Разобрались, кому нужна подпись, как ее получить и начать пользоваться

Екатерина Строкина
Руководитель платформы «Отчетность» в Тинькофф Бухгалтерии
Разобрались, кому нужна подпись, как ее получить и начать пользоваться

Екатерина Строкина
Руководитель платформы «Отчетность» в Тинькофф Бухгалтерии
ИП и руководители компаний могут бесплатно получить в налоговой квалифицированную электронную подпись — КЭП. За саму подпись платить не нужно, но придется покупать токен и лицензированную программу по работе с КЭП, если у вас их не было. Разобрались, как получить КЭП, сколько это будет стоить и как пользоваться подписью.
Для чего нужна электронная подпись
Квалифицированную электронную подпись используют, чтобы удаленно обмениваться документами с контрагентами и государственными органами.
С помощью КЭП можно:
- сдавать отчетность в налоговую;
- отправлять документы государственным органам — через портал госуслуг, сайт Росреестра и другие площадки;
- участвовать в госзакупках по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех электронных торговых площадках;
- взаимодействовать с ЕГАИС, если продаете алкоголь, или с системой «Честный знак» при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке;
- обмениваться документами с контрагентами.
Документ, подписанный КЭП, имеет такую же юридическую силу, как если бы человек подписал его от руки на бумаге.
Как работает КЭП
Технически КЭП — это файл с уникальным цифровым кодом, который прикрепляют к документу и приравнивают его к подписи на бумаге. КЭП позволяет определить владельца подписи и подтверждает, что документ не меняли перед отправкой.
Электронную подпись, которую получают в налоговой, записывают на специальную флешку — токен. На флешку также записывают сертификат — он содержит информацию об электронной подписи и ее владельце.
Схематично процесс подписания можно представить так:

Кто и где может получить КЭП
Электронную подпись для ИП и руководителей компаний бесплатно выдает налоговая инспекция.
Есть альтернативный способ получения КЭП — у доверенных лиц ФНС. Актуальный перечень размещен на сайте налоговой службы.
Сейчас получить подпись в налоговой могут все ИП и руководители компаний, кроме руководителей компаний из списка исключений. К ним относятся банки, операторы платежных систем и некредитные организации, такие как инвестиционные фонды и ломбарды. Они получают КЭП в удостоверяющем центре ЦБ РФ.
Также выпустить КЭП в налоговой не смогут сотрудники ИП и компаний, которые действуют по доверенности. Они по-прежнему должны получать подпись в аккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
В чем особенность КЭП от налоговой
КЭП, которую выдает налоговая, универсальна и подходит для любых электронных документов. Например, если раньше для участия в госзакупках нужна была отдельная подпись, теперь КЭП от налоговой подойдет для всего.
Еще одна особенность КЭП от налоговой — она записывается только на токен. Чтобы подписывать документы, нужно вставлять токен в компьютер с установленной программой «КриптоПро CSP» или другой подобной программой. Подписывать электронные документы на другом устройстве, где нет этой программы, не получится.
Во сколько обойдется подпись, если получать ее в налоговой
Саму КЭП налоговая выпускает бесплатно. Но для ее использования понадобится купить токен и лицензию на программу «КриптоПро CSP». Если у предпринимателя или компании уже есть токен или действующая лицензия, заменять их не нужно.
Стоимость токена и лицензии
Покупка | Цена |
---|---|
Токен | От 1200 ₽ |
Лицензия на КриптоПро CSP | 1350 ₽ — на год, 2700 ₽ — без ограничения срока действия |
Лицензию нужно покупать на каждое устройство, где планируете подписывать документы. Например, если ИП хочет пользоваться электронной подписью на рабочем и домашнем компьютере, придется покупать две лицензии.
Как получить КЭП в налоговой и начать ею пользоваться
Чтобы получить КЭП в налоговой, нужно:
- Купить токен.
- Подать заявление.
- Собрать документы и получить КЭП.
- Установить программу «КриптоПро CSP».
Разберем отдельно каждый шаг.
Купить токен
Токен можно купить в интернет-магазинах или обратиться к компании — оператору электронного документооборота. Главное, чтобы оператор был сертифицирован ФСТЭК или ФСБ России.
В налоговой поддерживаются токены формата USB Тип-А. Например, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ.
Подать заявление
Чтобы получить КЭП, нужно подать заявление. Это можно сделать в налоговой по предварительной записи или в личном кабинете ИП или компании на сайте ФНС.
Для подачи заявления на сайте налоговой службы зайдите в личный кабинет ИП или компании и выберите «Заявление на получение КЭП».

Заявление сформируется автоматически на основе данных, которые есть в личном кабинете.

Собрать документы и получить КЭП
Если подаете заявление на бумаге в налоговой, нужно взять с собой паспорт, токен и знать СНИЛС. Сертификат электронной подписи запишут на токен сразу в день подачи заявления.
Если подаете заявление удаленно, за самим сертификатом КЭП все равно придется идти в налоговую. Понадобится СНИЛС, паспорт и токен, на который сразу запишут сертификат, если с документами все будет в порядке. Для этого в личном кабинете на сайте ФНС нужно выбрать из списка налоговую инспекцию, в которой вам удобно получить сертификат КЭП, а также день и время, когда хотите прийти за подписью. Так, в Москве есть только одна инспекция, которая выдает электронные подписи, — Межрайонная ИФНС № 46.
Установить программу «КриптоПро CSP»
Программу «КриптоПро CSP» нужно скачать и установить на компьютер, на котором вы будете подписывать документы.
Чтобы установить актуальную версию программы, ее нужно скачивать с главной страницы сайта КриптоПро. Дальше опишем пошаговый путь, как ее установить.
1. На сайте КриптоПро зайдите в раздел «Продукты» → «КриптоПро CSP» → «Загрузка файлов».

2. Зарегистрируйтесь. Для этого введите адрес электронной почты, задайте пароль, укажите фамилию и имя ИП или руководителя юридического лица, номер телефона и название компании.
3. Подтвердите, что согласны с лицензионным соглашением.
4. Чтобы загрузить рабочую версию программы, нужно купить лицензию. Нажать на кнопку «Купить», выбрать покупателя: юридическое или физическое лицо. Затем выбрать сертифицированную версию программы, которая подходит для вашего устройства. Например, КриптоПро CSP 5.0 R2 — она самая свежая. После — оплатить счет.

5. Если нужна демоверсия программы, ее можно скачать бесплатно. Такая версия программы поможет ознакомиться с КритоПро CPS до покупки, но полноценно с ней работать не получится.
6. Скачайте программу на компьютер.
7. Откройте папку, в которую сохранили программу, выберите пакет для установки КриптоПро CSP и запустите установку.

8. Установите сертификат. Для этого вставьте токен в компьютер, запустите КриптоПро CSP, выберите раздел «Контейнеры» и нажмите на «Установить сертификат».

Установите плагин «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in». Он нужен, чтобы создавать и проверять электронную подпись при отправке документов контрагентам и государственным органам через браузер.
Перевыпустить подпись можно удаленно в налоговой или у доверенного лица налоговой, например АО «Тинькофф». В отдельной статье рассказали пошагово, как это сделать.
Главное
- Получить подпись в налоговой могут все ИП и руководители компаний, кроме руководителей компаний из списка исключений. К ним относятся банки, операторы платежных систем и некредитные организации, такие как инвестиционные фонды и ломбарды. Они получают КЭП в удостоверяющем центре ЦБ РФ.
- Налоговая выдает КЭП бесплатно. Нужно только заплатить за токен и лицензию «КриптоПро CSP». Лицензию надо покупать на каждое устройство, где планируете подписывать документы.
- КЭП, которую выдает налоговая, подходит для любых электронных документов.