Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Факторы спроса


Обстоятельства, которые влияют на востребованность продукта на рынке


Анастасия Филиппова открыла шаурмичную в спальном районе Рязани, но киоск не пользовался успехом: клиенты заходили за шаурмой только в первые две недели, а потом перестали. Анастасия не понимала, в чем дело: шаурма была вкусной, но покупатели не возвращались. Разобраться помогли гости: шаурма была слишком дорогой — 139 ₽, когда в округе можно купить за 130 ₽.

Цена продукта влияет на спрос сильнее всего. Об этом говорит и закон спроса: чем выше цена — тем меньше спрос, и наоборот. Но кроме цены есть и другие факторы, которые нужно учитывать бизнесу. Разберем их в статье.

Что такое факторы спроса

Факторы спроса — это обстоятельства или условия, которые влияют на желание клиента купить товар, работу или услугу.

Успешное сочетание разных факторов спроса приводит к тому, что востребованность продукта на рынке растет.

Какими бывают факторы спроса

Есть два основных вида факторов спроса: ценовые и неценовые.

Ценовые — когда объем продаж товара, работы или услуги прямо зависит от цены на них, их аналоги и комплектующие:

  1. Цена товара, работы или услуги. Это самый важный из ценовых факторов. Рост цены обычно провоцирует снижение спроса. Исключение — продукты, от которых потребитель не может отказаться даже при возросшей цене, например жизненно важные лекарства.
  2. Цена аналогов. Чем дороже товар, работа или услуга у конкурентов, тем больше клиентов вы получите.
  3. Цена комплектующих. Если резко вырастет цена картриджей для принтера, снизится спрос на сами принтеры.

Неценовые — это факторы, прямо не привязанные к стоимости товара, работы или услуги. К ним относят, например, вкусы и доходы потребителей, эффективность рекламы, сезонность, моду:

  1. Вкусы потребителей. Предпочтения зависят от группы потребителей. Одним нужны базовые одноцветные футболки, а другим — футболки с принтами. Если ваш магазин торгует базовой одеждой, вы можете рассчитывать на спрос со стороны первой группы, а вот представители второй вряд ли будут к вам заглядывать.
  2. Доход потребителей. Потребители с высоким уровнем дохода больше склонны покупать дорогие товары, работы и услуги.
  3. Эффективность рекламы. Хорошо продуманная рекламная кампания может сделать продукт более привлекательным для потребителей и увеличить спрос на него.
  4. Сезонность. Летом спрос на купальники выше, чем зимой.
  5. Мода. Продукт, который подходит под актуальные тренды, более востребован.

Предположим, что компания производит дорогие часы. Важными ценовыми факторами спроса будут их цена, а также цена аналогичных часов от других брендов. Неценовые факторы — брендовая репутация, качество материалов, дизайн и статус, который эти часы придают владельцу.

Зачем учитывать факторы спроса

Анализ факторов спроса помогает бизнесу:

  1. Сформировать цены. Например, в праздники спрос на цветы может превысить предложение, и цветочные магазины повышают цены.
  2. Оптимизировать ассортимент товаров, работ или услуг. Если спрос на органические продукты растет, продуктовый магазин может расширить их ассортимент.
  3. Улучшить маркетинговые стратегии. Когда спрос небольшой, можно закупить больше рекламы — чтобы его подогреть.

Представим компанию, которая производит и продает велосипеды. Примерно год назад она начала замечать рост продаж электровелосипедов. Компания проанализировала данные о продажах, рыночные тенденции и поведение потребителей и пришла к выводу, что рост спроса — не временное явление, а скорее долгосрочная тенденция. Потребители все чаще предпочитают электровелосипеды из-за их удобства.

На основе этого анализа компания:

  • увеличила производство. Стала производить больше электровелосипедов, чтобы удовлетворить растущий спрос на них;
  • расширила ассортимент за счет новых моделей электровелосипедов, чтобы удовлетворить потребности и предпочтения клиентов;
  • начала активнее продвигать электровелосипеды через рекламные каналы, чтобы найти новых клиентов.

В итоге прибыль компании выросла, а ее позиции на рынке укрепились.

Как анализировать факторы спроса

Вот что поможет проанализировать факторы спроса на товары, работы или услуги.

Демографические метрики. Их публикует Росстат. По этим данным можно принять решение, в каком регионе открыть бизнес или филиал. Например, если в регионе с каждым годом растет рождаемость, там будет востребован магазин с детскими товарами.

Анализ конкурентов — покажет, например, сколько стоят аналоги ваших продуктов. Оттолкнувшись от этого, можно корректировать цены на свои товары, работы и услуги.

Маркетинговые исследования. Помогают определить целевые группы покупателей и факторы спроса на конкретные продукты на рынке.

Корреляционно-регрессионный анализ. Позволяет выяснить, какие факторы больше влияют на спрос и как изменится спрос, если какие-то из факторов изменятся.

Мониторинг трендов. Дает понимание, как меняется спрос в зависимости от сезона или под влиянием моды.

Сервис «Яндекс Вордстат» показывает, что пик запросов «купить цветы» приходится на начало марта. Цветы также популярны в апреле, мае и феврале, а вот в декабре и январе количество таких запросов падает почти в два раза

Что важно запомнить

  1. Факторы спроса определяют, насколько востребованным будет продукт.
  2. Выделяют ценовые и неценовые факторы спроса. К первым относят цену на продукт, его аналоги и комплектующие, ко вторым — например, моду и сезонность.
  3. Проанализировать факторы спроса помогут маркетинговые исследования, изучение конкурентов и трендов.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 187 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме