Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Своя кофейня или по франшизе: что выбрать?


Эту статью написал участник сообщества

Максим Киселев

Максим Киселев

Директор по развитию франчайзинговой сети COFFEE LIKE

COFFEE LIKE

COFFEE LIKE

Франчайзинговая сеть формата «кофе с собой» в России и странах СНГ

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Эту статью написал участник сообщества

Максим Киселев

Максим Киселев

Директор по развитию франчайзинговой сети COFFEE LIKE

COFFEE LIKE

COFFEE LIKE

Франчайзинговая сеть формата «кофе с собой» в России и странах СНГ

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

В 2022 году спрос на франшизы в России вырос на 70%. При этом самой востребованной сферой бизнеса во франчайзинге является общепит, чья доля увеличилась с 24% до 26%. Особенно популярными среди предпринимателей стали кофейные франшизы — сегодня более 100 кофейных сетей предлагают развивать бизнес по франчайзинговой модели.

Однако стоит ли покупать кофейную франшизу или лучше открыть свой бизнес? Насколько это выгодно и какие могут быть нюансы в обоих случаях? Директор по развитию франчайзинговой сети COFFEE LIKE Максим Киселев разобрал плюсы и минусы, которые следует учитывать как при открытии собственного кофейного бизнеса, так и по франшизе.

Плюсы франшизы

Можно выделить шесть основных положительных моментов при открытии кофейни по франшизе.

Знакомый бренд. При открытии кофейни по франшизе многие смотрят на имя. И это вполне закономерно, так как большинство потенциальных клиентов отдают предпочтение известному бренду. Но, как правило, такие франшизы стоят дороже. Если выбирать среди дешевых франшиз с малоизвестным именем, то есть риск оказаться в серой массе однотипных кофеен, которые каждый день то открываются, то закрываются.

Помощь с дизайн-проектом. Хорошее и стильное оформление кофейни играет огромную роль, так как создает положительное первое впечатление у посетителей. Некоторые франшизы готовы помочь с дизайн-проектом и совместно с вами разработать оформление интерьера, либо предоставить готовый вариант. Как правило, это закладывается в стоимость паушального взноса.

Налаженные каналы поставки. В случае с открытием кофейни по франшизе предпринимателю не нужно налаживать связи с поставщиками — за него это сделала управляющая компания. Более того, у хорошей франшизы, как правило, есть свой маркетплейс, где франчайзи может приобрести все необходимое сырье и расходники по специальной партнерской цене. Так, например, цена кофе и стабильность его поставок является критически важным параметром такого бизнеса. Это, в свою очередь, гарантирует Управляющая Компания своим партнерам-франчайзи. В нашей сети с ноября 2023 года цена на кофе составляет 1040 руб./кг.

Обучение бариста с нуля в COFFEE LIKE длится около 10 дней

Оборудование предоставляет франчайзер. Наличие хорошего кофейного оборудования играет большую роль в качестве готового напитка. Для кофейни по франшизе управляющая компания, как правило, сама занимается вопросом подбора кофемашины и кофемолки. Чаще всего франчайзер предоставляет особые условия для своих партнеров по покупке, либо аренде оборудования. В среднем, на все необходимое техническое оснащение кофейни понадобится до 520 000 ₽. Если это оборудование выше классом, то на него может уйти до 1,5-3 млн рублей.

Обучение сотрудников со стороны франчайзера. Перед стартом работы кофейни вам необходимо будет научить двух-трех бариста варить кофе и грамотно коммуницировать с гостями. Если вы открываетесь по франшизе, то обычно франчайзер либо обучает сам, либо предоставляет базу знаний, предназначенную в том числе для обучения персонала. Образовательные расходы чаще всего закладываются в стоимость паушального взноса. В редких случаях обучение может быть платным.

Маркетинговое продвижение франшиза берет на себя. В случае с франшизой продвижение, как правило, проходит централизованно. У компании есть общая маркетинговая стратегия, которая раскручивает всю сеть.Обычно затраты на PR и маркетинг включены в ежемесячные роялти, либо необходимо платить дополнительно от 1 до 5%.

Минусы франшизы

Я обращаю внимание на четыре минас при запуске бизнеса по франшизе.

Самостоятельный поиск локации. Даже если вы открываете кофейню по франшизе, вам предстоит самому искать подходящее помещение, а также оценить его проходимость. Есть франчайзеры, которые консультируют и сопровождают предпринимателя при подборе локации. Общаться с арендодателями и рассказывать о проекте вам в любом случае предстоит самим.

Ограниченность в выборе. В случае с франшизой предприниматель ограничен в выборе кофейного зерна, так как у франчайзера есть сформированный пул поставщиков, с которыми он работает не первый год. Чаще всего это бывает лишь один тип зерна с конкретной степенью обжарки. Использовать другое зерно от сторонних поставщиков разрешают далеко не все франчайзеры.

Ограниченность в работе над меню. Это скорее плюс. Большая часть меню — единая для всех кофеен по франшизе. Изменить отдельные позиции в нем не получится. Особенно это касается кофейных напитков. Внести разнообразие можно только в сопутствующих товарах, например в десертах и выпечке. И то это можно сделать при согласовании с франчайзером. Тем не менее, большинство франшиз разрабатывает меню, которые способны удовлетворить запросы многих людей.

Оплата франчайзеру. Сегодня паушальный взнос для открытия франчайзинговой кофейни варьируется от 200 000 до 2 млн рублей паушального взноса. Самый распространенный и недорогой формат кофейни по франшизе — точка “кофе с собой” в виде киоска или островка в торговом центре. Средние затраты на открытие такой кофейни — 1,6 млн рублей. Кроме того, каждый месяц придется перечислять роялти франчайзеру — от 3 до 7% от прибыли.

12% гостей покупает к напитку дополнительный продукт в формате “с собой” — например, пончик или сендвич

Плюсы своей кофейни

Среди главных положительных моментов можно выделить четыре.

Свобода действий. Открытие своей кофейни — это куда сложнее, чем ее развитие по франшизе, и рисков здесь еще больше, однако у вас есть полная свобода. Вы можете проявить фантазию и разработать собственную оригинальную концепцию, которая будет выгодно отличать вас среди других.

Нет ограничений в выборе. При открытии своей кофейни вы можете выбрать любое зерно, обращаясь к разным поставщикам. А если финансы позволяют, то можно закупать зеленое зерно и заказывать обжарку в одном из местных цехов. Либо организовать собственное обжарочное производство, однако это обойдется вам в несколько миллионов рублей.

Свое оформление и айдентика. У вас есть возможность разработать свой дизайн-проект интерьера и собственную уникальную айдентику для меню, стаканчиков, салфеток и прочих материалов, которая позволит вам идентифицироваться на фоне других.

Уникальность меню. В собственной кофейне вы можете сделать меню таким, каким пожелаете — например, менять позиции по сезонам или ввести напитки и десерты недели. Кроме того, есть возможность экспериментировать и придумывать свои уникальные сочетания в привычных напитках. Главное — не увлечься и не переборщить.

В кофе-барах обычно работает один бариста в смену, а в кофейнях — двое

Минусы своей кофейни

Трата времени и денег — это основные минусы при открытии собственной кофейни.

Огромная трата ресурсов. Вопросами по поиску локации, оформлению помещения, поиска поставщиков и оборудования, обучения персонала и маркетингового продвижения вы занимаетесь сами от и до. Все это отнимает у предпринимателя много ресурсов и времени.

Так, вам предстоит самому подготовить презентацию своего проекта для арендодателей, а также убедить их в том, что ваш проект взлетит и будет рентабельным. Для оформления интерьера следует обратиться к профессиональным дизайнерам, если вы сами не являетесь им. Подготовка персонала может потребовать вашего личного участия, если у вас есть опыт работы бариста.

Придется значительно финансово потратиться. Открытие своей кофейни отнимает больше средств, чем по франшизе. Это и оплата разработки дизайна интерьера и фирменной айдентики, и покупка сырья, расходников и оборудования без каких-либо скидок.

На дизайн интерьера небольшой кофейни следует заложить от 3 000 ₽ за 1 квадратный метр. Однако такой расчет не учитывает “авторский надзор”, который также увеличивает итоговую стоимость. Покупка сырья, включая кофе, молоко, сиропы, и всевозможных расходников — потребует от 180 000 ₽. Это закроет потребность заведения не более чем на 2-3 недели.

Кроме того, в большинстве случаев для подготовки персонала необходимо оплачивать обучающие курсы для бариста. Можно нанять на работу и опытных сотрудников, однако в сфере общепита сейчас кадровый голод, и найти хорошего специалиста будет трудно.

Особенно много денег уйдет на маркетинговое продвижение. Можно, конечно, рассчитывать на сарафанное радио и возвращение клиентов, однако долго так не протянуть. Поэтому нужно задействовать все возможные маркетинговые инструменты: от листовок в заведениях и на улице до таргетинга в соцсетях и различных PR-кампаний. Лишь на старте вложения в маркетинг могут составить до 90 000 ₽.

Средняя скорость обслуживания гостя — 3-5 минут, а в час в кофе-баре происходит от 12 покупок

Что лучше открыть

Какую кофейню лучше открыть — решать вам. Если вы хотите сэкономить и развивать свой бизнес под известным брендом, а также понимаете, что вам нужна поддержка — кофейня по франшизе ваш вариант. Если вы хотите построить свой бренд с нуля, цените свободу во всем, у вас есть своя продуманная концепция и вы готовы к риску, то безусловно открывайте свою кофейню.

Максим Киселев
Максим Киселев

Что бы вы выбрали: свою кофейню или франшизу?


Больше по теме

Новости