Дайджест
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Прием платежей по QR-коду без комиссии
ПодключитьПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Подписываясь на дайджест, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вероятность наступления негативных событий в бизнесе
Предпринимательские риски — вероятные негативные последствия. Чаще всего под предпринимательскими рисками подразумевают вероятность недополучения прибыли или непредвиденные убытки.
Владелица швейной мастерской Анна купила ткань и планировала отшить 1000 скатертей. Это 100 000 ₽ прибыли. Но поставщик медлил с отправкой материалов, что привело к простою цеха на две недели. Из-за форс-мажора Анна успела отшить лишь 500 скатертей. В итоге она недополучила 50 000 ₽ прогнозируемой прибыли.
Основательница кондитерской Людмила арендует для цеха помещение. Однажды этажом выше лопнули трубы, и ее цех залило водой. Так Людмила столкнулась с непредвиденными расходами на ремонт и замену части оборудования.
Негативные последствия могут наступить в любой сфере бизнеса и на каждом его этапе: в процессе производства, проведения финансовых операций, продажи товаров или услуг.
Риски предпринимательской деятельности можно разделить на три вида по последствиям:
Допустимые. Это незначительные риски, где убытки меньше прогнозируемой прибыли. Например, владелец автомастерской закупил запчасти, при доставке часть материалов повредилась, и предпринимателю пришлось покупать еще партию. Но потери сильно меньше месячной прибыли мастерской — это допустимо.
Критические. Это опасность расходов, которые могут превысить ожидаемую прибыль. В крайнем случае могут привести к невозмещаемой потере всех денег, которые вложили в дело. Например, вся партия товаров, которая должна была принести месячную прибыль, оказалась бракованной.
Катастрофические. Потери, которые могут привести к неплатежеспособности компании — потере имущества или капитала, закрытию или банкротству бизнеса.
Например, предприниматель запустил сервис доставки готовой еды, на запуск dark kitchen потратил более 1 500 000 ₽. Он рассчитывал выйти в плюс за пять месяцев, но на четвертый месяц работы на кухне произошел пожар, бизнесмен потерял часть оборудования, нужно делать новый ремонт. У него нет финансовой возможности начать дело заново — ЧП привело предприятие к банкротству. Это катастрофа.
Причины возникновения угроз можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние причины — экономическая нестабильность, ЧП, природные катаклизмы и изменения в законодательстве, например в налоговой сфере. Все, на что нельзя повлиять.
Владелец пекарни ориентируется на текущую стоимость сырья у производителей. Он планирует, сколько хлеба и булочек изготовить в следующем месяце, и прогнозирует расходы на закупку.
Но в стране из-за экономического кризиса резко растет инфляция, и цена на сырье резко вырастает. Вместе с этим растут и расходы пекарни, а прибыль снижается.
Внутренние причины напрямую относятся к деятельности бизнеса. Это могут быть финансовые просчеты, ошибки в подборе кадров или ошибки сотрудников, срывы поставок, проблемы с качеством продукции или нехватка сырья.
В законе нет каких-либо условий, которые способны защитить бизнес от внутренних просчетов или внешних факторов.
При этом в законе «Об организации страхового дела» говорится о возможности застраховать бизнес от предпринимательских рисков. Среди услуг страховщиков есть возможность предусмотреть недобросовестность контрагентов, поломку оборудования, падение спроса, банкротство.
В случае, если причиной срыва обязательств стали природные катаклизмы, государственные запреты на перевозки или торговлю, закрытие границ, войны или забастовки, это считается форс-мажором. В такой ситуации бизнес может расторгнуть договор или договориться с партнерами и клиентами о пересмотре его условий без штрафов.
Избежать негативных последствий или своевременно принять меры возможно, если проводить оценку уровня риска — постоянно анализировать ситуацию: сделки и их условия, финансовое состояние компании, внешние факторы.
Есть четыре инструмента для минимизации рисков:
Страхование. Предприниматель может застраховать имущество и оборудование, ответственность перед третьими лицами, недополучение прибыли, расходы из-за срывов обязательств поставщиком, простой, банкротство. В таком случае страховая компания может выплатить компенсацию или взять покрытие расходов на себя.
Диверсификация. Предприниматель или организация с минимальными вложениями открывает еще один бизнес в другой сфере. Например, ИП открыл книжный магазин, но спрос оказался небольшим. Арендную плату и зарплату сотрудникам платить нужно независимо от спроса, и предприниматель решил открыть кофейню в этом же помещении.
Хеджирование. Это защита ценовых рисков. Например, ИП подписал контракт на поставку запчастей на год по фиксированной цене.
Лимитирование. Установление предельных сумм расходов, кредитов или инвестиций.