива
Переписка: как не утонуть в сообщениях и вести беседы эффективно
Деловая переписка может проходить по-разному в зависимости от корпоративной культуры, разницы в статусах собеседников и культурных особенностей.
Однако есть общие правила, которые помогут вести переписку более эффективно. Они справедливы как для электронных писем, так и для сообщений в чатах.
Главное правило — у текста должна быть четкая структура. Например, если вы начинаете беседу впервые, убедитесь, что ваше письмо содержит:
- приветствие;
- самопрезентацию;
- цель сообщения.
Приветствие и самопрезентация. Начните с формального приветствия, если вы общаетесь с собеседником впервые, а затем представьтесь: кто вы и почему вы решили написать.
В электронной почте имя и должность, как правило, указывают в подписи. Но если вы общаетесь впервые, лучше продублировать их в начале сообщения: иначе собеседнику придется сначала промотать письмо вниз, чтобы понять, с кем он беседует, а потом снова пролистать вверх, чтобы понять суть.
Помните главное правило: экономьте время собеседника, чтобы он экономил ваше.
Всегда указывайте тему. Когда адресат будет разбирать почту, он сможет легко расставить приоритеты и отреагировать на проблему своевременно. Письмо без темы рискует остаться непрочитанным или уйти в конец очереди.
В чате тему сообщения можно обозначить после самопрезентации или после приветствия, если вы с собеседником уже знакомы.
Одна тема — одно сообщение. Получатель должен сразу понять, чего от него хотят. Разбивайте текст на абзацы, чтобы его было проще читать.
Желательно, чтобы одно письмо содержало только один вопрос или просьбу: иначе вам придется долго ждать, пока адресат соберет информацию по всем пунктам, чтобы ответить на ваш запрос.
Справедливо и обратное: если вам прислали письмо с несколькими вопросами, ответить нужно на все. Если вы будете отвечать выборочно, получите еще серию писем в ответ на ваше.
Пишите письмо снизу вверх. Часто к письмам нужно приложить дополнительные документы — и нередко письмо отправляется без них.
Чтобы этого не происходило, можно использовать обратный алгоритм действий:
- Прикрепите файл, который хотите отправить.
- Опишите файл, который прикрепляете.
- Напишите, зачем вы его отправляете и какой реакции ожидаете.
- Добавьте блок приветствий.
- И только после этого заполните блок адресата, которому вы хотите отправить письмо.
Так вы не отправите недописанное или пустое письмо и не забудете приложить нужные файлы.
Благодарите и подписывайтесь. Если адресат ответил на ваш вопрос или выполнил просьбу, не забудьте его поблагодарить. Так вы проявите вежливость, и с вами будут охотнее работать.
Пишите грамотно. Проблемы с орфографией и пунктуацией могут оттолкнуть собеседника: сообщения выглядят неряшливо, а собеседник — непрофессионально. Перед отправкой сообщения перечитайте его. Если не уверены, правильно ли вы написали какое-то предложение, можете воспользоваться сервисами проверки правописания. В Гугл-документах этот инструмент работает автоматически.
Не отправляйте неинформативные сообщения. В формальном общении стикер или смайл могут быть неверно интерпретированы — лучше воздержаться от их использования.
Чтобы сэкономить место в переписке и отреагировать на сообщения собеседника, используйте встроенные функции мессенджеров: например, вместо отдельного сообщения с лайком поставьте лайк-эмодзи конкретной фразе. Собеседник увидит реакцию, но при этом не получит пуш-уведомление и не будет отвлекаться на него.
Главные принципы сетевого этикета, если нужно вести формальную переписку
- Начинайте диалог с приветствия. Сообщите собеседнику, кто вы и почему пишете сообщение.
- Делите сообщения на абзацы. Одна мысль — один абзац. Так собеседнику будет проще воспринимать текст, а еще он не потеряет нужные мысли.
- Указывайте тему письма. Если пишете на почту, не забудьте написать тему письма, иначе оно может затеряться среди других.
- Благодарите собеседника, если он ответил на вопрос или выполнил просьбу.
- Пишите грамотно — перечитывайте письмо и перепроверяйте, если не знаете, как пишется слово.
- Не отправляйте неинформативные письма, например эмоджи или стикеры. Это отвлекает собеседника.
Как подготовиться к личному созвону
Бывают ситуации, когда ограничиться перепиской нельзя: например, вопрос срочный или требует детального обсуждения и высокой вовлеченности в разговор. В таком случае можно договориться о созвоне.
Предупредите о звонке. Договаривайтесь о созвоне заранее в переписке. Ваш собеседник может быть занят неотложными делами и не готов к звонку. Как минимум ему может понадобиться время, чтобы найти тихое место без лишних свидетелей.
Это правило не касается форс-мажорных ситуаций. Обговорите, в каких случаях вам можно позвонить без предупреждения, и уточняйте у собеседника, когда вы можете позвонить ему.
Позаботьтесь о качестве связи и тишине заранее. Если это видеозвонок, соблюдайте этикет:
- отключайте свой микрофон, когда говорит собеседник;
- включите камеру или объясните, почему она не работает сейчас. Еще лучше — обговорите заранее, понадобится ли камера;
- подберите нейтральный фон. В видеомессенджерах фон можно сделать размытым — это может компенсировать недостатки помещения и позволит не отвлекать собеседника от общения;
- не записывайте звонок без разрешения. Исключение — телефонные мошенники. Этих пишите сколько душе угодно.
Установите тему и время на обсуждение. Разговор, как и работа, отнимает все отведенное на него время. Чтобы он не прошел бесплодно, полезно будет составить чек-лист из решений, которые нужно принять, и последовательно обсудить каждое из них.
Как подготовиться к видеоконференции
Организатор встречи несет большую ответственность за то, чтобы встреча прошла продуктивно. Для этого ему нужно ответить на несколько вопросов:
- можно ли обойтись без созвона;
- нужно ли на созвоне столько людей;
- можно ли сократить время встречи;
- какие решения нам нужно принять.
Можно ли обойтись без созвона. Посчитайте, сколько человек вы зовете на встречу, умножьте это число на стоимость их рабочего часа — и вы получите конкретную стоимость этой встречи. Например, вы зовете 50 человек поговорить в течение часа, в среднем их рабочий час стоит 700 ₽. Стоит ли предмет обсуждения 35 000 ₽?
Если нет, поищите способы передать ваше сообщение в асинхронном формате. Например, если вы проводите обучение по использованию каких-то рабочих инструментов, можно подготовить скринкаст — видеозапись экрана компьютера с вашими аудиокомментариями — и выслать всем ссылку. Каждый сможет посмотреть его в удобное время и на удобной для него скорости.
Нужно ли столько людей. Люди, которых мы позвали только ради «чувства сопричастности к общему делу», тоже отнимают общее время. У кого-то фонит микрофон, кто-то подключился позже и просит впустить его в конференцию, кто-то параллельно занят своими делами, а когда его спрашивают — отвечает невпопад. И мы не понимаем, зачем мы слушаем какую-то ерунду от человека, которого здесь быть не должно.
Можно ли сократить время встречи. Стандартная встреча длится час: так сложилось еще в те времена, когда видеосвязи не было и на каждую встречу нужно было ехать физически. В таком случае часовая встреча оправдывала время, затраченное участниками на дорогу. В онлайне такая проблема не стоит.
Хороший трюк, чтобы сэкономить время, если встреча требует меньше получаса, — назначать ее не ровно на 13:00, а, например, на 13:10. В таком случае на решение всех вопросов останется 20 минут.
Какие решения нужно принять. Правильная повестка помогает держать задачи в фокусе и не даст разойтись без результата. Для этого нужно формулировать не вопросы, которые нужно обсудить, а решения, которые нужно принять.
У человека, который идет на встречу, тоже есть власть: он всегда может спросить, точно ли он нужен на ней — или может прислать какую-то информацию либо подключиться к звонку, если он понадобится для обсуждения конкретного вопроса. Мы всегда можем отвоевывать свое время и спрашивать, можно ли не приходить.
Что делать, если нарушили цифровой этикет
Универсальный совет: если вы испытываете ужасную неловкость, лучше это сразу проговорить. И неважно, какой масштаб трагедии: позвонили ли вы своему главному боссу или ошиблись в письме и полагаете, что это может стать преградой при общении.
Ошибка в имени. Есть вещи, которые точно требуют извинений, и ошибка в имени — одна из них.
Перепутали адресата. Бывает, что письмо или сообщение ушло человеку, которому оно не предназначалось. В случае с письмом остается только извиниться и объяснить ситуацию. Если же сообщение ушло в мессенджере, есть два варианта действий: удалить или извиниться за отправку.
Важно помнить: все, что мы делаем в цифровом пространстве, становится частью нашей цифровой репутации: собеседник запомнит это сам и может переслать кому-то в другом чате. Все сообщения будут неразрывно связаны с образом человека, и лучше предотвратить проблему, чем разбираться с ее последствиями в будущем.
Что раздражает вас в рабочей коммуникации больше всего?
utickih.alla, как справляетесь с этим?
Несвоевременная подача информации
Долгое отсутствие ответа.