Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое гайдлайн и как он повышает узнаваемость бренда


Визуальный гайдлайн помогает бизнесу создавать единый стиль везде: в помещениях, на сайте, в соцсетях, рекламных материалах


Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Поделиться

Визуальный гайдлайн помогает бизнесу создавать единый стиль везде: в помещениях, на сайте, в соцсетях, рекламных материалах


Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Когда бизнес небольшой, ему достаточно создать логотип и вывеску или запустить соцсети и продавать там. По мере роста открываются новые точки и новые каналы привлечения клиентов — тогда бизнес задумывается об узнаваемости.

Чтобы клиенты узнавали продукт и возвращались снова, нужно создавать единый стиль для всех элементов бизнеса: дизайн помещения, логотип и вывеска, сайт и соцсети, форма сотрудников.

Создавать единый стиль во всем пространстве бизнеса помогает гайдлайн. В статье разбираемся, что такое гайдлайн, какому бизнесу пригодится и как его создать.

Что такое гайдлайн

Гайдлайн — это набор правил для бизнес-процесса. Например, в визуальном гайдлайне прописывают, как оформить упаковку товара, где разместить логотип и какие шрифты использовать.

Гайдлайны могут описывать и другие части бизнеса: как общаться с клиентами, какие скидки кому предложить, как оформить и отправить рассылку.

«Гайдлайны могут быть не только визуальными: чем больше у бизнеса процессов, тем больше можно сделать гайдлайнов. Например, как бариста должны разговаривать с клиентами, как и когда менять цветы в ресторане, по каким шагам провести нового клиента в спортзале, чтобы он купил абонемент».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Какие бывают виды гайдлайнов

Обычно выделяют два вида гайдлайнов: технический и коммуникационный. В техническом прописывают все, что нужно для работы с дизайном: шрифты, цвета, логотип. В коммуникационном гайдлайне прописывают сегментацию аудитории, рекламную концепцию, слоган, сильные стороны бизнеса.

В статье мы рассматриваем технические визуальные гайдлайны: зачем они бизнесу и как их создавать.

Зачем бизнесу гайдлайн

Одна большая задача, которую решает гайдлайн, — он унифицирует дизайн бренда. Вот что это дает:

  • упрощает работу с дизайном;
  • повышает узнаваемость бренда;
  • помогает при открытии новых точек.

Упрощает работу с дизайном. В гайдлайне можно описать и показать все визуальные элементы стиля: логотип, цвета и шрифты, оформление вывесок и баннеров, дизайн визиток и толстовок. Благодаря этому дизайнеры допускают меньше ошибок и быстрее готовят макеты — а значит, у бизнеса быстрее появляются готовые продукты.

Правила для призыва к действию в гайдлайне hulu

Новым дизайнерам тоже проще начать работу, когда есть гайдлайн.

«Если в компании нет гайдлайна, носителем и хранителем знаний становится сам дизайнер — он и есть гайдлайн. Он увольняется, и на его место приходит другой человек, который будет делать по-своему: авторство никуда не деть. Задачи будут решаться так же, но общее ощущение от бренда будет меняться».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Повышает узнаваемость бренда. Когда дизайнеры работают по гайдлайну, все продукты бренда будут оформлены в едином стиле. Это помогает выдерживать конкуренцию на рынке. У бизнеса формируется лояльная аудитория.

Помогает при открытии новых точек. Когда бизнес решает открывать новые точки — сам или по франшизе, — гайдлайны помогут оформить их в общем стиле и быть узнаваемыми для клиентов. Например, по гайдлайнам оформляют вывеску, помещение внутри.

Рассмотрим на примере малого бизнеса.

Где-то в спальном районе открывается небольшой сервис по восстановлению и ремонту кроссовок SneakerKross. На старте сделали логотип и поместили его на вывеску.

В начале работы гайдлайн точно не понадобится: у бизнеса всего один канал общения с клиентами — помещение, куда клиенты приносят кроссовки.

Постепенно клиенты запоминают сервис, начинают советовать его знакомым. Поток клиентов увеличивается, и владелец решает открыть еще одну точку и сделать телеграм-канал.

Получается, у бизнеса уже три канала для контакта с клиентами: две сервисные точки и телеграм-канал. Тут появляются вопросы: «А как пишем — SneakerKross или можно „СникерКросс“? А цвет на логотипе можно сделать не ярко-голубой, а бледно-голубой? А прайс как оформим? А в Телеграме картинки в каком стиле делать?»

В этом случае уже можно сделать гайдлайн и указать, как именно писать название сервиса, как оформлен логотип и как его можно использовать, какие шрифты использовать в прайсе, в каком стиле делать фотографии и картинки для Телеграма.

Гайдлайн поможет оформить все в едином стиле, и клиенты будут узнавать бренд в новых точках.

Чем гайдлайн отличается от брендбука и логобука

Логобук — это небольшой документ, руководство, где описан логотип компании. Еще иногда там описывают базовые составляющие дизайна: шрифт и цвета. В гайдлайне еще могут описывать сайт и соцсети, оформление помещений, форму сотрудников.

Логобук и гайдлайн могут быть частью брендбука, а могут быть отдельными документами.

Брендбук — самый большой и насыщенный документ. Он включает в себя подробное описание философии, целей и миссии бизнеса, маркетинговую стратегию. Зачем бизнесу брендбук, что в него входит и как его создать, рассказывали в отдельной статье.

Структура и содержание гайдлайна

Содержание гайдлайна зависит от размеров бизнеса. Малый бизнес описывает в гайдлайне, что уже использует в работе. Например, у небольшой мастерской SneakerKross есть логотип, шрифты и цвета, шаблоны картинок для Телеграма. Этого достаточно для гайдлайна — не нужно прописывать рекомендации по оформлению сайта, потому что его пока нет.

В бизнесе покрупнее обычно описывают и то, что планируют запускать. Например, как будут выглядеть новые магазины, сайт, реклама. Это помогает сэкономить бюджет, потому что дальше компания будет вкладывать деньги в разработку и продвижение продуктов.

«Главное — прописать в гайдлайне фирменные приемы и принципы. Например: „Мы преображаем фотки через два тона — контрастный голубой и теплый оттенок, чтобы получилось ярко и сочно“.

Не нужно пытаться прописать каждое „нельзя“ — гайд должен быть инструментом, с помощью которого можно делать больше креатива».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Вот что чаще всего описывают в гайдлайнах:

  • логотип;
  • цвета;
  • шрифты;
  • дополнительные элементы;
  • мерч;
  • стиль фотографий;
  • фирменный стиль в интерьере и экстерьере.

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

Логотип. В гайдлайне описывают логотип, его размеры, цветовую палитру, варианты и фон, на котором его можно использовать.

Примеры использования логотипа в гайдлайне ВКонтакте
Примеры использования логотипа в гайдлайне Кинопоиска
Примеры логотипа в гайдлайне IBM

Еще в гайдлайнах показывают антипримеры: как нельзя использовать логотип. Часто его нельзя использовать на цветном фоне или поверх других изображений, наклонять, искажать, менять цвета или текст логотипа.

Антипримеры использования логотипа в гайдлайне ВКонтакте

Цвета. Обычно у бренда есть два-три основных цвета и несколько дополнительных — они тоже фиксируются в гайдлайне. Прописывают не только названия, но и номера цветов, иначе есть риск, что дизайнеры будут использовать разные оттенки. Оформление будет выглядеть неряшливо, а бренд не будет ассоциироваться ни с одним оттенком.

Еще в гайдлайне указывают возможные сочетания цветов.

Фирменные цвета Mail.ru в гайдлайне компании
Цветовая палитра в гайдлайне ВКонтакте

Шрифты. Компании используют стандартные шрифты или разрабатывают свои — в обоих случаях их вносят в гайдлайн. Малый бизнес на старте может обойтись стандартными бесплатными шрифтами или недорогими платными, разрабатывать свой слишком дорого и неоправданно на первых этапах.

Примеры оформления разных текстов в гайдлайне Audi

Помимо шрифтов в гайдлайне прописывают правила типографики:

  • где на странице размещать текст и какие отступы должны быть от текста до поля;
  • как выравнивать текст: по центру, левому или правому краю;
  • какой размер шрифта использовать;
  • какое расстояние будет между строками и буквами;
  • используется ли перенос слов.
Правила типографики в гайдлайне ВКонтакте
Например, в гайдлайне Большого театра есть целый раздел с правилами верстки афиш

Дополнительные элементы. Это могут быть паттерны, узоры, фоны, иконки, которые используют в дизайне. Дополнительные элементы можно размещать на сайте, в соцсетях, на печатной продукции.

Паттерн с основным цветом в гайдлайне ВКонтакте
Паттерн с дополнительными цветами в гайдлайне ВКонтакте
Примеры иконок в гайдлайне Audi
Иконки для мобильного приложения в гайдлайне IBM

Мерч. В гайдлайне описывают, как оформлять физическую продукцию компании: визитки, толстовки или футболки, ручки, календари, плакаты, упаковку товаров.

Оформление разных элементов в гайдлайне ВКонтакте
Оформление мерча с символикой в гайдлайне ВКонтакте

Стиль фотографий. В гайдлайне могут прописывать правила для фотографий, которые использует бизнес. Их могут применять, например, фотографы, чтобы провести съемку. Или дизайнеры, чтобы обработать фотографию в нужной цветовой палитре.

Принципы создания фотографий в гайдлайне Audi
Художественные принципы фотографии в гайдлайне ВКонтакте
Принципы фотографии в гайдлайне МТС

Фирменный стиль в интерьере и экстерьере. Крупные компании могут сразу продумать, как будут выглядеть внешние и внутренние вывески, система навигации, офисы и помещения для сотрудников.

Пример оформления указателей в гайдлайне ВКонтакте

В каком формате хранить гайдлайн

Формат гайдлайна зависит от того, кто будет им пользоваться. Вот несколько примеров.

Дизайнеры часто собирают макеты в редакторе Figma, поэтому и гайдлайн им удобнее хранить в этом редакторе. Тогда легко будет найти нужный шаблон и скопировать его себе для работы.

Видеомонтажеру нужны, например, начальная и конечная заставки и анимированный логотип. Их можно хранить в формате видео.

Тем, кто работает с печатной продукцией и оформлением интерьеров, удобнее работать с гайдлайном в формате PDF.

Чаще всего гайдлайн собирают в Figma, добавляют в него ссылки на шаблоны и сохраняют в PDF.

Как разработать гайдлайн

Сначала определите, зачем вам гайдлайн: установить правила для дизайнеров и других сотрудников, сделать новые правила в рамках ребрендинга, правила оформления, чтобы запустить франшизу.

«По моему опыту, сейчас все могут сделать гайдлайн, будь то студия или просто дизайнер-фрилансер. Можно скачать образцы гайдлайнов, собрать требования к дизайну — и этого будет достаточно для исполнителя».

Виталий Цыганков

Виталий Цыганков

Дизайн-директор и основатель студии Tigers Moscow

Если есть штатные дизайнеры, проще всего сделать гайдлайн с их помощью. Такие сотрудники уже работают с дизайном и знают правила. Достаточно просто свести эти правила в один документ и сохранить отдельно.

Если команды дизайна нет, можно обратиться в агентство или к дизайнеру — самозанятому или ИП. Дизайнер предложит заполнить заполнить бриф — документ, в котором прописаны требования к дизайну. Например, ваши фирменные шрифты и цвета, логотип и охранное поле вокруг него.

Главное в статье

  1. Визуальный гайдлайн — это набор правил для дизайнеров. В гайдлайне показывают, как выглядит логотип и как его можно использовать, какие у бизнеса фирменные шрифты и цвета, как оформлять сайт, соцсети, офисы.
  2. Благодаря гайдлайну все каналы коммуникации с клиентами оформлены в едином стиле: это помогает формировать лояльную аудиторию и выдерживать конкуренцию.
  3. Малому бизнесу достаточно описать в гайдлайне элементы, которые уже есть и используются. Бизнес покрупнее прорабатывает в гайдлайне и то, что только планирует использовать.
  4. Гайдлайн — рабочий инструмент, поэтому и хранят его в том виде, в котором удобно использовать исполнителям. Обычно это документ в формате PDF с активными ссылками на нужные шаблоны.
  5. Разработать гайдлайн можно с помощью штатных дизайнеров. Если их нет, можно обратиться в агентство или к дизайнеру-фрилансеру. В таком случае нужно выбрать несколько примеров гайдлайнов и собрать требования к дизайну, если они есть.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

Развитие бизнеса

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме