Если спросить, к кому обратиться за разработкой дизайна, люди сразу вспомнят Артемия Лебедева. А если спросить, кто может помочь с продвижением бизнеса в соцсетях, большинство ответит: «Александра Митрошина». Эти люди вложили силы и деньги в создание и развитие личного бренда, и теперь их знают.
Личный бренд — это узнаваемый и обсуждаемый образ человека; то, как конкретного эксперта воспринимают другие люди в публичном поле. Как однажды сказал Джефф Безос: «Личный бренд — то, что о вас говорят люди, когда вас нет в комнате». Человек может влиять на эти разговоры и с помощью сильного личного бренда формировать нужный образ в сознании целевой аудитории.
Вместе с управляющим партнером брендингового агентства Mindrepublic Алексеем Богдановым разобрались, кому нужен личный бренд, как его построить с нуля и продвигать.
Кому и зачем нужен личный бренд
Личный бренд нужен любому, кто хочет расти, продвигать себя и свой бизнес — предпринимателям, маркетологам, фотографам, преподавателям.
Есть несколько причин, зачем нужен личный бренд. С его помощью можно:
- найти и привлечь лояльных клиентов;
- продемонстрировать экспертность;
- повысить стоимость своих услуг;
- найти новые связи;
- привлечь партнеров и инвесторов;
- улучшить репутацию;
- выделиться среди конкурентов.
Личный бренд помогает больше зарабатывать: среди сотни похожих предложений люди скорее выберут того, чьи взгляды покажутся им убедительнее.
Из чего состоит личный бренд
Личный бренд состоит из пяти элементов:
- Профессионализм.
- Внешний вид в реальном и цифровом мире.
- Концепция и стратегия продвижения.
- Язык тела.
- Признание и репутация.
Рассмотрим каждый из них.
Профессионализм. Он показывает, насколько вы сильны в своем деле и разбираетесь в том, чем занимаетесь. Не обязательно быть профессионалом широкого профиля и охватывать несколько сфер. Лучше стать экспертом в одной теме и постоянно совершенствоваться в ней.
Внешний вид в реальном и цифровом мире. В реальном мире это одежда, обувь, аксессуары, прическа, поведение, окружающее эксперта пространство. Например, рабочее место может многое рассказать о специалисте и помочь сформировать в сознании людей необходимый имидж. Внешний вид в цифровом мире — это, например, оформление сайта и социальных сетей.
И в реальном, и в цифровом мире должен прослеживаться одинаковый стиль. Например, если эксперт транслирует образ делового человека с хорошими навыками коммуникации, в реальности у него должна быть четкая речь без запинаний и слов-паразитов.
Концепция и стратегия продвижения. Складывается из четырех составляющих:
- Главное позиционирование. Это то, как вы представляете себя аудитории. Например, «Арина, кондитер и специалист по бенто-тортам» или «Ксения, репетитор и специалист по разговорному английскому».
- Ключевые сообщения. Ваши преимущества перед конкурентами, ценности и взгляды. Например, дизайнер интерьера подчеркивает, что у него есть высшее образование по специальности «инженер-дизайнер». Это преимущество перед конкурентами, которое вызывает доверие к специалисту.
- Легенда личного бренда. Это рассказ о вас. Например, преподаватель по йоге рассказывает на своем сайте и в соцсетях, что учился у лучших преподавателей в Индии.
- Стратегия продвижения. Каналы, в которых вы будете общаться с аудиторией, план публикации контента.
Язык тела. Это походка, осанка, открытость или закрытость позы, аромат парфюма, взгляд и эмоции. При этом внутреннее состояние должно соответствовать внешнему проявлению. Несоответствие одного другому считывается как ложь и ведет к утрате доверия к эксперту.
Признание и репутация. Признание подтверждает уникальность человека, а репутация укрепляет положительное мнение о нем. Признание может быть выражено по-разному, например количеством клиентов и подписчиков в социальных сетях, работой с крупными компаниями и известными личностями, участием в значимых мероприятиях.
Репутация складывается из социального статуса и окружения человека, количества его достижений, наград, публикаций в СМИ, подписчиков и последователей.
С чего начать создание личного бренда
Создание и развитие личного бренда — это не просто регулярно делать публикации в соцсетях или оформить сайт и визитки в едином стиле. Нужно смотреть глубже, выстраивать стратегию продвижения, определять свои сильные и слабые стороны.
«Создание личного бренда всегда начинается с цели. Владелец бизнеса должен ответить себе: для чего я все это делаю? Что я почувствую, когда меня будут знать как эксперта в своей области?
У разных людей разные цели: для одного важны узнаваемость и количество подписчиков в соцсетях, для другого — что стоимость его консультации 50 000 ₽.
Здесь есть два варианта:
— вы увеличиваете стоимость услуг и берете более дорогих клиентов;
— вы сами становитесь амбассадором своего бренда, набираете людей себе в команду и делегируете им большую часть работы. Например, частный маркетолог или специалист по финансам может давать только первичную консультацию, а потом с клиентами работает команда».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Дадим пошаговую инструкцию, как создать личный бренд с нуля.
Разберем каждый шаг подробнее.
Шаг 1. Определить область создания личного бренда. Нужно сформулировать свою деятельность, чтобы в дальнейшем делать на этом нужные акценты. Если ваша профессия — дизайнер интерьера, нужно обозначить те стили интерьера, в которых вы будете развиваться и продвигать себя, например дизайн загородных домов или квартир в стиле лофт. Если вы — частный риелтор, нужно определиться, с какой недвижимостью планируете работать, например коммерческая или индивидуальная.
Шаг 2. Определить преимущества. Есть основные и дополнительные преимущества и навыки, которые нужны в развитии личного бренда:
- Основные преимущества. Напрямую относятся к работе и дают понимание, что именно вы хорошо умеете делать в работе. Обычно можно выделить 5—7 преимуществ.
- Дополнительные преимущества. Они не относятся к деятельности напрямую, но их тоже используют при развитии личного бренда. Это могут быть, например, знания языков и компьютерных программ, хобби и интересы. Дополнительные преимущества помогают продвигать личный бренд и выделяться среди конкурентов.
- Навыки. То, чем вы не владеете, но это понадобится в развитии личного бренда. Можно освоить эти навыки самостоятельно или делегировать специалистам. Например, вам нужно монтировать видео для соцсетей, но нет времени обучаться этому. Можно нанять видеомонтажера, который возьмет на себя эту задачу.
Шаг 3. Определить целевую аудиторию. Подумайте, кто ваши клиенты. Постарайтесь вспомнить всех, с кем вы работали, какой у них был запрос и как вы его решили.
Можно сегментировать заказчиков по полу, возрасту, доходу и даже характеру. Все зависит от того, в какой сфере вы работаете. Например, если вы — дизайнер интерьера для загородных коттеджей в классическом стиле, ваша целевая аудитория — семейные люди.
Иногда эксперт выбирает аудиторию, похожую на него, — и тогда он говорит с людьми на языке их ценностей. Например, спортивный тренер может помогать клиентам быть красивыми и привлекательными, а может — сильными и выносливыми.
«В личном брендинге важно осознанно использовать собственные черты характера и отличительные особенности как прикладной инструмент. Например, бизнес-тренер быстро говорит, он притягивает к себе таких же активных по характеру клиентов. Спокойным людям, скорее всего, будет с ним некомфортно».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Чтобы максимально объективно посмотреть на свой характер, эксперт предлагает использовать психологические тесты. Они помогут определить архетип, психотип, психогеометрию и темперамент личности.
Шаг 4. Понять, какие ресурсы у вас есть для построения личного бренда. К ним относятся:
- время: сколько часов в день или неделю вы готовы заниматься развитием личного бренда. Если решили заниматься этим самостоятельно, нужно выделить определенное количество часов на соцсети, статьи, видео, встречи с людьми. Даже если все это делегировать, нужно время, чтобы найти специалистов. Например, дизайнер интерьера вряд ли умеет делать сайты — поэтому нужно найти агентство, которое его создаст;
- связи: какие люди помогут вам создать личный бренд и будут рекомендовать ваши услуги. Например, дизайнеру интерьера нужно наладить связи с владельцами интерьерных салонов и строительными компаниями;
- деньги: сколько вы готовы вкладывать в создание и продвижение личного бренда.
Шаг 5. Оценить конкурентов. Нужно изучить конкурентов в вашей сфере, понять их сильные и слабые стороны, сравнить себя с ними и выяснить, чем вы можете от них отстроиться.
При анализе конкурентов задайте себе такие вопросы:
- Через какие каналы они продвигаются?
- В чем их сильные и слабые стороны?
- Какие акценты в коммуникации они делают?
- Как они общаются с аудиторией?
- Чему у них можно поучиться?
- Что мне нужно усилить, чтобы отстроиться от них?
Шаг 6. Определиться с главным позиционированием. Нужно проработать ключевые сообщения бренда, которые вы будете доводить до аудитории через все каналы — в соцсетях, мессенджерах или при личном общении. Например, эксперт по финансам и инвестициям подчеркивает, что работает не один, у него в команде есть специалисты по налогам, недвижимости, инвестированию. Клиент понимает: здесь ему помогут по всем вопросам.
Ключевые сообщения бренда бывают рациональные — обращаются к логике — и эмоциональные — обращаются к чувствам.
При создании личного бренда с нуля также можно придумать слоган или девиз. Например, дизайнер интерьера может выбрать эмоциональный девиз: «В новой квартире вы будете чувствовать себя комфортно и уютно, независимо от погоды и времени года», а может — рациональный: «Вы будете с гордостью показывать новую квартиру друзьям». Дизайн один и тот же, но посылы разные.
Шаг 7. Разработать визуальную составляющую. Базовый набор для личного бренда — это логотип и фирменный стиль. Персональный логотип должен отражать суть и уникальность услуги.
В фирменный стиль входит палитра цветов — основных и дополнительных, подбор шрифтов. Пользователи видят их на разных ресурсах и запоминают эксперта. В фирменном стиле потом оформляют сайт, соцсети, визитки и даже рабочий кабинет.
Если у бренда есть название или уникальный слоган, можно его защитить и оформить товарный знак. Тогда по закону его не смогут использовать конкуренты. Как зарегистрировать товарный знак — рассказали в отдельной статье.
Шаг 8. Создать гайдлайн и необходимые носители. Гайдлайн — это правила использования фирменного стиля и логотипа. Также нужно продумать, какие носители персонального фирменного стиля вам понадобятся. Это могут быть визитка, электронная подпись, стиль сайта, оформление социальных сетей и YouTube-канала.
Шаг 9. Оформить кейсы. Нужно оформить кейсы работ с учетом ключевых сообщений и стиля, который описан в гайдлайне. Это ваши победы и достижения — преподнесите их самым лучшим образом. Правильно оформленные кейсы помогут увеличить количество клиентов и размер среднего чека. Например, дизайнер интерьеров в кейсе о ремонте квартиры может рассказать о первой встрече с клиентом, в чем была задача, как ее решили, показать фотографии до и после ремонта.
Шаг 10. Создать коммерческое предложение. Коммерческое предложение можно оформить в виде одного листа, лендинга, в интернете или в виде многостраничной презентации — все зависит от сферы деятельности. Например, дизайнеру интерьеров, владельцу ремонтного бизнеса, стилисту или фотографу можно добавить примеры готовых проектов с кратким описанием и ключевыми сообщениями, рассказ о себе.
Шаг 11. Сформировать свой стиль. На предыдущих шагах вы создали саму суть личного бренда — теперь нужно внести финальные штрихи: сформировать стиль в одежде, придумать свои фишки или атрибуты. Для этого можно обратиться к стилисту.
Пример — простой и комфортный стиль Стива Джобса, который всегда выступал перед аудиторией в черной водолазке, джинсах и кедах.
«Часто высококлассные специалисты — врачи, преподаватели, юристы, — даже те, кто выступает перед аудиторией, пренебрегают внешним видом. Но при создании личного бренда нужно уделить внимание стилю.
Клиенты будут на интуитивном уровне понимать: если человек так тщательно проработал свой внешний облик, значит, он умеет обращать внимание на детали и, скорее всего, так же качественно выполнит услугу».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Шаг 12. Проработать язык тела. Это мимика, жестикуляция, акценты в голосе, тембр и темп. Например, репетитор или коуч может говорить нравоучительно, а может — как друг. Несоответствие эмоции жестам аудитория воспринимает как ложь и не доверяет специалисту. Поэтому в общении с клиентами нужно быть естественным. Чтобы посмотреть на себя со стороны, можно записать свое выступление на видео.
Шаг 13. Сформировать рабочее пространство. Если сфера вашей деятельности непосредственно связана со встречами с людьми и вы работаете офлайн, нужно оформить кабинет или офис так, чтобы стиль интерьера соответствовал вашему персональному бренду. Здесь можно использовать свой фирменный стиль и обратиться за консультацией к дизайнеру интерьеров. Это касается и специалистов, которые консультируют клиентов онлайн из своего кабинета.
Интерьер должен подчеркивать характер человека. Например, если любите путешествовать, можно повесить в кабинете карту или фотографии из поездок. Клиент с близкой системой ценностей решит: «Этот специалист меня поймет».
Как продвигать личный бренд
Чтобы личный бренд работал, владельцу бизнеса нужно постоянно продвигать желаемый образ через различные каналы. Здесь нужно учитывать, где находится ваша целевая аудитория. Например, бизнес-тренер или специалист по финансам может найти новых клиентов и партнеров на тематических форумах, конференциях, бизнес-завтраках, а фитнес-тренеры, бьюти-мастера и фотографы — в социальных сетях.
Предприниматель может развивать свой личный бренд через следующие каналы:
- персональный сайт;
- социальные сети и мессенджеры;
- YouTube-канал;
- платная реклама;
- офлайн-продвижение;
- партнерский маркетинг.
Персональный сайт. На сайте аудитория в первую очередь ищет информацию об эксперте, изучает цены на услуги и примеры работ. Сайт нужно оформить в соответствии с фирменным стилем личного бренда.
Разработку сайта можно заказать у специалистов, но это дорого. Начинающему бизнесу можно сделать простой сайт самостоятельно с помощью конструкторов. Об этом можно почитать в нашей подборке статей:
Чтобы сайт заметили, нужно вкладываться в его продвижение. SEO — один из таких способов. Это источник бесплатного трафика, который после настройки еще долго будет работать на вас. Как сделать SEO-оптимизацию сайта — рассказали в отдельной статье.
Социальные сети и мессенджеры. Многих специалистов ищут через соцсети — именно там у аудитории формируется первое впечатление. Профиль эксперта, как и сайт, нужно оформить в фирменном стиле. Также можно завести канал в Телеграме. Он работает по принципу страницы в соцсетях: владелец канала публикует посты, а пользователи читают их, оставляют реакции на посты и комментарии. Например, владелец салона красоты может рассказывать в канале об услугах, акциях и специальных предложениях.
Самая затратная по времени, но самая нужная часть продвижения личного бренда — это постоянные публикации. Нужно регулярно размещать посты и использовать другие форматы — сторис, рилс, прямые эфиры, видео. Если нет времени вести соцсети, можно найти SMM-специалиста.
Чтобы увеличить интерес и вовлеченность аудитории, нужно отвечать на комментарии под постами, проводить опросы, размещать посты с ответами на часто задаваемые вопросы подписчиков.
Можно завести канал с обучающими роликами на YouTube, через него показывать свою экспертность и привлекать клиентов. Например, частный бухгалтер разбирает новые законы или владелец ремонтного бизнеса рассказывает, что лучше выбрать — ламинат или керамогранит, красить стены или клеить обои. Картинка и звук в роликах должны быть высокого качества, поэтому тоже может понадобиться помощь специалиста.
Платная реклама. Для продвижения бизнеса в интернете можно настроить таргетированную или контекстную рекламу. Чем отличаются эти виды реклам и кому подойдут — рассказали в отдельных статьях:
Продвижение вне сети. Чем больше вы будете появляться на разных площадках и общаться с клиентами офлайн, тем лучше. Формат встреч может быть разный:
- выступления на профессиональных конференциях и форумах;
- бизнес-завтраки и заседания клубов с собственными подписчиками;
- выступления на радио и ТВ.
Сотрудничество с другими компаниями и блогерами. Бизнес может получить новых клиентов от партнеров — конкурентов, клиентов, другого бизнеса с похожей целевой аудиторией.
Это выглядит так: компания предлагает продукт или сервис, партнеры продвигают его на своей площадке и получают вознаграждение.
Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам: партнер получит дополнительную выручку или улучшит клиентский сервис, а вы сможете продвинуть продукт среди потенциальных покупателей. Например, владелец турагентства дает клиентам скидки на услуги сети салонов красоты, а владелица этих салонов — известный блогер в своем городе — продвигает турагентство в своих социальных сетях. По этой же схеме часто работают дизайнеры интерьеров и владельцы бизнеса по ремонту.
Если человек постоянно находится в центре внимания, он может ошибиться и испортить репутацию, например высказаться на тему политики, религии, семейных отношений и задеть чувства определенных групп людей. Бывает, что специалист сделал проект или оказал услугу, а они не понравились заказчику и тот написал плохие отзывы. Плохая репутация не повод заканчивать карьеру и уходить в тень, нужно исправлять ситуацию.
«Чем больше светишься на публике, чем шире аудитория, тем больше будет негатива. Отзывы добровольно чаще пишут отрицательные. Поэтому нужно правильно относиться к негативу, публиковать как можно больше успешных кейсов, просить довольных заказчиков или клиентов написать хорошие отзывы, предлагать скидки.
Есть профессии, о которых люди спокойно пишут отзывы, — фотографы, стилисты, дизайнеры. Но есть те, где люди не хотят „светиться“, например, когда обращаются к врачам или семейным психологам. В этом случае нужно приложить больше усилий для продвижения, соблюдая этику, рассказывать об успешных кейсах, приводить обезличенные примеры. Нужно говорить, что хорошего вы сделали, фокусировать на этом внимание, когда общаетесь с аудиторией в разных каналах».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Когда не стоит продвигать личный бренд
Продвигать личный бренд нужно не каждому владельцу бизнеса — даже если все вокруг так делают и это тренд. Это нужно делать, если человек — движущая сила бизнеса, специалист, к которому идут клиенты. Например, все хотят попасть на прием именно к владельцу стоматологической клиники — известному в своем городе специалисту по брекетам. Ему нужно развивать личный бренд. Но если в клинике пять врачей отлично ставят брекеты — лучше развивать бренд клиники и рассказывать о команде специалистов.
«Любому руководителю компании или предпринимателю никогда не повредит строить личный бренд. Клиентам интересно знать, кто стоит за бизнесом. Здесь работает прямая зависимость: чем больше вас знают, тем больше шансов, что к вам придут. Важно качественно оказывать услугу. Можно сколько угодно себя раскручивать, а потом делать неудачные проекты и терять клиентов и репутацию».
Алексей Богданов
Управляющий партнер брендингового агентства Mindrepublic
Наглядно показали в таблице, когда стоит продвигать личный бренд, а когда нет.
Главное
- Личный бренд — это то, как конкретного эксперта воспринимают другие люди через его знания, опыт, работу, поведение и внешность. Владелец бизнеса может с помощью сильного личного бренда формировать нужный образ в сознании целевой аудитории.
- Личный бренд нужен всем, кто развивает свой бизнес, себя как специалиста, хочет повысить стоимость своих услуг и найти новых клиентов.
- Чтобы создать личный бренд с нуля, нужно: определить основные и дополнительные компетенции, целевую аудиторию, оценить конкурентов, разработать визуальную составляющую, оформить кейсы выполненных проектов, проработать язык тела.
- Предприниматель может развивать свой личный бренд через сайт, социальные сети и мессенджеры, YouTube-канал, платную рекламу, офлайн-встречи с потенциальными клиентами, партнерский маркетинг.
- Продвигать личный бренд нужно не каждому владельцу бизнеса, а только в том случае, если он — движущая сила бизнеса, специалист, к которому идут клиенты.
Я развиваю свой личный бренд Mirrel Akinava сфера it и связываю реалити шоу «Вкусный бизнес«сфера общепита.Как итог буду создавать свою кофейню Mirrel Akinava и продвигать культурные ценности в массы и строить карьеру в сфере it c Тинькофф.Я вас люблю мои дорогие и желаю здоровья,счастья и процветания!
С уважением Официальный партнер банка Тинькофф Кириченко Елена Николаевна