Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Стоит ли проходить курсы по торговле на маркетплейсах


В социальных сетях и мессенджерах часто предлагают курсы по маркетплейсам: от обширных материалов «все под ключ» до узкоспециализированных интенсивов по оформлению фото или созданию инфографики. Сложно отличить ненужную, поверхностную информацию от глубоких и востребованных знаний.

Часто создатели курсов обещают быстрый взлет и миллионные обороты уже через месяц после выхода на площадку. Многие новички идут за легкими деньгами, а в итоге ожидания не всегда совпадают с реальностью.

Но возможность быстрого и легкого старта зачастую преувеличена, потому что успешных продавцов с миллионными оборотами на самом деле мало. Согласно исследованию MPGO, только 18% продавцов на Wildberries имеют выручку больше 1 млн рублей в месяц. Больше половины селлеров продают товар на 30 000 ₽ в месяц.

Поговорили с экспертами и выяснили, нужны ли курсы по маркетплейсам, чему на них учат и кому стоит их проходить.

Нужны ли вообще курсы по маркетплейсам

В телеграм-канале «Бизнес-секреты: маркетплейсы» мы проводили опрос среди читателей и узнавали, стоит ли проходить курсы для продавцов. В опросе участвовали действующие селлеры и те, кто только готовится выйти на маркетплейсы. Мнения разделились: примерно половина проголосовала за самостоятельное обучение, остальные выступили за курсы.

  • Отзывы селлеров о курсах по работе на маркетплейсах
    1/4

    Мнения относительно курсов разные

  • Отзывы о курсах по работе на маркетплейсах
    2/4

    Большинство продавцов считает, что курсы — бесполезная трата времени и денег, они быстро теряют актуальность, не всегда помогают, поэтому лучше всему учиться самостоятельно и набивать шишки

  • Примеры отзывов о курсах по работе на маркетплейсах
    3/4

    Все сходятся во мнении, что информация на курсах быстро устаревает

  • Отзывы селлеров о курсах по маркетплейсам
    4/4

    Многие жалуются на инфоцыганство, когда авторы курса обещают быстрое обогащение, но при этом дают общедоступную информацию

Можно сделать вывод, что однозначного ответа нет: все индивидуально и зависит от продавца. Одним курсы упрощают жизнь и делают выход на площадки безболезненным, другие не находят в них ничего полезного. Чтобы разобраться в этом вопросе подробнее, мы поговорили с продавцами маркетплейсов и узнали, что они думают.

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Телеграм-канал: 32 346 читателей

Помогаем селлерам зарабатывать на маркетплейсах

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Когда лучше пройти курсы по маркетплейсам

Крупные маркетплейсы заинтересованы, чтобы продавцы развивались и росли. Поэтому площадки создают базы знаний, проводят конференции и вебинары, запускают блоги, где можно, например, узнать об опыте других продавцов.

«На большинстве маркетплейсов есть подробные инструкции для изучения, бесплатные курсы и тесты для проверки знаний. Информация по работе на площадках часто меняется, и именно обучение от маркетплейсов обновляется быстрее всего.

Все, что нужно для работы, можно узнать самостоятельно и бесплатно».

Артур Кузьмин

Артур Кузьмин

Автор канала для селлеров

Но обычно это базовые знания, и их не всегда достаточно. Если хочется сразу на берегу узнать все нюансы или выйти на более продвинутый уровень, стоит задуматься о прохождении платных курсов. Обычно на них рассказывают лайфхаки и делятся проверенными инструментами, схемами, практиками. Так продавец может перенять опыт более опытного коллеги, прокачаться и увеличить продажи.

Есть и другие ситуации, когда селлеру стоит подумать о прохождении курсов:

  • нет опыта в бизнесе;
  • хотите обменять деньги на опыт;
  • собираетесь продавать «‎сложный» товар;
  • не можете разобраться в вопросе самостоятельно;
  • считаете, что конкретный курс полезен.

Нет опыта в бизнесе. Если выход на маркетплейс — первый бизнес предпринимателя и не хочется разбираться со всем самостоятельно, стоит начать с курсов. Можно обратиться к базе знаний маркетплейсов. Но там продавец не узнает подводных камней и неочевидных моментов, с которыми можно столкнуться при работе с площадкой.

Хотите обменять деньги на опыт. Некоторые предприниматели хотят побыстрее выйти на площадку, зайти в несколько ниш или сразу на несколько маркетплейсов. Это возможно, но сложнее, чем делать все постепенно.

Если продавец готов вложиться финансово и не готов набивать шишки самостоятельно, а хочет узнать обо всех тонкостях от практикующих специалистов, стоит пойти на курсы.

«Считаю, что без определенных компетенций лучше не начинать новое дело. Поэтому знания — это первоочередное, что нужно получить. Если же компетенций в одной нише достаточно, лучше закрыть пробелы, которые есть в других направлениях».

Артур Кузьмин

Артур Кузьмин

Автор канала для селлеров

«Курсы помогают избежать распространенных ошибок и экономят время селлера. Можно самостоятельно разобраться, как продвигать карточку, но на это уйдет много времени. А можно изучить это за несколько дней с опытным наставником».

Виталий Коняхин

Виталий Коняхин

Селлер на Ozon

Собираетесь продавать «‎сложный» товар. Например, товары с обязательной маркировкой «Честный знак», дорогую и сложную продукцию или товары из другой страны — тогда лучше пройти дополнительное обучение.

На курсах расскажут о потенциально опасных моментах, подскажут, как не потерять партию товара и не получить большой штраф.

«Очень важные темы — оформление карточки, распределение остатков, маркетинг и продвижение. Если в этих направлениях нет опыта, можно потерять не только время и деньги, но и репутацию.

Лучше выделить время и деньги на обучение, чем потом тратить больше на поднятие рейтинга карточки или на борьбу с негативом и возвратами».

Виталий Коняхин

Виталий Коняхин

Селлер на Ozon

Не можете разобраться самостоятельно. Некоторым людям нелегко разобраться в каком-то вопросе самостоятельно, им нужны дополнительные пояснения. Если искать нужные данные в сети сложно, а постоянные переходы по ссылкам еще больше сбивают с толку, лучше пойти на курсы.

«Считаю, что нужно идти на курсы, когда селлеру не знаком какой-то процесс. Например, если предприниматель раньше не занимался SEO, ответами на отзывы покупателей или не делал отгрузки на склад, курсы помогут закрыть эти вопросы.

Но здесь нужно понять, готов ли продавец развиваться в направлении, постоянно изучать нововведения и корректировать свою стратегию. Если нет — проще отправить на курсы менеджера, который потом будет вести это направление».

Александр Морозов

Александр Морозов

Эксперт по развитию на маркетплейсах, куратор проекта «Честный отзыв»

Считаете, что конкретный курс полезен. Многие продавцы идут на курсы, о которых узнали через сарафанное радио. Хорошую подачу материала, вдохновляющего лектора или приятную атмосферу в группе могут посоветовать коллеги, которые уже прошли обучение.

Если заручились отзывами людей, которым доверяете и знаете, чего ждать от курсов, можно идти учиться.

«Не нужно ориентироваться на громкие заголовки и обещания авторов курсов. По моему опыту: чем больше завлекают на курсы, тем менее стоящий там материал.

Хорошие курсы селлеры и так будут рекомендовать друг другу. Громкая реклама и несбыточные обещания авторов им не нужны».

Марина Сторожева

Марина Сторожева

Селлер на Wildberries

Когда можно не проходить курсы по маркетплейсам

Есть случаи, когда предпринимателю не нужны курсы по маркетплейсам и лучше не тратить на них деньги и время:

  • бюджет ограничен или мало времени;
  • предприниматель не будет продавать самостоятельно;
  • есть опыт в интернет-торговле или на других маркетплейсах;
  • селлер хочет набить шишки самостоятельно;
  • продавец не доверяет курсам.

Ограничен бюджет или мало времени. Когда у предпринимателя не хватает денег или времени, чтобы решить все текущие вопросы, обучение будет только мешать. Маркетплейсы сами заинтересованы, чтобы к ним приходили селлеры без опыта, учились и начинали продавать.

«Курсы — это только скелет, начальный этап обучения. Селлеру придется постоянно учиться самостоятельно, ведь многое остается за бортом курсов. Информация на них устаревает моментально, площадки часто вносят важные изменения в рабочий процесс.

Если селлер хочет расти и расширяться, придется регулярно самостоятельно что-то изучать».

Ильдар

Ильдар

Селлер на маркетплейсах

Предприниматель не будет продавать самостоятельно. Если выход на маркетплейс для предпринимателя — инвестиция и сам он занят другими задачами, проходить курсы для торговли на площадке не обязательно.

В этом случае нужно найти управляющего, например менеджера по маркетплейсам, который будет управлять продажами на площадке. Сам предприниматель может, например, сконцентрироваться на общении с поставщиками или производителями товаров.

«Часто на маркетплейсы выходят производители или импортеры товара. Им не обязательно проходить курсы по площадкам. Лучше нанять менеджера, а самим сконцентрироваться на производстве или поставках.

Зарплата менеджеру будет сопоставима с ценой хороших курсов, но наемный сотрудник уже имеет опыт и начнет приносить пользу с первого месяца».

Анна Свиридова

Анна Свиридова

Селлер на Ozon

Есть опыт работы на других площадках. Если предприниматель уже продает на Wildberries, выйти на Ozon или Яндекс Маркет ему будет несложно. Он уже знает структуру бизнеса: как заказывать товар, как распределять остатки и отгружать заказы. Нужно лишь изучить особенности конкретной площадки, почитать информацию в бесплатном доступе или вступить в клуб.

«Выйти на второй или третий маркетплейс легче, чем на первый: 80% знаний применимы на всех площадках. Если уже хорошо продаете на одном маркетплейсе, выходите на другой и делайте то же самое. Только если продажи там не пойдут, можно изучить вопрос и пройти дополнительное обучение».

Марина Сторожева

Марина Сторожева

Селлер на Wildberries

Селлер хочет набить шишки самостоятельно. Некоторые предприниматели любят учиться на своих ошибках, они хуже усваивают чужой опыт и хотят через все пройти самостоятельно. Так можно лично узнать все нюансы работы в своей нише, со своими поставщиками и со своим товаром.

Часто предприниматели планируют выход сразу на несколько маркетплейсов. В этом случае опыт на одной площадке поможет при выходе на остальные. Или в будущем бизнес собираются масштабировать — расширять ассортимент и выходить в другие ниши. Тогда лучше все знать изнутри, а не по рассказам лектора.

«Есть такие предприниматели, которые просто не хотят или не могут воспринимать чужой опыт. Им нужно пройти через все лично и только потом сделать какие-то выводы.

Таким селлерам не рекомендую идти на курсы, пусть учатся на своих ошибках».

Анна Свиридова

Анна Свиридова

Селлер на Ozon

Продавец не доверяет курсам. Некоторые скептически относятся ко всем курсам и обучению, считают: кто не умеет, тот учит других. Таким предпринимателям лучше изучить всю информацию самостоятельно.

«С увеличением количества курсов их качество сильно снизилось. У предпринимателей появилось недоверие к такому обучению. Некоторые лекторы слово в слово повторяют информацию с сайта маркетплейса и берут за это деньги. Не все, кто проводит курсы по маркетплейсам, имеют реальный опыт торговли на площадке.

Все это привело к тому, что многие начинающие продавцы решают самостоятельно изучить основы бизнеса и не платить за это».

Артур Кузьмин

Артур Кузьмин

Автор канала для селлеров

«Мы заинтересованы в новых клиентах, но я не люблю работать со скептиками. Сразу отговариваю их учиться и отправляю прямиком на маркетплейс. Переубедить таких учеников в процессе очень сложно: даже если дать интересную и полезную информацию, они все равно будут искать подвох или винить в неудачах авторов курса.

Идти на курсы нужно, если человек готов получать информацию».

Александр Морозов

Александр Морозов

Эксперт по развитию на маркетплейсах, куратор проекта «Честный отзыв»

Чему могут научить на курсах по маркетплейсам

Чаще всего материалы делятся на такие категории:

  • курсы по выходу на маркетплейс под ключ;
  • курсы по выходу на конкретный маркетплейс;
  • нишевые курсы по определенному направлению.

Курсы по маркетплейсам под ключ. Такое образование рассчитано на начинающих предпринимателей. Часто на курсах рассказывают основы: как зарегистрировать ИП, как открыть расчетный счет, как платить налоги с продаж, как оформить карточки.

«Вариант под ключ у нас часто заказывают производители товаров. Мы часто проводим офлайн-обучение: помогаем создать и оформить магазин на площадке, создаем несколько карточек товара, оформляем отгрузки.

Так предприниматели без отрыва от своего бизнеса быстро получают новый канал продаж».

Александр Морозов

Александр Морозов

Эксперт по развитию на маркетплейсах, куратор проекта «Честный отзыв»

Курсы по выходу на конкретный маркетплейс. На них будущим селлерам рассказывают особенности каждой площадки, отличия в бизнес-процессах от других маркетплейсов. Студентам дают пошаговый план действий — от регистрации личного кабинета до первых продаж на площадке.

Опытным селлерам, которые уже продают на каком-то маркетплейсе, проходить курс по выходу на другую площадку не нужно. Большинство информации им уже известно, а особенности нового маркетплейса можно изучить самостоятельно.

«Можно сначала пройти общий курс по выходу на площадку, чтобы сориентироваться и понять, что делать. А когда начнете продавать и появятся вопросы в каком-то направлении, можно найти ответы в нишевых курсах».

Ильдар

Ильдар

Селлер на маркетплейсах

Если не готовы тратить время на курсы, можете использовать эту подборку статей по выходу на популярные маркетплейсы. В них пошаговые инструкции с комментариями экспертов.

  1. Как начать продавать на Wildberries.
  2. Как продавать на Ozon.
  3. Как продавать на Яндекс Маркете.
  4. Как стать продавцом на Мегамаркете.

Нишевые курсы по маркетплейсам. Такое обучение покрывает небольшую нишу и обычно длится недолго. Например, курс по SEO и подбору ключевых слов, курс по инфографике для карточек, курс по созданию привлекательных фото товара.

Такие курсы рассчитаны на опытных селлеров, которые хотят закрыть пробел в какой-то одной области и не готовы долго обучаться.

«Важно, чтобы курсы вели не теоретики, а практикующие предприниматели. У нас студентов обучают действующие селлеры, которые сами давно продают на маркетплейсах. Например, карточки одного из лекторов приносят по миллиону рублей в месяц каждая».

Александр Морозов

Александр Морозов

Эксперт по развитию на маркетплейсах, куратор проекта «Честный отзыв»

«Перед тем как идти на курсы, нужно понимать, какие знания нужны селлеру. Если есть пробел в какой-то области, желание выйти на новую площадку или в новую нишу, тогда можно записаться на курсы по этой теме.

Просто так идти на курсы для общего развития, когда в них нет нужды, не стоит».

Виталий Коняхин

Виталий Коняхин

Селлер на Ozon

Главное: идти на курсы или нет

Мы подготовили тест в виде схемы, чтобы вам было легче определиться, идти на курсы по маркетплейсам или нет.

Предлагаем пройти тест и узнать, стоит ли идти на курсы по торговле на маркетплейсах или нет
Артем Суровцев
Артем Суровцев

А вы проходили курсы по маркетплейсам? Расскажите, что полезного вы на них узнали и рекомендуете ли проходить остальным.


Больше по теме

Новости