![Полезные знакомства: как использовать нетворкинг в бизнесе и жизни](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252F2400h1280_poleznye-znakomstva_-kak-ispolzovat-netvorking-v-biznese-i-zhizni.jpg&w=720)
Нетворкинг — создание и развитие полезных связей. Например, поиск единомышленников, наставников, партнеров или инвесторов, а иногда и сотрудников для компании.
Это отличный инструмент для развития бизнеса: чем больше знакомых в разных сферах, тем быстрее можно запускать проекты.
А еще нетворкинг упрощает жизнь и помогает осваивать новое. Скажем, вы никогда в жизни не ходили в горы и вдруг решили взять небольшую высоту. Отличной идеей будет завязать знакомства с увлеченными людьми: они подскажут, как по их опыту лучше готовиться к восхождению, в каких перчатках не окоченеют пальцы и что не стоит делать в горах, даже если предлагают шерпы. При идеальном раскладе новые знакомые предложат контакты надежной фирмы или пригласят с собой на восхождение — будет веселее, спокойнее и легче, а еще во время общения легко перенимать опыт и лайфхаки.
«Раньше нетворкинг воспринимался как обмен визитками. Сейчас все иначе — это построение отношений и связей на взаимовыгодных условиях.
То есть человек, который хочет заниматься нетворкингом, должен подумать о двух вещах. Первое — чем он может быть полезен другим людям. Второе — что нужно, чтобы стать таким, каким он хочет быть в бизнесе.
Например, если хочется равняться на известных предпринимателей из вашей сферы, можно попробовать найти их контакт и попросить консультацию или задать вопросы, как им удалось достичь таких результатов».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Разобрались с экспертом, где искать знакомства и как правильно заниматься нетворкингом, чтобы был результат.
Основную информацию из статьи собрали в краткий гайд. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.
Что такое нетворкинг и стоит ли им заниматься
Нетворкинг поможет решить рабочие задачи и пригодится в обычной жизни. Он сработает, если вы ищете:
- Единомышленников. Например, начинающий селлер на маркетплейсе ищет других продавцов, с которыми можно обсудить последние обновления оферты и другие новости площадок.
- Наставника — человека, который будет помогать и подсказывать на новом этапе. Например, если нужно открыть магазин одежды, полезно обращаться к тому, кто уже это делал.
- Инвестора. На мероприятиях для бизнес-знакомств часто есть люди, готовые вложиться в интересный проект.
- Бизнес-партнера. Нетворкинг построен на общении, поэтому можно хорошо узнать собеседника. Люди с общими целями и взглядами часто запускают совместные проекты.
Иногда с помощью нетворкинга ищут сотрудников и контрагентов. Это неплохая идея, но есть нюанс: работа «по знакомству» не всегда идет хорошо, обычно в таком случае вы не знаете реальных навыков специалиста. Советуем использовать этот способ как дополнительный инструмент, а не основной и проверять навыки собеседника.
Многие предприниматели думают, что нетворкинг не подходит для интровертов. Это не так.
«Интровертам как раз и стоит заниматься нетворкингом. У экстравертов запроса на общение и расширение контактов в принципе не возникает. Они легко находят себе компанию или партнеров.
Интровертам сложнее выходить на контакт без определенного запроса. Советую подбирать инструмент нетворкинга под конкретную проблему — так будет проще и вы постепенно начнете обрастать контактами».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Разберем плюсы и минусы нетворкинга и что может пойти не так.
Что может пойти не так во время нетворкинга. Работа «по знакомству» — всегда риск. Специалист может оказаться выдающимся, а может — некомпетентным. Его могут хвалить и рекомендовать друзья, а на деле окажется, что у человека нет нужных вам знаний и навыков. С ним можно интересно общаться, но никак не работать.
😀 Вы познакомились со специалистом по настройке рекламы в соцсетях Алексеем, а он предложил нанять знакомого маркетолога Ивана. Маркетолог привел в компанию опытного бухгалтера Дмитрия. В итоге вы усилили команду за счет одного знакомства сразу тремя сотрудниками.
😢 Но может быть иначе: Иван не разбирается в рекламе, Дмитрий не умеет работать с первичными документами, а Алексей сливает весь бюджет и не показывает никаких результатов.
![Проверка уровня компетенции](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252FMTvPtXwI-1-mobile.png&w=720)
![Проверка уровня компетенции](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F2E5jtrBo-1-desktop.png&w=1360&h=1467)
Это не повод отказываться от нетворкинга, а повод быть внимательнее. Чтобы избежать трудностей, смотрите примеры работ или отзывы на работу собеседника. Если их нет — стоит насторожиться и обдумать все дважды.
Чтобы вы не разочаровались в инструменте после первого же мероприятия, собрали для вас возможные негативные сценарии. Такое может случиться и расстроить вас, но это редкость:
- участник невежливо себя ведет — например, грубит на мероприятии. Часто на помощь в таких случаях приходят модераторы, но иногда придется выкручиваться самостоятельно;
- участник «охотится» за контактами — иногда на нетворкинг попадают люди, которые пришли познакомиться с известными предпринимателями и хотят извлечь из этого выгоду. Обычно они назойливые и пытаются втереться в доверие. Это быстро вскрывается, но оставляет неприятный осадок;
- участнику тяжело привлечь внимание — если на конференции или вебинаре соберется много человек, вы можете не добраться до интересного собеседника. В этом случае поможет дополнительная подготовка, например можно составить список людей, с кем вы точно хотели бы пообщаться на этой встрече;
- вокруг собрались участники из конкурентных компаний — люди не готовы знакомиться с теми, с кем может быть конфликт интересов;
- участник не поддерживает дальнейшую связь — вы познакомились с человеком, а это ни к чему не ведет. В нетворкинге важна не только первая встреча, но и поддержание отношений.
Если чувствуете, что встреча не задалась, уйдите с нее и попробуйте посетить другую.
Как перестать бояться нетворкинга
Страх перед нетворкингом может быть связан с социальной тревожностью, неуверенностью в себе, боязнью отказа и отсутствием опыта. Все это реально преодолеть с помощью практики, которую можно постепенно усложнять. Для этого начните с простых задач: задавайте вопросы спикерам, участвуйте в небольших групповых обсуждениях, знакомьтесь с людьми, которые готовы к взаимодействию — например, стоят у стенда компании на форуме. Постепенно вы поймете, какие приемы и фразы работают лучше, а каждый контакт будет подкреплять вашу уверенность в своих силах.
Иногда нетворкинг не оправдывает ожиданий, даже если вы хорошо подготовились. Чтобы вы не разочаровались в инструменте после первого же мероприятия, собрали для вас возможные негативные сценарии. Такое может случиться и расстроить вас, но это редкость:
- участник невежливо себя ведет — например, грубит на мероприятии. Часто на помощь в таких случаях приходят модераторы, но иногда придется выкручиваться самостоятельно;
- участник «охотится» за контактами — иногда на нетворкинг попадают люди, которые пришли познакомиться с известными предпринимателями и хотят извлечь из этого выгоду. Обычно они назойливые и пытаются втереться в доверие. Это быстро вскрывается, но оставляет неприятный осадок;
- участнику тяжело привлечь внимание — если на конференции или вебинаре соберется много человек, вы можете не добраться до интересного собеседника. В этом случае поможет дополнительная подготовка, например можно составить список людей, с кем вы точно хотели бы пообщаться на этой встрече;
- вокруг собрались участники из конкурентных компаний — люди не готовы знакомиться с теми, с кем может быть конфликт интересов;
- участник не поддерживает дальнейшую связь — вы познакомились с человеком, а это ни к чему не ведет. В нетворкинге важна не только первая встреча, но и поддержание отношений.
Если чувствуете, что встреча не задалась, уйдите с нее и попробуйте посетить другую. Нетворкинг — это навык, который можно развивать постоянно. Даже негативный опыт нетворкинга может принести пользу, если анализировать его и извлекать из него уроки.
С чего начать и как получить максимум от нетворкинга
В интернете нетворкинг делят на разные виды: оперативный, личный, стратегический, а еще подразделяют на позитивный, негативный и смешанный. Такая классификация не помогает налаживать связи и выбирать для себя формат.
Чтобы точнее определить, как предпринимателю взаимодействовать с людьми, нужно опираться на свой уровень нетворкинга. Всего их три. На каждом разные цели:
- первый, или начальный, уровень — завести максимум знакомств;
- второй, или средний, уровень — найти партнеров и целевые коммуникации;
- третий, или продвинутый, уровень — поддерживать знакомства и растить контакты в комфортном темпе.
![Уровни нетворкинга](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F1XtvXTJo-2-mobile.png&w=720)
![Уровни нетворкинга](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252FI9usJIEu-2-desktop.png&w=1360&h=838)
Чтобы развить навыки нетворкинга и легко достигать целей общения, продвигайтесь поэтапно, от текущего уровня к следующему.
Первый уровень — завести максимум знакомств. Это уровень новичка, который только начинает заниматься нетворкингом и тренируется. Обычно у него еще нет понимания, что предстоит сделать, как найти новые знакомства и куда пойти. Для начала стоит ходить на любые мероприятия, которые кажутся хоть немного интересными.
Главная цель на старте — установить как можно большее количество контактов. Идеальный сценарий — знакомиться с кем-то новым каждый день. Это поможет развить навыки коммуникации, обрасти знакомствами и понять, чего на самом деле хочется получить от общения.
«Человек на первом уровне нетворкинга обычно общается со всеми подряд. Это даст результат в виде множества знакомств, что поможет расширить кругозор и постепенно сформировать конкретный запрос: захотите ли вы делать свой стартап или поймете, что пора выходить на зарубежный рынок.
Чтобы улучшить список, рекомендую сфокусироваться на нетворкинге внутри подходящего сообщества. Например, найти для себя клуб предпринимателей и искать нужные знакомства в нем».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Когда сформируется понимание запросов и потребностей, можно переходить на следующий этап и искать целевые знакомства.
Второй уровень — найти партнеров и целевые коммуникации. Предприниматель на этом уровне четко понимает, кого именно хочет найти для знакомства: клиентов, партнера, инвестора, сотрудников в команду. Он уже не станет встречаться со всеми подряд, а будет подбирать мероприятия и круг общения под собственные цели.
К этому времени бизнесмен уже получил 30—50 контактов. Теперь он может рассказать, чем готов помочь другим.
«Предпринимателю на этом уровне стоит искать консультации. Можно спрашивать что угодно — как привлечь инвестиции, к кому обратиться по специфическому вопросу или где найти наставника.
Когда есть опыт и поддержка других людей, находить нужные знакомства проще. Например, недавно основатель нашего сообщества познакомил меня с девушкой. В итоге мы стали партнерами и теперь вместе развиваем один проект. Нам повезло, с первой встречи сошлись по ценностям и видению бизнеса».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
На этом уровне предприниматели начинают отсеивать прошлые места для знакомства и ищут узкопрофильные мероприятия, которые закроют запрос. Например, начинают ходить на конференции с узконаправленными темами вместо общих. Если раньше посещали мероприятия для предпринимателей в целом, теперь ищут для своей сферы — ИТ, диджитал, дизайн.
Третий уровень — поддерживать знакомства. Предпринимателю больше не нужно искать новых людей. Знакомства и собеседники появляются сами по себе, не приходится специально искать контакты и мероприятия. Сеть связей растет с каждым днем — через старых знакомых, — контакт основывается на взаимопомощи. Остается поддерживать общение.
На этом уровне предприниматель строит личный бренд и часто публично выступает. У него развитые социальные сети, есть публикации в интернете, а круг общения измеряется тысячами людей.
Бизнесмен на третьем уровне думает о том, как распределить время между нетворкингом и остальными делами, какой поставить фильтр на общение и как сократить число входящих запросов.
«На третьем уровне знакомств становится слишком много и нужно их фильтровать. Можно делать это через личного менеджера.
Членство в клубе — тоже фильтр входящей коммуникации. Ты всегда знаешь, что если к тебе обращается участник сообщества — это не человек с улицы, а кто-то адекватный, с кем будет интересно и полезно пообщаться».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Чтобы было проще, собрали план действий на каждом уровне нетворкинга в таблицу.
Далее разберемся, какие форматы нетворкинга можно использовать.
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
Какие есть форматы нетворкинга
Знакомиться можно офлайн и онлайн. Какой метод выбрать, зависит от целей, задач и свободного времени. Собрали в таблицу доступные способы.
Разберем каждый формат подробнее и дадим советы, как его правильно использовать.
Random Coffee. Это специальная платформа для профессиональных и дружеских знакомств. Инструмент подойдет для тех, кто только начинает заниматься нетворкингом.
Вот как это работает:
- регистрируетесь в телеграм-боте и указываете информацию о себе: пол, возраст, профессию, что вас интересует, какой формат, онлайн или офлайн, больше подойдет;
- раз в неделю телеграм-бот присылает контакты собеседника для встречи;
- участники договариваются о времени и месте встречи;
- в конце недели оценивают друг друга, а телеграм-бот спрашивает, готовы ли на новую встречу.
Регистрация в боте платная. Тарифы от 1500 ₽ за 2 месяца.
![Курс по нетворкингу](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252FIYMpT9Qv-3.png&w=1360&h=811)
Вебинары и групповой коучинг. Проходят онлайн или офлайн. Ищите мероприятия, на которых в конце проводят нетворкинг-сессии и дают участникам познакомиться. Например, прослушали лекцию о том, как найти поставщика, а в конце каждый рассказывает, в какой сфере работает, какой есть опыт поиска и с какими проблемами столкнулся.
![Нетворкинг на вебинарах](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fb1hVvqoT-4.png&w=1360&h=764)
На сессиях группового коучинга задумано, что участники познакомятся и расскажут о себе другим. Этот способ подойдет новичкам: на сессии будет модератор, который поможет сгладить трудные моменты и подскажет, как действовать.
Мастермайнды и мастер-классы. Мастермайнд — это групповой формат встреч, на которых участники делятся опытом и помогают друг другу с личными и профессиональными проблемами. Мастер-класс — это обучение в формате лекции и интерактивной части от специалистов разных сфер.
Оба мероприятия предполагают онлайн- или офлайн-формат. Если у вас уже есть эксперт, который вдохновляет, можно пойти к нему на мастермайнд или мастер-класс и там познакомиться с единомышленниками. Для таких мероприятий создают специальные чаты, где участники общаются между собой и знакомятся — так вы сможете найти новых знакомых.
«Мы внутри сообщества каждый месяц проводим прямые эфиры, мастермайнды и мастер-классы, где люди могут пообщаться и познакомиться в конце. Этот способ подойдет для человека, который находится на первом или втором уровне нетворкинга, если вы выбираете узконаправленные мероприятия — можно сразу получить много контактов, а потом перейти к персональному общению».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
![Мастермайнды для предпринимателей](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252FghDrerD7-5.png&w=1360&h=813)
Сообщества, блоги и форумы. Найдите те, что подходят вашим интересам. Например, если работаете с маркетплейсами, ищите сообщества продавцов, которые уже вышли на площадки и могут рассказать, что нужно делать.
Искать сообщества можно в социальных сетях, мессенджерах или просто в интернете. Например, написать запрос «сообщества для стартаперов» или «форум поставщиков одежды».
В сообществах могут проводить нетворкинг-мероприятия, но если пока не готовы идти на встречу, можно общаться в чатах с другими участниками. Например, описать проблему и спросить совета, как лучше поступить. Обязательно найдется человек, который будет готов помочь.
![Сообщество начинающих предпринимателей](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252FWF95ianc-6.png&w=1360&h=984)
«Ищите сообщества в вашей сфере. Спрашивайте знакомых или смотрите подборки мест и мероприятий в Google. Используйте открытые ресурсы, подавайте заявки, пробуйте и точно найдете то, что нужно».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
С чего можно начать нетворкинг
В сообществе Бизнес-секретов есть приложение для нетворкинга, в котором специалисты из разных сфер делятся опытом с новичками. Там можно найти единомышленников, обсудить последние новости и задать вопросы. Попасть туда можно с помощью бота Т-Банк Бизнес Комьюнити в Телеграме.
Социальные сети для поиска контактов и работы. Искать новых знакомых можно также в социальных сетях. Например, можно вступить в группы по интересам и общаться с участниками сообщества. Если интересует работа с китайским поставщиками, вводите в поиск «работа с Китаем» или «бизнес с Китаем».
При выборе ориентируйтесь на число подписчиков и активность внутри группы. Учитывайте, что даже группы с маленьким количеством участников могут быть очень активными, поэтому важно смотреть на оба параметра.
![Группа с предпринимателями в соцсетях](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252FP5Cx56uL-7.png&w=1360&h=1160)
Если нужно решить вопрос срочно, попробуйте написать пост и разместить на своей страничке. Возможно, что кто-то уже знает нужного человека, а у вас будет плюс один новый контакт.
Офлайн-конференции. Это бесплатные и платные мероприятия на определенную тему с большим количеством участников. Сначала выступают спикеры, а после или в промежутках устраивают небольшие нетворкинг-сессии, чтобы участники познакомились.
![Конференция Tinkoff eCommerce](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F0UDFZ8uW-8.png&w=1360&h=703)
Даже если таких сессий нет, все равно удастся познакомиться и пообщаться с другими участниками. Главное — быть активным.
Бизнес-завтраки и обеды. Офлайн-формат, когда участники встречаются в утреннее и обеденное время для лекции или обсуждения деловых вопросов на определенную тему. Мероприятия проходят в неформальной обстановке, например в кафе или арендованном конференц-зале. Считается, что при таком подходе атмосфера более дружелюбная и располагающая к знакомствам.
![Что такое бизнес-завтраки](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252FbG1Vq6WL-9.png&w=1360&h=603)
Выставки и ярмарки. Это специальные отраслевые мероприятия, где можно познакомиться с партнерами и инвесторами в нужной сфере. Например, можно сходить на выставку косметических средств или российские дни дизайна.
![Выставка «Металлообработка-2024»](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F2Feyix6b-10.png&w=1360&h=706)
Интро, или представление. Это персональное представление одного человека другому по запросу. Способ подойдет предпринимателям, которые находятся на среднем или продвинутом уровне нетворкинга.
Вы приходите к подруге Анне и говорите, что ищете маркетолога в команду. Анна считает, что у нее есть знакомый, который подойдет под запрос. Она пишет знакомому и рассказывает о вас и вашей компании, то есть делает вам интро, или представляет вас другому человеку. После этого Анна дает вам контакт, и дальше вы общаетесь уже без ее участия.
Еще один пример: вы — начинающий предприниматель в поисках инвестора. Вы точно знаете, что ваш друг знаком с человеком, который финансирует подобные проекты. Попросите друга познакомить вас и представить, то есть сделать интро, перед тем, как сами пойдете к инвестору. Так знакомство будет более персонализированным и пройдет успешнее.
Перед тем как обратиться к человеку за интро, правильно сформулируйте запрос. Нужно прописать, кого вы ищете, какой цели хотите достичь и зачем вам это нужно. Так другому человеку будет проще сориентироваться и понять, какой контакт вам посоветовать.
![Как обратиться к человеку за интро](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F11.1-mobile.png&w=720)
![Как обратиться к человеку за интро](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F11.1-desktop.png&w=720)
![Как обратиться к человеку за интро](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F11.2-mobile.png&w=720)
![Как обратиться к человеку за интро](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252F11.2-desktop.png&w=720)
Не стоит рассчитывать, что этот способ всегда будет работать. Поначалу могут попадаться неподходящие люди или человек не сможет помочь с задачей. Продолжайте поиски и попробуйте добавить другой инструмент.
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
Инструкция: как подготовиться к нетворкингу и что делать после
Перед каждым мероприятием стоит подготовиться, чтобы не потратить время и ресурсы зря.
До встречи поставьте цель и напишите самопрезентацию.
Поставить цель. Это поможет сфокусироваться на конкретных результатах, которых вы хотели бы достичь. Вот примеры хороших и неудачных целей.
Чтобы проще было поставить цель, внимательно изучите список участников и спикеров до начала мероприятия. Подумайте заранее, с кем бы вы хотели познакомиться и будут ли на мероприятии нужные люди. Например, вы хотите найти инвестора. Для этого нужно узнать, кто будет на мероприятии — можно запросить список спикеров у организаторов.
«Четко продумайте, с кем важно пообщаться для достижения цели. Представьте себе этих людей, а лучше выпишите конкретные имена и идите сразу к ним. Например, вам нужны стартаперы с опытом или инвесторы, чтобы получить консультацию и обратную связь.
Задавайте себе вопросы: где мне его найти? Будет ли этот человек полезен? Получу ли я то, что нужно, от знакомства с ним? А если нет, то какой человек нужен?»
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Когда собрали список потенциальных знакомств, продумайте вопросы и тему беседы. Чаще всего разговор получится сам по себе, но можно набросать небольшие этапы, как вы построите его. Например, сначала расскажете о себе, а потом спросите, чем занимается собеседник. На основе его ответа можно строить вопросы и больше узнавать о сфере деятельности его компании или, наоборот, рассказать о своей и чем вы можете быть друг другу полезны.
Возможно, первые несколько раз разговоры будут неловкими — это нормально. Это можно практиковать, и постепенно у вас будет получаться лучше устанавливать контакт.
Написать самопрезентацию. Расскажите другим о себе — чем занимаетесь, зачем пришли на нетворкинг, что вас интересует, чем можете помочь и что ищете на мероприятии. Подготовьтесь заранее, чтобы меньше нервничать в процессе.
«Помните, что идеальной самопрезентации с первого раза не получится. Вы будете оттачивать ее с каждым новым знакомством. Анализируйте, что людям нравится, на какие факты они реагируют и о чем расспрашивают больше. В следующий раз сделайте акцент на этом и перестройте самопрезентацию».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Приведем пример хорошей и плохой самопрезентации. Плохая самопрезентация — расплывчатая, без конкретики и не рассказывает о ваших целях. Хорошая — детальный рассказ о том, кто вы, чем занимаетесь, кого ищете и с чем можете помочь.
Что делать после нетворкинга. В конце проанализируйте, удалось ли достичь поставленной цели. Это поможет понять, было ли мероприятие успешным или стоит попробовать другой инструмент.
Отсортируйте и организуйте контакты сразу после встречи. Особенно если получилось поговорить с разными людьми. Сразу отберите и запишите в заметки, с кем хотелось бы пообщаться позднее и предложить конкретные шаги в бизнесе.
«Рекомендую сразу после встречи написать заметки о каждом человеке, с которым встретились. Это поможет систематизировать контакты и подвести итоги встречи: что это за люди, что нужно будет сделать дальше, на что договорились. Заодно не забудете, если что-то пообещали собеседникам».
![Дарья Пугина](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2023%252F08%252Fdarya-pugina.jpg&w=80&h=80)
Дарья Пугина
CMO в сообществе Heg.ai
Вот что еще можно сделать после мероприятия:
- найдите новых знакомых в социальных сетях — если будут визитки, можно искать контакты по информации из них;
- напомните о себе — продолжайте общение после встречи, напишите первым и предложите сделать что-то вместе. Например, встретиться для обсуждения новых методов поставок или придумать коллаборацию в соцсетях;
- предложите помощь — постарайтесь запомнить запрос человека. Если позже поймете, что можете помочь, напишите и расскажите, как можно решить задачу;
- следите за обещаниями — если пообещали что-то человеку, обязательно сделайте это. К ответственным людям тянутся другие и хотят общаться, так вы сможете расширять список контактов.
Помните, что для построения деловых связей нужно время, и не торопите собеседника. Если вам не ответили, напомните через несколько дней, но не стоит писать каждый час.
Распространенные ошибки нетворкинга
Нетворкинг будет более эффективным, если избегать этих распространенных ошибок:
- Недостаточная подготовка. Перед появлением на мероприятии сформулируйте свою цель и подготовьте небольшую самопрезентацию — это поможет чувствовать себя увереннее и быстрее устанавливать контакт.
- Избыточный фокус на себе. Слишком сильный акцент на собственных интересах и достижениях, попытки выделиться любым способом, а также быстрый переход к активным продажам только оттолкнут собеседника.
- Неподходящий тон разговора. Помните о деловом этикете и культурных особенностях общения. Например, не стоит сразу переходить на ты, если это не оговорено заранее, или, напротив, общаться слишком формально с собеседниками с равным статусом.
- Навязывание контакта. При нетворкинге важно учитывать потребности собеседника. Если вы видите, что он уклоняется от разговора, то лучше оставить его в покое и попробовать установить контакт с кем-то другим.
- Отсутствие повторных контактов. Нетворкинг не выполнит свою функцию, если забыть о собеседнике до следующего мероприятия. Исправить это поможет follow-up — короткое письмо или сообщение, которое нужно отправить после знакомства. В сообщении напомните о себе и расскажите, чем можете быть полезны новому знакомому.
Материалы, которые помогут подготовиться к нетворкингу
Для успешного нетворкинга важно уметь общаться. У делового общения есть свои особенности, которые нужно учитывать. Важно помнить, что собеседники — не близкие люди, между вами есть дистанция. Предпринимателю придется научиться эффективно устанавливать контакты и не переходить личные границы.
Причем нужно вести себя в рамках делового общения не только во время разговора, но и после него — в интернете, когда поддерживаете дальнейшую связь. Сейчас онлайн-общение — это основной способ деловой коммуникации. Как эффективно общаться с партнерами и сотрудниками, рассказали в отдельной статье.
Что почитать про нетворкинг
Собрали подборку книг про нетворкинг и общение:
- «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги — советы о том, как себя вести, чтобы люди захотели с вами общаться;
- «Сначала скажите „нет“» Джима Кэмпа — принципы, которые помогут заключать сделки с пользой для себя;
- Книги по нетворкингу — подборка книг, которые помогут подготовиться к разным форматам и мероприятиям;
- 7 лучших книг для саморазвития — как стать интересным человеком, с которым было бы любопытно познакомиться;
- 5 лучших книг по переговорам — лайфхаки, которые помогут развивать бизнес с партнерами.
Не обязательно изучать их все. Выбирайте навыки, которые хотите подтянуть перед стартом, и прокачивайте именно их.
Главное
- Нетворкинг — это инструмент для поиска и построения деловых отношений.
- С его помощью можно решать бизнес-задачи: искать партнеров, инвесторов, поставщиков или сотрудников.
- Всего есть три уровня нетворкинга. Перед началом нужно определить, на каком вы уровне находитесь, а потом подбирать подходящий формат.
- Для нетворкинга можно использовать 9 форматов. Например, вступать в бизнес-сообщества, ходить на выставки или общаться в чатах предпринимателей.
- Чтобы подготовиться к нетворкингу, нужно поставить цель и написать самопрезентацию.
Как вы заводите полезные связи для своего бизнеса? Делитесь опытом в комментариях.