Представьте двух сотрудников. У одного зарплата выше рынка, но он каждый день автономно выполняет рутинные задачи в офисе, не зная, для чего он это делает. А у другого зарплата меньше, но он видит, как его действия влияют на метрики бизнеса, а еще есть регулярная обратная связь от руководителя и мастер-классы от экспертов в его области. Как думаете, какой сотрудник больше вовлечен в работу бизнеса? Эксперты уверены, что второй.
Вовлеченность влияет на то, как много и хорошо будет работать сотрудник. Если задачи интересные, есть куда расти, есть отдача — работник принесет больше пользы бизнесу и с меньшей вероятностью выгорит или уйдет.
В статье рассказываем, как растить мотивацию сотрудников и не раздувать ФОТ.
Как устранить причины текучести кадров
Если посмотреть на мотивацию как на пирамиду, стоять она будет все равно на деньгах. Но помимо денег есть еще три уровня мотивации: личная выгода, личная убежденность и чувство долга.
Что это значит: как только зарплата будет в рынке, можно переходить к другим уровням мотивации, не наоборот. Методы удержания персонала не помогут, если люди понимают, что их труд не ценится.
Если мотивировать человека только высокой зарплатой, всегда найдется место, где платят больше, а задачи интереснее. Лучше всего работает сочетание материальной и нематериальной мотиваций, то есть зарплаты в рынке и того, что нельзя отправить на банковскую карту.
«Когда я только отучилась на командного коуча, у меня случился интересный кейс. Одна из проблем команды была в том, что сотрудники не понимали, что они делают. Собственно, запрос был в том, чтобы это исправить.
Я устроила командную сессию. Все сотрудники собрались и в открытую поделились всеми сложностями работы, обсудили цели компании и что конкретно им нужно сделать, чтобы их достичь.
В конце сессии мы зафиксировали план каждого сотрудника и перестроили работу, потому что за всей рутиной потерялись человеческие желания. Условно, гораздо лучше передать общение клиентов сотруднику, которому нравится с ними общаться. В итоге мы перераспределили задачи так, что, несмотря на другие проблемы компании, мотивация появилась сама собой».
Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Если зарплаты в рынке, а сотрудники все равно стремятся покинуть компанию, вот на что стоит обратить внимание в первую очередь:
- организация труда. Рабочее место должно быть удобным, а рабочие процессы — последовательными и понятными;
- качество коммуникаций. Если руководитель или коллектив ведет себя токсично, то есть проявляет неуважение, нарушает личные границы, критикует и манипулирует, сотрудники там не задержатся;
- возможности для развития. Если сотрудники видят, что компания не позволяет расти им в профессиональном плане, заниматься тем, что интересно, или рассчитывать на повышение в будущем — есть риск, что они начнут искать работодателя, который такие возможности предоставляет;
- режим труда и отдыха. Постоянные переработки, сокращенные перерывы или их отсутствие могут привести к выгоранию и полной потере мотивации.
Эти проблемы можно выявить во время личного разговора с сотрудниками. Часть из них, например те, что касаются коммуникации, можно решить без дополнительных вложений.
Как можно мотивировать сотрудников
Чаще всего простого разговора с сотрудником недостаточно, поэтому можно использовать другие способы мотивации, которые не требуют больших затрат. Собрали главные в таблице.
Если вернуться к пирамиде, то на ней все поощрения распределяются так.
Эффективность способов мотивации зависит от потребностей и предпочтений сотрудников, особенностей компании. О том, как выстроить работающую систему мотивации, мы поговорим дальше.
Подробнее о нематериальной мотивации
- Как давать обратную связь, чтобы после нее сотрудники не захотели уволиться.
- Как перевести команду на удаленку и сохранить ее эффективность: опыт компании sBoard.
- Как решиться делегировать часть ответственных задач сотрудникам.
- Как давать работникам больше ответственности и взращивать чувство причастности к команде: лучшие советы о мотивации из книги «Лидер и племя».
- Как провести тимбилдинг, чтобы потратить деньги и время не зря.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Как разработать систему мотивации
Есть пять шагов, которые помогут создать эффективную систему мотивации:
- Проверить процессы.
- Понять потребности сотрудников.
- Определить цели мотивации.
- Выбрать способы мотивации.
- Внедрить и адаптировать систему мотивации.
Шаг 1. Проверить процессы. Чтобы магия мотивации сработала, нужно проверить, нет ли проблем в процессах и комфортно ли сотрудникам выполнять их основные задачи. Например, если отдел продаж работает за старыми зависающими компьютерами, нужно сначала закупить новую технику, а потом ставить цели.
Возможно, для начала нужно обучить руководителей и менеджеров навыкам работы с сотрудниками или четче сформулировать должностные обязанности подчиненных. Без упорядоченной работы бизнеса как и без удовлетворения потребности в деньгах получить лояльный и вовлеченный коллектив не получится.
«Нельзя смотреть на работу людей только с технической точки зрения. Бесплатные обеды — это важно. Но никакая система мотивации не сработает, если руководитель будет позволять себе орать матом на сотрудников.
Если предприниматель понимает, что не справляется с управлением персоналом сам, лучше нанять эйчара, который сможет найти проблемы, предложить решения и посчитать, сколько они будут стоить».
Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Чтобы заметить слабые места, можно провести анонимный опрос среди сотрудников.
Шаг 2. Понять потребности сотрудников. Проведите опрос или лично пообщайтесь с сотрудниками, чтобы выяснить их уровень мотивации и проблемы. Важно узнать, что вдохновляет подчиненных, что они ценят и чего ожидают от своей работы. Это поможет отобрать конкретные способы мотивации.
Вот примерный список вопросов, которые можно задать сотрудникам:
- Оцените от 1 до 10, насколько вам комфортно работать.
- Расскажите, чего вам не хватает.
- Как вы оцениваете уровень своей зарплаты от 1 до 10?
- Что повлияло на вашу оценку?
- Важно ли для вас наличие ДМС?
- Если бы у нас были корпоративные скидки от партнеров, вы бы ими пользовались?
- Важна ли для вас компенсация питания и/или спорта?
- Чего вам не хватает, чтобы вы могли назвать свою работу работой мечты?
- Как вы оцениваете работу вашей команды от 1 до 10?
- Что могло бы увеличить вашу оценку?
- Оцените уровень коммуникации с руководителем от 1 до 10.
- Что бы вам хотелось изменить в коммуникации с руководителем?
Даже если в компании принято открыто обсуждать проблемы, лучше беседовать тет-а-тет. Это снизит барьеры и поможет узнать у сотрудников больше подробностей.
Как соберете данные — посмотрите на сайтах с вакансиями, что из этого делают ваши конкуренты.
«Всегда лучше спросить у сотрудников, чего им не хватает, чтобы назвать компанию работой мечты. Но еще можно посмотреть, как в целом выглядит конкурентный рынок, то есть чем пользуются компании, чтобы мотивировать сотрудников.
Эту информацию можно добыть из исследований, описания вакансий конкурентов и во время собеседования с соискателями. В разговоре всегда становится ясно, что происходит у других. Если увидите повторяющийся паттерн, вполне возможно, это неспроста: конкуренты уже провели исследование и выяснили, что этот метод работает. Спросите сотрудников и попробуйте его внедрить.
Еще исследование подсветит слабые места в организации работы. Например, если конкуренты устраивают сотрудников по ТК, а вы заключаете договоры только с самозанятыми, это повод задуматься».
Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Шаг 3. Определить цели мотивации. Любая система мотивации нужна, чтобы достичь целей и задач бизнеса — важно продумать KPI, которые хотите достичь с помощью изменений. Например, увеличить продажи на 20% или снизить текучку кадров.
Сами цели должны быть реалистичными и достижимыми. Их можно ставить по методике SMART.
Шаг 4. Выбрать способы мотивации. Нужно сопоставить результаты исследования мотивации сотрудников и цели бизнеса. От них будет зависеть, что предприниматель сможет предоставить сотрудникам. Допустим, опрос показал, что маркетологу некомфортно работать в офисе из-за шума. Тогда предприниматель может оценить, как часто сотрудник должен присутствовать на совещаниях, и выделить ему удаленные дни.
Чтобы система мотивации работала, сотрудники должны знать, какие ожидания есть у руководителей и какие вознаграждения они могут получить при достижении целей.
«Если нет лишних денег, то как мотивировать сотрудников? Создавать классную команду!
Сотрудников мотивирует то, что им доверяют большие проекты и что их слушают. Отсутствие микроменеджмента, поддержка — это мотивация, которая ничего не стоит для бизнеса».
Виктория Материкина
HR-менеджер, эксперт Эйч
Больше о том, как удержать ключевых сотрудников в компании
- Как удерживать ценных сотрудников. Вместе с руководителями из Т-Банк разбираем, как сохранить баланс между комфортной атмосферой в компании и затратами на персонал.
- Что делают компании, чтобы удержать сотрудников. Российские предприниматели рассказывают, как мотивируют работников и готовы ли повышать зарплаты.
- Как платить сотрудникам, чтобы бизнес не страдал. Даже если у вас самые лучшие сотрудники, есть потолок, выше которого платить не получится. Рассказываем, что можно сделать, чтобы сохранить мотивацию работников и не разориться.
- Как организовать корпоративное обучение. Вкладываясь в образование, бизнес не только получает более компетентных сотрудников, но и создает дополнительный стимул для работы на него.
- Баддинг и шедоуинг: как наставничество помогает бизнесу. Система наставничества может стать альтернативой внешнему обучению и позволяет адаптировать новых сотрудников в короткие сроки.
Шаг 5. Внедрить и адаптировать систему мотивации. Когда подготовка закончена, можно составлять план внедрения системы мотивации и реализовывать его. На последнем роль руководителя не заканчивается — наверняка понадобятся доработки. Поэтому важно получать обратную связь от сотрудников и вовремя вносить изменения в систему.
Если что-то сломалось или не сработало, исправить систему можно почти так же, как она создавалась.
Больше о мотивации сотрудников
Книги от эксперта статьи, которые помогут построить из отдельных сотрудников мотивированную команду и взглянуть на работу их глазами.
- Сьюзен Фаулер «Почему они не работают?» — автор более 10 лет исследовала, как устроена мотивация в разных странах. В результате получилась книга, которая поможет узнать, что нужно вашим сотрудникам и как мотивировать их на пути к большим целям бизнеса.
- Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» — классическая работа, где сформулирована пирамида потребностей человека. На основе ее и появилась пирамида мотивации из нашей статьи.
- Дэниел Пинк «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует» — автор рассказывает, почему только финансовая мотивация не работает, и перечисляет инструменты, которые помогут развить внутреннюю мотивацию сотрудников.
- Светлана Иванова «Мотивация на 100%. А где же у него кнопка?» — автор учит связывать факторы мотивации с теми стимулами, которые нужно применять в бизнесе. Вышла простая инструкция, которую можно применять в работе.
- Александр Фридман «Делегирование: результат руками сотрудников. Технология регулярного менеджмента» — автор больше 25 лет изучает технологии управления персоналом и смог описать, как ставить задачи так, чтобы их выполняли.
- Патрик Ленсиони «Пять пороков команды» — бизнес-роман о том, как создать корпоративную среду, в которой ни один способ мотивации не сработает. Пять конкретных проблем и способы их решения.
Как вы мотивируете команду сейчас? Расскажите о самом удачном кейсе в комментариях