Бывает, загорелся новой идеей: запустить новое направление в бизнесе, выучить наконец английский или освоить игру на фортепиано. Первые пару недель вдохновлен и мотивирован: окружающие подбадривают, занятие радует.
А дальше начинается тяжелая работа, поддержки мало, заниматься новым делом все сложнее. Так проходит месяц-другой, а воз и ныне там: для нового направления готов только сырой бизнес-план, самоучитель английского не открывался уже несколько недель, а фортепиано запылилось в углу.
Обычно в таком случае говорят, что у человека нет мотивации. Мотивирующие книги и цитаты не помогают, а на новое дело не хватает времени и сил.
Разбираемся с психологом, почему на некоторые дела не хватает мотивации, всегда ли нужно себя мотивировать и как все-таки не мешать себе достигать целей.
Чек-лист «Как мотивировать сотрудников, чтобы удерживать ценные кадры»
Руководителю стоит задуматься о том, как мотивировать сотрудников. Подготовили краткий гайд, как определять уровень мотивации работников и влиять на удаленные команды.
Что такое мотивация и что нужно о ней знать
Мотивация — это то, что побуждает человека действовать, сильный стимул. Например, когда мы голодны, мы откладываем дела и ищем еду. Голод — это мотивация. Или, бывает, когда человек открывает бизнес, он работает день и ночь, потому что хочет признания со стороны семьи, друзей и общества. Потребность в признании — это тоже мотивация.
Для работы с мотивацией нам нужно еще одно понятие — цель. Цель — это то, к чему мы планируем прийти.
Проще говоря, цель — что именно нужно сделать, мотивация — для чего.
Мотивация вроде «Чтобы семья похвалила, а окружающие позавидовали» кажется странной — заметили? Дело в том, что мотивация бывает двух видов, — они оказывают на нас влияние с разной силой, поэтому иногда мы бросаем дела, едва начав, и выгораем. Сейчас расскажем о каждом виде подробнее.
Виды мотивации
Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация — это когда хочется чего-то достичь не для себя, а ради реакции других людей: чтобы похвалили друзья, позавидовали недруги, порадовалась семья. Если вербализовать внешнюю мотивацию, она может звучать странно. Но на самом деле мы регулярно делаем что-то из-за ее влияния.
Человек может делать что-то, потому что другие уже сделали: «пойду учить английский — все вокруг его знают», «надо сдать на права, потому что все друзья уже сдали». Человеку хочется показать, что он «свой», часть сообщества.
Иногда внешняя мотивация основана на страхе плохих последствий или отторжения. Вспомните, возможно, в школьные и студенческие годы вам говорили:
- «не будешь хорошо учиться — пойдешь в колхоз, коровам хвосты крутить»;
- «не получишь диплом — будешь дворником работать»;
- «не помоешь посуду — гулять не пойдешь сегодня».
Это может касаться и бизнеса: «Не освоим с командой нейросети — будем сидеть у разбитого корыта, все вокруг их используют. Надо собраться и научиться пользоваться».
Но чаще всего внешняя мотивация основана на потребности в уважении и признании.
В пирамиде потребностей Маслоу эта потребность находится на четвертом уровне: человеку хочется быть уважаемым и признанным со стороны окружающих раньше, чем захочется чему-то учиться.
Если человек ставит цель, которую подкрепляет только внешняя мотивация, может появиться прокрастинация — постоянное откладывание дела на потом. Прокрастинация — сигнал, что с целью что-то не так. Например, человек решил открыть новое направление в бизнесе, чтобы его похвалили родители. Внутренней мотивации нет — мозг не хочет тратить силы на ненужные дела, и человек постоянно откладывает работу над задачей на потом.
Только на внешней мотивации двигаться к целям, скорее всего, не получится. Если у человека нет понимания, для чего ему самому нужно что-то делать, со временем ценность внешней мотивации упадет, а цель так и останется фразой в блокноте.
Внутренняя мотивация — это когда хочется делать «для себя».
Олег хочет расширить бизнес и продавать товары в Лондоне — для этого ему нужно поехать туда, найти покупателей, договориться с ними, изучить местное законодательство. Чтобы это было возможным, нужен английский. Олег это понимает, у него есть конкретная цель — «выучить язык» — и мотивация — «чтобы продавать товары в Лондоне и зарабатывать больше».
Когда человек делает что-то с внутренней мотивацией, он получает более выраженные результаты, потому что готов заниматься этим долго и прикладывать достаточно усилий.
Это подтверждают исследования: например, школьники с более выраженной внутренней мотивацией достигают лучших результатов в учебе. Их сравнивали с другими группами школьников, у которых выражена внешняя мотивация — «Родители заругают» — или не было мотивации вовсе.
«Считаю, что основа устойчивой внутренней мотивации — хорошее физическое и ментальное самочувствие, осознанное целеполагание и дисциплина. Поэтому я за то, чтобы заботиться о себе и учиться правильно ставить цели, исходя из своих ценностей и потребностей.
А когда мы четко понимаем, чего именно хотим добиться, из этого можно выстраивать свой план развития.
И помните: чтобы не выгореть, важно действовать из усилия, но не насилия над собой. Ведь дисциплина — это не ежовые рукавицы, а ваш партнер и помощник».
Алина Чичина
CEO wellness-бренда re-feel, автор телеграм-канала про уязвимость в бизнесе и жизни
Наиболее устойчиво человек идет к целям, когда у него комбинируются внутренняя и внешняя мотивация, — та, которая основана на потребности в признании и уважении. Когда человек думает о том, как он будет выглядеть в глазах других людей, это может мотивировать так же сильно, как внутренняя потребность добиться цели.
«Конечно, важен баланс: чтобы была и сильная внутренняя мотивация, и внешняя мотивация, потребность в признании и уважении. При этом внутренней мотивации должно быть все же чуть больше».
Лариса Саркисова
Как сохранить ресурсы бизнеса: истории от первого лица
Как работает мотивация
Мотивация строится на последовательности действий, которая приводит к результату:
- Появление цели.
- Определение способов достижения цели.
- Постановка задачи.
- Достижение цели.
- Получение результата.
Появление цели. Мотивация начинается с постановки конкретной цели. Для бизнеса это может быть увеличение выручки, выход на новый рынок или улучшение качества продукта.
Важно, чтобы цель была измеримой и достижимой. Четкая цель — это главный ориентир, который направляет усилия и мотивирует двигаться вперед.
Определение способов достижения цели. После того как цель определена, нужно понять, как ее достичь. Важно выбрать правильные методы и стратегии.
Например, если цель — увеличение продаж, способы могут включать улучшение сервиса, маркетинговые кампании или привлечение новых клиентов. На этом этапе стоит сразу оценить доступные ресурсы и возможности.
Постановка задачи. Следующий шаг — формулировка конкретных задач, которые помогут реализовать стратегию. Постановка задач помогает разбить большую цель на небольшие этапы, делая ее более осязаемой. Каждый этап — это возможность получить промежуточный результат и поддержать мотивацию команды.
Достижение цели. Когда задачи определены, бизнес начинает двигаться к их выполнению. Здесь нужно следить за прогрессом, корректировать действия при необходимости и поддерживать вовлеченность команды.
Получение результата. Финальный этап, ради которого были приложены все усилия. Для бизнеса это может быть рост прибыли, увеличение доли рынка или успешное завершение проекта. Результат — это не только награда за проделанную работу, но и мощный источник мотивации для дальнейших целей.
Мотивация в бизнесе работает как цикл: цель — способы достижения — задачи — результат. Чем четче структура и последовательность действий, тем проще поддерживать высокий уровень вовлеченности и двигаться к новым успехам.
Почему может не получаться себя мотивировать
Возможно, не хватает мотивации, потому вы устали, выгорели или просто цели, которые вы поставили, на самом деле не ваши.
Усталость. Возможно, вы давно не отдыхали, и на что-то новое просто не хватает сил. Усталость может накапливаться постепенно, и все чаще вместо достижения выбранной цели будет хотеться полежать или полистать соцсети. В итоге можно начать считать цели плохими, а себя — безвольным.
Ольга — предприниматель, у нее свой магазин одежды. Она весь год упорно работала над открытием, не брала отпуск и почти не отдыхала. Магазин начал стабильно приносить прибыль — и появилась цель открыть вторую точку в городе.
Только сил заниматься этим у Ольги не хватает — усталость сильнее мотивации.
Если ощущаете постоянную усталость, попробуйте качественно отдохнуть — взять отпуск или хотя бы 2—3 полноценных выходных дня. Отвлекитесь от работы, займитесь чем-то, что приносит радость.
«Важно понимать, как работает механизм мотивации на уровне биохимии. На желание двигаться к цели влияет общее состояние энергии — то есть насколько вы выспались, какой уровень стресса, а соответственно кортизола, в крови, хватает ли физической нагрузки и полезных микроэлементов в питании.
Да, может прозвучать банально, но я люблю повторять, что психика опирается на физику. Поэтому совет номер один — взять паузу, качественно отдохнуть и после этого вернуться к цели».
Алина Чичина
CEO wellness-бренда re-feel, автор телеграм-канала про уязвимость в бизнесе и жизни
Отдых не помог и желание заниматься новым делом не появилось? Возможно, дело в выгорании или навязанных целях.
Выгорание. Выгорание — более серьезное состояние, чем усталость. Оно развивается, когда человек долго горит своей работой и испытывает сильные стрессы.
При выгорании человек может легко раздражаться, кричать на сотрудников и семью или быть безразличным к своему делу. Выгорание обычно касается только рабочих задач, но на финальной стадии может возникнуть апатия — она затронет и другие сферы жизни.
Если заметили у себя первые признаки выгорания, нужно как следует отдохнуть — взять отпуск на 2—3 недели и забыть о работе.
Слишком высокий уровень мотивации. Что-что? Да, все верно. Дело в том, что если у человека слишком много мотивации, событие кажется невероятно важным. А в таком случае растет цена ошибки, и человек из страха ошибиться не делает ничего.
Ученые Йеркс и Додсон даже вывели кривую мотивации, согласно которой наиболее эффективно работать будет человек со средним уровнем мотивации.
Если чувствуете избыток мотивации, постарайтесь снизить важность происходящего. Осознайте, что в случае ошибки ничего страшного не произойдет. Заранее продумайте, что случится, если вы ошибетесь, и как это можно будет исправить.
Цели не ваши. Бывает, цель навязали: родители, друзья, кумиры в бизнесе, маркетологи образовательных курсов. Если в голове роятся фразы вроде «стыдно не знать английский» или «все знакомые водят машину, а я нет» — это оно.
Чтобы понять, ваша ли цель на самом деле, посмотрите, как вы ее формулируете:
- «я хочу …» — с этой формулировкой все в порядке. Когда человек действительно чего-то хочет, он готов платить за результат деньгами, временем и силами;
- «мне хочется …» — формулировка, над которой нужно задуматься. Обычно ее перевод звучит так: «Было бы неплохо получить что-то, но вкладываться в результат по полной я не готов»;
- «надо…» — задумайтесь, кому именно и зачем надо. Вам или кому-то из окружающих?
Если ответить сложно, сделайте упражнение «Зачем?». Задавайте себе вопрос «Зачем?», пока не получите ответ о своих желаниях и чувствах.
Если после упражнения «Зачем?» оказывается, что цель связана с другими людьми, — скажем, в ее основе похвала родных, — поймите, что именно вы хотите получить таким образом. Например, это может быть желание похвалы или благодарности. Но получить их можно и другим способом: перевести бабушку через дорогу, помочь родителям с домашними делами, заняться благотворительностью.
Еще можно ориентироваться на физические ощущения — представьте, что начали работать над достижением цели, что чувствуете в теле? Если есть ощущение радости и «окрыленности» — цель ваша. Если опускаются плечи, а в животе скручивается неприятный узел — повод задуматься, для чего вам эта цель.
Может оказаться, что выбранная цель нужна не вам, а кому-то другому — родственникам, друзьям, маркетологам онлайн-школ. От таких целей стоит отказываться — и искать, что нравится именно вам.
Коротко: что мешает мотивации и как это исправить
- Усталость. Если долго не отдыхать, усталость накапливается и мешает вам заниматься важными делами. Чтобы справиться с усталостью, обычно достаточно как следует отдохнуть несколько дней.
- Выгорание. Часто выгорание наступает от долгого стресса на работе и затрагивает только рабочие задачи. Если чувствуете раздражение от рабочих задач или сотрудников, попробуйте взять отпуск
на 2—3 недели. - Слишком высокий уровень мотивации. Дело кажется вам слишком важным, а цена ошибки — непомерно высокой. Из-за этого растет уровень тревоги, и эффективность работы снижается. Попробуйте снизить важность события и понять, что в случае ошибки ничего страшного не случится.
- Навязанные цели. Возможно, вы решили заниматься чем-то, чего на самом деле не хотите. Чтобы это отследить, спросите себя, а зачем вам нужна эта цель? Если окажется, что цель вам навязали извне, от нее можно отказаться.
Как повысить мотивацию: 5 способов
Есть 5 приемов, которые помогут не растерять мотивацию и идти к цели:
- наладить базу потребностей;
- пойти от противного;
- ставить маленькие реалистичные цели;
- планировать;
- вознаграждать себя.
Наладить базу потребностей. Для начала нужно закрыть базовые потребности: регулярно спать и отдыхать, разнообразно питаться и снизить уровень стресса. Это основа, без которой не получится поддерживать высокий уровень мотивации.
Наладить сон бывает непросто: кажется, что это пустая трата времени, и лучше поработать. Но на самом деле это вклад в свою продуктивность и оберег от опасных состояний вроде выгорания и депрессии. Подробно о том, как сделать сон полноценным и регулярным, рассказываем в отдельной статье.
Присмотритесь к тому, как вы питаетесь.
Максим всегда занят рабочими задачами: утром наливает кофе, пока проверяет почту, потом разгребает завал и решает срочные вопросы — из-за голода чувствует постоянное раздражение и плохое настроение.
До полноценного приема пищи Максим добирается часам к 16 — с диким чувством голода. Съедает сразу большую порцию еды, а после этого сразу чувствует сонливость и лень. Вторую половину дня работать практически не может.
Чтобы не было голодной раздражительности или сонливости после большого обеда, можно выстроить систему питания. Например, готовить с вечера завтрак: омлет или кашу. Утром их достаточно будет разогреть. Об обеде тоже можно подумать заранее: можно заказать готовые блюда или приготовить еду на несколько дней вперед и просто брать ее с собой в контейнере.
Еще можно держать под рукой перекусы: фрукты, орехи, батончики или шоколадки, чтобы подкрепиться, когда вдруг атакует голод. Это поможет сохранять стабильный уровень энергии и двигаться к целям.
Пойти от противного. Есть классическая схема: «Мотивация → действие». То есть человек сначала находит мотивацию, а она в свою очередь заставляет его что-то делать.
Если мотивации для старта не хватает, можно воспользоваться схемой: Действие → мотивация. Ее можно описать фразой «Аппетит приходит во время еды». Вы начинаете заниматься делом по чуть-чуть, а потом к вам приходит мотивация продолжать.
Ставить маленькие реалистичные цели. Когда человек достигает цели, даже небольшой, его мозг испытывает удовольствие: «Вот какие мы молодцы! Вот как хорошо сделали!» Это удовольствие побуждает продолжать путь к исходной большой цели.
«Сейчас многие из нас ставят масштабные цели на короткий срок, и, если справиться не получается, происходит откат в эмоциональном состоянии. То же самое происходит, если цель долгосрочная, но вы не отмечаете маленькие результаты, за которые можно зацепиться и сказать себе: „Я молодец, я на шаг ближе к своей цели“.
Попробуйте с какой-то периодичностью — например, каждый вечер или раз в неделю — фиксировать свои шаги и результаты. Это поможет увидеть, что вы действительно продвигаетесь к желаемому, и увидеть результат».
Алина Чичина
CEO wellness-бренда re-feel, автор телеграм-канала про уязвимость в бизнесе и жизни
Разделите вашу цель на мелкие шаги. Например:
Планировать. Когда начинаете новое дело, советуем добавлять занятия в рабочий календарь — так вы сможете успеть основные дела и при этом не будете пропускать занятия.
Поясняем принцип заполнения календаря на метафоре.
Представьте стеклянную банку. Сначала заполните ее крупными камнями — это дело, в котором вы решили развиваться — новое направление в бизнесе, английский или уроки фортепиано.
Затем добавьте в банку горох — это привычные рабочие задачи. Их много, но делать их проще — там все знакомо. Сверху засыпьте песок — это встречи с близкими и друзьями. И сверху влейте воду — это отдых и забота о себе.
Важно оставить именно такой порядок, иначе, если сначала засыпать горох-работу, не поместились бы крупные камни — новое занятие.
Планирование обычно начинают с одного-двух важных дел в день, а затем распространяют на остальные задачи. Как контролировать работу и успевать важное, рассказываем в отдельной статье о тайм-менеджменте.
Вознаграждать себя. Продумайте систему вознаграждений: когда достигаете небольшой цели, заканчиваете этап в проекте или целый проект, делайте себе что-то приятное.
Вознаграждения будут для каждого свои. Вот несколько идей:
- отпуск в приятном месте;
- покупка, о которой вы давно мечтали;
- выходные за городом;
- интересная экскурсия;
- мастер-класс или урок, на который хотели попасть: по верховой езде, теннису, керамике или чему угодно.
Вознаграждение поможет не бросить дело в моменты усталости или рутины: будет понятно, что в конце вас ждет что-то приятное.
Главное о методах мотивации
- Наладьте базу потребностей. Позаботьтесь в первую очередь о полноценном питании, регулярном сне и отдыхе.
- Пойдите от противного. Попробуйте двигаться небольшими шагами даже без мотивации. Первые результаты покажут, что дело не такое уж сложное, и вдохновят продолжать.
- Ставьте маленькие реалистичные цели. Отмечайте достижение каждой такой цели — мозг получает удовольствие от достижения, и есть мотивация двигаться дальше.
- Планируйте. Вносите новое дело в рабочий календарь или планировщик: так меньше шансов, что внезапные задачи и рабочие завалы поглотят новое занятие.
- Вознаграждайте себя. Когда достигаете небольшой цели, делайте для себя что-то приятное. Это может быть покупка, о которой давно мечтали, интересный мастер-класс или целый отпуск.
Главное в статье
- Мотивация — это причины, по которым мы хотим достигать целей. Цель — это то, что мы хотим получить, а мотивация — зачем нам это.
- Мотивация бывает внутренняя — человек решает достичь цели, потому что это нужно ему самому. Например, чтобы жить более комфортно, выйти на международный рынок или просто получать удовольствие от занятия.
- Мотивация бывает внешняя — то есть человек двигается к какой-то цели, потому что хочет получить одобрение родителей и окружающих, не получить наказания. Внешняя мотивация обычно слабее внутренней.
- Мотивацию могут ослаблять усталость, выгорание или слишком большой страх ошибки. Еще мотивация будет низкой, если человек следует не своим, а навязанным целям.
- Есть несколько приемов, которые помогут усилить мотивацию. Для начала нужно выстроить режим сна, отдыха, питания. Это поможет закрыть базовые потребности, и у человека появится энергия заниматься долгосрочными целями.
- Если мотивации не хватает, можно попробовать делать без нее — появятся первые результаты, человеку понравится, и мотивация продолжать усилится.
- Чтобы сделать процесс интереснее, можно делить цель на маленькие подцели — и отмечать их достижение. Так мозг получает удовольствие, и меньше вероятность, что человек бросит занятие.
- Новое дело нужно планировать — вносить в рабочий календарь наравне с остальными задачами. Так ниже вероятность, что вы закопаетесь в срочных делах и пропустите занятие.
- Нужно вознаграждать себя — придумайте, что приятного для себя вы сделаете, когда достигнете большой цели или маленьких подцелей. Это может быть поездка, которую вы давно хотели, покупка чего-то, что вам нравится, или интересное занятие.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
А как вы мотивируете себя, когда все лень?
Дмитрий, Абсолютно точно. Есть еще экономическая сторона, социальная.
Мотив (лат. moveo «двигаю») — совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность человека в обеспечении движения к удовлетворению своей потребности, определяющая достижение которой и выступает смыслом деятельности. Мотив — это среда, обуславливающая это движение. Это — «спусковой крючок» интереса. Мотивы, факторы, накапливаются внутри и снаружи человека. И когда последняя капля наполнит «емкость обстоятельств» сработает спусковой крючок (совокупный мотив), который начнет освобождать энергию, заложенную в интересе, и будет обеспечивать эмоциональной энергией, деятельность человека до достижения цели, или до потери интереса к ней, или до выжигания мощи, сконцентрированной в интересе, или до изменения обстоятельств, которые обуславливали это движение. Мотив выявляется человеком посредством специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями (от его достижения), либо отрицательными (от его утраты). Для осознания мотива требуется внутренняя работа.
Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, состояние организма, в котором ему объективно что-то требуется, а цель — результат сознательного целеполагания, психический образ того, что требуется в этом состоянии. Например: утоление жажды — потребность человека; представление того, как жажда будет утоляться субъектом (ведро с колодезной водой) — цель; сухость во рту, вялость, потеря работоспособности, заторможенность будут внутренними факторами, влияющими на деятельность человека по достижению цели (все указанные факторы будут внутренними мотивами). Внешние мотивы, не связанные с содержанием определённой деятельности, но обусловленные внешними по отношению к человеку обстоятельствами. В примере с утолением жажды внешним мотивом может быть высокая температура окружающей среды, влажность воздуха, расстояние до цели. Необходимо отметить два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».
С уважением к мнению автора, Сергей Ф.
Как же заставить работника достигать цель предприятия? Можно использовать, воздействие на работника физически. Что субъект попытается при этом делать? Да, если можно воздействовать плеткой, то он это делает. Об этом нам говорит история развития общественных отношений. Рабовладелец, так и воздействовал на рабов. Барин бил крепостных. Но при достижении определенного уровня развития человеческой цивилизации возникает потребность в формировании осознанного субъектом, более изощренного, более гуманного инструмента воздействия на конкретного работника. Заставлять работника действовать в интересах предприятия методами физического воздействия и угрозами примитивно и не гуманно. Способы воздействия совершенствовались, появились государства со своими законами, институтами и экономическими механизмами. Чем заполнить тот пространственный разрыв между потребностями работника и целью предприятия? Прообразом плетки, палки является стимул. Стимул — это компенсация неудовлетворенных собственных потребностей из-за переориентации деятельности работника с реализации своих интересов на достижение целей предприятия.
Стимул (лат. Stimulus — палка погонщика слона или острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) — сильный побудительный момент, вызывающий реакцию, действие.
В физиологии и психофизиологии, это понятие тождественно понятию раздражения.
Классическая иллюстрация стимула, формула, которая заставляет ослика двигаться:
- остроконечная палка в руках у погонщика, доставляющая боль всякий раз, когда ослик забывает о своем предназначении идти в нужном направлении и везти свою ношу, мотивирует его, не оставляет ослику выбора, что иллюстрирует негативный стимул (физическое воздействие).
- недосягаемая осликом морковка, подвешенная на палке, привязанной к голове ослика (видит око, да зуб неймет) символизирует и воплощает в себе обещание ослику вкусной еды после работы и является безальтернативным мотивом его поведения. Эдакий позитивный стимул;
Специалисты и руководители занимающиеся организацией стимулирования и собственно стимулированием часто не учитывают того, что здесь написано. Важно понимать, что стимулом может являться все, что угодно, все что можно использовать вместо палки и морковки. Важно помнить и то, что если морковка будет только в мечтах, то ослик перестанет работать и может умереть. Не менее важно понимать, что, воздействуя, на ослика палкой ему причиняется боль, которая также может привести к смерти. Работа из-под палки имеет свои особенности (ограничения).
Известно, что для осуществления деятельности, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) могут наступать определённые рассогласования факторов, влияющих на результат деятельности, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень искусственной мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует оптимум стимулирования, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение стимула приведёт не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень стимула не всегда является наилучшим. Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение стимула приводит к ухудшению результатов. Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона. Эти учёные, исследуя влияние негативной мотивации на животных, в 1908 году установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее оптимальной является средняя интенсивность мотивации (задавалась интенсивностью ударов тока). Здесь категория мотивация рукотворна, и она используется в значении категории стимул. Эти примеры с животными можно экстраполировать и на людей.
В экспериментальной экономике стимул — это, событие, или объект на которые измеряется реакция. В поведенческой экономике стимул воплощает в себе главный искусственный инструмент внешнего воздействия на поведение человека. Стимул в упрощенном виде можно рассматривать как мотив, эти категории тождественны, но имеются крайне важные отличия: стимул рукотворен, он искусственен, не естественен по отношению к объекту воздействия, кроме того, его применение обязательно имеет достижение цели. Стимул не всемогущ, важно знать о ситуациях, когда он не работает. Вспомните об упрямом осле, которого не сдвинуть с места никакими палками. Загнанная, но живая лошадь не поскачет с вами снова. Есть предел его действия.
Стимулы исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих проявления определённых интересов. В качестве стимулов могут выступать не только деньги, но и отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в виде компенсации за его действия, или что он желал бы получить в результате определённых действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно осознанно. На отдельные стимулы его реакция может даже не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому, если люди на них не реагируют, сами по себе стимулы не имеют значения, или смысла. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы для воздействия на людей. Стимулы — это, то, что заставляет работника работать на предприятие, на государство. Если человек простимулирован и делает выбор в пользу достижения цели субъекта, значит стимул выбран верно. Если размер стимула превышает размер степени его эксплуатации, то стимул обесценивается и перестает быть эффективным средством побуждения к действию, к достижению цели. Стимул проявляется как форма мотива.
С уважением к мнению автора, Сергей Ф.
Наталья! С точки зрения психолога Вы во всем правы, Ваши рекомендации полезны. В части самоорганизации человека. Понятия, которые Вы используете, имеют объективную и субъективную составляющие. А то, что носит объективный характер, проявляется вне зависимости от сознания. В частности понятие «стимул», по моему мнению, применено не корректно. Я бы хотел немного уточнить трактовку некоторых понятий и взаимосвязь между ними. Кроме того, человек — существо социальное, он почти постоянно подвержен действию других сил, которые влияют на его осознанную деятельность. Поэтому я посмотрел на тему немного шире.
С уважением к Вашему мнению, Сергей Ф.
filsemi, Наталья, в статье упоминается определение: «Мотивация — это то, что побуждает человека действовать, сильный стимул». В моем употреблении стимулирование: «Искусственно придуманный предмет, применяемый для побуждения объекта воздействия для достижения чужой цели». Получается самобичевание. Внутренний мотив — проявление физиологии и самосознания. Внешний мотив — обусловлен окружающей средой и особенностью ее восприятия.
Статья затрагивает только психологические процессы мотивации.
Есть еще и физиологические. например СДВГ, когда снижена мотивация по ряду химических причин. Имейте это в виду...