Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

9 частых ошибок при составлении бизнес-плана


Бизнес-план — мостик между идеей бизнеса и точкой, где он приносит прибыль. План помогает оценить рынок и продукт, рассчитать доходы и расходы, понять, когда окупятся вложения.

Чтобы бизнес-план действительно помогал, а не лежал для галочки, нужно использовать проверенные данные, учесть даже незначительные расходы, реалистично оценить сроки проекта.

С первого раза трудно учесть все нужные показатели и правильно их рассчитать. Рассказываем, какие ошибки чаще всего допускают при составлении бизнес-плана и как их избежать.

Ошибка № 1. Объем бизнес-плана больше 40 страниц

Большой бизнес-план — не всегда плохо. Все зависит от того, чем обусловлен такой размер. Если вы описываете крупный бизнес, это оправдано: исследования и расчеты займут много места. Если малый — нет, незначительные детали будут отвлекать от главного.

В бизнес-плане не нужно описывать все слишком подробно: от этого его тяжелее читать. Напишите обо всем конкретно и кратко, подкрепляя слова фактами и реальными ценами. Например, если собираетесь купить мебель в офис, описывайте не характеристики, а подходящие модели с ценами. Так вы сможете оценить расходы и сэкономить время на поиск мебели в будущем. План будет работать на вас: вы откроете его и поймете, что именно, за какую цену и на каком этапе нужно купить.

❌ Для сотрудников потребуется закупить 4 стула, тип установки: на колесиках, ограничение по весу 150 кг, спинка отдельная от сиденья, с пластиковыми подлокотниками
✅ В офис потребуются:

1. 4 стола Дантон-6 цвета Дуб Сонома/Белый
с Диван.ру. Общая стоимость — 56 000 ₽.

2. 4 стула Марси Textile
цвета Dark Grey
с Диван.ру. Общая стоимость — 30 000 ₽.

Итого: 86 000 ₽

40 страниц — примерный объем. Обычно его хватает, чтобы расписать ключевые пункты и маркетинговые исследования. Если вы его превысили, проверьте, оправдано ли это.

Ошибка № 2. Бизнес-план не соответствует требованиям организации, для которой написан

Бизнес-планы бывают внутренними и внешними. Внутренний составляют для себя и сотрудников, в нем можно описывать то, что предприниматель считает важным: например, делать упор на рисках и расходах, чтобы понимать, что может пойти не так. Внешний бизнес-план составляют для инвесторов или банков, и он должен соответствовать их требованиям, иначе можно не получить деньги.

Для инвестора важны финансовые показатели: он хочет знать, когда окупятся вложения. Если предприниматель описал процессы детально — определил, что и когда понадобится, указал, сколько это стоит, и рассчитал, когда бизнес выйдет в плюс, — больше шансов, что инвестор захочет вложиться.

Банки выдвигают свои требования к бизнес-планам предпринимателей и компаний, которые хотят взять целевой кредит. Узнать требования можно у своего менеджера: в каждом банке они свои.

Пример описания разовых расходов в бизнес-плане
Пример описания разовых расходов в бизнес-плане

Пример, как можно расписать в бизнес-плане разовые расходы при открытии цветочного магазина. Лучше указать все подробно и с запасом

Пример, как можно расписать в бизнес-плане разовые расходы при открытии цветочного магазина. Лучше указать все подробно и с запасом

Ошибка № 3. Нет сведений о поставщиках оборудования, сырья, расходных материалов

Когда сведения о поставщиках размытые — например, «будем закупать кирпичи на заводе», — предприниматель не может рассчитать размер комиссии и стоимость логистики. Если не подготовиться, можно заключить невыгодную сделку.

Если можете, сразу указывайте конкретных поставщиков. Например, если предприниматель собирается продавать кирпичи, ему надо определить, какие заводы производят материалы нужного цвета и где можно их закупать с минимальной наценкой.

Здесь же надо ответить на вопрос, почему именно этот цвет нужно покупать и что актуально в регионе, в котором компания будет продавать кирпичи. Иначе может оказаться, что вы будете шестым продавцом белых кирпичей в одном районе или, например, завод специализируется на красных кирпичах, а белые продают с большой наценкой и их закупать невыгодно.

❌ Кирпичи будем закупать на заводе
✅ Мы будем работать преимущественно со светлым кирпичом: из него построено больше половины новых домов в регионе. Закупать планируем на заводе «Эльза» с наценкой 10%: надбавка минимальная и логистика обойдется дешевле, чем в других местах. У завода есть один дилер в этом регионе, наша компания станет вторым

Это правило работает с каждым бизнесом. Вместо кирпичей можно подставить любой товар или услугу, а вместо заводов — поставщиков оборудования, сырья или расходных материалов.

Ошибка № 4. Нет четкого плана привлечения инвестиций

Мало написать сумму, которую предприниматель собирается привлечь. Допустим, нужен миллион — его можно взять у друга или мамы, а можно в банке под определенный процент. И это совершенно разные займы: друг и мама могут дать беспроцентный заем, а процент по кредиту нужно будет учитывать в расходах.

Когда предприниматель составляет финмодель, он должен оценить, сможет ли бизнес справиться с обязательствами и выбрать самый выгодный вариант привлечения денег. Если заранее продумать вид кредита и процентную ставку, можно избежать долгов и кассового разрыва.

❌ Привлечем 1 000 000 ₽
✅ Возьмем потребительский кредит в Т-Банке на 2 года с процентной ставкой 16%. Ежемесячный платеж составит 48 000 ₽

В случае с инвесторами так же: надо заранее понимать, какие условия готов предложить бизнес. Например, инвестор предлагает миллион, а взамен просит через год вернуть три миллиона, учитывая процент за использование денег — ставку дисконтирования. Даже если компания считает, что сможет расплатиться по договоренности, нужно продумать детали: возможно, стоит договориться о рассрочке, чтобы не выводить из оборота большую сумму за раз и подстраховаться на случай кризиса.

Ошибка № 5. В расчетах не учтено время на раскрутку

Писать сразу предполагаемый доход со 100%‑й посещаемостью или загрузкой рискованно. Скорее всего, расчеты не совпадут с ожиданиями. В лучшем случае затраты будут в несколько раз больше планируемых, в худшем — предпринимателю просто не хватит денег, чтобы их покрыть, и бизнес придется закрывать.

Чтобы понять, через сколько примерно окупится бизнес, нужно учесть, что в первые месяцы он может работать не в полную силу: понадобится время, чтобы раскрутиться и получить поток покупателей.

Чтобы оценить, какая будет выручка в первые месяцы, можно заказать маркетинговое исследование или провести свое — например, прийти в торговые точки конкурентов и оценить проходимость или опросить знакомых в нужной нише.

❌ Предполагаемая выручка в месяц — 380 000 ₽. После вычета расходов и уплаты налогов получаем 216 000 ₽ прибыли каждый месяц, исходя из этого рассчитываем окупаемость
✅ Предполагаемая выручка в месяц — 380 000 ₽. Маркетинговое исследование проведем сами: в соседнем районе есть похожий магазин с музыкой и играми, который открылся два месяца назад.

Придем под закрытие и посмотрим на номер чека. Спросим, было ли столько посетителей месяц назад. Потом поедем в уже раскрученный магазин игр под конец смены и посмотрим, какой по счету чек будет там.

Анализируем данные и получаем примерный план: в первый месяц будет 20% от загрузки, во второй — 40%, в третий — 70%, с четвертого магазин выйдет на 100%‑й поток

Ошибка № 6. В расходах не учтена амортизация

Про амортизацию в расчетах легко забыть. Кажется, что достаточно купить оборудование и можно использовать его пять лет, но оно изнашивается, и, когда придет время купить новое, может просто не оказаться денег на это.

Затраты на оборудование нужно постепенно вводить в себестоимость продукта. Чтобы не делать это резко и не поднимать цену слишком высоко, их каждый месяц включают в расходы на амортизацию.

Амортизацию очень важно учитывать в бизнес-плане, иначе можно сильно ошибиться с планируемыми расходами.

❌ Открываем пекарню, закупаем оборудование на 1 600 000 ₽
✅ Стоимость оборудования — 1 600 000 ₽.

Ежемесячные расходы на амортизацию.

Тестомес стоил 200 000 ₽, срок его полезного действия — от 7 до 10 лет. Выбираем 10 лет, или 120 месяцев. Амортизация: 200 000 ₽ / 120 = 1666 ₽ в месяц

Ошибка № 7. Выводы не обоснованы исследованиями

Иногда кажется, что достаточно прикинуть расходы и доходы, примерно понять, какая ситуация на рынке. Это не так.

Каждый показатель нужно рассчитать детально, исходя из вида бизнеса: для пекарни и магазина важно учесть проходимость, для бизнеса по продаже кирпичей — узнать, берут ли кирпичные заводы в районе дилеров или рынок уже переполнен. Если писать примерные данные, можно ошибиться.

Нужно сделать точные расчеты, иначе вложений от кредита или инвестора может не хватить на запуск бизнеса. А еще важно изучить контекст: например, посмотреть историю помещения, поговорить с бывшими арендаторами или жильцами соседних домов. Если этого не сделать, можно потерять деньги.

Владелец кафе выбрал помещение рядом с метро: оно свободно и у точки должна быть хорошая проходимость. Он знал, что там уже открывались кафе и пекарня, но закрылись в первые три месяца.

Владелец не узнал, в чем проблема, и потерял деньги. Оказалось, что из-за открытых мусорных баков в подвале завелись крысы. Посетители несколько раз их замечали, оставляли плохие отзывы и теперь боятся приходить.

Если бы владелец заранее собрал информацию, удалось бы избежать репутационного риска и потери денег на старте.

❌ Открываем пекарню по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д. 3 — оно свободно для аренды
✅ Открываем пекарню по адресу: г. Москва, ул. Выборгская, д. 3. У места хорошая репутация: здесь было популярное антикафе, но оно переехало поближе к метро. Помещение в хорошем состоянии, бывший владелец предупредил, что зимой тяжело открывается дверь и стоит ее заменить

Ошибка № 8. Не хватает информации о конкурентах

Часто предприниматели игнорируют деятельность конкурентов и ограничиваются одной фразой, например «наше итальянское кафе — единственное на 10 домов».

Не ясно, где находятся другие кафе и какие у них продажи. Если не проанализировать конкурентов, может оказаться, что итальянские кафе в этом месте не востребованы. Или на кафе в этом районе принципе плохой спрос. Тогда бизнес будет обречен уже на старте.

Чтобы узнать, что происходит у конкурентов, можно поесть в их кафе в прайм-тайм и посмотреть на номер чека: он покажет примерную проходимость. Еще можно поговорить с сотрудниками или знакомыми с похожим бизнесом и почитать отзывы или изучить итальянские кафе: какие самые успешные, а какие — нет, как варьируется средний ценник, от чего это зависит.

❌ Наше итальянское кафе — единственное на 10 соседних домов
✅ Наше кафе будет единственным на 10 домов. Ближайшее кафе итальянской кухни — по адресу: ул. Вучетича, д. 7. Открыто с 2015 года, средний чек — 1000 ₽, проходимость — около 100 человек в день.

Мы опросили жителей района и узнали, что 65% не хватает итальянской кухни ближе к дому по разным причинам: хотелось бы завтракать там в будни, ужинать по пятницам и посещать по выходным с детьми. Нужно учесть это в меню: добавим недорогие быстрые завтраки, будем предлагать бокал вина в подарок на ужин, а в выходные можно предложить комбо с детским обедом или проводить семейные мероприятия

Ошибка № 9. Нереальные сроки реализации проекта

Можно планировать идеальные сроки, но, скорее всего, везде, где это возможно, «заряженное ружье выстрелит»: прораб заболеет, рабочие сделают не то, о чем договаривались, а оборудование придется везти издалека, потому что в регионе нет нужной позиции.

Советуем брать в расчет негативный сценарий и учитывать все возможные статьи расходов, чтобы реалистично оценить суммы и сроки. Если все подрядчики выполнят работы в срок, у предпринимателя останется запас времени и денег.

❌ Ремонт займет два месяца. Пока он идет, привлечем инвестиции и закупим оборудование
✅ Ремонт может занять от двух до пяти месяцев, если учесть все риски. Заложим в расчеты четыре месяца

Главное

  1. Оптимальный объем бизнес-плана — около 40 страниц. Важно не углубляться в детали, а описать будущий бизнес коротко и подкрепить расчетами. Любые выводы должны быть обоснованы маркетинговыми исследованиями. Если считать цифры примерно, есть риск, что денег не хватит на то, чтобы покрыть все расходы.
  2. Бизнес-план должен соответствовать требованиям банка или инвестора, для которого он написан, иначе у бизнеса меньше шансов получить деньги.
  3. Сведения о поставщиках оборудования, сырья и расходных материалов лучше указывать конкретные, чтобы учесть все нюансы: стоимость, выгодно ли работать с этим поставщиком, сроки поставки. Информация о конкурентах тоже должна быть максимально подробной, это позволит лучше понять нишу и специфику бизнеса.
  4. Нужно учесть время на раскрутку: первые несколько месяцев проходимость будет неполной и выручка будет не 100%. Можно провести маркетинговое исследование, чтобы спрогнозировать доход в первые месяцы. Все сроки лучше планировать с запасом: построить оптимистичный и пессимистичный план и в расчетах использовать пессимистичный. Это позволит более реалистично рассчитать расходы.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елена Сосновская
Елена Сосновская

Какие ошибки допустили вы, когда составляли бизнес-план?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации