Каждый день на маркетплейсы заходят миллионы посетителей, которые ищут товар по конкретным запросам или просто листают каталог. Карточки конкурируют за внимание покупателей, поэтому продавцу уже недостаточно просто загрузить товар и добавить к нему фотографии и описание — нужно еще использовать продвижение, например SEO.
SEO, или поисковая оптимизация, — это действия, которые повышают сайт в выдаче Яндекса, Google или другого поисковика. На маркетплейсах работает тот же принцип: там тоже есть поиск, но только по карточкам товаров. Чем лучше оптимизирована карточка, тем выше вероятность попасть в топ выдачи площадки.
В статье разбираемся, когда делать SEO-продвижение, как подбирать ключевые слова и анализировать результаты.
Чек-лист «Как продвигать товары на маркетплейсах с помощью SEO»
Статью оформили в чек-лист, который можно скачать и распечатать. Принцип чек-листа простой: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали перед заполнением карточек товара на маркетплейсах.
Когда делать SEO-оптимизацию
SEO-оптимизация карточек на маркетплейсе нужна всегда. Ее нужно делать регулярно, чтобы поддерживать рейтинг карточек в поисковой выдаче. Но есть разница между оптимизацией новых и старых карточек.
Когда оптимизировать новые карточки. Сразу при создании карточки нужно правильно подобрать заголовок, подходящие ключевые слова и добавить другой контент, например фотографии, видео, инфографику.
Если не оптимизировать карточку на старте, она сразу займет неудачную позицию в поиске — придется приложить много усилий, чтобы ее продвинуть.
После первичной оптимизации и публикации карточки нужно оставить ее на месяц-два и пока не вносить никаких изменений. За это время продавец сможет собрать статистику продаж, посещений и конверсий и поймет, что можно улучшить в карточке или добавить в нее.
Когда оптимизировать старые карточки. Когда у карточки уже есть заказы, продажи, отзывы и хорошая позиция в выдаче, к оптимизации нужно подходить с осторожностью. Любое изменение может плохо сказаться на ранжировании, временно снизить продажи или «уронить» рейтинг.
Оптимизировать старые карточки нужно, если и так вносите изменения. Например, обновляете фотографии, меняете модельный ряд или добавляете другой контент. После любого обновления описания, названия или фотографий в карточке маркетплейс будет пересматривать ее место в выдаче.
Еще проводить оптимизацию старых карточек нужно, когда товар стали хуже покупать, карточка падает в поиске или появились новые конкуренты.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Где и как подбирать ключевые слова
Основной инструмент для SEO-оптимизации на маркетплейсе — ключевые слова. Их покупатели вводят в поиске, чтобы найти нужный товар. В названии и карточке нужно собрать как можно больше таких слов, которые помогут посетителям выйти на ваш продукт.
Но ключевые слова могут как помочь, так и навредить. Если не добавить запросы, по которым покупатели смогут находить товар, продавец потеряет потенциальных клиентов. И наоборот — если добавить неуместные ключевые слова, карточку будут находить и быстро закрывать, потому что она не будет соответствовать запросам.
Если продаете уходовую косметику, добавляйте ключевые слова «уход за кожей» или «спа-процедуры». Такие ключи могут привести потенциальных покупателей из поисковиков — кто-то, например, будет искать услугу и увидит сопутствующие товары для нее.
Если продаете Айфоны, не добавляйте в карточку слова «Android», «Samsung» и «iPad». Такие слова часто ищут вместе в поисковиках, но покупателей Айфонов в карточку товара они не приведут.
Подбирать ключевые слова товаров можно следующим образом:
- в личном кабинете на маркетплейсе;
- с помощью Яндекс Вордстата;
- с помощью Google Trends;
- через сторонние приложения и расширения.
Личный кабинет на маркетплейсе. Почти на всех популярных площадках в личном кабинете продавца есть инструмент для подбора ключевых слов. Работает он так: селлер вводит название своего товара и получает список слов, которые чаще всего используют в поиске вместе с ним. Например, если продаете игрушки для котов, получите слова «когтеточка», «рыба», «мята», «шарик». Обратите внимание, как часто каждое слово вводят в поиске, и выберите несколько подходящих к вашему товару. Не стоит добавлять все популярные — нужно, чтобы ключи были к месту.
Не выбирайте слова, которые не имеют отношения к вашему товару. Например, для кошачьей игрушки-мыши не нужно выбирать слова «рыба» или «мята». Это запутает покупателя, он не найдет в карточке то, что искал, и уйдет к конкурентам.
Яндекс Вордстат. Перейдите на сайт сервиса и введите в строке поиска название своего товара. Вы увидите, как часто такой запрос делают в поиске Яндекса.
Можно менять период, чтобы оценить сезонность товара. Если перейдете в раздел «Регионы», увидите, где нужных запросов больше. Эти данные помогут делать запасы товара перед высоким спросом и распределять в регионы, где больше потенциальных покупателей.
Раздел «Топы запросов» покажет, какие слова чаще всего использовали с названием вашего товара. Выберите 10—15 самых распространенных, чтобы добавить в карточку.
Google Trends. Сервис работает так же, как и Яндекс Вордстат: нужно ввести название товара в поиске и посмотреть, сколько раз его искали.
В сервисе также можно сравнить несколько ключевых слов на одном графике. Это поможет подобрать сопутствующие товары, которые можно продавать в вашей нише, или оценить популярность конкурентных товаров.
В разделе «Похожие товары» → «Лидеры» можно найти похожие ключевые слова, которые ищут вместе с названием товара.
Сторонние сервисы и плагины. Например, Moneyplace, Keys.so. Такие сервисы собирают открытую статистику с маркетплейсов и поисковиков. Они предлагают ключевые слова по названию товара или бренду, показывают самые релевантные запросы и ключи конкурентов.
Многие сервисы и плагины показывают статистику по ключевым словам, коэффициент конверсии — CR, а также коэффициент кликабельности — CTR.
«Рекомендую использовать бесплатный плагин для браузера Chrome — Evirma. Он расширяет работу рекламного кабинета на Wildberries. Вместе с настроенной рекламой он показывает коэффициенты конверсии и кликабельности.
Так можно оценить, по каким ключевым словам чаще переходят в карточку товара и делают покупку. Например, убрать все ключевые слова с низким CTR — меньше 3—4% — или подобрать дополнительные слова к запросам с высоким CR».
Александр Морозов
Как добавлять новые ключи в карточку
Когда нашли релевантные ключевые слова для товара, нужно добавить их в название и описание. Это поможет карточке найти новых потенциальных клиентов в поисковой выдаче на маркетплейсе, в поисковиках Яндекса и Google.
Добавьте до трех слов в название, а остальные лаконично впишите в описание. Не стоит перенасыщать карточку ключами и перечислять все найденные запросы текстом через запятую. Это поможет продвижению, но покупатели в такой карточке не задержатся. Многие читают описание, чтобы найти ответы на вопросы, а слова через запятую в этом не помогут.
Лучше составить простое описание и рассказать об особенностях товара.
Как усилить эффект от SEO
Чтобы усилить эффект от SEO-оптимизации, можно использовать этот инструмент в связке с другими.
«Самое частое заблуждение продавцов — нужно сделать SEO-оптимизацию, и продажи товара вырастут. Так не бывает, нужно комплексно продвигать товар на маркетплейсе и вместе с SEO использовать другие инструменты, которые помогут улучшить позицию карточки и магазина на площадке».
Александр Морозов
Можно, например:
- обновлять фотографии;
- добавлять инфографику;
- использовать рич-контент;
- отвечать на вопросы и отзывы покупателей;
- объединять карточки;
- продвигать карточки с помощью рекламы.
Обновлять фотографии. Регулярно обновляйте карточку, даже если товар не меняется в течение года. Покупатели любят новые фото и охотнее открывают карточки, которые еще не видели.
К зиме добавляйте на снимки больше теплых тонов, сезонные украшения, например листья, снежинки или новогодние украшения. Летом делайте карточки в свежих прохладных оттенках, добавляйте цветы.
Изучите тренды сезона и ставьте на главную фотографию трендовые изображения товара. Например, одежду более модного в предстоящем сезоне цвета.
Добавлять инфографику. На одном или нескольких фото товара разместите основные параметры. Это поможет покупателю быстрее подобрать нужный товар и решиться на покупку.
Если продаете много похожих товаров, у которых отличаются характеристики, подсветите это на инфографике. Например, можно указать объем памяти смартфона, версию операционной системы, комплект поставки, срок гарантии.
Использовать рич-контент. Это расширенное описание товара в виде мини-лендинга, баннера, статьи с подробным описанием, яркими иллюстрациями, схемами и мультимедийными элементами, например видео, фото 360°, 3D-моделями. Такой контент в карточке помогает удержать внимание покупателя, больше рассказать о товаре и помочь с выбором.
Отвечать на вопросы и отзывы покупателей. Чтобы карточка не отпугивала негативными отзывами или вопросами без ответа, регулярно давайте обратную связь покупателям.
Четко отвечайте на все уточняющие вопросы о товаре и вносите эти данные в описание. Отрабатывайте негативные отзывы и предлагайте способы решения проблем. Другие покупатели увидят, что вы не бросаете клиентов и помогаете, если возникают вопросы.
Не забывайте отвечать и на положительные отзывы. Это показывает, что магазин на связи и следит, чтобы покупатели получали ту информацию, которая им нужна.
Объединять карточки товаров. Это помогает повышать позицию карточки в поиске, поднимает рейтинг для новых карточек, «склеивает» рейтинг и отзывы.
Объединение положительно влияет на ранжирование товара и помогает покупателям подобрать нужную модель, упаковку или размер, не выходя из карточки.
Продвигать карточки с помощью рекламы. Это может быть внутренняя реклама на маркетплейсе или внешняя, например у блогеров, в тематических пабликах, контекстная реклама. Почти во всех нишах топовые места в выдаче занимают карточки, которые продавец продвигает дополнительно.
Настраивать SEO и заказывать рекламу лучше одновременно. Так вы сможете добавить новые ключевые слова и сразу же начать продвигать карточку по таким запросам, быстрее увидите результат от оптимизации, поймете, какие ключи дают высокую конверсию, а какие — лишние и не приводят новых покупателей.
«SEO-оптимизация плохо работает без рекламы. Пробиться в топ поиска только при помощи ключевых слов и контента в карточке невозможно. Нужно заказывать рекламу по тем же ключевым словам, которые добавляете при оптимизации, и следить за ее эффективностью.
Можно выделить три важных фактора для продвижения на маркетплейсах: контент в карточке, SEO-оптимизация и реклама. Если делать качественно что-то одно, эффекта не будет. Нужно равномерно двигаться во всех направлениях».
Александр Морозов
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Нужно ли делать SEO самому или лучше нанять сотрудника
Такое решение нужно принимать с учетом вашей занятости, объемов продаж, количества карточек, сезонности товара и рекламного бюджета. Обычно оптимизацию:
- организуют самостоятельно;
- проводят при помощи агентства;
- поручают наемному сотруднику.
Самостоятельно. Подойдет продавцам с небольшим ассортиментом и объемом продаж. На старте новички стараются экономить, а платная оптимизация карточек сильно раздует бюджет и может не окупиться.
Лучше выделить на это свое время и набраться опыта. В будущем сможете лучше оценивать работу приходящих или наемных SEO-специалистов.
«Рекомендую делать SEO-оптимизацию самостоятельно. Так вы поймете принципы работы поиска на маркетплейсе, научитесь подбирать ключевые слова и оценивать эффект от своих действий.
Когда научитесь делать оптимизацию самостоятельно, можно нанимать для этого других специалистов. Вы сможете оценить объем работы, сроки выполнения и назначить за это справедливый ценник.
Часто селлерам, которые не разбираются в оптимизации карточек, выставляют за такую работу завышенную цену».
Александр Морозов
Обратиться в агентство. Этот вариант подойдет, когда нужно проводить оптимизацию раз в полгода или раз в сезон.
Нанять сотрудника. Подойдет, если продаете много и стабильно. Когда вышли на хороший оборот, оптимизировать карточки нужно регулярно.
Для этого нужен сотрудник, который умеет подбирать ключевые слова, заполнять карточки, обновлять фотографии и отвечать на вопросы покупателей.
Как анализировать результаты SEO
Маркетплейсы не раскрывают алгоритмы ранжирования карточек и часто меняют их. Увидеть результат от оптимизации карточки сразу и в понятном виде не получится. Но можно оценить проделанную работу через некоторое время по косвенным признакам. Например, нужно следить за ключевыми показателями карточек в личном кабинете или через сторонние сервисы, сравнивать их и делать выводы. Советуем зафиксировать такие показатели до оптимизации:
- позиция карточки в поиске;
- количество посещений;
- процент конверсии выкупов.
После оптимизации продолжайте следить за этими показателями и анализируйте результаты. Одни показатели могут расти, а другие — снижаться.
«Проверить эффективность оптимизации можно в личном кабинете маркетплейса. Нужно анализировать запросы, по которым пользователи попадают в карточку.
Если есть переходы по новым ключевым словам, вы все делаете правильно. Если появляются переходы по запросам других товаров или словам, которые не относятся к вашей карточке, — нужно пересмотреть описание и название товара».
Александр Морозов
Например, после оптимизации карточка поднялась в поисковой выдаче, количество посещений выросло, а процент выкупов — упал. Вероятно, продавец добавил много лишних ключевых слов — пользователи лучше находят товар в поиске, но он не всегда соответствует их запросу. Точные выводы делать сложно — чтобы понять все причины выхода карточки в топ или ее провала, нужно комплексно анализировать все показатели в личном кабинете.
Только сравнение показателей за разные периоды позволит оценить эффективность SEO-оптимизации, подскажет, что сделано верно, а что нужно исправить.
Чек-лист по SEO-оптимизации на маркетплейсе
Собрали примерный порядок действий при оптимизации карточек на маркетплейсах, чтобы ничего не забыть в процессе.
Как часто делаете SEO-оптимизацию карточек на маркетплейсах? Подбираете ключевые слова сами или нанимаете менеджера? Делитесь опытом в комментариях.
Станислав, факторы, которые влияют на выдачу известны, но алгоритмы и формулы, по которым площадка все считает — нет. Никто такую информацию не раскрывал и не публиковал. Иначе все ужа давно бы разместили свои карточки в топе.
«Маркетплейсы не раскрывают алгоритмы ранжирования карточек и часто меняют их.»
Давным давно опубликовано))) И Озоном, и Вайлдберисом
Я для SEO карточек юзаю mpseo ru проект, там визуальный редактор, что сильно упрощает работу