Торговля через автоматы в России набирает популярность: в первом квартале 2024 года средние обороты вендингового бизнеса выросли на 99,1% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Торговые автоматы — хороший вариант для тех, кто хочет открыть бизнес с небольшими вложениями и без наемных работников. В статье рассказываем об особенностях бизнеса на вендинговых автоматах для новичков: где лучше купить аппарат и продукцию, как выбрать место, где обслуживать аппарат и как принимать деньги.
Что такое вендинговый бизнес, его преимущества и недостатки
Вендинг — это любая торговля без участия продавца, в том числе через автоматы самообслуживания. В них продают товары с высоким спросом — кофе, снеки, воду, молоко и другие напитки, а также оказывают услуги, например фотографируют или сканируют документы. Есть автомойки и прачечные самообслуживания — это тоже вендинг. Аппараты ставят там, где ежедневно собирается много людей.
У бизнеса на вендинговых аппаратах есть свои преимущества и недостатки, для удобства собрали их в таблицу.
Открыть вендинговый бизнес можно за семь шагов:
- Выбрать тип вендинга.
- Зарегистрировать бизнес.
- Купить автомат.
- Найти поставщика товаров.
- Выбрать систему приема платежей.
- Выбрать место.
- Выбрать, кто будет обслуживать автомат.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Как увеличивать продажи и растить лояльность клиентов
Шаг 1. Выбрать тип вендинга
Тип аппарата зависит от того, чем будете торговать. Вот что можно продавать в автоматах:
- кофе. Аппараты бывают уличные и для помещений, крупногабаритные и компактные, с порошковым бюджетным напитком и премиальным зерновым. Есть формат мини-кофеен самообслуживания, где клиентам дополнительно предлагают на выбор добавки вроде сиропа или корицы;
- еду и напитки в бутылках. Чаще всего в автоматах продают простые перекусы: шоколадные батончики, печенье, чипсы, газировку, сэндвичи в вакуумной упаковке. Они выпадают из нижней ячейки после оплаты. Есть более сложные автоматы с готовой едой, которую устройство разогревает и подает как полноценное блюдо;
- питьевую воду в розлив. Вендинговые автоматы с пропущенной через фильтры водой устанавливают в многоквартирных домах или рядом с жилыми комплексами в отдельных киосках. Из сопутствующих товаров продается тара для воды;
- услуги. Для этого используют, например аппараты для печати фотографий, сканирования документов, стационарные зарядные станции, массажные кресла, стиральные машины;
- товары и услуги для развлечения. Для этого используют игровые автоматы, аппараты для печати магнитов, устройства с жевательными резинками и игрушками для детей;
- товары повседневного спроса, например лампочки, батарейки, букеты цветов, линзы для глаз, бытовую химию в розлив. К этой же категории относятся постаматы или точки для получения товаров, доставленных из интернет-магазинов.
Через автоматы нельзя продавать товары, свободный оборот которых запрещен или ограничен, например табачные изделия, алкоголь, лекарства, пиротехнику.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Для этого нужно:
- выбрать форму регистрации;
- открыть расчетный счет;
- выбрать коды ОКВЭД;
- выбрать систему налогообложения;
- подключить онлайн-кассу;
- подключить эквайринг.
Разберем, что нужно делать на каждом этапе.
Выбрать форму регистрации. Лицензии для вендингового бизнеса не нужны, достаточно оформить деятельность как ИП или ООО. Если собираетесь открыть один автомат или сеть из нескольких, можно зарегистрироваться в качестве ИП. Это можно сделать лично в налоговой или онлайн — через МФЦ, портал госуслуг или банк.
Если ведете бизнес с партнером, нужно открыть ООО.
Владельцы вендингового бизнеса могут работать на НПД при годовом доходе
Также НПД возможен при очистке воды с последующей продажей через аппарат и для любых услуг, например стирки или автомойки. А вот перепродажа готовых товаров вроде снеков и газированных напитков у самозанятых под запретом.
Открыть расчетный счет. Это специальный банковский счет для бизнеса. На него получают и вносят деньги, с него оплачивают товары, услуги, аренду и налоги, закупку материалов. Пользоваться личным счетом для ведения бизнеса запрещено. Исключение — самозанятые граждане без статуса ИП, им для ведения бизнеса расчетный счет не нужен.
У нас есть список статей, в которых рассказали все о расчетном счете:
С 2024 года можно зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет в банке удаленно — с помощью сервиса налоговой службы «Старт бизнеса онлайн».
Выбрать коды ОКВЭД. С их помощью в заявлении на регистрацию бизнеса указывают, какую деятельность планирует вести ИП или компания. Для вендинга подойдет код 47.99.2 «Деятельность по осуществлению торговли через автоматы».
Если в дальнейшем захотите работать в формате стационарной торговой точки или кофейни, укажите заранее ряд дополнительных кодов ОКВЭД.
Выбрать систему налогообложения. Всего есть шесть налоговых режимов. Какой из них выбрать — зависит от бизнеса, подробно рассказали об этом в отдельной статье. Владелец вендинга может работать на одном из льготных режимов — упрощенной или патентной системе, у них минимум налогов и отчетности.
Упрощенная система налогообложения, УСН, бывает двух типов:
- «Доходы» — нужно платить 6% со всех заработков. Подойдет при наценке от 30% и выше;
- «Доходы минус расходы» — надо платить 15% с прибыли: положительной разницы между выручкой и расходами. Выгодно использовать, когда наценка меньше 30%.
Регионы вправе снижать эти ставки для всех или определенных видов бизнеса. Например, в 2024 году в Санкт-Петербурге на УСН «Доходы минус расходы» ставка для любого бизнеса — 7%, а в Ленинградской области — 5%.
Для ИП доступна патентная система налогообложения, ПСН. На ней платят фиксированный налог за период от одного до 12 месяцев одного календарного года. Когда срок выйдет, нужно купить новый патент.
Стоимость патента зависит от региона и количества точек. Рассчитать ее можно в сервисе на сайте налоговой службы.
Подключить онлайн-кассу. Это кассовый аппарат с фискальным накопителем, который записывает информацию о чеках и отправляет ее в налоговую по интернету. Владельцы вендингового бизнеса обязаны использовать онлайн-кассу, но есть исключение — продажа бахил или питьевой воды в розлив.
Встраивать ККТ в каждый вендинговый аппарат не обязательно. Достаточно одной внешней онлайн-кассы для нескольких автоматов, которая будет стоять в офисе или любом другом месте. Но такая касса не подойдет, если собираетесь продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, например молоко или бутилированную воду.
Вендинговые автоматы могут не печатать бумажный чек и не отправлять покупателю электронный. Для этого на аппарате должен быть дисплей для отображения QR-кода. Клиент, если захочет, считает его с помощью камеры смартфона и проверит чек в приложении.
У нас есть подробная статья для всех, кто подключает онлайн-кассу впервые.
Подключить эквайринг. Это услуга банка по приему безналичных платежей: с помощью карты, T-Pay, СБП, Яндекс Пэй. Для покупателя эквайринг — это небольшой терминал, к которому прикладывают карту или смартфон. Как подключить эквайринг — рассказали в отдельной статье.
Терминал и кассу можно купить, а можно взять в аренду в банке. Второй способ удобнее: банк поможет все настроить и будет обслуживать, если что-то выйдет из строя.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Шаг 3. Выбрать модель бизнеса
Когда определились, что хотите продавать, есть два способа действовать:
- Купить автомат у компании-поставщика.
- Купить франшизу — в ее стоимость уже входит автомат.
В первом случае придется все делать самому, во втором вы получаете уже готовый бизнес, помощь и сопровождение на всех этапах. Посмотрим, какой из них выгоднее.
Купить автомат у компании-поставщика. Цена зависит от аппарата и от типа товара. Например, маленькие автоматы по продаже жвачек с монетоприемником стоят от 30 000 ₽, кофейные аппараты — от 150 000 до 400 000 ₽, аппарат «кофе плюс снеки» — от 700 000 до 1 000 000 ₽. Есть современные аппараты-роботы, которые стоят больше миллиона рублей.
Искать поставщиков автоматов можно через поисковые системы, форумы, профильные выставки, например VendExpo. Перед покупкой техники рекомендуем уточнить у продавца условия доставки, срок гарантии, специфику установки и эксплуатации. За доставку аппарата, его подключение и настройку, запуск программного обеспечения продавец может брать дополнительную плату, которую предприниматель или владелец компании изначально мог не заложить в бюджет.
Купить франшизу. Можно открыть свой автомат под определенным брендом и платить ему за имя, фирменный стиль, рекламу, помощь при запуске и в работе. Этот вариант проще, так как владелец вендингового бизнеса получает оригинальную идею и готовый план по ее реализации.
Стоимость франшизы складывается из разового взноса за пользование брендом и помощь франчайзера — это называется паушальным взносом — и ежемесячной комиссии — роялти. Чем известнее бренд, тем больше вступительный взнос. Ставка роялти зависит от разных факторов: популярности компании, сферы бизнеса, региона, размера города, цен конкурентов. Например, роялти в Москве может быть выше, чем в маленьком городе. Иногда франшизу оплачивают одним взносом, без ежемесячных комиссий.
Перед заключением сделки потенциальному покупателю отправляют презентацию готового бизнеса, в которой прописаны сроки окупаемости и размер предполагаемой прибыли. Но франчайзер не гарантирует получения этих сумм.
«Франшиза — финансово менее выгодный вариант: это стоимость вендинга плюс услуги. Выбор зависит от клиента: если он готов взять риски и ответственность на себя — покупает аппарат сам через поставщика, если хочет полную поддержку, советы и консультацию — лучше купить франшизу. Взнос почти всегда зашит в стоимость и обычно небольшой, так как компании-франчайзи продают большими объемами».
Кирилл Попов
Директор и основатель приложения для развития бизнеса GenGo, основатель международной сети Big Smile Coffee
Если решили выбрать вариант с франшизой, можете не читать следующие два раздела статьи — в них мы раскрываем шаги, актуальные для предпринимателей, которые строят бизнес с нуля. Если покупаете франшизу, вам помогут с выбором локации, ингредиентов и другими вопросами.
Шаг 4. Найти поставщиков товара
Наполнение и расходные материалы для автоматов чаще всего есть в ассортименте компаний, которые продают вендинговые автоматы. Но чтобы сэкономить, можно покупать все на маркетплейсах — как правило, это выгоднее.
Шаг 5. Выбрать систему приема оплаты
Принимать деньги можно через три устройства:
- Монетоприемник.
- Банкнотоприемник.
- Терминал безналичной оплаты.
Выбор зависит от аппарата. Если продаете товары за 5 ₽, например воду в розлив, бахилы или жвачки, можно установить только монетоприемник. В остальных случаях терминал для оплаты картами обязателен, его можно дополнить банкнотоприемником.
«Россия — очень диджитализированная страна, я вел вендинговый бизнес в Польше, Сингапуре, ОАЭ и Грузии, и почти везде преобладали наличные. В России, наоборот, все пользуются картами. Если понятно, что ваша ЦА не использует наличные, не нужно дополнительно устанавливать банкнотоприемник. Он стоит дороже, чем терминал для карт».
Кирилл Попов
Директор и основатель приложения для развития бизнеса GenGo, основатель международной сети Big Smile Coffee
Чтобы принимать оплату картами, нужен торговый эквайринг.
Шаг 6. Выбрать место
Локация — основа вендингового бизнеса, единственный способ продвижения и поиска клиентов.
«Ключ к успеху — это всегда локация. Неважно, какого качества будет товар, но если аппарат стоит в проходном месте, бизнес с большой вероятностью будет успешным. Мы пытались брать зерно подороже и повкуснее, но большинству клиентов было все равно. Вендинг в России до сих пор ассоциируется с чем-то недорогим и быстрым.
У вас всегда должно быть в запасе несколько потенциальных локаций, даже для одного аппарата нужны минимум три. Скорость принятия решения в вендинговом бизнесе определяет будущую выручку и прибыль. Может случиться так, что поставил аппарат в бизнес-центре и он делает всего 10 продаж в день, а для окупаемости нужно 20—30. Скорее всего, если за неделю-полторы он не начал давать нужный объем, этого уже не случится — здесь нет трафика или целевой аудитории. И точку нужно перевезти в другое место, но для этого они должны быть в запасе».
Кирилл Попов
Директор и основатель приложения для развития бизнеса GenGo, основатель международной сети Big Smile Coffee
Вот на что нужно ориентироваться:
- проходимость точки и уровень конкуренции;
- требования территории, на которой продаете;
- близость к целевой аудитории.
Проходимость точки и уровень конкуренции. Учитывать надо другие автоматы и обычные торговые точки, в которых продается аналогичная продукция. Например, если покупателю нужна бутылка воды или шоколадка, он, скорее всего, купит ее в магазине, а не в автомате.
Эксперт советует искать потенциальные локации каждый день. Новичок может делать это сам, например через Яндекс Карты или 2ГИС. Если покупаете бизнес по франшизе — управляющая компания предлагает локации на выбор. Можно нанять на эту работу недорогого сотрудника, например студента, для обзвона потенциальных локаций в вашем городе.
Требования территории, на которой продаете. Например, в школах можно продавать только соки, нектары, стерилизованное молоко и молочные продукты, питьевую негазированную воду, орехи, кроме арахиса, сухофрукты промышленного изготовления в упаковке, а также мучные кондитерские изделия в потребительской упаковке не более 100 граммов.
Близость к целевой аудитории. Автомат со сладкой газировкой и шоколадными батончиками вряд ли будет пользоваться популярностью в фитнес-клубе. А вот протеиновые батончики и коктейли там пойдут хорошо.
«Из-за ошибок в выборе локации вендинговый бизнес очень часто закрывают на старте. Продавец выбрал место, поставил аппарат, начались продажи. У небольшого процента все получается сразу, и они остаются, большинству нужно точку перевозить. Продавцы часто сталкиваются с завышенными ожиданиями: думали, что выручка будет 2 000 ₽ в день, а получилась 500 ₽ — никто не покупает. То, что локация не находится с первого раза, — нормально, это особенность вендингового бизнеса. Но предприниматель или владелец компании на старте расстраивается и опускает руки. Купить аппарат — 5% усилий, остальные 95% — найти через кучу попыток правильную, прибыльную локацию.
Примеры крутых локаций: вокзалы, большие продуктовые магазины, студенческие общежития, медицинские центры, стадионы, спортивные арены и комплексы, где параллельно проходит много мероприятий и детских кружков. Торговые и бизнес-центры — не лучший выбор, там всегда низкие выручки, несмотря на то, что стоит много аппаратов. В этих локациях очень высокая конкуренция и почти всегда невыгодно.
Вендинг пользуется большей популярностью в маленьких городах, чем в больших. Чем меньше люди избалованы выбором продуктов и услуг, тем больше у них спрос на любую новинку, особенно через вендинг. Из практики: в городе с населением 20 000 человек один кофейный аппарат делает сто продаж в день, потому что рядом нет других кофеен».
Кирилл Попов
Директор и основатель приложения для развития бизнеса GenGo, основатель международной сети Big Smile Coffee
Шаг 7. Выбрать, кто будет обслуживать автомат
Обслуживание автомата можно разделить на два процесса:
- Продовольственное и гигиеническое — автомат нужно наполнять продукцией, протирать пыль и грязь, убирать мусор.
- Техническое — из автомата нужно забирать наличные, если они есть, а также чинить поломки.
Посмотрим, что нужно делать в каждом случае.
Продовольственное и гигиеническое обслуживание. Периодичность зависит от типа аппарата. Например, устройство со снеками или кофе нужно обслуживать раз в день: пополнять, убирать еду с истекшим сроком годности и мусор, протирать поддоны. Автоматы с непродовольственными товарами можно обслуживать реже, несколько раз в неделю.
«Если точка одна, то самый лучший выход — нанять кого-то на месте. Это неочевидный, но очень крутой лайфхак. Например, в торговом или офисном центре это может быть охранник, уборщик, человек, у которого есть свободное время и он живет рядом. Это займет 15—30 минут в день в зависимости от аппарата. Если у вас один-два аппарата, можно делать это самому. Когда аппаратов несколько, нужен полноценный сотрудник, который будет постоянно их обслуживать».
Кирилл Попов
Директор и основатель приложения для развития бизнеса GenGo, основатель международной сети Big Smile Coffee
Техническое обслуживание. Сюда входит инкассация и ремонт аппарата. Периодичность и способы инкассации вы выбираете сами. Если автоматов немного, можно самому забирать наличные и вносить через банкомат сразу на расчетный счет.
Вендинговые автоматы очень надежны и редко ломаются. В случае поломок поставщики выполняют гарантийный ремонт. Обычно они также дают владельцам вендинга обязательный список самых подверженных поломке запчастей и методичку, как это исправить.
Главное
- Вендинг — это любая торговля без участия продавца, в том числе через автоматы самообслуживания. Так можно продавать товары повседневного спроса, например кофе, снеки, напитки, батарейки, линзы, а также оказывать услуги, например в автомойках или прачечных самообслуживания.
- Можно купить аппарат у компании-поставщика или франшизу. Второй вариант выйдет дороже, зато вы получите оригинальную идею, готовый план по ее реализации, сопровождение и помощь.
- Искать поставщиков можно через поисковые системы, форумы, профильные выставки. Перед покупкой техники рекомендуем уточнить у продавца условия доставки, гарантии, установки — что входит в стоимость, а за что придется платить дополнительно.
- Наполнение и расходные материалы для автоматов выгоднее покупать на маркетплейсах.
- В аппарат нужно установить терминал для оплаты картами. Его можно дополнить банкнотоприемником — это зависит от целевой аудитории.
- Очень важно выбрать правильную локацию для аппарата. Она — единственный способ продвижения и поиска клиентов. В запасе всегда должно быть несколько потенциальных локаций — минимум три для одного аппарата. Если продаж не будет в первые две недели, точку нужно перевозить в другое место.
Какими товарами через автомат собираетесь торговать вы? Делитесь в комментариях.