Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Предпринимательские риски


Вероятность наступления негативных событий в бизнесе


Поделиться
Поделиться

Вероятность наступления негативных событий в бизнесе


Поделиться

Предпринимательские риски — вероятные негативные последствия. Чаще всего под предпринимательскими рисками подразумевают вероятность недополучения прибыли или непредвиденные убытки.

Владелица швейной мастерской Анна купила ткань и планировала отшить 1000 скатертей. Это 100 000 ₽ прибыли. Но поставщик медлил с отправкой материалов, что привело к простою цеха на две недели. Из-за форс-мажора Анна успела отшить лишь 500 скатертей. В итоге она недополучила 50 000 ₽ прогнозируемой прибыли.

Основательница кондитерской Людмила арендует для цеха помещение. Однажды этажом выше лопнули трубы, и ее цех залило водой. Так Людмила столкнулась с непредвиденными расходами на ремонт и замену части оборудования.

Негативные последствия могут наступить в любой сфере бизнеса и на каждом его этапе: в процессе производства, проведения финансовых операций, продажи товаров или услуг.

Какие бывают риски

Риски предпринимательской деятельности можно разделить на три вида по последствиям:

  • допустимые;
  • критические;
  • катастрофические.

Допустимые. Это незначительные риски, где убытки меньше прогнозируемой прибыли. Например, владелец автомастерской закупил запчасти, при доставке часть материалов повредилась, и предпринимателю пришлось покупать еще партию. Но потери сильно меньше месячной прибыли мастерской — это допустимо.

Критические. Это опасность расходов, которые могут превысить ожидаемую прибыль. В крайнем случае могут привести к невозмещаемой потере всех денег, которые вложили в дело. Например, вся партия товаров, которая должна была принести месячную прибыль, оказалась бракованной.

Катастрофические. Потери, которые могут привести к неплатежеспособности компании — потере имущества или капитала, закрытию или банкротству бизнеса.

Например, предприниматель запустил сервис доставки готовой еды, на запуск dark kitchen потратил более 1 500 000 ₽. Он рассчитывал выйти в плюс за пять месяцев, но на четвертый месяц работы на кухне произошел пожар, бизнесмен потерял часть оборудования, нужно делать новый ремонт. У него нет финансовой возможности начать дело заново — ЧП привело предприятие к банкротству. Это катастрофа.

Причины возникновения рисков

Причины возникновения угроз можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние причины — экономическая нестабильность, ЧП, природные катаклизмы и изменения в законодательстве, например в налоговой сфере. Все, на что нельзя повлиять.

Владелец пекарни ориентируется на текущую стоимость сырья у производителей. Он планирует, сколько хлеба и булочек изготовить в следующем месяце, и прогнозирует расходы на закупку.

Но в стране из-за экономического кризиса резко растет инфляция, и цена на сырье резко вырастает. Вместе с этим растут и расходы пекарни, а прибыль снижается.

Внутренние причины напрямую относятся к деятельности бизнеса. Это могут быть финансовые просчеты, ошибки в подборе кадров или ошибки сотрудников, срывы поставок, проблемы с качеством продукции или нехватка сырья.

Есть ли защита от рисков со стороны закона

В законе нет каких-либо условий, которые способны защитить бизнес от внутренних просчетов или внешних факторов.

При этом в законе «Об организации страхового дела» говорится о возможности застраховать бизнес от предпринимательских рисков. Среди услуг страховщиков есть возможность предусмотреть недобросовестность контрагентов, поломку оборудования, падение спроса, банкротство.

В случае, если причиной срыва обязательств стали природные катаклизмы, государственные запреты на перевозки или торговлю, закрытие границ, войны или забастовки, это считается форс-мажором. В такой ситуации бизнес может расторгнуть договор или договориться с партнерами и клиентами о пересмотре его условий без штрафов.

Как минимизировать риски

Избежать негативных последствий или своевременно принять меры возможно, если проводить оценку уровня риска — постоянно анализировать ситуацию: сделки и их условия, финансовое состояние компании, внешние факторы.

Есть четыре инструмента для минимизации рисков:

  • страхование;
  • диверсификация;
  • хеджирование;
  • лимитирование.

Страхование. Предприниматель может застраховать имущество и оборудование, ответственность перед третьими лицами, недополучение прибыли, расходы из-за срывов обязательств поставщиком, простой, банкротство. В таком случае страховая компания может выплатить компенсацию или взять покрытие расходов на себя.

Диверсификация. Предприниматель или организация с минимальными вложениями открывает еще один бизнес в другой сфере. Например, ИП открыл книжный магазин, но спрос оказался небольшим. Арендную плату и зарплату сотрудникам платить нужно независимо от спроса, и предприниматель решил открыть кофейню в этом же помещении.

Хеджирование. Это защита ценовых рисков. Например, ИП подписал контракт на поставку запчастей на год по фиксированной цене.

Лимитирование. Установление предельных сумм расходов, кредитов или инвестиций.

Что важно запомнить

  1. Предпринимательские риски — это возможные угрозы для бизнеса в будущем.
  2. Виды рисков предпринимательской деятельности могут быть допустимыми, критическими и катастрофическими.
  3. Причины возникновения рисков могут быть внешними, на них бизнес не может повлиять. Например, экономический кризис, природные катаклизмы, изменения в законодательстве.
  4. Кроме того, причины могут быть внутренними, они связаны с работой бизнеса напрямую. Примеров может быть множество: от ошибок сотрудников до нарушений в процессе производства, некачественного товара и финансовых просчетов.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 154 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться
Справочник предпринимателя

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме

Как селлеру с минимальными вложениями выйти на глобальный рынок. Разбор пяти рисков от Everink Tattoo
Как селлеру с минимальными вложениями выйти на глобальный рынок. Разбор пяти рисков от Everink Tattoo

Максим Артюшенков о том, когда нужен всего один глобальный фулфилмент, и о сложностях при выходе на рынки других стран