Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документов

Узнать сумму
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как использовать Телеграм для бизнеса


Телеграм — это мессенджер для обмена сообщениями, аудио- и видеозвонками. Он популярен в России, СНГ и других странах. В начале 2024 года аудитория Телеграма превысила 900 млн активных пользователей, в России мессенджер используют более 85 млн человек.

Кроме стандартных возможностей у Телеграма есть инструменты, которые полезны бизнесу. В статье рассказываем, как ими пользоваться на базовом уровне.

Как устроен Телеграм

В Телеграме есть четыре основных способа коммуникации:

  1. Персональный чат. Это закрытая переписка с конкретным человеком.
  2. Каналы. Они работают по принципу страницы в соцсетях: владелец канала публикует посты, а пользователи читают их. Если владелец канала разрешает, подписчики могут оставлять реакции на посты и комментарии.
  3. Группы. Работают по принципу чатов: несколько пользователей общаются между собой.
  4. Сторис. Короткие видео, которые хранятся до 48 часов. Друзья и подписчики могут сохранять, комментировать и делиться сторис.

Группы и каналы бывают открытые и приватные. В открытые могут вступить все, в приватные — только пользователи, у которых есть ссылка-приглашение.

Дальше расскажем, как можно использовать чаты, каналы и группы.

Преимущества Телеграма перед другими мессенджерами

Телеграм отличается от других мессенджеров, и у него есть:

  • бизнес-возможности;
  • боты для автоматизации;
  • интеграция с другими сервисами;
  • кросс-платформенность.

Бизнес-возможности. Разработчики Телеграма развивают возможности для бизнеса. После недавнего обновления в бизнес-профилях можно указывать время работы, адрес компании и шаблонные автоответы для клиентов.

Боты для автоматизации. При помощи чат-ботов можно автоматизировать прием заказов, общение с клиентами, ответы на частые вопросы пользователей.

Интеграция с другими сервисами. Разработчики приложений и сервисов часто добавляют поддержку Телеграма. Например, сервисы для управления проектами Kaiten, Shtab и WEEEK позволяют добавлять задачи и следить за ходом их выполнения через Телеграм.

Кросс-платформенность. Телеграм доступен на всех современных смартфонах, планшетах и компьютерах. Например, более популярный мессенджер «Вотсап»* имеет ограниченные возможности на компьютерах и недоступен на некоторых планшетах.

Как использовать Телеграм для бизнеса

Телеграм подойдет любому бизнесу: ИТ-компаниям, цветочным магазинам, салонам красоты и крупным промышленным предприятиям. Telegram может помочь компаниям и предпринимателям решать такие задачи:

  1. Общаться с коллегами.
  2. Общаться с клиентами.
  3. Автоматизировать бизнес-процессы.
  4. Продвигать бизнес.

Дальше подробно рассмотрим каждую задачу и расскажем об инструментах, которые помогают ее решать.

Общаться с коллегами

Для общения с коллегами подойдет приватная группа. В нее можно вступить только по ссылке-приглашению. В группе можно обсуждать рабочие вопросы или просто общаться.

Вот основные преимущества таких групп:

  • у Телеграма есть приложение для компьютера и смартфона;
  • приложение может работать одновременно на нескольких устройствах — например, на смартфоне и компьютере;
  • чаты можно делить на папки — например, создать отдельные папки для рабочих и личных чатов или папки для конкретных проектов, чтобы не терять переписки с важными людьми и не путаться, кто есть кто;
  • можно создавать опросы — это поможет без долгих переписок и обсуждений узнать мнение коллектива по важному вопросу или принять решение голосованием;
  • можно подключать реакции на сообщения — это разнообразит коммуникацию и поможет избежать лишних переписок. Например, вместо того, чтобы писать «спасибо», можно лайкнуть сообщение;
  • можно посмотреть, кто увидел конкретное сообщение, — у сотрудника не получится сделать вид, что он не заметил какую-то задачу или приглашение на собрание;
  • необязательно привязываться к номеру телефона — можно открыть только ник пользователя.

Как создать группу:

1. Зайдите в раздел с чатами и кликните по иконке в правом верхнем углу. Затем выберите «Создать группу».

Как создать группу в Телеграме
Как создать группу в Телеграме

2. Из списка контактов выберите тех, кого хотите добавить в группу, нажмите «Далее» → «Создать». По умолчанию мессенджер создаст частную закрытую группу.

Как добавить контакты в группу в Телеграме
Как добавить контакты в группу в Телеграме

Чтобы приглашать в группу людей, которых нет в списке ваших контактов, можно отправлять им ссылку-приглашение и делиться ею в соцсетях и мессенджерах. Для этого нажмите на название группы → «Изменить» → «Пригласительные ссылки». Кликните по ссылке, чтобы скопировать ее, или нажмите «Поделиться», чтобы отправить ее нужному человеку.

Как поделиться ссылкой на группу
Как поделиться ссылкой на группу

3. Добавьте описание и изображение группы. Для этого кликните по названию группы и нажмите «Изменить». В поле с описанием укажите тематику группы, а чтобы добавить изображение из галереи смартфона, нажмите «Новое фото или видео».

Как добавить описание группы
Как добавить описание группы

4. Подключите реакции. Для этого нажмите на название группы → «Изменить» → «Реакции». Выберите реакции, которые хотите добавить, и включите их. Теперь участники группы могут этими реакциями отмечать сообщения.

Как включить реакции в Телеграме
Как включить реакции в Телеграме

Готово! Теперь вы можете обмениваться с коллегами сообщениями.

Общаться с аудиторией

С помощью Телеграма можно наладить коммуникации с клиентами — для этого подойдет открытая группа, в которой пользователи могут общаться между собой и задавать вопросы компании.

Пример такой группы — чат для продавцов на маркетплейсах. Там пользователи общаются друг с другом, просят советов и делятся опытом. Это помогает понять, о чем думает аудитория и какие проблемы ее волнуют.

Найти такую группу можно по названию или ключевым словам через поиск, а можно вступить в нее по ссылке-приглашению.

Чтобы создать публичную группу, сначала создайте закрытую, а потом измените настройки и сделайте ее публичной. Для этого кликните по шапке группы, в правом верхнем углу выберите «Изменить» → «Тип группы» → «Публичная» и укажите ссылку, по которой будете приглашать пользователей. Название ссылки нужно придумать самостоятельно, а Телеграм подскажет, правильно ли вы ввели формат и не занято ли это название.

Как сделать группу в Telegram публичной
Как сделать группу в Telegram публичной

У всех групп есть ограничение по количеству участников. Максимальное количество — 200 000 человек

У всех групп есть ограничение по количеству участников. Максимальное количество — 200 000 человек

Готово! Теперь у вас есть группа, остается рассказать о ней потенциальной аудитории.

Если это группа для предпринимателей, можно размещать ссылку на нее в других бизнес-чатах или тематических группах в соцсетях. Главное — объяснить аудитории пользу группы: предприниматели часто ищут единомышленников, поэтому можно сразу сказать, что здесь они могут обмениваться опытом и спрашивать советы у более опытных коллег.

Когда в группе вырастет активность, нужно следить за порядком. Для этого лучше привлечь отдельного человека — модератора. Он поможет контролировать, чтобы участники не отправляли в группу спам, например рекламу или сообщения, которые не относятся к теме группы и мешают общению. Если не обращать на это внимания, людям станет неинтересно и вы можете потерять аудиторию.

Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов

В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».

Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.

Вот что можно написать:

  1. Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
  2. Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
  3. Мнение о трендах и событиях вашего рынка.

После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.

Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.

Автоматизировать процессы бизнеса

С помощью Телеграма можно автоматизировать некоторые процессы бизнеса — например, прием и обработку заявок, общение с клиентами, техническую поддержку.

Для автоматизации бизнес-процессов в Телеграме используют ботов — это чаты, которые реагируют на запросы пользователей и автоматически выдают нужную информацию.

  • автоматизировать общение с клиентами — например, клиент спрашивает о продуктах компании, а чат-бот предлагает ему выбрать интересующую категорию и товары в ней;
  • разгрузить операторов колл-центра: чат-боты помогают отвечать на частые вопросы клиентов — например, о статусе заказа;
  • использовать игровые механики в работе с клиентами — например, проводить викторины и вовлекать пользователей в общение с брендом.

Чтобы чат-бот выполнял свои задачи, нужно тщательно продумать сценарий — последовательность сообщений, которые имитируют живой диалог с пользователем. Давайте сразу на примере.

Цель бота агентства недвижимости — привести клиента на сайт. Бот спрашивает клиента, в каком городе он ищет квартиру, сколько комнат в ней должно быть и на какую сумму он рассчитывает. На каждый вопрос бот предлагает варианты ответа и на основе собранной информации отправляет клиенту подборку подходящих квартир на сайте агентства.

Это упрощенный сценарий, в реальности вопросов и вариантов ответа может быть больше. Главное — чтобы бот предлагал клиенту конкретные решения, а не просто был посредником между компанией и клиентом.

Продвигать бизнес в Телеграме

Для продвижения бизнеса в Телеграме подойдут каналы.

Просто выкладывать ассортимент магазина или перечень услуг недостаточно — людям неинтересно читать информацию об очередном товаре. Зато бизнес может делиться информацией, которая будет полезна аудитории. Это называется «контент-маркетинг» — он помогает повысить лояльность потенциальных и действующих клиентов.

В Телеграме нет общей ленты

В отличие от соцсетей, в Телеграме нет ленты ранжирования и рекомендаций. Для бизнеса это значит, что пользователи не увидят контент в общей ленте — чтобы посмотреть пост, человеку нужно целенаправленно зайти в канал. Дополнительное внимание к каналу или чату может привлечь сторис, но общей ленты сторис для подписчиков, как в других социальных сетях, в Телеграме нет.

Это важно учитывать при разработке стратегии канала: нужно не только создавать интересный контент, но и заботиться о его грамотном распространении.

Разберем на примере маркетингового агентства, как использовать контент-маркетинг в Телеграме. Аудитория агентства — малый бизнес.

как привлекать новых клиентов
как привлекать новых клиентов

Как привлекать новых клиентов при помощи уникального контента

как привлекать новых клиентов
как привлекать новых клиентов

Как привлекать новых клиентов при помощи уникального контента

Как привлекать новых клиентов при помощи уникального контента

Вот алгоритм действий, который поможет запустить контент-маркетинг в Телеграме:

  1. Решить, нужен ли вам канал в Телеграме.
  2. Определить целевую аудиторию.
  3. Продумать контент канала.
  4. Определить ответственных за создание контента.
  5. Определить бюджет на создание и дистрибуцию контента.
  6. Создать канал.
  7. Продвигать канал.
  8. Собирать заявки.

Разберем каждый шаг более подробно.

Решить, нужен ли вам канал в Телеграме. Продвигать бизнес в Телеграме, потому что это модно, — плохая идея. Рекомендуем на старте определиться, поможет ли контент-маркетинг вашему бизнесу или это будет просто трата денег. Давайте сразу на примерах.

Как определить, будет ли полезен Телеграм вашему бизнесу
❌ Нет✅ Да
Предприниматель оказывает услуги Деда Мороза на Новый год и создает канал в Телеграме, чтобы привлечь больше клиентов



Заниматься контент-маркетингом ради нескольких дней в году — дорого и сложно. В такой ситуации легче создать одностраничный сайт в конструкторе и запустить таргетированную или контекстную рекламу
Компания организует детские праздники. Она занимается этим круглый год. Чтобы привлечь больше клиентов, компания создает канал в Телеграме



В долгосрочной перспективе контент-маркетинг поможет привлечь больше клиентов и увеличить их лояльность. В результате у компании будут чаще заказывать праздники и она сможет больше зарабатывать
Целевая аудитория химчистки — люди из Пензы со средним достатком. Клиент раз в год отдает в химчистку пальто — ему нужен быстрый результат, и он не будет целый год читать полезные статьи



Для химчистки лучше подойдет таргетинг в соцсетях или контекстная реклама, а контент-маркетинг вряд ли сработает или обойдется слишком дорого
Целевая аудитория маркетингового агентства — малый бизнес. Предприниматели постоянно заинтересованы в продвижении товаров и услуг, чтобы увеличить продажи



Контент-маркетинг может помочь агентству продемонстрировать свой опыт и навыки и привлечь заказчиков

Мы спросили у нашего эксперта, как это работает на практике.

«В нашей нише услуга может стоить 300 000—500 000 ₽ и больше. Чтобы вложить такую сумму, люди хотят быть уверенными в профессионализме подрядчика. Поэтому они сначала подписываются на наш канал и пару месяцев читают его. Со временем они понимают, что мы умеем запускать большие проекты и нам можно доверять, поэтому становятся нашими клиентами».

Максим Авдеев

Максим Авдеев

Руководитель дизайн-студии MAX

Продумать контент канала. Главное, чтобы контент был полезен целевой аудитории, тогда пользователи будут заходить в канал и смотреть новые посты. Продолжим пример с маркетинговым агентством.

Примеры удачного и неудачного контента в бизнес-каналах Телеграма
❌ Нет✅ Да
Агентство публикует посты о своих услугах и ценах на них



Аудитория вряд ли зайдет в канал, чтобы прочитать очередной пост об услугах агентства.
Агентство публикует инструкции, как запустить рекламу в интернете, делится лайфхаками и показывает кейсы



Предприниматели подписываются на канал, чтобы научиться правильно настраивать рекламу. Со временем подписчики видят экспертность агентства, начинают ему доверять и заказывают услуги

Вот что можно публиковать в телеграм-канале:

  • текстовый контент — например, новости, кейсы, инструкции и разборы продуктов;
  • фото — например, фотографии товара;
  • видео — например, короткие ролики о производстве;
  • опросы — публичные и анонимные. Опросы помогают выявлять потребности аудитории и собирать мнения о компании.

Для сбора обратной связи от аудитории в телеграм-канале можно подключить возможность комментирования и оценки постов с помощью эмодзи — реакции. Так вы сможете понять, какие посты нравятся аудитории и какие вопросы волнуют потенциальных и действующих клиентов.

Определить ответственных за создание контента. В контент-маркетинге важно регулярно публиковать контент. Если публиковать посты раз в месяц, это не сработает: людям нужна регулярность. Поэтому с самого начала нужно определиться, кто будет создавать и публиковать контент: например, выделить отдельного человека или быть готовым самостоятельно заниматься наполнением и развитием канала.

Определить бюджет на создание контента и дистрибуцию. Перед тем как запускать контент-маркетинг в Телеграме, важно рассчитать, во сколько это обойдется. Здесь нужно учитывать затраты на создание контента и деньги, которые придется потратить на продвижение.

С автором можно договориться о фиксированной зарплате в месяц или о сдельной оплате каждого поста. Стоимость рекламы зависит от конкретной ниши. Мы рекомендуем закладывать на рекламу примерно такую же сумму, какую планируете тратить на создание контента. Например, если гонорар автора — 50 000 ₽ в месяц, сразу планируйте, что первое время примерно столько же будет уходить на рекламу. От бюджета зависит, как быстро получится развить канал и получить лояльных клиентов.

Маркетинговое агентство тратит на создание контента и рекламу 100 000 ₽ в месяц. За первые три месяца на канал подписалось 10 000 человек. Если агентство будет вкладывать в развитие канала вдвое больше, аудитория будет расти быстрее и, скорее всего, увеличится количество клиентов.

При этом контент-маркетинг не гарантирует, что количество клиентов точно увеличится и бизнес будет больше зарабатывать. Например, если у маркетингового агентства хороший контент-маркетинг, но среднее качество услуг, вряд ли получится увеличить количество клиентов и заработок.

Создать канал. Вот пошаговый план, как создать телеграм-канал:

1. Откройте приложение, перейдите в раздел с сообщениями и кликните по значку в правом верхнем углу. Затем выберите «Создать канал».

Как создать канал в Телеграме
Как создать канал в Телеграме

2. Добавьте название канала и короткое описание, а затем выберите тип канала — публичный или частный, задайте ссылку на канал латинскими буквами и нажмите «Далее». Готово! Теперь у вас есть канал и можно начинать публиковать в нем первые посты.

Как добавить описание канала в Телеграме
Как добавить описание канала в Телеграме

Публичный канал можно находить через поиск и подписываться, частный найти через поиск не получится, а подписаться на него можно только по ссылке-приглашению. Чтобы продвигать бизнес в интернете, советуем создать публичный канал.

Продвигать канал. Ссылку на канал можно разместить на всех коммуникационных материалах бизнеса — в традиционной рекламе, рассылках, на сайте, в соцсетях, таргетированной рекламе. Еще урл канала можно разместить на документах — например, актах, накладных или договорах.

И конечно, можно активно продвигать свой канал в Телеграме — разместить рекламные посты в других каналах или придумать интересные интеграции с медиа или другими компаниями, которые тоже ведут каналы в мессенджере. При этом важно выбирать каналы и группы с подходящей целевой аудиторией.

Нет смысла рекламировать услуги маркетингового агентства в новостном канале. Для этого лучше выбрать каналы, которые тоже пишут про маркетинг или контент.

Другой пример — вы помогаете людям продвигаться на маркетплейсах. Свои услуги можно рекламировать в группах, где общаются селлеры.

Когда аудитория увидит вашу экспертность, с канала начнут появляться клиенты. На это может уйти несколько месяцев, и все время нужно регулярно работать над контентом канала и привлечением аудитории. По сравнению со стандартным контент-маркетингом корпоративный блог в Телеграме обходится дешевле, потому что не нужно создавать сайт и нанимать отдельных сотрудников в техническую поддержку.

Главное

  1. В Телеграме есть три основные возможности коммуникации: личная переписка, каналы и группы.
  2. Телеграм помогает общаться с коллегами и клиентами, автоматизировать бизнес-процессы и продвигать бизнес.
  3. Для общения с коллегами подойдет приватная группа, для общения с клиентами — открытая.
  4. Чтобы автоматизировать некоторые бизнес-процессы, в Телеграме можно запустить чат-ботов — это виртуальные чаты, которые реагируют на запросы пользователей и автоматически выдают нужную информацию.
  5. Для продвижения бизнеса подойдут каналы. Главное — публиковать в них полезную для аудитории информацию и вкладываться в продвижение.

* Вотсап принадлежит компании Meta, суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Артем Суровцев
Артем Суровцев

Как вы используете Телеграм в своем бизнесе? Пишите в комментариях эффективные способы применения.


Больше по теме

«Автоматизация — единственный способ заткнуть дыры, куда утекают деньги компании». Опыт Lucky Child

Бот-ассистент, автоматизация, контроль по отклонениям, юнит-экономика на каждом комбинезоне и другие лайфхаки для роста бизнеса детской одежды

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации