Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как использовать Телеграм для бизнеса


Рассказываем, какому бизнесу будет полезен Телеграм и какие инструменты можно использовать


Максим Авдеев

Максим Авдеев

Руководитель дизайн-студии MAX

Телеграм — это мессенджер для обмена сообщениями, аудио- и видеозвонками. Он популярен в России, СНГ и других странах. В начале 2024 года аудитория Телеграма превысила 900 млн активных пользователей, в России мессенджер используют более 85 млн человек.

Кроме стандартных возможностей у Телеграма есть инструменты, которые полезны бизнесу. В статье рассказываем, как ими пользоваться на базовом уровне.

Как устроен Телеграм

В Телеграме есть четыре основных способа коммуникации:

  1. Персональный чат. Это закрытая переписка с конкретным человеком.
  2. Каналы. Они работают по принципу страницы в соцсетях: владелец канала публикует посты, а пользователи читают их. Если владелец канала разрешает, подписчики могут оставлять реакции на посты и комментарии.
  3. Группы. Работают по принципу чатов: несколько пользователей общаются между собой.
  4. Сторис. Короткие видео, которые хранятся до 48 часов. Друзья и подписчики могут сохранять, комментировать и делиться сторис.

Группы и каналы бывают открытые и приватные. В открытые могут вступить все, в приватные — только пользователи, у которых есть ссылка-приглашение.

Дальше расскажем, как можно использовать чаты, каналы и группы.

Преимущества Телеграма перед другими мессенджерами

Телеграм отличается от других мессенджеров, и у него есть:

  • бизнес-возможности;
  • боты для автоматизации;
  • интеграция с другими сервисами;
  • кросс-платформенность.

Бизнес-возможности. Разработчики Телеграма развивают возможности для бизнеса. После недавнего обновления в бизнес-профилях можно указывать время работы, адрес компании и шаблонные автоответы для клиентов.

Боты для автоматизации. При помощи чат-ботов можно автоматизировать прием заказов, общение с клиентами, ответы на частые вопросы пользователей.

Интеграция с другими сервисами. Разработчики приложений и сервисов часто добавляют поддержку Телеграма. Например, сервисы для управления проектами Kaiten, Shtab и WEEEK позволяют добавлять задачи и следить за ходом их выполнения через Телеграм.

Кросс-платформенность. Телеграм доступен на всех современных смартфонах, планшетах и компьютерах. Например, более популярный мессенджер «Вотсап»* имеет ограниченные возможности на компьютерах и недоступен на некоторых планшетах.

Как использовать Телеграм для бизнеса

Телеграм подойдет любому бизнесу: ИТ-компаниям, цветочным магазинам, салонам красоты и крупным промышленным предприятиям. Telegram может помочь компаниям и предпринимателям решать такие задачи:

  1. Общаться с коллегами.
  2. Общаться с клиентами.
  3. Автоматизировать бизнес-процессы.
  4. Продвигать бизнес.

Дальше подробно рассмотрим каждую задачу и расскажем об инструментах, которые помогают ее решать.

Общаться с коллегами

Для общения с коллегами подойдет приватная группа. В нее можно вступить только по ссылке-приглашению. В группе можно обсуждать рабочие вопросы или просто общаться.

Вот основные преимущества таких групп:

  • у Телеграма есть приложение для компьютера и смартфона;
  • приложение может работать одновременно на нескольких устройствах — например, на смартфоне и компьютере;
  • чаты можно делить на папки — например, создать отдельные папки для рабочих и личных чатов или папки для конкретных проектов, чтобы не терять переписки с важными людьми и не путаться, кто есть кто;
  • можно создавать опросы — это поможет без долгих переписок и обсуждений узнать мнение коллектива по важному вопросу или принять решение голосованием;
  • можно подключать реакции на сообщения — это разнообразит коммуникацию и поможет избежать лишних переписок. Например, вместо того, чтобы писать «спасибо», можно лайкнуть сообщение;
  • можно посмотреть, кто увидел конкретное сообщение, — у сотрудника не получится сделать вид, что он не заметил какую-то задачу или приглашение на собрание;
  • необязательно привязываться к номеру телефона — можно открыть только ник пользователя.

Как создать группу:

1. Зайдите в раздел с чатами и кликните по иконке в правом верхнем углу. Затем выберите «Создать группу».

2. Из списка контактов выберите тех, кого хотите добавить в группу, нажмите «Далее» → «Создать». По умолчанию мессенджер создаст частную закрытую группу.

Чтобы приглашать в группу людей, которых нет в списке ваших контактов, можно отправлять им ссылку-приглашение и делиться ею в соцсетях и мессенджерах. Для этого нажмите на название группы → «Изменить» → «Пригласительные ссылки». Кликните по ссылке, чтобы скопировать ее, или нажмите «Поделиться», чтобы отправить ее нужному человеку.

3. Добавьте описание и изображение группы. Для этого кликните по названию группы и нажмите «Изменить». В поле с описанием укажите тематику группы, а чтобы добавить изображение из галереи смартфона, нажмите «Новое фото или видео».

4. Подключите реакции. Для этого нажмите на название группы → «Изменить» → «Реакции». Выберите реакции, которые хотите добавить, и включите их. Теперь участники группы могут этими реакциями отмечать сообщения.

Готово! Теперь вы можете обмениваться с коллегами сообщениями.

Общаться с аудиторией

С помощью Телеграма можно наладить коммуникации с клиентами — для этого подойдет открытая группа, в которой пользователи могут общаться между собой и задавать вопросы компании.

Пример такой группы — чат для продавцов на маркетплейсах. Там пользователи общаются друг с другом, просят советов и делятся опытом. Это помогает понять, о чем думает аудитория и какие проблемы ее волнуют.

Найти такую группу можно по названию или ключевым словам через поиск, а можно вступить в нее по ссылке-приглашению.

Чтобы создать публичную группу, сначала создайте закрытую, а потом измените настройки и сделайте ее публичной. Для этого кликните по шапке группы, в правом верхнем углу выберите «Изменить» → «Тип группы» → «Публичная» и укажите ссылку, по которой будете приглашать пользователей. Название ссылки нужно придумать самостоятельно, а Телеграм подскажет, правильно ли вы ввели формат и не занято ли это название.

У всех групп есть ограничение по количеству участников. Максимальное количество — 200 000 человек

Готово! Теперь у вас есть группа, остается рассказать о ней потенциальной аудитории.

Если это группа для предпринимателей, можно размещать ссылку на нее в других бизнес-чатах или тематических группах в соцсетях. Главное — объяснить аудитории пользу группы: предприниматели часто ищут единомышленников, поэтому можно сразу сказать, что здесь они могут обмениваться опытом и спрашивать советы у более опытных коллег.

Когда в группе вырастет активность, нужно следить за порядком. Для этого лучше привлечь отдельного человека — модератора. Он поможет контролировать, чтобы участники не отправляли в группу спам, например рекламу или сообщения, которые не относятся к теме группы и мешают общению. Если не обращать на это внимания, людям станет неинтересно и вы можете потерять аудиторию.

Расскажите о своем бизнесе или поделитесь экспертизой на 1,98 млн читателей Бизнес-секретов

В рубрике «Блоги компаний» можно публиковать экспертные статьи или истории о своем бизнесе. Это быстро, бесплатно и без пометки «Реклама».

Публикации помогают нашим авторам укрепить личный бренд и привлечь внимание клиентов, партнеров и инвесторов.

Вот что можно написать:

  1. Истории, с которыми вы столкнулись в бизнесе: вышли на новый рынок, пережили кризис, придумали продукт.
  2. Обзор на инструменты или технологии, которые облегчат работу бизнеса.
  3. Мнение о трендах и событиях вашего рынка.

После короткой проверки ваш материал выйдет на главной странице сайта Бизнес-секретов.

Чтобы опубликовать статью или получить советы от редакции, заглядывайте в телеграм-бот.

Автоматизировать процессы бизнеса

С помощью Телеграма можно автоматизировать некоторые процессы бизнеса — например, прием и обработку заявок, общение с клиентами, техническую поддержку.

Для автоматизации бизнес-процессов в Телеграме используют ботов — это чаты, которые реагируют на запросы пользователей и автоматически выдают нужную информацию.

  • автоматизировать общение с клиентами — например, клиент спрашивает о продуктах компании, а чат-бот предлагает ему выбрать интересующую категорию и товары в ней;
  • разгрузить операторов колл-центра: чат-боты помогают отвечать на частые вопросы клиентов — например, о статусе заказа;
  • использовать игровые механики в работе с клиентами — например, проводить викторины и вовлекать пользователей в общение с брендом.

Чтобы чат-бот выполнял свои задачи, нужно тщательно продумать сценарий — последовательность сообщений, которые имитируют живой диалог с пользователем. Давайте сразу на примере.

Цель бота агентства недвижимости — привести клиента на сайт. Бот спрашивает клиента, в каком городе он ищет квартиру, сколько комнат в ней должно быть и на какую сумму он рассчитывает. На каждый вопрос бот предлагает варианты ответа и на основе собранной информации отправляет клиенту подборку подходящих квартир на сайте агентства.

Это упрощенный сценарий, в реальности вопросов и вариантов ответа может быть больше. Главное — чтобы бот предлагал клиенту конкретные решения, а не просто был посредником между компанией и клиентом.

Продвигать бизнес в Телеграме

Для продвижения бизнеса в Телеграме подойдут каналы.

Просто выкладывать ассортимент магазина или перечень услуг недостаточно — людям неинтересно читать информацию об очередном товаре. Зато бизнес может делиться информацией, которая будет полезна аудитории. Это называется «контент-маркетинг» — он помогает повысить лояльность потенциальных и действующих клиентов.

В Телеграме нет общей ленты

В отличие от соцсетей, в Телеграме нет ленты ранжирования и рекомендаций. Для бизнеса это значит, что пользователи не увидят контент в общей ленте — чтобы посмотреть пост, человеку нужно целенаправленно зайти в канал. Дополнительное внимание к каналу или чату может привлечь сторис, но общей ленты сторис для подписчиков, как в других социальных сетях, в Телеграме нет.

Это важно учитывать при разработке стратегии канала: нужно не только создавать интересный контент, но и заботиться о его грамотном распространении.

Разберем на примере маркетингового агентства, как использовать контент-маркетинг в Телеграме. Аудитория агентства — малый бизнес.

Как привлекать новых клиентов при помощи уникального контента

Вот алгоритм действий, который поможет запустить контент-маркетинг в Телеграме:

  1. Решить, нужен ли вам канал в Телеграме.
  2. Определить целевую аудиторию.
  3. Продумать контент канала.
  4. Определить ответственных за создание контента.
  5. Определить бюджет на создание и дистрибуцию контента.
  6. Создать канал.
  7. Продвигать канал.
  8. Собирать заявки.

Разберем каждый шаг более подробно.

Решить, нужен ли вам канал в Телеграме. Продвигать бизнес в Телеграме, потому что это модно, — плохая идея. Рекомендуем на старте определиться, поможет ли контент-маркетинг вашему бизнесу или это будет просто трата денег. Давайте сразу на примерах.

Как определить, будет ли полезен Телеграм вашему бизнесу
❌ Нет✅ Да
Предприниматель оказывает услуги Деда Мороза на Новый год и создает канал в Телеграме, чтобы привлечь больше клиентов



Заниматься контент-маркетингом ради нескольких дней в году — дорого и сложно. В такой ситуации легче создать одностраничный сайт в конструкторе и запустить таргетированную или контекстную рекламу
Компания организует детские праздники. Она занимается этим круглый год. Чтобы привлечь больше клиентов, компания создает канал в Телеграме



В долгосрочной перспективе контент-маркетинг поможет привлечь больше клиентов и увеличить их лояльность. В результате у компании будут чаще заказывать праздники и она сможет больше зарабатывать
Целевая аудитория химчистки — люди из Пензы со средним достатком. Клиент раз в год отдает в химчистку пальто — ему нужен быстрый результат, и он не будет целый год читать полезные статьи



Для химчистки лучше подойдет таргетинг в соцсетях или контекстная реклама, а контент-маркетинг вряд ли сработает или обойдется слишком дорого
Целевая аудитория маркетингового агентства — малый бизнес. Предприниматели постоянно заинтересованы в продвижении товаров и услуг, чтобы увеличить продажи



Контент-маркетинг может помочь агентству продемонстрировать свой опыт и навыки и привлечь заказчиков

Мы спросили у нашего эксперта, как это работает на практике.

«В нашей нише услуга может стоить 300 000—500 000 ₽ и больше. Чтобы вложить такую сумму, люди хотят быть уверенными в профессионализме подрядчика. Поэтому они сначала подписываются на наш канал и пару месяцев читают его. Со временем они понимают, что мы умеем запускать большие проекты и нам можно доверять, поэтому становятся нашими клиентами».

Максим Авдеев

Максим Авдеев

Руководитель дизайн-студии MAX

Продумать контент канала. Главное, чтобы контент был полезен целевой аудитории, тогда пользователи будут заходить в канал и смотреть новые посты. Продолжим пример с маркетинговым агентством.

Примеры удачного и неудачного контента в бизнес-каналах Телеграма
❌ Нет✅ Да
Агентство публикует посты о своих услугах и ценах на них



Аудитория вряд ли зайдет в канал, чтобы прочитать очередной пост об услугах агентства.
Агентство публикует инструкции, как запустить рекламу в интернете, делится лайфхаками и показывает кейсы



Предприниматели подписываются на канал, чтобы научиться правильно настраивать рекламу. Со временем подписчики видят экспертность агентства, начинают ему доверять и заказывают услуги

Вот что можно публиковать в телеграм-канале:

  • текстовый контент — например, новости, кейсы, инструкции и разборы продуктов;
  • фото — например, фотографии товара;
  • видео — например, короткие ролики о производстве;
  • опросы — публичные и анонимные. Опросы помогают выявлять потребности аудитории и собирать мнения о компании.

Для сбора обратной связи от аудитории в телеграм-канале можно подключить возможность комментирования и оценки постов с помощью эмодзи — реакции. Так вы сможете понять, какие посты нравятся аудитории и какие вопросы волнуют потенциальных и действующих клиентов.

Определить ответственных за создание контента. В контент-маркетинге важно регулярно публиковать контент. Если публиковать посты раз в месяц, это не сработает: людям нужна регулярность. Поэтому с самого начала нужно определиться, кто будет создавать и публиковать контент: например, выделить отдельного человека или быть готовым самостоятельно заниматься наполнением и развитием канала.

Определить бюджет на создание контента и дистрибуцию. Перед тем как запускать контент-маркетинг в Телеграме, важно рассчитать, во сколько это обойдется. Здесь нужно учитывать затраты на создание контента и деньги, которые придется потратить на продвижение.

С автором можно договориться о фиксированной зарплате в месяц или о сдельной оплате каждого поста. Стоимость рекламы зависит от конкретной ниши. Мы рекомендуем закладывать на рекламу примерно такую же сумму, какую планируете тратить на создание контента. Например, если гонорар автора — 50 000 ₽ в месяц, сразу планируйте, что первое время примерно столько же будет уходить на рекламу. От бюджета зависит, как быстро получится развить канал и получить лояльных клиентов.

Маркетинговое агентство тратит на создание контента и рекламу 100 000 ₽ в месяц. За первые три месяца на канал подписалось 10 000 человек. Если агентство будет вкладывать в развитие канала вдвое больше, аудитория будет расти быстрее и, скорее всего, увеличится количество клиентов.

При этом контент-маркетинг не гарантирует, что количество клиентов точно увеличится и бизнес будет больше зарабатывать. Например, если у маркетингового агентства хороший контент-маркетинг, но среднее качество услуг, вряд ли получится увеличить количество клиентов и заработок.

Создать канал. Вот пошаговый план, как создать телеграм-канал:

1. Откройте приложение, перейдите в раздел с сообщениями и кликните по значку в правом верхнем углу. Затем выберите «Создать канал».

2. Добавьте название канала и короткое описание, а затем выберите тип канала — публичный или частный, задайте ссылку на канал латинскими буквами и нажмите «Далее». Готово! Теперь у вас есть канал и можно начинать публиковать в нем первые посты.

Публичный канал можно находить через поиск и подписываться, частный найти через поиск не получится, а подписаться на него можно только по ссылке-приглашению. Чтобы продвигать бизнес в интернете, советуем создать публичный канал.

Продвигать канал. Ссылку на канал можно разместить на всех коммуникационных материалах бизнеса — в традиционной рекламе, рассылках, на сайте, в соцсетях, таргетированной рекламе. Еще урл канала можно разместить на документах — например, актах, накладных или договорах.

И конечно, можно активно продвигать свой канал в Телеграме — разместить рекламные посты в других каналах или придумать интересные интеграции с медиа или другими компаниями, которые тоже ведут каналы в мессенджере. При этом важно выбирать каналы и группы с подходящей целевой аудиторией.

Нет смысла рекламировать услуги маркетингового агентства в новостном канале. Для этого лучше выбрать каналы, которые тоже пишут про маркетинг или контент.

Другой пример — вы помогаете людям продвигаться на маркетплейсах. Свои услуги можно рекламировать в группах, где общаются селлеры.

Когда аудитория увидит вашу экспертность, с канала начнут появляться клиенты. На это может уйти несколько месяцев, и все время нужно регулярно работать над контентом канала и привлечением аудитории. По сравнению со стандартным контент-маркетингом корпоративный блог в Телеграме обходится дешевле, потому что не нужно создавать сайт и нанимать отдельных сотрудников в техническую поддержку.

Главное

  1. В Телеграме есть три основные возможности коммуникации: личная переписка, каналы и группы.
  2. Телеграм помогает общаться с коллегами и клиентами, автоматизировать бизнес-процессы и продвигать бизнес.
  3. Для общения с коллегами подойдет приватная группа, для общения с клиентами — открытая.
  4. Чтобы автоматизировать некоторые бизнес-процессы, в Телеграме можно запустить чат-ботов — это виртуальные чаты, которые реагируют на запросы пользователей и автоматически выдают нужную информацию.
  5. Для продвижения бизнеса подойдут каналы. Главное — публиковать в них полезную для аудитории информацию и вкладываться в продвижение.

* Вотсап принадлежит компании Meta, суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Артем Суровцев
Артем Суровцев

Как вы используете Телеграм в своем бизнесе? Пишите в комментариях эффективные способы применения.


Больше по теме

Новости