В социальных сетях и мессенджерах часто предлагают курсы по маркетплейсам: от обширных материалов «все под ключ» до узкоспециализированных интенсивов по оформлению фото или созданию инфографики. Сложно отличить ненужную, поверхностную информацию от глубоких и востребованных знаний.
Часто создатели курсов обещают быстрый взлет и миллионные обороты уже через месяц после выхода на площадку. Многие новички идут за легкими деньгами, а в итоге ожидания не всегда совпадают с реальностью.
Но возможность быстрого и легкого старта зачастую преувеличена, потому что успешных продавцов с миллионными оборотами на самом деле мало. Согласно исследованию MPGO, только 18% продавцов на Wildberries имеют выручку больше 1 млн рублей в месяц. Больше половины селлеров продают товар на 30 000 ₽ в месяц.
Поговорили с экспертами и выяснили, нужны ли курсы по маркетплейсам, чему на них учат и кому стоит их проходить.
Нужны ли вообще курсы по маркетплейсам
В телеграм-канале «Бизнес-секреты: маркетплейсы» мы проводили опрос среди читателей и узнавали, стоит ли проходить курсы для продавцов. В опросе участвовали действующие селлеры и те, кто только готовится выйти на маркетплейсы. Мнения разделились: примерно половина проголосовала за самостоятельное обучение, остальные выступили за курсы.
Можно сделать вывод, что однозначного ответа нет: все индивидуально и зависит от продавца. Одним курсы упрощают жизнь и делают выход на площадки безболезненным, другие не находят в них ничего полезного. Чтобы разобраться в этом вопросе подробнее, мы поговорили с продавцами маркетплейсов и узнали, что они думают.
Когда лучше пройти курсы по маркетплейсам
Крупные маркетплейсы заинтересованы, чтобы продавцы развивались и росли. Поэтому площадки создают базы знаний, проводят конференции и вебинары, запускают блоги, где можно, например, узнать об опыте других продавцов.
Но обычно это базовые знания, и их не всегда достаточно. Если хочется сразу на берегу узнать все нюансы или выйти на более продвинутый уровень, стоит задуматься о прохождении платных курсов. Обычно на них рассказывают лайфхаки и делятся проверенными инструментами, схемами, практиками. Так продавец может перенять опыт более опытного коллеги, прокачаться и увеличить продажи.
Есть и другие ситуации, когда селлеру стоит подумать о прохождении курсов:
- нет опыта в бизнесе;
- хотите обменять деньги на опыт;
- собираетесь продавать «сложный» товар;
- не можете разобраться в вопросе самостоятельно;
- считаете, что конкретный курс полезен.
Нет опыта в бизнесе. Если выход на маркетплейс — первый бизнес предпринимателя и не хочется разбираться со всем самостоятельно, стоит начать с курсов. Можно обратиться к базе знаний маркетплейсов. Но там продавец не узнает подводных камней и неочевидных моментов, с которыми можно столкнуться при работе с площадкой.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов
Хотите обменять деньги на опыт. Некоторые предприниматели хотят побыстрее выйти на площадку, зайти в несколько ниш или сразу на несколько маркетплейсов. Это возможно, но сложнее, чем делать все постепенно.
Если продавец готов вложиться финансово и не готов набивать шишки самостоятельно, а хочет узнать обо всех тонкостях от практикующих специалистов, стоит пойти на курсы.
Собираетесь продавать «сложный» товар. Например, товары с обязательной маркировкой «Честный знак», дорогую и сложную продукцию или товары из другой страны — тогда лучше пройти дополнительное обучение.
На курсах расскажут о потенциально опасных моментах, подскажут, как не потерять партию товара и не получить большой штраф.
Не можете разобраться самостоятельно. Некоторым людям нелегко разобраться в каком-то вопросе самостоятельно, им нужны дополнительные пояснения. Если искать нужные данные в сети сложно, а постоянные переходы по ссылкам еще больше сбивают с толку, лучше пойти на курсы.
Считаете, что конкретный курс полезен. Многие продавцы идут на курсы, о которых узнали через сарафанное радио. Хорошую подачу материала, вдохновляющего лектора или приятную атмосферу в группе могут посоветовать коллеги, которые уже прошли обучение.
Если заручились отзывами людей, которым доверяете и знаете, чего ждать от курсов, можно идти учиться.
Когда можно не проходить курсы по маркетплейсам
Есть случаи, когда предпринимателю не нужны курсы по маркетплейсам и лучше не тратить на них деньги и время:
- бюджет ограничен или мало времени;
- предприниматель не будет продавать самостоятельно;
- есть опыт в интернет-торговле или на других маркетплейсах;
- селлер хочет набить шишки самостоятельно;
- продавец не доверяет курсам.
Ограничен бюджет или мало времени. Когда у предпринимателя не хватает денег или времени, чтобы решить все текущие вопросы, обучение будет только мешать. Маркетплейсы сами заинтересованы, чтобы к ним приходили селлеры без опыта, учились и начинали продавать.
Предприниматель не будет продавать самостоятельно. Если выход на маркетплейс для предпринимателя — инвестиция и сам он занят другими задачами, проходить курсы для торговли на площадке не обязательно.
В этом случае нужно найти управляющего, например менеджера по маркетплейсам, который будет управлять продажами на площадке. Сам предприниматель может, например, сконцентрироваться на общении с поставщиками или производителями товаров.
Есть опыт работы на других площадках. Если предприниматель уже продает на Wildberries, выйти на Ozon или Яндекс Маркет ему будет несложно. Он уже знает структуру бизнеса: как заказывать товар, как распределять остатки и отгружать заказы. Нужно лишь изучить особенности конкретной площадки, почитать информацию в бесплатном доступе или вступить в клуб.
Селлер хочет набить шишки самостоятельно. Некоторые предприниматели любят учиться на своих ошибках, они хуже усваивают чужой опыт и хотят через все пройти самостоятельно. Так можно лично узнать все нюансы работы в своей нише, со своими поставщиками и со своим товаром.
Часто предприниматели планируют выход сразу на несколько маркетплейсов. В этом случае опыт на одной площадке поможет при выходе на остальные. Или в будущем бизнес собираются масштабировать — расширять ассортимент и выходить в другие ниши. Тогда лучше все знать изнутри, а не по рассказам лектора.
Продавец не доверяет курсам. Некоторые скептически относятся ко всем курсам и обучению, считают: кто не умеет, тот учит других. Таким предпринимателям лучше изучить всю информацию самостоятельно.
Чему могут научить на курсах по маркетплейсам
Чаще всего материалы делятся на такие категории:
- курсы по выходу на маркетплейс под ключ;
- курсы по выходу на конкретный маркетплейс;
- нишевые курсы по определенному направлению.
Курсы по маркетплейсам под ключ. Такое образование рассчитано на начинающих предпринимателей. Часто на курсах рассказывают основы: как зарегистрировать ИП, как открыть расчетный счет, как платить налоги с продаж, как оформить карточки.
Курсы по выходу на конкретный маркетплейс. На них будущим селлерам рассказывают особенности каждой площадки, отличия в бизнес-процессах от других маркетплейсов. Студентам дают пошаговый план действий — от регистрации личного кабинета до первых продаж на площадке.
Опытным селлерам, которые уже продают на каком-то маркетплейсе, проходить курс по выходу на другую площадку не нужно. Большинство информации им уже известно, а особенности нового маркетплейса можно изучить самостоятельно.
Если не готовы тратить время на курсы, можете использовать эту подборку статей по выходу на популярные маркетплейсы. В них пошаговые инструкции с комментариями экспертов.
Нишевые курсы по маркетплейсам. Такое обучение покрывает небольшую нишу и обычно длится недолго. Например, курс по SEO и подбору ключевых слов, курс по инфографике для карточек, курс по созданию привлекательных фото товара.
Такие курсы рассчитаны на опытных селлеров, которые хотят закрыть пробел в какой-то одной области и не готовы долго обучаться.
Главное: идти на курсы или нет
Мы подготовили тест в виде схемы, чтобы вам было легче определиться, идти на курсы по маркетплейсам или нет.
А вы проходили курсы по маркетплейсам? Расскажите, что полезного вы на них узнали и рекомендуете ли проходить остальным.