Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

MVP


Minimal Viable Product, MVP, — минимально жизнеспособный продукт, который позволяет с наименьшими усилиями понять, будет ли итоговый продукт востребован у аудитории. Термин пришел из ИТ, но теперь применяется к любому продукту, который выходит на рынок.

MVP не полноценный продукт, в нем есть только базовые функции. Например, MVP мессенджера может только отправлять сообщения с одного аккаунта на другой, но не позволяет звонить, записывать голосовые, отправлять стикеры — все эти функции будут добавлены позже.

В статье расскажем про этапы создания MVP, его виды и приведем примеры.

Этапы создания MVP

Создание MVP проходит в девять этапов:

  • определить задачу;
  • изучить целевую аудиторию;
  • сузить целевую аудиторию;
  • исследовать конкурентов;
  • подготовить план развития;
  • выбрать основные функции;
  • собрать команду;
  • выбрать методологию разработки;
  • запустить MVP.

Определить задачи. Прежде чем вкладываться в разработку продукта, нужно найти проблему, которую он будет решать.

Люди хотят носить красивую и подходящую им одежду, но не умеют ее подбирать или у них нет времени на это. Проблема в этой ситуации — индивидуальный подбор образов и доставка. Для этой проблемы мы и будем разрабатывать сервис.

Изучить целевую аудиторию. Когда общая задача продукта определена, нужно как можно более точно представить своего будущего клиента — понять интересы, поведение, потребительские привычки тех, кому продукт будет интересен.

Молодые работающие женщины готовы тратить на одежду до 10 000—15 000 ₽ в месяц, предпочитают хлопковые вещи синтетике, прежде чем купить вещь, изучают отзывы инфлюенсеров, предпочитают онлайн-шопинг походу в магазин. Они — ядро целевой аудитории сервиса по подбору одежды.

Исследовать конкурентов. После определения целевой аудитории нужно найти компании, которые уже решают проблему, — проанализировать основных игроков на рынке. Нужно выяснить, какой они предлагают продукт, сколько он стоит, каким его видят потребители — анализ поможет учесть ошибки других при разработке своего продукта.

Подбором одежды занимаются профессиональные стилисты, которые берут за свои услуги от 300 $, и консультанты онлайн-магазинов, которые работают бесплатно, но предлагают образы одного бренда. Первые стоят дорого и могут работать с ограниченным числом клиентов, у вторых стоимость услуг доступна для клиентов, но ограничен выбор образов. Если сервис сможет сохранить умеренные цены, но предложит более широкий выбор образов — он должен иметь успех.

Подготовить план развития. Когда вся основная информация собрана, бизнесу нужно оценить сильные и слабые стороны продукта, потенциальные возможности и угрозы. Их помогает определить SWOT-анализ — подробнее о том, как его делать, мы писали в отдельной статье. В результате SWOT-анализа появится список гипотез, которые можно протестировать.

Сервис подбора одежды будет работать через сайт и соцсети, закупать одежду на маркетплейсах у небольших продавцов, которые работают с натуральными тканями. Подбирать одежду клиентам будет стилист удаленно, на основе заполненных анкет. Он соберет несколько образов и отправит одежду клиенту с доставкой. Клиент будет оплачивать фиксированную стоимость работы стилиста и вещи, которые понравятся.

Выбрать основные функции. На этом этапе нужно приоритизировать функции продукта — какие необходимы, чтобы его можно было запускать и тестировать на клиентах, а какие второстепенны и их можно добавить потом.

Сервису подбора одежды нужен сайт с функцией оплаты, анкета и канал связи с клиентами — например, мессенджер. Закупкой товара и договоров с курьерскими службами можно пренебречь — когда клиент появится, на первых порах одежду можно заказать на маркетплейсе, а доставку — в логистической компании.

Собрать команду. Мы понимаем, какой будет продукт. Дальше его нужно создать — найти исполнителей. Можно собрать команду или делегировать создание MVP на аутсорс. В отдельной статье собрали советы, на что нужно обращать внимание при найме.

Выбрать метод разработки. Методология разработки — это набор принципов, правил и инструментов для управления созданием продукта. Популярные методологии — Agile, Kanban, Waterfall. Это ориентир, который помогает создавать продукт по шагам. В отдельной статье мы подробно разобрали, чем методологии отличаются друг от друга.

Сервис подбора одежды можно разрабатывать по методологии Agile: выписать все необходимые задачи в бэклог, выбрать приоритетные, назначить ответственных и срок выполнения — спринт. Например, разработчик соберет сайт в конструкторе, директор договорится с банком о подключении онлайн-оплаты, стилист составит анкету, сейлз-менеджер организует чат поддержки в Телеграме. В конце спринта сервис по подбору одежды будет готов к запуску.

Запустить MVP. Когда продукт будет готов, его нужно протестировать. Оценить работу, устранить все технические проблемы и запустить.

Друг может зайти на сайт сервиса, заполнить анкету и прислать ее в Телеграм — дальше можно тестово подобрать ему одежду и отправить с помощью стороннего сервиса. После этого оценить — что сработало хорошо, а что плохо. Дальше сервис можно запускать или сначала доработать.

Виды MVP

Существует несколько классификаций MVP, например, по стадиям разработки или по набору возможностей. Чаще всего выделяют четыре вида MVP:

  • однофункциональный MVP;
  • поэтапный, или разрозненный, MVP;
  • консьерж-MVP;
  • MVP Флинстоуна.

Однофункциональный MVP. Это готовый продукт с минимальным набором возможностей, который будет развиваться в будущем. Пример однофункционального MVP — Ozon, когда он был сайтом для продажи книг.

Поэтапный, или разрозненный, MVP. Это готовый сложный продукт, который состоит из самостоятельных решений. Например, сервис по доставке еды, у которого на старте есть только приложение. Готовую еду покупают в ресторанах, а развозят ее таксисты и курьеры. В будущем сервис может обзавестись своим производством и службой доставки.

Консьерж-MVP. Такой продукт обычно тестируют без разработки сложного программного обеспечения и автоматизации. Все функции в нем выполняют люди, чтобы проверить идею на жизнеспособность. Если проект окажется востребованным — начинается разработка его сложной начинки.

MVP Флинстоуна, или метод «Волшебник страны Оз». Этот проект похож на консьерж-MVP, в нем всю работу делают вручную, но создают у потребителя иллюзию готового продукта.

Примеры успешных MVP

Расскажем о двух сервисах, которые запускались как MVP, а выросли в успешные проекты.

Dropbox. Сервис позволяет хранить и передавать файлы. До Dropbox у людей не было удобного способа обмениваться электронными документами: их хранили на флешках и дисках, отправляли по почте или через онлайн-файлообменники, которые были медленными и небезопасными.

Dropbox одним из первых предложил решить эти задачи с помощью облачного хранилища. MVP Dropbox позволял пользователям загружать и хранить файлы в форматах DOC и PDF и автоматически сохранял их на сервере.

Сейчас Dropbox позволяет пользователям хранить и синхронизировать файлы в 10 разных форматах между компьютерами с любыми операционными системами — это одно из самых удобных решений на рынке, им пользуются миллионы человек по всему миру.

Функционал сервиса Dropbox
Функционал сервиса Dropbox

С момента запуска Dropbox значительно расширил функционал — теперь в нем можно хранить файлы почти в любых форматах, в том числе изображения, создавать и редактировать документы

С момента запуска Dropbox значительно расширил функционал — теперь в нем можно хранить файлы почти в любых форматах, в том числе изображения, создавать и редактировать документы

Uber. Цель сервиса — упростить заказ такси. До Uber люди заказывали автомобили по телефону: дозванивались до колл-центра, говорили адрес, откуда их забрать и куда привезти, согласовывали цену. После звонка нужно было ждать и верить, что машина приедет, — для некоторых людей это было тревожно.

Uber предложил другой формат — заказ такси в приложении. MVP Uber позволял заказывать такси в приложении парой кликов, клиенты могли видеть местоположение водителя и оплатить поездку безналично, привязав банковскую карту к аккаунту.

MVP был доступен только для пользователей iOS и работал только в нескольких районах Сан-Франциско. Однако даже с базовым набором функций Uber стал популярным и привлек много клиентов.

Мобильное приложение для поиска и вызова такси Uber
Мобильное приложение для поиска и вызова такси Uber

Uber связывает пассажира и водителя через приложение, моментально оформляет заказ, показывает местонахождение машины и снимает необходимость переговоров о деньгах — они списываются с карты после поездки

Uber связывает пассажира и водителя через приложение, моментально оформляет заказ, показывает местонахождение машины и снимает необходимость переговоров о деньгах — они списываются с карты после поездки

Что важно запомнить

  1. MVP — тестовая версия будущего продукта, в которой есть базовые функции. MVP помогает проверить бизнес-идею в деле и понять создателям стартапа, стоит вкладывать в продукт деньги или нет.
  2. Создать MVP можно за шесть этапов — определения главной задачи, изучения целевой аудитории и конкурентов, проведения анализа и приоритизации базовых функций, выбора методологии разработки. После этого можно провести тесты и начинать запуск.
  3. Примеры успешных MVP — Uber и Dropbox. Компании запустили продукт с базовыми функциями, получили положительный отклик от рынка и усовершенствовали свои сервисы. Сейчас это успешные корпорации.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 838 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации