В России есть спрос на маникюрные услуги — это подтверждает исследование Авито Услуг и агентства Data Insight. По их данным, в 2022 году спрос на мастеров маникюра вырос на 68% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Это самая популярная бьюти-услуга, которой пользуются мужчины и женщины. Она опережает услуги визажистов, косметологов и парикмахеров.
В 2023 году спрос на услуги маникюра продолжил расти. Аналитики Эвотора выяснили, что с января по сентябрь 2023 года маникюрные салоны нарастили выручку на 28%.
Мы поговорили с владельцем сети маникюрных салонов LAK LAB nails & beauty Михаилом Лесневским и узнали, как стартовать в этой нише. В статье разберем, какие шаги предстоит пройти, чтобы с нуля запустить маникюрный салон и сделать меньше ошибок на старте.
Чек-лист «Как открыть маникюрный салон»
Шаги из статьи собрали в короткий чек-лист. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали. Это поможет ничего не забыть при открытии маникюрного салона.
Шаг 1. Зарегистрировать бизнес
Чтобы работать официально, нужно сделать следующее:
- выбрать форму регистрации бизнеса;
- выбрать коды ОКВЭД;
- выбрать налоговый режим;
- подать заявление на регистрацию бизнеса.
Расскажем про каждый этап подробнее.
Выбрать форму регистрации бизнеса. Маникюрный салон может выбрать три формы: самозанятость, ИП или ООО.
По закону выбрать самозанятость могут только специалисты, которые оказывают услуги лично.
✅ Екатерина — мастер маникюра, она планирует запустить салон, где будет делать маникюр и педикюр. Предпринимательница регистрирует самозанятость, чтобы работать официально.
❌ Екатерина собирается запустить салон, куда наймет мастеров, а на себя она возьмет развитие бизнеса: наем сотрудников, маркетинг, операционную деятельность. В этом случае работать как самозанятая не получится.
Компания подойдет, если планируете вести бизнес с партнерами. Если открываете салон сами, регистрировать ООО не советуем. На старте это может быть невыгодно, например, на этой форме сложная отчетность, бизнесу придется нанимать бухгалтера, а это дополнительные траты.
Самая подходящая форма на старте — индивидуальный предприниматель. Статус позволяет нанимать сотрудников, у ИП проще отчетность, чем у компании.
Выбрать коды ОКВЭД. При регистрации ИП и компании нужно указать код ОКВЭД — он показывает налоговой и контрагентам, чем будет заниматься бизнес. Каждому виду деятельности присвоен конкретный код минимум из 4 цифр.
Для маникюрного салона подойдет ОКВЭД 96.02 — «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». В заявлении можно указать дополнительные коды — например, если планируете не только предоставлять услуги маникюра, но и продавать уходовую косметику в салоне. Но на практике в заявлении не указывают больше 20 кодов, чтобы компания или ИП не выглядела бизнесом-однодневкой, который якобы занимается всем, а на деле лишь отмывает деньги.
Выбрать налоговый режим. Когда зарегистрируете бизнес как ИП или компания, по умолчанию будете работать на общей системе налогообложения — ОСН. Но налоговый режим можно сменить — для владельца маникюрного салона на выбор есть четыре альтернативы. Сравнили их в таблице.
От того, какой режим выберете, будет зависеть количество налогов, которое бизнесу предстоит уплачивать.
Подробнее про каждый режим налогообложения можно прочитать в наших статьях:
Зарегистрировать бизнес. Если планируете работать как самозанятый, достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или подать заявку в банк, например в Т-Банк.
Если регистрируете ИП или компанию, подать заявление можно несколькими способами:
- онлайн через сервис налоговой службы с помощью мобильного приложения «Госключ»;
- онлайн через Госуслуги или сайт налоговой службы, если есть усиленная квалифицированная электронная подпись;
- лично в МФЦ;
- лично в налоговой — это единственный платный способ. Госпошлина для ИП — 800 ₽, для компании — 4000 ₽.
Как грамотно составить заявление и подать его, писали в статьях:
Когда зарегистрируете бизнес, можно переходить к следующим шагам.
Бизнес-план маникюрного салона
В бизнес-плане рассчитали, сколько денег нужно на открытие, какие будут постоянные и переменные расходы и когда вложения могут окупиться. В конце есть шаблон финмодели — вы можете скачать его и подставить свои цифры.
Шаг 2. Подключить инструменты для бизнеса
Самозанятым этот шаг не нужен, а вот ИП и компании для работы нужно сделать следующее:
- открыть расчетный счет;
- подключить онлайн-кассу;
- подключить эквайринг.
Подключить инструменты для бизнеса можно только после регистрации бизнеса.
Открыть расчетный счет. Это специальный счет в банке, на котором хранятся деньги бизнеса. Расчетный счет используют, чтобы, например, уплачивать налоги, переводить зарплаты сотрудникам и отправлять деньги поставщикам.
Компании по закону не могут работать без расчетного счета, а вот для предпринимателей он необязателен — но работа без него может усложниться. ИП не может использовать в работе личный счет, и чтобы, например, платить зарплаты сотрудникам, придется каждый раз снимать наличные.
Чтобы открыть расчетный счет, обратитесь в любой банк, где понравятся условия и стоимость обслуживания. Например, в Т-Банк можно открыть расчетный счет бесплатно без визита в банк.
Установить онлайн-кассу. Это устройство фиксирует каждую покупку, которую клиенты оплатили наличкой или картой. Касса передает информацию о каждом платеже в налоговую. Работать без кассы нельзя по закону.
Чтобы купить онлайн-кассу и подключить ее, советуем обратиться в банк, так проще: не придется с нуля разбираться, как зарегистрировать устройство, можно задать дополнительные вопросы специалистам, а еще банк сам будет ее обслуживать и чинить. Обычно устройство можно взять в аренду, оформить в рассрочку или купить.
Подключить эквайринг. Это банковская услуга, которая позволяет принимать деньги безналичным способом: по карте или QR-коду. Услуга платная и необязательная, но без нее вести бизнес сложнее: клиентам придется расплачиваться только наличкой, а многим это неудобно. Бизнес будет терять деньги.
Шаг 3. Найти подходящее помещение
При выборе помещения эксперт рекомендует ориентироваться на такие критерии:
- плотность населения в районе;
- транспортная доступность;
- минимальный размер помещения;
- место размещения;
- соответствие санитарным нормам.
Плотность населения в районе. На маникюр ходят раз в 3—4 недели — поэтому салон, как правило, ищут недалеко от дома, чтобы не пришлось долго добираться до места. Советуем искать помещение в районах, где может быть ваша аудитория. Например, подойдут спальные районы, где живут молодые семьи.
Чтобы оценить количество потенциальных клиентов и посмотреть, сколько людей живет в районе, можно воспользоваться специальными сервисами геоаналитики. Например, такую информацию можно найти через бесплатный сервис «Компас». Он позволяет узнать:
- сколько потенциальных клиентов есть в конкретном районе;
- какой средний чек в определенной локации;
- какие есть конкуренты.
Сервис работает в городах-миллионниках, например в Москве, Екатеринбурге, Казани, Омске, Санкт-Петербурге.
Транспортная доступность. Будут клиенты, которые не живут рядом с салоном, а приезжают из других районов. Поэтому нужно найти локацию, до которой удобно добираться на транспорте. Вот на что стоит обратить внимание:
- рядом с салоном должна быть остановка;
- возле салона должна быть парковка — для тех, кто приезжает на автомобиле;
- до салона не нужно добираться с несколькими пересадками.
Эти критерии важны не только для клиентов, но и для сотрудников. Если открыть салон на окраине города или глубоко во дворах далеко от остановки, будет неудобно ездить сюда каждый день.
Ориентируйтесь на такой показатель: ближайшая остановка общественного транспорта должна располагаться максимум в 10 минутах ходьбы. Если это время будет больше, это доставит дискомфорт людям — особенно в непогоду.
Минимальный размер помещения — 35 квадратных метров. На такой территории можно разместить ресепшен и рабочую зону, установить нужное оборудование и столы для трех-четырех мастеров. На старте можно арендовать помещение и меньшего размера, но нужно учитывать нюансы: в небольших салонах смогут разместиться только один-два мастера. Следовательно, не получится принимать много клиентов.
«Мой первый салон был всего 15 квадратных метров. Вы сэкономите на таком помещении, но нужно понимать, что от него предприниматель получит скорее опыт, а не прибыль. Даже при полной занятости мастеров владелец бизнеса почти ничего не будет получать.
Не рекомендую также арендовать помещение в здании, где помимо вас расположились другие бизнесы. Например, когда большое помещение делят пункт выдачи маркетплейса и маникюрный салон, и у них один вход. Есть риск, что у вас могут возникнуть разногласия, а это не всегда приятно.
Лучше арендовать отдельное помещение со своим входом, его ни с кем не нужно делить, и вы не будете ни от кого зависеть».
Михаил Лисневский
Основатель сети студий красоты
Место размещения. Не стоит открывать салон на цокольном этаже или в подвальном помещении. На это есть несколько причин:
- нет естественного освещения, мастерам будет трудно работать целый день только со светом лампы;
- осадки могут испортить ремонт. Например, весной, когда все тает, подвальное помещение может затопить. Придется вкладываться в ремонт, чтобы восстановить салон;
- сыро — из-за этого в помещении могут появляться плесень и грибок.
Аренда таких мест может быть дешевле, чем на первом этаже. Но лучше не рисковать деньгами и не выбирать такие помещения.
Соответствие санитарным нормам. Существуют требования СанПин, которые нужно соблюдать при выборе места для маникюрного салона. Например, в маникюрных и педикюрных кабинетах нужно сделать комбинированное освещение — то есть должны быть разные типы осветительных приборов.
Прочитать подробные требования можно в документе в санитарных правилах 2.1.3678-20.
Шаг 4. Заключить договор аренды
Когда найдете подходящее помещение, нужно заключить договор с арендодателем. Если снимать салон без этого документа, могут быть проблемы.
Предприниматель нашел подходящее место под салон, договорился снимать помещение и оплатил аренду за три месяца вперед. Через неделю арендодатель позвонил владельцу бизнеса и попросил съехать — хотя деньги уже заплатили. Без договора ИП будет трудно доказать в суде, что арендодатель неправ. Он может потерять деньги и время, которые потратил на поиск помещения.
Советуем обязательно подписывать долгосрочный договор аренды с невозможностью его расторгнуть и выселить вас из помещения, если не нарушите правила — например, не платите или повредили имущество.
«Мне дважды приходилось съезжать из помещения, потому что я не знал, как правильно составить договор. Происходили такие ситуации: я заезжал в помещение, вкладывал немало денег в хороший ремонт, а потом приходил арендодатель и ставил перед фактом, что теперь цена аренды повышается в два раза. На выбор он предлагал два вариант: съезжать или платить. Поэтому теперь я всегда учитываю этот пункт в договоре».
Михаил Лисневский
Основатель сети студий красоты
Хорошо, если есть возможность обратиться к опытному юристу, который составит грамотный договор, — так риск потерять деньги будет меньше.
Договор аренды нежилого помещения
Договор нужен, чтобы арендовать помещение. Например, офис, склад или часть здания под производство. Типового договора нет, форму составляют самостоятельно или с юристом. Договор на срок больше года нужно регистрировать в Росреестре.
Шаг 5. Подготовить помещение к запуску
Советуем сразу искать помещение с ремонтом — это позволит сэкономить время и деньги. Если найти «сырое» помещение, в котором придется с нуля класть пол и штукатурить стены, это будут лишние вложения, которые могут не окупиться.
Как обустроить салон. В маникюрном салоне нужно организовать такие зоны:
- ресепшен и зону ожидания — в этом месте клиенты будут расплачиваться за услугу и дожидаться процедуру;
- зона мастера — часть помещения, где клиенту оказывают услуги.
Каждую зону нужно оборудовать мебелью. Вот что нужно закупить.
Дополнительно в зоне ожидания можно разместить кофемашину, кулер с водой, телевизор, чтобы клиент дожидался услуги в комфортной обстановке.
Мебель в рабочей зоне нужно выбирать из материалов, которые легко протирать после каждого клиента. Например, если поставить тканевый стул, в нем будет забиваться пыль, ее сложно вычистить. А вот с пластиковым или кожаным стулом такой проблемы не возникнет.
«Когда выбираете мебель, подумайте, как она будет чувствовать себя в работе. К примеру, поначалу я покупал обычные столы на Авито. Через два месяца они уже приходили в негодность: мастера работают с химией, которая капает на стол, прилипает, может впитаться или разбухнуть. Мебель от этого быстро портится, приходится искать новую.
Со временем я нашел поставщика, который сделал мне столы из антивандального покрытия. Конечно, они со временем изнашиваются, например могут расшататься, но само покрытие столешницы не портится».
Михаил Лисневский
Основатель сети студий красоты
Где купить мебель. Эксперт не советует брать мебель с рук: она может быстро износиться, а еще часто не вписывается в единый стиль салона.
Заказывать мебель нужно у проверенных поставщиков, найти таких можно в интернете. Запросите у подрядчика примеры работ, которые он уже делал для других клиентов. Здорово, если удастся получить:
- адрес салона, для которого поставщик уже делал мебель, если салон находится в вашем городе. Так вы сможете проверить, какого качества мебель;
- контакты других клиентов, которым вы сможете написать и попросить обратную связь о подрядчике.
Если поставщик уверен в своей работе, он без труда делится такими данными. Если он отказывается и не объясняет причину, советуем поискать другого подрядчика.
Шаг 6. Купить оборудование и материалы
Чтобы понять, какой набор нужен на старте, можно поговорить со знакомым мастером или сходить на разведку к конкурентам. Вот минимальный набор, без которого не обойтись в начале:
- аппарат для маникюра;
- свет для мастеров — важно на нем не экономить, чтобы сотрудникам было комфортно работать;
- шкаф для стерилизации инструментов;
- пылесос для маникюра;
- UV-лампы сушки гель-лака;
- наборы для маникюра и педикюра;
- средства для стерилизации, антисептики;
- маски, перчатки, салфетки;
- щеточки, бафики, пилки;
- фрезер для маникюра и педикюра;
- кисточки для ногтей;
- набор гель-лаков.
Найти материалы можно в магазинах, которые продают товары для маникюрных салонов.
Когда купите оборудование, обязательно сохраните чек. Он пригодится, если нужно будет сделать ремонт по гарантии.
«Советую обязательно следить за гарантией оборудования. К примеру, в своей команде я написал специальную CRM, куда управляющая вбивает информацию: какое пришло оборудование, где его купили и ссылку на гарантийный чек.
Оборудование часто ломается, и когда его в студии много, можно забыть, где его покупали и когда именно. Если все сохранить, в случае поломки можно воспользоваться гарантией».
Михаил Лисневский
Основатель сети студий красоты
Шаг 7. Нанять персонал
В маникюрный салон нужно нанять администратора и мастеров маникюра.
Роль администратора первое время может выполнять владелец бизнеса — это позволит сэкономить деньги на найме. Еще это поможет лучше понимать клиентов и их потребности: администратор постоянно встречается с посетителями салона, может задать им вопросы и выслушать, что им нравится и не нравится.
Мастеров маникюра нужно искать уже с опытом. Если в салоне будут делать некачественный маникюр, клиенты не будут возвращаться и оставят плохие отзывы.
«В наших салонах наем мастеров состоит из нескольких этапов: сначала мастеру нужно прислать фото своих работ, если они нам нравятся, приглашаем его в студию выполнить тестовое задание. Ему предстоит покрыть ногти модели сложным цветом, например красным или черным. Если мастер справляется, приглашаем его на собеседование, а после назначаем тестовый день.
Такой отбор позволяет отсечь неопытных мастеров и привлечь к работе хороших специалистов».
Михаил Лисневский
Основатель сети студий красоты
Нужно быть готовым, что мастера с большим портфолио и качественными работами не всегда могут захотеть работать на салон. Поэтому можно привлекать людей с небольшим опытом и обучать их в студии.
Чтобы найти сотрудников, используйте разные каналы поиска. Например, Авито, HeadHunter или профильные паблики. Еще можно спросить рекомендации у знакомых, возможно, они или их близкие ищут подобную работу.
Как оформлять персонал. Есть два способа:
- работать по трудовому договору — если сотрудники заняты полный день с четким графиком. Например, такой вариант подходит для администратора салона или для мастера, у которого полная занятость;
- работать по договору гражданско-правового характера — этот вариант подойдет, если человек занят неполный день. К примеру, мастер приходит в студию, только когда есть записи клиентов, а остальное время работает на себя или в другом салоне.
Про особенности каждого договора и то, как их оформлять, рассказали в отдельных статьях:
Когда зарегистрируете бизнес, найдете помещение и сотрудников, можно заняться привлечением клиентов. В следующем разделе расскажем, как это сделать.
Шаг 8. Продвигать бизнес
Есть разные способы продвигать маникюрный бизнес. Рекомендуем протестировать все варианты и проанализировать, что работает, а что не приносит результат в вашем случае.
Вот что можно попробовать:
- рассказать о себе знакомым;
- вести соцсети;
- размещаться на картах;
- раздавать флаеры.
Разберем все способы.
Рассказать о себе знакомым. Обычно первые клиенты — это знакомые и близкие. Расскажите всем, что открываете салон, пригласите поддержать и записаться на услуги. Можно выложить пост в социальные сети, чтобы больше людей узнали про ваш бизнес.
Попросите мастеров рассказать о салоне, чтобы их знакомые тоже приходили к вам.
Если первых клиентов устроит качество работ и цены, они смогут рекомендовать вас знакомым и у салона будет больше посетителей.
Вести соцсети. Часто салоны ищут через социальные сети, на странице клиенты смотрят:
- цены;
- фотографии работ;
- интерьер салона;
- отзывы.
Если публиковать подобный контент, на страницу может попасть потенциальный клиент, заинтересоваться и записаться на маникюр. Чтобы привлечь больше пользователей к странице, можно запустить таргетированную рекламу — например, если ведете сообщество во ВКонтакте. Еще можно попросить клиентов отмечать вас в сторис и постах.
Размещаться на картах. Многие выбирают маникюрный салон поблизости, поэтому ищут его в электронных картах. Если разместить свой салон в Яндекс Картах и 2ГИС, потенциальные клиенты могут его увидеть и заинтересоваться.
Чтобы карты приносили трафик, нужно пользоваться платным привлечением и работать с обратной связью от клиентов. Вот как это делать:
- просите людей оставлять отзывы и объясняйте, почему это важно. Например, расскажите, что это позволяет продвигаться и привлекать в салон больше людей. Когда человек понимает мотивацию, ему проще выполнить просьбу;
- работайте с негативными отзывами. Старайтесь выяснить, что не понравилось клиентам, и исправлять ошибки. Так люди будут возвращаться и менять негативное мнение на позитивное, а потенциальные клиенты будут видеть, что вы работаете над сервисом и растете.
Раздавать флаеры. Предприниматель может раздать листовки людям, которые проходят мимо салона или поблизости. На флаерах можно разместить информацию про акции или давать скидку на первое посещение. Это поможет рассказать, что рядом есть салон, и привлечь туда людей.
Главное
- Чтобы открыть маникюрный салон, нужно зарегистрироваться как ИП, открыть ООО или стать самозанятым.
- Искать помещение для салона стоит в районах, где живет много людей, поскольку чаще всего в салоны приходят люди, которые живут поблизости. Также важно выбирать место, до которого комфортно добираться: рядом есть остановка и не надо ехать с пересадками.
- Старайтесь искать помещение с ремонтом — это позволит сэкономить много денег и вложить их в развитие бизнеса.
- Обязательно заключайте длительный договор аренды. Так вы обезопасите себя от внезапного выселения из помещения.
- Покупайте в салон мебель, которую легко чистить, например из пластика, металла или экокожи. В тканевой мебели может забиваться пыль, которую сложно вычистить.
- В салоне нужны мастера и администратор, найти их можно в профильных группах, на Авито или на сайтах по поиску работы.
- Ищите мастеров с опытом, даже небольшим. Если мастер совсем не умеет делать маникюр, люди не будут ходить к вам в студию.
- Используйте разные способы продвижения и проверяйте, какой из вариантов работает лучше всего. Например, можно попробовать вести социальные сети, раздавать флаеры, размещаться на картах.
Планируете открыть маникюрный салон? Расскажите в комментариях, почему выбрали именно эту сферу бизнеса?