Актуальное

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы от партнеров до 500 000 р.

Зарегистрируйте ИП в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 р.

Подробнее →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вопрос-ответ Редактор: Мария Ивахненко

Нужна ли маркировка на маркетплейсах?

Да, если товар по закону нужно маркировать

Сергей Скрябин

Сергей Скрябин

Эксперт по праву

Читатель Арсений спрашивает: «Хочу торговать на маркетплейсах, как определить, нужно ли маркировать товар? Как работать с маркировкой товаров для маркетплейсов?»

Если товар входит в список обязательной маркировки — нужно маркировать

Товары маркируют, чтобы обезопасить покупателей от некачественной и контрафактной продукции.

Все об обязательной маркировке товаров

Товары, подлежащие обязательной маркировке, регистрируют в системе «Честный знак» и наносят специальный цифровой код Data Matrix. По коду покупатель может получить информацию о товаре и его перемещениях:

Система «Честный знак»
  • кто и когда его произвел,
  • состав,
  • срок годности,
  • сведения о документе, в котором указаны требования к качеству товара — номер ГОСТа или код техрегламента,
  • передвижение к оптовым и розничным продавцам.
Как выглядит код маркировки Data Matrix
Так выглядит код маркировки Data Matrix — он похож на QR-код, но это другой опознавательный знак

На август 2022 года обязательно нужно маркировать 10 групп товаров:

  • молоко и молочная продукция;
  • упакованная вода;
  • лекарства;
  • табак;
  • товары легкой промышленности — некоторые предметы одежды, домашний текстиль;
  • шубы;
  • обувь;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки.

Эти товары нужно маркировать в любом случае, независимо от того, где они будут продаваться — в офлайн-магазине, на своем сайте или на маркетплейсе.

Перемещение маркированного товара от производителя к продавцу нужно фиксировать в «Честном знаке» на каждом этапе оборота. Маркетплейс может быть участником оборота, поэтому передавать эти товары тоже нужно по особым правилам.

Возможны две ситуации:

  • продавец остается собственником товара. В таком случае маркетплейсу достаточно проверить, когда он получает товар, настоящие ли это коды маркировки и все ли с ними в порядке. Выводить товары из оборота продавец должен сам;
  • маркетплейс принимает товар на свой баланс, то есть товары становятся его собственностью. В таком случае в «Честном знаке» нужно отметить передачу права собственности и передачу кодов маркировки. Дальше фиксировать продажу и выводить товары из оборота будет маркетплейс.

C марта 2023 года все маркетплейсы будут обязаны становиться участниками оборота и сами выводить из оборота товары, обязательные к маркировке.

Постановление правительства от 29 июля 2022 г. N 1351

Разберем, как сейчас работать с маркированным товаром на популярных российских маркетплейсах.

Как работать с маркированными товарами на Ozon

С маркетплейсом можно работать по схеме FBS или по схеме FBO.

Бесплатный курс «Как начать продавать на Ozon»

При схеме FBS. Продавец хранит товар у себя, следит за новыми заказами, собирает и упаковывает их. А маркетплейс доставляет товары покупателям и занимается расчетами.

Ozon обязан печатать код маркировки на чеке, поэтому коды нужно указывать в личном кабинете при сборке заказа.

При схеме FBS продавец самостоятельно выводит товары из оборота в Честном знаке, перед тем как передать поставку на Ozon. Для этого нужно оформить в Честном знаке документ «Вывод из оборота» с причиной «Дистанционная продажа».

При схеме FBO. Оzon сам выводит товары из оборота при пробитии чека. Поставку передают на маркетплейс по УПД, универсальному передаточному документу. В нем надо указать коды маркировки товаров, которые входят в поставку.

Как заполнить УПД

Как работать с маркированными товарами на Wildberries

Wildberries не требует передачи кодов маркировки и не становится участником оборота.

Бесплатный курс «Как начать продавать на Wildberries»

Если товар подлежит маркировке, нужно отметить это при формировании поставки и, если вы производитель или импортер, самому наклеить коды маркировки на товары.

Как указать при оформлении поставки, что товар подлежит маркировке
Если товар подлежит маркировке, при оформлении поставки нужно просто указать «Да» в столбце «Если товар с кизом», то есть с контрольным идентификационным знаком

Когда товары купили, Wildberries публикует отчет с их кодами в личном кабинете. В течение трех дней после этого продавец должен отметить в Честном знаке, что они вышли из оборота. Для этого нужно создать документ «Вывод из оборота» и указать «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи» в качестве причины вывода.

Как узнать коды маркировки проданных товаров на Wildberries
Коды маркировки проданных товаров можно посмотреть в личном кабинете в разделе «Аналитика»

Если вовремя не отметить, что товар вышел из оборота, можно получить штраф до 300 000 ₽.

О нарушении порядка маркировки — ст. 14.46 КоАП РФ

Как работать с маркированными товарами на Яндекс Маркете

На Яндекс Маркете передача кодов маркировки будет отличаться в зависимости от того, работает продавец по схеме FBY или по FBS и DBS.

Бесплатный курс «Как продавать на Яндекс Маркете»

Если продавец работает по схеме FBY. Если продавец заранее передает товары, чтобы сам маркетплейс занимался заказами, порядок действий такой:

Как работать с маркированными товарами на FBY
  1. Продавец создает поставку. Если он производитель или импортер, он сам должен промаркировать товары кодами. А если просто перепродает товар — ничего делать не надо.
  2. Сотрудники Яндекс Маркета сканируют коды и проверяют, все ли в порядке. Код нужен маркетплейсу, чтобы указать его на чеке, поэтому, если код некорректный, товар не примут.
  3. После продажи товаров их коды появятся в отчетах о продаже в личном кабинете магазина. Их можно найти на странице «Заказы» → «Маркированные товары».
  4. Продавец выводит товары из оборота в Честном знаке. Причину вывода нужно указать «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи».

Если продавец работает по схеме FBS и DBS. Если продавец сам обрабатывает заказы и доставляет их через маркетплейс или самостоятельно, коды маркировки нужно передавать так:

Как работать с маркированными товарами на FBS
  1. Промаркировать товар кодами, если вы производитель или импортер. Если вы перепродаете товар внутри страны, коды на нем уже есть.
  2. Перед сборкой и упаковкой заказа просканировать коды маркировки и ввести их в личном кабинете.
  3. Когда заказ собран, указать коды для каждого товара.
  4. Сохранить заказ.
  5. Вывести товар из оборота в системе «Честный знак». Указать причину — «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи».

Если не указать коды, заказ нельзя будет перевести в статус «Готов к отгрузке» для DBS или «Передан службе доставки» для FBS.

Как работать с маркированными товарами на DBS

Что делать, если покупатель возвратил или не выкупил маркированный товар

Как действовать в случае возврата, зависит от того, сохранился код маркировки или нет.

Если покупатель вернул товар без упаковки или код стерся, помялся и не читается, товар придется перемаркировать, то есть заказать в Честном знаке новый код, и с ним выставить на продажу.

Если код остался цел и считается сканером, можно оформить возврат. Информация о возврате через онлайн-кассу поступит в ОФД, а оттуда обратно в Честный знак — и товар вернется в оборот.

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов Предложение Тинькофф

Онлайн-банк для продавцов
маркетплейсов

  • До 4 месяцев бесплатного обслуживания
  • Бесплатная онлайн-бухгалтерия
  • Обучим работе с разными площадками
  • Регистрация и продвижение на маркетплейсах под ключ
Подробнее

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности