В России есть все предпосылки для развития бизнеса на глэмпинге: увеличение потока внутреннего туризма, государственные субсидии и живописные территории, где люди готовы проводить выходные.
В статье расскажем, как понять, стоит ли открывать глэмпинг, как выбрать участок, дом и обустроить территорию.
Как открыть глэмпинг: пошаговый план
Нужно пройти около десяти этапов, чтобы открыть бизнес на глэмпинге. Схематично этот процесс можно представить так.
В статье подробно разберем каждый шаг.
Шаг 1. Выбрать регион, где будете вести бизнес
Первым делом нужно определиться, в каком месте хотите открыть глэмпинг. От выбора региона зависит возможная налоговая ставка, число броней и прибыль бизнеса. Обычно предприниматели и владельцы компаний открывают глэмпинги в регионах, где проживают сами, но иногда для подобного бизнеса могут искать более подходящую территорию: например, край, в котором теплый сезон занимает большую часть года.
При выборе места опирайтесь на три параметра:
- сезонность;
- комфортное расстояние;
- спрос в регионе.
Разберем каждый пункт.
Сезонность. Спрос на глэмпинг меняется в течение года. Осенью и зимой домики бронируют меньше, чем летом — это и называется сезонностью. Но можно выбрать регион, где сезоны сменяются. Например, в Краснодаре сезон круглогодичный, а в центральной России осенью и зимой будет меньше броней, а значит и прибыли.
Кроме этого, нужно понимать, насколько активно развивается туризм в регионе. Есть отдельный рейтинг привлекательности регионов, который рассчитывали из объема турпотока, количества и содержания отзывов туристов о путешествиях в России в медиа и в отзывах.
«Есть направления, которые активно развиваются, например Дагестан. Многие считают, что он полностью занят, но на самом деле он только-только набирает популярность.
Кроме Дагестана, только набирают популярность Карелия, Крым, Краснодарский край, Калининград и Алтай. Плюс — не удивляйтесь — Свердловская область: из-за природы, инфраструктуры и хорошей транспортной доступности. И, конечно, Московская и Ленинградская области будут активно развиваться в сфере глэмпингов в ближайшие пять лет».
Юлия Толстихина
Земельный юрист, основатель юридического центра «10 Соток»
Комфортное расстояние для владельца бизнеса. Первое время владельцу нужно находиться на объекте, чтобы наладить работу команды, следить за стройкой и выстраивать процессы в бизнесе. Делать это дистанционно может быть сложно, поэтому лучше выбирать место, до которого сможете быстро добраться или где сумеете удобно арендовать жилье.
Спрос в регионе. Перед составлением бизнес-плана и началом стройки стоит проанализировать, есть ли аудитория в регионе, где планируете открываться.
Чтобы проверить уровень спроса, можно разместить свое предложение, как будто у вас уже есть глэмпинг. Скажем, опубликовать объявление на Авито и рассказать, что сдаете домик. Объявление нужно оформить: скачать картинку глэмпинга из фотобанков, сделать описание и установить цену. Ориентировочную стоимость можно посмотреть у конкурентов. Если люди будут писать с просьбой забронировать место, значит, вы сможете найти клиентов.
«Раньше мы тестировали этот способ через Авито: создавали объявление с картинками из интернета, писали, что строим такие дома, и начинали принимать отклики. Так мы понимали, насколько объект будет востребован. То же самое можно сделать с отдельным лендингом. Да, вы потратите на рекламу деньги, но сильно меньше, чем если потом прогорите с глэмпингом».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
Шаг 2. Составить бизнес-план
Когда определитесь с регионом, приступайте к бизнес-плану. Это документ, в котором прописывают, каким будет проект: его концепцию, способы продвижения, нужные ресурсы для работы бизнеса. Как составить бизнес-план, мы подробно рассказали в другой статье. В этом разделе разберем шаги, которые помогут убедиться, что глэмпинг окупится. Для этого нужно:
- составить смету;
- оценить возможную выручку и прибыль потенциального бизнеса;
- просчитать сроки окупаемости.
Составить смету. Чтобы оценить расходы, нужна смета. Это может быть общая таблица, в которую включены все будущие затраты. В смету нужно включить:
- стоимость участка;
- цену строительства;
- затраты на благоустройство территории;
- зарплаты персонала;
- рекламный бюджет.
Несмотря на то что глэмпинги можно устроить и в формате палаток на природе, большинство людей предпочитает комфортный отдых с горячим душем и туалетом в доме. Поэтому в строительство придется вложиться. В среднем покупка участка и строительство глэмпинга обходятся в сумму от 10 млн рублей, но окончательная стоимость зависит от локации объекта.
«Просто открыть объект стоит от 10 млн рублей. Все, что дешевле, на фоне конкурентов будет выглядеть совсем слабо, потому что в России глэмпинг активно развивается. Если заложить на строительство меньше, придется экономить на облицовке, обустройстве внутри и около дома. Люди едут в глэмпинги, потому что это молодежный красивый формат для соцсетей, им важно приехать в эстетичное место с хорошим ремонтом, чтобы сделать красивые фотографии и приятно провести время».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
Оценить возможную выручку и прибыль. Рассчитайте средний чек на проживание в глэмпинге и оцените пессимистичный, реалистичный и оптимистичный план продаж в день. Реалистичный — это средняя загрузка конкурентов в день, а отклонение на 15% в обе стороны — оптимистичный и пессимистичный сценарии.
Чтобы оценить примерный порядок цен и число броней, проанализируйте глэмпинги конкурентов. Попробуйте забронировать домики на разные даты, проверьте заполняемость и прикиньте, сколько денег зарабатывает бизнес. Рассмотрим этот алгоритм на конкретном примере.
Мы зашли на сайт глэмпинга и открыли карту бронирования. Оказалось, что на июль заняты почти все даты, то есть спрос есть. В будни домик стоит 8000 ₽, а в выходной — 9000 ₽. Средний чек — около 8500 ₽. Если предприниматель захочет построить примерно такие модули в Ленинградской области, он может ориентироваться на этот показатель.
Просчитать сроки окупаемости. Когда все варианты выручки подсчитаны, вычтите расходы на рекламу, зарплаты, налоги и другие операционные расходы — это прибыль за месяц. После этого вам останется рассчитать, сколько месяцев у вас уйдет, чтобы отбить вложения в глэмпинг при пессимистичном, реалистичном и оптимистичном плане продаж. Так вы поймете, как много броней у вас должно быть, чтобы бизнес окупился. Как провести подобный расчет, рассказали в другой статье.
Шаг 3. Зарегистрировать бизнес
Чтобы вести бизнес, нужно его зарегистрировать. Для этого предстоит:
- выбрать форму бизнеса;
- выбрать коды ОКВЭД;
- выбрать систему налогообложения;
- открыть расчетный счет;
- подключить онлайн-кассу;
- подключить интернет-эквайринг.
Выбрать форму бизнеса. Для будущего владельца глэмпинга на выбор есть две формы: ИП и ООО. В таблице собрали, чем они различаются.
Если не планируете вести бизнес с партнером, запускать дело для последующей продажи или привлекать инвесторов под долю, на старте достаточно зарегистрировать ИП: там проще отчетность. Зарегистрироваться можно лично в налоговой, МФЦ или онлайн — через портал налоговой службы или банк.
Выбрать систему налогообложения. От режима зависит, какие налоги с доходов будет уплачивать бизнес и сколько отчетности сдавать. Подробно выбор системы налогообложения мы разобрали в другой статье.
У ИП и компаний, которые запускают глэмпинг, на выбор есть несколько налоговых режимов: ОСН, УСН, АУСН. Кроме этого, ИП также может работать на патенте. Собрали материалы, где разбираем особенность каждого режима. Они помогут выбрать подходящую систему налогообложения под ваш бизнес:
Выбрать коды ОКВЭД. Это коды, по которым налоговая, контрагенты, банки и Росстат понимают, какую деятельность ведет бизнес. В заявлении на регистрацию бизнеса нужно указать минимум один код. Найти подходящие можно в бесплатном справочнике. Варианты основного кода для глэмпинга:
- 55.10 — деятельность гостиниц;
- 55.20 — деятельность прочих мест для временного проживания;
- 55.30 — деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах.
Открыть расчетный счет. Он нужен, чтобы владелец бизнеса мог принимать и переводить безналичные платежи. Например, оплачивать услуги строителей и поставщиков, аренду оборудования. Работать без счета не получится. Его открывают в банке, где понравятся условия. Как выбрать подходящий, рассказали в отдельной статье.
Подключить онлайн-кассу. Это устройство, которое хранит информацию обо всех платежах и передает сведения о них в налоговую. С помощью онлайн-кассы владелец бизнеса или его работник выдает покупателю чек. Форма оплаты не важна: наличные, карта, перевод по реквизитам или через СБП.
Онлайн-кассу можно арендовать в банке. Заодно там помогут настроить ее.
Подключить эквайринг. Это услуга банка или платежного агрегатора. Как правило, глэмпинг бронируют и оплачивают онлайн, поэтому может пригодиться интернет-эквайринг. С помощью него бизнес может получать оплату от клиентов онлайн: картой или через СБП.
Подключить услугу можно в банке, в котором понравятся условия.
Если вы планируете принимать оплату картой на месте, нужен торговый эквайринг — терминал для приема безналичной оплаты. Он списывает деньги и автоматически отправляет их на расчетный счет компании или ИП.
Шаг 4. Выбрать место под глэмпинг
Место, где будете строить глэмпинг, стоит выбирать по четырем критериям:
- близость к точкам подключения коммуникаций;
- комфортная удаленность от крупного населенного пункта;
- хорошие дороги;
- живописные виды.
Близость к точкам подключения коммуникаций. Любому глэмпингу нужен свет и вода, поэтому важно проверить, насколько далеко находятся ближайшие точки подключения водоснабжения и электричества. Например, если ближайший электростолб располагается в 50 километрах, это может сильно увеличить смету. Желательно иметь точку подключения в радиусе пары километров — так сможете сэкономить.
«Проанализировать точки подключения — это самое важное при выборе локации. Если трансформаторная подстанция или точка включения в 20—50 километрах, то протягивать свет будет дорого. Были случаи, когда только свет выходил на 20—30 млн рублей, а зачем выбирать участок с дополнительными издержками, когда можно сразу выбрать подходящий».
Юлия Толстихина
Земельный юрист, основатель юридического центра «10 Соток»
Некоторые предприниматели и компании пытаются решить вопрос со светом с помощью электрогенераторов. Например, это популярно на Алтае. Но эксперты не советуют генераторы: придется переплачивать за электричество и скрывать шум генераторов, иначе он может мешать гостям.
«На мой взгляд, генераторы сильно усложняют работу. Хороший генератор стоит дорого, а еще он должен работать круглосуточно притом, что создает шум. При всех минусах еще и электричество у вас будет очень дорогим. Для меня, как для собственника бизнеса, это много ограничений и проблем».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
То же самое с водой: идеально, если на участке можно подключиться к водопроводу. В зависимости от региона, глубины траншеи и других условий на это может уйти до 500 000 ₽. Чтобы провести воду, нужно сначала получить разрешение на подключение у водоснабжающего предприятия, а потом нанять подрядчика, который проведет воду на территорию. Но для этого надо найти место, где подключение к водопроводу возможно.
Удаленность от крупного населенного пункта. В зависимости от региона комфортная удаленность глэмпинга от города может различаться. Например, жители крупных городов привыкли тратить на дорогу несколько часов в день, поэтому для них удаленность глэмпинга не будет препятствием. Но все равно не советуем выбирать участок дальше чем в двух часах от города. На дорогу тоже тратятся силы, поэтому слишком удаленный глэмпинг будет менее привлекательным.
«Я считаю, что дальше, чем в 100 километрах от города, глэмпинг не должен располагаться. То есть это должно быть 1,5—2 часа дороги, потому что путь туда и обратно займет уже 4 часа.
Рекомендую еще смотреть на загрузку трассы, потому что никто не любит стоять в пробках, особенно в жару».
Юлия Толстихина
Земельный юрист, основатель юридического центра «10 Соток»
Хорошие дороги. Здорово, если до глэмпинга ходит общественный транспорт, но такое бывает редко. Поэтому важно, чтобы до него была хорошая дорога в любое время года. Летом не должно быть кочек, а зимой — сугробов.
«Для нас дороги — это самое важное. Если к участку нет дороги или она плохая, ее размывает по весне, то это большая проблема. Потому что сделать километр дороги из щебенки, даже не из асфальта, может стоить миллион рублей».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
Живописный вид. В глэмпинг приезжают, чтобы отдохнуть от городской суеты, поэтому так важно, чтобы вокруг была природа. Глэмпинг в поле — это не самая популярная идея. Гораздо больше спроса на домики в лесу, у озера или даже у моря — все зависит от региона.
Шаг 5. Правильно выбрать земельный участок
Перед тем как купить или арендовать выбранную землю, нужно проверить документы, иначе после первой же инспекции участок отнимут, если окажется, что у него неправильное назначение, то есть вид пользования землей. Для глэмпинга подойдут земли под рекреацию. Вот их коды в земельной документации:
- код 2.4 — передвижное жилье;
- код 5.2 — природно-познавательный туризм;
- код 5.2.1 — туристическое обслуживание;
- код 9.2 — курортная деятельность.
Еще вариант — земля для сельскохозяйственного использования, но ее нужно будет перевести в рекреационную.
«Обязательно проверьте земельный участок. Сейчас бывает, что органы государственной власти изымают земельные участки под незаконными глэмпингами. И в 2024—2025 годах за это направление возьмутся еще серьезнее.
Если вы сами разбираетесь в теме земли, запросите в ЕГРН расширенную выписку и проанализируйте правила землепользования и застройки на те виды деятельности, которые возможны в этой территориальной зоне. Но я советую обратиться к земельному юристу, который сможет учесть еще больше деталей».
Юлия Толстихина
Земельный юрист, основатель юридического центра «10 Соток»
Еще один подводный камень — земли лесного фонда. Эти участки можно только арендовать. При этом на них нельзя строить капитальные объекты, а расторгнуть с вами договор аренды смогут за малейшее нарушение порядка использования земельного участка. Если вы хотите лесную территорию, возьмите участок у кромки леса — обычно так и поступают владельцы глэмпингов.
Шаг 6. Выбрать формат домов
Внешний вид и материалы дома или модуля зависят от концепции глэмпинга, природы вокруг и сезонности. Например, палатки в круглогодичном подмосковном глэмпинге — неудачная идея. Зимой его сложнее отапливать — придется тратить больше денег, чтобы обогреть домик.
Есть четыре популярных типа модулей:
- каркасно-тентовая конструкция: например, сафари-тент, бел-тент, типи, купольная каркасно-тентовая конструкция;
- кабина: мобильные модели, А-фрейм;
- модули на основе средств передвижения: домик пастуха, автофургон;
- модули, созданные на основе природных ресурсов и ландшафтов: домик на дереве, иглу.
Главное правило при строительстве домика — не экономить на материалах и подрядчиках. Если потом начнутся проблемы с домиками, вы можете потерять клиентов или заработать плохую репутацию.
«Если вначале сэкономить, то зимой за это можно поплатиться. Например, если сэкономить на утеплении, гостям будет холодно, а еще могут лопаться трубы. Придется отменять брони, возвращать деньги и делать ремонт. А еще можно просто выбрать недобросовестных подрядчиков для стройки. Тогда придется переделывать все, и это приведет к огромным потерям».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
Найти подрядчика. Собрали несколько правил, которые помогут выбрать надежных подрядчиков:
- Убедитесь, что цена рыночная. Предпринимателям или компаниям часто хочется сэкономить, но слишком низкая цена — красный флаг. Это значит, что подрядчик использует дешевые материалы или нанимает низкоквалифицированных рабочих.
- Проверьте отзывы. Не стесняйтесь писать владельцам объектов, которые сдавал подрядчик. Если во время работы были какие-то проблемы, вам о них скажут. Можете попросить у подрядчика контакты прошлых клиентов и даже съездить на объект, чтобы проверить качество работы.
- Ищите строительную бригаду на разных площадках. Подойдет Авито, Яндекс Услуги или профильные выставки. Такие мероприятия требуют определенного опыта и компетенций от участников, поэтому там есть отбор компаний. Если ближайших выставок нет или их не проводят в вашем регионе, рекомендации можно попросить в профильных сообществах. Например, большая база поставщиков есть на сайте Ассоциации глэмпингов.
Даже когда вы выбрали подрядчика, советуем найти еще пару. Если что-то пойдет не так, лучше, если у вас будут запасные контрагенты, которые быстро подхватят работу.
Шаг 7. Обустроить домики и участок
Во время постройки домика нужно готовить его к заселению отдыхающих. Для этого:
- проведите коммуникации в доме;
- обустройте участок;
- продумайте безопасность;
- сделайте ремонт внутри.
Провести коммуникации. Об этом стоит подумать еще до начала стройки. Когда все разрешения на подключение получены, нужно выбрать, как будут устроены коммуникации:
- электричество в доме: оно может быть стационарным, идти от генератора или от альтернативных источников вроде солнечных батарей;
- вода в доме: водоснабжение может быть центральным, из скважины, а еще вы можете очищать воду из местных водоемов или привозить ее;
- устройство канализации: центральная канализация или автономная система, например биотуалеты;
- отопление: оно может быть газовым, печным, с помощью инфракрасных обогревателей или тепловых пушек.
Сделать это нужно на этапе проектирования территории глэмпинга.
Обустройство участка. На участке нужно уделить особое внимание общим зонам. Если позволяет территория и бюджет, можно создать:
- спортивную зону;
- кинотеатр;
- бассейн;
- банные комплексы;
- прокат велосипедов.
Если бюджет ограниченный, достаточно сделать мангальную зону и поставить беседки, чтобы гости могли отдыхать на улице.
«При создании визуального оформления глэмпинга нужно придерживаться нескольких правил. Например, объекты не должны противоречить окружающей природе, а дополнять ее или подчеркивать природные формы. А если рядом есть объекты культурного наследия, стоит учитывать их архитектурные особенности в дизайне фасадов и элементов благоустройства».
Александра Ной
Генеральный директор ООО «СЗ „ГОА“», специализированный застройщик АО «Турбаза „Волна“»
Все зависит от ваших возможностей и фантазии. Но точно нужно продумать четыре вещи: озеленение, освещение, дорожки и навигацию. Они обеспечат базовый комфорт посетителям.
Обычно во время работ строители вытаптывают участок, и он смотрится уже не так красиво. Сажать газон дорого, а выращивать — долго. Советуем сразу проложить дорожки в местах, где планируете расположить их. Тогда рабочие будут носить материалы по ним, и территория будет выглядеть хорошо.
Позаботиться о безопасности. Чтобы обезопасить и гостей, и себя, следует:
- получить заключение противопожарной службы, для этого обратитесь в местный ГУ МЧС. Оно подтверждает, что помещение соответствует противопожарным требованиям;
- обеспечить охрану территории. Охранников можно найти в специальных сервисах вроде Авито и Profi.ru;
- установить систему видеонаблюдения самостоятельно или нанять подрядчиков, которые ее установят и настроят;
- продумать систему контроля доступа на территорию: установите заборы, поставьте шлагбаумы.
Сделать ремонт внутри. Как только все подготовлено, нужно задуматься о стиле модулей. Самые популярные стили сейчас: бохо, сканди, рустик, шале и кантри.
Домик нужно обставить мебелью и интерьерными предметами, чтобы отдыхающие чувствовали себя комфортно. Нужно купить:
- кровать;
- обеденный стол;
- кухонный гарнитур;
- технику на кухню: холодильник, чайник, микроволновку;
- посуду;
- полотенца;
- постельное белье;
- роутер.
Внутри нужно обустроить основные и дополнительные спальные места в зависимости от того, на сколько человек рассчитан домик.
«При выборе мебели предпочтите более износоустойчивые материалы. Например, дерево прослужит дольше, чем ДСП. Еще делайте поправку на природные условия, в которых находится объект: сырость, низкие температуры или, наоборот, активное солнце и возможность выгорания. Еще один лайфхак: используйте мебель с антивандальным покрытием».
Александра Ной
Генеральный директор ООО «СЗ „ГОА“», специализированный застройщик АО «Турбаза „Волна“»
Сэкономить можно на декоре и постепенно докупать в дом картины, вазы, текстиль и другие предметы уюта.
Шаг 8. Подготовить домик к сдаче
Чтобы подготовить глэмпинг к приезду первых посетителей, нужно:
- Составить шаблон договора с клиентами.
- Составить правила пребывания в глэмпинге.
Составить шаблон договора с клиентами. Заранее подготовьте договор, который будут подписывать жильцы. Он нужен, чтобы решать спорные вопросы вроде компенсации за сломанную мебель и обозначить правила жизни в глэмпинге.
В нем нужно прописать обязанности сторон, стоимость услуг и порядок оплаты. Советуем не использовать шаблонные договоры, а составить с юристом такой документ, который будет учитывать особенности вашего глэмпинга.
Составить правила пребывания в глэмпинге. Несмотря на договор, пропишите главные правила поведения в глэмпинге, распечатайте и повесьте на видное место, например на холодильник в каждый домик. Вряд ли жильцы будут внимательно читать даже небольшой договор, а оповестить о запрете курения или алкоголя нужно.
Шаг 9. Собрать команду
Вот из кого должна состоять команда глэмпинга на старте:
- администратор;
- управляющий;
- уборщица;
- сторож.
Маркетолог и smm-специалист тоже нужны, если вам позволяет бюджет. Они помогут продвигать бизнес.
Поначалу вы можете взять на себя часть обязанностей разных сотрудников, особенно если в регионе проблемы с персоналом. Глэмпингу в этом смысле сложнее: он находится в отдалении от крупных городов, где откликается больше людей. Обычно предприниматели или компании нанимают работников из соседних деревень, чтобы не развозить персонал.
«Мы стараемся нанимать персонал из ближайших населенных пунктов. Понятно, что можно привозить кого-то из города, но там выше зарплаты и нужно будет решать вопрос с развозкой людей до объекта и обратно. А когда мы нанимаем людей из деревень, мы даем им работу рядом с домом.
Например, местная уборщица у нас получает за уборку номера 600 ₽. То есть она три модуля убрала с 12 до 15 часов и получила 1800 ₽. Для нее это хорошая зарплата».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
Когда в глэмпинге заняты люди из соседних деревень, сразу решается вопрос с питанием. Чаще всего персонал привозит еду с собой, но владелец бизнеса может взять на себя обед для сотрудников за счет ресторана на территории или договорившись с местными кафе.
Обычно местные жители сами интересуются глэмпингами и приезжают работать. Но чтобы ускорить поиск, можно опубликовать вакансию в местных группах в соцсетях.
«Как правило, сотрудники подтягиваются сами: людям интересно, что мы делаем недалеко от них. Так или иначе знакомишься с кем-то из местных и задаешь вопрос о работе. А там включается сарафанное радио, это удобнее всего».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
С сотрудниками нужно заключить трудовой договор или договор ГПХ. В чем разница и как их составить, рассказали в отдельной статье.
Шаг 10. Начать продвижение глэмпинга
Чтобы маркетинг сработал, нужно изучить свою аудиторию и ее потребности. Например, если в глэмпинг будут приезжать семьи с детьми, нужно предусмотреть детские развлечения в общих зонах. Как только вы изучите аудиторию, протестируйте два главных способа продвижения:
- площадки для бронирования;
- контекстная реклама.
Площадки для бронирования. В сфере туризма главный инструмент продвижения — это площадки для бронирования. Самые популярные — Авито, Островок и Отелло. Они продают объект за вас и берут комиссию — около 15%. Но сейчас только этого инструмента недостаточно.
«Когда мы только начинали, в России работал Booking, и первых клиентов мы получили там. Мы были в шоке, когда сразу после размещения объявления с фотографиями рендеров номеров к нам поступило 10 заявок на бронирование.
Но сейчас площадки для бронирования — это только часть пути продвижения. Глэмпингам нужно обязательно вести соцсети и запускать рекламу».
Вячеслав Зенин
Генеральный директор сети глэмпингов
Контекстная реклама. Таргетированная реклама продает не так хорошо, как контекстная, то есть реклама на основе поисковых запросов пользователей. Поэтому советуем создать лендинг с возможностью прямого бронирования дома.
Помимо этого есть и другие способы продвижения, которые работают вдолгую. Например, ведение соцсетей или запуск рассылок. О том, как еще продвигать бизнес, мы рассказали в отдельной статье.
Главное
- Перед тем как открыть глэмпинг, нужно определиться с регионом и просчитать расходы и срок окупаемости. Это позволит избежать вложений в неприбыльный бизнес.
- Есть ряд критериев для выбора подходящего места под глэмпинг: близость к точкам подключения коммуникаций, комфортная удаленность от крупного населенного пункта, хорошие дороги и живописные виды.
- Перед покупкой земли проверьте, что ее назначение — рекреация. Если вы купили землю сельскохозяйственного назначения, нужно перевести ее в землю рекреационного назначения.
- Формат домов выбирайте исходя из природного ландшафта и сезонности. Также стоит посмотреть, какие форматы строят лучшие подрядчики в вашем регионе.
- Перед открытием нужно обустроить домик мебелью, посудой и текстилем. А еще оборудовать общие зоны глэмпинга развлечениями.
- Команду для глэмпинга стоит собирать из жителей соседних деревень. Обычно они сами приезжают познакомиться, поэтому можно предложить им работу.
- Лучше всего для продвижения глэмпинга работают площадки для бронирования и контекстная реклама.
относительно новый формат бизнеса, но тем не менее уже продают готовые рабочие варианты, видела в объявлениях на сайте https://business-asset.com/