Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник

Реклама на билборде, крыше и остановке: как не нарваться на штраф и принудительный демонтаж


Наружную рекламу надо согласовать с городской администрацией. Это можно сделать самостоятельно или через посредника. В статье рассматриваем простые и сложные варианты, как бизнесу разместить рекламу в городе


Егор Крылов

Егор Крылов

Директор по маркетингу компании «Дизайнмастер»

Майя Папанова

Майя Папанова

Директор по развитию продаж сервиса DRON

Поделиться

Наружную рекламу надо согласовать с городской администрацией. Это можно сделать самостоятельно или через посредника. В статье рассматриваем простые и сложные варианты, как бизнесу разместить рекламу в городе


Егор Крылов

Егор Крылов

Директор по маркетингу компании «Дизайнмастер»

Майя Папанова

Майя Папанова

Директор по развитию продаж сервиса DRON

Поделиться

Представим ситуацию: владелец кофейни хочет привлечь больше прохожих зайти за кофе. Он вешает около входа вывеску: «Скидка 50% на второй напиток с собой». Клиентов действительно стало больше. Но спустя пару дней администрация города оштрафовала предпринимателя на 5000 ₽ и заставила убрать табличку.

Оказалось, нельзя просто так вешать рекламную вывеску — нужно ее согласовать и получить разрешение в администрации города.

Рассказываем, как бизнесу рекламироваться на улицах города и не получить штрафы.

Что считается наружной рекламой

Наружная реклама — это вся реклама в городе: сообщение на цифровом экране или билборде, установка на крыше, вывеска на стене здания, световая проекция.

Такую рекламу нельзя установить по своей инициативе без спроса — ни на соседнем здании, ни на собственном доме. Любую вывеску или конструкцию нужно согласовывать с властями города.

Пример наружной рекламы на билборде
Пример наружной рекламы на электронном экране

Помимо рекламных вывесок, есть информационные — это, например, вывеска с названием магазина, часами работы заведения и адресом. К ним свои требования и другой порядок согласования. Вот как бывает, если напутать.

Василий думал, что вешает информационную вывеску. Прочитал в интернете, что такие согласовывать не надо. Сотрудники ФАС решили, что она рекламная, и оштрафовали предпринимателя на 5000 ₽.

Собрали в таблицу критерии, которые помогут вам убедиться, к какому типу относится вывеска.

Наружная рекламаИнформационная вывеска
Цель вывескиПривлечь внимание прохожих и порекомендовать конкретный товар, работу или услугуСориентировать человека — что находится в здании, в какие часы бизнес работает
Место размещенияВ любом месте или сразу в нескольких местах Только у входа в здание, где находится компания или ИП
Содержание Может содержать описание товара, работы или услуги — их преимущества, условия продажи, специальные предложения Только информация о компании или ИП
ПримерСтудия массажа «Небо». На первое посещение — скидка 20%Студия массажа. Часы работы — с 10:00 до 20:00
Так выглядит информационная вывеска — нет рекламы услуг или призыва зайти внутрь
Так выглядит рекламная конструкция — на постере перечислены преимущества компании

Как бизнесу разместить наружную рекламу

Бизнес может самостоятельно разместить наружную рекламу — это самый сложный вариант, так как придется изучать законы, собирать документы и договариваться с городской администрацией. Проще обратиться к профессиональной компании:

  • к оператору наружной рекламы;
  • в рекламное агентство;
  • в сервис цифровой рекламы.

Далее рассмотрим отдельно сотрудничество с каждой компанией — сравним их услуги, разберем, куда бизнесу лучше обратиться. А в конце дадим инструкцию, как разместить рекламу самостоятельно без помощи профессиональных посредников.

Заказать наружную рекламу у оператора

Работать с оператором выгодно, если бизнесу нужно разместить только наружную рекламу в городе — в одном или нескольких местах. Обычно операторы заключают договор на размещение минимум на месяц, но встречаются и более гибкие условия — на неделю или несколько дней. Услуги оператора доступны по цене малому бизнесу.

Схема работы с оператором. Оператор наружной рекламы — это компания, которая арендует места под рекламу у города или другого собственника объекта, устанавливает рекламные конструкции и размещает на них рекламу бизнеса.

В этой схеме работы клиент общается только с оператором

У оператора есть опыт в размещении рекламы — он знает город, трафик, все доступные конструкции. Оператор может подсказать, какие форматы наружной рекламы подойдут под задачи бизнеса, например в пешеходной зоне или около дороги с автомобильным трафиком.

Такие компании и ИП могут оказывать дополнительные услуги по размещению наружной рекламы. Например, помочь подготовить макет или выбрать конструкции под рекламу. Условия работы надо уточнять у оператора, советуем внимательно проверить его обязанности в договоре.

«По идее, оператор не разрабатывает макет рекламы. То есть бизнес уже должен прийти с макетом, который соответствует закону „О рекламе“. Но сейчас многие операторы идут навстречу клиентам — помогают подготовить рекламу. Например, у нас в „Дизайнмастере“ изготавливают рекламные макеты бесплатно, но по четкому ТЗ от рекламодателя.

Если же вы пока не знаете, какая реклама вам нужна, лучше обратиться в рекламное агентство — там изучат задачи бизнеса, целевую аудиторию, подготовят стратегию продвижения и сам макет».

Егор Крылов

Егор Крылов

Директор по маркетингу компании «Дизайнмастер»

Оператор не разрабатывает маркетинговую стратегию для бизнеса и не гарантирует, придут новые клиенты или нет. Его задача — сделать так, чтобы наружная реклама появилась на выбранном месте и в оговоренное время.

БизнесОператор
Заключает договор с собственником места
Придумывает макет рекламы❓ — иногда это делает оператор
Выбирает рекламную конструкцию❓ — иногда это делает оператор

Заказать наружную рекламу в рекламном агентстве

Работать с агентством выгодно, если нужно комплексное продвижение на нескольких площадках — в интернете, на билбордах в городе, внутри торговых центров. В таком случае агентство разработает единую стратегию продвижения, где наружная реклама — лишь один из ее каналов.

Еще, если хотите разместиться сразу на нескольких рекламных конструкциях, которые принадлежат разным операторам, может быть трудно вести переговоры и готовить документы параллельно с разными компаниями. В таком случае проще обратиться в агентство — оно со всеми договорится за вас.

Скорее всего, малому бизнесу будет сложно выделить бюджет на услуги агентства.

Схема работы с агентством. Если бизнес хочет продвигаться с помощью наружной рекламы, можно обратиться в рекламное агентство. Оно выступает как посредник между бизнесом и оператором наружной рекламы. Иногда рекламное агентство может быть и оператором одновременно.

В этой схеме работы клиент общается только с рекламным агентством, агентство уже само договаривается с оператором, собственником места и властями

Агентство разработает макет наружной рекламы, выберет локации, где эффективнее размещать рекламу. Также агентство берет на себя бюрократические задачи — согласовывает рекламу, получает разрешение. Бизнесу останется только проконтролировать процесс и замерить результаты — сработала ли реклама.

Дополнительно агентство может разработать стратегию продвижения и с другими каналами коммуникации — с радио, онлайн-рекламой, телевидением, СМИ.

Услуги рекламного агентства стоят дороже, чем работа оператора. Помимо аренды места под рекламу и самой конструкции, бизнес доплачивает за экспертизу людей в агентстве — работу маркетолога, дизайнера, аналитика, бухгалтера, юриста. Агентства выполняют задачу «под ключ».

БизнесАгентство
Заключает договор с собственником рекламной конструкции✅ — только если само агентство — оператор
Придумывает макет рекламы
Выбирает рекламную конструкцию

Разместить через сервис цифровой рекламы

Подходит для любых компаний и предпринимателей, если нужно разместить рекламу на несколько часов или даже минут в день на цифровых экранах — другие варианты рекламы через сервис не получить. Цены на рекламу доступны малому бизнесу.

Схема работы с сервисом. В городах есть цифровые экраны с рекламой. Обычно на них объявления сменяются несколько раз в минуту. Эти табло принадлежат оператору наружной рекламы. В некоторых сервисах клиент будет размещать рекламу не через менеджера, а сам — через личный кабинет. Например, так работают сервисы DRON и Oohdesk DSP.

В этой схеме работы клиент запускает рекламу сам — через личный кабинет сервиса оператора. Оператор сам договорится с собственником места и администрацией города

Чтобы разместить рекламу, надо зарегистрироваться в специальном сервисе оператора. Далее в личном кабинете выбрать место под рекламу, время и частоту показов. Стоимость размещения определяется через аукцион — кто больше предложит, тот и получает слоты.

Так выглядит запуск рекламной кампании в сервисе DRON. Клиент указывает, где и когда размещать рекламу, сколько денег готов потратить, а сервис сразу покажет итоговую стоимость кампании

Некоторые сервисы готовы помочь создать рекламный ролик для бизнеса. Например, делают это бесплатно или дают новым клиентам бюджет на продвижение.

Плюс работы с сервисом — не нужно тратить деньги на печать и монтаж. Если рекламный креатив не понравится аудитории, можно скорректировать ролик и запустить снова — это дешевле, чем переделывать баннер для билборда. Так удобно тестировать гипотезы о привлечении клиентов.

Каждый ролик проходит модерацию. Если в нем есть нарушения по закону «О рекламе», площадка отправит ролик на доработку.

БизнесСервис
Заключает договор с оператором
Изготавливает рекламный ролик❓ — иногда это делает сервис

Получить разрешение самостоятельно

Предприниматель или компания могут сами договориться с собственником места и получить разрешение на наружную рекламу. Получается, бизнес становится оператором наружной рекламы.

В этой схеме клиент сам общается с собственником места, где хочет разместить рекламу, и сам получает разрешение от администрации города

Получить разрешение самостоятельно есть смысл, если хотите повесить рекламу на своем кафе, магазине или на соседском. В таком случае придется потратить много времени на изучение местного или регионального законодательства и согласование эскиза рекламной конструкции с администрацией, но зато потом не придется каждый раз платить посредникам.

Если же цель — установить рекламу не около входа в заведение, а в другом месте города, лучше идти к профессиональному оператору — так выйдет проще и дешевле. На примере покажем, почему самим устанавливать условный билборд нецелесообразно.

Предприниматель Иван прошел все этапы согласования и поставил свой билборд в городе. Он потратил много денег на помощь юристов и изготовление конструкции. Однако реклама в этом месте не принесла желаемого результата — маркетинговая гипотеза не подтвердилась. Теперь нужно размещать рекламу в другом месте в городе, то есть Иван зря поставил билборд.

Было бы проще заказать рекламу у оператора на пару месяцев и протестировать гипотезу. Тогда, если бы реклама не сработала, Иван потерял бы в разы меньше денег и времени.

Далее информация для тех, кто готов сам получить все документы без помощи посредников.

Порядок согласования и получения разрешения на наружную рекламу может отличаться в каждом городе. Закон «О рекламе» дает общий сценарий размещения. А каждый город уже детально разрабатывает инструкцию с учетом специфики местной архитектуры, погодных условий, количества потенциальных рекламодателей.

Посмотрим основные шаги получения разрешения, которые нужно пройти в любом городе:

  • подписать договор о размещении с владельцем места;
  • найти требования к рекламным конструкциям в вашем городе;
  • подготовить проектную документацию рекламной конструкции;
  • подготовить эскиз рекламной конструкции;
  • уплатить госпошлину;
  • подать заявление;
  • получить разрешение или отказ;
  • изготовить рекламную конструкцию и установить.

Шаг 1. Подписать договор о размещении с владельцем места. На словах договориться нельзя, нужно зафиксировать согласие в договоре. Как именно это сделать, зависит от типа здания:

— объект культурного наследия — это исторические здания, памятники. На таких объектах нельзя размещать рекламу;

— собственная недвижимость — если владелец здания вы, подписывать договор не нужно;

— коммерческая недвижимость — подпишите договор аренды рекламного места с владельцем здания. Если собственников несколько, нужно подписать договор с каждым;

— многоквартирный дом — получите согласия ⅔ собственников квартир. Для этого нужно провести общее собрание дома и обсудить условия размещения рекламы. Если получили ⅔ голосов, подпишите договор аренды рекламного места с председателем дома;

— государственная или муниципальная недвижимость — это библиотеки, школы, университеты, административные здания. Чтобы получить право разместить рекламу, нужно выиграть торги — их проводят в формате аукциона или конкурса. Узнать о ближайших торгах и требованиях к участникам можно на сайте города.

«Часто, когда торги проходят в формате аукциона, стоимость аренды места под рекламу может вырасти в несколько раз. Надо иметь в виду: все может пойти не по плану с муниципальной недвижимостью».

Егор Крылов

Егор Крылов

Директор по маркетингу компании «Дизайнмастер»

На сайте Новосибирска опубликовали дату аукциона на установку рекламных конструкций

Шаг 2. Найдите требования к рекламным конструкциям в вашем городе. Каждый город конкретизирует их, например уточняет допустимый размер. Изучите требования к наружной рекламе, чтобы потом не пришлось переделывать макет. Найти их можно через поиск, на сайте местной администрации или через Госуслуги — про этот способ подробнее расскажем дальше.

В Новосибирске требования утвердили Решением городского совета от 25.10.2006 № 372

Шаг 3. Подготовьте проектную документацию рекламной конструкции. Условно это технический макет рекламной вывески — нужно показать ее размеры, на каком месте она будет, на какой высоте, из каких материалов выполнена. Разработкой такой документации занимаются специализированные проектные организации.

Закон «О рекламе» не регламентирует техническую спецификацию наружки. Но подготовить проектную документацию нужно обязательно, иначе заявка на рекламу не пройдет согласование.

Шаг 4. Подготовьте эскиз рекламной конструкции. В некоторых документах встречается термин «макет». В эскизе надо показать, как будет выглядеть рекламная конструкция.

Важно: администрация не проверяет сам рекламный креатив. Предполагается, что бизнес сам знает правила рекламы и не нарушает их — например, не использует нецензурную речь для привлечения внимания. А вот если нарушит правила и проверяющие ведомства заметят это, тогда уже накажут.

Пример эскиза рекламной конструкции

Шаг 5. Уплатите госпошлину. За то, что город выдаст разрешение на размещение наружной рекламы, нужно уплатить госпошлину — 5000 ₽. Квитанцию об уплате прикладывают к заявлению на получение разрешения.

Шаг 6. Подайте заявление. Найти список нужных документов для подачи заявления и собственно подать заявление проще всего на Госуслугах. Однако не во всех городах можно получить такую услугу через сервис. Например, в Москве ее оказывают через портал mos.ru.

Каждый город может запрашивать разные документы. Например, в Новосибирске нужно приложить:

  • заявление — шаблон можно найти в локальном акте о наружной рекламе или на Госуслугах;
  • паспорт;
  • договор об аренде рекламного места;
  • техническую документацию и проект;
  • кадастровый номер объекта, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Найти список документов для заявления проще всего на Госуслугах. Для этого надо в поисковике ввести запрос «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулированию таких разрешений» и открыть страницу Госуслуг. Далее найти раздел «Документы, необходимые для получения услуги»

Если ваш город не выдает разрешение через Госуслуги или местный сервис, искать список документов и способ подачи заявления нужно в местных или региональных нормативных актах — в какое ведомство и каким способом направить заявление. Если не получается разобраться самим, можно позвонить или написать в администрацию города.

Шаг 7. Получите разрешение. Власти города рассмотрят заявление и либо выдадут разрешение, либо откажут. Если откажут, можно исправить ошибки в заявлении и попытаться еще раз. Но вот госпошлину 5000 ₽ придется платить снова.

Срок рассмотрения зависит от города — в среднем до 2 месяцев.

Шаг 8. Закажите рекламную вывеску или конструкцию и установите ее. Найти исполнителя можно в интернете по запросу «изготовить наружную рекламу» — скорее всего, в вашем городе есть нужные компании.

Задача бизнеса на последнем этапе — проверить, что наружная реклама совпадает с заявленным проектом и эскизом. Если городские власти заметят, что готовая реклама отличается от того, что указано в плане, могут заставить переделывать, а это дополнительные расходы.

Как разместить наружную рекламу без согласований и разрешения

Не надо согласовывать наружную рекламу, которую легко убрать. Например, штендеры, вывески, щиты, если их можно занести в помещение.

Кофейня на день ставит штендер с акциями дня, а на ночь заносит внутрь. Такую рекламу согласовывать не надо.

Однако и в таком случае есть ограничения — например, нельзя размещать рекламу на знаках дорожного движения. Могут быть и другие ограничения на местном уровне. Так, в Новосибирске реклама не должна перекрывать другую рекламу или размещаться на деревьях и кустарниках.

Советуем уточнить в городской администрации, можно ли поставить переносную рекламную конструкцию около входа.

Собрали с юристом ответы на частые вопросы про нестандартные способы рекламы в городе.

Можно ли нарисовать рекламу на своем гараже?

Можно, но и в этом случае надо согласовать рекламу и получить разрешение у городских властей. Гараж — это связанная с землей конструкция, поэтому статья 19 закона «О рекламе» распространяется и на этот способ рекламы.

Можно ли нарисовать рекламу на асфальте?

Статья 19 закона «О рекламе» напрямую не регулирует рекламу на асфальте. Однако это могут делать местные власти городов в отдельных нормативных актах. Например, власти Москвы за надписи краской на тротуарах штрафуют по ч. 4 ст. 8.13 регионального КоАП  — ИП от 5000 до 7000 ₽, компании — от 7500 до 15 000 ₽. А вот за надпись на асфальте мелком в Москве не накажут. Уточняйте правила ваших регионов, если хотите привлечь клиентов рекламой на асфальте.

Что будет за установку наружной рекламы без разрешения

Размещение наружной рекламы контролируют антимонопольная служба и местная администрация. Если они обнаружат нарушения, могут оштрафовать или обязать убрать рекламу.

Штраф за наружную рекламу без разрешения. Размер штрафа зависит от типа бизнеса:

  • для ИП — от 3000 до 5000 ₽;
  • для малых предприятий — от 250 000 до 500 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — от 500 000 до 1 000 000 ₽.

Штраф за нарушения в тексте или изображениях в рекламе. ФАС следит, чтобы реклама соответствовала закону «О рекламе». Например, нельзя делать рекламу на английском языке или рекламировать табак. Размер штрафа зависит от типа бизнеса:

  • для ИП — до 20 000 ₽;
  • для малых предприятий — до 250 000 ₽;
  • для средних и крупных компаний — до 500 000 ₽.

Демонтаж рекламы. Помимо штрафа, могут заставить убрать рекламу за свой счет. На это дается месяц. Если не согласны с требованием и уверены, что закон не нарушили, можно попробовать оспорить санкцию в суде.

Если собственник не согласен сам убирать рекламную конструкцию и пытается оспорить решение через суд, власти города могут сами демонтировать конструкцию, а собственнику выставить счет за работы. Иногда за демонтаж нужно возместить сотни тысяч рублей — чем больше конструкция, тем дороже.

Кто отвечает за нарушения, если размещали рекламу через посредника

Случается, бизнес размещает рекламу через посредника, а потом получает штраф от ФАС за нарушение закона «О рекламе». По справедливости бизнес не виноват, ведь он только поставил задачу посреднику, а тот уже сам разместил рекламу. Но по закону бывает по-разному — разрешение такой ситуации зависит от вида нарушения.

Если посредник разместил рекламу, но у него не было разрешения на размещение рекламы, отвечать будет он. Такое решение принял Верховный суд. Он мотивировал это так: часть 7 статьи 38 закона «О рекламе» устанавливает, что ответственность за отсутствие разрешения несет рекламораспространитель, то есть владелец рекламной конструкции — оператор.

Если в тексте объявления были нарушения по закону «О рекламе», отвечать будут все, кто участвовал в создании рекламы: заказчик, рекламное агентство, оператор.

В договоре с посредником возможно прописать условие — если ФАС оштрафует, агентство или оператор возместит деньги. Тогда клиент все равно заплатит штраф в ФАС, но потом сможет получить деньги с посредника — добровольно или через суд.

Главное

  1. Наружная реклама — это вся реклама в городе: на цифровом экране, на билборде, установка на крыше, вывеска на стене здания, световая проекция.
  2. Бизнес может заказать наружную рекламу через рекламное агентство, оператора наружной рекламы или цифровой сервис.
  3. Бизнес может сам стать оператором наружной рекламы и разместить рекламу без помощи посредников, но для этого надо пройти сложную процедуру — согласовать место в городе и получить разрешение на установку рекламной конструкции в администрации.
  4. Если разместить наружную рекламу без разрешения, ИП грозит штраф до 5000 ₽, а компаниям — до 1 млн рублей.
  5. Если реклама будет нарушать закон «О рекламе», ИП грозит штраф до 20 000 ₽, средним и крупным компаниям — до 500 000 ₽.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности


Больше по теме