Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое цифровой продукт и как создать успешный


Владелец кофейни «Уютный угол» решил разработать приложение для клиентов, чтобы повысить их лояльность и увеличить прибыль заведения. Приложение позволяет посетителям получать бонусы за каждую покупку, которые можно обменять на бесплатные напитки и закуски. Так владелец кофейни смог привлечь новых клиентов и удержать постоянных. Это приложение и есть цифровой продукт.

Рассказываем в статье, как создать и развивать цифровые продукты.

Что такое цифровой продукт

Цифровой продукт — виртуальный объект, который создан для продажи и распространения в интернете. Это может быть онлайн-курс, электронная книга, подкаст, программное обеспечение или мобильное приложение. Цель цифрового продукта — обучить, развлечь или упростить выполнение каких-либо задач.

Цифровой продукт может быть как самостоятельным бизнесом, так и дополнением к существующему. Например, герои статьи Бизнес-секретов создали сервис, который помогает компаниям обучать сотрудников на базе искусственного интеллекта. В этом случае цифровой продукт и есть основная бизнес-модель.

Еще с помощью цифрового продукта можно расширить спектр товаров или услуг. Например, фитнес-клуб может разработать онлайн-курсы, чтобы дать клиентам возможность заниматься еще и дома.

Виды цифровых продуктов

Цифровые продукты могут быть самыми разными. Вот наиболее популярные категории:

  • онлайн-курсы;
  • электронные гайды;
  • подкасты;
  • приложения.

Онлайн-курсы позволяют бизнесу выйти за рамки локального рынка и привлечь клиентов из любого уголка мира. Это увеличивает потенциальную аудиторию и, соответственно, прибыль. Курсы могут охватывать любые темы — от языков программирования до кулинарии. Например, один из экспертов статьи Анна Суворова — индивидуальный предприниматель и леттерер, который много лет делает графические логотипы, плакаты и обложки на заказ. Со временем она открыла свои онлайн-курсы.

«Тема моих курсов — каллиграфия и леттеринг. Я вела блог, где показывала свое творчество, со временем стали появляться запросы на мастер-классы от арт-студий и подписчиков. Первый курс состоял из вебинаров на Ютубе по выходным и чата в мессенджере. Там я показывала, как писать инструментами для каллиграфии, и затем разбирала чужие работы».

Анна Суворова

Анна Суворова

Основатель онлайн-школы Suvorova School

Электронные гайды. Создать учебные материалы или гайды можно на любую тему: путешествия, ЗОЖ, развитие, продвижение блога. Гайд может как являться самостоятельным продуктом и продаваться за деньги, так и распространятся бесплатно, чтобы прорекламировать другой продукт.

Например, владелец ресторана азиатской кухни выпустил электронный платный гайд. Его тема — рецепты самых популярных блюд заведения. Гайд включает технологию приготовления, советы по выбору ингредиентов, пошаговые инструкции с фотографиями. Тем самым он получил дополнительный источник прибыли: вложился в создание гайда один раз, а дальше получает прибыль с продаж.

Пример цифрового продукта — электронный гайд
Пример цифрового продукта — электронный гайд

Платный гайд по экологичной организации быта на кухне. Источник

Платный гайд по экологичной организации быта на кухне. Источник

Подкасты также помогают продвигать товары или услуги бизнеса. А еще подкаст, как и гайд, может распространяться бесплатно либо за деньги. Владельцы или управляющие бизнеса могут вести подкасты на различные темы — от образовательных программ до развлекательного контента.

Например, владелица салона красоты работает несколько лет и решила повысить узнаваемость бренда. Она стала вести подкаст про уход за кожей и волосами, делать интервью с блогерами и рассказывать истории клиентов, которые изменили свою внешность с помощью услуг салона. Это помогло привлечь стабильный поток клиентов.

Чтобы запустить подкаст, можно обратиться в студию, где разработают контент-план, найдут ведущих и запишут выпуски, или сделать все самому. Подробно о том, как запустить подкаст самостоятельно, рассказали в другой статье.

Пример цифрового продукта — подкаст
Пример цифрового продукта — подкаст

В подкасте Т-Банка «Ну как там с деньгами?» обсуждают финансы. В одном из выпусков ведущие рассказывали, как правильно пользоваться кредиткой. Это может подтолкнуть слушателей оформить кредитную карту. Источник

В подкасте Т-Банка «Ну как там с деньгами?» обсуждают финансы. В одном из выпусков ведущие рассказывали, как правильно пользоваться кредиткой. Это может подтолкнуть слушателей оформить кредитную карту. Источник

Приложения. С помощью мобильного приложения бизнес может автоматизировать процессы и сделать сервис более удобным для клиентов. Например, цветочный магазин может в приложении показывать статус доставки в реальном времени, предлагать клиентам персонализированные скидки на любимые цветы, напоминать о предстоящих праздниках, предоставлять консультации флориста.

Пример цифрового продукта — мобильное приложение
Пример цифрового продукта — мобильное приложение

Через приложение фитнес-клуба можно заморозить абонемент, узнать количество людей в зале и записаться на тренировку. Источник

Через приложение фитнес-клуба можно заморозить абонемент, узнать количество людей в зале и записаться на тренировку. Источник
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Этапы разработки и запуска цифрового продукта

Чтобы создать цифровой продукт, нужно:

  1. Исследовать рынок и изучить целевую аудиторию.
  2. Разработать идею.
  3. Создать MVP продукта.
  4. Запустить продукт и продвигать его.
  5. Анализировать KPI после запуска.

Исследовать рынок и изучить целевую аудиторию — ее потребности и проблемы, которые можно решить с помощью цифрового продукта. Можно провести опрос среди клиентов, узнать, чего им не хватает или чем они еще интересуются. Также обратите внимание, какие цифровые продукты предлагают конкуренты или бизнес из смежной сферы.

«Перед запуском продукта исследуйте свою аудиторию, спросите, что она хочет получить от вас. Сначала пробуйте небольшие форматы, например мастер-классы и вебинары. Посмотрите на отклик и доработайте продукт. Если не получилось с первого раза, тестируйте другие темы. Сейчас мой самый большой курс длится полгода и нацелен на профессиональных дизайнеров и иллюстраторов, но начинала я с полуторачасовых бесплатных мастер-классов».

Анна Суворова

Анна Суворова

Основатель онлайн-школы Suvorova School

Разработать идею. На этом этапе стоит критично посмотреть на все идеи, которые появились при исследовании аудитории, и отобрать продукт, наиболее подходящий вашему бизнесу. Затем ответить себе честно на такие вопросы: зачем мне этот цифровой продукт? Каких результатов я хочу достичь с его помощью? Как я буду измерять эти результаты? Во сколько обойдется разработка и сколько времени это займет? С каким минимальным набором функций я могу запустить первую версию продукта, а что можно добавить потом? Ответы помогут более детально проработать первоначальную идею.

Создать MVP продукта — минимальную рабочую версию. MVP позволяет быстрее выйти на рынок и получить обратную связь от аудитории — то есть протестировать идею без больших вложений. Например, разработка сайта требует значительных затрат и времени. А гайд можно создать гораздо дешевле и запустить за пару недель.

Запустить продукт и продвигать его. Цифровой продукт — такой же продукт бизнеса, как и все остальные. Поэтому без продвижения люди о нем просто не узнают. Как и для любых товаров и услуг, для цифровых продуктов подойдут реклама в социальных сетях, email-маркетинг, партнерские материалы, публикации у инфлюенсеров.

«У компаний должны быть 1—2 основных канала привлечения клиентов, которые приводят 80% трафика. Чтобы их выбрать, нужно ориентироваться на стоимость привлечения одного клиента. Она должна быть меньше суммы, которую клиент приносит за все время взаимодействия с компанией. Каналы должны обеспечивать стабильный результат».

Кристина Крук

Кристина Крук

Лид команды диджитал-маркетинга в RocketData

Анализировать KPI после запуска. После запуска важно регулярно собирать информацию: сколько людей купили ваш продукт, каков общий доход от продаж и процент людей, которые продолжают использовать продукт спустя время. Затем анализировать эти данные и решать, помог ли продукт достичь намеченных целей, как его можно улучшить и стоит ли запускать новые.

Где продавать цифровые продукты

Есть три основных варианта, где можно рассказывать о цифровых продуктах своим клиентам:

  • личный сайт;
  • маркетплейсы;
  • соцсети.

Личный сайт. Главный плюс сайта в том, что вы можете настроить его полностью под себя и контролировать весь процесс взаимодействия с вашим продуктом. Но если у вас раньше не было сайта и вы решили создать его исключительно для продажи цифровых продуктов, скорее всего, это будет неоправданно.

Полноценная разработка и поддержка сайта стоит дорого. Малому бизнесу проще и дешевле воспользоваться конструктором для создания сайта. Но даже если вы быстро создадите сайт на конструкторе, встанет другой вопрос: как привлекать туда людей? Каким образом покупатели узнают о вашем сайте и продуктах? Самый простой способ — настраивать рекламу, а это снова затраты.

Пример сайта для продвижения цифрового продукта
Пример сайта для продвижения цифрового продукта

Как выглядит витрина курсов по леттерингу на сайте. Источник

Как выглядит витрина курсов по леттерингу на сайте. Источник

Маркетплейсы. Чтобы не вкладываться в создание и поддержку сайта, можно разместить продукт на маркетплейсе — например, Яндекс Маркете или Ozon. Маркетплейсы берут комиссию с продаж, зато у них большая аудитория и они берут на себя всю техническую составляющую, то есть вам не надо заниматься разработкой.

Стоит учитывать, что маркетплейс подойдет только для продаж. Размещать бесплатные цифровые продукты здесь не получится.

Пример продвижения цифрового продукта на Яндекс Маркете
Пример продвижения цифрового продукта на Яндекс Маркете

Категории цифровых товаров, которые можно продавать на Яндекс Маркете. Источник

Категории цифровых товаров, которые можно продавать на Яндекс Маркете. Источник

Социальные сети. Для продвижения и продажи цифровых продуктов можно использовать, например, платформы ВКонтакте и Ютуб. Ютуб подойдет для онлайн-курсов. А во ВКонтакте можно создать отдельную группу или публичную страницу, которая станет площадкой для продажи любого продукта. Она по сути будет вашим мини-сайтом.

«Источник продвижения и распространения моих онлайн-курсов — личный блог в Телеграме и ВКонтакте и площадка для дизайнеров DSGNERS!. Еще я часто выступаю на тематических фестивалях по каллиграфии и дизайну. Пробовала платную рекламу, но для моего продукта больше подходят сарафанное радио, отзывы от клиентов и регулярное ведение блога».

Анна Суворова

Анна Суворова

Основатель онлайн-школы Suvorova School

«Для продукта и бренда важна медийность и готовность коммуницировать с аудиторией. Для этого хорошо подходит видеомаркетинг — нарезки или лонгстори с участниками команды продукта. Необходимо развивать кобрендинг, работать с инфлюенсерами, создавать комьюнити. Делать общение проще и доступнее, чтобы клиент сам мог выбрать, в каком канале вас слушать. Не забывать транслировать экспертность своей команды и поддерживать нетворкинг в профсреде.

Медийность бренда формирует заинтересованность у новых клиентов и дает сигнал текущим клиентам о том, что это сильный продукт. Если компания медийно не освещается, ей будет сложнее конкурировать на рынке и привлекать новых клиентов.

Традиционные каналы дистрибуции тоже актуальны и дают результат. Главное — оптимизировать каналы под себя с учетом своей специфики и рынка».

Анна Садовская

Анна Садовская

Лид команды продуктового маркетинга в RocketData

Главное

  1. Цифровой продукт — виртуальный товар или услуга, которые продают и распространяют онлайн: например, онлайн-курс, электронная книга, подкаст, программное обеспечение или мобильное приложение.
  2. Цифровые продукты можно создавать в дополнение к действующему бизнесу, чтобы расширить аудиторию и увеличить доход.
  3. Преимущество цифровых продуктов в том, что их можно продавать без ограничений по местоположению. Для этого подойдут разные площадки — соцсети, личный сайт, маркетплейсы.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юля Майорова
Юля Майорова

Какой цифровой продукт вы бы хотели разработать для вашего бизнеса?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации