Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое стратегическое мышление и как его развить


Разбираемся, почему стратегическое мышление — конкурентное преимущество и как построить стратегию для жизни и бизнеса


Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Разбираемся, почему стратегическое мышление — конкурентное преимущество и как построить стратегию для жизни и бизнеса


Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Мыслить стратегически — значит уметь ставить цели и понимать, как их достичь: какие ресурсы использовать, какие риски могут возникнуть и как свести их к минимуму. Иначе говоря, разрабатывать стратегию и тактику.

В этой статье разберемся, как развить стратегическое мышление и построить стратегию в жизни и бизнесе.

Что такое стратегическое мышление

Стратегическое мышление — это способность мыслить системно и принимать решения, которые помогут достичь долгосрочных целей и наивысших результатов в будущем.

Чтобы не путаться в понятиях, поясним на метафоре:

  • бизнес — это местность, на которой нам нужно ориентироваться;
  • у бизнеса есть миссия — путеводная звезда, которая помогает не сбиться с пути;
  • еще есть цель — это точка на горизонте, например деревня или гора. В бизнесе это «заработать миллиард» или «выйти со своим продуктом в соседний регион». Когда достигаете этой точки, горизонт расширяется и становятся видны новые цели;
  • стратегия — это маршрут, по которому бизнес сможет дойти до выбранной точки;
  • тактика, план — конкретные действия, которые помогут продолжить путь в разных обстоятельствах: скажем, на пути встретилась река, как через нее перебраться? Или в лесу бродит медведь, что делать? Для бизнеса это может быть, например, кризис, бракованная партия товара или нечестные действия конкурентов.

А теперь — на примере из жизни.

У Олега своя кофейня — это местность, по которой он двигается. Звезда, или миссия бизнеса — создавать вкусный кофе, который объединяет людей.

Олег ставит цель — заработать 10 млн рублей чистой прибыли за год. Точку на горизонте обозначил, теперь нужно разработать стратегию — как к ней двигаться. Олег решает запустить рекламу, создать программу лояльности, добавить в меню еду. Как именно выполнить каждую из задач, можно запланировать с помощью тактики.

Случается пандемия, затем локдаун, и общепит закрывают. Стратегия не работает, нужно придумать новую, проложить другой путь. Олег придумывает организовать доставку кофе и выпечки по городу, начать продавать кофейные зерна, организовать онлайн-уроки по выпечке.

Стратегию строят на основе цели. А значит, чтобы получать крутые результаты, нужно правильно сформулировать и поставить цель — как это сделать, рассказали в отдельной статье.

Основную информацию из статьи собрали в краткий гайд. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.

Почему стратегическое мышление нужно каждому

Человек, который мыслит стратегически, легче достигает целей в жизни и бизнесе. Он понимает, что именно нужно сделать, какие ресурсы понадобятся, какие препятствия могут быть на пути — и как их преодолеть.

Зимой Олег доедает оливье и решает: «Похудею к следующему Новому году на 20 кг».

❌ Такая история уже случалась. Год назад он твердо решил похудеть, купил абонемент в спортзал, три месяца отзанимался с тренером, съездил в отпуск — и к спорту не вернулся. Тут работы много, тут погода плохая. Спустя месяц отдыха от спорта решил сесть на строгую диету и больше гулять — продержался месяц, а там майские, шашлык и как-то забылось. И вот он почти год постоянно что-то делает для похудения, но результата нет: действия несистематические, непродуманные. Олег худеет на килограмм и тут же набирает его за праздник.

✅ Чтобы не повторить ошибок и достичь цели легче, нужна стратегия. Олег думает: «Начну ходить пешком час в день — вместо отдыха на диване с сериалом вечером. Чтобы не забросить, попробую слушать сериал на ходу или поищу интересные аудиокниги. Буду готовить сам, есть больше овощей — нужно будет покупать продукты и готовить на несколько дней вперед. На всякий случай присмотрю пару доставок с полезной готовой едой, вдруг будет лень. Начну ходить в зал раз в неделю: чаще, скорее всего, не смогу, но если что, добавлю занятие. Чтобы не бросить, возьму тренера».

Если есть измеримая цель, сроки и список действий, а тылы прикрыты запасным планом — риск провала ниже.

Зачем руководителю стратегическое мышление

В бизнесе стратегическое мышление помогает решить сразу несколько задач:

  • понимать, на что тратить ресурсы проекта;
  • оставаться конкурентоспособным;
  • усилить команду.

Понимать, на что тратить ресурсы. Стратегия помогает оценить, на что тратить силы, время и деньги в первую очередь. Она помогает ответить на вопрос «Во что нужно вложить ресурсы, чтобы достичь поставленной цели?». Когда стало понятно, каким путем пойдет бизнес, можно подумать над тактикой и ответить на вопрос «Какой шаг делаем первым, какой — вторым, какой — третьим?».

Олег решил заработать 10 млн рублей и определил, что ему нужно для достижения цели: оформить наружную рекламу, создать программу лояльности, добавить в меню сэндвичи и выпечку. Это стратегия, которая поможет Олегу достичь цели и определить, во что нужно вложить ресурсы: деньги, время, усилия сотрудников.

Дальше Олег вырабатывает план для каждой задачи — то есть задачу раскладывает на отдельные шаги. Например, чтобы оформить наружную рекламу, нужно найти рекламное агентство, подготовить рекламные баннеры, согласовать бюджет.

Оставаться конкурентоспособным. Когда предприниматель строит стратегию, он смотрит на рынок и изучает конкурентов: как у них устроены бизнес-процессы, как они привлекают клиентов и преодолевают кризисы. Можно заимствовать удачные решения, подмечать ошибки, стараться избегать их, вовремя принимать меры, когда кто-то из конкурентов вырвется вперед.

«Без стратегирования легко проиграть конкуренцию: конкуренты создали новый продукт и привлекли клиентов, а бизнес без стратегии вылетел с рынка и закрылся. Так что отсутствие стратегии — это риск».

Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Усилить команду. Если делиться стратегией с сотрудниками, они будут работать на цель более осознанно и с большим вовлечением. Магия проста: когда человек видит, как он может влиять на итоговый результат, он чувствует большую ответственность за свой участок работы.

Чтобы объединить усилия команды, можно привлекать сотрудников к выработке стратегии — например, проводить стратегические сессии.

Можно просто сформулировать как часть стратегии «запустить наружную рекламу с промокодом на скидку каждому клиенту» и дать задание маркетологу. Он пойдет механически выполнять задачу.

А можно на этапе планирования привлечь маркетолога, обсудить с ним идею запуска наружной рекламы и ее влияние на прибыль кофейни — а потом поручить заняться этой задачей. В таком случае маркетолог будет работать с большим вовлечением и интересом — потому что понимает, как его работа влияет на общий успех и прибыль бизнеса.

Руководителю выгодно развивать стратегическое мышление у сотрудников — так можно подготовить себе помощников. Менеджер, который вырос из рядового специалиста и теперь отвечает за отдел, часто будет эффективнее, чем приглашенный управленец, потому что знает «кухню» проекта и сам прошел все этапы.

Как развивать стратегическое мышление

Новые знания получить достаточно легко, освоить навыки — тоже. А мышление формируется в детстве и зависит от врожденных качеств, поэтому менять его сложно.

«Можно представить отрезок, градацию из четырех ступеней. Первая — знания, их получить проще всего.

Вторая — навыки. Например, писать тексты или печь пироги. Получить навыки сложнее, чем знания, но тоже возможно.

Дальше идет мышление — и оно сильно зависит от врожденных и приобретенных в детстве черт.

Последняя ступень — характер, его изменить практически невозможно».

Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Получить новые знания или навыки легко, а изменить мышление или характер — сложно

Стратегическое мышление можно перенимать, если много общаться с человеком, у которого оно развито. Если такого рядом нет, можно поработать с коучем или ментором.

«Если нам удается достаточно долго и плотно работать с человеком со стратегическим мышлением, мы перенимаем этот способ мышления.

Нужно обращать внимание на то, как человек ведет работу, как он мыслит. Можно задавать вопросы о стратегиях и внимательно слушать ответы».

Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Еще могут помочь, например, книги или фильмы о других предпринимателях и построении бизнеса. Например, можно почитать «Метод тыквы» Майка Микаловица или посмотреть «Человек, который изменил все» Беннетта Миллера.

Важно не просто читать или смотреть, но и анализировать принципы действия с точки зрения целей и стратегии: как поставили цель? Как решили к ней идти — и почему именно так? А как еще можно было сделать? Почему выбранный способ лучше?

Можно спуститься на ступень ниже и развивать навыки, которые помогают мыслить стратегически, — это проще, чем работать сразу с мышлением. Вот чему можно поучиться:

  • анализировать ситуацию;
  • проектировать;
  • планировать.

Навык анализировать ситуацию. Когда мы хотим дойти до точки на горизонте, нам нужно узнать, по какой местности придется идти. Есть ли на ней горы, реки, леса, болота, дикие звери. В бизнесе тоже так — нужно проанализировать:

  • Какая ситуация на рынке?
  • Кто целевая аудитория? Что ей нужно? Чего она хочет?
  • Кто конкуренты? Как они работают? Как привлекают клиентов и масштабируются?
  • Что может повлиять на бизнес? Кризисы, санкции, пандемия и локдаун?

На этот навык будут нанизываться другие — скажем, умение строить и тестировать гипотезы.

✅ Как научиться. Чтобы научиться анализировать, нужно искать во всех объектах и явлениях систему. То есть совокупность элементов и связей между ними. Каждый элемент можно выделить и изучить отдельно. Звучит сложно — давайте на примере.

У Олега есть успешный конкурент: на соседней улице работает кофейня, в которой всегда полно посетителей. Олег смотрит на бизнес конкурентов системно: какие у них поставщики? Какое у них меню — что именно привлекает посетителей? А есть ли у них система лояльности? А как они продвигают свой бизнес — где рекламируются, есть ли на картах, в соцсетях?

Смотреть на явления вокруг как на систему — первый и ключевой шаг, чтобы научиться анализировать ситуацию. Помочь с развитием навыка может книга «Оргуправленческое мышление» Георгия Щедровицкого.

Еще можно строить и тестировать гипотезы — смотрите, что получилось, а что не совпало с ожиданиями и почему. Со временем получится делать это автоматически — и с сильными выводами для бизнеса.

Проектировать. Этот навык помогает вырабатывать решения в конкретных ситуациях.

«Одно дело, когда мы смотрим на точку на горизонте и думаем, как построить маршрут. Еще важно спроектировать решение: как этот путь пройти.

Если на пути будет река, как мы ее преодолеем: построим мост, надуем круги-уточки и поплывем на них, пойдем вброд? У бизнеса есть разные варианты препятствий, и для каждого нужно вырабатывать свои варианты решений».

Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Например, предприниматель может продумать несколько вариантов кризисов:

  • если случится локдаун — будем доставлять готовый кофе, кофейные зерна и еду;
  • если нам придет бракованная партия кофе, будем оформлять возврат, а на это время быстро закажем небольшую партию кофе у поставщика из нашего города — получится чуть дороже, но кофейня не будет простаивать.

Бизнес станет устойчивее, если у него будут запасные варианты. Однако не стоит ударяться в крайности — пытаться продумать все и сразу, разрабатывать десятки вариантов для десятков кризисов. Достаточно взять ситуации на поверхности, с опорой на то, что происходит вокруг.

✅ Как научиться. Можно почитать книги о принятии решений — например, «Думай медленно… Решай быстро» Даниэля Канемана.

Старайтесь применять советы после прочтения и закреплять навык. Скажем, Канеман советует разворачивать статистические данные, чтобы не принимать поспешных решений. Например, перевернуть слова маркетолога «мы привлечем больше клиентов, чем 50% наших конкурентов» в «50% конкурентов будут привлекать клиентов успешнее, чем мы». Звучит уже не так оптимистично — это повод задуматься о других вариантах.

Навык менять тактику. Когда мы идем по выбранному маршруту, могут случаться непредвиденные ситуации: думали, в лесу живут одни белки, и вот внезапно на тропу выходит медведь.

Кофейня Олега движется к обороту в 10 млн рублей. Ее основные конкуренты — другие кофейни со своей кухней и посадочными местами, поэтому предприниматель запускает рекламу и размышляет о доработке уникальной концепции.

Но вот по соседству открывается конкурент с форматом «бери и беги» и недорогим кофе. Клиенты резко уходят туда: там дешевле и быстрее.

Нужно быстро менять тактику под нового конкурента. Например, добавить акции на кофе, сделать недорогое комбо «еда+напиток» или нанять больше бариста, чтобы варили в четыре руки.

✅ Как научиться. Можно развивать «антихрупкость» — когда предприниматель и бизнес становятся сильнее в стрессовых ситуациях. Например, не выбирать самые безопасные решения, а вкладывать ресурсы поровну в стабильные и рисковые варианты.

Как построить стратегию в бизнесе и жизни

Работающую стратегию можно построить за четыре этапа:

  1. Определить, что у вас есть: например, два миллиона рублей прибыли в год или идея для мобильного приложения и команда разработчиков.
  2. Определить, чего вы хотите достичь: четыре миллиона рублей прибыли в год или работающее мобильное приложение, которое можно скачать.
  3. Выписать все способы, которые помогут достичь цели — и отметить подходящие. Например, те, которые проще всего реализовать.
  4. Заполнить промежуточные стадии — желательно, чтобы их было 3—4.

Общая схема стратегирования выглядит так:

Стратегирование обычно проходит в три этапа, которые могут состоять из нескольких шагов

Помните Олега, который планирует выйти на 4 млн рублей чистой прибыли за год и похудеть на 20 килограммов? Вот как могут выглядеть его стратегии.

БизнесЖизнь
Этап 1Сейчас доход — 2 млн рублейСейчас вес — 100 кг❌
Этап 2Цель — к декабрю выйти на чистую прибыль в 4 млн рублей в годЦель — к декабрю весить 80 кг
Этап 3Как можно достичь цели:

✅ расширить зал для посетителей — попробовать арендовать соседнее помещение;
✅ запустить доставку кофе и еды по городу;
✅ запустить программу лояльности;
❌ запустить наружную рекламу (нужен дизайнер, дорого, сложно посчитать конверсию — оставим на «потом»)
Как можно достичь цели:

✅ больше ходить пешком;
✅ следить за питанием;
✅ заниматься спортом;
✅ следить за режимом в отпуске;
❌ сесть на строгую диету, как Леха (буду ходить злой, а потом сорвусь и начну себя ругать)
Этап 4Через 4 месяца:

1. Договориться об аренде помещения рядом с нашим залом и продумать ремонт.

2. Запустить доставку кофе по городу.

3. Сделать бесплатным каждый пятый напиток
Через 4 месяца:

1. Ходить пешком каждый день 6—8 тысяч шагов.

2. Считать калории и есть каждый день по две порции овощей или фруктов.

3. Ходить в зал раз в неделю
Этап 5Еще через 4 месяца:

1. Оформить все документы и сделать ремонт.

2. Добавить к доставке кофе выпечку.

3. Сделать скидку по карте клиента
Еще через 4 месяца:

1. Добавить шаги — ходить 10—12 тысяч каждый день.

2. Сократить количество калорий, чтобы активнее худеть.

3. Ходить в зал дважды в неделю
Этап 6Еще через 4 месяца:

1. Запустить в работу второй зал для гостей.

2. Запустить доставку по городу со своими курьерами.

3. Внедрить бонусную систему лояльности по номеру телефона
Еще через 4 месяца:

1. Закрепить привычку много ходить пешком, отказаться от поездок, если до цели меньше пяти километров.

2. Съездить в отпуск — и питаться там как обычно, чтобы не привезти лишние килограммы.

3. Добавить еще одну тренировку в неделю

Кажется, что это слишком просто. А так и есть — все в порядке.

«Предприниматели часто усложняют стратегирование. Они думают, что это сложный процесс — и подходят к нему как к сложному процессу. Считают, что если они не придумали сложные формулировки, то и стратегия у них слабая.

В итоге выработать стратегию сложно — люди прокрастинируют и живут сегодняшним днем, в бизнесе получается хаос».

Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Когда стратегию сформировали, можно использовать ее и двигаться к цели. В процессе нужно регулярно проверять, как работает стратегия, актуальна ли она. Возможно, изменились условия на рынке или появился крупный конкурент — и стратегию нужно скорректировать.

«Мне нравится такой способ реализации стратегии — постепенное внедрение. Сначала сделать быстро и просто, а со временем более продуманно и качественно».

Максим Десятых

Максим Десятых

Основатель Duo Sapiens и Школы управления

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

Как стратегическое мышление помогает вам в работе? Расскажите в комментариях:


Больше по теме

Новости