Часто величина бизнеса зависит от масштаба личности, которая им руководит. Чем больше навыков в разных сферах получил руководитель или владелец бизнеса, тем больше вариантов решения проблем и путей развития он видит.
Этим рост руководителя отличается от роста любого другого человека. Рядовому специалисту достаточно обладать навыками в узкой области: скажем, если наемный столяр не знает основ Excel, это не снизит качество его работы. С лидерами все иначе: количество и разнообразие навыков помогают им выводить бизнес из нестандартных ситуаций.
Например, руководитель деревообрабатывающей компании, который нанял столяра, должен иметь представление и о столярном ремесле — чтобы контролировать работу сотрудника, и об Excel — чтобы вести управленческую отчетность. А еще нужны навыки переговоров, убеждения, стратегического мышления — все это кирпичики личностного роста.
Вместе с бизнес-наставником выделили инструменты, которые помогут видеть возможности для развития вашего дела там, где другие их не заметят.
Что такое личностный рост и зачем он нужен
Личностный рост — это сознательная работа над собой, получение общих знаний, профессиональных навыков, hard skills, и гибких навыков, soft skills, которые помогают увидеть больше вариантов выбора и сценариев развития событий.
«Благодаря личностному росту человек увеличивает число сценариев, где он мог бы проявить себя. Говорят, человек притягивает события к себе. На самом деле он просто их замечает: когда человек видит, что вероятность нужного ему события выше, чем среднестатистическая, — он берет и делает. А все на это говорят: „О, повезло“».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Цель роста — допускать больше моделей поведения в одной ситуации, это поможет находить и выбирать более выгодные результаты. Модели поведения похожи на одежду в гардеробе: для разных ситуаций у человека есть разные наряды. Можно всегда ходить в деловом костюме: для бизнес-встреч это будет самый подходящий вариант, а вот для пикника он не подойдет — человек будет смотреться нелепо.
Разберем пользу нескольких моделей поведения на примере Антона — руководителя небольшой компании.
В фильмах, которые смотрел Антон, бизнесом управляли большие боссы — строгие, необщительные и готовые заставить других работать через «не хочу». Он перенял эту модель и невольно загнал себя в эмоциональный кокон — у него появилось много мелких ограничений в поведении и управлении.
Антон познакомился с успешным руководителем, который не отталкивает от себя подчиненных. Решил скопировать его подход и стать энергичным, приветливым руководителем, который знает, как снять напряжение в коллективе, может и пошутить, и пригрозить. Оказалось, это притягивает сильных и открытых сотрудников, с которыми нет необходимости быть строгим и контролировать каждый шаг.
Что произошло в примере: у руководителя сменилась модель поведения. Он допустил, что мир делится не только на «правильное» и «неправильное», что можно поступать иначе и ничего не сломается. Более того, новые модели могут улучшить положение дел.
Это не значит, что старый подход неправильный и от него надо избавиться. Он может быть уместным, а может мешать. Чем больше моделей видит руководитель, тем лучше он может подстроиться под ситуацию.
Раньше у Антона была одна модель поведения: выдать задание работнику и отчитать его, если предыдущее поручение выполнено плохо.
Теперь он допускает несколько моделей: включить жесткий контроль, приободрить, разобрать ошибки или попросить опытного коллегу помочь новичку. Новые модели приводят к результатам, которые раньше были недоступны.
Сотрудники теперь работают с Антоном не только из-за зарплаты: находиться в коллективе стало приятно. Коммуникация с подчиненными стала лучше, и вся команда начала работать эффективнее.
Чем более необычные и полезные модели поведения может допустить человек, тем сильнее результат его работы будет отличаться от результатов других. Это важно в бизнесе: если поступать как большинство в своем окружении, то и результат будет как среднее арифметическое этого окружения.
Как долго нужно заниматься саморазвитием
Нет волшебного списка навыков, чтобы постепенно освоить их все и остановиться. Все из-за того, что каждый год появляются новые инструменты и обстоятельства. Грубо говоря, если когда-то достаточным было вести управленческий учет в тетради, теперь стоит осваивать Excel — чтобы экономить время, быстро передавать и анализировать данные.
Если остановить личностный рост, то есть перестать учиться, картина мира закостенеет. Тогда в новых ситуациях человек будет принимать старые решения.
Управленец старой закалки Тихон 20 лет руководит бюро дизайна. Раньше все шло нормально, а сейчас дела плохи.
В техникуме его научили авторитарному стилю управления: команда подчиняется жесткой иерархии, действует по строгим правилам, а потребности и инициативы работников игнорируются. Тихон ответственно берется за заказы и следит, чтобы работа всегда выполнялась в срок и четко по техзаданию.
Первое время страх потерять работу мотивировал сотрудников быть усердными. Но со временем они стали безразличными к делу, работают неэффективно, ругань не помогает. Опытные кадры не идут к Тихону: высококлассные специалисты творческих профессий ценят свободу самовыражения. Они идут работать в компании даже с более низкой зарплатой, но с комфортной атмосферой.
Соперничать с конкурентами тоже тяжело. Политика бюро запрещает клиентам вносить изменения в макеты после согласования, а конкуренты Тихона идут в ногу со временем, они клиентоориентированы: могут пойти навстречу и заменить макет, пересмотреть задачу.
Устаревший подход к управлению привел к тому, что в бюро Тихона работают неэффективные сотрудники, а клиенты обращаются к нему, только если другие агентства не могут помочь.
Предприниматель может недоумевать: раньше все работало, а теперь рушится. Но так устроен рынок: бизнес либо постоянно адаптируется под новую реальность, либо остается на обочине.
Поначалу старые способы решения задач будут просто неоптимальными, а позже могут стать и вовсе неадекватными.
Пару десятилетий назад многие работали как Тихон: это считалось нормой. Но появились новые подходы к управлению человеческими ресурсами и бизнесом в целом. Если бы бизнес рос, его подход все еще был бы уместным. Но бюро зарабатывает меньше, чем его конкуренты, поэтому метод Тихона неэффективен. Когда бюро начнет работать в ноль или в минус — подход станет неадекватным.
Руководителям и предпринимателям важно не прекращать личностный рост, буквально развиваться всю жизнь, потому что от них зависит работа других людей и показатели бизнеса. Если сотрудники видят, что другие компании в отрасли развиваются быстрее, предлагают более высокие зарплаты и комфортные условия, они захотят уйти к конкурентам. Терпеть старорежимного начальника будут в основном те работники, что сами не занимаются личностным ростом.
«В бизнесе 30 лет назад никто не забивал голову личностным ростом — старались просто зарабатывать столько денег, сколько можешь.
Сейчас мир постоянно меняется, и скорость изменений растет. Если хотите успешный бизнес, вы вынуждены адаптироваться, расти. Если руководитель использует модели поведения, созданные на основе устаревшей информации, его бизнес, безусловно, начинает резко проигрывать людям, которые в свою голову встроили новые связи, возможности и модели поведения».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Мысль о том, что нужно расти всю жизнь, пугает: известно, что к старости человеку становится сложнее воспринимать новую информацию. А значит, для личностного роста придется прикладывать все больше усилий. Однако чем активнее человек развивается, тем дольше сохраняется гибкость мышления. Поэтому стоит постараться все время учиться чему-то новому.
Куда стоит расти — три уровня личностного роста предпринимателя
Предпринимателю нужны особые навыки для управления бизнесом. Поэтому его путь личностного роста будет отличаться от траектории развития наемного работника. В росте руководителя можно выделить три уровня.
- Уровень инструментов.
- Уровень бизнес-моделей и бизнес-систем.
- Уровень принятия моделей поведения других людей.
В этом разделе разберем каждый из них.
Уровень инструментов. Это этап улучшения профессиональных навыков. Руководителю стоит хотя бы на начальном уровне понимать, как работает каждая система в его бизнесе: чем занимается отдел маркетинга, бухгалтерия, производство, как устроена логистика.
«Когда руководитель смотрит на свой бизнес, у него не должно быть белых пятен — зон, в которых управленец совсем не разбирается. Во-первых, информированность поможет нанять профессионалов, а во-вторых — объективно оценить их работу. Не стоит все делать своими руками, но понимать самые важные принципы в каждой области бизнеса критически важно».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Чтобы достичь этого уровня, нужно изучить каждое направление работы бизнеса по отдельности — например, записаться на курс по маркетингу для начинающих, прочитать профильную бизнес-литературу, изучить статьи и учебники в интернете.
Что изучить, чтобы пройти уровень инструментов
Подготовили подборку материалов, которые помогут личностному развитию:
- Топ-10 книг по менеджменту
- Пять лучших книг по переговорам
- Бесплатный курс «Как писать продающие тексты»
- Вебинар «Как привлечь и удерживать клиентов»
- 15 книг по тайм-менеджменту
- Бесплатный курс «Excel для малого бизнеса»
- Семь законных способов сэкономить на налогах
- Бесплатный курс «Бухгалтерия для предпринимателя»
- Что такое юнит-экономика и как она помогает считать деньги бизнеса
- Бесплатный курс «Как управлять деньгами компании»
Уровень бизнес-моделей. На втором этапе управленцу потребуются более глубокие профессиональные знания в менеджменте.
Руководителю стоит изучать опыт другого бизнеса — не только из этой же сферы. Проанализировав рынок, можно найти полезные форматы работы бизнеса и постараться применить их к своему. К примеру, не обязательно работать по формуле «купил или произвел — продал». Вот несколько других подходов к ведению бизнеса:
- Подписочная модель. Можно не продавать продукт каждый раз, а предложить клиентам оформить подписку. Например, «Вкусно — и точка» предлагает абонемент на кофе: клиенты с подпиской могут покупать кофе дешевле в течение определенного периода. Это новая модель продаж, которая работает вместе со старой: в сети все еще можно купить кофе по полной цене.
- Условно-бесплатная модель. Потребитель не платит вам деньги, он дает вам свое время. К примеру, компания делает мобильное приложение для похудения — пользователи могут скачать его бесплатно. А зарабатывает компания за счет рекламы, которую пользователи видят в приложении.
- Коллаборации — формат сотрудничества двух бизнесов из разных сфер, но с одной целевой аудиторией. Например, создатели игры Cyberpunk 2077 сделали коллаборацию с сетью пиццерий «Додо Пицца». Сеть выпустила лимитированную пиццу «Додо 2077» с соусом «Киберкола барбекю». Додо хотела продать 100 тысяч таких пицц за три месяца, но эффект от коллаборации оказался настолько сильным, что сеть продала 50 тысяч пицц уже за первый день.
Модели могут меняться. Чтобы не упустить важное, стоит анализировать достижения конкурентов и учиться.
«Чтобы освоить уровень бизнес-моделей, нужно развить свое понимание бизнеса. Для этого есть не так много готовых инструментов — большую часть знаний придется собирать самому. Некоторые руководители идут получать образование MBA, чтобы достичь необходимого уровня понимания бизнеса».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Чтобы узнавать больше о других бизнесах, можно читать или смотреть интервью с предпринимателями, изучать обзоры компаний в инвестиционных сводках. Еще можно следить за мировым рынком венчурных инвестиций: нередко стартапы предлагают уникальные идеи продуктов или форматов работы, которые раньше нигде не использовались.
Уровень принятия моделей поведения других людей. На этом уровне руководителю нужно принять, что его понимание реальности не соответствует картине мира других людей — в том числе более успешных. Ограничения, которые не дают бизнесу развиваться дальше, возникают из-за особенностей мышления управленца. У руководителей, которые смогли преодолеть такое же ограничение, другое мышление, которое позволило их бизнесу стать успешнее.
«Недостаточно только признавать, что другие люди могут думать по-другому. Важно уметь находить отличия в мировоззрении и понимать, какие преимущества дает такой взгляд на мир.
Понять, почему именно такая модель поведения дает преимущества, сложнее всего. Если просто копировать ее и делать так же, столь же удачного эффекта не достичь. Книжки в этом не помогут — нужно личное общение с успешным человеком».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Единственный способ изучать людей — общаться с ними и ближе узнавать их. Для этого стоит участвовать в конференциях, бизнес-клубах. Успешных людей, у которых есть чему научиться, можно встретить, например, в дорогих спортклубах, на популярных психологических тренингах, в парусных школах или на кулинарных курсах.
«Лучшее место для изучения других бизнесов — это бизнес-клубы и бизнес-сообщества: нужно идти к людям, на которых вы хотите быть похожи.
Я познакомился со многими очень успешными предпринимателями на кулинарном мастер-классе. Я пошел на курсы, на которые записались такие же люди, как я, — все были из бизнеса. Курсы были недешевыми, люди туда шли не научиться готовить еду на продажу, а кайфануть».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Не обязательно полностью перенимать мировоззрение успешного человека. Возможно, достаточно позаимствовать отдельную черту. Например, руководитель Антон научился выстраивать особенные отношения с подчиненными, в которых сотрудники выполняют работу добросовестно и их почти не нужно контролировать. Другой управленец, Тимур, слишком увлечен контролем, из-за чего он все время занят — ему некогда заниматься стратегическим развитием. Возможно, Тимуру не стоит брать пример с Антона во всем, что не в его характере, — достаточно идеи с сотрудниками. При этом Тимур может подсмотреть хорошие идеи у десяти успешных руководителей и применить все задумки в своем бизнесе.
Как найти зону роста
Один из самых сложных этапов работы над собой — найти зону, в которой стоит улучшить себя. Самый эффективный способ это сделать — изучать чужие бизнесы, интервью, телеграм-каналы и живые мнения руководителей из своей или других отраслей. Это поможет понять, как люди делают деньги, и допустить в своем мировоззрении другие модели поведения.
Отличной идеей будет занятие нетворкингом — знакомство с другими предпринимателями на мероприятиях. Это поможет завязать достаточно глубокие отношения, чтобы узнать стиль управления и мировоззрение друг друга.
В беседе с другим предпринимателем постарайтесь узнать, как он смотрит на мир, на бизнес, какая у него философия построения дела. Если чувствуете, что человек и его бизнес действительно интересны и вам есть чему поучиться, спросите напрямую: чего, по мнению собеседника, вам не хватает. К примеру, собеседник ответит: «Не хватает искусства small talk — легкой беседы. Вот чем оно полезно…» Это можно сделать зоной для личностного роста.
«Допустим, вы видите, что предприниматель свободно говорит по-английски. Спросите, помогает ли это ему. Возможно, он скажет, что очень помогает: позволяет свободнее вести переговоры и изучать мышление англоговорящих партнеров. Если вам это кажется полезным, значит, следующая зона личностного роста — изучение английского.
А может быть, предприниматель скажет, что английский ему не помогает: выучил еще в школе. Тогда учить его, возможно, не нужно — стоит найти другое занятие. Чтобы заниматься всем, не хватит жизни. Выбирайте навыки, которые ведут вас к следующему уровню. Или те, что просто вам нравятся как хобби».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Вот семь зон для личностного роста, которые помогут большинству руководителей:
- Делегирование.
- Умение оценивать сильные и слабые стороны людей, способность видеть точки роста сотрудников и помогать им развиваться.
- Регулярный менеджмент. Руководителю нужно создать и внедрить оптимальные правила и процессы, по которым бизнес будет работать. Чем лучше руководитель понимает регулярный менеджмент, тем эффективнее работают его сотрудники.
- Умение договариваться и улаживать конфликты.
- Финансовая дисциплина — нужно понимать, как движутся деньги в бизнесе, знать разницу между прибылью и остатком на счете. Также стоит осознавать, что деньги могут стать дороже или дешевле со временем: часто выгоднее получить деньги раньше, чтобы пустить их в оборот и не брать краткосрочные кредиты в банке.
- Умение ставить цели бизнеса и разбивать их на выполнимые задачи.
- Умение ставить личные цели — стоит всегда понимать, зачем вы работаете и чего хотите достичь.
Как помочь себе расти. Есть три универсальных совета, которые не спровоцируют личностный рост сами по себе, но помогут увеличить пользу других занятий:
- Научиться высыпаться. Генерировать идеи, пересматривать бизнес-модель и изучать опыт других бизнесменов проще на свежую голову.
- Заниматься спортом. Спорт дисциплинирует и помогает сохранять здоровье.
- Постоянно учиться. Стоит всегда иметь план обучения — например, спрашивать себя: «Чему я научусь в этом месяце?»
Составьте свой идеальный график. Можно заниматься ежедневно, можно — раз в неделю. Главное — быть последовательным и не откладывать развитие на потом, иначе любая рабочая задача окажется важнее чтения интервью или очередного урока курса по основам маркетинга.
«Любое обучение полезно: это помогает устанавливать новые связи в мозгу и мышление не костенеет. График учебы может зависеть от степени упорства человека.
Я, к примеру, каждый день учусь: у меня в расписании выделено 40 минут на обучение. Сейчас изучаю нейросети, учусь с ними работать, не так давно разбирался в стратегическом маркетинге. Можно учиться понемногу, но постоянно — это проверенный рецепт».
Александр Романов
Серийный предприниматель,
Ставьте цель для каждого занятия. К примеру, предприниматель занялся плаванием и теперь регулярно ходит в бассейн. Дорога, раздевалка и само плавание отнимают много времени. Чтобы не чувствовать, что тратите время впустую, надо разобраться, что дадут занятия.
Возможно, плавание просто приносит удовольствие. Отдых и удовольствие — уже отличная цель. А может, у предпринимателя плохое зрение и другие виды спорта ему противопоказаны — трата времени оправданна. Но если окажется, что предприниматель занялся плаванием только потому, что его любимый коуч тоже ходит в бассейн, стоит хорошенько подумать: может, есть другие, более подходящие хобби, которые со временем не захочется саботировать.
Главное в статье
- Личностный рост — это сознательная работа над собой, получение новых знаний и умений, которые позволят допускать больше моделей поведения в одинаковых ситуациях. Личностный рост помогает обрести новые способности и раскрыть внутренний потенциал.
- Возможность выбирать модель поведения помогает человеку выбирать исход каждой ситуации. Чем больше моделей будет у вас на вооружении, тем лучший результат вы сможете получать.
- Личностным ростом нужно заниматься на протяжении всей жизни. Иначе картина мира костенеет: человек поступает как обычно, хотя его подход устарел, стал менее эффективным.
- У руководителей и предпринимателей траектория личностного роста не такая, как у обычных людей. Ее можно разбить на три этапа: изучение бизнес-инструментов, бизнес-моделей и других людей.
- Лучший способ найти зону для личностного роста — общаться с более успешными людьми. Изучайте их подходы к бизнесу, попытайтесь выяснить, за счет чего им удалось преодолеть личностные и бизнес-ограничения.
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Раз в неделю
Как вести бизнес в России
Самые важные бизнес-новости, разборы законов и пошаговые инструкции для развития вашего дела
Раз в две недели
Мероприятия для бизнеса
Анонсы вебинаров, конференций и других событий для предпринимателей
Раз в две недели
Как зарабатывать на маркетплейсах
Новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Раз в две недели
Рассылка для бухгалтеров
Новости и советы, которые помогут упростить работу и больше зарабатывать
Какой навык, требующий проработки, вы считаете самым важным для себя как для предпринимателя?