Мыслить стратегически — значит уметь ставить цели и понимать, как их достичь: какие ресурсы использовать, какие риски могут возникнуть и как свести их к минимуму. Иначе говоря, разрабатывать стратегию и тактику.
В этой статье разберемся, как развить стратегическое мышление и построить стратегию в жизни и бизнесе.
Что такое стратегическое мышление
Стратегическое мышление — это способность мыслить системно и принимать решения, которые помогут достичь долгосрочных целей и наивысших результатов в будущем.
Чтобы не путаться в понятиях, поясним на метафоре:
- бизнес — это местность, на которой нам нужно ориентироваться;
- у бизнеса есть миссия — путеводная звезда, которая помогает не сбиться с пути;
- еще есть цель — это точка на горизонте, например деревня или гора. В бизнесе это «заработать миллиард» или «выйти со своим продуктом в соседний регион». Когда достигаете этой точки, горизонт расширяется и становятся видны новые цели;
- стратегия — это маршрут, по которому бизнес сможет дойти до выбранной точки;
- тактика, план — конкретные действия, которые помогут продолжить путь в разных обстоятельствах: скажем, на пути встретилась река, как через нее перебраться? Или в лесу бродит медведь, что делать? Для бизнеса это может быть, например, кризис, бракованная партия товара или нечестные действия конкурентов.
А теперь — на примере из жизни.
У Олега своя кофейня — это местность, по которой он двигается. Звезда, или миссия бизнеса — создавать вкусный кофе, который объединяет людей.
Олег ставит цель — заработать 10 млн рублей чистой прибыли за год. Точку на горизонте обозначил, теперь нужно разработать стратегию — как к ней двигаться. Олег решает запустить рекламу, создать программу лояльности, добавить в меню еду. Как именно выполнить каждую из задач, можно запланировать с помощью тактики.
Случается пандемия, затем локдаун, и общепит закрывают. Стратегия не работает, нужно придумать новую, проложить другой путь. Олег придумывает организовать доставку кофе и выпечки по городу, начать продавать кофейные зерна, организовать онлайн-уроки по выпечке.
Стратегию строят на основе цели. А значит, чтобы получать крутые результаты, нужно правильно сформулировать и поставить цель — как это сделать, рассказали в отдельной статье.
Чек-лист «Как предпринимателю развить стратегическое мышление»
Основную информацию из статьи собрали в краткий гайд. Пользоваться им просто: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали.
Почему стратегическое мышление нужно каждому
Человек, который мыслит стратегически, легче достигает целей в жизни и бизнесе. Он понимает, что именно нужно сделать, какие ресурсы понадобятся, какие препятствия могут быть на пути — и как их преодолеть.
Зимой Олег доедает оливье и решает: «Похудею к следующему Новому году на 20 кг».
❌ Такая история уже случалась. Год назад он твердо решил похудеть, купил абонемент в спортзал, три месяца отзанимался с тренером, съездил в отпуск — и к спорту не вернулся. Тут работы много, тут погода плохая. Спустя месяц отдыха от спорта решил сесть на строгую диету и больше гулять — продержался месяц, а там майские, шашлык и как-то забылось. И вот он почти год постоянно что-то делает для похудения, но результата нет: действия несистематические, непродуманные. Олег худеет на килограмм и тут же набирает его за праздник.
✅ Чтобы не повторить ошибок и достичь цели легче, нужна стратегия. Олег думает: «Начну ходить пешком час в день — вместо отдыха на диване с сериалом вечером. Чтобы не забросить, попробую слушать сериал на ходу или поищу интересные аудиокниги. Буду готовить сам, есть больше овощей — нужно будет покупать продукты и готовить на несколько дней вперед. На всякий случай присмотрю пару доставок с полезной готовой едой, вдруг будет лень. Начну ходить в зал раз в неделю: чаще, скорее всего, не смогу, но если что, добавлю занятие. Чтобы не бросить, возьму тренера».
Если есть измеримая цель, сроки и список действий, а тылы прикрыты запасным планом — риск провала ниже.
Зачем руководителю стратегическое мышление
В бизнесе стратегическое мышление помогает решить сразу несколько задач:
- понимать, на что тратить ресурсы проекта;
- оставаться конкурентоспособным;
- усилить команду.
Понимать, на что тратить ресурсы. Стратегия помогает оценить, на что тратить силы, время и деньги в первую очередь. Она помогает ответить на вопрос «Во что нужно вложить ресурсы, чтобы достичь поставленной цели?». Когда стало понятно, каким путем пойдет бизнес, можно подумать над тактикой и ответить на вопрос «Какой шаг делаем первым, какой — вторым, какой — третьим?».
Олег решил заработать 10 млн рублей и определил, что ему нужно для достижения цели: оформить наружную рекламу, создать программу лояльности, добавить в меню сэндвичи и выпечку. Это стратегия, которая поможет Олегу достичь цели и определить, во что нужно вложить ресурсы: деньги, время, усилия сотрудников.
Дальше Олег вырабатывает план для каждой задачи — то есть задачу раскладывает на отдельные шаги. Например, чтобы оформить наружную рекламу, нужно найти рекламное агентство, подготовить рекламные баннеры, согласовать бюджет.
Оставаться конкурентоспособным. Когда предприниматель строит стратегию, он смотрит на рынок и изучает конкурентов: как у них устроены бизнес-процессы, как они привлекают клиентов и преодолевают кризисы. Можно заимствовать удачные решения, подмечать ошибки, стараться избегать их, вовремя принимать меры, когда кто-то из конкурентов вырвется вперед.
«Без стратегирования легко проиграть конкуренцию: конкуренты создали новый продукт и привлекли клиентов, а бизнес без стратегии вылетел с рынка и закрылся. Так что отсутствие стратегии — это риск».
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Усилить команду. Если делиться стратегией с сотрудниками, они будут работать на цель более осознанно и с большим вовлечением. Магия проста: когда человек видит, как он может влиять на итоговый результат, он чувствует большую ответственность за свой участок работы.
Чтобы объединить усилия команды, можно привлекать сотрудников к выработке стратегии — например, проводить стратегические сессии.
Можно просто сформулировать как часть стратегии «запустить наружную рекламу с промокодом на скидку каждому клиенту» и дать задание маркетологу. Он пойдет механически выполнять задачу.
А можно на этапе планирования привлечь маркетолога, обсудить с ним идею запуска наружной рекламы и ее влияние на прибыль кофейни — а потом поручить заняться этой задачей. В таком случае маркетолог будет работать с большим вовлечением и интересом — потому что понимает, как его работа влияет на общий успех и прибыль бизнеса.
Руководителю выгодно развивать стратегическое мышление у сотрудников — так можно подготовить себе помощников. Менеджер, который вырос из рядового специалиста и теперь отвечает за отдел, часто будет эффективнее, чем приглашенный управленец, потому что знает «кухню» проекта и сам прошел все этапы.
Как развивать стратегическое мышление
Новые знания получить достаточно легко, освоить навыки — тоже. А мышление формируется в детстве и зависит от врожденных качеств, поэтому менять его сложно.
«Можно представить отрезок, градацию из четырех ступеней. Первая — знания, их получить проще всего.
Вторая — навыки. Например, писать тексты или печь пироги. Получить навыки сложнее, чем знания, но тоже возможно.
Дальше идет мышление — и оно сильно зависит от врожденных и приобретенных в детстве черт.
Последняя ступень — характер, его изменить практически невозможно».
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Стратегическое мышление можно перенимать, если много общаться с человеком, у которого оно развито. Если такого рядом нет, можно поработать с коучем или ментором.
«Если нам удается достаточно долго и плотно работать с человеком со стратегическим мышлением, мы перенимаем этот способ мышления.
Нужно обращать внимание на то, как человек ведет работу, как он мыслит. Можно задавать вопросы о стратегиях и внимательно слушать ответы».
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Еще могут помочь, например, книги или фильмы о других предпринимателях и построении бизнеса. Например, можно почитать «Метод тыквы» Майка Микаловица или посмотреть «Человек, который изменил все» Беннетта Миллера.
Важно не просто читать или смотреть, но и анализировать принципы действия с точки зрения целей и стратегии: как поставили цель? Как решили к ней идти — и почему именно так? А как еще можно было сделать? Почему выбранный способ лучше?
Что почитать, чтобы развивать стратегическое мышление
В отдельных обзорах рассказываем о самых популярных книгах, которые помогут разобраться, как научиться мыслить стратегически:
- «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови: как стать успешным предпринимателем.
- «Стратегия жизни», Клейтон Кристенсен: как не разочароваться в бизнесе и в себе.
- «Стратегия голубого океана», Ким Чан и Рене Моборн: как найти свободную нишу в бизнесе.
- «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса», Нассим Талеб: как натренировать устойчивость к стрессам.
- «Шесть шляп мышления», Эдвард де Боно: как принимать решения в неоднозначной ситуации.
Можно спуститься на ступень ниже и развивать навыки, которые помогают мыслить стратегически, — это проще, чем работать сразу с мышлением. Вот чему можно поучиться:
- анализировать ситуацию;
- проектировать;
- планировать.
Навык анализировать ситуацию. Когда мы хотим дойти до точки на горизонте, нам нужно узнать, по какой местности придется идти. Есть ли на ней горы, реки, леса, болота, дикие звери. В бизнесе тоже так — нужно проанализировать:
- Какая ситуация на рынке?
- Кто целевая аудитория? Что ей нужно? Чего она хочет?
- Кто конкуренты? Как они работают? Как привлекают клиентов и масштабируются?
- Что может повлиять на бизнес? Кризисы, санкции, пандемия и локдаун?
На этот навык будут нанизываться другие — скажем, умение строить и тестировать гипотезы.
✅ Как научиться. Чтобы научиться анализировать, нужно искать во всех объектах и явлениях систему. То есть совокупность элементов и связей между ними. Каждый элемент можно выделить и изучить отдельно. Звучит сложно — давайте на примере.
У Олега есть успешный конкурент: на соседней улице работает кофейня, в которой всегда полно посетителей. Олег смотрит на бизнес конкурентов системно: какие у них поставщики? Какое у них меню — что именно привлекает посетителей? А есть ли у них система лояльности? А как они продвигают свой бизнес — где рекламируются, есть ли на картах, в соцсетях?
Смотреть на явления вокруг как на систему — первый и ключевой шаг, чтобы научиться анализировать ситуацию. Помочь с развитием навыка может книга «Оргуправленческое мышление» Георгия Щедровицкого.
Еще можно строить и тестировать гипотезы — смотрите, что получилось, а что не совпало с ожиданиями и почему. Со временем получится делать это автоматически — и с сильными выводами для бизнеса.
Проектировать. Этот навык помогает вырабатывать решения в конкретных ситуациях.
«Одно дело, когда мы смотрим на точку на горизонте и думаем, как построить маршрут. Еще важно спроектировать решение: как этот путь пройти.
Если на пути будет река, как мы ее преодолеем: построим мост, надуем круги-уточки и поплывем на них, пойдем вброд? У бизнеса есть разные варианты препятствий, и для каждого нужно вырабатывать свои варианты решений».
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Например, предприниматель может продумать несколько вариантов кризисов:
- если случится локдаун — будем доставлять готовый кофе, кофейные зерна и еду;
- если нам придет бракованная партия кофе, будем оформлять возврат, а на это время быстро закажем небольшую партию кофе у поставщика из нашего города — получится чуть дороже, но кофейня не будет простаивать.
Бизнес станет устойчивее, если у него будут запасные варианты. Однако не стоит ударяться в крайности — пытаться продумать все и сразу, разрабатывать десятки вариантов для десятков кризисов. Достаточно взять ситуации на поверхности, с опорой на то, что происходит вокруг.
✅ Как научиться. Можно почитать книги о принятии решений — например, «Думай медленно… Решай быстро» Даниэля Канемана.
Старайтесь применять советы после прочтения и закреплять навык. Скажем, Канеман советует разворачивать статистические данные, чтобы не принимать поспешных решений. Например, перевернуть слова маркетолога «мы привлечем больше клиентов, чем 50% наших конкурентов» в «50% конкурентов будут привлекать клиентов успешнее, чем мы». Звучит уже не так оптимистично — это повод задуматься о других вариантах.
Навык менять тактику. Когда мы идем по выбранному маршруту, могут случаться непредвиденные ситуации: думали, в лесу живут одни белки, и вот внезапно на тропу выходит медведь.
Кофейня Олега движется к обороту в 10 млн рублей. Ее основные конкуренты — другие кофейни со своей кухней и посадочными местами, поэтому предприниматель запускает рекламу и размышляет о доработке уникальной концепции.
Но вот по соседству открывается конкурент с форматом «бери и беги» и недорогим кофе. Клиенты резко уходят туда: там дешевле и быстрее.
Нужно быстро менять тактику под нового конкурента. Например, добавить акции на кофе, сделать недорогое комбо «еда+напиток» или нанять больше бариста, чтобы варили в четыре руки.
✅ Как научиться. Можно развивать «антихрупкость» — когда предприниматель и бизнес становятся сильнее в стрессовых ситуациях. Например, не выбирать самые безопасные решения, а вкладывать ресурсы поровну в стабильные и рисковые варианты.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Как построить стратегию в бизнесе и жизни
Работающую стратегию можно построить за четыре этапа:
- Определить, что у вас есть: например, два миллиона рублей прибыли в год или идея для мобильного приложения и команда разработчиков.
- Определить, чего вы хотите достичь: четыре миллиона рублей прибыли в год или работающее мобильное приложение, которое можно скачать.
- Выписать все способы, которые помогут достичь цели — и отметить подходящие. Например, те, которые проще всего реализовать.
- Заполнить промежуточные стадии — желательно, чтобы их было 3—4.
Общая схема стратегирования выглядит так:
Помните Олега, который планирует выйти на 4 млн рублей чистой прибыли за год и похудеть на 20 килограммов? Вот как могут выглядеть его стратегии.
Кажется, что это слишком просто. А так и есть — все в порядке.
«Предприниматели часто усложняют стратегирование. Они думают, что это сложный процесс — и подходят к нему как к сложному процессу. Считают, что если они не придумали сложные формулировки, то и стратегия у них слабая.
В итоге выработать стратегию сложно — люди прокрастинируют и живут сегодняшним днем, в бизнесе получается хаос».
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Когда стратегию сформировали, можно использовать ее и двигаться к цели. В процессе нужно регулярно проверять, как работает стратегия, актуальна ли она. Возможно, изменились условия на рынке или появился крупный конкурент — и стратегию нужно скорректировать.
«Мне нравится такой способ реализации стратегии — постепенное внедрение. Сначала сделать быстро и просто, а со временем более продуманно и качественно».
Максим Десятых
Основатель Duo Sapiens и Школы управления
Подпишитесь на рассылки
Собираем самые полезные материалы, интересные мероприятия и важные новости в коротких письмах. Вы можете подписаться на одну из рассылок или на все сразу.
Как стратегическое мышление помогает вам в работе? Расскажите в комментариях: