Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как удержать ценных сотрудников в компании


Если коротко — покажите сотрудникам ценность их работы


Виктория Материкина

Виктория Материкина

HR-менеджер, эксперт Эйч

Если коротко — покажите сотрудникам ценность их работы


Виктория Материкина

Виктория Материкина

HR-менеджер, эксперт Эйч

Представьте двух сотрудников. У одного зарплата выше рынка, но он каждый день автономно выполняет рутинные задачи в офисе, не зная, для чего он это делает. А у другого зарплата меньше, но он видит, как его действия влияют на метрики бизнеса, а еще есть регулярная обратная связь от руководителя и мастер-классы от экспертов в его области. Как думаете, какой сотрудник больше вовлечен в работу бизнеса? Эксперты уверены, что второй.

Вовлеченность влияет на то, как много и хорошо будет работать сотрудник. Если задачи интересные, есть куда расти, есть отдача — работник принесет больше пользы бизнесу и с меньшей вероятностью выгорит или уйдет.

В статье рассказываем, как растить мотивацию сотрудников и не раздувать ФОТ.

Как устранить причины текучести кадров

Если посмотреть на мотивацию как на пирамиду, стоять она будет все равно на деньгах. Но помимо денег есть еще три уровня мотивации: личная выгода, личная убежденность и чувство долга.

Что это значит: как только зарплата будет в рынке, можно переходить к другим уровням мотивации, не наоборот. Методы удержания персонала не помогут, если люди понимают, что их труд не ценится.

Мотивация работает, только если в компании зарплаты в рынке, выплаты стабильны, а рабочее место удобное. Если с этим есть проблемы, нужно сначала обеспечить сотрудникам комфортные условия, а потом добавлять другие способы мотивации

Если мотивировать человека только высокой зарплатой, всегда найдется место, где платят больше, а задачи интереснее. Лучше всего работает сочетание материальной и нематериальной мотиваций, то есть зарплаты в рынке и того, что нельзя отправить на банковскую карту.

«Когда я только отучилась на командного коуча, у меня случился интересный кейс. Одна из проблем команды была в том, что сотрудники не понимали, что они делают. Собственно, запрос был в том, чтобы это исправить.

Я устроила командную сессию. Все сотрудники собрались и в открытую поделились всеми сложностями работы, обсудили цели компании и что конкретно им нужно сделать, чтобы их достичь.

В конце сессии мы зафиксировали план каждого сотрудника и перестроили работу, потому что за всей рутиной потерялись человеческие желания. Условно, гораздо лучше передать общение клиентов сотруднику, которому нравится с ними общаться. В итоге мы перераспределили задачи так, что, несмотря на другие проблемы компании, мотивация появилась сама собой».

Виктория Материкина

Виктория Материкина

HR-менеджер, эксперт Эйч

Если зарплаты в рынке, а сотрудники все равно стремятся покинуть компанию, вот на что стоит обратить внимание в первую очередь:

  • организация труда. Рабочее место должно быть удобным, а рабочие процессы — последовательными и понятными;
  • качество коммуникаций. Если руководитель или коллектив ведет себя токсично, то есть проявляет неуважение, нарушает личные границы, критикует и манипулирует, сотрудники там не задержатся;
  • возможности для развития. Если сотрудники видят, что компания не позволяет расти им в профессиональном плане, заниматься тем, что интересно, или рассчитывать на повышение в будущем — есть риск, что они начнут искать работодателя, который такие возможности предоставляет;
  • режим труда и отдыха. Постоянные переработки, сокращенные перерывы или их отсутствие могут привести к выгоранию и полной потере мотивации.

Эти проблемы можно выявить во время личного разговора с сотрудниками. Часть из них, например те, что касаются коммуникации, можно решить без дополнительных вложений.

Как можно мотивировать сотрудников

Чаще всего простого разговора с сотрудником недостаточно, поэтому можно использовать другие способы мотивации, которые не требуют больших затрат. Собрали главные в таблице.

Виды мотивации сотрудников
Материальное поощрениеНематериальное поощрение
  • Зарплата

  • Премии
  • ДМС

  • Организация питания

  • Скидки сотрудникам

  • Регулярная обратная связь

  • Гибкий график

  • Возможность работать удаленно

  • Бесплатное обучение

  • Участие в принятии решений

  • Корпоративные мероприятия

  • Публичная похвала

Если вернуться к пирамиде, то на ней все поощрения распределяются так.

Мотивировать сотрудников нужно последовательно: сначала закрывать базовые потребности, а потом переходить к верхушке пирамиды

Эффективность способов мотивации зависит от потребностей и предпочтений сотрудников, особенностей компании. О том, как выстроить работающую систему мотивации, мы поговорим дальше.

Подробнее о нематериальной мотивации

  1. Как давать обратную связь, чтобы после нее сотрудники не захотели уволиться.
  2. Как перевести команду на удаленку и сохранить ее эффективность: опыт компании sBoard.
  3. Как решиться делегировать часть ответственных задач сотрудникам.
  4. Как давать работникам больше ответственности и взращивать чувство причастности к команде: лучшие советы о мотивации из книги «Лидер и племя».
  5. Как провести тимбилдинг, чтобы потратить деньги и время не зря.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Как разработать систему мотивации

Есть пять шагов, которые помогут создать эффективную систему мотивации:

  1. Проверить процессы.
  2. Понять потребности сотрудников.
  3. Определить цели мотивации.
  4. Выбрать способы мотивации.
  5. Внедрить и адаптировать систему мотивации.

Шаг 1. Проверить процессы. Чтобы магия мотивации сработала, нужно проверить, нет ли проблем в процессах и комфортно ли сотрудникам выполнять их основные задачи. Например, если отдел продаж работает за старыми зависающими компьютерами, нужно сначала закупить новую технику, а потом ставить цели.

Возможно, для начала нужно обучить руководителей и менеджеров навыкам работы с сотрудниками или четче сформулировать должностные обязанности подчиненных. Без упорядоченной работы бизнеса как и без удовлетворения потребности в деньгах получить лояльный и вовлеченный коллектив не получится.

«Нельзя смотреть на работу людей только с технической точки зрения. Бесплатные обеды — это важно. Но никакая система мотивации не сработает, если руководитель будет позволять себе орать матом на сотрудников.

Если предприниматель понимает, что не справляется с управлением персоналом сам, лучше нанять эйчара, который сможет найти проблемы, предложить решения и посчитать, сколько они будут стоить».

Виктория Материкина

Виктория Материкина

HR-менеджер, эксперт Эйч

Чтобы заметить слабые места, можно провести анонимный опрос среди сотрудников.

Шаг 2. Понять потребности сотрудников. Проведите опрос или лично пообщайтесь с сотрудниками, чтобы выяснить их уровень мотивации и проблемы. Важно узнать, что вдохновляет подчиненных, что они ценят и чего ожидают от своей работы. Это поможет отобрать конкретные способы мотивации.

Вот примерный список вопросов, которые можно задать сотрудникам:

  1. Оцените от 1 до 10, насколько вам комфортно работать.
  2. Расскажите, чего вам не хватает.
  3. Как вы оцениваете уровень своей зарплаты от 1 до 10?
  4. Что повлияло на вашу оценку?
  5. Важно ли для вас наличие ДМС?
  6. Если бы у нас были корпоративные скидки от партнеров, вы бы ими пользовались?
  7. Важна ли для вас компенсация питания и/или спорта?
  8. Чего вам не хватает, чтобы вы могли назвать свою работу работой мечты?
  9. Как вы оцениваете работу вашей команды от 1 до 10?
  10. Что могло бы увеличить вашу оценку?
  11. Оцените уровень коммуникации с руководителем от 1 до 10.
  12. Что бы вам хотелось изменить в коммуникации с руководителем?

Даже если в компании принято открыто обсуждать проблемы, лучше беседовать тет-а-тет. Это снизит барьеры и поможет узнать у сотрудников больше подробностей.

Как соберете данные — посмотрите на сайтах с вакансиями, что из этого делают ваши конкуренты.

«Всегда лучше спросить у сотрудников, чего им не хватает, чтобы назвать компанию работой мечты. Но еще можно посмотреть, как в целом выглядит конкурентный рынок, то есть чем пользуются компании, чтобы мотивировать сотрудников.

Эту информацию можно добыть из исследований, описания вакансий конкурентов и во время собеседования с соискателями. В разговоре всегда становится ясно, что происходит у других. Если увидите повторяющийся паттерн, вполне возможно, это неспроста: конкуренты уже провели исследование и выяснили, что этот метод работает. Спросите сотрудников и попробуйте его внедрить.

Еще исследование подсветит слабые места в организации работы. Например, если конкуренты устраивают сотрудников по ТК, а вы заключаете договоры только с самозанятыми, это повод задуматься».

Виктория Материкина

Виктория Материкина

HR-менеджер, эксперт Эйч

Шаг 3. Определить цели мотивации. Любая система мотивации нужна, чтобы достичь целей и задач бизнеса — важно продумать KPI, которые хотите достичь с помощью изменений. Например, увеличить продажи на 20% или снизить текучку кадров.

Сами цели должны быть реалистичными и достижимыми. Их можно ставить по методике SMART.

Как поставить реалистичную цель
✅ Такую цель реально достичь❌ А такую сложно
Увеличить продажи в следующем квартале в 2 раза по сравнению с текущим за счет увеличения среднего чекаУвеличить продажи в следующем месяце в 10 раз

Шаг 4. Выбрать способы мотивации. Нужно сопоставить результаты исследования мотивации сотрудников и цели бизнеса. От них будет зависеть, что предприниматель сможет предоставить сотрудникам. Допустим, опрос показал, что маркетологу некомфортно работать в офисе из-за шума. Тогда предприниматель может оценить, как часто сотрудник должен присутствовать на совещаниях, и выделить ему удаленные дни.

Чтобы система мотивации работала, сотрудники должны знать, какие ожидания есть у руководителей и какие вознаграждения они могут получить при достижении целей.

«Если нет лишних денег, то как мотивировать сотрудников? Создавать классную команду!

Сотрудников мотивирует то, что им доверяют большие проекты и что их слушают. Отсутствие микроменеджмента, поддержка — это мотивация, которая ничего не стоит для бизнеса».

Виктория Материкина

Виктория Материкина

HR-менеджер, эксперт Эйч

Больше о том, как удержать ключевых сотрудников в компании

  1. Как удерживать ценных сотрудников. Вместе с руководителями из Тинькофф разбираем, как сохранить баланс между комфортной атмосферой в компании и затратами на персонал.
  2. Что делают компании, чтобы удержать сотрудников. Российские предприниматели рассказывают, как мотивируют работников и готовы ли повышать зарплаты.
  3. Как платить сотрудникам, чтобы бизнес не страдал. Даже если у вас самые лучшие сотрудники, есть потолок, выше которого платить не получится. Рассказываем, что можно сделать, чтобы сохранить мотивацию работников и не разориться.
  4. Как организовать корпоративное обучение. Вкладываясь в образование, бизнес не только получает более компетентных сотрудников, но и создает дополнительный стимул для работы на него.
  5. Баддинг и шедоуинг: как наставничество помогает бизнесу. Система наставничества может стать альтернативой внешнему обучению и позволяет адаптировать новых сотрудников в короткие сроки.

Шаг 5. Внедрить и адаптировать систему мотивации. Когда подготовка закончена, можно составлять план внедрения системы мотивации и реализовывать его. На последнем роль руководителя не заканчивается — наверняка понадобятся доработки. Поэтому важно получать обратную связь от сотрудников и вовремя вносить изменения в систему.

Скорее всего, систему мотивации придется корректировать. Тогда нужно начинать с первого шага, чтобы постепенно исправлять ошибки

Если что-то сломалось или не сработало, исправить систему можно почти так же, как она создавалась.

Иногда система мотивации может меняться из-за ситуации на рынке. Например, если начинают расти зарплаты или когда ключевые конкуренты обещают карьерный рост в ближайшие месяцы

Больше о мотивации сотрудников

Книги от эксперта статьи, которые помогут построить из отдельных сотрудников мотивированную команду и взглянуть на работу их глазами.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение Тинькофф

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Тинькофф
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Как вы мотивируете команду сейчас? Расскажите о самом удачном кейсе в комментариях


Больше по теме

Новости