Когда слышишь слово трекинг, первое, что приходит на ум — мобильное приложение, которое отслеживает пользовательскую активность и местоположение. Мы его используем, потому что приложение-трекер: помогает контролировать физическую активность, отслеживает пройденное расстояние, уведомляет о достижении целей, рекомендует улучшения.
Можно обучиться тайм-менеджменту, методам создания продуктов и управления проектами — Customer Development, Lean, Agile, Scrum PRINCE2, ведению финансового учета, набраться навыков фасилитации, накачать штат классными и дорогими сотрудниками. Но при всём этом не достигнуть поставленных целей.
Чтобы это починить, нужен бизнес-трекинг.
Что объединяет предпринимателей разных направлений бизнес-трекинга
Можно выделить три направления бизнес-трекинга: трекинг стартапов, собственников и внутрикорпоративный трекинг. В каждом из них в какой-то момент предприниматель понимает, что он — одинокий воин. Оставшись наедине с собой, очень легко уйти в мир искажений и иллюзий. Бизнес-трекинг через трекера способен:
- вытащить из мира галлюцинаций;
- наметить карту целей;
- подобрать правильный инструмент для их достижения;
- не дать сорваться;
- продолжать быть честным в первую очередь с самим собой.
Трекинг стартапов
Если вы предприниматель и задумали свой первый стартап, примите участие в любом акселераторе и почувствуйте, что такое трекинг на себе.
Что есть внутри трекинга акселераторов:
- программа обучения и база знаний;
- ограничение по времени;
- назначенный, а не выбираемый трекер;
- подготовка питч-дека и выступление — краткая презентация вашей продуктовой бизнес-идеи для потенциальных инвесторов.
Наблюдения по опыту участия в акселераторах. Часто мотивация фаундера стартапа — это его ответственность. Чем больше акселераторов пройдешь, тем более опытным и закаленным станешь. Тут в голову пришла кривая забывания Эббингауза и механизм запоминания «повторение — мать учения». Делать, делать и еще раз делать.
Трекинг собственников
В этой области у меня пока нет личного опыта, как бизнес-трекера. Очень хочу начать, но мое окружении сопротивляется. Я вижу причину в том, что люди боятся выводить свои финансовые показатели и неудачи наружу, озвучивать их даже для самих себя и принимать.
У меня есть выводы на основе наблюдений за работой других трекеров — легко найти видеозаписи или принять участие как зритель в публичных разборах, диагностических сессиях трекеров с собственниками.
Процесс бизнес-трекинга собственника — это как цепляющее кино: ты видишь, как главный персонаж проходит все стадии принятия изменений. Он измотан процессом доставания из себя правды, но достигает катарсиса в виде конкретной цели и сформулированного плана действий. На этом он будет фокусироваться в ближайший отрезок времени. Так он осознает, зачем ему в целом нужен бизнес в данный момент.
И тут стоит вспомнить пять стадий принятия неизбежного, изменений: отрицание, депрессия, торг, злость, принятие. Автор этой модели Элизабет Кюблер-Росс. Изначально она была разработана для людей, столкнувшихся со смертельным диагнозом, но с течением времени модель нашла широкое применение и в других областях.
Вы можете попасть на дофаминовый крючок. Тогда трекинг прочно войдет в вашу жизнь. Откуда я могу это знать? У меня был трекер для трекера — этот процесс называется супервизия. Могу сказать, что за 10 еженедельных встреч с супервизором-трекером мне удалось сформировать цели и достичь их как в количественном — повышение заработка, так и в качественном выражении — успешно пройдена сертификация трекера и выполнен намеченный пул задач. Так я совершила рывок в профессиональном развитии.
Трекер — это эксперт, доносящий ценность бизнес-трекинга собственникам. Он может сочетать ряд помогающих профессий и использовать их по потребности клиента. Наставник, ментор, коуч, консультант по построению отдела продаж, маркетинга, кадров и другие варианты, но тоже не все, добавлены в рисунок-схему.
Процесс трекинга. Важно, чтобы он был для вас понятен и вы могли измерить его эффективность, а трекер, которого вы подберете, был вам приятен. Вот как это работает.
Основа трекинга — это выстраивание логической цепочки:
- цель;
- главное ограничение в достижении цели;
- гипотезы;
- задачи по его преодолению ограничений.
Цепочка строится через общение на повторяющихся встречах трекшн-митингах, где трекер задает вопросы. Далее, путем совместного поиска ответов на них, именно вы определяете решение. Общение безопасно, ведь трекер — это внешний по отношению к вашему бизнесу человек, не имеющий в нем своего интереса.
Корпоративный трекинг
Это то направление, в котором я развиваюсь как трекер. Я и мои коллеги работаем над тем, чтобы переложить классическую методологию трекинга для решения стратегических целей компании. Продукты и направления, с которыми мы работаем, находятся на разных этапах зрелости, как и участники команд, отвечающих за их развитие. Пару лет назад была попытка включения трекинга через внешних трекеров.
Видение корпоративного трекинга, которое сформировалось у меня спустя несколько месяцев работы в качестве трекера с коллегами:
- Зрелым компаниям проще принять методологию трекинга, когда она внедряется через опытного сотрудника, которого поддерживает ТОП-менеджмент.
- Важно сформировать единый подход к тому, как создаются продукты: какие стадии, что мы делаем на них и какие результаты получаем по их прохождению. На основе каких «метрик здоровья» оцениваем успешность или неуспешность.
- Направляющая и поддерживающая среда в виде внутрикорпоративного сообщества — неотъемлемая часть развития предпринимательского мышления и поведения сотрудников.
- Рабочие процессы, которые применяются для развития продуктов и направлений, должны отвечать поставленным целям и их достижению.
Как стать бизнес-трекером
Если у вас есть накопленный опыт, экспертность и желание развиваться в помогающей профессии, то представляю пять ресурсов, которые помогли мне войти в профессию трекера.
Университет кратного роста Right Track. Если вы только начинаете, то определитесь с каким из направлений как трекер вы хотите начать работу. Тщательно изучите отзывы тех, кому доверяете, ведь автор каждого курса со своим уникальным опытом, особенностями подачи, фокусируется обычно на конкретном сегменте, с которым предпочитает работать, а также на определенных аспектах не только бизнеса — продажи, маркетинг, управление, но и жизни в целом — философия, история, психология.
Акселератор Ланит Product Manager. Корпоративный акселератор — это безопасное место для тренировки. Обычно, начинающему трекеру предлагают быть младшим трекером — учеником опытного коллеги. Младшие трекеры координируют и доводят команды до трекшн-митингов в максимальной степени готовности.
Стартап акселератор Сколково. Попасть на роль трекера или тьютора можно пройдя Аттестацию трекеров и получив достаточную оценку. Например, есть Аттестация трекеров Сколково.
Корпоративный трекер в компании ОНЛАНТА. Внедрение методологии трекинга в процесс создания услуг и продуктов внутри компании — это показатель высокого уровня ее зрелости. Я рада, что мне, сотруднику компании, доверили эту роль.
Закрытые сообщества RightTrack и Сколково. Туда добавляют, если проходишь обучение. Никто не отменял самообразование. Будьте активными участниками сообществ: ищите, задавайте вопросы, делайте запросы, отвечайте сами. Профессиональные сообщества и каналы трекеров обычно теплые. Например, мне предложили бесплатную коуч-сессию и серию супервизий, так как коллегам нужны были кейсы.Также есть полезные объявления о мероприятиях и лекциях, да и просто ценный опыт других.
Не затягивайте с практикой. Учиться новым методологиям и инструментам можно бесконечно, но нужен навык их использования.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik о том, почему не получал прибыль четыре года
- С какими сложностями сталкиваются предприниматели: шесть историй
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Как остановить текучку кадров и справиться с внутренним кризисом в компании. Опыт Фикуса
- «Переключение контекста — одна из самых дорогих операций в голове». Герман Гаврилов об основах управления
Вы или ваша компания уже использовали бизнес-трекинг? В чем для вас его основная ценность? Каких значимых результатов достигли в процессе бизнес-трекинга?
Константин, добрый день! Спасибо за комментарий. В статье я делилась своим личным опытом, цели составить рейтинг курсов или школ для трекеров не было. На ФРИИ в драфте статьи было указание, как о месторождении профессии. Думаю, редакторы убрали его из-за ссылки на статью Дмитрия Махлина, чтобы не повторяться.
странно, что нет упоминания про основателей методологии: ФРИИ и школы трекеров Калинина. Выглядит как пиар Райттрека)